Старикам тут не место: отзывы и рeцензии

TheHolyElk
TheHolyElk4 декабря 2017 в 17:16
«Не клади в карман эту монетку, это твоя счастливая монетка. А в кармане она смешается с остальными и превратится в обычную монетку. Каковой она и является.»

Ранее мне не предстояло сталкиваться с творчеством режиссеров братьев Коэнов. Знакомство с ними я начала именно с данной картины, поскольку она привлекла меня своим неординарным сюжетом, актёрским известным составом и указанием на то, что имеет отношение к жанру триллер, который я очень сильно люблю. Даже не совсем лицеприятные отзывы не отбили желание выделить время на то, чтобы сесть поудобнее, налить себе чашечку чая и погрузиться в атмосферу техасских пейзажей, бойнь и человеческих отношений. Одной из интересных особенностей 'Старикам тут не место' является одинаковый подход к каждому герою. Здесь нет единого персонажа с главной ролью. Мы наблюдаем за историей жизни и шерифа, и сбежавшего заключенного, и обычного работяги. Всем им отводится равное количество времени, что и выделяет картину из ряда себе подобных. Однако ярче всего запоминается хладнокровный убийца-маньяк Антон Чигура. Достаточно одного его пронзающего насквозь взгляда и у тебя уже возникает ощущение, что следующей его жертвой будешь именно ты. В фильме Чигура является неким воплощением насилия в наше жестокое время и образом судьбы, решающим жить человеку или нет. Как например в сцене, где маньяк предлагает сыграть с ним в игру, предоставляя заправщику выбор: 'Орёл или решка?'. Это, кстати, один из эпизодов, держащий в полном напряжении и не отпускающим ни на одну секунду. Хавьер Бардем отлично справился со своей задачей и определенно заслужил полученного оскара. Также приятно было увидеть Томми Ли Джонса (Люди в чёрном) и Вуди Харрельсона (Добро пожаловать в Zомбилэнд), игра которых была на уровне и нисколько не разочаровала. Весь актерский состав удачно и органично подобран, от чего фильм становится только сильнее. Редко что в кинематографе можно похвалить за операторскую работу и отличный монтаж, но, хочется отметить, что творение Коэнов не стало исключением. Как минимум за это их стоит похвалить, а зрителям наслаждаться визуальным составляющим. Подводя итог, скажу, что такое кино не для всех. Не всякий поймет посыл фильма, и, возможно, будет задавать множество вопросов и испытывать странное ощущение после просмотра. Отныне же несмотря на это, картина определенно заслуживает внимания, поэтому 10 из 10

ermotin
ermotin23 февраля 2014 в 19:21

Говоря об этом фильме кратко и ясно - абсолютный шедевр и один из трех моих самых любимых фильмов вообще. А сейчас по порядку. Актерская игра. Потрясающая!Здесь каждый герой второго плана великолепно придуман, у каждого есть характер, и каждая роль блестяще сыграна!Ну а Хавьер Бардем...Он вообще сыграл просто гениально!Он сумел воплотить один из самых жутких образов убийц в истории кинематографа! Режиссура также потрясающая. Здесь в каждом кадре чувствуется огромный режиссерский талант, каждый кадр снят с необыкновенным мастерством!атмосфера триллера создана прекрасно, все два часа фильм держит в напряжении!Блестящий сценарий, операторская работа и монтаж! Словами сложно передать мои ощущения.'Старикам здесь не место' мне не просто очень понравился, а стал одним из трех моих самых любимых фильмов вообще. Такое ощущение, что его снимали именно под такого зрителя как я - потому что я просто восхищен. 10 из 10

Ann Rabe
Ann Rabe6 ноября 2012 в 11:30
There`s no time for us, there`s no place for us.

'Старикам здесь не место' - мой второй фильм Коэнов после 'Бартона Финка'. Могу сказать, что это явно не та их работа, с которой следует начинать знакомство с фильмографией. Впрочем, есть две весомые причины для того, чтобы с сим творением все-таки ознакомиться: 1) Разумеется, четыре Оскара, как минимум один из которых, 'Лучшая мужская роль второго плана', был отдан картине вполне заслуженно. 2) Актерский состав. Испанский актер Хавьер Бардем, проявивший себя в текущем 2012 году в роли Сильвы в Бондовском 'Скайфолле', здесь также злодей, говорящий, как и большая часть героев, по-английски, носящий смешное имя-фамилию Антон Чигур и использующий, несмотря на настояние Гая Ричи в 'Карты, деньги, два ствола' ('Стволы - для лохов, ножи - выбор мастеров'), огнестрельное оружие с глушителем, с помощью которого с невозмутимым выражением лица прикончил фигову тучу людишек, которые имели отношение к деньгам, за которыми он, по сюжету, и гонялся. Как ни прискорбно констатировать это, но у Бардема получаются на редкость убедительные и харизматичные злодеи с совершенно идиотскими (спасибо гримерам), тем не менее, прическами и крайне странными именами. Джош Бролин, известный зрителям по роли доктора Блока в одном из сегментов 'Грайндхауса', 'Планете страха' Роберта Родригеса, вышедшем в том же 2007 году, здесь проявил более чем среднюю актерскую игру, что весьма неприятно, с условием, что персонаж, все-таки, один из главных. Томми Ли Джонс в роли шерифа полиции ЭдаТома Белла весьма убедителен, чего вполне следует ожидать от актера его уровня. Вуди Харрельсон, также проявивший себя в этом году в 'Семи психопатах' Мартина МакДоны, исполнил роль более чем среднюю (для себя), но при этом все-таки запоминающуюся. Итог: Ввиду почти что полного незнания фильмографии братьев Коэнов, 'Старикам здесь не место'могу сравнить разве что с 'Бартоном Финком', который мне лично понравился много больше. Не могу сказать, что в сюжете есть что-то крайне оригинальное: выбор стоял между 'сексом, наркотиками и рок-н-роллом' в сочетании с насилием, что стало весьма типично для многих боевиков, сказом о неуловимом мстителе-злодее или же очередной историей про 'азартные игрища, денежные средства и крупнокалиберное огнестрельное оружие'. Сия картина являет собой нечто среднее между вторым и третьим, а потому может быть рекомендована лишь любителям сего жанра, подобных историй, а также поклонникам Коэнов, которые, наверняка, ознакомились с данным фильмом много раньше меня. 6 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск23 января 2010 в 19:29
Техас место смерти и гордых убийц

Добрый такой фильм, вызывающий лишь положительные эмоции... шучу, конечно:). На самом деле фильм вышел, довольно таки, жестоким - с огромным количеством крови и убийств. Как по мне, основа фильма - совсем не убийства и погоня за деньгами, основа - это сделать всё для достижения цели. Пройти по трупам и победить! В общем - сюжет интересный, и до конца не предсказуемый... хотя минуса конечно есть - это и абсолютно не логические действия в картине(особенно это касается героя Вуди Харрельсона) и слишком уж идеальные ситуации(тут уже отличился герой Хавьера Бардема), создаётся такое ощущение, что удача последнего - это его второе имя, ему бы в Вегас с ней:). Да и финальная сцена совсем не порадовала, если честно вообще в таком фильме лирическо-философские отступления - совсем не к месту. Но в принципе, братья Коэны постарались на славу... вышел у них, не шедевр, конечно, но очень качественный фильм, посмотреть который стоит всем ценителям хороших фильмов. Ну а Игорь, наверняка, запомнится вам как один из лучших убийц в истории кинематографа. 8 из 10

_Dimitrius_
_Dimitrius_13 марта 2009 в 22:01
Зло побеждает добро, неужто настолько гениальная мысль ?

Не буду дублировать восхищение великолепной игрой актёров, постановкой и работой операторов. Всё сделано на 5+. Но вот что хочется добавить. Сюжет. Был парень - 'доктор зло', убивал людей. Ему слегка пытались противостоять, но так, для вида. И в итоге победило зло. Нормальный сюжет для вестерна, но чего то не хватает. Верно, не хватает противовеса - храброго, порядочного, принципиального, 'правильного' шерифа. Почему - да потому, что его тут нет. Есть предпенсионного возраста дедок-шериф, который не особо пытаясь угнаться за неуловимым убийцей, оправдывает это банальными фразами, типа 'были люди в наше время, не то что нынешнее племя', 'о времена, о нравы'. Смысл. А что на выходе? На выходе банальная идея, о слабости людей. Что не способны они противостоять расплодившемуся злу и всё мы умрём... Ничего другого простите я в этом фильме не нашел, не считая великолепной игры актёров. Может для Америки это и действительно прозрение, что мир становится хуже и что так дальше нельзя, но только что с того. Никакой надежды после фильма не остаётся, если даже принципиальные старики признают поражение и беспросветное будущее. Я считаю, что фильм содержит столько же смысла, сколько фраза 'мы все умрём', и даже столь ожидаемого продолжения как вопрос 'кем мы умрём и что мы успеем до этого сделать' к сожалению, не последовало, а лишь пессимистическое 'этот мир не для нас'. Итого: любопытная история, правда без внятной концовки, с точки зрения сюжета, и слишком очевидная смысловая нагрузка, чтобы ради этого городить столь недружелюбное к зрителю зрелище. Особенно стоит отметить замечательную игру актёров и беспрецедентную передачу атмосферы страха перед ненасытным убийцей. Ну а помимо этого есть в фильме что-то неординарное, выделяющее его из серой массы фильмов. Ради вышеперечисленного пожалуй стоит посмотреть фильм.

Ali_Mensaf
Ali_Mensaf25 июня 2008 в 07:06

Наконец-то добрался до просмотра долгожданного лауреата премии «Оскар». Первое мнение, которое у меня возникло после просмотра, было очень негативным. В первую очередь, не понравилась задумка братьев Коэнов «оставить» после титров открытый вопрос. Откуда взялся этот Чугар? Какова его судьба дальше? На самом деле, ответ лежит намного глубже. Я, как и все отсмотревшие этот фильм, смотрели на эту картину как говориться «через стекло», а ведь ответ лежит в самом начале фильма, когда главные герой забрал те деньги в пустыне. Героя Джоша Бролина погубила алчность и жадность, он решил играть в свою игру, в то время, когда игра Чугара (Хавьер Бердем) уже набирала самые большие обороты. В разговоре по телефону между Моссом и Чугаром, последний ведь сказал, что не важно, вернет он себе деньги или нет, герой Мосса должен будет умереть. Герой Томми Ли Джонса, это тот самый «старик», жизнь которого прошла. Старый шериф всегда наблюдал за происходящем рядом с ним, но именно тот факт, что он никогда не решался на что-то более, чем надо, он и остался жив. Ведь по сюжету видно, скольких многих его друзей погубила работа в полиции. Одним словом, кто-то, верно, заметил, этот фильм будут вспоминать еще очень долго, его атмосфера на самом деле приближена «классике» жанра триллер/вестерн. Ну а игра Хавьера Бердема в описании не нуждается, просто отмечу, его «золотая статуэтка» абсолютно справедлива. 10 из 10

kpe_1987
kpe_19877 февраля 2008 в 23:35

Имя братьев Коэн известно каждому уважающему себя киноману. В их послужном списке такие, ставшие уже легендарными, картины как 'Воспитывая Аризону ', 'Большой Лебовски ', 'О, где же ты, брат? '. И на сей раз этот бесспорно талантливый тандем преподнёс нам новый шедевр. Главный герой фильма - Ллевелин Мосс, ветеран Вьетнама, человек так называемого потерянного поколения. Казалось бы, живёт себе своей размеренной жизнью вместе с симпатичной женой, работает сварщиком, на оленей охотиться. Во время одной из своих вылазок на оленей Ллевелин оказывается втянутым в опасную игру: на месте разборки между наркобаронами он находит чемодан, под завязку набитый долларами. Другой на его месте убежал бы оттуда и забыл то, что видел. Но адреналин в крови главного героя даёт знать о себе. Всё-таки не особо комфортно он чувствует себя в мирной жизни. Ему не хватает той атмосферы, что царила на войне. Атмосферы постоянной опасности. Правда, подвергая себя этому испытанию, он даже не догадывается, что по его следу идёт опасный убийца... Не могу сказать, что в данном фильме во весь рост поднимается проблема потерянного поколения, но в какой-то мере она в фильме присутствует. Как, в принципе, и в 'Большом Лебовски '. За это Коэнам огромное спасибо. Хорошо, что не забывают... По сути, данная картина - это чистейшей воды вестерн. Но ковбоев на лошадях и индейцев с томагавками вы здесь не встретите, так как место действия не прерии конца XIX, а 80-е годы прошлого столетия. Получился эдакий городской вестерн. От напряжённого противостояния двух ключевых персонажей, в которое медленно вплетаются шериф Тома Белл (Томми Ли Джонс) и Карсон Уэлс (Вуди Харрельсон), просто глаз не оторвать! Всё сделано на высшем уровне (Коэны всё-таки!). Актёрский состав подобран великолепно. Вообще в этой картине, как мне кажется, нету положительных и отрицательных героев (за исключением протагониста Тома Белла и антагониста Антона Чигура), есть просто люди, и у каждого из них своя правда. Бролин являет собой типичного героя вестернов: одиночка (правда, в данном случае, женатый) который не остановится ни перед чем на своём пути. Томми Ли Джонс исполняет роль умудрённого опытом шерифа, чьи философские рассуждения и составляют основные мысли в картине. Вуди Харрельсон, кстати, и представляет лагерь персонажей, которых не отнесёшь ни к антагонистам, ни к протагонистам. Это тот человек, который в одной ситуации может быть Ллевелином Моссом, а в другой тем же Антоном Чигуром. Очень жалко, что в фильме ему уделили совсем немного экранного времени. Но особенно хочется выделить актёра, сыгравшего Антона Чигура. Да, он немногословен, но наблюдать за его мимикой и жестами сплошное удовольствие. Хавьер Бардем мне очень понравился ещё в 'Призраках Гойи ' (там он тоже сыграл отрицательного персонажа), ну а здесь он просто бесподобен. Я считаю, что выдвинуть его на премию Оскар как лучшего актёра второго плана, - правильное решение. Его диалог между продавцом придорожного кафе можно смело заносить в цитатник. Нельзя не отметить его главного оружия в фильме - большой газовый баллон. Доселе никто не использовал в кино обыкновенный баллон в качестве смертельного оружия. Воистину новаторская идея! Многие люди, посмотрев фильм, сильно недоумевали: о чём же всё-таки он? Кто-то вообще в него не врубился и моментально отправил в отстой. Как мне кажется, каждый трактует суть фильма по-разному. Ведь, сколько людей, столько и мнений. Лично у меня сложилось двоякое представление о том, что же имели ввиду авторы. Вариант первый. Несмотря на название, этот фильм и есть ода всем 'старикам ', на которых этот мир, собственно, и держится. Ведь, когда они навсегда покинут этот мир, других таких на Земле больше не будет. Без них всё (ну, если не всё, то по крайней мере многое) загнётся. Вариант второй, полностью оправдывающий название фильма. Старикам в современном мире действительно не место. Ведь они люди твердолобые, и принимать многие веяния времени просто-напросто не хотят. И лучший вариант для них - абстрагироваться от этого мира. Об этом этом и говорит в фильме герой Томми Ли Джонса. Не ждите от этого кино льющегося через край экшна. Всё в фильме очень размеренно, но это ничуть не умаляет его достоинств, а наоборот только идёт на пользу. Ведь это не очередной боевик, а очень серьёзное философское кино. Оценка: шедевр

Евгений_Горностаев
Евгений_Горностаев30 марта 2023 в 05:52
Зло без причины — признак…

'No Country for Old Men' считается лучшей киноработой именитого братского дуэта - Итана и Джоэла. И с этим, действительно, трудно не согласиться. И хотя содержание фильма на первый взгляд кажется предельно простым и очевидным, являя историю обычного, среднестатистического работяги, на голову которого неожиданно свалилась баснословная сумма денег, с коей он, естественно, будет поступать по системе 'поскорее спрятать зелёный подарок от всех, кому он нужен'. Всё же, несмотря на это, глубина, сокрытая в недрах с виду незамысловатых злодеяний, оставляющих за собой горы бездыханных тел и потоки кровеносных рек, демонстрирует масштабную почву для размышлений философского рода о значении представленных в картине событий. И в данном ключе, как это, в принципе, обычно и бывает в случае рассмотрения по-настоящему глубоких киношедевров, разгул фантазии интерпретаторов не имеет никаких чётко очерченных границ. Одни видят в ленте яркие образы такого весомого для всех живых существ понятия, как время. Они отождествляют трёх главных героев фильма с тремя временными ипостасями, дескать, Томми Ли Джонс явил образ Прошлого, Джош Бролин - Настоящего, а Хавьер Бардем - Будущего. Интересная теория, вполне оправданная по своей сути. Однако следующее интерпретирование сюжетных перипетий, вообще, может, простите за разговорный фразеологизм, взорвать мозг. Главного злодея фильма - Антона Чигура - в реальности не было! Некоторые видеоблогеры, дотошно предоставляя обширную доказательную базу своих теоретических умозаключений, доводят до зрительских масс мысль о том, что хладнокровного социопата-убийцу выдумал герой многоуважаемого Томми Ли Джонса с той целью, чтобы объяснить, вернее даже оправдать, кровопролитные действия самоуверенно-бесстрашного персонажа Джоша Бролина на пути сокрытия адовых денежных средств. Эта теория очень привлекательна и потому встретила единогласные рукоплескания пользователей одного популярного видеохостинга, привыкших смотреть без остановки мнения кого не попадя, даже не удосуживаясь самостоятельно поразмышлять над тем или иным фильмом. Однако же у данного громогласного предположения есть некоторые изъяны, преспокойно разрушающие его целостность. Персонаж Вуди Харрельсона выходит тоже выдумка? Заключительная сцена с Чигуром, оказавшимся в доме жены своего отчаянного противника, так же является лишь фантазией старого полицейского? Судя по всему, он просто гениальнейший сказочник, способный напридумывать всё на свете, да ещё в таких красках и удивительных сюжетных хитросплетениях, что просто диву даёшься. И неужели целесообразно допустить то, что талантливые братья-сценаристы с самого начала до такой степени упростили собственную сценарную задумку, что низвели её до фантасмагорического рассказа уставшего от профессии и от самой жизни офицера полиции? Не хотелось бы в это верить, да, откровенно говоря, и не верится! Таким же образом можно сыскать ещё не одну великолепно объясняющую все сюжетные ходы интерпретацию, чем, собственно, до сих пор, с самого момента выхода ленты в прокат, и занимаются поклонники творчества братцев Коэн и особо щепетильно подходящие к подобным расследованиям деятели видеоконтента. Обычным же ценителям хорошего кино остаётся только лишь наслаждаться прямым повествовательным движением, которое и без философского погружения выглядит крайне любопытно. Хотя нарратив, в сущности, и сподвигает чуть ли не с первых минут моментально начать искать ответы на приходящие в голову вопросы подобного рода: 'А что же, вообще говоря, здесь происходит? Зачем он это сделал? Чего ему надо от него на самом деле?' В заключение этого блока рассуждений следует сказать лишь одно - Браво Коэны! Помимо удивительного сюжета, способного родить столь разнящиеся по смысловому контексту содержательные теории, несомненно, стоит выделить актёрский состав фильма. Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Вуди Харрельсон, Келли Макдоналд и, конечно же, Хавьер Бардем, награждённый россыпью призов за свой зловещий перформанс, изумительно продемонстрировали на киноэкране состоятельность индивидуальных профессиональных талантов. Персонаж Бардема так и вовсе прочно оседает в памяти, как один из самых демонических антагонистов современного кинематографа, вставая в один ряд с Джокером Хита Леджера, безумным наёмным убийцей из фильма 'Проклятый Путь' в исполнении Джуда Лоу и персонажем Кевина Спейси из финчеровского супертриллера 'Семь'. Жестокий, бессердечный, неподкупный злодей, следующий индивидуальному кодексу правил и верующий в свод определённых принципов - это всегда очень страшно и в то же время невероятно притягательно для зрительского взора. Как итог, 'No Country for Old Men' - это культовый шедевр Итана и Джоэла, являющийся философской притчей с широчайшим полем для всевозможных интерпретаций сюжета, ни одна из которых и близко не подойдёт к изначальной идее своих авторов. Данное кинематографическое произведение вызывает споры и негодования, восхищение и любовь, разочарование и недоумение, а значит имеет все признаки великозначимой единицы современного искусства, как бы высокопарно это не звучало!

c1gano
c1gano26 февраля 2015 в 12:55
Хэппи-энду тут не место.

Так уж получилось, что посмотрел кино совсем недавно, уже после ознакомления с отличным сериалом Фарго. По отзывам понял, что есть фильм, близкий по жанру и стилю. Решил не откладывать просмотр в долгий ящик - и вот, делюсь впечатлениями. Сюжет несложен, как ни крути. Моментов в духе 'Вот это поворот!' тут нет, но фильм смотрится на одном дыхании. Потому, что снят он отлично, персонажей играют хорошие актеры, а после титров есть о чем подумать. Те, кто хочет посмотреть боевик с погонями, перестрелками и непременным превосходством добра - уйдут разочарованными. Фильм абсолютно не вторичен, иначе сказать, он уникален. Стрельба здесь не ради зрелищности, а добро и зло не противопоставлены. Главный герой - он кто? Ничего положительного в его образе нет. Да и, собственно, не совсем понятно - кто же здесь главный герой. Персонажи появляются по очереди, но явно не в порядке значимости. Каждый характер хорошо продуман и неоднобок (особняком стоит Антон Чигур в исполнении Хавьера Бардема). Мосс - алчный и грубый, но не чужд светлых мыслей и заботы о ближних. Веллс (Вуди Харрельсон) - выполняет свою работу за деньги, его мотивы просты. Он тоже может проявить сочувствие (а может, просто обманывает? Мы уже не узнаем). Единственные персонажи, действующие во благо общества - престарелый полицейский и его помощник - оказываются не в силах понять и остановить череду насилия. 'Старикам тут не место' - так называется фильм, таков же и основной его посыл. Теперь пару слов о центральной фигуре сего мрачного действа. Антон Чигур - судя по всему, наемный убийца, отлично справляющийся со своими обязанностями. И следующий своим собственным законам, своей животной логике, уважающий свои принципы. Что и зачем он делает - понятно не всегда. Но и он не всегда понимает что происходит вокруг - простые фразы хозяина заправки вгоняют его в ступор и раздражают. Чигур - абсолютное зло. Чужие жизни он не ставит ни во что, а игра в орел-решку для него определяет убивать жертву или оставить в живых. И все же, несмотря на это, герой Бардема пугает, но не отталкивает. Он обезличен - пусть с именем и внешностью, но мы не видим его мотивов, не знаем его привычек. Чигур - просто олицетворение всего плохого, что существует в природе. Естественно, что фильм с таким колоритом и стилем не может заканчиваться хорошо - и это огромный его плюс. Зло побеждает - потому что оно не щадит ничего вокруг для своей выгоды. В нем порой нет логики, нет понимания, нет жалости. Оно съедает и выплевывает все, что попадается на пути просто потому, что может. Если подвести итог - я нашел для себя еще один замечательный криминальный триллер. Отличные актеры (чего стоит только харизма Хавьера), смысловая нагрузка, хорошая картинка. Жестокость фильма обоснована, поэтому не отталкивает. P.S.: после просмотра Фарго Лорн Малво (прототип Антона Чигура) стал для меня самым харизматичным и притягивающим злодеем на экране. Но теперь, как видно, у него появился прямой конкурент. Хотел бы я увидеть их в одном фильме: ) 9 из 10

SumarokovNC-17
SumarokovNC-1711 октября 2014 в 11:23
Маккартизм

Для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы хорошие люди ничего не делали(Эдмунд Берк) Эта история началась в один из самых жарких и изнурительных дней засушливого июня 1980 года на бесконечных, пустынных и уходящих куда-то в закопченную солнцем даль горизонта просторах западного Техаса. Статистика с самого начала года была неумолима, твердя с монотонностью молитвы, что смерть и лишь она одна воцарилась на этой благословенной земле ковбоев и расистов, смерть и безысходность. Неуклонно растет уровень преступности, а сами преступления поражают какой-то неизмеримой, неизбывной, нечеловеческой жестокостью, недремавшей дикостью. И в тот день, когда шериф Эд Том арестовал Антона Чигура, а Ллевеллин Мосс обнаружил на месте очередной мафиозной бойни чемодан, набитый до отказа вечнозелеными президентами, вся дикость людская вырвалась наружу в одночасье, сметая всех и вся на своем пути. Братья Коэн, вдоволь наигравшись в псевдонуар в 'Человеке, которого не было' и в сугубо развлекательное кино в 'О, где же ты, брат?' и 'Невыносимой жестокости', вернулись к 'большому стилю' собственной режиссуры времен 'Фарго' столь же непринужденно и играючи в одноименной экранизации романа культового американского беллетриста и нигилиста Кормака МакКарти 'Старикам тут не место' 2007 года. 'Старикам тут не место' в версии Коэнов, которые с особым, чуть ли не подкожным и подсознательным чутьем своим сумели переложить мрачный и жесткий мир литературного первоисточника на резкий обличительный язык вневременного киновысказывания о современной Америке и американцах и не только, сохранив и аутентичность оригинала(МакКарти остается в любом виде МакКарти, кто бы не взваливал на себя ношу быть его кинематографическим негром от Цейса - Джеймс Франко ли, Ридли Скотт или Джон Хиллкоут), и разбавив ее глубинами собственного синематического пространства, характеризуемого почти всегда фирменным черным юмором и легкостью повествования, каковое бы оно не казалось тяжеловесным изначально. А фильм Коэнов, между тем, по-настоящему обладает тяжеловесностью, которая будто стремится подавить и изничтожить зрителя под гнетом собственной фундаментальности и монументальности, в первую очередь, благодаря наличествующей в картине многоголосице и многогранности затронутых тем, множественностью переходов от нескольких личных историй до обобществляющих, универсальных высказываний, от шелухи жанровой принадлежности к чистому кинематографу без привязи к жанрам как таковым. Коэны в 'Старикам тут не место' удачно играют как на поле иньярритовско-арриаговского сюжетного лабиринта с множеством линий, перипетий и пространств, на выходе сводящихся к единому моральному выводу(в фильме братьев ничего подобного не будет, к счастью, и он превратится в притчу, полную недосказанностей), так и взрыхляют фертильные поля классических вестернов, деконструируя и деклассифицируя их в своем фильме ничуть, а моментами даже еще мощнее, чем Клинт Иствуд. Коэны по сути отшучиваются формальными кинематографическими фразами, идя по тропе тотального ревизионизма этого самого американского из всех американских видов искусств, кроме джаза, естественно, по меткому выражению Клинта Иствуда. Кроме места действия - американского Запада, пускай восьмидесятнического периода, но по-прежнему Дикого - 'Старикам тут не место' почти ничего не роднит с жанром кино о ковбоях и прериях, ибо Коэны вслед за МакКарти переворачивают наизнанку конфликт между антагонистом и протагонистом, делая фильм громким авторским высказыванием о торжестве зла в одной отдельной взятой стране, подменяя и отменяя весь гуманизм предшественников, и через призму показанного маленького мира обращаясь к миру большому, в котором Антонам Чигурам имя легион, и дремлет он буквально в каждом. До поры до времени, но неизбежно вырываясь наружу, и сея хаос, террор и насилие, высокую притягательность которого никто и никогда не отменял. Антон Чигур - герой маленького мира, живущего мелкими горстями радостей и огромными ковшами горестей. Большой мир далеко, но он еще безобразнее этого ада маленького мира, населенного маленькими людьми с большими грехами. И нет им искупления, прощения и спасения. МакКарти в этой своей безысходности схож с Достоевским, только резче, жестче, показывая мир без прикрас и вне религиозных догмат. Коэны, впрочем, пытаются насытить фильм аллюзиями на справедливое наказание для Чигура, едко отшучиваются в ряде ключевых сцен, очеловечивая своеобразно своего антигероя, но это кажется лишь попыткой управлять законами жанра, чтобы в финале обрушить символическую многозначительность финала, в котором оживает фраза про сон, рождающий чудовищ. Алчный делец, киллер, фактический маньяк и садист, маргинал - он до боли рифмуется с маккартистским же Лестером Баллардом из 'Божьего дитя', которого общество всегда отвергало, и он этому обществу решил отомстить, отрешившись от цивилизации. При всей благостности своей наружности(едва ли в Антоне можно признать чудовище, что бы там не считал Чезаре Ломброзо) Чигур таков же - его личная история лишена намеренно конкретики, он само воплощенное Зло в невоплощенном маленьком мире трафаретных протагонистов. Зло, от которого не скрыться и которое всегда побеждает. Центростремительным кирпичиком в фундаменте всей сюжетной интриги фильма становится чемодан с деньгами, который находят и теряют, который служит главной приманкой для охотника и губит его же поступательно, стирая окончательно все черты человечности в героях. Коэны действуют жестко, с нажимом, без сентиментальности, обрекая на смерть - не всегда физическую, но всегда духовную - всех, кто готов к настоящей борьбе с Чигуром. Если в 'Фарго' были всегдашние коэновские марафеточные маньяки и малохольные садисты, уравненные до статистов во всей человеческой комедии, то в 'Старикам тут не место' для подобных героев действительно не находится места. Начав с истории противостояния очень хорошего с нереально плохим, практически до абсурда, героя, Коэны переходят из этого узкого пространства в большее. Вот слышатся громкие отзвуки эха рушащейся американской мечты, ярким воплощением которой стал зловещий чемоданчик; вот меняются полюса между Добром и Злом, а все преступления остаются безнаказанными; вот сновидения обретают плоть и кровь в реальной жизни, и над всем этим кошмаром висит дамоклов меч рока, неизбежной фатальности. Даже если Антона Чигура убьют, на его место обязательно придут новые. а маленький мир, захлебнувшись в крови, поглотится миром большим. И Чигур, будто Воланд, вступит в него на своих правах, диктуя свои условия и радуясь очередной победе над уже поверженными и побежденными. 10 из 10

Nikitos 7
Nikitos 718 ноября 2010 в 10:26
«Береги себя, дорогой!» - «Берегу.» - «Не погибни!» - «Не дождутся.» - «Не убей кого-нибудь!» - «Ну если так хочешь…» ©

Ну вот я и посмотрел, наконец-то, самый знаменитый фильм великих братьев Коэнов, «Старикам тут не место». И скажу честно, мне понравилось. Безусловно, это тот фильм, который можно и нужно смотреть, Коэны сняли картину, в которой весь сюжет полон неожиданных поворотов и непредсказуемых ситуаций. Персонажи картины очень оригинальны. Нас знакомят с психопатом Антомном Чигуром, который самым ловким и привычным способом сбегает с полицейского участка, чтобы снова начать убивать. Но не просто так, у этого ненормального есть цель — куча денег в одной сумке. Которую вскоре случайно находит ещё один главный герой. Так и начинается захватывающий конфликт, который перерастает в настоящую войну. Антон, используя самое умное и эффективное оружие, убивает любого, кто помешает ему на пути к заветной сумме денег, а Ллевелин Мосс в это время старается упрятать добытую сумку и сохранить жизнь не только себе, но и своей жене. При этом Антон желает смерти Ллевелина, а Ллевелин смерти Антона. Этот конфликт разгорается до такой степени, что в результате погибает много невинных людей. И всё из-за кучи денег. И из-за необычных принципов психопата-маньяка. Сюжет, как все уже понимают, очень и очень оригинальный, банальностью тут вовсе и не пахнет. В основном вся картина построена на героях и на том, что они будут делать дальше. А поступки героев совершенно не предсказуемы, и поэтому сам сюжет временами неожиданный и напрягающий. Любой из ключевых героев с лёгкостью может погибнуть, Итэн и Джоэл Коэны умеют делать это, я уже знаю. Так что приходится сильно переживать за главных героев, что делает просмотр увлекательным и очень сильным. Также картина меня очень впечатлила и атмосферой Западного Техаса. Создатели прекрасно перенесли её на экран, уделяя внимание множествам деталей. При просмотре ты чувствуешь сильный жар от горячего солнца и при этом лёгкий холодок, пробегающий по телу при виде разгуливающего по Техасу психопата. Это очень впечатляет, ощущения неповторимые. Когда речь идёт об этом фильме, все сразу начинают говорить о Хавьере Бардеме. А ведь это не случайно. Актёру досталась самая сложная и самая ключевая роль в фильме — роль маньяка, и справился Бардем с нею просто блестяще. Обычно если ты смотришь в глаза актёру, который играет ненормального человека, всё-равно понимаешь, что это в первую очередь актёр. Примером может послужить драма «Что гложет Гилберта Грейпа», где Леонардо Ди Каприо исполняет психически неуравновешенного брата главного героя. Он сыграл великолепно, но не всё-равно понимаешь, что он играет. Здесь же, в фильме «Старикам тут не место» Хавьер Бардем так вжился в роль, что даже при его взгляде чувствуется какая-то энергия, опасная и неприятная. У его героя бешеные глаза, хладнокровные движения, ненормальная причёска — сразу видно, что это не Бардем, а настоящий маньяк! Брутально здесь смотрится и актёр Джош Бролин, который исполняет главного героя. Можно даже сказать, что его образ бесстрашного человека в шляпе и с ружьём в руках просто неповторим. Приятно было увидеть и забавного Вуди Харрельсона, который здесь сыграл крутого парня, и харизматичного Томми Ли Джонса, который хоть и заметно постарел, но играет так же бодро и уверенно, что и в прошлых фильмах. 9 из 10 Фильм прославленных на весь мир братьев Коэнов «Старикам тут не место» безоговорочно можно назвать культовым. Ведь его главными преимуществами являются очень оригинальный сюжет с кучей непредсказуемых ситуаций и гениальными диалогами и безупречные актёры, которые исполнили свои роли грамотно и красиво. Но всё-таки юмор Коэнов мне почему-то нравится чуть больше...

pseudopatriot
pseudopatriot3 мая 2011 в 19:05
Кому-то из нас здесь не место: не то — старикам, не то — мне

После некоторых фильмов мне приходят в голову одни и те же мысли: 1) я ничего не понимаю в современном кинематографе, 2) идея, что субъективное восприятие рецензента является единственным критерием для оценки качества художественного произведения, верна на сто процентов. Вторым пунктом я утверждаю, что всё нижеизложенное - исключительно моя, сугубо личная точка зрения. В случае с авторским (или позиционирующим себя как авторское) кино истинное наличие глубинного смысла и синдром его поиска довольно сложно разграничить. Вот вам такой фильм - 'Старикам здесь не место' братьев Коэнов, экранизация одноименного романа Кормака Маккарти. Ах, какой глубокий фильм! - восклицают киноакадемики, кинокритики и изрядная часть кинозрителей (интеллектуалы и желающие себя таковыми показать). Моё мнение? Ничего глубже названия и слогана ('Из воды сухим не выйти'). Да, мир стал жестоким, не место в нём старикам, подтверждает шериф Белл в исполнении изрядно постаревшего Томми Ли Джонса - и уходит на пенсию. Да, не выйти из воды сухим, говорит сварщик, ветеран Вьетнама Мосс (Джош Бролин), похитивший с места наркоразборок два миллиона долларов, - и усиленно, хоть и безуспешно, пытается из совершить невозможное. Всем трындец! - говорит наёмный убийца с пневмопистолетом Антон Чигур (Хавьер Бардем), - и, что характерно, трындец в его лице действительно приходит к подавляющему большинству действующих персонажей фильма. Снято, безусловно, красиво. Актеры хорошо играют. Оторваться невозможно. Саспенс не отпускает. А по истечении ста двадцати минут возникает чувство, что тебя слегка накололи. А может быть, даже не слегка. Потому что ты увидел не более того, что ты уже прочёл на коробке от DVD два часа назад. Я ни в коем разе не считаю, что искусство должно нас чему-то учить, воспитывать. Искусство, по сути, никому ничего не должно. Тем не менее, я ищу в книгах, музыке, живописи, кинематографе ответы на свои вопросы - вопросы, которые крутятся в моём в подсознании и никак не могут сложиться в слова. И я, как правило, нахожу эти ответы - в сюжете, образах, характерах, цветовой гамме, логике смены кадров и далее до мелочей. Фильм 'Старикам здесь не место' оставил больше вопросов, нежели ответов. Откуда взялся и куда делся Чигур? Что в его роли делает отличный, тонкий актер Хавьер Бардем (игра которого разрывает сердце в 'Море внутри')? Зачем вообще появлялся Томми Ли Джонс? Погибла ли Карла Джин? Разрозненные кусочки не складываются в мозаику, а лакуны не позволяют увидеть целого, извлечь абстрактное зерно истины. Я очень хочу посмотреть другие фильмы Коэнов, потому что была впечатлена их короткометражкой 'Тюильри' из альманаха 'Париж, я люблю тебя', а ещё потому, что в 'Стариках' адаптированный, а не оригинальный сценарий (а мне бы хотелось увидеть, что они сами вертят). Так, возможно, дело в книге? Литературная основа мне не по нраву? Фильм снят хорошо, меня же только история не устраивает. (Впрочем, бывает и обратное: умудрился же Энг Ли снять паршивый фильм по хорошему рассказу Энни Прул). Я всего лишь не понимаю, откуда взялось мнение, что хороший и умный фильм обязательно должен быть смурным и непонятным? Я знаю большое количество хороших и умных фильмов, поглубже, чем этот; некоторые из них на первый взгляд, скорее, развлекательные, нежели философские. Только вот после такого кино хочется думать. Неделю, две постоянно возвращаешься мыслями к просмотренному, находишь параллели, цитаты, новые значения, и - ответы на свои вопросы. Пересматриваешь и каждый раз находишь новое. После 'Старикам здесь не место' никаких мыслей в голову не лезет. Всё, о чем я думала под финальные титры, было написано на коробке от диска. Поэтому и пересматривать я его не хочу, во всяком случае, в этом году. Так что первый пункт подтвержден предыдущими абзацами: либо у киноакадемиков и кинокритиков с головами не в порядке, то ли я ни черта не понимаю в современном кинематографе. Очевидно, почему в 1991 году 'Оскар' получил фильм 'Молчание ягнят', в 1993 году - 'Список Шиндлера', в 1994 году - 'Форрест Гамп', в 2001 году - 'Игры разума', а в 2004 году - 'Малышка на миллион долларов'. Почему в 2007 году победу присудили 'Старикам' - неясно. Хотя бы мне. Хотя бы при наличии в числе номинантов того года такого фильма, как 'Искупление'.

Иван Ефимов - 4276
Иван Ефимов - 427618 февраля 2025 в 12:00
Шедевр

Фильм «Старикам здесь не место» — это шедевральный криминальный триллер братьев Коэн, основанный на одноимённом романе Кормака Маккарти. Это картина о судьбе, насилии и неумолимости времени, которая завораживает своей атмосферой, выдающимися актёрскими работами и глубиной подтекста. Сюжет и атмосфера Действие разворачивается в 1980 году в Техасе. Обычный ветеран войны во Вьетнаме Льюэллин Мосс (Джош Бролин) случайно находит чемодан с деньгами после неудачной сделки наркоторговцев. Он решает оставить деньги себе, не подозревая, что за ними начнётся кровавая охота. По его следу идут беспощадный киллер Антон Чигур (Хавьер Бардем) и пожилой шериф Эд Том Белл (Томми Ли Джонс), который пытается осмыслить меняющийся мир. Фильм завораживает своей мрачной, пустынной атмосферой. Жаркие техасские пейзажи создают ощущение одиночества и неизбежности, усиливая философский подтекст картины. Актёрская игра Хавьер Бардем в роли Антона Чигура создаёт один из самых жутких и запоминающихся образов в истории кино. Его персонаж — хладнокровное воплощение судьбы, действующее без эмоций и по своему странному моральному коду. Его убийства кажутся неизбежными, а метод определения судьбы жертвы с помощью подбрасывания монеты придаёт персонажу дополнительную мифологичность. Джош Бролин отлично справляется с ролью обычного человека, который оказался не в том месте и не в то время. Его персонаж умен и решителен, но, в конечном итоге, всё равно оказывается пешкой в более крупной игре. Томми Ли Джонс играет пожилого шерифа, который с горечью осознаёт, что старый мир уходит, а с ним и прежние представления о добре и зле. Его персонаж — своеобразный проводник для зрителя в мир хаоса и бессмысленного насилия. Стиль и режиссура Братья Коэн мастерски выстраивают напряжение без привычных голливудских клише. В фильме почти нет музыки, что только усиливает реалистичность происходящего. Диалоги минималистичны, но каждая фраза несёт в себе мощный смысл. Операторская работа Роджера Дикинса делает фильм визуально потрясающим: широкие планы, использование света и тени подчёркивают обречённость персонажей. Глубина и смысл «Старикам здесь не место» — это не просто криминальный триллер, а философская притча о случайности, неизбежности и беспомощности перед лицом судьбы. Фильм не даёт зрителю простых ответов и оставляет пространство для размышлений. Итог Это мрачный, жёсткий и завораживающий фильм, который остаётся в памяти надолго. Он может показаться тяжёлым из-за своей медитативности и отсутствия привычных голливудских концовок, но именно это делает его великим. 10 из 10

nikitanicola@mail.ru
nikitanicola@mail.ru5 июля 2020 в 08:35
Постой, не убегай. Постой с братухой пять секунд, сигу-жигу дай

Сегодня в меню вам предложена горячая кинолента братьев Коэн со жгучим темпераментом южного штата и, конечно, пряным ароматом проблемы 'отцов и детей'. Льюэллин Мосс - типичный представитель юга США (ковбойская шляпа, сапоги из крокодильей кожи), во время охоты в пустыне, замечает машины, 'сырые губы под вороньём и тела изъеденные червём'. Все это последствия встречи, закончившейся перестрелкой, наркокартелей. Осознав все, Льюэллин и его алчная натура, начинают искать чемоданчик с деньгами (по другому поводу же не станут собираться наркоторговцы). И тут начинается завязка. А если вам скажем, что фильм не о перестрелках и погонях? Вы понимаете к чему мы клоним. Все это уходит на второй план тех действительно важных вещей, которые заложены авторами. В фильме 3 главных героя: авантюрист Льюэллин Мосс (аллегория на настоящее - стремление к переменам), пожилой шериф Эд Том Бэлл (аллегория на прошлое - памятник ушедшей эпохи) и охотник за головами Антон Чигур (аллегория на будущее- это именно тот самый 'сверхчеловек' по Ницше: человек без эмоций и морали). Каждый из них- олицетворение различных временных периодов и поколений, живущих в нем. Ну и конечно, самая важная сцена фильма - это визит Эда Тома на ранчо к своему старому сослуживцу, давным-давно ушедшим на заслуженную пенсию. Именно в их диалоге показывается, что насилию всегда было время, а упоения старшего поколения прошлым- не больше чем обычная ностальгия. Фильм сложно назвать динамичным: он тягучий, как ириска. Но каждое событие насыщенное, что тут, собственно, некуда торопиться. В этой кинокартине используется прием панорамы, тем самым подчеркивая особенности юга страны. Так же, в этой киноленте, мы лицезрели самый настоящий дримкаст, с ведущими позициями у Томми Ли Джонса, Джоша Бролина и конечно Хавьера Бардема. Именно Хавьер предал своему персонажу (Антону Чигуру), неповторимый взгляд, от которого кровь стынет в жилах. По итогу мы получаем ответ на вопрос, поставленный в название фильма. Братья Коэн намерено его прячут и уводят наше внимание от него, от чего приятней и авантюрней смотреть этот фильм. Бесспорно 'Старикам тут не место' - шедевр. 10 из 10

Mister_Christmas
Mister_Christmas7 февраля 2020 в 22:09
#сел_посмотреть 'Старикам тут не место'

Лента, основанная на одноименном романе Кормака Маккарти, считается одним из лучших творений братьев Коэн. Мне эти кинодеятели прежде всего известны по фильму «Большой Лебовски», знакомство с которым с первого раза не задалось. Здесь же нам выкатили фильм, который сочетает в себе атмосферу жуткого триллера, приплели погони, перестрелки, а сопровождается все философскими размышлениями о природе человеческого характера. И после таких фильмов мне все меньше и меньше хочется мечтать, что ты найдешь на улице монетку, ибо фиг пойми, кому она принадлежала. Так и здесь главный герой, ветеран Вьетнама, решил поохотиться на оленей, пошел по кровавому следу и обнаруживает место самой настоящей резни. Как выяснилось, наркоторговцы чего-то не поделили и друг друга перестреляли. Найдя чемоданчик с деньгами, он решил забрать его себе. Как говорится, «тихо стырил и ушел — называется «нашел»». Но как оказалось, у денег были хозяева, и они намерены вернуть свое. С одной стороны за ним пускаются в погоню мексиканцы, с другой стороны по душу главного героя отправился самый настоящий психопат. Позыв жадности одного человека запускает целую серию убийств в Техасе, параллельно с которой пытается бороться престарелый шериф… То, с каким упорством Итан и Джоэл подошли к созданию ленты, заслуживает отдельной похвалы. Они не только сняли фильм, но еще и написали сценарий, выступили продюсерами и монтажерами. Кино рассказывает об эпохе 80-х, нам повествуют, что преступники по-настоящему разбушевались и держат в страхе местность. И Коэны всеми силами передают напряженку атмосферы, начиная классной операторской работой и заканчивая отсутствием саундтрека на протяжении фильма. Да, это молчание пустыни, неприглушенные звуки выстрелов и дуновение ветерка навевает холодок. Касательно исполнителя роли главного героя братья долго морочились. Сначала они хотели, чтобы его сыграл Пол Уокер. Потом пытались позвать Хита Леджера, но тот отказался. А Джошу Бролину, который в конце концов и сыграл главного героя, режиссеры вообще отказали, и актер сам себе записал пробы. И знаете, Джош Бролин больше подходит на роль бывшего ветерана, борющегося со своими преследователями, чем Леджер. Его Льюэллин Мосс получился несколько сварливым, но когда его жизни угрожают, он будет бороться, как раненный волк. Шериф Эд Том Белл в исполнении Томми Ли Джонса выступает в роли местного Конфуция. Он уже порядком устал видеть все эти зверства, разговаривает со своими ровесниками о том, как современное поколение сошло с ума. Его монологи, которые открывают и закрывают фильм, напитаны глубинным подтекстом, и над толкованием его двух снов стоит подумать. Но будем честны, хоть Бролин и Ли Джонс хорошо сыграли, настоящий король здесь Хавьер Бардем, сыгравший маньяка-психопата Антона Чигура. Серьезно, его взгляд мне будет сегодня в кошмарах сниться. Сам автор романа называл Антона «чистым злом». От обычных убийц его отличает хладнокровие и целеустремленность, как у Терминатора, запредельная жестокость и наличие своеобразной философии. Он считает себя орудием судьбы, предпочитает решать участь персонажей с помощью монеты. Одна из самых сильных сцен данного фильма происходит на заправке, где Чигур подкидывает монетку и говорит продавцу «угадай сторону, на кону вся твоя жизнь». Киллер также запоминается своим оружием — чаще всего он расправляется с людьми, как со скотом, применяя пневматический гвоздомет, который иногда вскрывает замки лучше всяких медвежатников. Персонаж моментально вошел в списки лучших кинозлодеев, а сам Хавьер Бардем получил за эту роль Оскар. Что позволяет ставить его по крутизне рядом с Энтони Хопкинсом и Хитом Леджером, ибо в фильме его где-то минут на 20 максимум. И знаете, мне этот фильм понравился не только тем, что он один из немногих, от которых меня в дрожь бросает. Он выдержан в духе своеобразной кровавой басни о круговороте злобы в природе. Помимо отмеченной актерской работы Бардема кинолента получила статуэтки за лучшую режиссуру, лучший сценарий и, самое вкусное — «Лучший фильм». А вот первоисточник Маккарти мне, честно говоря, не зашел. Написано все в таком стиле, что все грамотеи вздернулись бы на ближайшей березке.

DimaKIN
DimaKIN20 января 2018 в 20:34
Нигилистический вестерн, сожалеющий о былых временах

«Старикам тут не место» — умный вестерн на тему «раньше деревья были зеленее». Неспешный ход повествования, уместное отсутствие музыки, отличная актерская игра, хлесткие умные диалоги, философская глубина, фирменная ирония братьев Коэн, финал, вестернам не свойственный, и Хавьер Бардем в роли философа-убийцы Антона Чигура, абсолютного зла в человеческом обличье. Чигура можно считать лучшей ролью Бардема, как и роль шерифа Эда Тома Белла — лучшей ролью Томми Ли Джонса. Хоть персонаж Бролина невзрачен, играет актер достойно, и Коэны еще два раза пригласят его в свои фильмы: в «Железную хватку» (2010) и в «Да здравствует Цезарь» (2016). Хоть экшн есть, да притом очень качественный — Чигур впечатляет и с огнестрельным оружием, и с пневматическим пистолетом с ударным стержнем, — основной упор сделан на диалогах, которые через один можно растаскивать на цитаты. Философско-этическим апогеем картины хочется считать беседу между шерифом Эдом (Томми Ли Джонс) и его вышедшим на пенсию коллегой-инвалидом Эллисом (Барри Корбин); несмотря на разочарованность, флегматичность и усталость интонаций, беседа экзистенциально громогласна. Старый актер Барри Корбин со своей ролью архетипического мудрого старца справился безупречно. Вот некоторые отрывки этой беседы: Шериф Эд Том: «Всегда думал, что, когда стану старше, Бог, ну, как-то войдет в мою жизнь. Не вошел. Я его не виню. На Его месте я бы обо мне был того же мнения». Эллис (пренебрежительно отмахивается): «Ты не знаешь Его мысли… То, с чем ты столкнулся, не ново… Тебе не остановить то, что грядет. На тебе мир не сошелся. Думать так — тщеславие». Что-то подобное — правда, в более оптимистичных, жизнерадостных тонах — Гэндальф говорил в «Хоббите» Бильбо Бэггинсу, возвращавшемуся с неожиданного приключения. Это не единственная перекличка с Толкиеном у братьев Коэн — достаточно вспомнить хоббитов, населявших фильм «Фарго». Братья Коэн обдумывают в «Старикам тут не место» типичные для себя темы. Бог, Который вроде и есть, но ничем Себя не проявляет или проявляет непонятно как, — это потом будет, только в другом ключе, и в «Серьезном человеке», и в «Да здравствует Цезарь». Ситуация, в которой люди беспомощны, а единственным источником утешения и надежды остаются сновидения, — это было в «Воспитывая Аризону» (это будет, в качества оммажа Коэнам, в конце второго сезона сериала «Фарго»). Опытный полицейский, сталкивающийся с чудовищными убийствами и хладнокровным психопатом-убийцей, — это было в «Фарго». И, конечно, свойственный всем фильмам братьев скептический, пессимистический взгляд на человека. Психопат Антон Чигур, как и Джокер у Нолана годом позже, часто принимает решение, убивать или нет, основываясь на том, орел выпадает или решка. Иногда его упрекают: «Не монета решает, а ты». Это, согласно Михаилу Бахтину, высказывается определенное мировоззрение — в этом случае философская позиция, согласно которой душа, в отличие, например, от собаки или табуретки, обладает свободой. Но Чигур считает, что акт выбора в душе ничем не отличается от падения монетки на ту или иную сторону и что душа функционирует по тем же принципам, подпадает под те же законы, что и неодушевленные предметы. Герой Бардема блюдет свой уникальный кодекс, внутренне он максимально оторван от социума. Он иронически вопрошает своего коллегу, хищника, который одомашнился (а возможно, спрашивает и всех зрителей): «Если правило, которому ты следовал, привело тебя к этой ситуации, то какой толк от этого правила?». Но от кодекса Чигура волосы встают дыбом. Его внутренние свобода, отрешенность и неуклонное следование своим принципам оборачиваются — по крайней мере, со стороны кажется, что должно быть именно так — страшными внутренними пустотой и расчеловеченностью (хотя неизвестно, что он переживает субъективно). Кто такой Антон Чигур? Хочется утверждать, что он, помимо прочего, является персонификацией главного и последнего врага человека — смерти, Танатоса, каковой враг был заново и в который раз открыт под лицемерными напластованиями тогда, когда, лет 100 тому назад, закончилась эпоха закона и началась эпоха нарциссизма, эпоха «я, я и еще раз я» — иными словами, эпоха агента Смита. Антон Чигур — воплощение того же принципа, который воплощали и профессор Мориарти, и клоун Пеннивайз, и Кровавый Джон, не говоря уже о Сатане традиционных монотеизмов. И прав инвалид Эллис: Антон Чигур в разных обличьях существовал всегда, никогда деревья не были зеленее. И нет избавления от этого абсолютного зла, разве только в сновидениях. Особенно это актуально для шерифа Эда, которому, как и его ровесникам, тут не место. 9 из 10

melsimbelin
melsimbelin17 июня 2012 в 09:59
Aqua, por Dios!

Кормак МакКарти написал свой роман 'Старикам тут не место' с минимумом знаков препинания. Точки и знаки вопроса в конце предложений - вот и все, фактически. Братья Коэны сняли свой фильм без саундтрека. Нарочито однотонный сухой безэмоциональный текст...о жизни и смерти, о самых главных вопросах человеческого бытия оказался перенесен талантливыми режиссерами на экран бережно и умело. Что есть такое этот текст? Банальнейшая история для боевика с захваченными чужими деньгами, наркотиками, кровью, погонями-расследованиями...каким-то непостижимым образом обрастающая по-настоящему глубоким смыслом. Мы имеем трех главных героев. Человек, Ллуелин Мосс (Джош Бролин). В полном смысле слова Человек, со своими слабостями и достоинствами, совершающий ошибки и способный к состраданию. Человек бежит от Смерти, нашего второго героя, - и Смерть имеет вполне человеческое имя, Антон Чигур (Хавьер Бардем). Однако это именно Смерть, а не просто безумный маньяк, и именно относительная абстрактность образа Чигура, а не его безумие, оправдывает порой совершенно необъяснимые логически сюжетные нестыковки. Лично мне при просмотре был совершенно непонятен момент, когда Чигур и шериф Белл оказываются в одной комнате. Шериф без прикрытия, Чигур одержим манией убийства - ну зачем эта сцена, почти кричу я, зачем Чигур прячется от шерифа, зачем Бардем так прекрасно играет совершенно неподдельный страх? Перед кем, перед чем? А потом я поняла. Ведь если Смерть столкнется лицом к лицу со Стариком сейчас, нарушится уже другая логика, глубинная и куда более важная, согласно которой Старик должен жить. И сцена, столь нелогичная с первого взгляда, прекрасно эту иную логику обнажает. Ах, да, третий герой. Старик, шериф Эд Том Белл (Томми Ли Джонс). Его роль, роль наблюдателя, старика, которому не место в схватке Человека с его судьбой, оказывается самой тяжелой. Ведь если Мосс до самого конца не осознает всю бесполезность своей борьбы, шериф Белл понимает все. Он стар и опытен, живет верой в то, что 'раньше трава была зеленее', и в то, что уж если не под силу ему изменить этот новый, невесть когда изменившийся под корень мир, то хоть отстаивать в нем последние крохи справедливости можно. Правда, в конце шериф придет к неутешительным выводам и неразрешимым вопросам. Быть может, его усилия так же бессмысленны, как бессильны попытки Карсона (Вуди Харрельсон), представляющего здесь некую силу извне, чужеродную, искаженную форму 'ангела-хранителя', вмешаться в происходящее? Может быть, мы, люди, остались одни в этой выжженной пустыне, наедине со Смертью, сами преградили путь для спасительных сил, забыв о вечных ценностях, Боге, о том, зачем мы на этой земле?... А может быть, все еще страшнее. Может быть, никогда и не помнили, и не было никакого смысла. Тогда все напрасно, шериф Белл, и прав был тот старый полицейский. И некому, некому подать воды умирающему в пустыне. Поскольку ближний не брат ему, а вор, что вполне себе разумеется... Спасибо за возможность подумать над хорошим кино. 8 из 10

Axonoff
Axonoff10 июля 2008 в 12:18
Есть фильм, круче 'Криминального чтива'

Есть люди, способные снять окружающий мир так, чтобы все замерли. Затаили дыхание и ощутили себя частью происходящего, а через секунду бы уже дрожали от того, что ручку их двери выбивает стальной стержень Убийцы... 'Он пришел за мной? Но черт возьми - как он меня нашел? Это дьявол! Дьявол в человеческом обли... ' Звон стержня разрезает воздух и выбивает всю дурь, а вместе с ней и жизнь... Казалось бы, братья Коэн взяли за основу не особо-то тривиальный сюжет, не настолько крутой и закрученный, чтобы охать и ахать, а потом давать Оскара за 'лучший фильм года'. Однако... Эти парни настолько усложнили его психологической линией, что диву даешься. Происходящее на экране давит и местами пугает. Вроде бы Джош Бролин умный и шустрый малый, ветеран Вьетнама. Что ему стоит провернуть плевое дельце с присвоением денег, взятых у трупов?! И зажить впервые в жизни в свое удовольствие. Но он не знал о том, что Хавьер Бардэм - это воплощение зла! Безумного, безумно хитрого и безумно беспощадного. Для него убийства как таковые - это смысл жизни. Для него это его бытие и это настолько естественно, как нам с вами сходить в магазин, купить молока. От него невозможно скрыться с жучком или без онного, его невозможно обмануть даже такому бравому солдату, как Бролин. Он будет на шаг впереди, а картечь в ноге лишь раззадорит его пыл и заставит мозг соображать быстрее и ужаснее. При этом он правдив, верится, что этот персонаж взят ни откуда-нибудь, а из жизни. В нем нет картинности, все движения выверенны, при том, что их немного. Суетятся и мельтешат пускай те, на кого направлено дуло его ужасного ружья. Щелчок, еще щелчок и, все кончено... Я понимаю, что отмечание удачных режиссерских находок всем набило оскобину, но отсутствие какой бы то ни было музыки, кроме шума прерий, гудения автомобильного мотора и выстрелов еще страшнее ассоциирует это кино с жизнью. Ведь такое происходит. И кто-то безумный наслаждается своей властью и умением убивать, захлебываясь слюной вожделения. И для этого ему не нужна никакая музыка. Тут бы хотелось начать аналогию с 'Криминальным чтиво', так как на фоне 'Стариков' оно выглядит фарсом и красивой имитацией смерти и парней, которым все не почем. Смерть безумна. Если убийца перед тем, как нажать на курок начинает разводить с жертвой досужие, философские разговоры он не убийца, а идиот. Возможно за такие опасные аналогии в меня полетят камни, но я этого не боюсь. Мне этот фильм очень напомнил 'Чтиво', однако тут все реальнее. И с Оскаром и академией я в кои-то веки абсолютно согласен. По крайней мере они не испугались дать его такой сложной и тяжелой во всех отношениях картине, в которой есть настолько пугающая зрелищность реального мира. Тук-тук-тук... 10 из 10

Mind
Mind23 февраля 2008 в 21:35

О работах некоторых режиссёров можно говорить лишь понравилось или не понравилось, третьего не дано. Братья Коэны относятся к этой категории мастеров кино. За всю свою фильмографию они вроде, как и пытались делать разное кино, манипулировали жанрами, но неповторимый трэйдмарк или же их стиль создавали некоторую милую схожесть. Прежде всего, каждый фильм братьев не имеет ничего общего с реальностью, при этом используются вполне реальные события и персонажи, но на каждом их фильме ловишь себя на мысли, что такого быть не может, и в этом, наверное, и заключается магия Коэнов. Последняя работа братьев наполнена и пронизана большинством их киноумений. Будто весь опыт был собран в кулак и реализован в фильме «Старикам тут не место». Смотришь кино, восхищаешься пейзажами, хихикаешь над несуразными диалогами и никак не можешь уловить последовательности в действиях некоторых героев. Иногда персонажи появляются ниоткуда, как будто волшебники какие-то, и исчезают в никуда. Другой приём, используемый Коэнами, резкое избавление от определённых героев, на протяжении всего фильма ты к ним привыкаешь, а тут раз, резко, и их нет. При этом Коэны не забывают о любимом символизме, понять который порой просто невозможно, но то, что он есть, видно невооружённым глазом. Весь фильм – это соединение реального и нереального мира. Всё смешанно в почти равных пропорциях и поставлено не маленький огонь, который, к полному удивлению зрителя, так и не сделали больше. В итоге, к середине фильма ты перестаёшь раздумывать о поступках героев, а лишь ждёшь, что же ещё для тебя приготовили режиссёры. А подготовились они хорошо, да и заготовок в фильме очень уж много, большинство из них выскакивают как хлопушки. В фильме три главных героя, при том у всех у них разная окраска и между ними мало общего. На протяжении фильма они как-то пытаются сосуществовать, стреляют друг в друга, кто-то кого-то ловит, а кто-то от кого-то бежит. Долгое время они даже не знают о существовании друг друга, но при этом вынуждены взаимодействовать. Кстати о стрельбе, её в фильме более чем достаточно. Одних только трупов было сколько, даже не сосчитать. Перестрелка Бордема с Джошам Бролингом напоминала Терминатора или же Хищника. Каждый, сделав кучу выстрелов, оказавшись раненым, идёт залатывать свои раны, а позже преследования с чередой убийств продолжаются. При этом никакого яркого экшена, каждая кровоточащая рана сопровождается небывалой обыденностью. «Просто так надо», - где-то за кадром говорят Коэны. - Я тут посчитал этажи с улицы. Одного не хватает, - говорит герой Вуди Харельсона - Мы его поищем, - отвечают ему. И непонятно, шутил он или говорил серьёзно, так же не ясно, режиссёры шутят, насмехаются над нами или снимают серьёзное кино. Весь этот короткий диалог может стать неким эпиграфом к фильму. Фанатов Коэнов в очередной раз порадовали коридоры отелей, эксцентричные персонажи, хайвэи. И вроде всё выглядит несколько странно, и что за сообщение хотят оставить Коэны зрителю тоже непонятно, но ты смотришь кино, и оно тебе нравится, а это тут главное. И напоследок перерыв в голове все моменты фильмы, всё равно возникает вопрос, почему у фильма именно такое название. Наверное, ответ надо искать где-то в другом, нереальном мире. Ведь это магия Коэнов!

frontMann
frontMann6 марта 2011 в 22:42
WTF?!!

К просмотру фильма 'Старикам здесь не место' я готовился основательно, понимая, что, раз это Коэны, то фильм не заточен под стандартный голливудский формат и не всеми может быть однозначно воспринят при просмотре в компании. И я сделал выбор посмотреть фильм в одиночестве. Как оказалось, выбор был правильный, т. к. основной вопрос, который возникает после просмотра фильма: а о чем, собственно, фильм? Очевидно, ответ на этот вопрос нам должно подсказать название. Допустим, должно стать понятно после просмотра (а если совсем уж честно – то после просмотра дополнительных материалов на диске под названием «Дневник шерифа округа»), что даже матерые и видавшие виды блюстители законности не знают, как реагировать на волну адского насилия, связанного с приграничной торговлей наркотиками. Тогда слоганом к фильму должна была стать фраза, звучащая из уст сотен персонажей выходящих на пенсию полицейских «Я слишком стар для всего этого дерьма…». Или нафталиновая «Вот в наше время все было по-другому!». Это действительно новая идея, достойная быть запечатленной на холсте? Да, операторская работа бесспорно заслуживает аплодисментов. Но, простите, я намеревался посмотреть Художественный Фильм, а не ролики – призеры фестиваля рекламы. Весь фильм – это ожидание действия. Зритель все ждет, когда хоть что-то начнет происходить, но (сюрприз!) в фильме особо ничего не происходит. Оживляют повествование редкие выстрелы. Но хуже всего то, что, по моему мнению, происходящее никаким образом не затянуто в какую-либо цельную канву фильма, как это есть в замечательных фильмах «После прочтения сжечь» и «Залечь на дно в Брюгге». В итоге, после просмотра фильма я (читай – зритель) должен был либо многозначительно слегка улыбнувшись гениальности замысла и подняв вверх указательный палец, сказать что-то типа «это же КОЭНЫ!... Им надо внимать и ощущать кожей все великолепие сего замысла в поданном формате!», или быть честным и написать выше приведенную рецензию.