«Танцы во время Луназы» — европейская, костюмированная драма 1998 года режиссера Пэта О’Коннора. Фильм получился трогательной, душевной новеллой, которая уносит нас в историю женского хрупкого мирка, в котором прячется за всем этим стойкость и сила. В этой истории мы видим 1936 год. В Испании идет Гражданская война, а на юге далекой Ирландии все только об этом слышат понаслышке. Мы видим воспоминания мальчика, который жил в тихой деревушке в Ирландии со своей мамой и ее пятью сестрами. Их жизнь шла тихо, спокойно и размеренно, пока не начался сезон танцев во время Луназы, и что-то произошло, какой-то раскол в семье, и все рухнуло… Фильм снят достойно, и при просмотре чувствуется холодная атмосфера картины, которая и должна стоять при съемках ирландской картины. Главным достоинством драмы была конечно Мэрил Стрип. Она потрясающая, очень талантливая актриса, и в этом фильме как всегда играла шикарно. Ее игра безукоризненно чиста, и одно удовольствие наблюдать, как она играет. Ее сестер сыграли Катрин МакКормак, Кэти Бёрк, Софи Томпсон и Брид Бреннан. Все они отлично подошли на чопорные роли своих героинь, и весь фильм смотрелся правдоподобно и интересно. Рис Иванс сыграл блудного отца и мужа. Он неплохой, харизматичный актер, и мне давно нравится. «Танцы во время Луназы» — драма, которая определенно имеет свою кинематографическую ценность и в свое время получила несколько номинаций, как например номинацию Венецианского кинофестиваля «Золотой лев». Драма эта глубокая и грустная, но что-то есть в ней прекрасное и чистое, что и привлекает внимание. P.S. Five sisters embrace the spirit of a people… 9 из 10
Будто Хоу Сяосянь снимал этот ирландский фильм. Вроде бы ничего не происходит. Вроде бы и сюжет застыл на месте, фиксируя лишь портреты нескольких человек одной семьи. Вроде бы, все тут подавлено под авторитет, непререкаемый авторитет Мэрил Стрип. Но нет. Всматриваясь в картину перед нами открывается самобытный и ни на что не похожий ирландский мир, лишенный каких бы то ни было временных барьеров. Эта история произошла в 1936 году, а могла произойти и столетием ранее. В том то и вся соль, что наверное мало бы что изменилось даже в интерьере, не говоря уже о характерах. Тем и ценна эта зарисовка. Да. Действительно весь фильм аккуратно так раскладывается под участие в нем Мэрил. Но, нужно отдать должное. В отличие от многих своих голливудских «безделушек-пустышек», в этом фильме актриса выкладывается так, что и вопросов не возникает. Немного другой наклон головы, более резкий акцент, строгий взгляд — и… Чудо. Перед нами совсем другой человек. Истинная ирландка. И тем интересна эта роль, что в тот же год Мэрил Стрип снялась в еще одном, вполне неплохом но и не выдающемся фильме «Истинные ценности», сделав посредственную штампованную роль про смертельно больную женщину. «Танцы во время Луназы» показывают, что актерский талант не увяз, а просто принесен в дань голливудским правилам игры. Что же, тем интереснее. Впрочем, сама по себе картина особых впечатлений у меня не вызвала. Не более, чем стилистическая зарисовка стихотворения Йитса. Атмосферы и интерьеры, ирландский дух, но не более. Впрочем, наверное этого всего уже и немало. 5 из 10
Со времен печально известных английских «карательных законов» 17 в, ставивших целью искоренить ирландскую культуру, самобытный танец стал формой протеста гордого народа против ограничений и тягот жизни. Бороться приходилось и с церковью, считавшей экспрессивные и эмоциональные движения танцоров дьявольскими. (Из истории ирландских танцев) В одно мгновение веселая старинная мелодия гасит все разногласия между готовыми к конфликту сестрами, живущими на спрятавшейся среди холмов изумрудного острова крошечной ферме. Их лица озаряются призывными улыбками, в глазах горит огонь, а ноги помимо воли слаженно отбивают ритм, славя древнего кельтского бога Лу. Пять женщин кружатся в бешеной пляске, и в стенах дома им уже тесно. Вырвавшись на улицу они, подчиняясь магнетической музыке основателя Риверданса Билли Уилана, преображаются, ощущая бурлящую внутри первобытную радость и неистовое желание жить, любить, меняться. Их тела говорят о том, о чем приличия и догмы запрещали даже думать. И от танцующих невозможно оторвать глаз. Раскрасневшиеся, разгоряченные, учащенно дышащие сестры Манди в последний раз были едины, в последний раз следовали своим желаниям, и в последний раз были счастливы. Что же разрушило слаженную размеренную, чуждую всякой суеты, жизнь этой семьи в краю сельской пасторали? О нет, готового ответа на этот вопрос я вам не дам. Не предлагает его и Пэт О’Коннор. И, подозреваю, именно нежелание делать выводы сослужило фильму плохую службу, не позволив получить в свое время венецианского льва. А возможно, этому помешали невыразительные характеры трех из пяти главных героинь. Перенося на экран успешную пьесу Брайана Фрила, режиссер и актрисы не сумели в полной мере сохранить созданную автором глубину образов. Лишь великолепной Мэрил Стрип, благодаря своему таланту, удалось вдохнуть жизнь в своего персонажа. Ее Кейт очень многогранна. Чего стоит преображение чопорной набожной католички в необузданную плясунью или превращение несгибаемой старшей сестры, держащей в железных руках бразды правления семьей, в растерянную сломленную горем, заливающую слезами подушку, женщину. Да еще Софи Томпсон справилась с ролью наивной простушки Рози, которая, несмотря на свои не самые выдающиеся умственные способности, обладает удивительной широтой души и смелостью. Снимая эту картину, оператор, следуя режиссерской воле, старался поймать в объектив камеры ускользающее счастье: те редкие моменты, когда кому-то из героев этой истории было по-настоящему хорошо. Фиксируя искреннюю радость от встречи с много лет отсутствующим братом, или легкое возбуждение от возвращения в дом блудного отца дитя любви, воспитываемого всей семьей, или нежность, с какой одна сестра целует оцарапанные колючками ежевики натруженные руки другой, создатели предлагают насладиться вместе с героями прекрасным мгновением, ведь они так недолговечны. Подует ветер перемен, и унесет с собой очарование, что витало в воздухе в то лето, как символически в начале фильма дерзкий порыв отобрал у огорченного мальчугана воздушного змея. Однако проблемы, поднятые в фильме, настолько серьезны, что беспечно созерцать не получается при всем желании. Хочется понять: сложилась бы судьба этих женщин иначе, если бы они решились следовать за движениями своих душ, или, даже рискнув пойти против общепринятых норм, они не изменили бы свое будущее к лучшему. Пример брата священника, убедительно сыгранного Майклом Гэмбоном, сроднившегося с обычаями африканских аборигенов, среди которых он прожил много лет, и предпочевшего их вольные нравы католической морали, которую должен был проповедовать, так же не однозначен. Чистоту эксперимента нарушает болезнь Альцгеймера. И кто знает, будь старик в здравом уме и твердой памяти, смог ли бы он противостоять всестороннему давлению и не растерять внутреннюю гармонию в ситуации, когда даже самые близкие люди готовы назвать его убеждения сумасшествием. Ох непросто жилось ирландским женщинам в середине тридцатых годов 20 в. И не удивительно, что для того чтобы вырваться из круговорота рутинных тяжелых будней, забыть хоть на какое-то время о заботах и дать волю своим эмоциям, им по-прежнему, как когда-то далеким предкам, оставалось лишь пускаться в пляс. Старинные легенды гласят: боги танцевали, создавая мир. И хочется думать, что освобождаясь и раскрепощаясь, и человек способен проложить новую тропинку в своей жизни.
Фильм с особой атмосферой, с ярким национальным колоритом. Ирландия — какая есть, такая, какой мы ее не знали. Природа, музыка и танцы, семейные ценности — фильм о том, что важно, о том, что прекрасно, о свободе ирландского духа. Конечно, Мэрил Стрип выбивается из общего актерского состава (она, пожалуй, главное украшение фильма), но при этом ее героиня не теряет связи с остальными персонажами. Они действительно выглядят, как настоящая семья. Хотя сюжет, на мой взгляд, немного скомканный (трудно рассказать историю целой семьи, нескольких поколений за одно лето) и, возможно, даже неинтересный, в этом фильме ничего не случилось, нет какого-то конкретного события (точки отсчета), но в этом и его красота. 8 из 10