Когда фильм вышел на экраны, я еще была ребенком, но уже тогда просто влюбилась в главное танго этого фильма. Пересмотрела эту историю уже много лет спустя во взрослом возрасте. И фильм мне понравился. Мне нравится то, как отточены все детали, как правдоподобно сыграли актеры персонажей советского времени. Приятно было видеть Игоря Кириллова и Анну Шатилову, которые для меня отражение той эпохи. Жерар Депардье мне очень понравился. Его роль пусть и маленькая, но яркая, и она украсила фильм. Настоящий француз, который открыт знакомству с советскими людьми. Могу сказать, что мне понравились больше именно герои второго плана — а именно мама Сони и подружка Ира. Их фразы можно просто в цитаты вставлять. «А ваша Анна Каренина — стервь!», «Позволь себе хоть раз в жизни красивую, короткую, ни к чему не обязывающую связь»,' Вот так и живи со своим партизаном, в своей землянке, так пройдет жизнь, и ты никогда не узнаешь, что на свете есть настоящая любовь, настоящая страсть», «Ага, предпоследний». Ирина Скобцева мне очень понравилась своей аристократичностью и умением держать себя. Очень сильная сцена, где она обличает дочь. Не менее интересной деталью мне показалось, что все герои образованы и начитаны. Каждый цитирует стихи и мысли различных писателей и поэтов, интересуется политикой и культурой. Алентова — в своей роли она выложилась полностью и сумела показать то, как ей сложно принять это новое незнакомое чувство. Ну и я полностью согласна, что Анатолий Лобоцкий очень хорошо сыграл француза и сумел показать влюбленность и страсть. И я полностью согласна, что эта роль стала его визитной карточкой. И вообще нашим актерам удаются роли иностранцев. Можно спокойно вспомнить наших «Мушкетеров», которые тоже точно отразили аристократичность дворян Франции. И история любви в этом фильме никого не оставит равнодушным. Потому что тут показано, что многие живут по привычке вместе, а настоящая любовь может появиться неожиданно. И страсть лишает рассудка. И в самом деле, не каждый может быть счастливым, и этот красивый роман может закончиться. 10 из 10
Владимир Меньшов замечательный режиссер, и он снимает действительно интересные и неплохие фильмы, имеющую свою исключительность и кинематографическую ценность. Мне нравится смотреть его кино, и данный фильм с участием прекрасной Верой Алентовой я посмотрел с удовольствием. «Зависть богов» — драматическая мелодрама 2000 года, которая получилась своеобразным и чувственным фильмом, раскрывающим откровенную историю любви и страсти, которая сжигала главных героев дотла. Мы видим, что события происходят во времена СССР в 1983 году. Замужняя женщина знакомится с иностранцем, и между ними вспыхивают яркие чувства желания. Сначала главная героиня этой истории сопротивлялась, но вскоре поддалась соблазну, и они испытали чувства настоящего счастья, любви и безудержной страсти. Мы видим, что теперь для них ничего не существует, лишь только их любовь, но вскоре судьба преподносит им неприятный сюрприз, и теперь героине этой истории предстоит это принять и жить после того, что она когда-то по-настоящему любила, была любимой и испытала истинное чувство счастья на зависть богов… Вера Алентова одна из моих любимых советских актрис, и в этой мелодраме она играла шикарно: чрезвычайно откровенно, раскрепощено и реалистично. Мы видим, как ее героиня противоречива, но она не боится любви и последствий и с головой ныряет в этот опасный омут. Эту роль Алентова сыграла уже в возрасте, но выглядела она шикарно. Меня даже удивили с ней откровенные сцены. Должен заметить, что она молодец, настоящая актриса. В небольшой роли было приятно увидеть Жерара Депардье. Он достойный и сильнейший французский актер, и мне всегда приятно видеть его в любых ролей. Посмотрите откровенную и атмосферную мелодраму Владимира Меньшова «Зависть богов», и она унесет Вас в историю отчаянной страсти, любви и роковых поворотов судьбы… Смелое, неплохое и воодушевленное кино! К просмотру рекомендую! 8 из 10
Мопассан в одном из своих произведений написал (не цитирую, а пересказываю): если у женщины до зрелого возраста не было страстного романа, и вдруг с ней случиться страсть — она кинется как в омут с головой. «Ну, он же у меня не последний писатель! — Ага, предпоследний!» Вот так и произошло с главной героиней Соней. У нее по советским меркам (да и по сегодняшним) очень даже обеспеченная жизнь: отдельная квартира в центре Москвы, муж -писатель, сама она работает на телевидении, хороший сын, вообщем все устроено. Только вот любви уже давно нет, да и не было, как оказывается. А есть привычка. И так все бы и продолжалось… Но появляется ОН — француз-переводчик. «А ты знаешь, что такое настоящая страсть?» Алентова очень убедительно играет женщину, которая до 40 лет не знала что «такое» бывает: зажатая и в физическом, и в моральном плане она раскрывается и даже, кажется, молодеет на глазах. И я верю, что многие так себя и вели: не позволяло воспитание, навязанные моральные устои, которые каждый, конечно, воспринимал по разному. Феклистов — великолепен в роли писателя средних дарований, который отчаялся разбудить в жене какие-то чувства, и просто смирился. Великолепный актерский состав на вторых ролях: теща Скобцева со «стервью Карениной», свекровь Иванова с бананами и Ивом Монтаном, подруга Удовиченко с её советами, Павлов, Дюжева… А вот Лобоцкий в роли героя-любовника мне не очень понравился, точнее игра его ещё ничего, но вот голос… очень неестественно выглядит это коверканье. Лучше бы Меньшов взял на озвучание настоявшего француза. Отдельно хочется отметить потрясающий фон. Атмосфера предперестроечных лет показана настолько точно, что ты как будто сам живешь в 1984 году (хотя я тогда даже ещё не родилась). Настолько хорошо проработаны детали: люди, одежда, разговоры, песни, кино… Сегодняшним сериальным режиссерам, которые сейчас все повально снимают об СССР, надо поучиться у Меньшова так искусно воссоздавать эпоху. Фильм мне понравился, я с удовольствием его пересматриваю, но не до конца: уж очень финал какой-то киношный и скомканный получился. Мне остались непонятны вставки с танцами в электричке, они очень сильно выбиваются из общей стилистики фильма. 8,5 из 10
Каждый человек стремится быть счастливым. Это стремление заложено в нём самой природой. Вот только счастье у каждого своё, а многие и вовсе боятся его и всячески избегают, подменяя бытовым спокойствием. «Привычка свыше нам дана: замена счастию она», — сказал ещё А. С. Пушкин в своём бессмертном произведении «Евгений Онегин». А что будет, если на такого вот обыкновенного человека, прожившего правильную и систематизированную жизнь, привыкшего к ней чуть ли не с рождения и ничего более не ожидающего, обрушить неожиданное, сумасшедшее, затмевающее всё и вся счастье в виде последней, но первой по ощущениям, вечно молодой, прекрасной и дерзкой любви? Не почувствует ли он себя вдруг настолько свободным, настолько лёгким, что улетит на седьмое небо, где только древние боги смогут остановить его, позавидовав его блаженству? Вот и героиня Веры Алентовой говорит: «Даже древние римляне скрывали от самих себя, что они счастливы, опасаясь зависти богов. Боги не прощают». Владимир Меньшов снял удивительно тонкий и пронзительно грустный фильм. Пусть его обвинят в неумении снимать интимные сцены, но мне наоборот понравилась та целомудренность, с которой они были выполнены. Главное в любви душа, а не тело. Если тело берёт верх — это уже не любовь, а похоть, и к делу не относится. Жаль, что зависть богов может оказаться сильнее самой прекрасной и бесшабашной любви. Но блажен тот, кто любит, зная, что всему этому придёт конец, ибо он только тогда живёт. 8 из 10
Слава, свалившаяся на Владимира Меньшова в олимпийский год, была неожиданной, случайной и — давайте уж без обидняков — не вполне заслуженной (в том смысле, что статусу оскароносца, в одночасье превратившего его в небожителя, Меньшов соответствовал ничуть не более полутора, а то и двух десятков современных ему советских режиссеров, так и не замеченных сколько-нибудь существенно вне соцлагеря). Пресловутая статуэтка поставила на нем клеймо кинодеятеля международного уровня, в то время как снимал он намеренно и исключительно для внутреннего употребления, и тоской по мировой культуре не страдал совершенно (не подозревая, например, до самой церемонии награждения в Лос-Анжелесе, что он, оказывается, из Союза невыездной). Клеймо это довлело — после «Оскара» Меньшов как будто чувствовал себя обязанным оправдать возложенное доверие, снять таки что-нибудь по-настоящему экспортное, дорогое, смелое, пронизанное отсылками и аллюзиями, понимая при этом конечно, что заморские синтетические жанры — не для него и не про него, но надеясь наверстать за счет русской утробной, саму себя не осознающей всеотзывчивости. И — закономерно просчитался. Всеотзывчивости не вышло — крепкое, советской закваски нутро Меньшова бескомпромиссно отторгло с опозданием увиденный (и за отвращением и негодованием толком не рассмотренный) басурманский срам. Предполагаемый оммаж сам собой превратился в полемику, причем, к большому несчастью для режиссера, полемику на чужом и плохо ему знакомом эстетически-смысловом поле. И закончилaсь эта полемика ожидаемо — полным провалом так долго и любовно вынашиваемого замысла. Собственно, злонамеренному критику, желающему одним ударом уничтожить Меньшова, стоит лишь процитировать глумливые стишата Льва Лосева: «Где прежде бродили тропами сексоты, сексолог, сексолог идет! Он в самые сладкие русские соты залезет и вылижет мед. В избе неприютно, на улице грязно, подохли в пруду караси. Все бабы сбесились — желают оргазма! А где ж его взять на Руси ?» В них всё содержание, все тексты-контексты-подтексты «Зависти богов» представлены исчерпывающе и стилистически верно, с той лишь разницей, что стишата искрятся юмором (уж каким ни на есть), а фильм (в полемической своей части во всяком случае) являет собой образчик самой наивной, самой некритичной буквальности. Так, ещё Пушкин понял, что французский герой-любовник в России художественно допустим лишь в ипостаси «Мадам, же ву при водкю», то есть сугубо комической, с дворовой девкой Палашкой и рябой коровницей Акулькой в качестве предметов страсти нежной, поскольку взгляни на него хоть с малой долей серьезности — и действо неизбежно скатится на уровень излюбленных романов проститутки Насти из пьесы «На дне» (про Гастонов в смысле и Раулей в лаковых сапожках). И если бабы наши в душе таки конечно да, поголовно несут в себе что-то от злосчастной Насти, и увидеть во французском мужчине романного Рауля, всех совершенствов образец, не представляет для них никакого труда, то от режиссера Меньшова мы вправе ждать несколько более тонкого взгляда на предмет. Герой же Лобоцкого с его изысканным русским языком, белоэмигрантскими корнями, Сорбонной за плечами и лицом чуть омускулиненного Алена Делона настолько точно воспроизводит мечту отроковицы о французском галанте, что даже несомненная подлость, совершаемая им, вязнет в болоте его шарма, спроецированного на стереотип поколениями Насть. Причем сама подлость эта происходит по сценарию как-то так немотивированно, что поневоле задашься вопросом: а поняли ли сами создатели Андре своего персонажа или априори смирились с тем, что душа басурмана — потемки? Справедливости ради отмечу, что в отличие от ряженых галлов (в число которых в «Зависти богов» входит, увы, и недавний россиянин Депардье, свадебным генералом засветившийся в паре кадров), советская часть кастинга аутентична до такой степени, что любо-дорого (и неудивительно — уж чем-чем, а этим материалом Меньшов владеет виртуозно). Особенно хорош антураж, герои второго-третьего-четвертого планов и далее вплоть до камео и останкинской массовки — все эти успешные, холеные, инфантильные бездельники (советские творческие работники), каждый со своим счетом того, чего ему лично Советская власть недодала (как выяснится десятью годами позже, она недодала всем одного — ремня), идейный, но одинокий итээр, здравые мысли которого тонут в интеллигентском словесном мусоре, подружки, по-разному смиряющие, услаждающие, сублимирующие сорокалетнее бешенство матки, свекровь, поклонница Ива Монтана, в очереди за бананами, изящная маменька «из бывших» (тут, допустим, зут, поскольку с «бывшими» у нас в современных кино и литературе ужасающий, безвкусный перебор, но за «стервь» Анну Каренину простим и это), муж-писатель, строчащий на потребу про партизан, а в стол что-то бунински-набоковское (лет через двадцать выяснится, что первое у него получалось всяко талантливее и самобытнее), пионеры, рабочие, селяне, дачники, звезда Театра Советской Армии, а по телевизору — мартены и домны, комбайнеры и ткачихи, академики и космонавты, юбилеи Плятта и Улановой, Роднина на олимпийском пьедестале — мир ушедший, но родной, любимый режиссером до дрожи сердечной. Переключаться с этой волны на вымученную, из пальца высосанную histoire d`amour самому Меньшову заметно не хочется — в колхозной лекции о видах любви (ну, это если вспомнить бородатый анекдот) ему однозначно всего интереснее, как человек любит Родину. Зрителю же на порывы и объятья Алентовой с Лобоцким и вовсе неудобно смотреть — и дело здесь отнюдь не в возрасте примы, подвегнутой в фильме программным обнажениям. Проблема в том, что снимать самоценную телесную эротику отечественные синеасты не умели никогда (хотя томленья и влеченья получались у них как ни у кого больше), и уж конечно не примерному семьянину Меньшову было зачинать традицию. Некий симулякр традиции, правда, был и у нас, был и свой аналог «Последнего танго» — «Асса», но делал ее известный ходок и любитель нимфеток Соловьев — и там иные почва и судьба, Меньшовым, разумеется, и не паханные, потому как эта грань жизни ему вовремя так и не открылась — и это следует скорее расценивать как его, Меньшова, личное везение. Потому что Меньшову и Алентовой по всем признакам выпало в жизни то, что заслуживает настоящей зависти богов: брак крепкий и счастливый, ну, тот, который тайна велика есть и который, соответственно, заслуживает целомудренного оберега. Выставить почтенную уже супругу, обнаженную и беззащитную (с), на всеобщее поругание в поганеньком адюльтере, да еще возведенном в ранг земной любви пределов — пусть и в заблуждении, как бы спохватившись, что чего-то он с ней в свое время не познал и недополучил (стыда в данном случае и срама), пусть и под давлением непонятных, но кажущихся такими авторитетными поветрий, — было прямым нарушением брачных обетов. За что Меньшов и заплатил. Хорошо, что не семьей, а только творческим молчанием.
Уверена, что этот фильм не оценён по достоинству, и надеюсь, что это произойдёт в будущем. Я даже не буду говорить про прекрасную игру Алентовой (ей во время съёмок было 56—57! это что-то невероятное!) и Лобоцкого (воплощение всего лучшего, что мы хотим видеть в французах). Про это уже не раз сказали. Говоря об исполнительской стороне, я ещё отмечу музыку Лебедева, она великолепна, от неё захватывает дух… Причём и тогда, когда герои танцуют танго, и тогда, когда идут кадры документальной кинохроники. Это же надо было так сделать!.. Но вот, что мне кажется катастрофически недооценённым в этой картине: идея. Ведь это фильм о том времени, когда Советский Союз ещё крепко стоял на ногах и казалось, что он будет всегда. Это фильм не только о любви — он ещё и о настроениях, витавших в обществе, о вторжении государства в частную жизнь, о презрении, с которым интеллигенция относилась к своей стране, о её готовности кривить душой. Пройдёт время — и эти люди придут рулить страной, они так же, со стыдом и без любви, будут её реформировать. Меньшов буквально показывает, где корни наших последующих бед. На мой взгляд, он это сделал замечательно — точно, умно, объективно; нигде ему не изменило чувство меры. Хочется верить, что эту картину ещё многие откроют для себя и будут не раз пересматривать.
Владимир Меньшов гениален, не даром же он — один из не многих обладателей Оскара в советском кино. Но я бы не проводил параллели с фильмом «Москва слезам не верит». Здесь кроме событий той же эпохи и Веры Алентовой мало общего. В картине «Зависть Богов» Меньшов удивительно тонко показал то ханжество, отсутствие права на личную жизнь и всё те же остатки страха перед органами власти ещё со времён Сталина. На всё имелась своя статья уголовного кодекса. И закрытый режим в те времена касался почти всех обитателей СССР. И все были обязаны работать. Работать на гос. предприятиях. Иначе тебе грозила статься «За Туниядство». Я не вижу никого, кто бы лучше справился с ролью главной героини, чем Алентова! Разумеется, как муж, режиссёр показал её во всей красе с её женственными формами и голубыми глазами, но суть-то не в этом. А в том, что в данной картине мы видим как не молодая, но всё ещё красивая женщина могла наплевать на множественные преграды, чтобы найти свою единственную настоящую любовь и обрести счастье, пусть и скоротечное. Этот фильм мне напомнил историю моей собственной мамы, рассказанную ею как-то неосторожно при просмотре старых фотографий. Она работала на закрытом предприятии, в неё влюбился один артист цирка — болгарин. Исход этого, так и не начавшегося из-за страха, романа не трудно себе представить. Особой ноты трагичности, а в некоторых моментах страсти и чувственности, этой драме предаёт великолепная музыка в стиле танго Виктора Лебедева, которая меня в конце заставила пустить скупую мужскую слезу. 10 из 10
Этот фильм, как и все картины Меньшова, необычен, концептуален и просто великолепен. Обычная женщина, выросшая в реалиях застоя, где единственный выбор — это самолёты Аэрофлота (то есть никакого) испытала влюбленность. И башню снесло по полной. Фильм о тех временах, где невинные сексуальные радости казались извращением… и народ смаковал пошлятину вроде «Последнее танго в Париже» (да, сей безыдейный, блевотный фильм). Где любовь была ненужным дополнением к браку, а измена и аморальность — не более, чем забавной историей. Это я в фильме и увидела: чем больше ограничений на обычное семейное счастье, чем больше стереотипов о замужестве после вуза, тем больше разврата и развязности в людях — ну, пока что они не проявились… но когда проявятся, для субъекта это станет неминуемой трагедией. Потому что подростковые шалости принято переживать в подростковом возрасте, принимать и переживать их. В общем, фильм о временах, когда поиск своего счастья в семье и работе считался глупостью. Как и сейчас, когда счастье — это якобы счет в банке и Саша Грей под боком.
Я с уважением отношусь к кинематографу Владимира Меньшова. И то, что режиссер вновь рассказал зрителям историю любви и страсти, меня не удивило. Но я совсем не приняла Веру Алентову в роли Сони. Интеллигентная женщина бальзаковского возраста совсем не так, подходит слово «по-дурацки», должна реагировать на лавину обрушивавшегося на нее чувства. Фальшивые интонации у Алентовой. Никакого обаяния. Зато Анатолий Лобоцкий запоминается надолго. Сдержанный, и в тоже время страстный, воспитанный, образованный. Когда я в первый раз посмотрела «Зависть Богов», то подумала, что после роли Андрэ, Анатолий Лобоцкий станет очень популярным. Впрочем, так оно и случилось. 3 из 10.
После неудачного опыта в комедийном жанре (Ширли-Мырли) Меньшов возвращается к жанру мелодрамы и в отличие от комедии чувствует себя на своей территории очень уверенно. У этого фильма очень много общего с фильмом «Москва слезам не верит». Дикторы ЦТ СССР Киррилов и др. играющие самих себя так же как Смоктуновский, Юматов и др. в «Москва слезам не верит», сама тема телевидения, рассуждения друзей главной героини о молодых экономистах, также как рассуждение в «Москве» о молодых поэтах. Меньшову удается волшебным образом полностью восстановить атмосферу застойных восьмидесятых, так же как и атмосферу пятидесятых в «Москве», так что у зрителя создается ощущение переноса в то время. Практически полное попадание в образ всех актеров за исключением Жерара Депардье, который слишком молодой для ветерана Второй Мировой войны и присутствующий в фильме в качестве «приглашенной звезды». И все-таки фильму чего-то не хватает. Может быть для драмы он слишком несерьезен или наоборот слишком серьезен для мелодрамы. Но, безусловно один из лучших наших фильмов после распада СССР. 8 из 10
После просмотра фильма «Зависть богов» у меня остались смешанные чувства, я бы даже сказала некий неприятный осадок, поэтому я решила разобраться, что же с этим фильмом не так. Наверное, главный недостаток этого фильма — его озвучка. Трудно следить за сюжетом, проникать в художественный замысел фильма, да просто им наслаждаться, когда сидишь в напряжении из-за того, что почти ничего не слышно из-за радио ли, которое слушают герои, или из-за электрички, проезжающей на переднем плане… В общем, половину фильма я просто с трудом могла разбирать слова, и часть их прошла мимо безвозвратно. Может из-за этого я что-то не поняла в самом фильме. Ну да ладно. Сама идея основывается на довольно простом, часто используемом сюжете — женщина замужем без любви, страсти никогда не испытывала и тут, внезапно чувство ее накрывает, когда ей уже за сорок. И что же — муж неудачник, сын вырос, родители благополучны — почему бы не предаться счастью? (Если опустить, конечно, совесть, чувство долга и пр. и пр.) Действительно, почему бы не быть счастливой, раз выпадает такой шанс? На этом и завязан конфликт фильма. Режиссер пытается раскрыть сразу двойственную идею — с одной стороны доказать, что нельзя всю жизнь прожить по инерции, по шаблону — спокойно, надежно, почти без эмоций, но и без боли. И в то же время с другой стороны он сам пытается опровергнуть этот постулат — человек не может жить так, как он хочет, и не может быть этим счастлив — это наказуемо, потому что порождает зависть (прежде всего других людей, хотя может быть и богов, как знать…). Так какой же ответ дает режиссер на свой вопрос — можем ли мы быть счастливыми без того, чтобы потом расплачиваться за это болью? Можем ли делать то, что наполняет нашу жизнь до краев и выходит за эти пределы? И может ли мы стать счастливыми в повседневной жизни — в той самой «рутине», «инерции»? Как обычно, ответ предоставляется выбирать зрителю самому. Вы и я, и каждый, сами решаем достаточно ли мы бесстрашны, чтобы каждый день, в любом и даже самом малом находить повод для счастья, и тем самым устоять, не побояться вызвать зависть, когда к нам придет большое счастье. Фильм безусловно украшен изумительной игрой актерской пары Вера Алентова (Соня) — Анатолий Лобоцкий (Андрэ). Они сумели внести свою лепту в исполнение этого вечного сюжета о запоздалой страстной любви. Взгляд Андрэ, его настойчивость и в то же время очарование, легкость, делают из него настоящего француза (едва ли француз так смог бы сыграть русского, как русский — француза). Алентовой отлично удалось передать переплавление зажатости ее героини в горящую внутреннюю свободу страсти и затем в полное отчаяние (хотя финал фильма показался мне очень неудачным, если честно). Почти все сцены с этими героями исполнены чувства, и даже иногда — смысла. Один вопрос однако остался для меня открытым и непонятным. Зачем Андрэ написал ту статью, за которую его депортировали из Советского союза? Он уже не мальчик, чтобы не понимать, чем может грозить такая откровенная публикация о такой стране и в такой стране, он мог предвидеть последствия. Почему же не сдержался? Значит ли это, что для него работа, «правда», оказались важнее любви к Соне? Или эта «недальновидность», этот молниеносный творческий пик и есть своеобразное наказание «богов» — как обычно в доказательство принципа, что человеку никогда не дано иметь сразу все, что ему необходимо для счастья, что ему приходится выбирать, отказываться и расплачиваться за радость, за счастье? Остальные актеры к сожалению не слишком порадовали или впечатлили (большая часть из тех, кого увидел и тут же забыл), да и появление Депардье совсем, на мой взгляд, не оправдано (вообще эта роль сама по себе «пустая»), не эффектно, да и попросту смазано все тем же плохим звуком. Неоднозначна еще и роль советской темы, проходящей лейтмотивом по фильму: хорошая-плохая система, противопоставление «купить-купить» буржуазной Франции и «достать-достать» советской России. Конечно, и в этом режиссер ищет ответа — кто счастливей, кто смелей, кто лучше, у кого больше прав на счастье? Только, на мой взгляд, это уже излишне и совсем не убедительно, и даже вовсе не драматично, а немного даже глупо. Однако своего мнения никому навязывать не хочу. 7 из 10