Есть люди подобные оголённому нерву. Французы называют таких 'заживо освежёванный'. Звучит ужасно, но это довольно расхожее выражение. Что остается делать таким 'оголённым' людям? Наращивать кожу. А лучше сразу панцирь. Ну или заковать себя в железные доспехи цинизма, как это сделал наш герой. Мы в Англии 90-х. Удивительно, но она напоминает Россию 90- х, то же ощущение незащищённости и смутных времён. Джонни, циник, хам и грубиян, обладающий странной харизмой, слоняется по Лондону, философствуя и попадая в различные передряги. Вот, собственно, и всё. Почти все персонажи маргиналы. Ни одного образцово-показательного героя. Ни одной красавицы или красавца. Только люди, просто люди, слабые, растерянные одинокие обнажённые люди. Обнажённые - это про них, а не про женщину, расхаживающую в чём мать родила перед окном. Актёры играют так, как будто не играют. Как будто нам дали подсмотреть чужую жизнь. Давид Тьюлис.. даже не верится, что он может быть каким-то другим. За роль Джонни он получил приз Каннского фестиваля. Бескомпромиссный, безжалостный, нонконформистский, приперчённый чёрным юмором... этот фильм понравится не всем, наверняка даже, немногим. Но уж если зацепит... Меня зацепил. Напомнил мне мои девяностые годы, глубокую юность, где были мы, такие же неустроенные, непонятно где живущие, непонятно как.. не знающие заранее, где будем ночевать сегодня, но не потому, что нет дома, а потому что не знаешь ещё, где твой дом. Где я? Кто я? Зачем я здесь? Куда я иду? Ну а в последних кадрах - куда ковыляет человечество по этому млечному пути? Не думаю, что этот фильм был задуман как социальная драма, скорее, это баллада в стиле гранж о хрупкости человеческой, об одиночестве человеческого пути, о неприкаянности души, о её несовершенстве. Хотя нет, если бы этот фильм был песней, это была бы всё же 'Fragile' Стинга. Снова и снова, будет литься дождь, Словно слезы с далеких звезд, словно слезы с далеких звезд. Снова и снова, дождь будет напоминать нам, Какие мы хрупкие, какие мы хрупкие. How fragile we are. How fragile we are...
Морозит то ли от утреннего сквозного ветра, то ли от отходов. Новый день каждый раз, как изнасилование в подворотне – неожиданный и болезненный, никогда не приносящий удовольствия, но он будет еще долго напоминать о себе ссадинами и болью в ребрах. Жизнь – как ускользание каждого случая. И откуда растут эти руки, через которые утекли все твои перспективы? Сартр говорит – если тебе скучно в одиночестве, значит ты в дурном обществе. Ницше говорит – выживает сильнейший. Иисус говорит – терпи и зачтется. Джонни молчит. Если бы жизнь была VHS-кассетой, можно было бы мотать ее в разные стороны, пропуская на быстром темпе неудачи и ставя паузы на победах. Если бы жизнь была паззлом, можно было бы вырвать ненужные куски и складывать снова и снова, воля художника на взгляд – его основное право. Если бы жизнь была бутылкой водки, можно было бы выпить ее залпом и ни о чем не жалеть. Вряд ли в аду бывает похмелье. Все было бы просто. И быстро. Но жизнь – это те самые моменты изнасилования очередным рассветом, боль в зубах, ставящая табу на улыбку, пустые кредитные карты в следах порошка, выступающие ребра в синяках и парфюм с запахом собственного пота и рвоты. Что скажешь, Джонни? Ты похож на покойника, потому что это модно или ты давно сгнил внутри? Джонни, как подать в полицию на свою собственную жизнь? Джонни, думаешь, если отрицать все, то однажды сможешь избавиться от себя? Джонни молчит. Мир не существует автономно, потому что существование –связь двух объектов, один из которых отражает второй через себя. Не будет правил, догм и законов, нет никаких истин и фундаментальных величин. Ноль все отразит нолем. «В начале было слово и слово это было «упразднить». Можно считать отрицание побегом, можно считать возвращением. Падение в бездну асоциальных штампов – ты избираешь свой путь, или путь избирает тебя без возможности сопротивления. Грамм под кожу, 40 градусов в глотку. Полюби меня, милая, раз тебе так нужно кого-то любить. «Naked» то ли «lunch», всплывающий автоматом, то ли напоминание, что полностью голыми мы бываем не так уж и часто. Но делает ли это моменты обнажения отличными? Разве что в морге ты действительно обнажен и чист. И уже ничего не боишься. А они боятся. Себя и друг друга, того, что кончатся деньги, дозы, сигареты, слова. Боятся увольнений, блеска ножей, боли, смерти, жизни, обязательств и каждого нового дня. И каждый, привыкший существовать в своем маленьком мире, хрупком, как кости без кальция, который вымыл амфетамин, боится каждого нового крошечного изменения и вкрапления извне. Отказаться – значит не нажить новых проблем. Мамочка уже не придет тебе помочь. Боги не слышат твоих позывных. Просто сделай глоток и иди. Новое утро разрезает склеенные веки скальпелем первых лучей. Позвоночник впивается в доски пола. Сухость во рту и измученный вдох. Ты по-прежнему жив. Сквозняки змеями под рваным пальто, сломанная челюсть с трудом откроется для затяжки. Ничего не искать, чтобы случайно не найти. Не отражаться ни в ком. Если нет цели, любая конечная точка – победа. Не люби меня, милая, я давно уже мертв. Там, где свобода – петлей вкруг шеи, где сегодня и завтра, как один бесконечный момент, где любовь – капли спермы на мусорных баках, а Дева Мария – официантка в кабаке. Там, где слово твое всем так чуждо, что давно похоронено под языком, а мысли твои – цитаты из украденных книг, смысл которых лишь в том, чтобы чем-то заполнить судорогу этих вечных часов, которым никак не настанет конец. Там, где в животе бабочкой может стать только нож. Но и он подведет. Там остаются они – неприкаянные и закованные в одиночество, распятые в этих вечных часах, не помня дат и дней недели. Остаются не жить, но длиться, занимая себя чем попало в ожидании смерти. Полюби эту бесконечность ненужных минут, милая, ведь падение в бездну – это тоже полет.
Интерес к этому фильм возник сразу же, как только я про него узнал. Описание чем-то напомнило 'Отпуск без конца' Джармуша. Главные герои обоих фильмов, Олли и Джонни, ведут одинаковый образ жизни - 'перекати поле'. Путешествуют из одного места в другое, встречают разных людей, они «туристы, чей отпуск длится без конца». Они принимают свою свободу и гордятся ей. Но если Олли, встречая людей, просто разговаривает с ними, не задевая их внутреннего мира, то Джонни наоборот намеренно старается это делать. Он показывает им всю ничтожность их жизни, обнажая её, парой предложений взваливает на их плечи огромный валун, как тот, который тащил на вершину горы Сизиф. Пытается пробудить в них чувство свободы, но к сожалению никто, кого он встречает, не обладает достойным мужеством, что бы взглянуть в глаза своему первозданному одиночеству. Кто-то привязывает себя к человеку, как Софи. Кто-то к работе и повседневности как давняя подруга Джонни. Кто-то унижает достоинство других людей, борясь с внутренним одиночеством, как это делает Джереми (на даром он заговаривает с одной из девушек о самоубийстве). Кто-то сковывает себя счастливыми воспоминаниями, например ночной сторож, девушка в здании напротив него, и девушка из кафе. Кто-то же просто слишком глуп, чтобы задумываться вообще о чём-либо, как тот постоянно акающий парень. Все остаются голыми повстречавшись с Джонни, он же сам находится где-то внутри, в своём богатом и огромном внутреннем мире. Атмосфера фильма в отличии от вышеупомянутого 'Отпуска без конца', очень тяжёлая. Весь окружающий мир какой-то статичный и безжизненный. Да и герои тоже не преисполнены жизненной энергией, находятся в апатичном состоянии. Только такие люди, как Джонни способны оживить подобный мир, бросить ему вызов. 'Биться головой об стену', даже если и очевидно, что ни к какому познанию ты не доберёшься потому, что ты и так уже всё знаешь. А знаешь ты то, что ты одинок, но это одиночество вовсе не является наказанием. Самый высший дар, которым обладает человек - безграничная свобода. Здесь уместно будет название одной из книг А. Камю 'Изгнание и царство'. Джонни весь фильм пытался расшевелить, вдохнуть жизнь в этих людей, показать им, что перед ними целый мир, царство, которым они не пользуются, но к сожалению у него не получилось это сделать. Финал фильма - это шедевр, который готов пересматривать его бесконечно. Хромающий Джонни, прыгая на одной ноге, словно исполняет танец, а на его лице слегка заметная улыбка - он наслаждается жизнью по-настоящему. Дэвид Тьюлис идеально слился с персонажем, его игра завораживает. Майк Ли снял гениальный фильм, в котором присутствует обилие философских мыслей и идей, ярких, запоминающихся персонажей. Он затрагивает до глубины души, касаясь её самых отдалённых уголков. Эта картина, по моему мнению, достойна войти в классику мирового кинематографа. 10 из 10
В фильме «Обнаженные», режиссера Майка Ли, Дэвид Тьюлис играет свою звездную роль, за которую он получил серебряную премию на Каннском фестивале. Его герой – Джонни, потерянная личность. Живя в век рассвета постмодернизма, наблюдая пошлость человеческого существования, его душа вопит: «Людям всегда скучно, им рассказывают устройство вселенной, а им скучно, объясняют строение человеческого тела, им скучно. И вся жизнь заключается в поиске новых развлечений, блестящих и ярких, и чем больше они переливаются, тем лучше. Вся жизнь – это побег от скуки». Однако понимая это, он варится во всей грязи. Он не способен понять, что выход из такой непривлекательной картины мира есть лишь один и это любовь. Таких героев мы много можем увидеть в истории кинематографа. Главные герои Феллини в фильмах «Сладкая жизнь», «8 1\2», которых сыграл Марчелло Мастроянни, так же наблюдая пошлость мира, теряются в ней. Потеря человеком настоящих ценностей особенно остро наблюдается в послевоенные годы. Человек теряет веру в бога, но еще не обретает веру в себя. Именно эта тенденция изображена в фильмах Фелинни. Майк Ли продолжает данную тему, однако с большим отличием. Британская чернуха выглядит намного более эстетичной, чем наша, и во много благодаря Майку Ли. Который вплетает тонкий юмор в повествование, иногда даже глумиться над своими героями. Сравнивая с работами Балабанова, такие как «Груз 200», в которой нет места юмору и подшучиванию, «Обнаженные» Майка Ли, действительно можно назвать еще и комедией. Очень часто фильм переводят как «Обнаженная», имея в виду «обнаженная правда», однако я не совсем согласен с таким переводом. Все-таки мы наблюдаем в фильме обнаженные души, которые безмерно пусты и лишены человеческого тепла. Мы видим в обнаженных душах героев отсутствие любви. Джонни – человек острого ума. У каждого встреченного им человека он «обнажает душу». Они раскрываются ему, при этом он закрыт для каждого. Герой Дэвида Тьюлиса для нас неизвестен, мы о нем почти ничего не знаем. Перебирая теории о строении мира, строении человека, рассуждая о Боге, апокалипсисе, он отдаляется от всего человеческого. Ему не нужен ни дом, ни еда, ни семья. Он хочет стать «сгустком чистой мысли», о котором он рассказывает охраннику, говоря, что именно в данную субстанцию должен эволюционировать человек. По сути, он и является этим сгустком. Холодным, чуждым всему человеческому. Таким образом, он лишен чувства любви. Любовь – главное человеческое свойство, которое делает человека – человеком. Зеркалом такому существу, как Джонни, является Джереми, надменный, богатый, модный. Когда эти два героя встречаются, Джонни находится на самом дне своего существования, он приполз, побитый и униженный к своей знакомой Луиз. Пребывая в бессознании, словно в экзистенциальном озарении, он называет Джереми братом. Они и есть братья близнецы, герои двойники. Можно так же сказать, что Джереми – это отображение души Джонни. Сам Джонни на протяжении фильма опускается все ниже и ниже. Он лишний человек, а так же в его характере угадываются черты Раскольникова. Он одержим идеями, которые, однако, не разбиваются, окружающий мир, как бы подтверждает все его рассуждения. Джонни – герой нашего времени, он подобно Печорину несет в своем образе главные грехи современного человека. Вообще, каждый герой фильма лишен любви. Луиз, когда то встречалась с Джонни, охранника бросила жена, официантка живет затворнической, одинокой жизнью, танцующая дама в окне, так же одинока, она живет воспоминаниями о своей молодости. В этом фильме нет ни одного положительного героя, которому хотелось бы сочувствовать или разделить с ним жизнь. Напротив каждый персонаж отрывает новые пороки человеческого сердца. Потрясающие, глубокие диалоги перемешаны с матом и поэтическими метафорами, практически поровну. А большое количество сексуальных сцен абсолютно не вызывают чувство эстетического наслаждения и эротизма. При всем при этом фильм нельзя назвать эпатажным, нет в нем и какой либо нарочитой скандальности. Есть только острая, пропитанная табаком, идущая из глубины, правда жизни, которая существует параллельно с жизнью людей, ходящих на работу и в кино, спящих под собственной крышей на мягких кроватях. Вообще каждый герой имеет свои причины погрузиться в этот круговорот гнетущей жизни. Однако причины Джонни мы не знаем, словно у него нет, и не было сердца. Такой Лондон Майка Ли. Мы не увидим типичной столицы Англии, мы попадаем в другую атмосферу города, не виденную нами прежде. Лондон является отображением душ людей живущих в нем. Город, в данном фильме, отдельный герой. Серые тона, грязные улицы, черепа на стенах домов – это отображение настроения царящего в душах людей. В этом городе нет любви, он сам одинок. Практически на протяжении всего фильма нет ни одного луча солнца, единственное, что светит в фильме – это разбитые вывески магазинов и баров. Манчестер же, в воспоминаниях Джонни и Луиз – это город, когда то былого счастья, они поют песню об этом городе, и со слезами вспоминают о былом. Так же музыка отображает общее настроение, композитор Эндрю Диксон написал гнетущий саундтрек, который с каждым аккордом нагоняет тоску. Весь фильм пропитан болью, боль в музыке, во фразах, в глазах Джонни. Боль тех, кто знает, что жизнь не справедлива, и что жизнь хуже, чем о ней пишут. Боль людей лишенные не только любви, но и чувства любви в себе самих. Современный мир лишен любви. Люди становятся все более равнодушными, и заботящимися только о своем благосостоянии. А такие фильмы как «Обнаженные» особенно актуальны в наши дни. Так и Ларс фон Триер датский режиссер говорит об этой тенденции в своей трилогии депрессии. Ведь в конце фильма «Меланхолия» происходит апокалипсис, который в «Обнаженных» предрекает Джонни. А слова, сказанные в «Обнаженных»: «Человечество – разбитое яйцо, и оно воняет», переплетаются с мнением Джюстин в «Меланхолии». «Забудьте о любви» - гласит слоган на постере фильма «Нимфоманка». Действительно любви в мире становится все меньше, это замечают режиссеры самых разных стран, и словно в кривом зеркале показывают зрителям их самих. Точно так же итальянского режиссера Паоло Соррентино, волнует этот вопрос. В фильме «Последствия любви», где в главных ролях снялись Тони Сервилло и Оливия Маньяни, режиссер говорит, к чему приводит любовь в наше время, ее пытаются загубить любые силы. Мы понимаем, что Джонни никогда по-настоящему не может полюбить. 10 из 10
Майк Ли в своем фильме расписал жизнь британских лузеров из низов. Да и вообще фильм насыщен бытовой «социальщиной». Главный герой – Джонни, человек, который портит жизнь не только себе, но и окружающим. Глядя на него, приходит на ум только одно выражение – «ну и скотина же он». Джонни вроде бы и умен, может заговорить кого угодно, рассуждает о бытии, философии и литературе, но это только «понты», простой «треп». Данный фильм не первый, который я видел у Майка Ли, но этот один из тех примеров, когда отвратительные герои, которым абсолютно не сочувствуешь, делают просмотр неинтересным (сделаю ремарку, неинтересным фильм был для меня). К тому же я так и не понял смысл линии Джереми/Себастьяна – я так и не понял, кто он такой вообще. Еще подпортил впечатление слишком длинный хронометраж. Из эпизодов, которые порадовали – небольшой кусочек с Юэном Бремнером, его герой внес хоть какое-то разнообразие в эту мрачную историю. Подытоживая написанное, я делаю вывод, что фильм понравится любителям творчества Майка Ли и британской «чернухи-бытовухи».
Когда я собиралась посмотреть этот фильм, я знала лишь то, что это будет грубое кино. Ну, что же, разве впервые смотрим что-то злое? Посмотрим и это. Фильм был шокирующим. С первых же кадров нам показывают, какой вектор развития у сюжета. Речь пойдёт о грязи и о сложностях. Один главный герой чего стоит. С самого начала Джонни вызывает смешанные чувства. Сам виноват, сам накосячил. Он сбегает в другой город, где находит свою бывшую девушку. И вот тут начинается вся канитель. Я не знала, почему, но главный герой не вызывал у меня чувства презрения. Да и, наверное, не в том была цель. Джонни несимпатичный, грубый, пессимистичный. Я прекрасно понимаю, что заткнула бы его уже на четвёртом слове. Он сам цепляется за людей, будто выискивая в них что-то. Если вспомнить, только один человек за весь фильм сам вступил с Джонни в диалог - охранник, пустивший замёрзшего бродягу погреться. В этой истории всё какое-то дикое, быстрое, резкое. То есть, нет, само повествование в фильме плавное, сам Джонни весьма флегматичен, пока его не пробьёт на нервы... Но мир, вертящийся вокруг главного героя - это какая-то бешеная канитель. Вот он приехал к бывшей девушке, вот он ушёл из их дома, вот он наткнулся на странную шотландскую пару... Мне иногда кажется, что он хочет остановиться и подождать, но всё в таком круговороте, что он уже не в состоянии остановиться. Сюжет не имеет какого-то вектора, он похож на урывок из чьей-то жизни. История, как мне кажется, не имеет ни начала, ни конца, и это весьма хорошая особенность данного кино. Я уже несколько раз говорила об этом, но образ главного героя, как мне кажется, является самой сильной частью фильма. Оно и понятно - он центр картины. Человек в поношенном пальто. Он ворует книги, спит с разными девушками и предсказывает конец света. Он устал и плюётся ядом. Джонни не вызывает симпатии, он скорее вызывает сочувствие. Ведь же не глупый человек, даже очень, но он продолжает ломать чужие судьбы, остаётся жестоким, злым и безумно уставшим. Он таскает в себе груз какой-то боли... И, что самое интересное, в фильме почти ни слова не говорится о судьбе Джонни, о его мотивации. В смысле, зачем ему это? Зачем ему бросать девушку, к которой у него очевидно что-то есть? Зачем ему быть таким жестоким? Зачем ему раздражать людей, нарываться на ненависть? У остальных персонажей мотивация раскрыта, и только Джонни её не объясняет. Великая случайность, или он действительно мстит миру за что-то? Именно это и является самой интересной частью фильма - нам дают додумать, что именно случилось с ним. Фильм не даёт никаких событий, потому что для каждого зрителя существуют свои 'лимиты' сложностей. Лимит Джонни был давно уже исчерпан. Кто-то умеет философски посмотреть на проблему, а у кого-то болевой порог занижен. У Джонни что-то случилось в жизни. Это точно. Что именно? А чего вы боитесь больше всего? Что сломает вас? Вот это с ним и случилось. У каждого персонажа есть прошлое и ни намёка на светлое будущее. Все они уходят в какое-то «никуда». В конце концов, в никуда уходит и Джонни. В конце хочу сказать – фильм грубый и грязный, без купюр и лоска. В нём всё честно, открыто и обнажено. Очень интересные мысли о конце света и устройстве мира – Джонни по ходу фильма говорит очень умные и интересные вещи. Многим советую посмотреть, потому что картина хорошо проработана со всех сторон. Актёрский состав подобран на ура, особенно хочется выделить Дэвида Тьюлиса, Лесли Шарп и Питера Уайта. Операторская работа не заставляет плеваться, камера трясётся только в начале фильма, но там это уместно – передаёт ощущение присутствия. Картинка, в принципе, хороша. Очень нравится саундтрэк – основная композиция в фильме тревожная и меланхоличная. Да и полезно иногда взглянуть на обнажённую правду обнажённых людей. 10 из 10
Именно так можно охарактеризовать поведение главного героя, опустившего себя на самое дно, оказавшегося на улице и вынужденный бежать из родного города и скитаться по чужому. Он жесток и циничен, как по отношению к себе, так и к окружающему миру и в особенности к женщинам. Он очень начитан и создается впечатление, что каждая следующая прочитанная им строчка ставит его в еще более сложно положение, еще более усугубляет его отношение к смыслу происходящего, прошлого, настоящего и будущего, к его созерцанию жизни и попыткам познания конца и возможного перевоплощения в последующем. Ли рисует дом, в котором сталкивает отчаяние, безумие и более умеренный воздержанный разум. С одной стороны более адекватная Люси (Лесли Шарп), бывшая подружка Джони(Дэвид Тьюлис), которая не опускает руки и продолжает цепляться за блеклые лучики света, с другой стороны слишком склоненная к крайностям Софи(Кэтрин Картлидж), которой трудно совладеть собой и своими желаниями. И в это и без того напряженное поле подсоединяется еще один элемент - Джони, изгнанник, философ, довольно проницательный в глубине человек, однако на поверхности оставляющий несколько нахальное и безразличное ко всему впечатление. Немудрено, что хорошего из такой смеси получится мало и жалкие попытки бывшей подруги никак не повлияют на Джони. Наоборот, он сам хочет открыть всем глаза и довести правду, которая, на его взгляд, уже похоронена в прошлом, тогда как в режиме реального времени человечество пичкают разными дешевыми материальными и духовными продуктами, и многим даже нет дела до этого. Он пытается довести до людей, что приметы и пророчества воплощаются в жизнь лишь благодаря людям, что именно они все создают и разрушают. Но кто станет слушать какого-то бомжа, ищущего себе каждую ночь место на ночлег? Фильм богат глубокими мыслями и цитатами, разнообразием образов, диапазоном резкости характеров, от самого слабого и бессильного до самого циничного и безжалостного. На примере всего лишь нескольких людей описаны десятки миллионов потерянных душ, отчаянного разума, часть которых после определенного этапа сдается и налегает на дно, а другая часть продолжает цепляться, биться и взбивать-таки масло. И все это на фоне волнующей музыки Эндрю Диксона, которая делает фильм более притягательным. Гениальный фильм! Спасибо Майку Ли! 10 из 10
Фильм очень хорошо поставлен, никаких претензий к режиссеру не возникает. Выражаясь банальным языком рецензентов, он не оставит зрителя равнодушным. Может очень понравиться, может очень не понравиться, но если он у вас совсем никакой реакции не вызовет, значит, вы были в коматозе. Некоторые сцены очень эмоциональны. Кроме того, фильм периодически спасает юмор. Сцена с ирландским парнем, который потерял подружку - супер! Дэвид Тьюлис сыграл безупречно (хотя чувствуется, что это больше режиссерская заслуга, плюс бомжовый внешний вид очень помогает). Тем не менее, минусы здесь есть, и их много. Во-первых, мотивы балбесного образа жизни главного героя никак не раскрыты. Например, богатый негодяй Себастьян переживает потому, что боится постареть. Вечно обкуренная Софи такая потому, что в 15 лет сделала аборт. А в чем проблема главного героя? Мы не знаем. Должны ли мы ему сопереживать? Конечно, нет. Если вы прочитаете в газете, как американский школьник убил 100 других американских школьников, а потом застрелился сам, будете ли вы ему сопереживать? Вряд ли. Если бы эта новость сопровождалась рассказом о тяжелом детстве указанного школьника и т.д., и т.п., вот тогда мы, возможно, сопереживали бы. А так мы больше сопереживаем его жертвам, которых он убил, не спросив у них разрешения. Поэтому и в этом фильме мы больше сопереживаем 'жертвам' Джонни, которых он доводит, а не ему самому. Во-вторых, почти полное отсутствие нормальных адекватных персонажей немного грузит. Ну, не могу я проникнуться девушкой, которая вечно обдолбана до такой степени, что едва может раскрыть рот. У меня и раньше об английской молодежи было не очень позитивное впечатление, а после этого фильма оно стало, скажем так, еще менее позитивным. Зачем вообще сделали фильм о таком человеке, как Джонни? Смысл? Майк Ли, наверное, сам бы задумался, если бы ему задали этот вопрос. В-третьих, как я понял, английские женщины все сплошь легко отдаются, в том числе, парням, которые неделю не мылись. Видно, совсем плохо у них там с мужиками. Понять это можно: все английские поп-звезды сплошь геи, и если обычные мужчины там тоже такие, то приходится цепляться за каждого бомжа-натурала. Тем более, если ты такая страшная. Еще Чехов, кажется, писал, что все англичанки некрасивые, и этот фильм Чехова просто порадовал бы. В-четвертых, домохозяйка, появляющаяся в конце фильма, портит всю картину, потому что играет утрированно и неестественно. Жаль, потому что все остальные актеры играют отлично. Картина лишний раз подтвердила одно мое наблюдение. Создатели авторских фильмов сколь угодно могут изливать свою душу, не боясь откровенности, но одного они боятся как огня: неуспеха у женщин. Каким бы ни был 'откровенным' фильм, каким бы ни был герой одиноким и несчастным, он всегда имеет кучу подружек. Забавно. Это интересный мужской комплекс, о котором мужчины-творцы боятся говорить. Вместо этого они говорят: 'у меня все плохо, и жизнь дерьмо, но баб у меня много, не сомневайтесь'. Какая же это 'откровенность'? Особенно это характерно для французов (понятно, почему). Вспомните хоть один хороший артхаусный фильм о молодом парне, которому не везет с женщинами: если сможете вспомнить, напишите мне в личку. Да хорошая это картина, не волнуйтесь понапрасну. Просто о дурацких людях. Но все-таки хорошая. Одного хорошего персонажа вот вспомнил: Луиза (кажется, так ее зовут), которая снимает вместе с Софи квартиру. Да и ту дурак Джонни обманывает. Не, ну что тут скажешь? По телевизору показывают жуликов (читай: идиотов). Ну, чем я хуже? (с) Фрекен Бок.
Кто же там все-таки раздет, из оригинального названия ясно не совсем. Обнаженка физическая мелькает то тут, то там, но как-то без особого накала. А вот эксгибиоционизм моральный явно дал себе волю. Как девушки со страниц незабвенного Hustler’а, социальные комплексы призывно манят охотников до упадническо-маргинальной «клубнички». Плохо одетый и плохо пахнущий Джонни арт-хаусным перекати-полем перемещается от одного колоритного персонажа к другому. Вся его деятельность сводится к поднятию пыльного облака над высохшей почвой. Плохо или хорошо, но хоть что-то. Хотя многие скажут, что плохо. Плохо быть отщепенцем и паразитом, плохо жестоко обращаться с женщинами, плохо курить без перерыва и считать себя небезызвестным Виконтом. Впитывать книги все подряд, искать и не находить диалога, ждать конца света, называя его началом, – тоже плохо. А что такое хорошо, в этом фильме не показывают. Женщины любят главного героя. Они не понимают и половины из того, что он говорит. Остальных, по всей видимости, уж лучше бы не понимали. Так что подонок и эгоист, представившийся изгнанным философом, далеко не самый плохой вариант. К тому же, удел венца творения – одиночество и ожидание большой и чистой, маленькой и грязной, или ну хоть какой-то. Это если верить картине. Они там сидят и ждут, потом страдают и терпят, потом надеются и плачут. Но вслух особо не думают. Думает только Джонни, поэтому его играет Тьюлис. А Тьюлису, как известно, по силам думать так, чтоб у всех веки не моргали, чтоб слезы и смех, чтоб МХАТовский надрыв и безысходность. Снятся ли шотландцам клетчатые юбки? – тот еще философский вопрос. Охранник пустого офисного здания, занимающийся ночами напролет ожиданием будущего, – отличный предлог для обсуждения Библии и обреченности человечества. Деструктивный образ жизни то ли как самоцель, то ли как неотвратимая реальность. Базаров мертв. Он забрал романтические идеалы с собой. Остались только циничные мерзости и яппи-психопаты, берущие от пепси все. Фильм бьет по низам, пошатывая середку и верхи. Но бьет в своей особой манере, с царапающей музыкой, резкими переходами между сценами, калейдоскопом вроде как новелл и меланхолией вроде как основной линии. Странность и разговоры держат тумблер генератора скуки выключенным. Английский, диалоговый, саркастичный, абсурдный, реалистичный. Там почти постоянно говорят либо что-то умное, либо что-то смешное. Результат? Никем не востребованная глухая истерика холодного Лондона останется никем не востребованной. Это плюс картины, это же ее минус. «Кого ты хотел удивить?» Разглагольствующий дегенерат ищет уши, находит кулаки. Социальная защищенность, пенсионный фонд – о вас мы и так догадывались. Так в чем же суть? «Я направлю свой взгляд в туманную даль.» Без понятия. Есть вездесущий постиндустриальный панковский протест. Герой ненавидит работу и предпочитает чтение, словоблудие и бродяжничество. Есть демонстрация действительности. Такие люди реальны сейчас и всегда. Есть праздность и одиночество, мысли и юмор. Остальным персонажам до последних двух слов дела нет. Они роятся фоном на периферии, утяжеляя социальный подтекст убожеством и бессмысленностью своего существования. Вот и получается, что фрейлины танцуют в соседней зале, послы из вражеских государств по дороге увязли в грязи, а чернь пашет целину. И только король размышляет о том, что он все-таки голый. А по стенам все кривые зеркала. Да прибиты ржавыми гвоздями прямо сквозь амальгаму. Чтобы лучеобразные трещины превращали комнату смеха в камеру пыток. И никаких дверей. Бездомный демагог требует карету, но времена нынче не те. Даже бисера не осталось, только свиньи. Приходится ковылять на побитых двоих, чтоб дышалось легче и думалось веселее. От родного захолустья, от заботливых подружек, от этого всего. Плохо, хорошо, хоть что-то. Перекати-поле скрылось за горизонтом титров. Может, и нельзя так жить, так быть. Но живет же, мыслит ведь.
Во-первых, хочу отметить, что фильм также часто переводят как 'Обнажённая', что мне не совсем нравится. И хотя я читала такое обоснование перевода, что де мол 'обнажённая правда', но на мой взгляд 'обнажённые' - точнее, потому что обнажённые люди - люди без прикрас. Во-вторых, несмотря на то, что описание с Кинопоиска в этот раз близко к истине, я позволю придраться к слову 'антигерой' Нет, если, конечно, понимать под героем человека в обтягивающем трико, который спасает мир от злодеев, то да - Джонни - антигерой. Но вот словосочетание 'антигерой нашего времени' отсылает нас к произведению М.Ю. Лермонтова 'Герой нашего времени', а кто там соответственно понимается под героем? Правильно, Печорин. Так вот, Джонни - это по сути Печорин нашего времени, ещё один из плеяды 'лишних людей'. Хотя он скорее ближе даже не к Печорину, а к бесовскому Ставрогину. В любом случае, в фильме есть что-то от 'достоевщины'. Болезненная атмосфера. И много 'маленьких людей': девушка, которая сделала в 15 лет аборт, а теперь живёт в дымке марихуаны, ещё одна девушка в смешных шортиках, которая решила уехать из Манчестера и попытать счастья в Лондоне, забавная пара из Шотландии, которая пытается избежать правосудия и извращенец, который ужасно боится постареть, и ещё охранник, женщина в квартире напротив и много кто. И все от чего-то бегут: от прошлого, в будущее, от старости, от судьбы в конце-концов. И главное - у каждого есть причина. А у Джонни причины (настоящей, не формальной) нет. Он тоже бежит: но от чего и куда? Бродяга, который ворует и носит с собой книги, читает у дверей офиса холодной ночью Библию, который знает, что настоящего нет, а есть только прошлое и будущее. Впрочем, и будущее тоже обречено - в 1997 нас ждёт Апокалипсис и объясняет это охраннику, который впустил его переночевать. Объясняет охраннику, что человек - это переходная форма, что дальше мы будем чем-то вроде потока энергии. И вообще - эта сцена с охранником лучшая в фильме. А дальше - опять бежит, опять круговорот людей. Женщина, которая через секс хочет вернуть молодость, девушка с необъяснимыми страхами, и опять его манчестерская подруга. И казалось бы, что нас ждёт классический хэппи-энд. Но нет, бег нельзя остановить. У бега нет причины, нет цели. Может это поиск правды, или поиск сочувствия, или просто образ жизни, или сама жизнь? В любом случае - никакой фальши. 10 из 10
Творчество Майка Ли - яркий пример самобытного британского кинематографического искусства. Почерк указанного постановщика и сценариста сугубо индивидуален, с его помощью в демонстрации социальных и духовно-нравственных проблем английского общества Ли не пренебрегает резкими и неприглядными для глаза интонациями в изложении своих историй, жизнь 'на дне' исследуется с предельной тщательностью и в детальном анализе. Режиссер избегает легких тем при воплощении своих оригинальных идей на экране, будучи всегда готовым эпатировать чопорного английского зрителя, окуная того с головой в реальную действительность, не ретушируя для ложной корректности общественные или внутриличностные конфликты, безжалостно и остро обозначая их в своих работах. История Джонни, субъекта, паразитирующего на окружающих его людях, человека, обособленно существующего без четко сформулированных идей и оперирующего деформированными морально-этическими ценностями, который не ищет себе места в жизни, а элементарно плывет по течению, отдавая свою душу на откуп низменным инстинктам, подана Майком Ли предельно жёстко, без купюр, от нее веет безысходностью и фаталистскими настроениями. Падение главного героя происходит по неизменной нисходящей траектории, без шансов на возможное осознание совершаемых ошибок. 'Обнаженная' - история слабого человека, приспособившегося жить болью и страданиями других людей, но одновременно беззащитного в своем одиночестве и убожестве собственного существования, история абсолютного антигероя, к которому зритель вряд ли сможет испытать сочувствие. Майк Ли заключает нить повествования в серые, унылые декорации обшарпанных многоквартирных домов и тесных комнатушек бедных лондонских кварталов, временами перемещая действие в грязные, тёмные уличные переходы столичных трущоб. В пределах их символичных границ существует Джонни, словно энергетический вампир подпитывая в себе через личные трагедии других людей едва тлеющий огонь бесполезно растрачиваемых жизненных сил. В картине Майка Ли мы не увидим фотогеничных актеров или актрис, их внешняя обыденная неприглядность заключает в себе полную моральную опустошенность, безнадежно укоренившуюся в душах героев. Тем самым, режиссеру удается предельно плотно насытить атмосферу фильма настроением безысходности судеб своих персонажей, а злые сатирические интонации позволяют более эффектно воспринимать поднимаемую в ленте проблематику бесперспективности социального положения отдельных индивидуумов английского общества. Обойти стороной игру одного из ярчайших британских актеров современности Дэвида Тьюлиса - значит, предать забвению половину самых лучших качеств работы Майка Ли. Выдающийся драматический исполнитель Тьюлис в роли Джонни крайне гармоничен, его безупречное, с предельной самоотдачей, нахождение в сложном образе вызывает искреннее восхищение, не дает возможности оторваться от созерцания происходящих с героем разрушительных психологических метаморфоз. Большая удача для меня - русскоязычный перевод, в котором мне довелось посмотреть картину, сначала несколько шокирующий богатым разнообразием и насыщенностью используемой переводчиками ненормативной лексики. Но ближе к середине фильма начинаешь понимать, что каждое слово и фраза совершенно к месту, нецензурные выражения перестают резать слух, добавляя дополнительной реалистичности воспринимаемой с экрана истории. Музыкальное сопровождение Эндрю Диксона, ни на минуту не отпускающее от почти гипнотического воздействия своих меланхолично-депрессивных интонаций, уместно в каждом сюжетном отрезке, предельно слаженно с общей мрачной внутренней атмосферой фильма концентрирует зрительское внимание на мастерски сотканной искусным художником картине современного человеческого грехопадения. 'Обнаженная' - прекрасный образец качественного британского арт-хауса с идеально выстроенной смысловой конструкцией сюжета. Знаковое кино. 8 из 10 посвящается Kasablanke
Толстой в предисловии к “Войне и миру” писал: “Я пишу до сих пор только о князьях, графах, министрах, сенаторах и их детях и боюсь, что и вперед не будет других лиц в моей истории. Может быть, это нехорошо и не нравится публике; может быть, для нее интереснее и поучительнее история мужиков, купцов, семинаристов, но, со всем моим желанием иметь как можно больше читателей, я не могу угодить такому вкусу, по многим причинам (...) Во-вторых, потому, что жизнь купцов, кучеров, семинаристов, каторжников и мужиков для меня представляется однообразною и скучною, и все действия этих людей мне представляются вытекающими, большей частью, из одних и тех же пружин: зависти к более счастливым сословиям, корыстолюбия и материальных страстей. (...) В-четвертых, потому, что жизнь этих людей некрасива. В-пятых, потому, что я никогда не мог понять, что думает будочник, стоя у будки, что думает и чувствует лавочник, зазывая купить помочи и галстуки (...) Я так же не могу понять этого, как и не могу понять того, что думает корова, когда ее доят, и что думает лошадь, когда везет бочку.” До знакомства с “Обнажённой”, я не понимал, как много правды и как мало снобизма в словах классика. И хочу сказать спасибо режиссёру Майку Ли за то, что открыл мне глаза. Но только за это. В остальном, его творение, как бы не превозносили её критики, и сколько бы премий оно не получило, грусть-тоска-и-вырви-глаз, что называется, как бы мне это развидеть. Первый час фильма, главный герой по имени Джони бесцельно курсирует с места на место, совокупляется на скорую руку, угрюмо смотрит по сторонам и без причины прикапывается к знакомым и незнакомым. “Ок! Это Артхаус, сюжет здесь не главное, главное - атмосфера, переживания героев, художественная ценность, наконец! Посмотрим, что будет дальше!” - успокаивал я себя. А дальше - больше. Талантливому английскому актёру Дэвиду Тьюлису, играющему Джони, по-своему обаятельного, непосредственного пройдоху, играть настолько нечего, что на месте Тьюлиса легко можно представить соседа Серёгу, пьющего всё, что горит и имеющего всё, что шевелится. Они с Джони, по сути, коллеги. Джони специализируется на быстром “перепихоне” с малознакомыми самками и псевдо интеллектуальном “грузе” любого, кто готов греть уши. И его “перепих” - ни разу не секс на грани изнасилования, который снится женщинам всех возрастов и материальных положений, и за который автор пытается нам его выдать, судя по тому, как он смакует детали происходящих случек. А дешевая филосовия Джони, покажется интересной разве что армии любителей поп-психологии и теорий заговора. В общем, Джони - это такой толстовский семинарист из семьи булочника и происходящее с ним на экране - это вторичная скучнямба. От которой похоже тянет в сон и самого Джони. Подстать главному герою и его окружение из хорошо поюзанных дамы глубоко за тридцать, агрессивных алкашей и их антисантираных спутниц, закомплексованных охранники, мнящих себя венцом духовности и прочего отборного английского сброда из завсегдатай пабов и футбольной галёрки. Смотреть на них всё равно, что ковырять палкой в навозной куче, опять-таки привет Льву Николаевичу. У героев Горьковской “На дне” были планы и желания, позиция и мнение, у героев Майкла Ли беспробудная апатия бирюлёвского наркопритона без намёка на саморефлексию. У меня, как у зрителя, ни сочувствия, ни отвращения, ни желания понять ни автора, ни героев не возникает, потому что понимать нечего, и никуда не деться от ощущения, что просто смотреть на небо было бы интересней, чем наблюдать за этой одой маргинальности. Только и остаётся, что говорить о нетривиальном, холодном, ти’нистом визуальном решении картины, о камере, которая как бы живёт вместе с героем, о локациях, которые, кажется, вообще не проходили никакой предсъёмочной подготовки и поэтому особенно естественно окунающих зрителя на дно андеграунда made in England. 4 из 10
Если хотите понять суть пост-модерна - посмотрите 'Обнажённую'. Он полностью исчерпывает суть этого термина. Центральный персонаж - клоун эпохи постмодерна, до крайности ироничный, циничный, страдающий от психического расстройства, при этом образованный и начитанный - всё по законам жанра. Он смеётся над всем миром и не имеет ничего святого - чем не герой нашего времени? А разрушающаяся от болезни личность создаёт ореол тайны, что делает его ещё и харизматичным и притягательным для женщин. Ясно в отношении Джонни только одно - он приехал в Лондон чтобы скрыться от преследования со стороны родственников изнасилованной им девушки. Остальные персонажи так же непонятны как и главный герой. Мотивы их поступков не раскрываются, их прошлое, как и будущее, для зрителя остаются неизвестными. После просмотра персонажи остаются для нас такими же незнакомцами, как человек после непродолжительной беседы. Вот мы почувствовали характер, составили представление, но так толком его и не узнали. Мы встречаем реальность как бы в разрезе, а знать что было до, и будет после, каковы причины и цели всего происходящего нам нет необходимости, да и это разрушило бы всё впечатление. Странным кажется не только время, но и пространство фильма. Вообще, почему-то создаётся впечатление, будто Джонни и не уходил далеко от дома девушек, будто всё, что с ним происходило, можно увидеть, просто зайдя за угол соседнего дома. В этом фильме все второстепенные герои - сумасшедшие или психопаты, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Причём, что удивительно, события, происходящие с более 'безумными' людьми, кажутся наиболее рациональными. Рэднэк-психопат потерял свою подружку в городе, он её ищет и момент их встречи радует ярким выражением эмоций, вполне ожидаемых. Или садист-насильник, представившийся домохозяином: самовлюблённый богач с повреждённой психикой и нездоровыми наклонностями преследует цель удовлетворения своей потребности в физическом и моральном издевательстве над женщинами. Что же до более-менее нормальных людей, то их деятельность в своей бессмысленности доходит до абсурда. Один охраняет 'пространство', другой расклеивает по ночам афиши и через полчаса сам же их заклеивает (кто будет принимать решение об отмене концерта в три часа ночи?). Всех персонажей объединяет отчаянное желание любви, тепла. Кто-то стремится её получить извращённым способом, кто-то наивно считает что получил, другой не делает вообще ничего, только стоит в стороне. Все эти переломанные люди цепляются друг за друга, обнажая свою боль перед случайными прохожими. Цинизм, жестокость, тема секса, красной нитью проходящая через весь фильм, ядовитая ирония, претензии на глубокую философскую подоплеку, абсурдность и гротескность ситуаций и персонажей присутствуют в фильме с избытком. Это - чистейшее воплощение пост-модерна, продукт своей эпохи. Почему я пишу нейтральную рецензию, несмотря на положительную оценку: на мой взгляд, в этом фильме всё 'слишком'. Может, в 1993 такое кино было свежим, но сейчас, в 2018, подобные герои, диалоги, поведение стало штампом. Эти модели встречается во многих современных книгах, фильмах, сериалах и из-за многократного использования стало банальным и пошлым клише. Это слегка отравило впечатление от фильма, но поставить оценку ниже 8 рука не поднимается, отличный фильм. Спасибо, Майк Ли.
Глубокая атмосферная ночная драма Майка Ли завораживает с первого взгляда, однако держит зрителя на отдалении. У картины так много чувств, так много резких движений, так много смены ритмов и рваной животной человеческой сущности, что очень неординарно выглядит её такая далёкость от чувств самого наблюдателя. К слову, обнажёнными здесь выглядят именно инстинкты, раз уж этот вопрос вынесен в краеугольную загадку. Любой герой здесь покорствует им и получает результирующие увечья от своего существования. Да и кроме существования они не испытывают ничего. Всё повествование ленты держится на противоречиях одного персонажа, одновременно притягательного и отталкивающего, живущего на тех самых инстинктах, кажется, понимающего жизнь от корки до корки, но сжигающего страницу за страницу. Он любит жизнь и одновременно ненавидит её, он тянется людям и топчет их в грязи, пытается открыть им глаза, но бьёт прямо по сердцу. Он одинок среди незнакомого города и людей, он привычно мерзок ко всему, и от этого симпатичен. Ключевой причиной в этом является, безусловно, его искренность и прямолинейность - желание человека получать правду сильнее желания быть обманутым, поэтому любая жестокость вызывает в нём доверие со стороны зрителя. Каким бы не был герой отвратительным, он был честным, и это подкупает на протяжении всего фильма, даже несмотря на то, что он типичный отброс своего времени, с мыслями, но без деятельности. В сравнении с ним выступает аналог, антигерой, столь же пустой по своей сущности, получающий удовольствие от собственного присутствия, но переживающий только за инстинкты, не рассматривающий иного мира и отталкивающий зрителя. Неприкрытая демонстрация социальных низов изображается Майком Ли нарочито гипертрофированно, с эмоциональными переигрываниями и чрезмерной художественности ситуаций. Здесь слишком много гротеска для правды, и слишком много правды для одной истории. Театральная постановка мира потерянной части Лондона ассоциируется с адом, в котором герои не только выживают, но ещё и пытаются жить, однако, исключительно существуя. Они попадают туда без поставленных целей и не видят выхода наверх. Мне кажется, Майк Ли был абсолютно прав в своих идеалах, транслицирующихся поставленной лентой. В фильме нет истории и её структурного материализма, режиссёром прописано поведение героев и их образ мышления. Помещая их в аутентичную обстановку, сцены складываются сами собой и бессмысленные движения становятся оправданными для демонстрации в фильме, но не оправданными в своих корнях. Отсюда и то самое зрительское ощущение, ты видишь грядущий трагизм, понимаешь фундаменты упадка, однако не соотносишь себя с ними. Также, как не можешь соотнести себя с героями - они во многом являются копией, однако копией раскрытой, внутренне чистой, чтобы быть внешне испачканными. Странное, но искреннее кино. Обаятельно мерзкое, чтобы быть правдой. Как ночные фонари - искусственный свет при полной естественное темноте.
Работать над лентой, повествующей о человеке, который всячески отрицает любое желание другого человека не то чтобы даже себя полюбить, но и хотя минимально приблизиться к себе, всегда трудно. Особенно так, чтобы в конечном итоге получился именно что живой, реальный человек, а не какая-то там бутафория, склёпанная на коленке. И понять такой психотип сложновато, да и, прямо скажем, прояснить для себя - для чего именно так жить, по сути, осознанно загоняя себя в рамки одиночества, притом постоянного, вне зависимости от присутствия или отсутствия других людей. А ведь тип людей-то абсолютно удивительный - разносторонний кругозор, умение поддержать разговор на любую практически тему, психика, в общем-то, в меру разболтанная, какая-то абсолютно меланхоличная отрешённость как от собственного существования, так и от бытовой жизни и явлений, их окружающих; всё замечательно попросту, но лишь до того момента, пока не окажется рядом человек, испытывающий к ним хоть какие-либо, но искренне позитивные чувства. То есть, к счастью, если просто за подобным человеком бегать кругами и говорить “я люблю тебя”, пожалуй, то вообще ничего не изменит, за исключением того, что в какой-то момент появится чувство острой усталости, а вот искреннее чувство - это практически катализатор, не меньше. И причина-то, в общем и целом, лежит на поверхности: слишком много раз человеку при наличии его личного доверия и преданности говорили, что он чем-то плох, слишком много раз беспочвенно в чём-либо обвиняли, слишком много раз пытались давить, слишком много манипулировали, слишком много врали, и всего этого было настолько слишком, что оно наросло сверху огромной коркой - нет, не злобы, ярости или чего-то подобного, а банальной усталости. Ну логично же - нет никакого смысла даже раскрываться, пусть и минимально, перед другим человеком, если, в конечном итоге, результат будет ровно тем же, что и всегда. Потому и все рассказанные таким человеком истории касаются так называемых общих мест, начиная от морали и этики, заканчивая - да историей развития технологии ковки. Какая разница - лишь бы не о себе самом. А если о себе самом никто ничего и не знает - то как же они вообще могут любить-то, это же, получается, они только телесную оболочку воспринимают и набор пустопорожних штампов, никакого отношения к личности и не имеющих; ну вот по такому банальному принципу и выстраивается это “не люби меня, а если, не дай всё, полюбишь и я поверю - я причиню тебе боль и сбегу куда подальше”. От фальши всегда сбегают - от фальшивой заботы, фальшивых переживаний, фальшивой ревности и фальшивой страсти. Это тоже всё более чем логично. А на контрасте, что совсем уж всё было ясно, тут выведен психотип как раз-таки абсолютно нормального с точки зрения общества субъекта - обеспеченного, холёного эгоцентрика. Только вот, стоит сразу сказать, отчего-то более нормальным он и его спутница вообще никоим образом не выглядят. Зато социальная проблематика в духе “назови сто причин, по которым мужчина может бить женщину без её на то желания” им прекрасно удалось показать. В конечном итоге, это - лента исключительно о вопросе выбора: оставаться ли честным с самим собой или идти у кого-то на поводу; упиваться ли фальшивыми чувствами или избегать их, зная, что этого не поймут; добиваться самоуважения или же из раза в раз подминаться под существующие стандарты. Да, жестокая работа, бесспорно, но, что уж тут говорить, она и рассказывает о жестокости, только лишь прикрываемой всеми этими догматами всепрощающего добра.
Первые минуты знакомства с «Обнажённой» приводят к убеждению: воздух кинематографического мира Майка Ли отравлен. Здесь норма скромно ютится на краю вселенной, размеренная жизнь обычных людей вынесена за скобки, а позиции патологии прочны, фактически незыблемы. «Naked» - зарисовки из жизни сходящего с ума англичанина. Большую часть экранного времени главный герой занимается тем, что ищет общения с немного странными людьми. Со стороны это выглядит как социальный эксперимент, вышедший из под контроля исследователя. Наблюдать за чудаками - особая форма удовольствия. Бесцеремонно пытать их болтовнёй, не пряча своё любопытство за фальшивую учтивость, наслаждение грязное, запретное и, пожалуй, опасное по своей природе. И дело не в том, что вас могут ударить за ваш длинный язык, нет, просто проникаться их жизнью вредно - всё равно что сидеть рядом с заядлым курильщиком. Можно, к примеру, навязать своё знакомство скромной забитой девушке. Прогуляться с ней, напроситься в дом. Причудливая форма общения окажет на девушку гипнотический эффект. Вот вы уже в квартире, идёте принимать душ, так как не мылись неделю, а она предлагает вам бобов. Медленно у неё начинает зарождаться в голове мысль: «Как так, чёрт побери, вообще могло получиться?» И ради чего затевалось? Странный гость периодически хамит, смотрит как-то свысока, но, кажется, не собирается делать ничего плохого... И тут необъяснимые слёзы, истерика! Девушка несчастна, жалеет себя, теряет чувство комфорта. Гонит бродягу прочь, а тот обрушивается с проклятьями, хоть и уходит. Это фильм о потере чувства реальности. Норма - это что-то такое зыбкое, неустойчивое. Вроде, минуту назад ты был уверен в своём понимании сути вещей, но тут шаблоны рвутся, эмоции блокируют рацио и ты действуешь на автопиолоте. Джонни ходит по тонкому льду. Вопросы, бесконечные придурошные вопросы, нежелание и неумение вести нормальный диалог - это ничто иное как сознательное заигрывание с введением себя в состояние безумия. Сумасшествие уже рядом - только оно берёт тебя за руку и ты сразу теряешь контроль. Симуляция припадка может закончиться припадком настоящим. Один неосторожный шаг и из мира пограничных состояний рискуешь провалится в пучину безумия. Широкий кругозор и остроумие не являются гарантом стремления к самосовершенствованию. Утрата веры в человечество сливается воедино с утратой верой в себя. Поступать правильно, придерживаться общепринятых норм, сдерживать свои животные порывы... Зачем всё это нужно? Чтобы вписаться в стройный ряд нормальных людей? Эти вопросы главный герой, должно быть, задал себе задолго до начала той череды событий, которые освещены в фильме. Если в жизни человека наступает такой день, когда он теряет уверенность в том, что саморазрушение есть нечто абсурдное, то к каким последствиям это может привести? Эй, док, прогноз ведь не утешительный, да?
Всем привет, с вами Майк Ли. Сегодня я расскажу вам о своем очередном 'шедевре'. Короче, мой главный герой такой типичный социофоб-мизантроп, остановившейся в развитии на уровне 17-летнего. Он такой ходит по темному злачному городу, который весь кишит бандитами, наркоманами и прочим мусором, который упал на дно жизни. И он такой ходит и пафосно рассуждает о бытие, наркотиках, о людях и так далее. И вообще он такой плюет на религию, на мир, на каждого встречного. И вообще он такой считает себя Иисусом в своей Палестине (Англии), только с той разницей, что он не помогает людям, а рассказывает им очевидные истины, чем тешит своё бесконечно огромное чувство собственной важности. И он такой одинокий странник и мамин философ. Он герой своего времени, который обнажает социальные пороки, он такой крутой, потому что ему плевать и он просто берет и говорит всю правду в лицо, ведь он уже познал жизнь, живя как бомж среди бомжей. И он шляется по городу, потому что ничего кроме как шляться по городу и толкать псевдо-философские мысли он не умеет. Но зато он крутой чувак. Ну я вставил там драматическую линию, ну так для заполнения пустоты фильма, девушек там добавил и немного любви, но мой главный герой всё равно всем разбивает сердце и оскорбляет всех подряд, ведь он самый классный в этом фильме. Короче всем смотреть советую, если вам шестнадцать лет и вы хотите быть таким же крутым мизантропом и щеголять всем своими знаниями. 10 из 10
Как вы относитесь к ненормативной лексике? Я с опаской. Ну, потому что мат (русский - особенно) - это необычайной мощности средство психологического воздействия, а с оружием следует обращаться осторожно. Давно и не мной замечено, что определенное сочетание звуков, произнесенное при случайном ударе молотком по пальцу, оказывает мгновенный и мощный терапевтический эффект. Значит и лекарство в некоторых случаях. А лекарственные препараты только тогда оказывают помощь, когда принимаешь дозированно. Передоз убить может. Я не знаю, как звучат 'Обнаженные' Майка Ли в оригинале, не смогла бы оценить, даже очень захоти. Английский с голоса, да еще такой скорострельный, так изысканно сочетающий грубый мат с экзистенциальными вывертами, с эзотерикой, с глобальными прозрениями, с проблесками щемящей нежности и снова в затейливую грубость брани - нет, такого оценить не могла бы. Но русский двухголосый (ах, не предлагайте, мы избалованы дубляжом), так вот - русский вариант фильма дает возможность оценить и приобщиться. Честное слово, это потрясает. Они выпаливают свои тирады на пулеметной скорости, не останавливаясь, кажется, даже для того, чтобы набрать воздуха и диалоги совершенно потрясающие. Вот легкий флирт с мгновенным уколом оскорбления, тут же нивелирующегося лаской. Вот разговор о катренах Нострадамуса и о бренности всего в мире. И все матом, девочки. Вот попытка соотнести собственную систему ценностей с системой ценностей случайного знакомого, демонстрирующего наличие мозгов. А вот помощь другому случайному знакомому (на сей раз с определенностью можно утверждать наличие одной извилины, которую даже не нужно спрямлять хирургическим путем) в поиске потерянной им девушки. И все изощренным матом. Как он это делает? Почему на такого гада: некрасивого, небогатого, незнаменитого - почему так интересно смотреть? Нет, не смотреть, слушать (смотреть мне на него большей частью противно). В чем секрет его притягательности для женщин разных социальных, возрастных, интеллектуальных групп? Ну, может в том самом, в виртуозном владении словом? Или все-таки секс? Ах да, там же еще нечеловеческая какая-то сексуальность имеет место быть. С элементами грубости, приводящими на память недоброй памяти маркиза. Как по мне, все-таки в словах. Женщины любят ушами. И с этим фильмом понятно стало, почему Майк Ли считается непревзойденным мастером диалогов.
Джонни, человек сердце, человек свобода. Он врывался в сердца людей, оставляя там свой образ и удалялся прочь; бродяжничать, познавать себя и мир. Майк Ли по праву можно назвать мастером чёрной-комедии; здесь переплетено всё: настоящие отношения, боль, глупость, радость; кино, которое не боится показать безобразие людской природы. И все это наполнено цинизмом и нотками меланхолии под красивую музыку Эндрю Диксона Фильм для меня выделяется тем, что плахой актёрской работы здесь совершенно нет. Я поражался тому, как актёры выдавали такие поразительные эмоции; чувства выливались через край. Особенной похвалы заслуживает Дэвид Тьюлис, создавший неподражаемый образ бродяги, которого не хочется ругать; у меня было желание лишь принять и понять его; окруженного столь грязными людьми, как и он сам. Если вы любите фильмы путешествие, фильмы познание; кино, которое показывает всю сущность обычного человека без украс, то фильм однозначно для вас. 9 из 10 Мне суждено скитальцем быть, И в поисках любви бродить, Любви той самой — настоящей, Которая приносит счастье…
Фильм не для всех. Потому что про всех. И честно. Режиссер при этом дает желающему того зрителю возможность абстрагироваться и смотреть на происходящее сквозь призму пошлой объективности. Этот зритель, естественно, не разглядит в глазах героя Тьюлиса израненную человеческую душу и, вообще, не поймет, на что собственно были потрачены два с лишним часа жизни. Этот зритель похвалит музыку, отметит актерскую игру и выскажет свои соображения за жизнь на примере картины (что надо, как и зачем). Кстати, образ этого мудрого и практичного зрителя представлен в картине тем самым охранником. А остальные не прячут накопленную боль. Покровы сорваны, душа обнажена. Боль во фразах. В музыке. В глазах. Боль тех, кто знает, что Б-га нет, что после смерти не начнется лучшая жизнь и что эта жизнь гораздо хуже, чем про нее пишут. Жизнь несправедлива. Мир безразличен к отдельным судьбам. Но для отдельного человека вселенная кончается там, где кончается его жизнь. Мы внушаем себе философское отношение к этому факту, но как и Джонни, лишь пытаемся обмануть самих себя. И вот, когда сил притворяться больше нет, начинается фильм. Он начинается с побега и побегом же заканчивается. Но если в начале Джонни уезжает на машине, то в конце он еле хромает прочь от любви, которая (как он, наверняка, знает из книг) есть самообман про бессмертие души. Я пересматривал фильм много раз. Ни разу я не уличил ни одного актера в фальши. Я смотрю эту картину, когда хочу хотя бы пару часов посмотреть и послушать правду. Здесь никто не врет. Джереми боится смерти, а Джонни боится жизни. И все боятся правды 10 из 10