Никогда не слышала о Йораме Кануке, по чьему роману и был снят «Воскрешенный Адам». Могу только предположить, что это произведение более масштабное и глубокое, нежели показал нам Шредер. От просмотра остается несколько разочарованное впечатление, потому что такой мастер перевоплощения как Голдблюм не может играть простенькие, маленькие роли. Эта роль явно его, но сюжет, вернее сценарий, словно стискивают, сдерживают его рвущуюся наружу страсть и горячее желание сыграть страдание на самой высокой ноте. И вроде персонаж, им сыгранный, непрост, и тема все еще злободневна, и сам Шредер вроде имеет в послужном списке неплохие работы, а все равно чего-то не хватает. Возможно дело в том, что сейчас всякий стоящий проект отдаёт «голливудщиной», и - как результат - меняется полностью весь смысл экранизированного произведения. Множество сюжетных линий как из прошлой, так и из нынешней жизни Адама показаны двумя-тремя штрихами, хотя на мой взгляд они заслуживают более развернутого представления. И только собачья преданность палачу коменданту Кляйну раскрыта в той или иной степени, но тоже не блестяще. В общем и целом, стоит смотреть ради игры харизматичного Джефа и ради памяти тех жертв, чья кровь до сих пор на совести палачей и диктаторов. 7 из 10
Отталкивающий фильм. На какую мерзость пойдет человек ради спасения собственной жизни или жизни близких? Лизать сапоги убийце, превратиться в животное? Такое понятие как «человеческое достоинство» перед лицом страшного выбора стало уже неактуальным? Простая логика в истории А. Штайна отсутствует. Почему он, будучи такой неординарной личностью, в концлагере повел себя как последнее ничтожество? Для людей вроде меня, воспитанных на таких фильмах как «Судьба человека» и «Восхождение», этот фильм явно противопоказан. Мои 4 балла только за великолепную актерскую работу Дж. Голдблюма. 4 из 10
Антивоенная драма 'Воскрешённый Адам' германо-израильско-американского производства, вышедшая на экраны в 2008-ом году, несколько необычная картина. Её главный режиссёр Пол Шрэйдер родился в Нидерландах и воспитывался в суровой религиозной семье, которая не позволяла посещать ему кинотеатры вплоть до наступления восемнадцатилетия. Начинал Шрэйдер свой кинематографический путь как сценарист и сотрудничал с самим Мартином Скорсезе в трёх его картинах 'Таксист' (1976), 'Бешеный бык' (1980), за которые Шрэйдер номинировался на 'Золотой глобус', и 'Последнее искушение Христа' (1988). Но наивысшим достижением в карьере Шрэйдера, хотя это и весьма спорно, считается номинация на 'Оскар' в категории 'Лучший сценарий' за работу над драмой 'Дневник пастыря' (2017), но тогда явным фаворитом в номинации был байопик 'Зелёная книга' (2018). А вот литературным первоисточником 'Воскрешённого Адама' стал роман израильского писателя, художника и журналиста Йорама Канюка, адаптированный к экранизации Ноем Столлманом. И Канюк был известен своими левыми и антирелигиозными взглядами. Так что вот и вышло не совсем обычно, что режиссёр, получивший религиозное воспитание, снял фильм по роману антирелигиозного человека. Но сразу стоит сказать, что тема религии в ''Воскрешённом Адаме' практически не затрагивается, а затрагивается внутренняя драма человека, который перенёс один из самых страшных эпизодов в истории человечества, после чего у него случился психологический надлом. Кстати, Йорам Канюк с семнадцати лет пошёл на службу в отряды 'Пальмах', которые затем влились в состав Армии обороны Израиля, и этот период жизни Канюк довольно часто описывал в своих публикациях. Но, как Вы уже поняли, что 'Воскрешённый Адам' выходит за рамки литературной канвы Йорама Канюка, и в нём описывается история жизни вполне себе успешного Адама Стейна, который развлекал публику тем, что демонстрировал фокусы, а также чтением мыслей. Однажды во время своего представления к нему на сцену выходит печальный и будто бы отрешённый мужчина, фамилия которого Кляйн. И Стейн к превеликому удивлению Кляйна говорит публике, что этот мужчина думает о суициде в ближайшее время. Эта неожиданная встреча приведёт к невероятным и трагическим последствиям, которые в умах обычных людей не укладываются из-за своей жестокости и насилия... Никто так и не сможет оправиться после их повторной встречи. Новая встреча Адама Стейна и господина Кляйна случилась, когда за окнами уже вовсю бушевала Вторая мировая война, и Стейн, как и вся его семья, были отправлены в концентрационный лагерь, комендантом в котором и служил как раз Кляйн. Могло подуматься, что Кляйн вспомнит, что своими словами Стейн не позволил ему совершить суицид и поможет Адаму. И Кляйн помог избежать печальной участи еврейского народа в период Холокоста, но сделал это в максимально извращённом и жестокой форме: он заставил жить Стейна как собаку в самом прямом смысле этого слова. Стейн передвигался на четвереньках, ел из собачей миски собачью еду, лаял, когда Кляйн отдавал на это приказ. Стейн выжил, но навсегда потерял психологическое спокойствие, он стал одержимым и неадекватно реагировал, если видел самых верных друзей человека или слышал их лай. В конечном итоге, Адам Стейн оказался в палатах психологической лечебницы, но у него проявились чуть ли не паранормальные способности, поэтому он стал кем-то идолоподобным как для лечащего персонала, так и для пациентов клиники. Но однажды он увидел того, кто похож на него и, возможно, что если он его излечит, то и сам найдёт возможность забыть прошлое... Фильм 'Воскрешённый Адам' лежит на двух временных пластах: флэшбэки показывают нам Адама Стейна в концлагере и это самые жуткие моменты фильма, от которых порой хотелось отворачиваться, чтобы не видеть на что могут пойти люди, когда чувствуют власть над другими в своих руках. Это не полускандальный фильм 'Ночной портье' (1973), в 'Воскрешённом Адаме' показана отвратительная мерзость. Но дело в том, что фильм Пола Шрэйдера ещё и ставит перед зрителем риторический вопрос о том, как сохранить своё достоинство перед лицом страха за собственную жизнь. И мнение зрителей разделятся, думаю, самым кардинальным образом. И очень хочется отметить актёрское воплощение Джеффа Голдблюма, сыгравшего Адама Стейна. Мы знаем Голдблюма по 'Парку Юрского периода' (1993), 'Дню независимости' (1996) и образу Грандмастера из фильмов от 'Marvel'. Но в 'Воскрешённом Адаме' у Голдблюма очень сложная роль, которая никого не оставит равнодушным, драматургия такая, что хватаешься за голову, если задумываешься, что герой Голдблюма перенёс и какие последствия это перенесло. А Уиллем Дэфо всегда славился необычными ролями и в данном случае его коменданта Кляйна придётся запомнить, но как морально себя чувствовал себя актёр, когда ему досталась такая роль? И, как уже говорилось выше, что ''Воскрешённый Адам' - это весьма необычный фильм. И не только тем, что снял его режиссёр Пол Шрэйдер, который рос в суровых условиях религиозного воспитания, а снял фильм по роману антирелигиозного израильского писателя, художника и журналиста Йорама Канюка. Необычен 'Воскрешённый Адам' ещё и тем, что нет какого-то однозначного мнения по поводу того, что видишь на экране и переживаешь по этому поводу. Невозможно даже дать точную оценку действиям Адама Стейна, но убедительная и разнообразная игра Джеффа Голдблюма должна заставить зрителя внимательно следить за его персонажей. Смотреть или не смотреть 'Воскрешённого Адама' - дело каждого, но у каждого после его просмотра будет своё мнение и будет оно правильным со своей точки зрения. 6 из 10
od is out to lunch. He left a note, see it on your arm. Однажды летом 1961 года Адам Штайн (Джефф Гольдблум), житель одного из тель-авивских пансионов, в очередной раз немного придушил свою квартирную хозяйку. Фрау Эдельзон долго колебалась, ведь Адам — не простой постоялец, и их связывает нечто большее, чем деловые отношения, однако не стерпела и позвонила Куда Следует. Приехали два санитара на голубой машине, надели на герра Штайна наручники и отвезли туда, где его давно заждались — в Психиатрический реабилитационный центр для жертв Голокоста в пустыне Негев — суперсовременную клинику, построенную на деньги американских спонсоров. Здесь его заждались все — и врачи, и пациенты, и даже бутылки виски, спрятанные за каждой батареей. Ведь Адам не просто пациент — он ясновидящий и экстрасенс, могущий читать мысли, усилием воли останавливать сердце, кровоточить любой частью тела и даже предугадывать курс акций на Нью-Йоркской бирже — на этой его способности в значительной мере зиждется благосостояние Центра и его обитателей. Врачи позволяют Адаму лечить их, под гипнотическим взглядом его глубоких черных глаз тает неприступная холодная красавица — старшая медсестра Джина (Айелет Зурер) и позволяет проделать с ней все, что ему заблагорассудится, а пациенты на него буквально молятся, видя в нем нового Мессию. Однако, помимо всех этих уникальных качеств, есть у Адама одна странность — стоит ему услышать собачий лай или хотя бы почувствовать собачье присутствие даже сквозь стены и запертые двери, как он теряет рассудок, становится на четвереньки, рычит, лает, брызжет слюной и бросается на людей. Когда-то до войны он был знаменитым и преуспевающим клоуном, сначала выступал в кабаре, а к концу 30-х обзавелся собственным цирком в Берлине. Особенно ловко ему удавалось изображать всяческих животных, и эта способность впоследствии сыграла с ним злую шутку… Однажды во время выступления Адам прочел мысли одного из зрителей — странного и нервного молодого человека по фамилии Кляйн (Уиллем Дефо), собиравшегося этим вечером свести счеты с жизнью, и спас его от самоубийства. Много лет спустя, нацисты закрыли цирк Штайна, застрелили его ручного медведя, а самого Адама с женой и дочерьми отправили в концлагерь, где комендантом оказался тот самый Кляйн. Ни одно доброе дело не остается безнаказанным — памятуя о своем чудесном спасении, Кляйн взял Адама к себе в дом в качестве… собаки — компаньона для своего настоящего пса Рекса, дабы Адам своими ужимками и трюками отвлекал его от тягот и излишеств комендантской службы: «Жизнь за жизнь, Адам — твоя за мою.» — «Герр комендант, моя семья…' — «Адам, ты уже торгуешься! Вот он, семитский феномен в действии, прямо у моих ног.» Семью Кляйн отправил-таки в газовую камеру, спокойно объяснив впоследствии, что спасти их было бы возможно, но «неудобно» — пришлось бы давать объяснения. «Физически» Адаму повезло, насколько это слово вообще применимо к узнику концлагеря — его оставили в живых, ползать на четвереньках по комендантской квартире — это не таскать камни в карьере, а собачья пайка в смысле содержания белков, жиров и углеводов гораздо сытнее пайки заключенного, но эти годы стали для него ежедневной и ежечасной моральной пыткой. В конце войны, добровольно отправляясь в мир иной (идея суицида так и не оставила его за все эти годы), комендант неожиданно отблагодарил Адама за службу — подписал одну бумагу, и мирное время Адам встретил весьма богатым человеком, при этом абсолютно раздавленным унижением и чувством вины за гибель семьи, презираемым товарищами по несчастью, отвернувшимися от него как прислужника нацистов, живущего на награбленное золото. Черная тень Кляйна постоянно маячит над ним, и ни годы, ни переезды из страны в страну, ни усилия врачей не могут помочь Адаму… Надежда на спасение неожиданно появляется вместе с собакой — главврвч обещал Адаму, что «четвероногих с когтями» в клинике никогда не будет. Пробравшись в запертую комнату, Адам обнаруживает некое существо, которое смотрит на него сквозь прорези в простыне и рычит. Это не собака, а его собрат по несчастью — мальчик, которого какие-то изверги воспитали в качестве собаки (его предысторию нам не сообщают). Он ходит на четвереньках, прячется под койку, не говорит, а только лает, рычит и скулит. При виде этого существа, которое за свою короткую жизнь вынесло еще больше издевательств, чем он сам, у Адама появляется надежда: если он сумеет вернуть мальчика-собаку к человеческой жизни, значит сможет исцелить и себя… * * * Как известно, самый верный способ получить «Оскар» — это снять фильм о Голокосте, однако ни Гольдблуму ни Шрейдеру Оскаров на сей раз не досталось — видимо, слишком далеко ушли они от голливудского шаблона. Зрителям не показывают традиционных ужасов, не пытаются разжалобить и выжать слезу. При скрупулезном внимании к деталям, картина несколько условна, напоминает театральную постановку и весь ужас в ней чисто психологического свойства. Тем труднее задача, стоящая перед актерами, прежде всего перед Джеффом Гольдблумом, который присутствует буквально в каждом кадре. Его персонаж — комедиант, манипулятор и страдалец в одном лице, и переход между этими состояниями происходит практически мгновенно, когда трагические сцены перемежаются черно-комическими* — роль требующая мастерства и огромной самоотдачи. Я не видел Джеффа в главной роли со времен незабвенной «Мухи», и успел подзабыть, насколько он классный актер! Адам — несомненно лучшая его роль, за которую он вполне заслуживал Оскара. Однако в фильме есть еще две актерских работы, заслуживающих особого упоминания: Уиллем Дефо в роли Кляйна и юный румынский дебютант Тудор Рапитеану в роли мальчика-собаки — вот кто вызывает одновременно и жалость и жуть, а кульминационный момент, когда Адам в буквальном смысле ставит его на ноги — по-моему, самая душераздирающая сцена. Визуально картина сделана превосходно: черно-белые флэшбэки из довоенных и военных времен, для цветных сцен использовался кросс-процесс, что сделало пейзажи пустыни бледно-пастельными, а интерьерам клиники придало холодно-стерильный голубоватый оттенок. Декорации в фильме минималистские, а основное внимание отдано актерам — очень много выразительных крупных планов. Одна из самых интересных картин, просмотренных мною за последнее время. Очень рекомендую. ___ * Из комических моментов отмечу сцену «собачьей любви» между Адамом и медсестрой Джиной, которая, в качестве прелюдии, катается по полу, раскинув «лапы», лает и скулит, а также сцену, когда Адам и Кляйн переодевают Рекса в костюм заключенного для маскарада на Пурим.
Особенно если учитывать тот факт, в данной ленте рассказывается абсолютно реальная история реального же человека, становится вдвойне страшно. И потому, что нацистский режим, по определению, был и остаётся отнюдь не таким мирным и радужным, как хотелось бы преподносить нынешним, особенно околотрамповским, популистам; и потому, что сам факт того, что человека в принципе кто-то мог додуматься заставлять вести себя, будто он является собакой, на протяжении нескольких лет, ну, что у человека была настолько извращённая фантазия, и никто даже не попытался его остановить. А ведь ровно так и происходило, к сожалению, на протяжении не одного десятка лет, тот факт, что после падения фашистского режима нацисты были вынуждены уйти в подполье, вообще не умаляет того факта, что действовать они продолжали, и, судя по последним социально-политическим событиям, продолжают. А суть в чём: владельца цирка (а цирк в фашистской Германии приравнивался практически к публичному дому, к слову, с той лишь разницей, что публичные дома запрещены не были, а вот цирк почему-то попадал под запрет) вместе с его семьёй забирают в концентрационный лагерь. Разумеется, лагеря были раздельными - для женщин и детей отдельно, для мужчин отдельно. Начальник лагеря решает, что Адам идеально подойдёт на роль собаки, в компанию к Рексу - реальной овчарке. Удивительно, но, откровенно признаюсь, неизвестно - какой ценой, но Голдблюму удалось отразить внутреннее состояние человека, попавшего в подобную ситуацию, настолько полно и подробно, что, волей-неволей, но задаёшься вопросом - а что же происходило в его жизни такого, что переживания оказались настолько ему близки. Суть-то в чём: когда наступил конец режима (подробнее можно просмотреть в ленте “Наступит ночь”, хоть и изрядно урезанная версия в итоге получилась, но хоть какая-то есть, и то хорошо), Адама выпускают, сообщив, что семью его убили и пустили на мыло, как и большинство пострадавших. После чего его забирают в реабилитационный центр для жертв режима, периодически выпускают, но после очередного рецидива (по мнению врачей, разумеется) забирают вновь. Отучить его быть собакой, конечно, реабилитологам удалось, да вот только ненадолго, потому как в центр привозят мальчика, который действительно жил с собаками, потому по-другому вести себя не умеет. Вообще. После нескольких срывов Адаму всё же удаётся прийти в себя, что, в силу количества воспоминаний, было вообще нелегко, и он решается на, вроде как и очевидный, но с точки зрения моральной силы духа, очень важный шаг - поддержать мальчика, несмотря на то, что и врачи, и другие пациенты ему идти на подобный шаг запрещают прямо или косвенно. И всё бы хорошо, да только есть одна загвоздка: у самого Адама, в силу, скажем так, специфики жизни в голове по-прежнему остаётся, скажем так, образ того самого начальника лагеря, который постоянно и неустанно твердит ему о том, что никем, кроме собаки, он по определению быть не может. И вот это страшнее всего, собственно, потому как когда твоё собственное, казалось бы, сознание начинает тебе вредить, мешая нормальной полноценной жизни, это очень и очень сложно. Да, Адаму удаётся оправиться, казалось бы, пока ему не сообщают, что его дочь жива. Но не желает его видеть. Он всё равно приезжает и узнаёт о том, что дочь покончила с собой, именно из-за того, что он был собакой у фашистов. Эдакая разница в менталитете, если можно так говорить в подобной ситуации. А дальше? Да что дальше - Адам достаточно долго прожил ещё после этого. Вот только с той лишь разницей, что чувствовать вообще что-либо перестал. Ну да, исходя из происходящего сейчас, а кого то волнует, собственно? Цена одной человеческой жизни стала настолько ничтожна, что о чём-то совсем крохотном, таком, как душа человеческая, вообще задумываться, видимо, не приходится. Была бесценной - стала бесплатной. Смотреть - да тут нельзя что-либо советовать попросту. Это не та лента.
'Отталкивающий фильм. На какую мерзость пойдет человек ради спасения собственной жизни или жизни близких? Лизать сапоги убийце, превратиться в животное? Такое понятие как «человеческое достоинство» перед лицом страшного выбора стало уже неактуальным?'. И еще '...Для людей вроде меня, воспитанных на таких фильмах как «Судьба человека» и «Восхождение», этот фильм явно противопоказан...' Я думаю, многие не до конца понимают ценность человеческой души, а также самой жизни. Особенное свойство души человека - это жизнь. Екклесиаст 9:4-7 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. 5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, 6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Еврейский народ - это Божий народ, который понимает ценность человеческой жизни, данной Богом. Соломон написал, что в аду нет никакого человеческого достоинства, как такового. Посмотрите фильмы 'Мальчик в полосатой пижаме', 'Фальшивомонетчик' и вы поймете общую философию отношения к жизни этих людей - 'главное - выжить'. Достойно или недостойно - неважно. Не забывайте, что советские фильмы пропитаны пропагандой и верой в человеческую силу, в то, что Бога нет. И настоящие ощущения человека, у которого пытаются отобрать жизнь, конечно же, не показаны, так как важно - умереть достойно, а не жить. Это ложная философия, которой промывали мозги долгие годы, и под фон которой упаковали в гробы миллионы людей в 30-е годы во время голодовки, потом во время второй мировой войны, а потом и после войны в Гулагах и сибирских ссылках. В отношении жизни многих людей, которые пережили лагеря, умереть и не терпеть это - был бы выход. Но думаю, что высшая форма героизма - это пройти через это и продолжать жить дальше. В этом героизм и сила духа. У этого народа этого не отнять. Возьмите во внимание, что последние 2000 лет этот народ был гоним, как ни один другой, но полностью сохранил свою идентичность, речь, культуру и надежду на будущее благо от Бога. Бог сказал, что рассеет этот народ за непослушание, а потом соберет. Так и происходит...
God is out to lunch. He left a note, see it on your arm. Однажды летом 1961 года Адам Штайн (Джефф Гольдблум), житель одного из тель-авивских пансионов, в очередной раз немного придушил свою квартирную хозяйку. Фрау Эдельзон долго колебалась, ведь Адам – не простой постоялец, и их связывает нечто большее, чем деловые отношения, однако не стерпела и позвонила Куда Следует. Приехали два санитара на голубой машине, надели на герра Штайна наручники и отвезли туда, где его давно заждались – в Психиатрический реабилитационный центр для жертв Голокоста в пустыне Негев – суперсовременную клинику, построенную на деньги американских спонсоров. Здесь его заждались все – и врачи, и пациенты, и даже бутылки виски, спрятанные за каждой батареей. Ведь Адам не просто пациент – он ясновидящий и экстрасенс, могущий читать мысли, усилием воли останавливать сердце, кровоточить любой частью тела и даже предугадывать курс акций на Нью-Йоркской бирже – на этой его способности в значительной мере зиждется благосостояние Центра и его обитателей. Врачи позволяют Адаму лечить их, под гипнотическим взглядом его глубоких черных глаз тает неприступная холодная красавица – старшая медсестра Джина (Айелет Зурер) и позволяет проделать с ней все, что ему заблагорассудится, а пациенты на него буквально молятся, видя в нем нового Мессию. Однако, помимо всех этих уникальных качеств, есть у Адама одна странность – стоит ему услышать собачий лай или хотя бы почувствовать собачье присутствие даже сквозь стены и запертые двери, как он теряет рассудок, становится на четвереньки, рычит, лает, брызжет слюной и бросается на людей. Когда-то до войны он был знаменитым и преуспевающим клоуном, сначала выступал в кабаре, а к концу 30-х обзавелся собственным цирком в Берлине. Особенно ловко ему удавалось изображать всяческих животных, и эта способность впоследствии сыграла с ним злую шутку… Однажды во время выступления Адам прочел мысли одного из зрителей – странного и нервного молодого человека по фамилии Кляйн (Уиллем Дефо), собиравшегося этим вечером свести счеты с жизнью, и спас его от самоубийства. Много лет спустя, нацисты закрыли цирк Штайна, застрелили его ручного медведя, а самого Адама с женой и дочерьми отправили в концлагерь, где комендантом оказался тот самый Кляйн. Ни одно доброе дело не остается безнаказанным – памятуя о своем чудесном спасении, Кляйн взял Адама к себе в дом в качестве… собаки – компаньона для своего настоящего пса Рекса, дабы Адам своими ужимками и трюками отвлекал его от тягот и излишеств комендантской службы: 'Жизнь за жизнь, Адам – твоя за мою.' – 'Герр комендант, моя семья…' – 'Адам, ты уже торгуешься! Вот он, семитский феномен в действии, прямо у моих ног.' Семью Кляйн отправил-таки в газовую камеру, спокойно объяснив впоследствии, что спасти их было бы возможно, но 'неудобно' – пришлось бы давать объяснения. 'Физически' Адаму повезло, насколько это слово вообще применимо к узнику концлагеря – его оставили в живых, ползать на четвереньках по комендантской квартире – это не таскать камни в карьере, а собачья пайка в смысле содержания белков, жиров и углеводов гораздо сытнее пайки заключенного, но эти годы стали для него ежедневной и ежечасной моральной пыткой. В конце войны, добровольно отправляясь в мир иной (идея суицида так и не оставила его за все эти годы), комендант неожиданно отблагодарил Адама за службу – подписал одну бумагу, и мирное время Адам встретил весьма богатым человеком, при этом абсолютно раздавленным унижением и чувством вины за гибель семьи, презираемым товарищами по несчастью, отвернувшимися от него как прислужника нацистов, живущего на награбленное золото. Черная тень Кляйна постоянно маячит над ним, и ни годы, ни переезды из страны в страну, ни усилия врачей не могут помочь Адаму… Надежда на спасение неожиданно появляется вместе с собакой – главврвч обещал Адаму, что 'четвероногих с когтями' в клинике никогда не будет. Пробравшись в запертую комнату, Адам обнаруживает некое существо, которое смотрит на него сквозь прорези в простыне и рычит. Это не собака, а его собрат по несчастью – мальчик, которого какие-то изверги воспитали в качестве собаки (его предысторию нам не сообщают). Он ходит на четвереньках, прячется под койку, не говорит, а только лает, рычит и скулит. При виде этого существа, которое за свою короткую жизнь вынесло еще больше издевательств, чем он сам, у Адама появляется надежда: если он сумеет вернуть мальчика-собаку к человеческой жизни, значит сможет исцелить и себя… * * * Как известно, самый верный способ получить 'Оскар' – это снять фильм о Голокосте, однако ни Гольдблуму ни Шрейдеру Оскаров на сей раз не досталось – видимо, слишком далеко ушли они от голливудского шаблона. Зрителям не показывают традиционных ужасов, не пытаются разжалобить и выжать слезу. При скрупулезном внимании к деталям, картина несколько условна, напоминает театральную постановку и весь ужас в ней чисто психологического свойства. Тем труднее задача, стоящая перед актерами, прежде всего перед Джеффом Гольдблумом, который присутствует буквально в каждом кадре. Его персонаж – комедиант, манипулятор и страдалец в одном лице, и переход между этими состояниями происходит практически мгновенно, когда трагические сцены перемежаются черно-комическими* – роль требующая мастерства и огромной самоотдачи. Я не видел Джеффа в главной роли со времен незабвенной 'Мухи', и успел подзабыть, насколько он классный актер! Адам – несомненно лучшая его роль, за которую он вполне заслуживал Оскара. Однако в фильме есть еще две актерских работы, заслуживающих особого упоминания: Уиллем Дефо в роли Кляйна и юный румынский дебютант Тудор Рапитеану в роли мальчика-собаки – вот кто вызывает одновременно и жалость и жуть, а кульминационный момент, когда Адам в буквальном смысле ставит его на ноги – по-моему, самая душераздирающая сцена. Визуально картина сделана превосходно: черно-белые флэшбэки из довоенных и военных времен, для цветных сцен использовался кросс-процесс, что сделало пейзажи пустыни бледно-пастельными, а интерьерам клиники придало холодно-стерильный голубоватый оттенок. Декорации в фильме минималистские, а основное внимание отдано актерам – очень много выразительных крупных планов. Одна из самых интересных картин, просмотренных мною за последнее время. Очень рекомендую. __________________________________ * Из комических моментов отмечу сцену 'собачьей любви' между Адамом и медсестрой Джиной, которая, в качестве прелюдии, катается по полу, раскинув 'лапы', лает и скулит, а также сцену, когда Адам и Кляйн переодевают Рекса в костюм заключенного для маскарада на Пурим.
Фильм - потрясающий! Он переворачивает душу, сознание, мировосприятие... Именно так (и только так) его можно было поставить - фантасмагория людей, событий, времени, пространств души и средоточия душ в едином пространстве... Больные глаза главного комика Германии, которые плачут, страдают, кричат от боли, ужаса, страха, бесконечного раскаяния за несуществующую вину, желания искупления и невозможности его самому себе дать. Разве может любящий, счастливый муж и отец простить себе гибель своих самых дорогих и родных людей, которую он никак не мог (и не смог бы ни за что) предотвратить, даже если бы выпрыгнул из самого себя самым удивительным своим цирковым, волшебным, трюком?! Это сводит с ума каждую минуту, это уничтожает остатки сознания, человеческого достоинства, это делает невозможным саму жизнь... И только второе такое же несчастное, униженное, растерзанное существо-ребёнок открывает главному герою картины путь к самому себе. Их общая боль, беда, отчаяние спасают их обоих, в конце концов, и оставляют за собой пустыню в их душах, так или иначе. Не верится, что мальчик смог бы войти в обычную жизнь, хотя в фильме ему была дана такая надежда. Бесподобная игра Джеффа Голдбдюма! Я считаю, что это лучшая его роль на все времена. И не важно отмечена она какой-либо премией или нет. Сильная и достойная работа юного актёра Тудора Рапитеану. Уиллем Дефо был превосходен, как всегда. Более отталкивающего и омерзительного коменданта лагеря (и дьявола, искушающего в пустыне) трудно себе вообразить. Пожалуй, я не смогла бы представить эту историю, снятую иначе, чем она представлена в этом фильме. За это огромная благодарность и режиссёру, и всей съёмочной группе! 10 из 10
Общее впечатление - сильная личность, но слабый фильм. Адам Штайн - редкостного характера человек, который не потерял рассудок в концлагере, живя как собака год и играя на скрипке, когда его семью вели в крематорий. В этом его сила. Обаяние же его проявляется в клинике, где он проходит реабилитацию. Как минимум, он притягателен и обаятелен для людей, искренне радуясь всем и каждому, каким бы психом он не был. Стоит ли смотреть фильм? Да, как пособие по тому, как сохранить самообладание с тяжелые минуты. Из недостатков - можно было сделать фильм намного тяжелее, эмоциональнее, разыграв контраст негатива и веселья... Но это уже была бы жесткая чернуха. 7 из 10