Как это странно, когда фильм является поистине художественным произведением без кавычек - не имеет достаточного количества откликов на, по-сути, реальную историю военной и после-военной жизни такой большой страны, ныне не существующей, как Советский Союз. Под этим подразумевается, конечно же сам народ, люди, которые сумели выстоять, выжить в такое тяжёлое время, и при этом сохранить своё лицо, порядочность и совесть. Да, фильм 'Старшина' именно о таких людях! Такую, как сейчас говорят, острохарактерную, волевую, роль такого старшины исполняет Владимир Гостюхин, который делает свою актёрскую работу просто блистательно, и создаёт образ и сам актёрский талант раскрывается в большей степени в последующих работах с его участием, чего только стоит фильм 'Охота на лис'. Но задел, основа образа заложена именно в фильме 'Старшина'. В фильме 'старшина' - это скорее не воинское звание, а наставник, учитель или даже старший брат, который помогает курсантам лётного училища, совсем ещё юным ребятам спуститься с небес на землю и воспринимать войну не как вендетту в 'розовых очках', а как тяжёлую работу, в которой не каждому удастся выжить. Да, старшина Кацуба воспитывает, закаляет их характер, как это не странно, своей добротой, потому что он не хочет видеть своих курсантов жертвами, он хочет видеть их победителями. Кацуба резок, но он не унижает курсантов, он их выматывает ежесекундной работой, упражнениями, не только физического плана, но и духовного, он заставляет их работать над собой, преподнося им один жизненный урок за другим. Вспомнить хотя бы сцену знакомства, когда он расставляет точки над 'и' со своим непосредственным начальником. Интересно наблюдать за поступками такого человека, как он держит своё слово, когда покупает за свои деньги сапоги, так сказать, случайному знакомому, продающему папиросы на рынке, как он ухаживает за полюбившейся ему женщине. По всей видимости, такие качества у него в крови и делает он свои поступки не из корысти и не из жалости, а из каких-то других светлых побуждений, из тех чувств, которые он испытал в сложные довоенный годы и на самой войне. И не удивительно, помогать, спасать жизни людей - это его кредо, т. к до войны он работал спасателем на пляже. Хочется отметить, что Владимиру Гостюхину, по-настоящему, нравится образ, характер Коцубы, он дышит и живёт в унисон с этим героем, и эта неподдельная искренность, живость заманивает зрителя и оставляет его безразличным к судьбе героя. P.S. Фильм 'Старшина' не шедевр мирового искусства, но он, надеюсь, не оставит Вас безразличным, и моя оценка такая, что этот фильм стоит показывать как образец человеческих отношений между людьми.
Многогранный фильм. Простой в своей сути и полный сверх меры. Война без войны как таковой, но насколько же она здесь главенствует, опаляет своим дыханием, щемит... Каждый из персонажей её арестант. И вспоротая дугой старшинская спина, и плач по потерянной в ампутации руке - перепаханное поле взошедшего урожая жизней людей на пепелище, разведённом 'костлявой'. Душа женской исповеди раздавленная, но возрождающаяся; беспомощное отчаяние смерти отца - скупые строки похоронки - отзвуком-стоном в нас, зрителях, с навертывающейся слезой и подступающем комком к горлу. Безысходность. Понимание этого. И не чем помочь... ВОТ ОНО ИСТИННОЕ КИНО. С гаммой чувств воспитывающих в нас ЧЕЛОВЕКА. Старшина. Какое ёмкое понятие. СТАРШИНА. То есть Старший. Иначе говоря - Наставник. Учитель. Отец родной для курсанта. Кнут и пряник. Психолог и Воспитатель - огненное горнило для закалки, выпечки. Вот так, наверное образным языком можно очертить контуры главного действующего лица. Попадание в образ Владимиром Гостюхиным стопроцентное. Да, именно он, ОТЕЦ РОДНОЙ для вчерашних ещё пацанов, а сегодня курсантов лётных курсов. Да, именно он, ОГНЕННОЕ ГОРНИЛО для закалки и выпечки характеров мальчиков превращающихся в мужчин. Да, именно он стартовая площадка-аэродром их завтрашнего ПОЛЁТА. И на каждом из них его отпечаток в общей фактуре проступающей ЛИЧНОСТИ. 'Раз-раз-раз, раз-два-три, раз-раз-раз, раз-два-три' - как молитвенный перезвон в стуке сапог. 'Боец Чеботарь подъём - боец Чеботарь отбой' - воздаяние и воспитание одновремено. 'Хотите чаю, товарищ капитан' - дистанцирование и разграничение... И продолжать можно ещё и ещё... Здесь масса самородков-изюминок для любования-смакования. Нужно лишь 'поймать' волну, настроиться 'на кино'. И Ваша душа ЗАПОЁТ. А сцена с восемнадцатой булкой хлеба? Жесткая, хлёсткая. Правдивая. 'Старшина' был и остаётся живым откровением ушедшему времени. Достойно. Смотрю и пересматриваю вновь. Поймал себя на мысли, что старшина Кацуба точь в точь старший лейтенант Евгений Таманцев по прозвищу 'Скорохват' из романа 'В августе сорок четвёртого'- человек-пружина. Такой способен на силовое задержание, стрельбу 'по-македонски', качание маятника... Сгусток энергии. Запредельная воля. Позволю себе некоторое отклонение от основной темы. В своих недавних рецензиях я заговорил о 'самурайском следе' в советском-российском кинематографе. Речь, проще говоря о человеке ДОЛГА. Человеке ПУТИ. Выборе, который стоит перед каждым из нас. Так вот, считаю, что и этот фильм можно по праву назвать САМУРАЙСКИМ. Здесь мы имеем дело с САМУРАЕМ НАСТАВНИКОМ. В японском кинематографе нечто подобное, схожее звучит в 'Табу'(1999г.). Такеши Китано - Владимир Гостюхин как Вам такое? Созерцание восточного мудреца и наковальня русского солдата в противовес... Забавно, правда? Разные культуры и разные приёмы в подходах. К тому же разность эпох. Но всё равно весьма интересное сопоставление. Не находите? А раз так, то и 'Старшину', для юношеской публики, можно рекомендовать как продолжение темы МЕЧА. Правда одна оговорка - зрелище с элементами философии и духа МАСТЕРА. А не просто фектовальный экшн... Стоит лишь вглядеться. 8 из 10
Давным-давно довелось поговорить с ветераном, закончившим войну в звании старшины. Сложилось впечатление, что старшина в роте — это батя. Даже если не самый старший по возрасту. Когда случилось впервые увидеть этот фильм, возникло впечатление, что вижу бенефис Гостюхина. И это только обрадовало. Потом, когда он сыграет в сериале старшего дальнобойщика, его старшина из этого фильма ещё не раз вспомнится. И вспомнится добрым словом. Это же не прилипшее амплуа, а вполне приемлемое свойство таланта, особого рода харизма. Но воспоминание о рассказах ветерана всплыло в памяти чуть позже. Так герой Гостюхина и запомнившийся рассказ того ветерана вдруг сошлись, и фильм прочно занял место среди любимых кинолент о войне. Тут скрыта какая-то тайна: в фильме нет картин войны — видим её следы в душах. А дело происходит уже в последний военный год в школе лётчиков-истребителей. Однако все они с нетерпением ждут выпуска, им же повоевать хочется… В этом фильме война бьёт в спину. Гостюхин показал зрителям образ настоящего военного бати. Он воевал танкистом, назначение в школу лётчиков получил, поправившись от тяжёлого ранения. Откуда в этом старшине-танкисте батя? Допустим, основы были заложены, когда герой до войны работал спасателем на пляже. Допустим, он выбрал работу по душе, потому что оберегать и спасать было заложено в нём изначально или впитано с молоком матери. Это всё второстепенные детали. На первом месте среди прочих достижений и особенностей фильма оказалась способность беречь жизни. Контрасты: главный герой — солдат. Он умеет разить врага и умеет быть твёрдым, как кремень. Но в новой для себя роли «бати» он на глазах зрителей проявляется как коллективный отец. Ясно, что ценить жизнь герой Гостюхина стал особенно после того, как увидел на фронте безумные растраты, какое-то инфернальное расточительство человечества — люди исчезали в боях, если выживали, но теряли здоровье, то ломали и тела, и судьбы. А с гибелью одного бойца сиротство и вдовство могло накрыть чёрной пеленой сразу несколько семей. Среди подопечных старшины слишком много осиротевших пацанов. Танкист взял будущих лётчиков «под крыло», как цыплят? Может, есть в этом что-то вроде преувеличения или не очень подходящего сравнения, но желание старшины прикрыть мальчишек и сохранить для мирной жизни невозможно не заметить. Заслуга создателей фильма и исполнителей главных ролей как раз в том, что в фильме про войну они смогли показать не отбирание жизни, а сохранение, бережливость и мужество настоящего воина, умело и непоколебимо загораживающего собой тех, кто в этом нуждается. 8 из 10