История проблемных подростков, знакомых не понаслышке с оружием и преступностью, не является художественным вымыслом, созданным для кино, как и прерогативой лишь неблагополучных районов Лос-Анджелеса начала 1990-х. “Писатели свободы” развивают универсальную тему поддержки или отречения мира от проблем подрастающего поколения. Фильм почти по-философски обращается к психологической истине, что наши поступки определяют наши мысли и это сильно касается наших поступков в отношении других людей. Сюжет, основанный на одноименной книге, представляет собой традиционный нарратив, с завязкой, основной частью и апогеем. Он подается через призму, с одной стороны, учителя старших классов и самих учащихся с другой. При этом, обе стороны проходят, на протяжении двух часов, несколько стадий развития и преображения характеров. Миссис Эрин Грувелл не находит поддержки ни со стороны коллег, ни своих первых подопечных, ни отца, ни даже супруга. Ее вклад в драматическое повествование обусловлен движением вопреки обстоятельствам и окружению, вопреки чувству самосохранения, вопреки средне социальному поведению, которого от нее ждет общество. Именно персонаж Хилари Суонк становится тем катализатором, который способен нарушить устоявшееся безразличие. С другого конца сюжетной мотивации у нас школьники, которые давно перестали быть детьми и живут в выдуманном мире насилия и ненависти. Словно животные в загоне, они рассматривают свою жизнь как борьбу, одноклассников как заклятых врагов, улицу, как поле боя, учителя, как элемент системы, который приходится терпеть также, как и полицейских надзирателей. От них отказываются родители, снисходительно игнорируют учителя, они убивают друг друга из оружия и теряют друзей в бессмысленной необъявленной войне. Оказывается, что они не плохие и не хорошие, зато у каждого героя, на которого обращены софиты сюжетного внимания, готов рассказать свою историю. Эти трагические кусочки повествования и формируют общую мозаику преодоления обстоятельств. Несмотря на, казалось бы, школьную тематику, фильм, в полной мере, является криминальной драмой, явно вдохновленной такими проектами как “Проклятый сезон” и “Тренировочный день”. Школьный класс здесь выступает в роли поля для примирения и самовосприятия, своеобразной зоной искривления привычной для героев реальности, где они могут развиваться. Немногим из нас приходилось быть свидетелями уличных беспорядков в LA, но “Писатели свободы” филигранно создает иллюзию погружения в свой непривлекательный мир. Кроме прочего, просмотр оставляет определенное послевкусие поучительного и мотивационного характера. 7 из 10
'И когда pядом pухнет изpаненный дpуг, И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя, И когда ты без кожи останешься вдpуг Оттого, что убили его -Не тебя, -Ты поймёшь, что узнал, отличил, отыскал По оскалу забpал: это - смеpти оскал! Ложь и зло - погляди, как их лица гpубы! И всегда позади - Воpоньё и гpобы.' Быть психологом тяжело. Порой что бы докопаться и решить проблему пациента, нужны десятки сеансов. Представьте, что вы молодой учитель, но у вас не один, а двадцать пациентов сразу и все они тяжело больны. Можно пустить дело на самотёк. Закрыть глаза на проблему и отбывать номер, поглядывая на стрелку часов. А можно попробовать бороться. Хотя бы попытаться... Приходя работать в класс к трудным подросткам, героиня Суэнк и не подозревала, куда она попадёт. Хорошие образование, беззаботная жизнь и вера в собственные силы придавала ей уверенности, что бы заступить на эту должность. Молодая учительница пришла работать не просто в трудный класс. Она очутилась в комнате наедине с не по годам узнавшими горе людьми. Ей оставалось, только два пути - сдаться, либо набить себе шишек. Но ведь тот, кто первым прошибает стену, всегда набивает себе шишки. Не правда ли? Когда ты озлобленный на весь мир и на свою судьбу подросток, меньше всего тебе хочется учиться. Преодолевать долгие километры ради не нужных советов занудных учителей, которые мало, что понимают в жизни. А ведь действительно, детей из класса 203 мог мало кто понять. И хотел ли? В 'Писателях свободы' мы видим, как Эрин Груэлл(Хилари Суэнк) из школьной комнаты сегрегированного класса с юными озлобленными людьми, делает островок раскаяния, доброты и дружбы. В заведение куда ученики приходили отбывать номер, теперь летят, как в единственное место на земле, где их поймут и выслушают. Примут и полюбят такими, как есть. Эрин Груэлл сделала подвиг. Ради приобретения свободы своих учеников, она пожертвовала своей свободой. Всю свою энергию, веру и любовь она сублимировала в свой класс. И они не устояли перед её энергией. Эрин Груэлл проникла в детские сердца, в которых ещё теплилась надежда и не заросла тропа к вере в светлое будущее 'Писатели свободы' это - безукоризненное кино. В нём нет, ни нотки фальши. Каждая сцена отснята идеально. Молодые актёры играющие учеников, на столько живут своими персонажами, что не на секунду ты не вспомнишь, что ты находишься не в реальном классе. Хилари Суэнк большая драматическая актриса и эта роль, как подтверждение. Не на секунду, её присутствия в кадре, вы не сможете оторвать глаз. Я благодарен Ричарду ЛаГравенесу за этот шедевр. Уверен, пройдут годы и эта лента встанет в один ряд с упоминавшимся в фильме шедевром '12 Разгневанных мужчин'. 'Если, путь прорубая отцовским мечом Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жаpком бою, испытал, что почём, -Значит, нужные книги ты в детстве читал!' 10 из 10
Правильно ли мы понимаем определение слова 'учитель'? Почему количество прочитанных книг или полученных оценок не является мерилом образованности? Почему в век, в котором всем по закону, независимо от пола, возраста и цвета кожи, доступна свобода слова, на пороге школ нас встречают по одежке? Если даже учителям - самым близким людям после родителей - нет дела до того, что происходит в душах детей, то кому тогда? На эти и многие другие вопросы режиссер Ричард ЛаГравенес пытается дать ответ. Общение со зрителем в картине ведется через учителя Эрин Груэлл (Хилари Суонк). Она представляет собой «новую», молодую плеяду учителей, которая находится в конфронтации с закостенелой и слепой к своим ученикам 'старой школой', представителем которой является завуч Маргарет Кэмпбелл (Имелда Стонтон) - слепо исполняющая устаревшие правила и законы. И, несмотря на то, что с событий, описанных в книге, прошло уже почти 20 лет - ничего в окружающей нас действительности не меняется. И, если мы получше посмотрим на события картины, то увидим не художественный фильм, а суровую действительность: молодые учителя, пытающиеся хоть немного сдвинуть процесс обучения с мертвой точки, получают сопротивление от более 'опытных' представителей профессии. Но героиня не останавливается перед трудностями, вдохновляя зрителей на свершения в реальном мире. Режиссер картины дает нам подумать на тему: «вольны ли мы выбирать свою судьбу?». Американские бедные кварталы 90-х: нищета, бандитизм, наркотики и равнодушие властей. Кем станут дети, выросшие в такой среде? Стоит ли образование хотя бы в первой десятке их жизненных приоритетов? К детям в картине проникаешься с первых же кадров. Какими бы аморальными или незаконными не были их действия, ты понимаешь их. Ты понимаешь, почему они так поступают. Поступают, потому что не могут по-другому. У них нет примера для подражания. Есть только жизнь – суровая и беспощадная. Режиссер заставляет нас проникнуться такой симпатией к героям, что мы готовы простить им все, что угодно. Мы записываем мужа главной героини (Патрик Демпси) в анти-героев, потому что даже 14-летние дети имеют больше сил и мужества, чтобы справляться с проблемами. Весь фильм я не мог понять, почему муж Эрин такой. Почему люди боятся сильных личностей, и вместо поддержки делают их жизнь еще более тяжелой. Герой Демпси вызывал у меня такую ненависть после, каждого появления на экране, что хотелось бросить в него чем-нибудь, только чтобы он исчез. Чтение дневников их авторами способно вызвать скупую слезу даже у самого педантичного критика. Мысли детей, их переживания, плавно вплетенные в мировую историю: от холокоста до сегрегации чернокожих в Америке – все дает нам понять, что только правильное образование позволит избежать ошибок прошлого. История циклична. Но человека отличает то, что он может и должен учиться на ошибках прошлого, а не забывать их. Дайте свободу своим мыслям и не бойтесь признавать свои ошибки. К просмотру обязательно! 8 из 10
Фильм 'Писатели свободы' посвящен школе, а значит так или иначе затрагивает судьбу каждого человека. Молодой педагог Эрин Грювелл (Хилари Суэнк) начинает свой профессиональный путь как учитель в одной из школ калифорнийского городка. В начале ее разговор с директором: она хочет работать с энтузиазмом, хочет учить, нести разумное, доброе, вечное в юные души - совершать благородное дело, одно из самых важных в мире - работать учителем. И вот он - ее первый урок в классе. Выбор одежды на урок. Легкое волнение, смущение. Это ее первый урок. И вот в классе появляются ее ученики. Ее знаки приветствия. Что будет от них в ответ? И вот ее первые уроки: когда класс, дети не хотят слушать учительницу, проблема с вниманием, дисциплиной. Слушают ли подростки учительницу вообще? Оказывается, им не интересно слушать о Гомере, который написал столь далекие от них 'Иллиаду' и 'Одиссею'. Они знаю Гомера. Но это Гомер Симпсон. Ее розовые очки сняты, а воздушные замки разрушены. Вот она реальность жизни: подростки, которым не интересна учеба. Зато у них оказывается много своих проблем, результат которых равнодушие и агрессия. Они идут, как непростые подростки. Тут имеет место криминал. Другие выдуманные предрассудки, которых не должно быть, поскольку все люди равны. Ситуация настолько сложна, что идут разговоры сумеют ли они быть целыми и невредимыми до вечера. Но сумеет ли учительница выдержать тот колоссальный груз ответственности, идущий от данной профессии? Или все же лучше найти другое место работы? А зачем тогда было учиться долгие годы на эту специальность? Но одна ли она сталкивается с этими проблемами своей профессии? Нет. В фильме показана конкретный район, конкретная школа, класс. Но только ли у этих подростков возникают проблемы: сложности в семье, в школе, во дворе. Нет. Все гораздо глобальнее. Это проблемы, с которыми сталкиваются многие. И дело не только в специфики конкретного предмета. Руководство говорит учительнице: 'Все, что в ваших силах: попытаться наладить дисциплину и научить чему-то этих людей. Но она должна сделать больше. Как? Ее уроки с уникальной, не совсем стандартной методикой, в которой подростки начинают чувствовать психологический комфорт и избавление от многих своих психологических травм, проблем. Ее уникальный метод: чтобы они начали писать, писать о себе, о своей жизни, где будет раскрыт их опыт, внутренний мир, их собственное я. Где они почувствуют себя наконец-то свободными. Заодно осваивая предмет. В данном случае грамматику английского языка. И именно в необходимости понимания подростка как личности, к которой нужно относиться с уважением, человеколюбием, позволив ему свободу в определенных границах и есть методика молодой учительницы. Основа проста: 'Подростков, кого учишь, нужно стремиться понять и любить, видеть в них личность, которая дальше пойдет в жизнь, и от того, как будут сформированы моральные, нравственные качества и знания этих подростков зависит и от педагога, который работает с детьми. Вот, что является доказательством, что этот педагог - на своем месте работы. Доказательство - в ответной реакции самих подростков к педагогу, их изменения. Вопросы, которые также поставлены в фильме: Учительница и супруг, личная жизнь. Учитель и его родитель. Учитель и руководство. А также учитель и дети. 10 из 10
Вас когда-нибудь пробирало до дрожи история, произошедшая не с вами? История, которая не касается ни вас, ни ваших близких, ни вашей страны? Вы когда-нибудь смотрели фильм так, чтобы после понять как надо жить и что такое жизнь? Думаю нет, может кто-то, посмотрев эту картину скажет, что я преувеличила, но разве они будут правы, ведь будущее поколение, презрении, изгнание, воспитание, приверженность к кому-то или к чему-то касается каждого из нас. Разве найдется хоть один человек равнодушно говорящий о холокосте, о фашизме, о войне, о детской смертности и преступности. В каждой Российской школе есть изгои, у нас есть целые потерянные поколения и не надо относится к этой истории так будто она не касается нашей страны. Не иначе как подвигом не назовешь, то что сделала Эрин Груэлл. Но я не буду сильно заострять свое внимание на том, что сделала одна личность: 'Это ваше, а не мое достижение!'. Ведь восхищаться хочется этими ребятами. Думаю их напечатанные дневники также достойны внимания зрителя. У каждого из них своя история, свои страдания. Много ли среди нас таких? Почему фильм обязателен к просмотру? Потому что человеку нужна опара, человеку нужно знать ради чего стоит жить, к чему приводят усилия, прилагаемые нами. Почему нельзя сдаваться, как следовать за правдой и истиной. Даже любовная линия, которая раскрывается параллельно и создана больше для целостной композиции фильма лаконично вписывается в сюжет. Она не бесполезна, она не менее поучительна, чем основной сюжет, каждая побочная линия прописана и раскрывается ровно на столько на сколько нужно для того, чтобы заинтересовать зрителя. Сложно говорить о недостатках в столь эмоциональном, чувственном фильме. Но эта рецензия на подумать, она не содержит технических характеристик картины, она призывает к тому, чтобы вы прочитав ее посмотрели картину и сделали свои собственные выводы, которые обязательно помогут в преодолении собственных жизненных трудностей. Учитель? Кто в вашей жизни им был? И для кого вы можете им явиться? Проблема детей и взрослых здесь все таки затрагивается косвенно, все персонажи несмотря на свой юный возраст и выглядят и ведут себя по взрослому, а именно это и стирает возрастные грани, которые препятствуют общения и заставляют старших держаться каких-то определенных рамок в поведении, как это делает заместитель директора школы, роль которой исполняет не безызвестная Имела Столтон.
Почему мне всегда интересно смотреть фильмы о школе, трудных учениках и успешных учителях? Мой ответ прост: я хочу думать, что где-то есть еще такие самоотверженные люди, которые понимают всю ответственность и святость своей профессии. Настоящие учителя уже много лет встречаются мне только в кино. Грустно. «Писатели свободы» еще один фильм в мою копилку, наравне с «Учителю, с любовью», «Держи ритм», «Умница Уилл Хантинг», «Учитель года» и «Общество мертвых поэтов». Сейчас объясню почему. Сюжет фильма прост и банален: молодой учитель приходит в трудный, неблагополучный класс, который ненавидит всех вокруг. И, конечно, новый педагог помогает ребятам поверить в себя и исправиться. Такая обычная светлая история, основанная на реально происходящих событиях в Лонг-Бич. Фильм затрагивает столько важных вопросов, что от мыслей опухает мозг. На первый план нам выдвигают проблематику расизма. Чудовищное явление, которое, вероятно, не искоренится никогда. Повествование о разделении территории по тюремным принципам – холодит. Спокойный, смиренный детский голос, описывающий ужасы – пробирает. Вторая проблема, предложенная зрителю, это учителя. На этих детях поставили крест, от них закрываются, их избегают, они – второй сорт и даже сама мысль, что они могут учиться вызывает смех у заместителя директора. \Тут я хочу отдельную ремарочку вставить: эта чертова Долорес Амбридж гадит не только в Хогвартсе, видимо\ Такие дети, по мнению всего учительского коллектива, обречены и не стоят траты времени. Они недостойны даже получать книги в школьной библиотеке. Ну и какую реакцию с таким отношением ждать от подростков? Но молодой педагог миссис Грювелл (Хилари Суэнк) находит ключ к взаимопониманию с трудными ребятами. Она помогает им принять себя, изменить свое отношение к жизни и, главное, друг к другу. Так была создана семья «Писателей свободы». Третий важный вопрос касается семьи и поддержки. Если человек не находит её в обществе самого, казалось бы, близкого человека, то так ли он близок? Тот ли это человек рядом? И с этой проблемой рано или поздно сталкивается почти каждый. Мне очень понравилась цветовая атмосфера фильма. Такой контраст одной гаммы: вся картина снята в довольно теплых, светлых тонах, но как разнятся ощущения от просмотра уютного класса и обшарпанной комнаты/улицы. То же можно сказать о музыке. Она скользит на протяжении всего повествования, почти незаметна. Кроме одного важного эпизода, где музыка закрыла собой всё и дала зрителю наполнится радостью, общей радостью «писателей свободы». Картина «Писатели свободы» дает надежду. И этим она прекрасна особенно. И смотря такие фильмы, действительно хочется верить, что есть еще неравнодушные люди среди нас. 8 из 10
США, город Лонг-Бич, школа, педагог-энтузиаст, проблемным ученикам урок преподаст. Раздел территорий, разборки, бандиты, межрасовая война, заблудшие души в мир иной унесла. Недоверие, злоба, страсти кипят, за партами вовсе не дети сидят, а взрослые люди, познавшие боль, влачащие бремя проблем за собой. Познание, творчество, креативный подход, за счет этого, Эрин Грювелл в них свободу вдохнет. Надежда на лучшее, вера в себя, сплоченность и дружба – произошли чудеса. Ученики изменились, стали писать, душу свою в дневниках изливать. Певцами (писателями) свободы себя нарекли и с достоинством в сердце по жизни пошли. Все это происходило на самом деле и получило отражение в книге Эрин Грювелл «Дневник свободных писателей», опубликованной в 1999 году. Именно она и легла в основу фильма. Проблема трудных подростков, неблагополучных школ и педагогов-новаторов затрагивалась в кинематографе неоднократно, будь то «Замена» (1996), где Том Беренджер вершит правосудие, или «Только сильнейшие» (1993), где Марк Дакаскос приобщает разнузданных школьников к капоэйра. Одним из последних фильмов, подобного рода, стал «Учитель на замену» (2011), с Эдрианом Броуди в главной роли. Эта картина рассказывает больше о преподавателях и их нелегкой жизни, чем об учениках. Причем от разворачивающихся там событий, явственно веет удрученностью и безысходностью, чего как раз не скажешь о «Писателях свободы». Ричард ЛаГравенес вложил в них иную интонацию, более оптимистичную, а музыка и саундтрек Уилла Ай Эма удачно подчеркнули ее. Конечно, драматичных моментов, способных вышибить скупую слезу, тоже хватает, но они не притупляют ощущающуюся в фильме надежду и веру в лучшее… Тем не менее, картина не претендует на оригинальность, а скорее выглядит как стандартная биографическая драма, подкупающая своей душевностью, трогательностью и человечностью, что способствует более глубокому погружению в происходящее. По мере этого погружения, мы наблюдаем за тем, как к острову преподавательского безразличия причаливает корабль перемен, ведомый идейной учительницей Эрин Грювелл, решившей бороться с системой. Благодаря ее идеям, сочувствию и неравнодушию, проблемные ученики смогли раскрыть свой потенциал, стали гораздо нравственней и превратились из разобщенного дикого стада, в сплоченный коллектив. А кабинет 203, где проводились занятия, оказался для них глотком свежего воздуха, бухтой свободы и независимости, спасающей от одиночества, невежества, а также снующих повсюду акул, во главе которых плавала и мутила воду Маргарет Кэмпбелл – вредная, заносчивая женщина. У Имелды Стонтон хорошо получаются подобные роли. Разумеется, происходящие события не ограничиваются одними школьными стенами, а разветвляется, образуя гроздь сюжетных линий. В одной из них уделяется внимание внеучебной жизни будущих писателей свободы, показывается их быт, проблемы, переживания. Благодаря такой демонстрации выясняются причины их негативизма. В других же, затрагиваются взаимоотношения главной героини с отцом, думавшим поначалу, что она тратит свое время и силы на абсолютно бесполезное занятие, а также с мужем, который комплексует на ее фоне и считает себя обделенным. Все это говорит о наличии всеобъемлющего конфликта, затрагивающего каждый уровень картины. Больше всего, в него погружена главная героиня, столкнувшаяся с непониманием, практически полным отсутствием поддержки и неодобрением своих действий, со стороны окружающих. Тем не менее, она не сдалась и продолжила гнуть свою линию. К сожалению, таких учителей как Эрин Грювелл не так уж и много. Не каждый будет сопротивляться школьной системе, привносить что-то новое в учебный процесс и трудиться на трех работах, чтобы покупать книги ученикам. Зачастую учителя просто дистанцируются от класса, не сопровождая учеников на пути к знаниям, разве что отличников. Они идут по протоптанной дорожке, тупо выдавая материал и получая за это деньги, чего не скажешь о вышеупомянутой героине, которая поверила в своих подопечных, увидела в каждом уникальную личность и познакомила их с «Дневником Анны Франк». Для людей, постоянно сталкивающихся с расовой дискриминацией и участвующих в межрасовых разборках, эта книга оказалась весьма познавательной и поучительной. Резюме. Ричарда ЛаГравенес снял сильную, многослойную/многогранную и злободневную биографическую драму, с примесью криминала. Это пожалуй, его лучшая режиссерская работа на данный момент. Приятно, что «Писатели свободы» наполнены смыслом и душой, а также вызывают самые разные чувства, начиная с грусти и заканчивая радостью. Удачно подобран актерский состав, подстать персонажам, в центре которых стоит Эрин Грювелл – сильная женщина, дочь, жена, педагог-новатор, да просто Макаренко в юбке.
Идентичный жанр и схожий сюжет - не только эти две параллели связывают картины 'Опасные умы' с Мишель Пфайффер в главной роли и 'Писателей свободы' с Хилари Суэнк, связывают их ещё и, так сказать, календарная связь: 'Опасные умы' вышли на экран в 1995-ом году, действие же в 'Писателях...' начинается в 1994-ом, так что формально эти два фильма-близнецы. 'Опасные умы' пользовались ошеломительным успехом (причём тому во многом ещё и посодействовал саундтрек от рэпперов Coolio и L.V.) с их провокационным сюжетом, раскрывающим сложности обучения трудных подростков. Даже было как-то странно, что такая плодотворная почва довольно редко затрагивалась в кинематографе. Но вот журналистка журналистки Трэйси Дёрнинг выдвигает от себя идею создания фильма, основанной по биографической книге учительницы старших классов Эрин Грювелл, преподававшей в школе Wilson Classical High School, расположенной в Лонг-Бич близ Лос-Анджелеса. Эрин Грювелл разработала систему образования трудных подростков, с помощью которой ей удалось привить своим ученикам не только тягу к знаниям, но и сплотила их, научила взаимопомощи и взаимоуважению. Главным орудием в руках преподавателя была не указка, а идея написания дневников учениками, в которых они могли высказывать свои сокровенные мысли. У нас бы за достижения на преподавательской ниве Эрин Грювелл получила бы награду 'Учитель года'. Боясь выражать на людях свои эмоции, ученики, многие из которых входили в молодёжные банды или же были жертвами насилия в семье, в дневниках они раскрывались заново, что давало их учителю возможность узнать их ближе. Режиссёр Ричард ЛаГравенес сумел (хоть и идентично 'Опасным умам', но это не самое страшное) правильно выстроить движение фильма, он исходил от головоломных сложностях и неприязни учеников к своему учителю, а затем смог увлечь зрителя тем, что ребята начали меняться на глазах, их внутренняя боль и страдания вызывают неподдельное сочувствие, появляется осознание того, что они зачастую не виноваты в том, как им приходится жить, а точнее выживать, это всё законы улиц неблагоприятного района внутри самой демократической страны в мире. Постепенно чувствуешь весь класс чем-то целым и, главное, цельным внутри, понимаешь какая ответственность лежала на плечах Эрин Грювелл. Грамотно подобранный состав молодых актёров также сделал своё дело, к тому же не был выбран кто-то один или одна главным действующим лицом, был выбран костяк, поэтому вера в то, что это натуральный школьный класс оказывается безусловной. Выбирать наиболее понравившегося актёра или актрису не хочется, они все - молодцы. Но вот Хилари Суэнк, исполнившую роль Эрин Грювелл, надо всё-таки выделить. Двукратная обладательница 'Оскара' с поразительной энигматичной передачей создала и сыграла свой персонаж, в нём были заложены твёрдость духа и уверенность в успехе, сопереживание учениками и желание дать им всё самое лучшее, что может дать школьное образование. Ричард ЛаГравенес отлично расставил акценты в отношениях между учительницей и учителями, на что красноречиво указывают две сцены: переход отличницы в класс мисс Грювелл, а также откровенное, импульсивное нежелание учеников в дальнейшем учиться под руководством другого преподавателя. Без сильной игры главной героини не получишь столь пронзительно выстроенных взаимоотношений и Хилари Суэнк заслуживает за эту роль высочайших похвал. Смотреть или не смотреть эту картину? Однозначно смотреть! Блестящая форма, драматургия и внутренняя энергетика способствуют просмотру отличной картины. Она подтверждает уверенность, что всё и всегда будет хорошо, надо только засучить рукава и стараться. 9 из 10 P.S.: Премьера фильма 'Писатели свободы' произошла в 2007-м году, а всего на пару месяцев позже мир увидел эстонскую ленту 'Класс'. Стоит увидеть обе, чтобы разобраться, на ком же лежит вина подростковой жестокости и кто не смог её вовремя остановить.
«Писатели свободы» - понятное, незамысловатое кино, без каких-либо скрытых смыслов, на тему, так полюбившуюся студии MTV. Тема эта, конечно же, о проблемах определенных слоев американского общества (читать, как общества в целом), живущих в районах, где без оглашения войны, выстрелы и убийства стали обыденным делом, каждый житель такой местности с раннего детства получает ярлык «бандит». Да и человека в целом, в таком ребенке видеть не принято… Да, здесь не будет новизны и невероятности идеи, здесь нет лишнего пафоса, но есть суровая реальность, в которой дети с ранних лет принимают жестокость, как неотъемлемую часть самозащиты, есть дележ на группы по расовому происхождению, как единственный способ выжить, на конец есть ненависть, которая затмевает Истину, другие варианты жизни. Ненависть, которая на протяжении всех последующих лет станет главной чертой личности таких вот ребят… Есть система, которая в меру своей эволюции (так определяет ее состояния общество), путем, так называемых логических умозаключениях, решила пустить под укос таких вот неуместных граждан. Образования, вместо символа на некий шанс вырваться с такой вот клетки, становится лишь формальностью, тем самым умножая уверенность детей в правильности своего бандитского выбора. Возможно, (читать как совершенно точно, ибо годы расовой дискриминации не могут пройти бесследно, а жестокость и зло порождают лишь жестокость и зло в ответ) такая вот система несет идею о разности, несхожести людей различных рас, мировоззрений, разделяя живые существа, заставляя их, без всякой глубинной цели ненавидеть и уничтожать друг друга. Олицетворением системы и есть учитель, занимающий солидную должность, госпожа Маргарет Кемпбел (Имелда Стонтон, многим зрителям известна по весьма запоминающемуся негативному образу в серии фильмов о Гарри Поттере ). Миссис Кемпбел такой себе набор логических выводов, научных степеней, беспристрастности, которая превратила учительство в работу, отбросив любую долю призвания. Новейшие методы преподавания, в ее интерпретации, вытеснили даже намек на искренность и тот магический процесс, который может возникать между учителем и аудиторией. Имелда Стонто прекрасно попадает в образ, создавая одну из самых запоминающихся ролей. Уже с первых минут своего появления на экране ее героиня вызывает стойкую неприязнь у зрителя. А еще есть человек, для которого учительство – душевный порыв, талант дан Богом, способ хоть немного изменить мир. Айрин Грувел (Хилари Суэнк) совсем не вбивает в головы своим ученикам прописные истины, нет, она пытается найти подход, завоевать доверия, каждый маленький успех, воспринимая как большую победу. Основным методом сей девушки есть поиск вещей, от самых малых до глобальных, которые объединят такой разный класс, поиск примеров, способных вдохновить, показать иной путь своим подопечным. И учебный процесс в подобной трактовке превращается в волшебное действо, задевающее все грани личности, фундаментом которой становится путь к себе и Истине. Как не странно, мне сложно сказать что-то о силе образа Хилари Суэнк. Я воспринимаю ее в ключе взаимодействия с учениками. Все второстепенные роли, в отличии от «Тренера Картера», где основная часть успеха принадлежит Семюэлю Л. Джексону, выглядят очень сильно и убедительно. Каждая такая история воспринимается очень сильно, а эпизод, в котором каждый персонаж в дневнике на фоне пустого класса, делится самым сокровенным, выглядит впечатляюще. 8 из 10
Посмотреть это кино меня подтолкнуло его место в топе 250, но что это будет фильм такой силы, я не ожидала. О сюжете. Молодая учительница английского приходит преподавать в девятый класс. Английский не является для её учеников родным, а район, в котором они проживают, имеет репутацию бандитского. Фильм начинается с рассказа маленькой девочки, а затем ученицы девятого класса Эвы. Вот как она видит ситуацию: «Если ты латиноамериканец, выходец из Азии или чернокожий, тебя могут застрелить на улице». Эва должна ходить в школу, потому, что так велит её надзиратель, сама же она считает, что «школа похожа на город, а город – как тюрьма». Перед учительницей стоит нелёгкая задача – объединить учеников. Однако они не приемлют простой истины: все люди равны. По их мнению, живи они только своей расой, всё было бы хорошо. Но: Если б жили все в одиночку, То уже давно на кусочки Развалилась бы, наверное, Земля. Ученики сами борются со своими проблемами. Им повезёт, если они доживут до 18. Они кричат: «Вы ничего не знаете! Вы не знаете боли, которую мы испытываем. Вы … не уважаете нашу жизнь! Здесь Вы забиваете нам голову грамматической чушью, а потом мы снова возвращаемся на улицу … Вы ни на грамм не можете изменить мою жизнь!» Но теперь заодно с ними их учительница. Она старается, как может, шутками, играми, поездками показать, как много у них общего: они могут сосуществовать вместе. Особенно впечатляет их игра «Линия», а также встречи с людьми, пережившими реальные катастрофы, например, лагерь смерти Освенцим. Нелегко приходится Эрин: она не получает поддержки ни от родных, ни от коллег. Её муж недоумевает: «Ты берёшь дополнительную работу, чтобы платить за основную?» Эрин Грювелл – учитель по призванию, а не по профессии. Также для меня героиня здесь Эва, которой пришлось сделать очень нелёгкий выбор. Актёрский состав. Звезда этого фильма, безусловно, Хилари Суэнк, которая к моменту съёмок уже была обладательницей двух Оскаров за лучшие женские роли в фильмах «Парни не плачут» и «Малышка на миллион». Сильная женская роль досталась также актрисе Эйприл Л. Эрнандез. Из писателей свободы хочется отдельно отметить чернокожего «блудного сына» Джейсона Финна и белого растерянного юношу Хантера Пэрриша. Работа остальных актёров также достойна самых высоких похвал. Режиссёрская работа. Ричард ЛаГравенес выступил в качестве режиссёра и соавтора сценария. О нём я уже писала в рецензии на фильм «P.S. Я люблю тебя» и поэтому не хочу повторяться. Яркая, динамичная лента всё время держит в напряжении. Музыкальное сопровождение. Хотя, по словам Стива Мартина, «говорить о музыке - всё равно, что танцевать об архитектуре», пара слов у меня всё-таки найдётся. Подборка получилась очень тематической. К некоторым наиболее удачным песням, например, к теме для Эвы, приложил руку известный Марк Айшем, прославившийся именно как автор музыки к кинофильмам – ещё один знак качества в копилку «Писателей свободы». Я ставлю этот фильм в один ряд со «Списком Шиндлера» и «Американской историей Х»: хотя они разительно отличаются, все эти картины – о расовой ненависти и о том, к чему она приводит. Что фильм основан на реальных событиях, я поняла уже в конце, когда показали настоящую Эрин Грювелл и её учеников и когда пошли титры. Эрин также была соавтором сценария, основой которого послужил «Дневник писателей свободы». Для меня это сделало картину ещё более ценной и поучительной. «У каждого есть своя история, которую необходимо рассказать. Хотя бы самому себе». 10 из 10
А фильм, надо сказать, получился очень крепким и цельным произведением, где игра Суонк, безусловно, самоотверженно-блестящая, акцентированно дополняется трепетно-чувственной работой актёров второго плана, когда молодым актёрам удаётся на крохотном пятачке своей роли создать выразительный и запоминающийся образ. Но и это не всё. Фильм о школе и учёбе поставлен без соскальзывания в назидательно-нравоучительную тональность, избегая дидактики, сосредотачиваясь на отношениях в коллективе и их психологической подоплёке, выделяя толерантность, как главную составляющую сплочения сообщества учеников, без которой, по мнению авторов, нормальный учебный процесс невозможен. Опираясь на умные сценарные ходы, картина предстаёт сонмом драматических историй множества разных персонажей, создавая при этом ощущение 'реалистичности' судеб и характеров, где драматические события из жизни учеников переплетаются с семейной драмой самой учительницы. Оператор не давит при этом крупными планами страдающих лиц, он отлично чувствует режиссёрский тон и стиль, держа кадр сообразно сути сцены, а не эмоциям героев, в том смысле, что даёт почувствовать существо происходящего и самим ощутить эмоции действующих лиц. И в самом деле, у него получилось так, что, иной раз, и слов не нужно. Берёт за душу.
Классический пример сопливого посредственного американского кино для тинейджеров. Сюжета, как такового нет и после 10 минут просмотра уже точно знаешь, чем все закончится. Десятки фильмов-близнецов было уже снято, показано, спародировано и непонятно, зачем было такой фильм делать еще раз в 2007 году. Удивило, что главная героиня не начала учить 'трудных подростков ' капуэйро и отсутствие выразительной линии: латинос Родриго - брат Хосе, который не хочет, чтобы 'училка делала из его брата размазню '. Если у вас проблемы с национальной терпимостью и рассовыми предрассудками, посмотрите лучше 'Американскую историю Х', а не этот нудный, предсказуемый до ужаса фильм.
Жизненный фильм, который стоит посмотреть. В нём вы столкнетесь как с сопереживанием, так и с безразличием. Больше всего поражает то, что фильм основан на реальных событиях. В наше время с трудом верится, что еще есть люди, которые могут принести свою личную жизнь в жертву ради счастья других людей. Образ учительницы поражает до глубины души. Она, будучи совершенно не опытной в области педагогики сумела достучаться до детей, которых профессионалы считали потерянными и бесполезными для общества людьми. На фоне класса она выглядит совершенно беззащитной, ведь дети с которыми она имеет дело не простые школьники, а люди, которые за свою короткую жизнь пережили больше чем те, кто их воспитывал. В этом была главная сложность. Учительница, которая выросла в обеспеченной семье, которая получила хорошее образование, должна была завоевать доверие и расположение тех, кто вышел из самых низов. Все учащиеся класса были в составе разных группировок, у каждого из них были свои устоявшиеся принципы и идеалы. Окружающая среда не давала им повода думать, что они достойны иной, лучшей жизни. Так было до тех пора, пока к ним не пришла новая учительница. Её отношение к ним изменило их судьбу. Она настолько прониклась к ним симпатией и уважением, что в ответ получила тоже. Путь её был нелегким, она встречала множество преград. И в первую очередь все они исходил от человеческого непонимания и безразличия, но были и те, кто смог увидеть «плохих» подростков её глазами, благодаря чему её действия увенчались успехом. По окончанию просмотра хочется сделать, что ни будь хорошее и полезное, чтобы мир вокруг стал лучше. Таких фильмов должно быть больше! 10 из 10
Потрясающий фильм! Необычайно сильный и цельный в изложении сюжета. Должна признать, что такое кино - это не результат желания заработать приличные деньги на кассовых сборах, это работа, которая требовала вложить в нее душу и сердце целиком, без остатка. Именно это и показал в 'Писателях свободы' Ричард Ла Гравенес. Проблемы расизма, неприятия мнения другого, ситуаций, когда ты не знаешь, как лучше поступить - это вопросы, которые требуют быстрого и точного ответа, потому что от них зависит самое главное - наша жизнь. Молодая учительница приходит в класс трудных подростков. Они отстают по успеваемости, дисциплина - слово не из их лексикона. Что же им нужно? Жесткий контроль или капля понимания? 'Сколько ты здесь продержишься, девушка? Неделю?' А ведь юная Эва была права: тем, в кого не стреляли, чьих друзей не убивали из-за цвета кожи, не понять, каково это - жить и каждый день думать, не будет ли сегодняшнее утро твоим последним. Такая ситуация понятна в военное время. А что делать, если война идет в мирное время на твоей улице, как быть, если она заходит в твой дом и убивает твоих близких? 'Мы должны уважать Вас, потому что Вы - учительница? Белые всегда забывают, что уважение нужно заслужить'. Есть вещи, на которые страшно смотреть, поэтому многие предпочитают закрывать на них глаза. Но только не Эрин Груэлл. Она смогла сделать то, что можно описать одним словом - подвиг. - В следующем году мы не будем вместе. Я не преподаю в 11-х классах. - Так не пойдет, мать! - Я вам не мать. - Это выражение - знак уважения к Вам. Моему восхищению нет предела! Игра Хилари Суэнк - это идеал в данном случае. 'Писатели свободы' - это один из лучших фильмов, что я когда-либо смотрела. Его не оценивают, за него говорят 'Спасибо!'
Как же не хватает таких фильмов! Где проблемы решаются через любовь и понимание, а не через насилие и давление. Фильм основан на реальных событиях - и от этого еще приятнее. Сюжет: учительница-новобранец решила изменить подход к обучению трудных подростков. Вовлечь их в обучение, показать что такое дружба, искренность, доверие. И главное - что ученики - не пустое место, а люди со своей историей и голосом. Дала им поверить в себя, дала им дом. Результаты не замедлили проявиться - из трудных подростков они превратились в ответственных людей, понимающих других, ценящих надежду, труд, верящих, что их ждет лучшее будущее. Очень понравилось как обыграли здесь брак и роль мужа в этой истории. Муж здесь как антагонист учащихся, бросивший надежду, требующий жену быть у него на побегушках и тешащий самолюбие за ее счет. Ну и конечно, не выдерживающий того, что у жены может быть в жизни что-то интереснее него. Ведь он только этим и мог похвастаться. Ну и конечно борьба против системы, куда без нее. Борьба против устоев, традиций, общественного мнения - и возможность его изменить. Причем именно объединившись, дружно, все вместе. 10 из 10 В фильме есть все, просто все что надо для вдохновения. Не будь сопливым мальчиком как муж, будь как сильные ученики школы. И спасибо создателям этого фильма, получила огромное удовольствие.
Рецензия на фильм писатели свободы Фильм «Писатели свободы», о школе, и это значит что он затрагивает каждого из нас. Юная учительница Эрин Грювелл начинает свой путь как учитель в одной из школ провинциального города Калифорнии. С начала ее разговор с директором: Эрин хочет учить, детей и нести свет и добро. И она уверенна в своем успехе. На первом уроке они с ней даже не здороваются, и тем более не слушают. И сразу становиться понятно, что они совершенно не хотят, и не настроены учиться. Им не интересно слушать о Гомере. Более того они не знают кто это вообще. Учительница видит что она не интересна и что ее уроки совсем никому не нужны. Она видит что у детей полно своих проблем. Связанных с преступностью и наркотиками. Ситуация настолько сурова, сто дети не знают, доживут ли они до вечера. Эрин уже не уверена на все сто в своем успехе и задается вопросами а стоит ли ей вообще продолжать? Но все остальные учителя сталкиваются с той же проблемой. В фильме показывается конкретный класс, но проблемы этих детей глобальны. С ними сталкиваются многие. И никто не может найти решение. Руководство говорит ей что единственное что она может сделать, так это более или менее заставить их тихо себя вести на уроках, но не более. Но она делает больше. Придумывает свой единственный способ. Что бы дети прониклись к ней любовью, и начали бороться со своими проблемами. Ее способ это дневники. Дети там пишут а своих проблемах и переживания. И изливают душу. И подростки действительно стали меняться. В фильме показано как учитель смог понять жизнь детей. И нашла к ним подход. И жизнь для них стало действительно лучше для них. Мораль фильма: то что к подросткам нужно относиться как к полноценным личностям. И все их недочёты происходят не потому что они такие плохие люди, а потому что у них есть свои проблемы. И иногда они бывают намного серьезнее и опаснее чем проблемы взрослых.
Фильм рассказывает о трудной жизни подростков в городе Лонг-Бич, Калифорния. Ужасные вещи случаются в этом тихом месте - люди убивают друг друга, только потому что они принадлежат к разным расам. Учитель, который сам еще только что учился в школе отправляется работать преподавателем в школе, где отношения между детьми очень напряженны из-за расизма. Учитель беспокоится о такой напряженной ситуации и решает попытаться попробовать сдружить учеников. Фильм пытается показать всем, что мы должны любить друг друга, независимо от цвета кожи или расы. Суть фильма представлена на понятном, нерасторжимом и без жестокости языке, который прекрасно подойдет для учеников старшей или даже средней школы. Еще он прекрасно подходит для показа в школах потому, что этот фильм показывает, что учитель должен работать почти 24 часа в сутки, чтобы расположить ученика к себе, показать ему яркую и светлую сторону этого мира, заинтересовать его, показать, что его личные проблемы не являются глобальными проблемами и люди не должны переставать бороться из-за них. Фильм также показывает, что учитель получает заработную плату за работу, он старается и за это получает вознаграждение, а не делает свою работу лишь бы было что-то и просто получить за это деньги. Фильм сильно мотивирующий и заслуживает высоких оценок.
Маховик слезодавильни раскручивается едва ли не на вступительных титрах. «Писатели» апеллируют к базовым эмоциям, и невозможно сопротивляться. Насилие, смерть, расовое и социальное неравенство, предательство - в какой-то момент одноногих собачек становится так много, что хочется усомниться в достоверности. И тем более удивительно, что драма должна быть еще гуще: фильм не пересказывает и половины историй, которые писали реальные ученики того самого 203 класса. Когда школьники впервые принесли Эрин свои дневники, в голове возник рой вопросов: и что с этим делать-то? Им вообще как-то может помочь молоденькая дурочка? Она способна понять их драму? Эти же вопросы задает себе и сама героиня. Но смогла. Вчерашняя студентка «зажгла» детей, которые уже не видели выхода из своих гетто; показала, открыла другой мир, который им тоже принадлежит. Спасла. И вот эти «неправильные» дети уже другие, знают, что и жизнь их теперь может быть другой, вне этого социального ада. А Эрин - уже не миссис Грувелл, а «мама». Вот он, подвиг. 8 из 10 Теперь в копилке еще одна книга, которую стоит прочитать.
Если рассматривать локально, то преподаватель обучает класс английскому языку..собственно на этом фильм и основан..Хорошо, английский в конкретном классе, два года..Но фильм говорит нам о том, как будто эта учительница становится единственной для этого класса и поэтому их так тянет вверх к успехам в учебе..Если у неё так получается, то и на других предметах эти 'улучшенные' ученики должны как-то интегрироваться в общий учебный процесс..показывать себя на других фронтах..А в итоге получается картина того, что эта учительница их единственная просто в школе, по всем дисциплинам..как мамка..Если хотели показать роль классрука, то получилось лайтово..Если роль мирового судьи, то только ранга класса, ибо выходя за рамки классной комнаты, где все примирились и побратались, мир не перестаёт быть прежним по отношению к этим детям..школа, улица, семья-неужели все вдруг прониклись идеей содержания класса за счет выхлопа с трех работ учительницы? У всех все стало гладко?.. Никто никого больше нигде не 'прессует'?.. Как глобально, конечно. можно перевести на разные рельсы..Понравилось то, что тут учат быть равными и помогать, какой нации ты бы ни был..Собственно ради этого посыла я ставлю свою оценку. 7 из 10
Прекрасный фильм. Если вы потеряли веру в себя, то я очень советую вам прямо сейчас посмотреть его. Сразу отмечу что минусов я тут практически и не отметила. Разве что мне хотелось чего-то немного большего. Но это уже сугубо моё мнение. Отдельно хочется отметить сюжет. Нам показывают жизнь не только внутри школы, но и за её пределами. Личности многих учеников были раскрыты, и, причём, весьма неплохо: мы чувствуем боль не живя жизнью тех, за которых так сильно переживаем, но, тем не менее, персонажи показаны настолько живо, что мы практически в каждом из них находим чуточку себя. Личная жизнь учительницы английского языка тоже весьма впечатлила. Часто случается так, что близкий человек не поддерживает тебя в трудный период, а напротив, создаёт ещё больше проблем нежеланием понять. И главная героиня вполне достойно приняла эту ситуацию. Вообще это один из тех нечастых моментов, когда нравится женский персонаж. В целом, от картины осталось очень приятное послевкусие. И хочется чтобы в каждой школе был хотя бы один такой учитель. 8 из 10