Военная драма «Последнее метро» режиссера Франсуа Трюффо показывает нам историю, в которой очень красивая и всеми уважаемая женщина, возглавляющая театр, прячет в подвале своего супруга еврея, и все думают, что его нет в стране. В то время быть евреем, означало быть уже мертвым. Смотря этот фильм, видишь: какое страшное было время, война затронула абсолютно всех. Я люблю этот французский фильм и считаю, что номинацию на Оскар он получил заслуженно. Я смотрел несколько фильмов режиссера Франсуа Трюффо и понял, что его фильмы отличаются некоторой своей интересной атмосферой и тайным, глубоким смыслом. В этой драме блестяще играют две самые яркие и талантливые звезды Франции: Катрин Денев и Жерар Депардье. Денев в «Последнем метро» чрезвычайно чувственна и обворожительна, я люблю эту актрису, и мне всегда приятно смотреть за ее несравненной игрой. Депардье всегда исключительно обаятелен и невероятно талантлив. В этом фильме он играет шикарно. Их дуэт в этой драме мне очень и очень понравился. «Последнее метро» снято в далеком 1980 году, но спустя много лет, оно не потеряло своей актуальности и интереса, его вполне можно посмотреть и нынешнему поколению и получить удовольствие от игры выдающихся актеров и интересной, необычной истории. Это кино определенно заслуживает внимания. 8 из 10
Картина «Последнее метро» одина из фильмов трилогии Франсуа Трюффо о сценических искусствах (кино, театр, мюзикл). Картина получила несколько разных наград, в том числе Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Лента повествует нам о закулисной жизни театра Монмартр во времена фашистской оккупации во Франции. Из театра исчезает его руководитель – Люка. Все понимают, что это необходимо, ведь он еврей. Через некоторое время после в театр приглашается новый актер. Планируется постановка спектакля, где этот актер должен играть вместе с женой исчезнувшего руководителя театра – новоявленной директрисой. Параллельно развивается сразу несколько сюжетных линий. Во-первых, линия Марион и Люки, во-вторых, линяя Бернарда и его противостояния оккупации Франции, в-третьих, отношения Марион и Бернарда. И, конечно же, нельзя не упомянуть и место действия – театр, а именно его закулисье, где у каждого есть свои мечты, опасения, секреты. Театр в ленте представляется чем-то вроде спасательного круга, когда все вокруг плохо. И в то же время театр становится местом, где ведутся идеологические войны. Мне понравился этот фильм. Он очень увлекательный. В нем нет надрыва, безвыходности, несмотря на то время, которое картина показывает. Во время просмотра ты веришь, что все будет хорошо. Ведь это театр: все происходящее - игра, все люди в нем – актеры. Очень красиво, я бы сказала, стильно снята закулисная жизнь, и мелкое воровство и прочие мелочи красиво показаны. Понравились крупные планы Катрин Денев. Декорации тоже порадовали. Весь фильм создавалось ощущение замкнутого пространства, чувствовалось то давление, которое оказывалось на героев. Интересная концовка. Вроде думаешь, все понятно кого выбрала главная героиня. Ан нет – это же театр… Да и вообще эпилог напомнил мне ленту «Жюль и Джим» Трюффо. Не сюжетом, а исполнением. В «Жюле и Джиме» тоже присутствовала закадровая речь, которая была несколько суховата. Но в отличие от картины в «Последнем метро», мне кажется, она была более уместна. Актёрская игра великолепна. Катрин Денев шикарна, ей удалось в каждый взгляд внести столько жизни и эмоций, что иногда ей не требовалось ничего говорить. К остальным актерам претензий нет. 8 из 10
Франсуа Трюффо в общем-то довольно спокойный режиссер, он никогда (или, по крайней мере, крайне редко) скатывается к какой-то фриковатости, провокации. Так же «Последнее метро» могло быть довольно ребристым фильмом (как, например, «Гибель Богов» Висконти, или «Конформист» Бертолуччи). Но, по сути, мы имеем фильм «о любви», как уже было сказано, о любви к жизни, театру, между мужчиной и женщиной (хотя есть эпизод, где и между двумя женщинами). Главные роли: Катрин Денёв и Жерар Депардье. Они сыграли прекрасно, образ Катрин – превосходен, не лишен внутреннего конфликта и полон достоинства. Депардье – было немного проще, справился он на пристойном уровне. Но при этом и второстепенные персонажи очень радуют глаз, все работники театр – очень характерны. Фильм действительно хорош, что еще раз подтверждает его присутствие в списках тысяч лучших кинолент по трем мне известным версиям: «Halliwell», «Guardian», «NEW YORK TIMES». Кроме того, это одна из лучших картин о театре. 10 из 10
Франсуа Трюффо, один из титанов французского кинематографа, как-то задумал создать трилогию о различных видах искусства. Началась она фильмом «Американская ночь», который обнажал процесс производства кино на примере отдельно взятого проекта. Второй частью трилогии являлось собственно «Последнее метро», а третей так и не суждено было появиться на свет. В центре событий театр, поставленный в стесненные условия в связи с немецкой оккупацией Франции. Директор, будучи евреем, вынужден прятаться в подполье поскольку его выезд из страны сорвался когда «свободную зону» тоже заняли прислужники Гитлера. Перебои со светом не дают работать в полной мере и периодически срывают репетиции. Критик-нацист точит когти, готовясь разнести новых спектакль в пух и прах, независимо от того понравится он ему или нет. Денежные трудности становятся настолько непреодолимыми, что судьба театра будет зависеть от одного выступления. Но не только финансовый провал может отобрать у директора-еврея и его жены их детище. Обнаруживается лазейка в документах, с помощью которой театр можно переписать на другие руки. Несмотря на оккупацию, для французов жизнь течет пока еще обычным чередом – снимаются и дублируются фильмы, хорошие события обязательно отмечаются в ресторане и только последнее метро напоминает об угрозе, нависшей в условиях сложившейся ситуации. Опоздание на «крайний» поезд означает нарушение введенного комендансткого часа, но в контексте это символ (герои так ни разу и не «дойдут» до метро) – для театра крайний срок работы, для французов в целом воплощение господства нацисткой Германии. Учитывая сложившиеся условия, можно сказать что это история не только и не сколько о театральных подмостках, а о людях. Не общество в миниатюре, но уже что-то похожее. Раскрытие «кухни» репетиций чередуется с обнажением человеческих тайн – кто лесбиянка и кто что к кому чувствует, о чем думает и как относится к еврейскому вопросу. Директор театра, его жена и новый актер так и не становятся любовным треугольником в полном смысле этого слова. Симпатия Бернарда и Марион очень осторожна и практически незаметна, прорываясь взрывом лишь однажды и решаясь в итоге чисто по-театральному. «Последнее метро» еще и французский взгляд на войну, показанный сквозь призму зрения буржуазии. В этом смысле картина получилась даже немного праздная – пока в других странах от нацисткого режима погибают сотни людей, труппа по-прежнему одевает свои лучшие вещи и устраивает фуршеты в ресторанах. Но ограниченность передвижения (ресторан-театр) все-таки напоминает о том, что актеры так же как и режиссер еврей находятся в «подполье» просто более смахивающем на свободу. Уйдя от центральной темы на характеры людей и еврейский вопрос, Франсуа Трюффо в концовке возвращается к «истокам» - люди помогают выстоять театру, а театр людям. Иллюстрация всепобеждающей силы искусства, подкрепленной стараниями заинтересованных и зараженных своим делом личностей.
Оказывается, парижане мрачного периода фашистской оккупации ходили в театр погреться. Не проще было потратить на топливо деньги, отданные за билет? Если погреться – значит действо им до лампочки. Почему тогда режиссер и директриса так переживают за критику? Не все ли равно, подо что греться? Еврейская девочка разгуливает по Парижу, когда всех ее сородичей давно собрали на Велодроме и увезли в концлагеря. Гестаповцы куртуазно ждут, когда им откроют подвал для инспекции. Если вдуматься, фильм вызовет множество недоуменных вопросов. Но есть и положительные моменты. Реалистично отображено коллаборационистское отребье. В эпизоде, где бош* потрепал мальчугана по голове, я подумал: «ему стоит помыть голову!» и его мать вымыла сыну оскверненные волосы. Еврей, прячущийся в подвале собственного театра – свежо. До того были только погреба и чердаки. Репетиции – очень натурально, как будто сидишь за кулисами. Жаль, спектакль глупый и пустой. А вот фраза о парижском восстании, освободившем Париж от немцев, потрясла до глубины сознания: «все стреляли во всех, непонятно зачем». Представьте голливудский фильм где что-то подобное ляпнут про, скажем, битву при Йорктауне. Но если вспомнить, что фильм снял беспринципный, готовый к любым коллаборациям, Трюфо (смотрите мою рецензию на его «Фаренгейт 451»), то эта аморальная эскапада кажется вполне объяснимой. И фильм выглядит безыдейной пустышкой. А вы заметили, что Денев никогда не снималась ню? бош (boche) – фриц, французское презрительное наименование немца.
Пожалуй, мне впервые тяжело писать о фильме. И не потому, что фильм плохой, нет, это шедевр! Трюффо - король французского синематографа, уж не знаю, коронованный или нет! На вопрос, о чем фильм не получается ответить сразу. Наверное фильм о любви, в первую очередь. О любви к жизни, о любви к театру, к профессии, о любви мужчины и женщины. Любовь к жизни - пожалуй, ей пропитан весь фильм. Война, война беспощадна ко всему живому, но люди пытаются жить, радоваться, пытаются спасти и спастись любой ценой. Поэтому Марион прячет мужа в подвале! Марион готова на все, чтоб сохранить жизнь мужа. Даже ударить его. Любовь к театру. Скорее даже к профессии в целом. Лука, даже сидя в подвале, пытается участвовать в постановке пьесы. Любовь мужчины и женщины. Самая сложная сюжетная линия. Здесь и любовь Марион и Луки - люди, живут в браке, но не растеряли и грамма нежности. И в то же время любовь Марион и Бернара, которую ждешь с самого начала, но до конца не веришь, что она будет. ' - В вас живут две женщины. одна, замужем, но не любит мужа, а вторая... - Не надо гадать, все равно не поймешь...' И, пожалуй, финальная сцена. Здесь надо просто аплодировать, стоя, и кричать 'Браво!'. Отличный фильм, нужно смотреть.
Спустя 11 лет после первой и единственной совместной работы («Сирена Миссисипи») Трюффо вновь приглашает на главную роль Катрин Денёв, к этому моменту уже ставшую символом французского кино (что важно отметить - при очевидном дефиците значительных актёрских работ в тот период). Поэтому-то, бросив всё, Денёв с готовностью откликается на приглашение одного из своих любимых режиссёров, тем более что ей предлагается весьма многообещающая роль как раз в плане актёрского раскрытия. В основе предложенного Денёв материала лежит придуманная самим Трюффо история об актрисе Марион Штайнер, которой во время фашистской оккупации, в 1942-м году, приходится возглавить один из ведущих национальных театров, на Монмартре, а между делом скрывать в подвале от немцев своего мужа-еврея, бывшего режиссёра этого самого театра. Сюжет давал Трюффо возможность высказаться на больную для французов тему коллаборационизма (пособничества фашистам), противопоставляя частную жизнь молоху трагической истории ХХ века. В фильме именно театр становится своего рода символом последнего убежища, хотя во время оккупации это было просто жизненно необходимо, поскольку в театр нужно было попасть до наступления комендантского часа. Разыгрывая конфликт между долгом и чувством на стыке кино- и театральной условности, Трюффо в лице Марион являет очередного героя 'морального несогласия', почти также, как в его 'Жюле и Джиме' (1962) личный вызов противопоставлялся безумию мира. Во время подготовки очередного спектакля, которым тайно руководит из подполья муж Марион, Лукас, она влюбляется в своего партнера Бернара Гранже. И с этой минуты она ведёт уже не двойную, а тройную игру, скрывая одну правду от врагов, а другую от собственного мужа. Но в её душе и сознании хватает места для того и другого. Жизнь втроём обретает статус вызова - попытки реализации личной свободы в условиях общественного гнёта; и в итоге Марион не предаёт ни мужа, ни любовника. Утонченный психологизм, интеллектуальная ирония, романтический пафос, поэтическая образность - качества, ставшие квинтэссенцией творчества Трюффо, обрели здесь ту художественную концентрацию, которая позволяет называть этот фильм 'последним крупным достижением' режиссёра.
Завораживает сейчас представить, что этот фильм когда-то считали авантюрным и экспериментальным. Сейчас же это бесспорно классика, прошедшая проверку временем. Truffaut - очень крепкий европейский режиссер в те времена все никак не мог сорвать кассу и взялся за съемки этого фильма, в котором воплотил два своих желания: поделиться своим видением оккупации Парижа немцами во время Второй Мировой и создать фильм в театре. Реализованы обе задумки на 'Ура!'. Видно, что идеи вынашивались и дорабатывались. Этот фильм Трюфо на тот момент оказался самым дорогим, но про него, как ни про что другое, впору сказать: 'Оно того стоило' Хорошо выдержан баланс между драмой и комедией, что присуще французскому кинематографу в целом. Deneuve - выдающаяся актриса своего времени. Рано зажгла пламя своей известности и горела им больше 30 лет. Этот фильм - один из её самых успешных и запоминающихся, хотя, прямо сказать, не самый известный. Фактически, она является если не главным героем, то связующим звеном всех персонажей фильма, что не удивительно, ведь она директор театра. Ни слова больше о ней! Лучше увидьте это сами. Depardieu - старина Жерар - является одним из самых 'плодовитых' актеров в истории кинематографа. За его плечами более 170 фильмов и каждый из них заслуживает пары слов. Le dernier metro совсем не исключение. Жерару выпала прекрасная роль, и он прекрасно её исполнил. Добавить к его перфомансу что-то самому будет лишним. Но, как биография этого актера была испорчена им самим ближе к концу его карьеры, и хорошие фильмы и награды начали обходить его стороной, так и фильм принял неправильное решение ближе к концу. Скомканная концовка - большой сюрприз, но обойдёмся без спойлеров. Для меня важно, чтобы у вас обязательно осталось желание смотреть данный фильм и после того, что я напишу ниже. Дело в том, что мне показалось каким-то халтурным обрывание повествования и введение закадрового голоса. Этот эпизод нужный, важный для восприятия картины, но оказался каким-то случайным и не в своей тарелке в этом фильме. Сцена, которая случилась до этого эпизода, меня сильно удивила, потому что поворот сюжета пришелся как будто ниоткуда, хотя его можно было ожидать. Самая последняя сцена в фильме была все-таки замечательной, отлично подходила к фильму. Повторюсь, игнорируйте этот абзац, если вы не заметили в фильме этого странного изменения скорости и ритма повествования, - в таком случае картина вам покажется совсем прекрасной, какой она и должна быть.