Случайно наткнулась на этот фильм, даже забыла, что смотрела его много-много лет назад. Конечно, помнила и сюжет, и чем все заканчивается, но как-то без подробностей самого повествования, потому смотрела, как в первый раз. И снова влюбилась в это кино. Как ни странно, это тот редкий случай, когда, на мой взгляд, экранизация получилась достойной книги, за такую работу не стыдно перед писателем. Если честно, меня немного удивляют комментарии насчет нудности повествования. Оно, конечно, можно возмутиться, что в фильмах по Джейн Остин человекопауки мир не спасают, но скорее всего им там (к счастью) не место. Так и здесь. Фильм вторит роману не только по сюжету, но и по настроению - неспешный, чувственный, изысканный. И пронзительно французский до каждого последнего кадра. Все в этом фильме прекрасно: шум дождя за окнами старинного особняка, прядь волос на лице, мраморные лестницы, треск огня в камине, солнечные блики на воде... музыка, в которой каждая нота словно обволакивает. Цветовая гамма, создающая невероятную атмосферу эпохи. И актеры, конечно... ах, какой блестящий актерский состав! В небольших ролях тут и нежно мной любимый Пьер Ардити, и Франсуа Клюзе, и даже Жерар Депардье (кто в те годы мог представить, что закончит этот блестящий актер в Саранске с российским паспортом). Никогда особо не симпатизировала Оливье Мартинесу, но не могу не отметить, как он безупречно вписался в роль Анджело Парди. Да, мужской части зрителей может показаться банальным тот факт, что женские сердца массово дрогнули от сего персонажа, но уж как есть - за таким мужчиной хоть в Сибирь пешком. И то, что обычно Мартинес мне не нравится, исключение составляет только данный фильм и эта роль, лишь подтверждает, насколько удачен был выбор всех актеров. И какая же невероятно красивая в этом фильме Жюльет Бинош! Глаз не отвести! Чудесная получилась пара у нее с Оливье. Так это странно: знаешь сюжет, знаешь, чем все закончится, а все же смотришь на одном дыхании, не отрываясь от экрана. В каждой сцене словно ожившая поэзия. В чувства героев настолько верится, что не нужны никаких диалоги, эмоции читаются во взглядах словно в открытой книге. Ох, как же такого кино не хватает! Последние годы киносоздатели так увлеклись современными технологиями, графикой, спец. эффектами, что такие искренние и чувственные картины ценятся на вес золота. И смотрятся даже лучше, чем тогда, более десятка лет назад.
У этого замечательного фильма на мой взгляд только два больших недостатка - некоторая натянутость (и затянутость) сюжета и собственно название. Такое впечатление, что оно было придумано исключительно для красивости и для того, чтобы потрафить вкусам кинопрокатчиков, для которых - чем замысловатее, тем лучше. Впрочем, всадник на крыше действительно в этом фильме бегает - бывший полковник пьемонтских гусар граф Анджело Парди (должность ему мама-графиня купила - у них это запросто), вступивший на скользкий путь борьбы с австрияками, окупировавшими Италию (действие фильма происходит в 1832 году), убегает от тайнах австрийских агентов, пробравшихся в Эмс (Франция), чтобы убить его и других карбонариев, бежавших за кордон после неудачного восстания. Скрываясь в лесистых горных массивах на границе с Италией, Парди попадает в местность охваченой страшной эпидемией, в которой мы легко узнаем холеру. Зараза косит людей толпами, улицами и даже целыми поселками. Натуралистичные съемки деревни, заваленной трупами, воронья, выклевывающего глаза мертвецам, собак с окровавленными мордами - ужасны и подкупающе правдивы. Но вот и крыша: добравшись до городка, в котором живут его соратники, он совершенно случайно попадает в иной переплет - жители городка, живущие под страхом смерти, в припадке массовой истерии обвиняют нашего гусара в отравлении источников. Избитого его волокут в участок, где на несколько минут в кадре появляется Жерар Депардье, ужасно заросший и малоузнаваемый в роли комиссара местной полиции. Короче - толпа громит комиссариат и Парди спасается бегством по крышам домов. Затем сводит дружбу с кошкой (милейшее создание) и знакомится с красавицей-аристократкой Полин (Жюльета Бинош), которую бросили все - и муж и родня. Он берется проводить красотку сквозь карантины и заслоны пограничной стражи в родовой замок, что ему и удается блестяще после ряда приключений - смешных и не очень. Хэппи-энда в фильме как такового нет. Конечно, все злоключения героев заканчиваются хорошо - даже холеру отвел от Полин Анджело, расстирая ее вином всю ночь в каком-то заброшенном доме. Характерно - когда он начинает рвать на ней одежду (нужно спешить отвести припадок холерной трясучки), Полин кричит - 'О нет, лучше смерть '. Вот дура-та! Но таковы были люди той эпохи. И даже любовь к красивому юноше (причем, взаимная) не могла заставить героиню Жюльеты Бинош изиенить долгу. Историческая достоверность была соблюдена. Она, достоверность, вообще в фильме соблюдается неуклонно во всем. Ну, у французов с этим строго - костюмы, манеры, речь, атрибутика - все должно соответствовать. Что делать им достаточно легко, если вспомнить сколько исторических фильмов в этой стране понашлепали за сто лет. Отвлекаясь, замечу - говорят, что новейший (его премьера 12 ноября) фильм Люка Бессона 'Жанна Д 'Арк вообще потрясает любовным отношением к чисто внешним деталям. Кстати, у Жан-Поля Раппно уже был удачный исторический фильм - 'Сирано де Бержерак ' с Депардье в главной роли. Но! Конечно, Оливье Мартинес - красивый малый, мужественный мачо. Понятно, что Жюльета Бинош - редкого таланта актриса и именно ей принадлежит первенство в этой актерской паре - трудно даже представить другую на ее месте. И все-таки в фильме 'Всадник на крыше ' на мой взгляд самое главное - это то, как он снят. Фильм пронизан импрессионистискими настроениями. Обилие света, всепоглощающего солнечного тепла, переходящего в жару, в пекло. Прекрасные, неспешные видеообзоры предгорий Альп, жнецы на пшеничном поле, дети, несущие им воды напиться - все это как-то странно контрастирует и одновременно гармонизируется с картинами смерти. Отчаянность положения главных героев тонет в море людского отчаяния. И поэтому сцены нормальной жизни кажутся ненормальными. Естественно воспринимается как раз то, как люди бегут от смерти к жизни, жизнь сменяет смерть, а та в свою очередь, являет нам свой мерзкий лик только для того, чтобы мы поняли, что жизнь есть не более чем бодрый марш от рождения к могиле. И за одно это Жан-Поля Раппно можно смело причислять к сонму выдающихся кинохудожников.
После просмотра фильма возникает законный вопрос: «А почему его создатели выбрали такое название?». По смыслу, вроде бы, больше подходит «Любовь во время холеры» – так называется роман Габриэля Гарсиа Маркеса, опубликованный им в 1985 году. Когда Жан Жионо писал в 1951 году свой роман «Le Hussard sur le toit», красивое сравнение «любовь как холера» еще было свободно в качестве заголовка. Итак, режиссер и сценаристы ничего не приукрашивали для того, чтобы обеспечить своему фильму успешный прокат. Они использовали то название, которое было придумано Жаном Жионо. Писатель обожал свою малую родину, городок Маноск (местечко в Провансе). Сюжеты большей части его произведений разворачиваются именно там, в Провансе. Альпийская природа, прованские города, местечки, замки в фильме показаны живописно, с большим количеством исторических деталей. Они выступают зрелищным местом действия и служат величественным фоном, помогающим усилить драматизм происходящих событий. В качестве центрального эпизода представлен момент, когда 25-летний итальянский аристократ Анжело Парди, убегая от преследователей, проводит несколько дней на крышах домов Маноска. Анжело вынужден был покинуть Пьемонт после того, как убил в поединке австрийского офицера. Его жизнь по всем статьям висит на волоске: австрийские ищейки получили приказ его убить, обезумевшие от эпидемии жители Маноска принимают его за отравителя, холера свирепствует во всем Провансе и т.д. Эпизод на крыше (месте, явно непредназначенном для житья) подан режиссером Жаном-Полем Раппно как своеобразная метафора жизни Анжело. Герой исполнен высоких идеалов. Он мечтает о революции в Италии и готов бороться за нее, будучи полковником гусар в подпольной организации «Молодая Италия». Романтическая встреча с маркизой Полиной де Теус становится для Анжело судьбоносной. Обстоятельства развиваются стремительно. Герои балансирует между жизнью и смертью, между чувством и долгом, между высокими идеалами и физическими потребностями. Вихрь чувств помогает им «вознестись над миром», ощутить любовь как заразу, болезнь, наваждение и спасти друг друга в самом эпицентре холеры. Это спасение даровано им как чудо, как награда за чистоту их платонических отношений (сцена спасения – самая мощная и драматичная в фильме). Операторская работа заслуживает отдельного зрительского «спасибо». Тьерри Арбогаст, снявший к 1995 году такой хит, как «Леон», в «Гусаре на крыше» достигает максимальной выразительности каждого кадра, одновременно подвижного и динамичного. Это умение оживлять статичный кард и запечатлевать философичность в динамичном эпизоде будет потом с успехом развито оператором в фантастическом боевике «Пятый элемент» (1997. На момент выхода это был самый высокобюджетный фильм в истории, снятый за пределами Голливуда) и в абсурдистской комедии «Чёрная кошка, белый кот» (1998). Да, в 1990-е умели снимать яркое драматичное кино с налетом проникновенной романтики… И «Гусар на крыше» – тому яркое подтверждение! 8 из 10
Решила посмотреть этот фильм из-за любимой актрисы Жюльет Бинош и удивляюсь, как я его не посмотрела раньше?! Просто отличный фильм! Получила колоссальное удовольствие от просмотра. Реально повышает настроение. Позитивный светлый красивый, фильм оставил самое наилучшее впечатление. Живописные пейзажи, зеленые леса, пшеничные поля, прекрасные горы, старинные городки с узкими живописными улочками, украшенными изящными церквями и старинными особняками - все это придает фильму особую атмосферу. И на основе этой красоты разворачивается приключенческая романтическая история между итальянским полковником и прекрасной маркизой, встреча которых происходит на фоне весьма драматических событий. Страшная эпидемия холеры бушует, город охвачен паникой, улицы завалены трупами, не успевают сжигать, удалого гусара преследует австрийская полиция. Чудом спасаясь от преследователей, он убегает по крышам, где судьба заводит его на чердак одного из особняков. Там он и знакомится с прекрасной Полин. И начинаются их приключения. Куда их только не заносило! Понравилась сцена, где они нашли приют в заброшенном особняке: горящий камин, горячий глинтвейн, чудотворная обстановка старинного особняка, сразу захотелось оказаться в той эпохе. Неповторимый тандем Жюльет Бинош и Оливье Мартинеса, после съемок которого, между актерами разгорелся многолетний роман. Красивые актеры, красивая игра, красивый яркий приключенческий, насыщенный событиями фильм. Возникает желание посмотреть его еще раз. 10 из 10
Фильм очень сильно захватил с первых минут. Я думала, что дальше сюжет пойдёт более затянуто, но к счастью и дальше фильм пошёл в таком же насыщенном событиями и напряжением - ключе. Я не смогла оторваться от этой картины до самого конца. Я была очень приятно удивлена, отменной игрой Ольвие Мартинеса. На протяжении фильма он держался настолько естественно и правдиво, что мне без труда удалось прочувствовать его образ. А эмоции отражающиеся на его (красивом) лице, они сами за всё говорили, ему даже не нужно было слов. Да и кстати, фильм настолько мастерски снят, что красота актёра не мешает воспринимать его характер, на ней не делается акцента, чем часто грешат другие режиссёры. Жюльет Бинош - как всегда на высоте, она вообще вне конкуренции, прекрасна. Всё время переживала за главных героев, во время их приключений, я не на минуту не соглашусь, что сюжет местами скучноватый. Да у меня даже времени не было, чтобы оторваться от экрана, потому что могла что-то пропустить, настолько захватывающе! Название здесь действительно не совсем подходит. Несколько раз сама собой приходила в голову фраза: любовь во время холеры. Пейзажи красивы, и что понравилось, много действий в фильме происходит на открытом воздухе в окружении лесов, равнин и лугов; прямо чувствуешь эту удушающую жару, пронизывающий холод и запахи костров. Но добавлю, что это кино, всё же тяжёлое, для особо впечатлительных смотреть бы не советовала - холера, как никак. Потрясающая работа режиссёра, его команды, и актёров. Удивляюсь, как раньше ничего не слышала об этом фильме! Я под большим впечатлением. 9 из 10
Скучной и печальной шарманкой этот фильм погружает нас в Европу Средних веков. Испепеляющая все живое холера царствует в те годы куда активнее многих монархов. Сквозь режимы и ограничения наши двое героев стремятся любыми силами спастись. У этой сказки странствий не может быть хорошего конца. Но в то же время, сам по себе героический квест сквозь множество страданий предполагает особое наполнение той атмосферой, множество портретов и занятных ситуаций. И все в принципе будет присутствовать. Пока еще раздающая многочисленные обещаний будущей звездной карьеры, находящаяся на самой вершине своей актерской формы, Жюльетт Бинош на пару с признанным в те годы мачо - Оливье Мартинесом, будет сопровождать нас в этом путешествии. Сюжет будет предполагать множество перипетий, однако, синергии не случится. Динамичное начало застынет в камерной середине длящейся до самого конца. Остается лишь сожалеть о том, что Роман Полански так и не снял этот фильм, несмотря на всю свою заинтересованность. Наверное в его опытных браздах картина вышла бы далеко за пределы обычной костюмированной драмы, которую смог подарить зрителю Раппено. 5 из 10