Наконец-то я более-менее унял свой восторг от просмотра 'Четырёх дней в Неаполе' с тем, чтобы более-менее связно написать отзыв на этот и так давным-давно оцененный по высшему разряду (два 'Оскара' и куча других призов) и ставший классическим фильм. В нём итальянцы, точнее, неаполитанцы (думается, большая часть участников съёмок именно неаполитанцы) сыграли самих себя образца 1943-го года. То есть Народ, который, очнувшись от многолетней спячки под сенью фашистских знамён, получив надежду на скорейшее окончание не нужной ему войны и отбросив долготерпение 'благодаря' зверствам гитлеровцев, за 4 дня расправился с оккупантами и с позором выгнал их из родного города. (Здесь в больших скобках надо заметить, что случай этот для Второй мировой войны достаточно уникальный. Во-первых, потому, что горожане поступили по-христиански гуманно и разумно: не стали добивать немцев до конца, хотя могли, а просто сказали им 'Убирайтесь!' и выпроводили их, даже не разоружив (!). Можете себе представить, чтобы такое произошло на нашей территории?- Нет, и, наверное, потому, что до последнего момента Германия относилась к Италии как к союзнику, в отличие от СССР, который был для неё врагом и где нацисты зверствовали 'по полной программе', и не пару дней, а годы! Во-вторых, немцы, вблизи наступающих американцев, не стали впустую биться до конца (учтём, что это был 1943-й, а не 45-й и даже не 44-й год!) и проливать дальше свою и чужую кровь, а также поступили разумно и оставили Неаполь на взаимовыгодных условиях (правда, нам неизвестно, как потом поступило с этими 'предателями, трусами и дезертирами' германское руководство). А вот, к примеру, в Праге было иначе: немцы лезли напролом (от отчаяния), зная, что их вот-вот раздавят советские танки; кстати, Чехословакия тоже воевала на стороне Германии, хотя и была по-тихому оккупирована.) Ну вот, большие скобки закрыты, суперидея картины ясна: поднявшийся с колен народ непобедим. Теперь обратим внимание, как этот народ показан в фильме. С необычайным вниманием, любовью и теплотой! Здесь нет главных, второстепенных и т.д. героев, а есть просто люди, которым по воле судьбы и действия отводится кому больше, а кому меньше экранного времени. Перед нами не толпы, не массы, а именно действующие совокупности индивидуумов. Лично я не знаю другого такого фильма, где массовые сцены состоят из органично связанных 'человеческих' эпизодов, пусть порой всего по 5-10 секунд, совершенно естественно сыгранных-прожитых их исполнителями (я не заметил ни одной (!) наигранности или фальши в таких сценках). Это чертовски тяжело срежиссировать, исполнить и снять. Но это сделано, и на высшем уровне! В очередной раз снимаю все свои виртуальные шляпы перед старыми итальянскими мастерами кино! В зрителя выстреливает целый фейерверк характеров, расцвеченный итальянским темпераментом и какой-то суетливой (но житейски вполне понятной) бестолковостью (в особенности женской- надо растолкать всех стреляющих на баррикаде, чтобы сказать любимому какую-то важную мелочь!). А какие лица, какие глаза крупным планом! А какие типажи! Один одинокий (!), жалкий и убогий итальянский фашист чего стоит! Каков символ падения 20-летнего режима Муссолини! А каковы сбежавшие на защиту города пацаны из 'малолетки', терпеливо и с пониманием относящиеся к своему совсем не злому Церберу! Да это просто пионеры-герои (у нас бы в колониях такие были!). Остаётся только глубоко сожалеть о нынешнем отношении большинства кинематографистов к 'массам в кадре' как к элементу 'оживления пространства', что является следствием прогрессирующего буржуазно-прагматичного отношения к людям, чуждого христианской морали (возлюби ближнего, как себя самого). А в этом фильме массовки нет! В нём все актёры! Посмотрите 'Четыре дня Неаполя' и убедитесь. 8 из 10
Фильм рассказывает о восстании неаполитанского народа против немецких захватчиков 27-30 сентября 1943 года. За четыре дня неаполитанцы изгнали захватчиков, подготовив вход в город войск союзников. В память о героях Неаполя все актеры согласились сниматься анонимно. Италия объявила о выходе из военных действий. Солдаты сняли форму, бросили оружие и отправились по домам. Однако они не учли, что с этого момента итальянцы для немцев превратились из союзников в предателей. Начались аресты и расстрелы. Немцы начали собирать мужчин для отправки в Германию. И это вызвало воистину народное сопротивление. Сначала неаполитанцы забрасывали врагов из окон домашней мебелью. Затем принялись строить баррикады. Уже бывшие солдаты снова взялись за оружие. Очень проникновенный и реалистичный фильм. Нани Лой умудрился обойтись без пафоса и назидания. «Ты пошел в магазин, а оказался на баррикаде!», - вычитывает своему мужа женщина. А он не может ни ей, ни себе объяснить, как так получилось. Просто, он не мог поступить иначе. Есть здесь и горожане, которые кричат из своих окон на восставших: «Идите, и стреляйте у себя под окнами!». Еще один живой персонаж – фашист-чернорубашечник, который противен и немцам, и неаполитанцам. Удивительным показалось и то, что неаполитанцы в фильме не испытывают ненависти к немцам. Горожане не стараются во чтобы то ни стало уничтожить врага. Они просто хотят, чтобы незваные гости убрались к себе, оставив в покое их Неаполь, их Италию. Не стали бессмысленно множить трупы и уже проигрывавшие войну немцы. Актерский состав подобен хору с солистами. Героя Джан Марии Волонте трудно не заменить. Как и маленького актера Доминико Формато, который блестяще справился с ролью народного героя Неаполя, юного Дженнарино. 9 из 10