Через 15 лет после окончания Второй мировой войны Росселлини вновь возвращается к периоду оккупации Рима, а также во многом к неореалистическому способу изображения мира. К документальной простоте, к отказу от украшательств, к нравственным дилеммам, с которыми приходится сталкиваться героям. Фильм рассказывает о том, как молодая римлянка Эсперия (Джованна Ралли), переодевающаяся в монахиню и торгующая на черном рынке, вместе со своим женихом Ренато (Ренато Сальватори) дает убежище в своей квартире трем военнопленным, сбежавшим из лагерей - русскому, американскому и английскому солдату, несмотря на угрозу расправы со стороны немецких оккупантов. Во многом похож на 'Рим, открытый город': тоже в центре внимания чувственная женщина (как Пина Анны Маньяни), Ренато напоминает инженера Манфреди, руководителя подполья, отцы церкви показывают такое же воплощение моральных обязательств как Дон Пьетро, схожая черно-белая стилистика и простота исполнения и т.п. Обе картины показывают один и тот же исторический и социальный мир, одинаково поднимают вопросы этического выбора. У Росселлини война - критерий истины, лакмусовая бумажка, определяющая нравственную природу человека. Так свой путь выбора проходит главная героиня: от мещанской верткости, чтобы выкроить себе место под солнцем, до милосердия, до трагической дилеммы, которая делает ее характер сложным, противоречивым, но все же светлым. Джованна Ралли - энергетический центр фильма, красивая женщина и талантливо сыгравшая свою роль актриса. Помимо моральной проблематики, сильна тема межнационального общения и сотрудничества. Режиссер выбирает определенные национальные стереотипы и помещает в один кадр степенного англичанина, смазливого американца ковбойского вида, русского медведя с широкой душой (сыграл Сергей Бондарчук), шумных, экспрессивных итальянцев. Создается какофония из разных языков, герои не всегда понимают друг друга, но разобщение сменяется культурным обменом и сближением. Наверное, было смело снять в разгар холодной войны кадр с обнимающимися русским и американцем, любующимися собором Св. Петра, как послание миру о мире и неповторении исторических ошибок. Фильм довольно сильно затянут, ему не хватает собранности, лаконичности 'Рима, открытый город', длинные медлительные планы утомляют. Национальные характеры чересчур шаблонны, им не хватает иногда чего-то личного-человеческого. Сергей Бондарчук меня иногда просто раздражал, уж очень образцовый получился советский солдат с тоской по березам, силой медведя и душой котенка. 6 из 10