«Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока. Все мерзостно, что вижу я вокруг... Но как тебя покинуть, милый друг?!» (В. Шекспир, «Сонет 66») В советском прокате этот фильм назывался «Журналист из Рима». И я не знаю, какое имя лучше отражает суть истории. Это фильм о неизбежности выбора и о праве выбора. Приключенческие романы, прочитанные мемуары и биографии великих людей дают главную жизненную установку: в душе Настоящего Мужчины должен быть стержень, незыблемые нравственные принципы и готовностью к самопожертвованию. «Воин не жалуется и ни о чем не сожалеет», «Сам погибай, а товарища – выручай» и так далее, и тому подобное. Римский журналист Сильвио Магноцци так и старался жить – как Настоящий Мужчина. И всегда (ну, или почти всегда) старался делать правильный с его моральной точки зрения выбор. Он партизанил, сражался за революцию, боролся против монархистов, не шел на сделки с нуворишами, говорил правду и никогда не предавал друзей. Молодец? С точки зрения Сильвио – да. Но есть прекрасная Елена, которая смотрит на поступки Магноцци иначе. Она спасает Сильвано жизнь во время войны, жертвуя собой. Но Сильвано бросает девушку ради товарищей по Сопротивлению. Возвращается уже после войны, через два года, чтобы приятно провести время. В день свадьбы он отправляется на баррикады, а затем – в тюрьму. Отказывается от выгодного предложения поработать на одного дельца, а вместе с этим – от обеспеченного будущего и участка в два гектара земли. Сильвио раз за разом выбирает верность своим принципам, жертвуя интересами своей семьи. И не сдается, даже когда его начинают предавать старые друзья. Фильм кажется легкомысленно-веселым лишь на первый взгляд. И главный герой, блестяще сыгранный Альберто Сорди, комичен только в отрыве от самой истории. Ведь все улыбки и шутки лишь маскируют душевное страдание от постоянной необходимости делать выбор, понимая, что верная дорога – самая тяжелая, и что предать – проще. Великолепный фильм с блистательным финалом. 10 из 10
Безусловно, нельзя говорить несерьезно о итальянском комике Альберто Сорди, а уж тем более о кинокомедии с его участием под названием: «Трудная жизнь». Журналисту партизану итальянского Сопротивления спасает жизнь деревенская девушка. Он обещает жениться на ней, потом журналист уезжает. Встретив её вновь, Сильвио уже не отвертется, в Рим они уезжают вместе. Персонаж Сорди по имени Сильвио вызывает смех и жалость. Он считает своим долгом разоблачать мошенников, следовать своим идеалам, но его стремлений не понимают и не разделяют даже его близкие. Друг, принявшей вместо него предложение о нечестной работе, жена и тёща, желание которых жить в тихом местечке, с хорошей зарплатой, заставляет его поступить в университет, забросив свой роман и низкооплачиваемую работу журналиста. Но этот тяжелый в эмоциональном и идейном плане фильм полон простых, похожих на анекдоты сцен. Например, случай в богатом доме в тот самый момент, когда по радио объявляют о том, что монархическая Италия стала республикой. Для титулованных особ это катастрофа. Для Сильвио, который боролся за республику – праздник, но больший праздник для него и его подруги - это ужин, который расстроенные богачи оставили нетронутым. Или как наш герой сдавал экзамен, в университете. «Жена и теща меня напоили, голова кружится, я ничего не понимаю», - оправдывается он перед экзаменаторами и просит дать ему второй шанс. Шанс ему дают, задают ещё один вопрос. «Понял. Спасибо, что потратили на меня своё время. До свидания» - отвечает не задумываясь Сильвио и уходит за дверь. Можно предположить, что весь фильм построен на несчатьях идиалиста, что его окружают одни злодеи, недоброжелатели, что весь мир против него. Но, имея высокие идеалы, наш герой сам не идеален, у него, как и у всех людей есть недостатки, и в фильме это не скрывается, напротив, показывает без прикрас. В некоторых моментах, его необразованная супруга (роль исполняет замечательная Леа Массари), про которую он говорит “у неё мозги как у канарейки, с ней невозможно говорить ни о политике, ни о искусстве» выглядит куда более правильным и честным человеком, чем он сам. Занимательна одна из сцен кинофильма, в которой напившийся после не сдачи экзамена Сильвио не хочет возвращаться домой и выкладывает жене всё, что о ней думает. После таких слов в свой адрес, жена, разумеется уходит. -Я спасла тебе жизнь, полюбила тебя, хотя знать не знала кто ты. А ты… -Как можно рассчитывать на любовь женщины, которая хладнокровно убивает утюгом немца! -Я совершила только одну ошибку, утюг надо было запустить в тебя! Теперь он один, но один он только ещё больше мучается. Его роман никто не хочет печатать, живет впроголодь. У него нет больше сил и он разыскиевает свою супругу, которая теперь живет в достатке (за ней ухаживает состоятельный тип) и не желает возвращатся к человеку помешанному на духовной пищи, в то время как в доме есть нечего. Сильвио занимает денег, и старается создать впечатление, словно это у него дела пошли в гору. Но, игнорируемый женой, выглядит смешным. В результате он снова напивается и плюет в проезжающие мимо автомобили. 'Это мой самый любимый фильм. Да, конечно, смешной, но и очень драматичный…», - сказал Сорди. Комедия – это самый простой способ показать все недостатки общества, никого серьезно внешне не оскорбив, при этом задеть очень и очень глубоко. Комедия – доступный язык на котором можно донести до современного ленивого до просмотров серьезного кино (если у нас в стране такое сейчас производится) зрителя важные мысли. Альберто, как никто другой, это понимал, он снимался в комедиях всю жизнь, показывая по большей части не совсем высоконравственных персонажей, тем самым, обличая и осмеивая подобного рода людей. Возможно, я недостаточно высокого мнения о современном зрителе, его запросы мне кажется, падают с каждым годом, достаточно взглянуть на репертуар кинотеатров, а именно спрос диктует сколько сеансов в день должно быть отдано тому или иному кинофильму. Поэтмоу, мне кажется, он не догадается, что перед ним такой обличительный герой, боюсь, он примет его за пример для подражания. «Комедия по-итальянски» – явление возникшее на волне популярности неореализма, продолжающее его традиции. Наверное, к этому и привели меня мои соображения. Массовому зрителю куда проще посмотреть развлекательный фильм, чем мрачную неореалистическую ленту. Этот зритель может и не заметит, но почувствует то, что хотели ненавязчиво донести до него авторы картины. Что недостатки показывают не для того, чтобы закрывать на них глаза, а чтобы увидеть себя со стороны, понять свои ошибки, и отказаться от них, видя до чего они довели героев фильма. Жизнь трудная штука, и вряд ли герой Сорди сможет уютно в ней устроится – это правило «комедии по-итальянски». Но он останется верен себе, предпочтя вмазать нахамившему ему начальнику пощёчину, чем стерпеть унижения на глазах у вновь вернувшейся супруги. Хотя ей, это, безусловно, не понравится. Жизнь трудная штука, как сказал один мой знакомый, но по сравнению с чем?