Битва на Сомме стала одним из значительных сражений Первой мировой войны, не зря этот эпизод привлёк пристальное внимание кинематографа, это при том, что тема Великой войны — довольно редкая в жанре киноиндустрии. Не стоит ждать от этого фильма массовых сражений и батальных сцен. Разочарую тех, кто на это надеялся — их здесь попросту нет. Задачу режиссёр и сценарист Уильям Бойд поставил себе несколько иную — показать моральное положение солдат накануне знаменательной битвы, ту реальную ситуацию, в которой находилась английская армия накануне 1 июля 1916 года. Поэтому весь фильм наполнен диалогами: рассуждениями о будущем, усталости от никому не нужной войны, случайными страшными потерями — вроде смерти от шального артиллерийского снаряда, разорвавшегося прямо в глубоком окопе или снайперской пули во время ночного патруля. Лично меня это несколько разочаровало, поскольку ждал от фильма совсем иного. Иногда диалоги совсем пустые, так что, промотав их — ничего не потеряешь. Хорошо показана слепота верховного командования, которое за штабными картами не видит реального положения дел на фронте — отсюда и огромные потери в первые дни битвы на Сомме (а это ни много ни мало — 60 тысяч солдат!). Длинноватое название «В июле 1916. Битва на Сомме» несколько дезориентирует зрителя, поскольку предполагает рассказ об этой битве как таковой, или хотя бы её эпизод. Впрочем, как уже и говорил — основное действие происходит за несколько дней накануне, а из самой битвы — лишь несколько заключительных минут. Здесь нет противника — он — нечто аморфное, невидимое, но в тоже время постоянно ощущаемое. О нём говорят, его чувствуют, война лишь фон, главное — человеческие чувства: братства и взаимопомощи, слепоты и корысти, тех, чья жизнь проходит в окопе. За ним — иной мир — невидимый, как и сам враг, смертельно опасный. Поэтому оригинальное название — «Траншея» раскрывает весь смысл картины куда больше. На мой взгляд, фильм сильно растянут. Конечно, с одной стороны это соответствует задаче режиссёра показа реальной жизни солдат окопной войны: бесконечная муштра, пустая болтовня, ночные патрули и вечные сколки — между рядовыми, командованием и т. п. Концовка фильма не оставляет никаких вопросов, но и могли ли быть иначе при том, какую цель данная кинолента преследовала. 5 из 10
Первый и последний, на сегодняшний день, фильм, срежиссированный Уильямом Бойдом, получился далеко не комом. Эта картина, перевод которой в который раз коверкают прокатчики, рассказывает о подготовке британских войск к наступлению на германские укрепления совместно с французскими силами. Фильм о людях, о солдатах. О жестоком и жестком руководстве и чем выше тем жестче. Фраза одного из солдат — «Повезло Вам что Вас там не будет», на самом деле обнажает всю суть происходящего. Если бы кто либо из тех кто отдавал приказы был ТАМ, ничего из того что произошло, происходит или будет происходить, не произошло бы. Название фильма — «Траншея», как нельзя лучше подходит к этому фильму. Траншея — это своеобразный рубец на теле многострадальной Земли, населенной «человеком разумным». Рубец, который навсегда останется в душе всех тех кто был там. Не могу сказать что фильм чересчур реалистичный. К примеру, когда пришло распоряжение держать позиции ещё два дня, герой Крэйга сказал что его ребята не протянут 2-х дней, при этом ребята явно не тянули на людей находящихся на грани психических и физических возможностей. Точно так же сцена, когда Эдди выглянул из окна окопа, была до боли предсказуемой и примитивной. Но не смотря на это в этой киноленте есть некий шарм. Вот так навскидку не могу вспомнить фильм о войне, где главными героями (читай пушечным мясом) выступали бы 18-летние пацаны. А ведь большинство из них не хочет воевать. Чего только стоят слова солдат о том что Эдди повезло и теперь он поедет домой. Есть в этом фильме что-то такое, благодаря чему в него погружаешься. Его нужно слушать, слушать диалоги солдат. Их слова действительно говорят о многом. А самой сильной сценой фильма считаю сцену, где Винтер предлагал джем Билли. Эта сцена действительно уникальна, хотя, думаю, не все прочувствуют её так как прочувствовал я. В общем, если вы хотите увидеть когда и при каких обстоятельствах произошел переломный момент 1-й мировой войны, милости прошу к просмотру. Это кино заслуживает чтоб его посмотрели. 7 из 10
Есть такой известный, легко вычисляемый и неоднократно пародируемый кинематографический приём, который условно можно назвать «бедный хороший смертник». Это когда третьестепенному, а порой даже второстепенному персонажу сначала дают раскрыться — настолько, чтобы зритель поверил в него — а потом убивают, зачастую, преувеличенно жестоко. И у главных героев появляется повод для мести, а зритель получает необходимое настроение: жалость, сочувствие, неприятие насилия в частности и войны (если это военный фильм) вообще. В «Обыкновенном чуде» звучит упрёк автору, убивающему героев ради тех или иных целей, ну а в современной, Голливудом вскормленной, традиции, без пары трупов никак не обойтись. Более того, это самый лёгкий способ отличить главных от второстепенных. Главный герой всегда остаётся в живых. Он обязан спастись. Видимо, это и значит быть главным героем… В «The Trench» это правило не работает. Фильм выпустили у нас с длинным и дезориентирующим названием «В июле 1916: Битва на Сомме», что подразумевает исторический фильм с боевыми действиями. Между тем основные события «Траншеи» проходят за три дня до начала самой битвы, а потом все участники (англичане) в составе первой волны нападения отправляются в атаку на вражеские (немецкие) позиции. На этом фильм кончается. Никаких «открытых финалов», зацепок или надежд: в битве на Сомме британская армия понесла сокрушительные потери. В переводе на человеческий язык это значит, что положили всех, кто был в первых рядах. Мораль? Выводы? Объяснения? «Траншея» счастливо избавлена от нравоучительных отступлений и похожа скорее на телеспектакль, на пьесу, а в чём-то — на наши старые фильмы о войне, где место действия — окопы, где не столько воюют, сколько живут, обустраивая немудреный быт, обзаводятся друзьями, спорят и разговаривают по душам. И тот факт, что придётся умереть, не отменяет необходимости хоть чем-то наполнять время до назначенного часа атаки. Кстати, осознание необходимости «пережить время» — главная задача сержантского состава. «- Get this fucking mess off! - What mess, sergeant? - This mess!» — и ящики летят на пол. Траву не красят только потому, что на передовой только грязь и глина. Но даже копание ещё одного сортира не помогает, и вот уже первый раненый — по глупости и от скуки. Дополнительные два дня вынужденного безделья и ожидания — проблема посерьёзнее отсутствия нормального горячего питания. В «Траншее» подробно и многогранно разбирается ситуация, которая в военных фильмах обычно проходит фоном — но здесь ожидание боя становится чем-то большим, чем просто эпизодом в общем сценарии. Наверное, потому что это последний эпизод для всех участников, и нет «главных», потому что погибнут все, и нет «второстепенных», потому что никто не хочет такого финала. Взвод зелёных новобранцев, терзаемых скукой и любопытством, страхом или обречённостью, опытный сержант, который заботится об этих мальчишках, но не может спасти ни одного из них, лейтенантик, для которого назначение на фронт всего лишь неприятная необходимость — для них нет «последних трёх дней», этого пугающе узкого пространства траншеи. Жизнь похожа на широкое поле, где ветер колышет траву, и, кажется, что по ней можно идти ещё очень-очень долго. Этот фильм вполне претендует на то, чтобы считаться историческим. Над ним неплохо поработали костюмеры, и несмотря на очевидную малобюджетность, он вполне аутентичен. Но подобный эффект достигается не только оружием или формой. Психологизм и достоверность героев, «фронтовая повседневность» в традициях Ремарка — одни из главных достоинств картины. Показательна сцена, в которой солдаты, в большинстве своём — неопытные мальчишки, обсуждают, как же можно лежать в постели с женщиной и позволять фотографировать себя! А потом лицо с другой, менее неприличной, но всё равно волнующей фотографии станет талисманом для семнадцатилетнего (приписавшего себе год) Уилла Макфарлайна (Пол Николс). Первая любовь с первого взгляда, девушка с почты и ритуальные попытки привести свою причёску в ещё более безупречный вид. В контрасте с наивностью и влюблённостью Уилла — скептицизм и сарказм Колина Девентри (Джеймс Д`Арси), который постепенно убеждается, что все обещания артподготовки — ложь, и предстоящая атака закончится смертью для каждого. Жизнерадостный капрал Вик Дэлл (Дэнни Дайер) только и ждёт повода «убить побольше немцев» и отомстить за погибших товарищей, а «Тряпка» Роквуд (Киллиан Мерфи) и Чарли Эмброз играют в карты и обсуждают, как разбогатеют после войны. Их командир, лейтенант Харт (Джулиан Райнд-Татт), пытаясь хоть как-то укрыться от происходящего, прикладывается к фляжке с виски и читает стихи. Чёрт побери, он даже в качестве пароля предлагает «Шекспир» — можно представить, какой это подарок на передовой! Но настоящим авторитетом для солдат является сержант Телфорд Уинтер (Дэниэл Крейг). Вначале он кажется эдаким прапорщиком из анекдотов (и некоторые из его подопечных так его и воспринимают), но его забота и внимание к подчинённым оказывается более глубоким, чем рафинированное командирство лейтенанта. Он профессиональный солдат — поэтому знает, чего ждать, у него есть семья и дети — и поэтому ему есть, что терять, но, как и пошедшие добровольцами мальчишки, он не может ничего изменить ни в приказах, ни в правилах. Можно лишь попытаться что-то успеть — объяснить, досказать, подготовить к тому, что ждёт «наверху», когда они все покинут траншею. А наверху их ждал «другой мир», где уже не важно, осторожен ты или совершаешь глупости, умеешь стрелять или трясёшься от страха. Для всего взвода, как и для других, кто атаковал в тот день, вне траншей была только смерть. И те несколько дней, проведённых за едой, разговорами и муштрой, были чем-то большим, чем просто временем, убитым в ожидании 7:00 1 июля 1916 года.
В июле 1916 года началась одна из самых масштабных военных операций в ходе Первой мировой войны — операция на реке Сомме. В операции участвовали войска союзных французской и английской армии, их целью был разгром немецких войск и вытеснение их с территории Франции. Операция длилась более четырех месяцев, и хоть ее итоги способствовали окончательной победе над немецкими войсками и продемонстрировали превосходство Антанты, однако сама операция осталась в истории как самая кровавая битва в ходе Первой мировой войны. «The Trench» — фильм не о самой операции, а всего лишь о двух днях, предшествовавших ей. События фильма разворачиваются за 48 часов до наступления, в одной из многочисленных траншей. Высшее командование изменило планы, и взвод из солдат и двух командиров должны оставаться на передовой линии фронта, а 1 июля решительно вступить в бой. Все знают, что битва будет нелегкой, для подавляющего большинства солдат она будет первой… и последней. И хотя командование уверяет, что победа будет на их стороне и большая часть немецких войск разгромлена артиллерией, все же в траншее витает невидимый страх смерти. Билли Макфарлайн (Пол Николлс) — прибыл на фронт с братом Эдди (Там Уильямс), его глазами мы наблюдаем за происходящем в траншее. Билли всего 18 лет, он добрый и романтичный парень, и война для него — пока еще всего лишь залпы вдалеке от траншеи. Таких юнцов, как он, во взводе большинство — Колин, Эдди, Джордж, Джеймс и другие. Все они любят пошутить и поболтать о девушках, и хоть каждый смертельно боится войны и в ужасе от своего положения и безысходности, они стараются держаться непринужденно. Командование состоит из лейтенанта Эллиса Харта (Джулиан Райнд-Татт) и сержанта Телфорда Винтера (Дэниэл Крэйг). Лейтенант — меланхоличный и депрессивный персонаж, грустно попивает виски и предается печальным размышлениям, подготавливая пистолет к бою. Весь фильм кажется, что в конечном итоге он сам застрелится из этого пистолета, таким обреченным он выглядит. Кажется, лейтенант вообще не от мира сего и какими-то неведомыми судьбами оказался в гуще описываемых событий. А вот сержант — совершенно другого рода человек. Он единственный во всем взводе обладает характером. Он суровый, гиперответственный, преданный своей работе человек. Но он не предан делу убивать врагов, он считает своим долгом оберегать солдат, вымуштровать в них силу духа, презрение к страху. И он делает свою работу хорошо, потому что без него во всем взводе была бы сплошная паника и беспомощность. Он бывал на фронте, но в нем нет страха. И при этом, он не черствый человек, чему неоднократно будут доказательства в течение фильма. Фильм повествует о событиях Первой мировой войны глазами англичан, однако для тех, кто ожидает от военного фильма соответствующего военного экшна, сцен боев, летающих снарядов, сбитых самолетов и прочее и прочее — фильм может стать большим разочарованием. Там ничего этого нет. Но тем не менее, в конце фильма не возможно сдержать бурного потока слез и не задать в очередной раз вопрос — зачем все это было нужно? «The Trench» фильм психологический. Разумеется, события происходят на фоне военных действий, главные действующие лица — солдаты и командирский состав, но главной мыслью режиссера было не показать войну и ее участников, а показать ее бессмысленность, ведь ни одному в этой траншее не хотелось воевать и они, по сути, не знали, зачем это делают. Не только молодые и неопытные добровольцы, которые еще вчера были детьми, но и опытные, бывалые сержант и лейтенант — командиры взвода. За полтора часа экранного времени каждый из персонажей фильма становится знакомым. У каждого есть свои достоинства и недостатки, кто-то хочет перестрелять немцев, кто-то — встретиться с девушкой. Они часто взрываются и бросаются друг на друга с кулаками, но все это только от того, что они знают, что ждет их через несколько часов. А в последний, решающий момент, уже никто не пытается скрыть свои эмоции. Перед лицом смерти незачем лицемерить. «The Trench» — единственный фильм Бойда-режиссера. Однако, он написал сценарий к нескольким картинам, среди которых, помимо «The Trench», есть еще один фильм «Sword of honour», также относящийся к жанру военной драмы. Его дебютный «The Trench» получился очень достойной работой, не выдающей своего создателя, как новичка. Невероятно, как можно создать такой сильный психологически фильм о войне, не прибегнув к спецэффектам, масштабным сценам и массовкам. Среди актерских работ, безусловно, не возможно не выделить Дэниэла Крэйга. На нем, по сути, держится весь фильм. Сержант для каждого солдата в траншее — мать и отец в одном лице. Ответственность, забота, переживание а вместе с тем, строгость, жесткость и дисциплина — даже лейтенант взвода не имел такого авторитета и власти. Это единственная актерская номинация в фильме, которая выдвигалась на British Independent Film Award. Среди молодых актеров, исполняющих роли солдат я бы выделила Джеймса Д`Арси. Очень хороший получился персонаж. Кроме него, очень понравился Бен Уишоу. У него не большая роль, но талант у парня безусловный. Он сыграл такого сопереживающего паренька, который любил пообщаться, но его обычно посылали куда подальше… :) В целом, я уверена, фильм понравится не всем. Любителям фильмов о Первой мировой будет не хватать историзма, любителям военных фильмов — боевых сцен, но вот если рассматривать фильм как драму отдельных людей, поставленных судьбой и обстоятельствами в жестокие условия, перед лицом смерти, не имея выбора и пути назад… То фильм очень силен. Жутко сознавать, что хоть данная история вымышлена, но таких солдатов, сержантов и лейтенантов было много больше в действительности и они тоже сидели в траншеях вот так, ожидая своей смерти, не питая лишних иллюзий… Улыбаясь и шутя за несколько часов до смерти. 10/10