Европейцы в который раз доказывают, что они мастера снимать кино. Умело снимают разные жанры. В данном случае-триллер. Европейская актёрская школа всегда была лучше, чем американская, а на спецэффекты европейцы никогда не рассчитывают. Актёрская игра превыше всего. Плюс лихо закрученный сюжет, который динамично развивается на протяжении фильма. Иван Атталь в очередной раз доказывает, что он актёр широкого диапазона. Но от Кловисса Корнийяка такой игры не ожидал, т. к. в роли новоявленного Астерикса он не впечатлил, его герой не был главным. В роли Плендера Корнийяк блеснул по-настоящему. Весь фильм зритель будет пребывать в напряжении благодаря хорошему сценарию, написанного умными головами. 8 из 10
Липкие, мерзкие пальцы страха, касающиеся горла. Так тяжело дышать. Учащенное сердцебиение, набат пульса, стучащий кровавыми переливами волн в ушах. Густая паутина неизвестности, и каждый новый шаг, поступок, деяние, каждая мысль, ещё не высказанная, но уже вызревшая ведёт к неизбежной встрече с прошлым, от которого так легко отмахнуться, забыть, ведь зачем вспоминать то, что не важно. Но прошлое беспощадно, грехи не искупить просто раскаянием, от них не откупиться пачкой купюр, небрежно брошенных на стол, ибо цена чересчур высока, а причиненная боль чересчур невыносима. Плендер как удав медленно увлекает свою жертву в бездну пороков, манит сладостью новых грехов, искушает слабостью плоти и иссушает душу, и лишь потом убивает. Не всегда физически, но всегда морально, психологически. Но в этот раз игра зайдет слишком далеко. «Змий» Эрика Барбье, его третья по счёту полнометражная режиссерская работа, ставшая экранизацией бестселлера «Плендер» культового английского беллетриста Теда Льюиса, известного по книге «Убрать Картера», на первый взгляд всего лишь продолжает давнюю традицию во французском жанровом кино — переносить в мир франкофонный бульварный в общем-то пальп, наращивая при этом на его ломброзоподобный скальп элементы социополитического панорамирования. Отчасти наследуя Клоду Шабролю и Жоржу Лотнеру, но при этом в открытую подыгрывая и немногочисленным постнуарным образчикам французского кино (как «Не говори никому» Гийома Кане, к примеру), фильм Эрика Барбье в сущности демонстрирует не однополярную стереотипическую жанровость, но тотальную всеохватность, в финале вырастающую в прямой социальный комментарий самого обличительного толка. Экспозиция «Змия», если не брать в расчёт эпизодическое явление Жозефа Плендера, чрезвычайно характерна для всего современного европейского кино, а не только лишь французского: эдакая экспрессивная зарисовка жизни миддл-класса, где чётко Барбье очерчены темы умирания чувств (не любви даже) в браке, где фундаментом всего изначально было стремление выйти «из грязи в князи». Причём грязь эта, самая что ни на есть пролетарская, старательно вычищена Венсаном Манделем, до стерильности, тотальной благообразности, словно прошлого у него и не было вовсе. Маска модного богемного фотографа успешно надета, и содрана она будет с мясом, кровью, с садистическим наслаждением много позже. Картина по первости сгущенна в своей (мело)драматичности вплоть до того, как «Змий» с появлением в жизни Венсана распутной героини Ольги Куриленко превращается в эдакий эрзац «Рокового влечения». Но Эрик Барбье не педалирует в дальнейшем историю соблазнения, ибо на первый план выдвигается история мести, причем загнанную в ловушку жертву как-то и не слишком жаль, тогда как хищник Плендер, коварный змей, скупой на человечность, становится главнее фактически главного героя Венсана по мере того, как клубок прошлых ошибок и прегрешений медленно распутывается, тогда как количество трупов невинно убиенных или просто отправленных в расход растёт в геометрической прогрессии. За все надо платить. И низкая в своей быдловатости шутка обернётся кровавым бумерангом против шутника, но только всю степень своей вины он не будет осознавать очень долго, до тех самых пор, пока из его жизни не будут исчезать самые значимые люди, а сама она начнёт трещать, рушиться, превращаться в пыль и пепел. Став беленьким, чистым и невинным ради обладания репутацией, ради буржуазного уюта, Мандел забыл, что был когда-то паскудно «черненьким», и полюбить его за это едва ли было можно. Детская жестокость, приправленная тонким слоем социального расслоения, этого гегелевского распределения ролей на ягнят и волков, взрастила в Плендере не монстра, но ещё более устрашающее отражение своих мучителей. А потому в момент кульминации никого не жаль. Катарсис заменён Барбье восстановлением баланса, ибо змий, порождённый в клокочущей грязи прошлого, все равно победил, отравив свою жертву ядом бессознательной памяти. И уже не убежишь от этого осознания, что ты и есть та грязь, а не князь, которому все обязаны лизать пятки. Удав становится удавкой на шее, а от счастливого финала фонит неизбывной авторской иронией. Так не завершаются трагедии; они так лишь только начинаются.
'Змий' ('Le serpent') - остросюжетный и психологический триллер 2006-го года, снятый усилиями французских кинематографистов. Стал примечательным тем, что в нём второстепенную роль модели и проститутки сыграла Ольга Куриленко (как известно, экс-советско подданная, затем ставшая украинкой, позже сменила гражданство на французское). Фильм снят малоизвестным режиссёром Эрик Барбье по книге английского писателя Теда Льюиса (самая известная экранизация его романов - фильм 1971-го года 'Убрать Картера' с Майклом Кэйном в главной роли). За адаптацию книги отвечали Тран-Мин Нам (вместе с Барбье работал над его следующим фильмом 'Последний бриллиант' (2014-ый год)). В главных же ролях были заняты Иван Атталь, больше известный у нас по ленте 'Неуловимый' (2005-ый год), впоследствии получивший голливудский ремейк 'Турист' (2010-ый год) с Джонни Деппом и Анджелиной Джоли в главных ролях. Также сыграли в 'Змие' Кловис Корнийяк, Минна Хаапкюля, а в качестве приглашённого гостя оказался сам Пьер Ришар. Сюжет фильма рассказывает о том как профессиональный и маститый фотограф (Атталь) для глянцевых журналов внезапно оказывается в водовороте событий, таящий в себе смертельную опасность. Этот водоворот своими корнями уходит в школьное прошлое фотографа. Первоначально встреча с экс-однокашником (Корнийяк) не несла в себе угрозы, но постепенно жизнь фотографа погружается в кромешный мрак, а ведь и до этого она у него была не сахар - все его мысли заняты предстоящим бракоразводным процессом с женой и правом опеки над детьми. Однокашник методично разваливает оставшиеся кирпичики фундамента терпимой жизни для фотографа, раз за разом подставляя его. Теперь уже фотограф может быть обвинён в изнасиловании и убийстве модели и проститутки Софии, тело которой мистическим образом исчезает с места трагедии. Но даже этого мало герою Кловиса - он совершает похищение семьи фотографа, готовясь совершить нечто ужасное и жуткое. Заручившись помощью жертвы шантажа (Ришар) фотограф берётся за спасение своих родных. И вроде бы как бы сюжет фильма довольно любопытный, есть всё для постановки качественного триллера, но режиссёр фильма Эрик Барбье совершенно не справился с поставленной задачей, напрасно сгустив краски в истории, излишним стал и тот драматизм, в который он погрузил своего главного героя, не всякий зритель читал роман Льюиса и не знаком со всеми перипетиями судьбы героя Атталя, из коих выкладывается его характер. Во многом приходится лишь гадать почему же именно так, а не иначе поступает главный герой, почему настолько агрессивно по отношению к нему ведёт его жена. А самое главное в том, что, подбрасывая частички головоломки, отвечающей на вопрос за что же персонаж Корнийяка так тщательно и методично мстит своему экс-однокласснику, Барбье практически уничтожил саму интригу картины, превратив её в прямолинейный напор, где только актёры старались сделать так, чтобы сцены хоть чем-то отличались друг от друга, но, как уже говорилось, всё превратилось в сплошной поток драматургии, а триллер лишь одиночными выстрелами изредка напоминал о себе. Что же касается актёров, то, повторюсь, они действительно старались. Видно было как со всей душой Иван Атталь выражает свой образ, как пытается продемонстрировать в нём отчаявшегося человека, пошедшего по тропе, где возврата нет, но ведь на кону стоит жизнь не только его, но и жизнь его родных и близких. В общем, особых претензий к Атталю нет, если бы он только так усиленно не драматизировал свой образ с самого начала. Кловис Корнийяк уже даже внешне похож на опасного человека, так что тут можно и не заикаться об его игре, он и так достаточно харизматичен в образе антагониста с психопатическими наклонностями шизофреника. А вот раскусить образ финки Минны Хаапкюля оказалось сложно и её некоторые поступки вызывали больше недоумение, нежели раскрывали персонаж. Ольга Куриленко была похожа на застывшую фигуру из музея мадам Тюссо. Не оставляло впечатление, что она больше думала о том, что ей опять приходится обнажаться перед объективом камеры, что она уже делала в ленте 'Перст любви', но тут была вся съёмочная бригада и Ольга явно стеснялась и это стеснение не дало предельно ознакомиться с её игрой. Пьер Ришар? Да ему уже давным-давно всё простительно. Рекомендовать этот фильм стоит только при условии, если Вам понравилась лента 'Подарок' 2015-го года с Джэйсоном Бэйтманом и Джоэлом Эдгертоном в главных ролях. В 'Змие' собран неплохой актёрский коллектив, который всеми силами 'тянет' картину, ведь и сюжет-то у неё неплохой, но на 'глубину' её уводит порывистая режиссура Эрика Барбье, который из триллера всё настойчиво превращал в драму, а ведь зритель готовится увидеть совсем другое. В общем, решайте сами, стоит ли 'Змий' Вашего внимания. 5 из 10
Липкие, мерзкие пальцы страха, касающиеся горла. Так тяжело дышать. Учащенное сердцебиение, набат пульса, стучащий кровавыми переливами волн в ушах. Густая паутина неизвестности, и каждый новый шаг, поступок, деяние, каждая мысль, ещё не высказанная, но уже вызревшая ведёт к неизбежной встрече с прошлым, от которого так легко отмахнуться, забыть, ведь зачем вспоминать то, что не важно. Но прошлое беспощадно, грехи не искупить просто раскаянием, от них не откупиться пачкой купюр, небрежно брошенных на стол, ибо цена чересчур высока, а причиненная боль чересчур невыносима. Плендер как удав медленно увлекает свою жертву в бездну пороков, манит сладостью новых грехов, искушает слабостью плоти и иссушает душу, и лишь потом убивает. Не всегда физически, но всегда морально, психологически. Но в этот раз игра зайдет слишком далеко. 'Змий' Эрика Барбье, его третья по счёту полнометражная режиссерская работа, ставшая экранизацией бестселлера 'Плендер' культового английского беллетриста Теда Льюиса, известного по книге 'Убрать Картера', на первый взгляд всего лишь продолжает давнюю традицию во французском жанровом кино - переносить в мир франкофонный бульварный в общем-то пальп, наращивая при этом на его ломброзоподобный скальп элементы социополитического панорамирования. Отчасти наследуя Клоду Шабролю и Жоржу Лотнеру, но при этом в открытую подыгрывая и немногочисленным постнуарным образчикам французского кино (как 'Не говори никому' Гийома Кане, к примеру), фильм Эрика Барбье в сущности демонстрирует не однополярную стереотипическую жанровость, но тотальную всеохватность, в финале вырастающую в прямой социальный комментарий самого обличительного толка. Экспозиция 'Змия', если не брать в расчёт эпизодическое явление Жозефа Плендера, чрезвычайно характерна для всего современного европейского кино, а не только лишь французского: эдакая экспрессивная зарисовка жизни миддл-класса, где чётко Барбье очерчены темы умирания чувств (не любви даже) в браке, где фундаментом всего изначально было стремление выйти 'из грязи в князи'. Причём грязь эта, самая что ни на есть пролетарская, старательно вычищена Венсаном Манделем, до стерильности, тотальной благообразности, словно прошлого у него и не было вовсе. Маска модного богемного фотографа успешно надета, и содрана она будет с мясом, кровью, с садистическим наслаждением много позже. Картина по первости сгущенна в своей (мело)драматичности вплоть до того, как 'Змий' с появлением в жизни Венсана распутной героини Ольги Куриленко превращается в эдакий эрзац 'Рокового влечения'. Но Эрик Барбье не педалирует в дальнейшем историю соблазнения, ибо на первый план выдвигается история мести, причем загнанную в ловушку жертву как-то и не слишком жаль, тогда как хищник Плендер, коварный змей, скупой на человечность, становится главнее фактически главного героя Венсана по мере того, как клубок прошлых ошибок и прегрешений медленно распутывается, тогда как количество трупов невинно убиенных или просто отправленных в расход растёт в геометрической прогрессии. За все надо платить. И низкая в своей быдловатости шутка обернётся кровавым бумерангом против шутника, но только всю степень своей вины он не будет осознавать очень долго, до тех самых пор, пока из его жизни не будут исчезать самые значимые люди, а сама она начнёт трещать, рушиться, превращаться в пыль и пепел. Став беленьким, чистым и невинным ради обладания репутацией, ради буржуазного уюта, Мандел забыл, что был когда-то паскудно 'черненьким', и полюбить его за это едва ли было можно. Детская жестокость, приправленная тонким слоем социального расслоения, этого гегелевского распределения ролей на ягнят и волков, взрастила в Плендере не монстра, но ещё более устрашающее отражение своих мучителей. А потому в момент кульминации никого не жаль. Катарсис заменён Барбье восстановлением баланса, ибо змий, порождённый в клокочущей грязи прошлого, все равно победил, отравив свою жертву ядом бессознательной памяти. И уже не убежишь от этого осознания, что ты и есть та грязь, а не князь, которому все обязаны лизать пятки. Удав становится удавкой на шее, а от счастливого финала фонит неизбывной авторской иронией. Так не завершаются трагедии; они так лишь только начинаются.
В целом явная поделка под классику голливуда, не хватает только мощного оркестра. Французский вариант Психо и даже Пятницы 13, немного напоминает итальянские криминальные драмы с их колоритом почитания родственных связей и культом бедной страдающей матери. Однако всё, повторюсь, по-французски, камерно, не спецэффектно, минималистичные музыкальные сопровождения с частыми остановками, социальной тишиной, в которой разыгрывается типичная европейская проблема распада семьи, протагонист, находящийся в постоянном ступоре, в особой европейской самоуглублённой растерянности бездействия, с жалкой даниэльотойевской маской на лице. Первая половина фильма представляет нам довольно скучное зрелище, заходящее к середине в какой-то алогичный, слишком надуманный тупик, антагонист совершает путанную череду необъяснимых поступков, фильм как говорится, начинает буксовать, но дальше, когда события возвращаются в равновесие завязки, сценарный тромб рассасывается и действие приходит к голой простоте заурядной темы маниакальной мести (психовурхес). Мотивы злодея не впечатляют, очень сумбурны, сами в себе не уверены, никто даже толком понять не может, отчего вдруг такая травля, сам виновник своих бед так кажется до конца этого и не осознаёт, ковыляет пригулшённым лягушонком с избитой квакалкой, а всё оттого, что француз столкнулся с американским трепетом, не свойственным парижским реалиям. Оля наконец сыграла достойную её мастерства роль - не больше, не меньше. Интересно само отношение - она продалась для этого фильма примерно также, как продаются украинские девушки в европейское сексуальное рабство - явно феномен одного порядка. Привлекательная славянская рабыня, сводящая неудовлетворённых французских мужичков с ума, и сильный контраст ей в лице предельно невзрачной немки, растерявшей сексуальность, и даже просто женственность в постимперских исторических пертурбациях. Нам даже не стараются объяснить причины развода, мы попадаем в постфактум проблемы с самого начала, да причин в общем-то как таковых и нет, современная Явропа начинается с развала социальных отношений, с распада семьи, семья рождается изначально в кризисе и из кризиса, то, что происходит с героем картины - норма, по-другому быть отныне не может, наоборот, организация семьи - есть отклонение от традиции индивидуализма и гендерного равноправия, в силу последней, семья в своём истоке уже содержит зерно раздора, она не распадается, она просто не может сложиться. Поздний приход мужа/отца домой как причина развода явно не выдерживает критики, это просто голливудский пуританский штамп. Европейский мужчина не хочет своих женщин, они его не возбуждают, даже Плендер холодно обходится с вдруг слёзно затосковавшей по грубой силе женой Манделя. Поздно. Не случайно эксплуатируется тема сексуального шантажа - глухой старик, Винсент, все они на самом деле желают бондажных игр с Куриленко, с настоящей гёрл, но за это надо расплачиваться, в том числе и невозможными семьями, за которые они болезненно держатся. О жертвах. Кто лезет в липкий кисель сексуальности, сам будучи асексуальным - сходит с арены очень быстро (помощники Винсента), по таким даже и особенно жёны не сокрушаются. Главной жертвой этой мстительной дуэли всё-таки является Оля - воображаемое, которое может производить самая подавленная машина желаний Плендер, она же в праве своим воображаемым совращать алчущих пользовательских машин наподобие Винсента, но как первая, так и вторая не залипают на воображении, для одной оно средство, для другой разрядка, поэтому они в равной степени не испытывают никаких эмоций по поводу истлевания связанной желанной иллюзии. Натянуто говоря, драма развернулась по причине того, что Плендер может производить, но не может пользоваться, а Винсент не способен к производству, но в силах употреблять. Сексуальность пострадавшего от Винсента Плендера сложнее, он не принимает обнажённую, истекающую желанием жену врага, он проворачивает с ней и её детьми более извращённую вещь и вся его половая сила сосредотачивается на собственной матери - в терминах провалившегося психоанализа. В результате всё должно погибнуть или по-другому - вернуться на круги своя. Фильм о несчастных, затравленных европейских мужичках, о триллерных надрывах между ними в тисках матриархального диктата и наказуемых сексуальных желаний. Никакой больше комедии говорит всем своим видом один из величайших комиков кино Пьер Ришар, всё очень серьёзно.
Винсент - фотограф, который делает фотосеты для модных журналов, пик карьеры которого уже остался позади. Да и то был скорее связан со связями и деньгами тестя, с дочерью которого он сейчас разводится. Лучший друг Винсента - это его адвокат по бракоразводному процессу. Единственное светлое пятно в его теперешней беспросветной жизни – это его дети. Джозеф – частный сыщик, который больше занят поиском очередной жертвой для шантажа, чем розыскной деятельностью. Нет ни друзей, ни семьи. Единственным человеком, которого он любил, была его мать, покончившая жизнь самоубийством при странных обстоятельствах. То ли волей случая, то ли по совету напарника Джозефа, первый стал жертвой второго. Казалось бы, всё, что нужно второму это деньги первого, но тут вмешалось прошлое. Винсенту есть за что покаяться, в Джозефа есть за что спросить. «Змий» - это рафинированный триллер, в котором нет места ни взрывоопасным екшенам, ни детективным историям, и уж точно ни задорным шуткам, ни мелодраматическим соплям. Здесь есть только действие, которое часто-густо заставляет сердце биться чаще и мурашкам пробегать по всему телу. Возможно у «Змия» нет такой сюжетной непредсказуемости присущей некоторым триллерам - когда ты угадуешь-угадуешь и все равно не можешь угадать концовку. Но зато здесь присутствуют другого рода ловушки – несколько раз сюжет делает такие повороты не в ту сторону, в которою все ждали, что начинает напоминать американские горки, когда тебе кажется, что ты видишь более-менее ясно все повороты и подьемы, но на каждом подьеме-спуске тебя подкидает круче, чем ты ожидал. Но, наверное, главной фишкой фильма будет не режиссура и не сценарий, а актеры. Да в фильме снялись популярная ныне Ольга Куриленко и популярный когда-то Пьер Ришар, и да они сыграли свои роли достойно, но все равно самые громкие аплодисменты заслужили исполнители главных ролей – Иван Атталь и Кловис Корнийяк. Их противостояние не просто завораживает - оно магнитит. Атталь неподражаем в роли жертвы, загнанной и раненой, но все еще готовой вцепиться в горло врага. И Корнийяк в роли змея, который прежде чем проглотить жертву целиком изматывает ее ядом. Для каждого из соперников ставки очень высоки, а значит, для кого-то эта схватка может стать смертельной. Как итог: мерси боку Франции за первоклассный триллер.
Атмосфера фильма годится для вечернего просмотра в одиночестве. Фильм интригует: иногда по коже пробегают мурашки, иногда появляется буря эмоций и сопереживание героям. Вы не увидите никакого банального сюжета, которым кишит американская киноиндустрия. Фильм приятно удивит хитрым замыслом режиссера и игрой актеров. Пересматривала кино пару раз - все равно вызывает эмоции и оставляет после себя чувство удовлетворения от качественно снятой картины. 8 из 10
Кино забавное и увлекательное, но не более того. Порадовал Пьер Ришар, который давно не снимался в картинах подобного масштаба, пусть даже на вторых ролях. Также в кино присутствует грядка довольно известных актеров, но, пожалуй, стоит отметить Ольгу Куриленко, эта та, что в 'Кванте Милосердия' заснялась и новоявленного Астерикса - Кловис Корнийяка. Смотреть рекомендую, но не настаиваю. 6 из 10
В данном конкретном случае аннотация, можно сказать, вообще не играла никакого значения - натолкнулся на этот фильм по воле случая, а сам просмотр начинался достаточно тяжело. Дрязги с разводом и дети, которых не могут поделить родители - не самое лучшая основа для сюжета, по моему мнению. Но чем делее, тем на большую глубину погружается главный герой, и тем меньше значения уделяется былой сфере. Спустя каких-то полчаса Винсент оказывается по уши в проблемах, причем далеко не сразу приходит осознание того, что все это детально проработанный план с целью жестоко покарать обидчика. Кто? Зачем? Что такого мог сделать этот бедолага? Все эти вопросы, естественно, найдут свои ответы, из-за которых Змий и не выпускает свою добычу до победного конца. Даже жалко, что окончание истории получилось таким, каким оно получилось, так как личность антагониста имеет весьма хороший потенциал, не выработавший себя в полной мере. Пожалуй, это будет единственной претензией, какую можно высказать по отношению к этому серпентарию. 7 из 10
Отличный детективный триллер, ничуть не хуже лучших американских образцов данного жанра. Действие в фильме буквально наэлектризовано саспенсом, а напряженная атмосфера нагнетается на протяжении всего сюжета. Французы ещё раз доказали, что могут создавать отличное кино любых жанров - как всегда удивляя новизной идей. Где ещё можно увидеть частного детектива в роли маньяка, а клиентов в роли его жертв? За свою кинематографическую карьеру, режиссер и сценарист Эрик Барбье снял всего лишь три полнометражных фильма. Но количество он всегда заменяет качеством. На сей раз ему прекрасно удалось адаптировать детективный роман 'Плендер', британского писателя Теда Льюиса. Да ещё и привлечь сюда целое созвездие знаменитых актеров, таких как - Иван Атталь, Кловис Корнийяк, Пьер Ришар, Ольга Куриленко. Особенно стоит отметить Кловиса Корнийяка и Ивана Атталя. Их герои сыграны настолько мощно, что просто мурашки идут по коже. Порадовало и появление на экране Пьера Ришара, правда в несколько несвойственной для него роли. Ну а главным украшением фильма бесспорно стала будущая 'девушка Бонда' Ольга Куриленко. Представшая здесь в очень откровенной роли. В общем мощный динамичный триллер с элементами детектива... 8 из 10