'В жизни всегда есть место подвигу по расписанию'. Если сконтаминировать всем известный афоризм и многим знакомое изречение Мюнхгаузена из пьесы Горина, то данную фразу можно смело делать девизом этого британского фильма. Идет Вторая мировая. Могущество немецких войск все знают на фронтах, но вот в тылу не все благополучно. Оказывается, 'ахиллесовой пятой' или точнее, пятами, являются дамбы, которые отделяют Рурскую долину, сердце немецкой металлургии, от огромного водного бассейна, который немедленно разольется и нанесет гигантский ущерб, если дамбы будут взорваны. Этим обстоятельством заинтересовался один кабинетный ученый, который высчитал 'до миллиметра', что и как должны делать экипажи бомбардировщиков, чтобы такая цель была достигнута. Два часа мы наблюдаем, как большая масса людей продвигается к желанной цели, переносясь из лабораторий на полигоны, наблюдая полевые испытания, бесконечные учения и, наконец, само боевое задание от его начала до завершения. Можно сказать, что в фильме выбрано хроникальное построение сюжета, нам нужно показать все от первой буквы до последней, потому что только так станет понятно, насколько филигранным оказывается задание. Надо сказать, что режиссер очень старается, чтобы это обстоятельство не сделало фильм скучным. Он словно доказывает нам, что самый последний элемент в этой цепи имеет свой смысл, и о нем тоже надо сказать на экране. Подвиг - это не момент его свершения, а длительный путь к нему, где нет ничего лишнего и случайного. Надо сказать, что такой коллективистский подход чем-то напоминает советские фильмы, где подвиг так же возможен не из-за одного храбреца или супермена, а из-за слаженных действий многих и многих людей. Однако у фильма есть один серьезный недостаток. При наличии на экране кучи персонажей ему отчаянно не хватает героев. Почти все они, кроме разве что ученого-перфекциониста да командира всей эскадрильи, выписаны слабовато, не запоминаются по-настоящему. Поэтому градус, что называется, драматизма все же низковат. Азарта у создателей фильма, как и напряженности самого сюжета вполне достаточно, а вот человеческий фактор подкачал. Именно поэтому фильм остается в ряду крепких, но не шедевральных фильмов о войне, снятых не с 'нашей' стороны, а со стороны союзников. 7 из 10
Англия времен Второй мировой. Инженер-фантаст Барнс Уоллис обращается в военное ведомство с почти безумной идеей – он просит содействия в организации «прыгающей бомбы», которая способна уничтожить крупнейшие плотины Рура и таким образом надломить экономическую мощь Германии. Уоллиса аккуратно динамят, но со временем он показывает свои наработки, которые в какой-то момент заинтересовали самого премьер-министра и таки дана отмашка на разработку проекта. И вот уже готовится скрытая эскадрилья бомбардировщиков под командованием подполковника Гая Гибсона, которой и предстоит трахнуть Третий рейх по самый Рур. Но до выполнения этого скрытого задания, два десятка бомбардировщиков будут ежедневно отрабатывать ночные полеты на сверхмалых высотах, для того, чтобы хотя бы часть из них затем смогла вернуться обратно в старушку-Англию. Англичане и особенно американцы еще в лихие военные годы поставили на поток геройские эпики о том, как кучка храбрецов на самолетах/кораблях/подлодках уничтожают скопища немцев/японцев, чем приближают победу в войне. Во время самой войны подобные ленты оправдывались необходимостью качественной художественной пропаганды, и тут уж особых вопросов возникать не могло. После войны англо-саки начали красиво переписывать историю, перетягивая от Советского Союза лавры главных победителей. Но вот что касается исторической достоверности данной ленты, то это один из тех редких фильмов, когда сложно бросить камень в огород. В 1943 году всего-навсего 19 английских бомбардировщиков, действительно, совершили подвиг, выведя из строя две крупнейшие плотины Рурского бассейна, дав тем самым серьезный поддых всей немецкой промышленности. Операция была и технически наглая, и еще более дерзкая по исполнению. И как раз в постановке Майкла Андерсона поэтапно раскрываются все технические и организационные сложности этой боевой истории. Главных персонажей в фильме два – ученый-перфекционист в исполнении Майкла Редгрейва и боевой летчик-педант, которого сыграл Ричард Торп. Первый «ищет и находит», а второй хмуро следит за подчиненными, требуя от тех полной выкладки, и только в минуты расслабления позволяет забавляться с любимой собакой с очень неполиткорректной кличкой Ниггер. Так эти двое и идут к успеху, растворяя собою всех остальных персонажей. И, кстати, когда начнутся пафосные слезы, «ах каких парней мы теряем», отсутствие характеров у второстепенных героев сыграет с фильмом злую шутку. Кто там падает-погибает, зрителю особо понятно не будет. Хотя самый главный недостаток фильма как ни странно то, за что «Разрушители плотин» получили свою единственную номинацию на «Оскар» - спецэффекты. Сам монтаж, групповые полеты бомбардировщиков, панорамные виды в фильме на уровне… Но как только дело дошло до демонстрации зенитных атак, взрывов на воде, взрывов самих плотин, то все это отдавало просто-таки дремучей кустарщиной. А ведь на дворе стоял уже 1955 год и коллеги по цеху выдавали уже в визуализации воздушных полетов/боев нечто более зрелищное (можно вспомнить американские «Авианосец» или конкурента «Разрушителей плотин» по данной номинации «Мосты у Токо-Ри»). Майкл Андерсон полтора часа клепал увлекательный сюжет подготовки всего этого полета, чтобы последние полчаса выдать совершенно блеклую картину, место которой в 30-х, но точно не в 50-х годах. Впрочем, это не тот повод, чтобы отказаться от просмотра. Фильм, безусловно, хорош, да и почти в документальном виде повторяет настоящие события 1943 года. 6,5 из 10