Тайна Келлс: отзывы и рeцензии

Enjia
Enjia10 января 2021 в 05:48
Таинственный лес

По-моему, писать рецензии о мультипликационных фильмах очень сложно. Там не покритикуешь актёрскую игру, и рисованный мир как бы на берегу предупреждает, что нельзя оценивать его по стандартным меркам. Там всё более условно, текуче и изменчиво, прихотливо. Там правит рисунок, определяющий во многом наше отношение. В то же время он идёт за сюжетом и обогащает, расцвечивает его. А есть ещё музыка. И мне в голову не приходит пример, где такая - дважды иллюзорная - реальность потерпела бы крах. Я посмотрела 'Тайну аббатства Келлс' (вариант, более понятный грамматически. Сначала я думала, что Келлс - женское имя, потому и не склоняется в русском варианте) и мультик на несколько минут перевернул мою душу, но что я могу о нём сказать, что в нём раскладывать по полочкам? Это чистой воды магия, это кристально ясная сказка, хотя говорит она, в том числе, о жестоких вещах. Больше всего тронула в ней не центральная, но очень важная тема жертвы и перерождения, которая для меня теперь всегда будет сопровождаться песней Эшлинг. 'Нет жизни без смерти, нет встреч без разлук' - эта простая мысль, воплощённая в искусстве тысячи раз, всегда бьёт в самое сердце. Визуальный ряд, лишённый объёма и иногда правдоподобия, изображающий события абстрактно, если не сказать - примитивно, одновременно настолько разнообразен и интересен, что смена кадров завораживает. Да, именно завораживающим я назвала бы этот мультик, а главной завораживающей сценой - колдовство над котом Пангур Баном, который теряет свою форму, становится вдруг призрачным, текучим, летучим... это настолько прекрасно, что у меня не хватает слов. Враги изображаются чёрными, резкими и угловатыми, лес в мирной своей ипостаси - круглым, узорным и зелёным. Плавные линии отмечают светлую сторону мира, узоры книги и окружающего мира неразрывано связаны с ирландской культурой. Кромм Круах, злобный дракон, житель хтонического пространства, житель тьмы, выглядит не столько жутким, сколько величественным и причудливым, в этом фосфоресцирующем змее даже есть своеобразная красота. Притом некоторые сцены, связанные с нападением врага, кажутся очень реалистичными, несмотря на условность рисовки. Когда в тумане медленно проявляются очертания лодок викингов, страшно. И когда проваливается лестница, ведущая в башню, и люди падают в огонь, тоже очень страшно. Правда, бездна потом аккуратно смыкается, показывая отмщение и восстановление.. А как иначе. И грозные кадры как-то бледнеют перед концовкой. Для меня спорным был только образ Эйдана, постоянные ухмылки и суетливость которого заставляли подозревать его то ли в самозванстве, то ли в каких-то тайных аферах. А белый кот походил больше на кошку. Всё остальное оставило незабываемое впечатление. Идеально скомпонованное произведение, где есть и юмор, и печаль, и надежда.

jumper1
jumper11 сентября 2013 в 12:33
Маленький шедевр родом из Ирландии.

С анимацией в последнее время дела обстоят не слишком то и хорошо, и проблема здесь вовсе не в том, что рисованные и кукольные мультфильмы нынче редкость, а наиболее популярны именно компьютерные. Просто во многих современных работах в данном жанре попросту нету души. И зачастую нету оригинальности, а лишь чужие идеи, пережёванные много-много раз. А мораль если и есть, то она или слишком явная и навязчивая, или наоборот, неясная и расплывчатая настолько, что даже взрослый зритель, не то чтоб ребенок, вряд ли что-то для себя вынесет. Тайна Келлс - анимационный фильм, сделанный при помощи флэш-анимации, который является приятным исключением среди череды многих других мультфильмов. Он красивый, оригинальный и неглупый. Правда, я вряд ли узнал бы о нем, не будь у него номинации на 'Оскар' в категории 'Лучший анимационный фильм'. И, хоть и было изначально ясно, что победы ему, при таких-то конкурентах, не видать (а победили традиционно Pixar, со своим 'Вверх'), но номинация сделала главное - обратила внимание зрителя на эту замечательную сказку. Здесь нам рассказывают историю 12-летнего послушника Брендана, который живет вместе с другими монахами за стенами аббатства Келлс. Они возводят высокие стены что бы защитится от викингов, сжигающих деревни и уничтожающих все вокруг. И однажды к ним приходит путник - легендарный иллюстратор Брат Эйдан, который бежал из своей деревни. Ему нужно укрытие, еда, постель, хотя есть у него и куда более важная задача - закончить книгу, которую он пишет, и которая и принесла ему высокую известность. И он выбирает мальчика к себе в помощники. С этого и начинается, собственно, сюжет. Мальчик выполняет поручения Эйдана, зачастую рискуя своей жизнью ради завершения книги, и открывает для себя много нового, приобретает опыт и знания. Сам же мультфильм в это время радует достойным техническим исполнением. Визуально - очень красиво и интересно, хоть и плоско (у нас тут все таки флеш-плеер и отсутствие огромного бюджета). Анимация приятная, красок много. Музыка лишь грамотно дополняет магическую, сказочную атмосферу. Но, как я и заявлял выше, этот мультфильм не просто красивый и необычный, но и неглупый, с ненавязчивой, легко читаемой моралью. И она сводится не только к тому, что книги - необходимая вещь, несущая в себе свет. 'Тайна Келлс' также о том, что всегда стоит смотреть в будущее, а не только думать о настоящем. И о том, что двигать людьми в жизни должен не страх или ненависть, а стремление к познанию и самосовершенствованию. Что до моей оценки этому маленькому (продолжительность - жалкие 75 минут) шедевру, то она колеблется между 9 и 10, но я округлю ее в большую сторону. 10 из 10

Кеттариец
Кеттариец6 августа 2013 в 18:25
Волшебный узор на кончике пера

Книги не любят путешествовать. Они любят стоять на пыльных полках, подальше от солнечного света, в компании других книг. Они мечтают, чтобы их иногда доставали и читали. Но бывает так, что книгам иногда приходится отправляться в путешествие. Тогда они берут с собой все знания, какие могут унести. Книга Ионы видела многое. Она видела людей с такой искренней верой в Бога, что они не в силах были держать её в себе. Они исписывали страницы книги чернильными буквами, которые превращались в слова, слова складывались в предложения, а те таили смысл, пробуждающий веру. И так страница за страницей. Книга видела нашествие варваров на мирные поселения. Викинги с горящими от жажды золота глазами, крушили всё на своём пути, не щадя ни верующих ни язычников. Книга видела монахов, возводящих посреди дремучих лесов высокую стену, что закрывала собой аббатство. И среди них жил мальчик по имени Брендан, который любил рисовать. Книга нуждалась в одарённом художнике и нашла его. Только Брендан сможет закончить начатое другими братьями и сохранить культуру для верующих. Книга видела дитя, что живёт в лесу и повелевает им. Эта девочка – божество уходящей эпохи. Ей подвластна древняя магия, а звери и птицы принимают её как лесную хозяйку. Никто не войдёт в лес и не выйдет из него без её ведома. Книга видела дружбу между христианским мальчиком и языческим лесным духом. Она видела боль и страдания, и огни пожарищ, что остаются после нашествия варваров. Она видела отвагу юного мальчика, вступившего в схватку с Великим Змеем, порождением Мрака. Она видела красоту рисунка и искреннюю веру в то, что ради великой цели можно одолеть любой страх. «Тайна Келлс» - это сокровище, которое находишь среди хлама, когда перебираешь запыленный чердак старого дома. С первых минут понимаешь, что в руки тебе попало творение великих кудесников. Ощущение можно сравнить с тем, что испытал старый аббат, когда открыл законченную Книгу Ионы. Рисунок, словно роспись по дереву, орнамент, украшающий древние вазы, вязь иероглифов на позолоченной гарде клинка, удивляет и восхищает одновременно. Трудно поверить, что европейские художники могут создавать столь затейливую рисованную анимацию, которая не была бы похожа ни на одно из творений Миядзаки, но производила бы столь же сильное впечатление. Каждый кадр достоин висеть на стене в красивой резной рамочке. Итог: в наше время, когда балом правят 3D-мультфильмы, снятые за баснословные деньги и нарисованные целиком на компьютерах, появление такого шедевра, созданного вручную, как «Тайна Келлс», сравни чуду. Явление крайне редкое, неожиданное, но столь же приятное. 10 из 10

Chester_Bennington
Chester_Bennington2 июня 2013 в 13:47
Сила пера

Детям несвойственны думы о будущем, взгляды в далёкую перспективу, а она чаще, чем хотелось бы, окутана туманом тревоги с головы до пят. Лишь становясь взрослыми, люди начинают смотреть на вещи рационально, угрозы оценивать и ждать неприятностей. Но когда взор обращён на горизонт, трудно увидеть что-то очень важное, что находится совсем рядом. Дети тоньше чувствуют разницу между важным и несущественным. Взрослые тоньше чувствуют разницу между разумом и безрассудством, и всегда поступают, как следует, но теряют чувство прекрасного. А дети в то же самое время беспечны по-прежнему: их только то занимает, что существует здесь и сейчас, что можно потрогать, что сулит приключения. И страх не остановит и строгие запреты, коль любопытство сильнее осторожности. Там, за серой громадой каменных стен, за густо сплетёнными арками деревьев, тихо, украдкой живут чудеса. Непознанные, опасные и непрестанно манящие. Туда нельзя маленьким детям, но, естественно, жуть как хочется. Там живёт фея, чистая и прекрасная, нелюдимая, но отзывчивая. У неё в лесу немало тайн и открытий: тут дубы растут выше башен, там паук плетёт кружева, а в глуби лесной, в пещере, живёт языческое чудище. Смотри и вслушивайся в это хрупкое совершенство: учись у природы, черпай в ней своё вдохновение: в переплетениях ветвей, в струйках света сквозь широкие листья, в каплях росы на струне паутины. Вдохновись этим чудом и создай своё собственное, вопреки неодобрению угрюмого дяди-аббата. И придёт час, когда всё расставится по местам, всем деяниям будет дана оценка и наступит время раскаяния, но уже будет поздно. И тогда придут скалоподобные норманны, словно демоны, нахлобучив на головы рогатые шлемы: тёмные силуэты с горящими глазами, чьи хищные пасти жадно твердят утробным голосом: «золото»! И ни стены не спасут, ни молитвы, как бы крепки ни были камни и вера. Вспыхнет над оплотом дикий огонь и зальёт своим заревом зимний лес. И из этого пожарища нужно спасти самое ценное, что гораздо дороже золота и сияет ярче него. Негоже яркому лучику томиться в тёмных сырых подвалах, освещая лишь жизнь тех немногих, у кого есть ключи от темницы. Что, если б солнце создатель спрятал, слишком хрупкое и красивое, так кому бы тогда оно освещало дорогу вперёд? У тебя есть осколок солнца рукотворный, но столь чудесный, что не верится, будто рука человека сотворила этот шедевр. Так иди и неси книгу миру, пусть будет она всеобщим достоянием, и в каждом городе и деревне люди, что видят так мало света, улыбнутся её лучам. Пусть увидят они мастерство пера, совершенство узоров, тихо охнут и внемлют тому, что расскажешь им ты. В этой самобытной схематичности, в мире геометрических фигур и орнаментов, прячется простая и понятная каждому красота. А за красотой скрывается история, слегка нескладная и суровая, а прямо за нею мысль непритязательная, но светлая. Они подкупают своей обаятельностью, хоть и не глубок этот ручей. Отвлекитесь от созерцания горизонта, посмотрите себе под ноги, под трели ирландских дудочек станьте снова детьми ненадолго, а иначе и в этом ручье немудрено утонуть: тот, кто шагает по лужам, может забыть, как чиста бывает вода.

sv_fed
sv_fed9 октября 2012 в 16:09

«Тайна Келлс» снята по мотивам ирландских мифов о создании знаменитой Келлской книги. Томму Муру – создателю мультфильма – не помешали небольшой бюджет и «неблокбастерный» сценарий, чтобы добротно поработать и представить свою работу миру. В Ирландии идёт девятый век. Аббатство Келлс пытается защититься огромной стеной от предстоящего беспощадного набега норманнов. Тем временем полный озорства и шустрости двенадцатилетний Брендан помогает мастеру Эйдану создавать главное сокровище – волшебную книгу. Для этого Брендан отправляется за орешками для чернил в лес, где знакомится с девочкой по имени Эшли – духом природы… Будучи невежественным в вопросах ирландской культуры, я был, как ребёнок, беспристрастен при просмотре этой истории. А мультфильм тем временем заколдовал сразу же, с первых минут. Погрузившись в эту историю, в её картинку, в её диалоги, в её музыку, я ощущал какое-то неуловимое наслаждение от происходящего, как будто лёгкий бриз перенёс меня в те далёкие, пусть и непростые времена, и я находился бок о бок с героями, в самом центре событий. Видеоряд идеально подходит к истории. Без трёхмерности, без перспективы и даже просто схематичная картинка взята из того времени и оживлена. Оживлена она, в том числе, и персонажами, вроде бы так примитивно нарисованными, но обладающими индивидуальными характерами и мимикой. Оживлена она бесподобной музыкой, за которую отдельное спасибо. Оживлена она искусством, которое спрятано в каждом уголке каждого кадра, каждого диалога. В мультфильме говорится о многом, но не подробно с чёткой границей между хорошим и плохим, а лишь намекая, как бы давая зрителю самому поразмышлять. Я не могу не верить в силу искусства, в его движущую, созидательную силу. Сегодня, когда в России главенствуют непрофессионалы, которые как варвары (или эти самые норманны) кричат лишь о золоте и в охоте за ним разрушают всё на своём пути, истинное искусство остаётся оплотом честности и морального стержня. Истинное искусство можно не объяснять, оно понятно без слов. Его сложно уничтожить, ему помогает природа. Оно же помогает тем, кто строит стену от мракобесия… Это самое ближнее, куда меня завели мысли после титров. Мультфильм бесспорно заслуживает самых высоких оценок. От меня уж точно 10 из 10

=Кот=
=Кот=8 августа 2010 в 17:00
Ars longa, vita brevis.

'Культура — это то, что остается, когда все остальное забыто'. Эдуар Эррио. 'Секрет Келлов' - мультфильм, необычный по многим параметрам. На дворе 9 век, а место действия - небольшое провинциальное ирландское аббатство. Согласитесь, уже интригует. Мы привыкли к мультфильмам с колоритными персонажами, переживающими головокружительные приключения, с забавными зверушками, карикатурными злодеями и непременным хэппи-ендом. Здесь же нас ждет нечто экзотическое. Поначалу техника исполнения мультфильма выглядит непривычно. Персонажи кажутся странными и неживыми, а декорации - схематичными. Но вскоре это ощущение пропадает. Кино будто затягивает, ветвистые орнаменты несут зрителя по лабиринтам мультипликационного мира, полного символов и ассоциаций, гораздо более глубокого, чем кажется на первый взгляд. Внезапно ты понимаешь, что перед тобой - ожившая иллюстрация, бесконечная в своей виртуозности. Каждая деталь здесь неслучайна и играет свою роль, как эстетическую, так и смысловую. В отдельных эпизодах прорисовка поражает до глубины души. Поражает выверенностью ветвистых, вьющихся и закручивающихся узоров, захватывающей динамикой сумасшедших ритмов, исключительной выразительностью колористического разнообразия. Это и волшебный лес Эшлинг, живущий по ведомым ему одному законам, и захватывающая схватка Брэндана со змеей, гипнотизирующая своей геометрией, и пробирающее до дрожи изображение войны. Содержанием мультфильм интересен ни чуть не меньше, чем визуальной составляющей. Чем же так ценна Книга Келлов? Почему она становится главным артефактом, спасение которого становится основной задачей героев? Создатели фильма рассказывают нам притчу, в которой Книга Келлов является ярким символом. И олицетворяет она, ни больше, ни меньше, культурное наследие, как одного маленького народа, так и всего человечества. А злые, алчные норманны здесь - воплощение невежества, варварства и бескультурья. Материальная и духовная культура - единственный след, который может оставить после себя человек. Искусство способно воспитать в нем личность, обогащенную духовно и нравственно. Без понимания норм морали, без чувства национального самосознания и умения отличать прекрасное общество начинает разлагаться и деградировать. Именно поэтому так важно с уважением относится к тому, что создало предыдущее поколение, беречь традиции и каноны своих предков. В этом свете 'Секрет Келлов' выглядит крайне актуально. В наше время, когда шедевры архитектуры гибнут под гусеницами бульдозеров, чтобы освободить место для очередной бетонной коробки, когда живопись и графика уходят в прошлое, пропуская вперед новое псевдоискусство, с ног до головы проросшее коммерцией, когда новое поколение забывает родную культуру. К слову, 'Секрет Келлов' знакомит зрителя и с таким замечательным, но нынче не очень популярным явлением, как средневековая книжная миниатюра. Некоторые такие иллюстрации поражают своей красотой и являют собой истинные произведения искусства. Так что, мультфильм не только оригинален по художественному исполнению, но и крайне ценен заложенной в него моралью. Лишь одно подпортило впечатление от просмотра - осталось ощущение некой незавершенности, как будто из этой прекрасной книги вырвали и потеряли несколько страничек. В остальном же - красиво, увлекательно, символично и по-хорошему поучительно. P.S. Создавая новое, не менее важно беречь то, что уже создано до нас. 9 из 10

nramensk
nramensk21 мая 2010 в 18:43

Этот мультфильм смотрела по настоятельной рекомендации профессионала в области кино. Видимо, поскольку сама таковой не являюсь, у меня при просмотре возникли некоторые трудности. Началось всё замечательно – мелодичные кельтские напевы, завораживающая картинка, таинственный голос, который шёпотом повествует: «…Я видела красоту, живущую в самом хрупком месте. Я видела книгу, которая превратила тьму во свет». И чем дальше я смотрела в предвкушении раскрытия секретов (что это за волшебная книга, какие тайны она в себе хранит), тем усиливалось ощущение, что чего-то не хватает, потому что я действительно не понимала, что происходит. Во-первых, мне определённо недоставало предыстории: было непонятно, почему аббат не хочет, чтобы его племянник занимался книгой, ведь на стройке от него пользы всё равно нет. Во-вторых, я так и не поняла значение книги и что за существо было в пещере, в чём его смысл и т.д. Складывалось впечатление, что создатели картины ожидали от меня предварительных знаний ирландского фольклора и самой книги. Поэтому после просмотра я провела в интернете небольшое исследование на этот предмет, и тогда история и сама анимация обрели для меня более глубокий смысл, хотя некоторые моменты так и остались размытыми. Оказывается, Келлская книга — это одна из самых щедро украшенных рукописных книг, дошедших до нас, созданная ирландскими монахами примерно в 800 году. Благодаря великолепной технике исполнения и красоте узоров, многие исследователи рассматривают её как наиболее значительное произведение средневекового ирландского искусства. Книга содержит четыре Евангелия на латинском языке, украшенные огромным количеством цветных миниатюр. И подобно тому, как используется орнамент и широкая цветовая палитра в реальной книге (что можно сказать, что это — «работа ангела, а не человека»), так и каждый кадр фильма удивительно красочен, наполнен лабиринтами изящных линий и переплетений. Пространство в фильме выглядит нарочито плоским, что отражает действительное положение дел в живописи того времени, ведь законы перспективы были разработаны позже. И в то же время поражает невероятная детализация: множество линий, спиралей и завитков заполняют пространство – снежинки в виде кельтских узоров, даже кора деревьев расцвечена орнаментом. Невольно попадаешь в таинственный, загадочный мир, где царят совершенно другие законы. Как дикая ирландская природа вдохновляла иллюстраторов Келлской книги, так и герои этого фильма иногда отодвигаются на задний план перед красотой природы. Лесные сцены с таинственной нимфой, скользящей с ветки на ветку очень богаты в исполнении. Но меня лично загипнотизировала сцена с фосфоресцирующей змеёй – просто математически выверено и красиво. Сама анимация очень геометрична, персонажи в основном выполнены в виде прямоугольников или овалов. Но великолепное использование цвета восхищает. Красный, используемый в сценах вторжения норманнов, вызывает очень тревожные ощущения. Захватчики с севера надвигаются трафаретно-чёрными прямоугольниками с рогами, мечами и глазами в виде бусинок, чьими предвестниками являются такие же трафаретно-чёрные вороны. И никаких тебе других деталей. Сама история - о маленьком мальчике Брендане, который учится быть художником. Внешний конфликт фильма разворачивается между Бренданом, который стремится к творчеству и красоте, и его суровым дядей-аббатом, возводящим стену для защиты аббатства от завоевателей. Внутренним конфликтом для Брендана является поиск «третьего глаза», который позволит ему выполнять самые трудные элементы живописи. Этот глаз охраняет метафорический змей, который внутренне столь же разрушителен для тех, кто не подходит для этого поиска, как викинги разрушительны снаружи. Поиск «третьего глаза» - это творческий поиск любого художника в желании передать дух красоты. Это прекрасный фильм о попытке в противостоянии с различными демонами найти свой путь в мире и о умении находить красоту этого самого мира за пределами стен. Недаром в фильме говорится, что мир - это опасное место, и не перестаёт быть таковым, даже если вы возводите стены. Кельтская музыка, мелодичная и завораживающая, очень хорошо работает в паре с изображением. И пусть сюжет страдает некоторыми недостатками, всё это меркнет на фоне замечательной, красочной, увлекающей в мир фантазий анимации. В период расцвета компьютерных изображений 'Тайна Келлз' отличается от большинства мультфильмов, выпускаемых в эти дни. И если вы действительно любите изобразительное искусство, историю искусств, то эта картина обернётся для вас настоящим маленьким сокровищем. 8 из 10

Witty Sweety
Witty Sweety28 июля 2010 в 19:55
«Я видела книгу, которая превратила тьму во свет», - Эшлинг

Для большинства русских людей Ирландия - это далекая, загадочная и малознакомая страна. Ее мифы и легенды остаются вне поля зрения школьных, да и университетских программ, а об исторических датах в жизни республики нам известно и того меньше. Именно недостаток знаний о культурном наследии и традициях этого северного государства побудил меня к просмотру «Секрета Келлов», а в дальнейшем к элементарному восполнению смысловых пробелов, возникших у меня после знакомства с мультфильмом. Сюжет строится вокруг реально существующего артефакта – Келлской книги – своего рода национального сокровища Ирландии. Книга Келлсов содержит тексты четырех Евангелий, но ее настоящая культурная ценность – это обилие искусных иллюстраций, многие из которых можно разглядеть только при помощи лупы. По одной из многих версий Книгу начали писать монахи острова Иона ориентировочно в 9 веке. После разрушения монастыря викингами, старцам все же удалось сберечь книгу и перевезти ее в ирландское аббатство Келлс, где работа над рукописью продолжилась. Эту легенду в мультфильме дополняют несколько вымышленных персонажей со своими внутренними конфликтами, мягкий, тонкий и ненавязчивый юмор, и линия с противостоянием викингам, которая добавляет мультфильму динамизма и драматизма. В картине присутствует и практически миядзаковская история о хозяйке леса – озорной фее Эшлинг, которая может принимать обличия разных животных. Её имя в переводе с ирландского означает «сон», «видение». Неуловимая, как тень, Эшлинг помогает главному герою выполнить его миссию. Кот по имени Пангур Бан, прибывший в Келлс вместе с монахом Эйданом, тоже имеет свой исторический прототип. В средние века некий монах посвятил своему белому коту Пангуру шуточное стихотворение. Все эти сюжетные ходы, переплетение мифов, фактов и вымышленных деталей, подчинены одной цели: показать превосходство красоты и духовности над жестокостью и мирскими страхами. Так же подчеркивается важность сохранения и передачи знаний: «Книга не должна быть укрыта за стенами, она должна быть доступна людям, чтобы те обрели надежду в темные времена» - это главная идея данной анимационной ленты. Подобно реальной Келлской книге, визуальная составляющая мультфильма не менее важна, чем его смысловое наполнение. Герои нарисованы геометрично, практически схематично, но при этом, они настолько харизматичные, в них столько души и эмоций, что они могут запросто заткнуть за пояс многих персонажей трехмерной анимации. Взять хотя бы Пангур Бан – удивительно грациозного кота с ярким, своенравным характером. Как он выглядит: половина круга – голова, два треугольника – ушки, два кружочка – глазки, круг с двумя перекрещивающимися линиями – нос и рот. Прорисовка – проще некуда. Восхищаешься, как можно было при помощи таких сухих фигур создать нечто настолько изящное, настолько «кошачье». Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что глаза у Пангур Бан разного цвета. Следуя распространенному поверью, кот становится своеобразным талисманом главного героя, принося ему удачу во всех странствиях и приключениях. Упрощенный вид персонажей с лихвой восполняется обилием кельтских орнаментов, витиеватостью и изощренностью линий пейзажа. Было приятно узнать, что иллюстрированные страницы Книги, показанные в мультфильме, точно повторяют страницы реальной Келлской книги, которая хранится в библиотеке Дублина. Многие элементы иллюстраций и орнаменты оригинала были использованы авторами анимационной картины при прорисовке ландшафта и интерьера помещений. Это все делает «Секрет Келлов» «мультфильмом, выполненном в стиле книги», а в сочетании с ирландскими музыкальными мотивам, некоторые из которых просто зачаровывают своей мелодичностью, создается волшебная атмосфера, погруженности во время, культуру и нравы страны. Мой вердикт: «Секрет Келлов» - мультфильм, такой же самобытный, как Ирландия - требует от зрителя наличия определенной информационной базы. Дети без помощи старших вряд ли уловят глубокий смысл, заложенный создателями в свое творение. Мультфильм скорее для взрослых, для настоящих ценителей нестандартной анимации, оставляющей после просмотра много вопросов и приятное ощущение подъема душевных сил.

kastaneda
kastaneda20 января 2011 в 19:13
Когда ты был мал, ты знал все, что знал

Выход в российский прокат «Тайны Келлс» - это уже очень странная история. Трудно понять логику «премьеры». В остальном мире мультфильм показывали ровно год назад, и тогда это было подогрето оскаровской интригой («Тайна» шла в номинации на лучшую анимацию, которую предсказуемо взял пиксаровский «Up»). В России ситуация не вполне ясная – Оскар вроде как прошел, событием года мультфильм тоже не стал, да и в сети его скачать можно было еще с февраля 2010. В свете этого встает еще более насущный вопрос: «А почему же тогда андерсоновского «Фокса» не показали?» «Келлс» - очень проходная история, ирландский фольклор со всеми вытекающими. Зеленый клевер, лес зеленый, в лесу живет странный дух (сразу напрашивается параллель с Эли из «Впусти меня»), за лесом вроде как христианское аббатство, в котором живут буддийский дедушка, исполинских размеров чернокожий монах, ортодоксально-православного вида послушник и вроде как собственно аббат (в красной, естественно, одежде, рыжий и вроде как плохой). Однако религиозная толерантность тут возводится в кратные степени еще и тем, что каждый из них, так или иначе, верит в духов, призраков. Казалось бы на этом можно было бы остановиться и гнать откровенный цирк Монти Пайтона, балансируя на грани ксенофобии и разумной деликатности. Цирка, тем не менее, нет. Причем даже малейшего приближения в сторону юмора дуэт режиссеров не делает (ну ладно, гуся они там гоняют в первой сцене, но это не очень смешно – раз, и два – кроме этого гуся даже улыбнуться негде детям). Основное действие рассказывается Муром и Туоми с таким серьезным выражением лица, будто ты не сказку смотришь, а мультфильм, основанный на реальных событиях. Псевдокатолическая паства большую часть времени возводит стену, причем аллюзии с Аланом Паркером возникают сразу же (так нет же, тут еще марши «черных викингов» вклеены – у них что, совести совсем нет?), остальные персонажи с суровой морщинкой промеж бровей рисуют книгу, напоминающую скорее опыты художников школы ЛСД разве что в национальных ирландских цветах и сюжетах. Наблюдая за всем этим, очень четко понимаешь, что твой внутренний ребенок уже давно спит. Ему хотелось убивать волков, плыть через моря к далеких берегам и спасать принцессу. А вместо этого мне предлагают собирать ягоды, победить главного монстра в игру «змейка» и рисовать бабочек.

yorikbad
yorikbad3 марта 2010 в 15:39
Ирландская тайна.

«Тайна Кэллса» это обличенный в мультипликационную форму рассказ о борьбе ирландского города с викингами. Действие происходит в 9 веке, но больше никаких исторических соответствий в фильме нет. Те же самые викинги выступают безликими чудовищами, темной силой, грозящий поглотить не только сам ирландский народ – всю цивилизацию, спалить ее, уничтожить. В этот нелегкий час в аббатстве Кэллс растет двенадцатилетний мальчик по имени Брендан. Его дядя - настоятель аббатства руководит постройкой огромной стены, которая должно остановить нашествие викингов. Однако не все уверены в том, что стена станет надежной преградой перед волной безжалостных северных воинов, многие считают, что самым лучшим выходом станет бегство. Масла в огонь подливает и прибывший в аббатство брат Эйдан с острова Айовы, который считает, что, прежде всего, нужно сохранить культур, знания, традиции народа. Сам Эйдан – искусный художник, обладающий магической книгой, с которой можно победить врага, превратить темноту, которую он несет, во свет, но Эйдан стар и немощен, а Настоятель храма не желает слышать его аргументов, он слепо верит, что нужно продолжать воздвигать стену. И чем выше становится стена, тем сильнее крепнет его заблуждение в своей правоте. Поэтому тем единственным, кто сможет дописать книгу, становится юный Брендан. Его ожидает много опасностей, прежде чем осознает настоящую цену магической книги. Таково начало этой захватывающей истории, родившейся из ирландского героического фольклора, но благодаря тонкой завуалированным идеи о выборе, который мы совершаем, сегодня выглядит очень глубокой актуальной. Мифы, легенды, предания о сказочных существах обрели жизнь в этом фильме, богатым визуальными решениями, напоминающим иногда детские рисунки, а иногда средневековые гравюры. Как ни печально признавать, мультфильм, скорее всего, пройдет незамеченным для многих зрителей, посчитающих его слишком мрачным, а картинку перенасыщенной образами, двусмысленностями и, возможно, чересчур схематической. Ближе всего по исполнению совместное творение французских, бельгийских и ирландских мультипликаторов к произведениям великого основателя японской анимации Хаяо Миядзаки, подарившему нам такой шедевр, как «Принцесса Мононоке», пускай «Тайна Кэллса» и лишена той детализации, как работы Миядзаки. Никто, как в большинстве голливудских анимационных штамповках, не пытается разжевать нам, как поступать плохо, а как хорошо. Борьба «бобра с ослом» не настолько ярка, контрастна, а она всего лишь фон для путешествия Брендана, этого любознательным мальчиком в мир фей, жутких чудовищем, лежащих за стеной аббатства. Обманчивой простота, которой прикрывается фильм, не введет в заблуждение искушенного зрителя. За плоскими лицами, словно ожившими на манускриптах, прячутся многогранных характеры, это пример того, как визуальная форма говорит нам больше, чем сюжет. Герои и не смотря на внешнюю карикатурность, от того не становятся менее живыми или человечными. Особняком стоят такие персонажи как лесная фея Эшлинг, напоминающая что-то неуловимое, быстрое, похожее на одновременно и на баньши, и на шаловливого ребенка или кот Пангер Бон, верный помощник Брендан в его странствиях. Благородна миссия мультфильма донести до нас ценность знаний, но еще и научить, что самый большие стены страхи воздвигаем мы сами. Оригинальный стиль, замечательных сводящие с ума в хорошем смысле этого слова ирландские музыкальные мотивы, захватывающий сюжет, все это один из лучших мультфильмов 2009 года. Ах, да дети тоже могут его смотрят, хотя раскрыть «Тайну Кэллс» прежде всего стоит взрослым. 8 из 10

Mr ZXCCXZ
Mr ZXCCXZ27 октября 2021 в 16:50
Христианское дезертирство.

Сразу плохое: Эшлинг, её было слишком мало, она влюбляет зрителей, но появляется от силу 4 и ещё пару раз. Про Эшлинг можно нарисовать отдельный сериал не хуже многих современных шедевров, из-за своего лора и предыстории про неё ещё много можно рассказать. ГГ персонаж обычный для подобного произведения, приятно что нам его показали, немного, на разных этапах жизненного пути. Смысл персонажа: великий деятель искусства. Монахи, темнокожий в Ирландии девятого века это конечно не обычно, но там был ещё и азиат, так что всё нормально. Смысл персонажей: наставник. Местность, показано было вроде не много, но в тоже время более чем достаточно, мультфильм мог бы вызывать неутолимое желание продолжения, но к счастью авторы его завершили правильно, что оставляет много вопросов, но не сверх сильно требует ответов на них. Викинги изображены действительно жутко, здесь они даже не просто кровожадные солдаты, а прям сама армия тьмы, что показывает их достаточно страшными, в рамках детского мультфильма, не имеющего право в полной мере показать все ужасы насилия. Аббот Келлах, достаточно обычный персонаж, слегка автократичный, но в тоже время готовый работать руками наравне со всеми. Посыл связанный с этим персонажем наверно примерно такой: не зацикливайся на чём-то одном, будь готов слушать других. Книга, вот на книге авторы зацикливаться разрешили, что в принципе не мне решать, книга здесь скорее как некий образ чего-то вечного и в тоже время крайне хрупкого, образ творения 'великого деятеля'. Мой вердикт: однозначно смотреть. 10 из 10 потому что хотя бы 8 из 10 мультфильм заслуживает.

Kritik1234
Kritik123414 сентября 2021 в 18:34

Томм Мур - человек с весьма странным написанием имени - входит в плеяду самых выдающихся из ныне живущих аниматоров. Но, к сожалению, он, подобно призраку из каких-нибудь древних легенд, вынужден вечно скитаться, выпуская свои гениальные творения в прокат приблизительно раз в шесть лет. Для меня, как и для многих, остаётся большой загадкой, где он умудряется раздобывать деньги на свою деятельность, поскольку, несмотря на большое количество премий, которые получили его мультфильмы, в том числе и неоднократную номинацию на Оскар, его картины всегда с грандиозным треском проваливаются в прокате. Такой вот парадокс. 'Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас уже нет дела. А любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов'. 'Тайна Келлс' - это его первая полнометражная работа, как водится, вобравшая самые характерные черты его творчества, которые, в дальнейшем, будут использоваться в прочих его работах. Тут и определённый визуальный стиль, где любой кадр наполнен витиеватыми узорами, словно кружево, свитое из множества переплетающихся нитей, и главный герой – мальчик, которому придётся идти наперекор старшим, чтобы следовать 'зову своего сердца', и загадочная девочка из леса, на самом деле являющаяся неким существом из стародавних преданий и обладающая целым ворохом различных удивительных способностей. Мультфильм является своеобразным переплетением исторических событий, происходивших в 9-м веке нашей эры, ирландских народных легенд и христианских религиозных верований. Здесь повествуется о создании 'Келлской книги' или 'Книги Колумбы', являющейся шедевром средневековой литературы. Главный герой - двенадцатилетний мальчик по имени Брендан – живёт в аббатстве и помогает другим монахам укреплять его стены. Его дядя, являющийся также местным настоятелем, запрещает мальчику покидать стены монастыря, поскольку опасается набегов норманнов. Но однажды в аббатство пребывает человек по имени Айдан - выдающийся иллюстратор, которому единственному удалось бежать с острова, совсем недавно сметённого с лица Земли страшной норманнской ордой. Однако ему удалось спасти дивную реликвию - книгу, столь восхитительно разукрашенную, что от её страниц исходит свет. Книга не закончена, и Айдану нужна помощь мальчика, чтобы её завершить. «Тайна Келлс» - это невероятно красивый и завораживающий мультипликационный фильм, в котором каждая мелкая деталь важна и каждая на своём месте, составляя за не шибко большой хронометраж картины прямо-таки монументальный паззл. Для меня 'Тайна' стала настоящим анимационным открытием, хоть это и не первая работа Томма Мура, которую я посмотрел. И, тем не менее, при всей моей любви к этому произведению с большой буквы, я не могу с уверенностью рекомендовать его другим. История «Тайны Келлс» представляет собой, в первую очередь, сказание или легенду, визуализированную местами абсолютно абстрактно и предельно метафорично. Вплоть до того, что анимация в одном из моментов упрощается до простейших геометрических фигур. Здесь даже нету какого бы то ни было злодея, в традиционном понимании этого понятия, характерном для западной, в особенности, «диснеевской» анимации. Во многом, поэтому мультфильм и получил столь небольшой зрительский интерес. Однако если попытаться собрать по кусочкам в единое целое все хрупкие фрагменты, отложенные за время просмотра, то «Тайна Келлс» говорит, в первую очередь, о силе знаний и пера литератора, с могуществом которых не могут тягаться даже нескончаемые тёмные потоки вражеских войск. Так уж получается, что именно книга, написанная и проиллюстрированная Айданом и Бренданом, оказывается способна защитить обитателей монастыря лучше, чем громадной высоты стены…

Ioanna Bezumnaya
Ioanna Bezumnaya9 февраля 2019 в 20:10
Секрет из Келлс

Графически фильм необычный, необъёмный, нарисованный в жанре «наив» (я не знаю, как такой стиль мультипликации правильно называется). С непривычки это может показаться странным, но постепенно проникаешься хрупким неброским очарованием такого изображения. Фильм полон архетипов и символов. Имеющий представление о кельтской мифологии и фольклоре может увидеть в нём несколько больше, чем зритель, далёкий от всего этого. Впрочем, думаю, и последний ничего теряет. Как и все сказки, эта обращается, главным образом, к иррациональной части нашей души. И вот вы уже следуете за главным героем туда, в лес бессознательных образов, населённый зверями и феями. Герой чувствует себя неуверенно, он никогда раньше не покидал разумного мира. Его дядя, аббат, строит вокруг монастыря стену. И он по-своему прав. Он хочет защититься от врагов, внешних — беспощадных викингов, знающих только слово «золото» — и внутренних — опасного и непонятного леса, в котором тоже есть своя тьма. Однако, внешний мир настойчиво колотит в укреплённые двери. То в виде жителей окрестных деревень, то в виде брата из далёкой обители, разорённой всё теми же викингами (которые, и правда, терроризировали в IX веке Ирландию). А ещё монахи создают книгу, прекраснее которой никто ещё не видел. И это очень важно — закончить её. Потому, что и через века, глядя в чудесную книгу, бесы будут слепнуть от её света. А люди будут знать, что тьму можно превратить в свет. …Евангелие из Келлс реально существует и дожило до наших дней. Можно поискать в сети. «Я видела страдания во тьме. Но также я видела, как в самых неожиданных местах рождается красота. Я видела книгу. Книгу, превратившую тьму в свет». 10 из 10

Кира Егорова
Кира Егорова9 февраля 2019 в 19:55
Тайна из Келлс

Графически фильм необычный, необъёмный, нарисованный в жанре «наив» (я не знаю, как такой стиль мультипликации правильно называется). С непривычки это может показаться странным, но постепенно проникаешься хрупким неброским очарованием такого изображения. Фильм полон архетипов и символов. Имеющий представление о кельтской мифологии и фольклоре может увидеть в нём несколько больше, чем зритель, далёкий от всего этого. Впрочем, думаю, и последний ничего теряет. Как и все сказки, эта обращается, главным образом, к иррациональной части нашей души. И вот вы уже следуете за главным героем туда, в лес бессознательных образов, населённый зверями и феями. Герой чувствует себя неуверенно, он никогда раньше не покидал разумного мира. Его дядя, аббат, строит вокруг монастыря стену. И он по-своему прав. Он хочет защититься от врагов, внешних – беспощадных викингов, знающих только слово «золото» - и внутренних – опасного и непонятного леса, в котором тоже есть своя тьма. Однако, внешний мир настойчиво колотит в укреплённые двери. То в виде жителей окрестных деревень, то в виде брата из далёкой обители, разорённой всё теми же викингами (которые, и правда, терроризировали в IX веке Ирландию). А ещё монахи создают книгу, прекраснее которой никто ещё не видел. И это очень важно – закончить её. Потому, что и через века, глядя в чудесную книгу, бесы будут слепнуть от её света. А люди будут знать, что тьму можно превратить в свет. …Евангелие из Келлс реально существует и дожило до наших дней. Можно поискать в сети. «Я видела страдания во тьме. Но также я видела, как в самых неожиданных местах рождается красота. Я видела книгу. Книгу, превратившую тьму в свет». 10 из 10

NemoPrinceps
NemoPrinceps16 апреля 2018 в 20:25
Тайна Келлс

“Хи-ро’’ Прекрасный мультфильм в ярком оформлении, который напоминает ирландскую легенду или былину. Чудесная рисовка, хороший смысл. Одна из моих самых любимых картин, которая навсегда останется в памяти. Лично я вижу в этом шедевре глубокий смысл, который наверняка не поймёт ребенок, но почувствует взрослый человек. Сюжет раскрывается постепенно, а потому мультфильм поддерживает интерес на протяжении всего анимационного времени. Мы наблюдаем взросление главного героя, переживаем чувства персонажей. Каждый момент продуман и прорисован в мельчайших деталях. Картина завораживает своим необычным форматом, изящностью, абсолютно гениальной прорисовкой, каждый кадр здесь - тончайшая работа, дополненная гармоничной музыкой, которую выбрал Бруно Куле. Да, местами ты перестаёшь понимать почему тот или иной герой поступает так, как поступает, где-то это вызывает сильное возмущение, но постепенно начинаешь понимать, для чего он совершает те или иные действия. Много мистики и красоты. 9 из 10

dimsap97
dimsap9712 февраля 2017 в 11:11
Стены, норманы, книга.

Аббатство Келлс - обитель, настоятель которой одержим идеей постройки и укрепления защитных сооружений, дабы отразить набеги норманов (викингов). Однажды в обитель прибывает знаменитый иллюстратор, с книгой, которая должна принести людям свет и надежду. И в конфликт вступают два подхода. Аббат строит стены снаружи и внутри себя, иллюстратор пытается открыться и нести людям надежду. Полем для боевых действий конфликта становится племянник аббата. В сюжет вплетены фентезийные мотивы, всё довольно красиво, мило, классная музыка, мультфильм, в добавок ко всему, не пустышка. НО БОГИ! ГРАФИКААА... Просто жуть. Не имею ничего против упрощённого рисования, мне нравятся гравити фолз, по ту сторону изгороди, песнь моря, но когда доходит до упрощения анимации, собственно говоря, движения персонажей, меня коробит. За графику 6. 6 из 10

Андрей Рачко
Андрей Рачко24 апреля 2016 в 01:29
В лучших традициях 2D

Как и мультфильм “Песнь моря”, Тайна Келлс заставила меня плакать. Одновременно весёлый и серьёзный, покрытый тайной и в то же время наивный, наполненный ирландской культурой, ровно как и зарубежными легендами, этот мультфильм подарит вам море незабываемых эмоций и будет просить пересмотреть его как минимум ещё один раз. Взрослый вы или ребёнок, вы точно найдёте что-то важное для себя, при том что нет ощущения что данная картина направлена исключительно на детей; глубина тем и размышлений здесь способна затронуть любого, даю вам слово. Так или иначе, с полной уверенностью могу дать Тайне Келлс 10 из 10

Вещий Лосось
Вещий Лосось10 февраля 2016 в 05:14
Тайна аббатства Келлс.

Сперва я хочу тут распространиться насчёт названия. Обычно оно переводится как 'Секрет Келлсов', но Келлс - это название аббатства, а не фамилия семьи героев, поэтому правильнее, на мой личный взгляд, именно 'Секрет Аббатства Келлс' или 'Секрет Келлса'. Теперь, когда мы разобрались с тонкостями перевода, перейдём к самому мультфильму. Место действия – Ирландия, аббатство около леса. Время действия – IX век, эпоха нашествия викингов. Герои – монахи, мальчик Брендан - воспитанник аббата, сам аббат, а так же имеются дух леса и художник-миниатюрист и его кот. В центре повествования – противостояние художника, создающего книгу, равной которой нет на земле и аббата. Аббат, вообще-то не против книги, но для защиты от викингов он возводит стену вокруг монастыря и запрещает выходить за его пределы, а художнику для красок нужны травы и ягоды, которые растут в лесу. Кто может незаметно выскользнуть за приделы аббатства и отправится в лес, не привлекая к себе внимание? Самый маленький. А кто у нас – самый маленький? Мальчик-послушник, ну и кот. Так что они отправляются вместе. Ребёнок, проведя всю жизнь в монастыре, даже представить не мог, как красивы деревья в чаще леса, ка прекрасны цветы на лужайке, освещённой солнцем. Он не подозревал, что лесу встретит нового друга, да ещё какого… Но не думал он и о том, что в сердце леса таится древнее зло. И – последнее, о чём он думал – что ему придётся закончить чудесную книгу, начатую учителем. А тем временем, орды викингов уже высадились на побережье изумрудного острова. Кроме интересного сюжета (которым я попыталась вас увлечь) мультфильм обладает ещё многими достоинствами. В первую очередь – анимация. Она очень интересна, красива и нестандартна, на фоне штампованных произведений, которые появляются чуть не каждый месяц. Во вторую, по счёту, но не по значимости, - музыка ирландской фолк-группы Kila. Она, как никакая другая, подходит к мультфильму и создаёт неповторимую атмосферу ирландского средневековья. Хотя бы и рисованного. И, в заключении, - мультфильм основан, что называется, на реальных событиях. Эта рукопись – рукопись Келлса -действительно, существует. Создана она была, на самом деле, приблизительно, в IX веке монахами одноимённого аббатства. P. S. Не хотелось говорить о недостатках мультфильма, да их у него и нет, так – маленькие недочёты. Так, мне показалось, что некоторые аллюзии в конце - когда повзрослевший мальчик идёт рядом с учителем по берегу моря и его следы смывает волна –чуть-чуть пафосны. Хотя, может, и нет.

Александр Попов
Александр Попов1 января 2016 в 10:07
Тайна Келлс

«Тайна Келлс» - попытка реконструкции ирландскими мультипликаторами процесса создания Келлской книги, шедевра средневекового религиозного искусства, но со значительными, даже рискованными отступлениями от исторической правды. Базовым упущением создателей стало их собственное невежество, элементарное незнание вероучительных особенностей христианства. Об этом свидетельствует уже фраза послушника монастыря о книге как «творении ангелов», однако, ангелы – не творческие духи, а всего лишь посредники между Богом и человеком, но авторам это, видимо, неизвестно. Также весьма сомнительным выглядит поверхностное изображение монастырского быта как сугубо материальной суеты, молитве в ней нет места, монахи собираются в храме лишь раз, во время бедствия, кроме того, отсутствие икон, распятия (крест фигурирует в фильме лишь как нечто декоративное, без распятого на нем Спасителя), даже разговоров о Боге сигнализирует о том, что устранение из картины смысловых центров христианства было вызвано страхом создателей перед секулярной западной цензурой. Гораздо удобнее для них было сосредоточиться на внешней стороне изображаемых событий, показать церковную жизнь как систему мертвых обрядов, даже содержание Келлской книги (а она, между прочим, представляла собой Четвероевангелие с толкованиями) для них важно не так, как ее декоративное оформление. Эта же атеистическая слепота заставляет многих людей говорить о красоте линий и колористическом решении икон, не позволяя увидеть богословский смысл изображенных образов. Потому вполне логично, что семантический вакуум, оторванность от живого церковного опыта толкает авторов «Тайны Келлс» к созданию псевдорелигиозного суррогата нью-эйджевского типа, замешанного на кельтском язычестве: тут и одушевленность природы, и феи, и чудовища, и прочее неконтролируемое буйство фантазии, всегда характерное для идолопоклонников, готовых поклоняться своим снам, галлюцинациям, сомнительным «откровениям» - плодам безумного общения с падшими духами, но только не реальному Богу. «Тайна Келлс» чрезвычайно опасна для детей и всех неокрепших умов, еще только приобщающихся к вере, ибо не только бесстыдно уравнивает в правах христианство и язычество (это еще полбеды), но и потому, что стремится показать первое – как бессмысленную круговерть обрядов, а второе – как увлекательное и веселое приключение. То, что создатели картины сформированы своим смутным временем, когда нормальное и девиантное меняется местами, их не извиняет, но налагает еще большую ответственность, ведь искусство обладает огромным потенциалом внушения, потому невеждам в нем не место. Надо знать тот материал, к которому обращаешься, иначе ты не уважаешь ни зрителя, ни себя (потому что работаешь в четверть силы), ни историю, которую ты оскверняешь своей ложью. Если же знаешь правду и лжешь из страха возмутить публику, то вина твоя еще больше.

iginla
iginla25 декабря 2015 в 18:33
Прекрасная притча

Прекрасная гуманистическая притча, адаптированная под детскую аудиторию. Для семейного просмотра – очень хороший вариант. Нашел в интернете мнение, что главный герой этого замечательного мультфильма, основанного на реальных исторических событиях – это Красота. Присоединяюсь к нему. Да, та самая красота, что спасает мир. Красоту (духовную) здесь воплощает Келлская Книга (иллюстрированные ирландскими монахами Евангелия), ну а сам мультфильм наполняет красота природы (за чудесную рисовку спасибо ее создателям) и музыки (спасибо Бруно Куле). Главный вопрос мультфильма, кстати, очень актуален для нас - способен ли человек спастись от Зла, варварства укрывшись даже за самыми высокими стенами, если в этих стенах не горит огонь красоты и духовности? Спастись, живя лишь своими насущными проблемами? Мультфильм дает однозначный ответ – нет. Девятый век. Беда надвигается на Келлское аббатство - беспощадные норманны громят монастыри и поселения ирландцев. А в мальчике-послушнике из этого аббатства Брендане скрыт необычный талант художника. Что же нужно, чтобы этот талант раскрылся полностью и реализовался в Свет побеждающий Тьму? Не прятаться от мира за стенами аббатства, а открыться ему? Познать этот мир и полюбить его? Победить свой страх перед Тьмой? Именно такой путь должен пройти Брендан. И в этом ему помогут бежавший в Келлс от норманнов талантливый иллюстратор брат Эйдан и лесная фея Эшлинг. Эшлинг, кстати, здесь не только фея и хранительница леса, она олицетворяет не только языческие корни человека, но и саму природу. Именно она помогает Брендану постичь природную красоту. Воплощение Тьмы - Кромм Круах… Думаю, здесь он символизирует, помимо прочего, и то, что досталось нам от наших далеких предков, что укоренилось в глубине нашего подсознания – страх смерти и вечной тьмы. Не случайно создатели изображают его в виде древнейшего символа: змея - уробороса. Он может означать разрушение и созидание, смерть и жизнь, Тьму и Знание. А победа над таким чудовищем может означать и победу над своими страхами, и познание мира и себя, и получения дара, Знания. И только человек, осознавший свое предназначение, может одержать эту победу. Талантливо используя аллегории и архетипы авторы дают возможность включить зрителю своё воображение и отыскать в мультфильме смыслы, которыми он наполнен. Это действительно притча, а не просто развлекательный мультфильм - здесь обязательно надо включить свою сердечно-умственную деятельность. Путь Брендана, думаю, проходит (пытается пройти) любой, живущий не только своими личными, насущными проблемами и интересами, человек. «И презирать его невозможно. Ибо из своей нерушимой веры в жизнь это тщедушное существо сотворило любовь. В высшем своем проявлении человек и есть любовь. Без него нет ни любви, ни жажды, ни желания» (Томас Вульф, «Домой возврата нет»). Замечательный мультфильм. 10 из 10