Парадокс этого кино в том, что оно авторское, - но нравится зрителю; про детей, - но острее отзывается во взрослых. Оставляет очень позитивное, ностальгическое впечатление после просмотра. Очень атмосферное. Про детство внутри взрослого. Необыкновенно красивое, среда, пейзажи, дом героини внутри - везде хочется оказаться самому. Фильм показывает провинциальную Россию анти-чернушно, это точный образ того, что такое Россия вне Москвы и других городов-миллионников. В числе сценаристов Денис Осокин ('Овсянки', 'Жены луговых мари'), чувствуется его писательская зрелая интонация, поэтический язык. В сюжете отсутствуют шаблоны и приевшиеся тропы - особенно в том что касается образов героев. У Осокина люди не плохие или хорошие, они - интересные. Выдающаяся актерская работа исполнительницы главной роли, супер органичное существование в кадре, особенно для еще не взрослого артиста. Кино затягивает, не смотря на то что не содержит в себе каких-то внезапных поворотов и прочего, оно интересное на уровне ощущений.
Этот фильм нарисован пастелью. В кадре – тот короткий промежуток осени, когда багрец и золото уже отбуянили, а безнадежная серость и мокрядь еще не наступили. Время, когда конфликтующие цвета – зеленый, желтый, красный уже сильно поблекли и примирились в своей тихости. Среди актеров – ни одной « звезды ». Все лица непримелькавшиеся, незнаменитые, нестоличные – люди российской глубинки. Никакой компьютерной графики. Минимальный бюджет. Почему эта скромная картина производит такое оглушающее впечатление? Почему все время кажется, что режиссер Станислав Светлов снял абсолютнейшую фантастику в квазиреалистичном антураже? Причем, фантастику антинаучную, асоциальную, поперек всех правил хорошего тона. Но от этого особенно трепетную, нежную и притягательную. Аде – 12 лет. Возраст промежуточный, как осень в кадре. Девочка становится девушкой. Мама Варя выглядит старшей сестрой или подружкой. Общие стихи – считалочки, чаепитие на речном деревянном пирсе, разбитые коленки и пластыри, разговоре об отчестве. Ада Витальевна не потому, что отца Виталием зовут (отца просто нет, без малейших намеков не его судьбу сейчас), а потому, что Виталий – значит «полный жизни». Первая любовь. У Ады с Варей романтический период совпадает. Аду притягивает молчаливый, спокойный одноклассник Витя. У мамы – любовь с учителем дочери Эдуардом Сергеевичем. Крутого мелодраматического поворота не будет. Клубнички тем более. Тайное недолго останется в секрете. Все откроется. Все друг друга поймут. Это ключевой фантастический элемент фильма. Что движет фабулу? Конечно, конфликты. Все конфликты «Ады» гасятся почти на корню. Семейные коллизии, мальчишеские споры, сбор школьников по сотке на бухло для дискотеки, учительница, застукавшая своих воспитанников за распитием в гардеробе, наконец, социальный протест подростков против владельца местной «разливайки» разрешаются в рекордно-короткие сроки. И ключом к разрешению становится взаимопонимание. Дочь поймет маму, одноклассники друг друга, даже местный алкодилер и тот оценит ювенильную бескомпромиссность. В мире, где частные конфликты полыхают на фоне распрей мирового масштаба, мир «Ады» - это чистая Аркадия. Место, далекое от войн и ссор. Территория гармонии. Фабулы у картины формально нет. Реально – фабула «Ады» - это опыт взросления, постижения главных жизненных тайн. И разве это не самое главное в жизни вообще? Особенно на фоне торжества личных амбиций и культа собственной исключительности? Фирменный почерк писателя и сценариста Дениса Осокина. Провинциальная глубинка, да еще и территория, где русские давно перемешались с кривичами, мордвой, мари у Осокина – это земля здравого смысла, территория разумного компромисса, место, где тихие голоса имеют шанс быть услышанными. Девочка Ада живет то ли в маленьком городке, то ли в большом поселке. Не мегаполис, не прянично – буколическая деревня. Подобные поселения в новом российском кино – всегда символ «махровой» России, сильно-пьющей, погрязшей в неприглядном, убогом быте. Вот эту мрачную русскую хтонь Осокин со Светловым разрушают начисто. И не революционным путем, не надрывными манифестами сторонников « активной гражданской позиции». Тихой мелодией речи о самом главном. В противовес многочисленной «чернухе», они создали уникальную «белуху», ничего в антураже не приукрашивая. Помилуйте, да как же может быть, чтобы в фильме о современных молодых людях интернет присутствовал одной фразой где-то на далекой обочине? «Вы эти фотки выкладывать будете? – Да. Ты не против? – Нет». Мобильный телефон мелькнет на полуторачасовом пространстве картины пару раз? Никаких тебе тик-токов, комментариев и лайков. Подростки ловят рыбу, катаются на велосипеде, учатся в школе, ходят на дискотеку, выясняют отношения не в сети, а в личном споре. Здесь носят соседям пироги, снимают пробы манной каши в столовой санатория, проветривают подушки перед зимой. Все это – абсолютно невероятно. И все это страшно желаемо. Это мир, о котором мы давно забыли. И который воссоздали создатели «Ады». В этом фильме словно реализована мечта Константина Гавриловича Треплева: «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». «Ада» в конечном итоге, это и есть фильм - мечта.