Тюн Фей Му мало известный режиссер снял не так много фильмов но «Человек за солнцем» или как еще его называют «Люди позади солнца» стал уже можно сказать культовым в своей среде кадры которого разобрали по многим документальным фильмам. Да и этот фильм многие считают документальным в частности авторы самого фильма, ведь фильм-то основан на реальных событиях. «Отряд 731» - спецотряд японской армии, занимался исследованиями в области биологического оружия, в том числе опытами на людях. Фильм жестокий повествующий о самом страшном - войне. А точней как японцы в военное время оккупировали часть нынешнего Китая (северо-восточную), построили там лагерь и проводили эксперименты под руководством генерал-лейтенанта (который когда-то являлся руководителем этого самого лагеря но был отстранен из-за подозрений в коррупции) на плененных людях которых за людей не считали называя их тем самым «Марута» («брёвнами») - материал для эксперимента. Бактериальное оружие наконец-то пробивает себе дорогу в этой войне (с) В Японии после первого сеанса фильм был запрещен к показу, и я думаю не из-за того что он жестокий с натуралистическими сценами а потому что там весь этот кошмар творят именно сами же японцы над бедными китайцами. Это уже исторический факт, японцы действительно в годы оккупации Китая творили там что хотели, примерно те же самые ужасы что и фашистская германия.
Вот еще один факт в копилку – режиссер признает, что для пущей натуралистичности в ряде эпизодов использовались настоящие трупы, как, например, в сцене вскрытия тела немого мальчика. Держу пари, что сцена, где кота бросают крысам и они его долго пожирают, использовался вполне реальный кот. Даже его белый цвет неслучайная 'режиссерская находка' – кровь виднее. Такое ощущение, что режиссер смакует ужасные сцены и показывает их ради их самих. А если вам 'повезло' и досталась некупированная версия фильма со смертью мужчины в барокамере и женщины с отмороженными руками, мне вас просто искренне жаль. Я знаю, что концентрационные лагеря – это плохо. После просмотра я убедилась, что это действительно плохо. Так для чего нам это показывают? Надо сказать, что некоторые политические сцены мне понравились. Тема диктатуры нам, русским, близка. Чего стоит сцена, где женщина старается не кричать во время родов, чтобы дать диктатору на вокзале произнести речь. Или когда один военный сомневается, что прибор, очищающий воду, делает это хорошо, но 'старшие товарищи' находят очень эффектный способ его переубедить... фильм безусловно сильный и производит впечатление. но... я настоятельно не рекомендую его к просмотру. Поэтому и ставлю ему низкую оценку.
Серьезное кино о серьезных вещах, которые происходили на территории Китая с использованием как китайцев, так и русских, в целях исследования различных процессов, которые влияют на человека. Как биологических, так и различного рода процессов извне. Самое главное, что фильм можно действительно считать документальным, так как то, что показано в фильме было реально в 40-е годы. И фильм растащили так же по кусочкам растащили документальные режиссеры, что бы напрямую показать что творили японские захватчики. Конечно, некоторая трэшовость, а не художественность, в фильме присутствует. Но главную мысль фильм в себе несет, а это познакомить зрителя с историей, с тем как ведут себя люди с другими людьми, если им втемяшить, что перед тобой не человек, а дерево. А так же на что пойдут люди ради власти, ради империализма. П. С. так же рад за то, что в те годы был СССР, который смог выдержать как напор фашистов, так и победить японцев, иначе все бы мы были реальными дровами сегодня. 7 из 10
Узнал об этом фильме, увидев отрывки из него в какой-то документальной передаче. Отрывки были действительно впечатляющими. Однако фильм в целом уже не слишком впечатлил. Жестокие сцены впечатляющи - но зачастую ненатуральны. Смерть от взрывной декомпрессии выглядит иначе. Человек не может так долго простоять на морозе. Человек не может так спокойно сунуть руки в жидкий азот... Мальчик улыбается страшным дядькам в белых халатах и спокойно ложится на операционный стол... И хотя авторы ради большей реалистичности использовали вскрытие настоящего трупа, настоящую смерть кота, настоящих крыс, по-настоящему горящих - всё равно получается как-то нарочито и неестественно. Совершенно непонятен смысл всего продемонстрированного садизма. Отряд 731 испытывал ОМП и исследовал разные поражающие факторы скрупулезно, научно и документированно - а в фильме кажется, будто они делают это просто из садистского любопытства. Взять хотя бы сцену с мальчиком и сцену с котом... Персонажей, которым можно было бы искренне сочувствовать (разве что кроме жертв экспериментов) или которых можно было бы ненавидеть, здесь нет. Характеры раскрыты из рук вон плохо. Более того, дальневосточные лица на наш взгляд выглядят однообразно, и проблематично даже выделить главных героев. Выделяется только генерал Исии - все остальные сливаются воедино. Несколько персонажей выделяются среди узников - но им отведено довольно мало времени, и они быстро гибнут, так и не сыграв никакой существенной роли. Сценарий поспешный, утрированный, неувлекательный. Такое ощущение, будто он выстроен вокруг садистских эпизодов и ради них. 4 из 10
Хочется верить, что в жизни не все так однозначно. Не существует абсолютного зла в виде нацистов, и абсолютного добра в виде мучеников. Поэтому пропагандистские фильмы вроде этого вызывают какое-то отторжение - потому что нам пытаются навязать точку зрения режиссера, т.е. при просмотре, от шока разум не успевает анализировать, и подсознание усваивает одну мысль: японцы - жестокие садиты. Но я не собака Павлова, поэтому стараюсь абстрагироваться от фактов и уйти в философию. Что делает нас людьми? В сериале Зачарованные главным героиням задавали вопрос: кого вы спасете из горящего дома? Трех незнакомцев или свою сестру? Разумеется, верный ответ был - трех незнакомцев. Потому что часто человек руководствуется личными интересами, замотивирован помогать 'своим', а хату выстраивать с краю, чтоб поменьше знать. Но милосердие и любовь идут рука об руку и ужасы войны подтверждают тезис, в который я упорно не хочу верить - человечеству нужны тюрьмы и церковь, чтобы оставаться людьми. Ведь те люди, что с неистовой улыбкой привязывали к хвостам кошек консервные банки мало отличаются от тех, кто ставил эксперименты над пленными. А ведь среди нас по-прежнему живут люди, которые избивают проституток или поджигают бомжей - что это? Шизофрения или комплексы? Что они чувствуют, когда обижают слабых? Я не изучала детально вопрос нацизма, но всегда считала, что адепты были такими же людьми как мы с вами, которые по утрам чистили зубы, отводили детей в школу и готовили ужины мужьям. Просто волей судьбы оказавшиеся по другую сторону баррикад. Они просто верили, что война объявлена во благо, вокруг враги, а Гитлер заботится о них. Или они были ослеплены жаждой власти, и даже понимая, что творят зло, думали, что живем один раз и грех не попробовать стать влателинами мира? Я не знаю, почему кто-то переходит черту, а кто-то нет. И кто из них сильнее. Просто надеюсь, что разум не подведет и я в любой ситуации смогу выбрать верный путь и никому не навредить. Может быть, это иисусовщина - но лучше достойно умереть, чем недостойно выжить. Потому что польза от прожитой жизни напрямую определяется ее качеством, а не количеством. Поэтому нет смысла цепляться за возможность ее продлить ценой страданий других существ.
Скажем так, моё отношение к этому фильму очень и очень двойственное. С одной стороны, 'Человек за солнцем' неприятно поражает своей натуралистичностью. С другой - выходит на уровень качественного кино 'на любителя', и отрицать его плюсы лишь из-за смакования жестокости было бы глупо. Более того, лично для меня эта картина переплюнула 'Сало, или 120 дней Содома' П. П. Пазолини. Начну со сравнения. У Пазолини (и не читанного мной Маркиза де Сада, видимо, тоже) зло, производимое группой людей, обретало ярко выраженный оттенок сексуального удовлетворения. Герои 'Сало...' находили экстаз от извращений, которые зачастую не уходили по изобретательности дальше тупейшего подражания друг другу. И ближе к концу схема 'ловец - жертва' была почти готова сломаться (бунт всему голова), но, чтобы ещё разок доказать, как ужасен падший человек (как будто мы и так не поняли), режиссёр намеренно добил нас бессмысленным по своей консистенции финалом. После просмотра возникало лишь желание помыться и выкинуть сей опус из головы вместе с мыслью, что людей нельзя исправить и мы все способны при определённых обстоятельствах стать испражняющимися свиньями. В 'Человеке за солнцем' - то же построение сюжета, но оно мне показалось каким-то наиболее оправданным (если так вообще можно выразиться в данном контексте). Во-первых, основано всё не на больной фантазии запрещённого писателя, а на вполне реальных событиях. Во-вторых, в эти события веришь больше, чем в желание нескольких господ устроить себе многодневную оргию: ведь здесь эксперименты над людьми ведутся ради получения биологического оружия. Значит, в голове зрителя сразу возникает логичное объяснение всему происходящему - как в рамках уничтожения отдельных людей, так в рамках продуманной политической задачи. А схема 'ловец - жертва' на сей раз действует как нельзя лучше, без изъяна, давая развитие всему сюжету, который к финалу достигает своего эпичного апогея. Продолжая тему достоинств фильма, отмечу великолепную операторскую работу. Каждый кадр был идеален. Фильм даже имеет своё пусть отрицательное, но обаяние, и именно благодаря оператору, хотя актёры тоже запомнились. Впрочем, лента вовсе не состоит целиком из сцен пыток - здесь их лишь процентов тридцать, просто эти тридцать процентов воздействуют посильнее любого стандартного ужастика. Если из 'Человека за солнцем' убрать нелицеприятные моменты, оставить пугающую недосказанность, прибавить даже какого-то саспенса - то получится отличная военная драма! Здесь присутствуют и вполне 'адекватные' сцены, порой даже трогательные, как игра в мячик с немым мальчиком или прекрасные, достойные съёмки массового побега. Сюжет прописан как надо, историческая подоплёка очень понятно объяснена, также наряду с трагичностью порой проскальзывает даже некоторая комичность (особенно в первой половине). Но и трагичность воссоздана на должном уровне: финал просто блистает своей злой отсылкой к вечным темам, от всеразрушающего патриотизма до фатальности смерти. Он по-своему поразителен. Только вот что же мешает мне оценить фильм положительно? Ответ до боли прост и очевиден: шокирующая натуралистичность. 'Человек за солнцем' похож на дивную розу, обсыпанную трупными червями: ты изо всех сил пытаешься разглядеть в ней многозначительную красоту (в данном случае красоту заменим глубиной) и учуять расточительный аромат лепестков, но мерзкие черви то и дело вылезают из бутона, напоминая о себе. Проще говоря, иногда показ пыток затмевает саму историю, которая без них могла бы быть, повторюсь, очень качественной военной драмой, а не очередным 'фильмом, помогающим еде выйти обратно через рот'. Конечно, здесь следует привести аргумент вроде 'зачем врать, всё так и было в реальности, не нужно приукрашивать будни концлагерей'. Определённая доля правды есть. Но есть также разница между смакованием такой правды и магией кинематографа, способного творить с любым сюжетом чудеса. 'Человек за солнцем' ходит по этой тонкой грани между двумя понятиями, в то время как для большей целостности стоило бы окончательно переметнуться на одну из сторон. Либо мы смотрим на жесть, либо на историю. А если история достойная, то такая жесть ей, мягко говоря, не к лицу. Или, если осмыслить более обширно, тот или иной приём воздействия приходится вполне к месту в одних лентах, а в других выбивается из общего ряда либо портит всё впечатление. Вывод напрашивается сам собой. 5 из 10
«Человек», находящийся за солнцем – это «особь», которая творила ужас под покровительством страны восходящего Солнца – Японии времен фашизма. И если над нами, Людьми: маленькими и большими, веселыми и грустными, любящими и одинокими - встает одно, одинаковое для всех, Солнце, то для тех, кто был рукотворцем одной из самых страшных и жестоких войн человечества - оно подарило только свою тень… В русском языке не найдется слов для описания всего, что можно было увидеть в этом фильме, всего, что испытали миллионы людей в период фашистского безумия Германии и ее союзников. Это не жестокость, не мерзость и даже не подвал самого черного низшего Дна - это то, что описанию не подлежит a priori, чтобы совсем не испачкать об это русские слова. Чего хотел добиться режиссер? Достоверности? Яснопонятно: может смело забирать свою 10-ку. Но, к счастью, этот фильм мной не просмотрен, и мне хватило буквально первой части трейлера данного «произведения», чтобы составить о нем мнение. Понимаю, что поступаю неверно, оценивая и рецензируя фильм по 1 лишь минуте его просмотра, однако я прощаю себе эту вульгарность, непреодолимо желая поставить протестную оценку фильму и всему, что жестокого происходит в этом мире. Я не знаю, кого смогут «спасти» такие эксперименты, цветность кожи, лишние территории или нефть, но Людей спасет Любовь…
Первый фильм, который мне было по настоящему тяжело смотреть. Чувствуешь себя, как эти курсанты, которых силой заставляли смотреть на бесчеловечные опыты, которые проводили над людьми. Людьми? Нет, их называют маруто (бревна). Стоны, истошные крики, плач - эти звуки подобны треску дров в огне крематория лагеря 731, где сжигают использованный материал. Тун Фей Моу создал, наверное, самый натуральный японский хоррор. Тебя впихивают в герметичную камеру; внутри тебя внутренности превращаются в настоящую кашу под минусовым давлением. Не понимая, что с тобой происходит, ты окунаешь безнадежно обмороженные руки в жидкий азот. Твои члены разрывает взрывная волна, и ты, привязанный к кресту, дергаешься в агонии, истекая кровью; глаз повисает на зрительном нерве и раскачивается, как маятник, - Твое сознание приводит в движение хрящи и мускулы шеи, медленно отрывая глаза от экрана. Пантомима изувеченных человеческих тел в Hei tai yang 731 отторгает. Вы останетесь за солнцем - оно не будет светить в вашу сторону. Панорама, едва видимых в белой мгле, контуров, обрисовывающих обитель 731 эскадрона. Конусы труб крематория день и ночь выблевывают черный дым. Внутри обители повелевает дьявол (генерал Сиро Исии) и прислуживают его черти, уничтожая человечность. Но даже сам дьявол будет изгнан из собственной преисподни. Через силу упиваться нечеловеческой жестокостью в Hei tai yang 731? Если только ради главного мессаджа. Цель оправдывает средства? О да, еще как оправдывает. Достаточно одного условия - цель должна быть выше (по значению) затрачиваемых на нее сил. Цель: создание биохимического оружия во имя победы великой нации. Средства: сотни разобранных, удушенных, обращенных в прах узников, которым судьба не подарила быструю смерть; молодые парни, не нашедшие самих себя после краха 731 отряда - их оторвали от семей, от самой жизни; брошенный в бокс кот, на дне которого копошатся голодные крысы (cat & mouse); глухонемой китайский мальчик, жертва собственной наивности. Если Тун Фей Моу снял этот фильм ради порицания бесчеловечности и жестокости - показываю язык. 10 из 10
40-е годы 20 века. Япония и ее руководство, открыто симпатизирующее нацистам во главе с Адольфом Гитлером, оккупирует территорию Китая, в том числе и Манчьжурию(много позже ставшей Манчьжоу-го). Именно здесь японский 'Отряд 731'. вошедший в историю своей звериной жестокостью и отношению к людям как к расходному материалу для своих чудовищных экспериментов, создал концлагерь, ставший настоящим воплощением Ада на этой и без того грешной Земле. Фильм 'Человек за солнцем' снят в 1988 году гонконгским режиссером Тун Фэй Моу, в карьере которого эта лента стала как наиболее известной и заметной. так и самой скандальной. В Японии фильм был обвинен в политической заангажированности и запрещен к показу, а в ряде других стран картина вышла в сильно урезанном виде(мне же посчастливилось увидеть полную версию, длящуюся 101 минуту), ведь 'Человек за солнцем' рассказывает об ужасах войны в манере экстремального эксплуатационного хоррора, с чудовищной натуралистичностью показывая все, что происходило в застенках концлагеря 'Отряда 731'. Фильм опустошает своей правдивостью, при этом постоянно балансируя на грани между жутким хоррором и военной драмой, причем ближе к финалу доминируют ноты драмы, обнажающие страх японской армии перед грядущим концом. Именно в этих сценах зритель видит по-настоящему великолепную актерскую игру, производящую не менее сильное впечатление, чем сцены откровенного садизма, подчас смакуемые оператором. Безусловно, оценивать фильм надо не только с технической, но и с моральной точки зрения, поэтому особо рекомендовать этот фильм к просмотру я не буду, ведь даже ныне многие сцены из фильма могут глубоко шокировать неподготовленных зрителей. Однако и нельзя не признать пользу от картины, несущую в себе трезвый посыл о всяческом стремлении к миру и невозможности повторения тех, отнюдь не столь далеких событий. 9 из 10
О чем думал товарищ Тун Фей Моу, создавая сие творение, и какие цели перед собой ставил, для меня осталось загадкой. Возможно, он хотел прославиться как великий режиссер? Получить финансовую прибыль? Облить грязью японцев и американцев? Неизвестно. Что можно сказать определенно, так это то, что его истинной целью вовсе не было изображение уродливой стороны человечества, которая скрывается в каждом из нас. И дело не в излишне жестоких сценах, которые и близко не приближаются к реальности, окутывающей наш мир прямо сейчас: достаточно посмотреть доступные в интернете видео кровавых развлечений современных подростков, бережно взращиваемых и покрываемых школами - государственными фабриками насилия и лицемерия. Эти черты человека разумного можно и нужно изображать, чтобы общество, убаюкиваемое улыбающимися пластиковыми физиономиями масс медиа, всегда оставалось настороже. Но в данном случае мы имеем дело не с картиной. Перед зрителем предстает хладнокровно задокументированная сцена пытки и жестокого убийства существа, обладающего высокоразвитой психикой, способной испытывать широкий спектр чувств. Браво! Товарищу Тун Фей Мою и его команде можно поаплодировать. Они полностью вжились в образ, и сумели почувствовать себя настоящими участниками событий, наблюдая за агонией хвостатого маруто, с холодным сердцем и пустыми черепными коробками. Под мудрым надзором доктора Соро Исии. Зачем предаваться эмпатии, когда нам нужно снять фильм/спасти империю? Так о чем же может поведать фильм об убийцах, снятый убийцей?
Фильм гонконгца Тюна Фей Му по своему воздействию может оставить далеко позади 'Сало или 120 дней Содома' Пазолини, несмотря на некоторое их сходство. Но об этом позже. Первое, что бросается в глаза - ужасная натуралистичность сцен, многие из которых находятся далеко за гранью режиссерской этики. Это в основном касается сцены вскрытия мальчика живьем, от которой не сведет кишочки разве что у убежденных фанатов 'Ликов смерти' и 'Подопытной свинки', и сцены пожирания стаей крыс кошки, за которую сейчас бы организации по охране животных начали методично рубить головы всей съемочной группы, начиная непосредственно с режиссера. Но, надеюсь, что подобный фильм не сядет смотреть человек 'не в теме'. Следующее, за чем начинаешь следить - за отрядом еще молодых мальчуганов, характеры которых извращает насилие, совершаемое в лагере смертников. Рассказывая историю об экспериментах над людьми, режиссер сам ставит эксперимент над героями, пытаясь выяснить тот предел жестокости, на который способен человек. Но если первая часть фильма сильно напоминает произведения де Сада, то вторая часть все больше походит на военную драму. Атаки американцев на Хиросиму и Нагасаки, объявление СССР войны Японии - лагерь 731 отступает... Режиссер плавно выводит шокированного зрителя на основную идею фильма - постановка проблемы и поиск виноватых. Проблема ясна, а виноватых японскому зрителю искать вроде как бы стыдно. Вот и получается, что хорошее кино снимают с кинотеатров из-за неполиткорректного подтекста. Кстати, давление гонконгским режиссером на болезненно воспринимаемые японцами моменты истории - это как если бы турки сняли бы фильм про Катынь, обвиняя во всем русских. Я к тому, что заслуги огромной я не вижу. Вот если бы режиссер был японцем... Современному любителю фильм может быть интересен, как реалистичная сага о насилии что, впрочем, приближает его к вышеупомянутому 'Сало'. Но если в шедевре Пазолини преобладает едкая и извращенная десадовская сатира, сознательно туда заложенная, то в 'Человеке за солнцем' персонажи волей-неволей воспринимаются с некоторой долей гротеска. Но заключительная сцена - когда манчжурского парня прокалывают японским флагом - является блистательной аллегорией, тонким и интеллигентным плевком в лицо целой нации. Испачканный кровью Солнечный Флаг становится символом замаранной совести всей Японии. За одно только это можно похлопать в ладоши. Что касается фильма, то он очень сильный и познавательный в некотором роде, но если вы хотите провести вечер хорошо, то я бы его вам не советовал. Итог: 7 из 10
Про этот фильм я долгое время не знал. Как-то раз смотрел я телевизор, и переключая каналы попался мне РЕН ТВ. В этот момент показывали программу 'Военная тайна', и в программе были показаны эпизоды из фильма 'Человек за солнцем' который основан на реальных событиях и посвящен страшным опытам над живыми людьми проводимым в тайном заводе-городе под названием 'Отряд 731'. Про данный военный завод-город я читал давно в газете. Даже когда читаешь, это и то шокирует, но фильм когда посмотрел, он еще больше ужаса в себе таит. Сюжет Действие фильма разворачивается в 1940-х годах. Идет Вторая мировая война, и на территории Маньчжурии, Китай японцы построили завод-город 6 км в длину и на такую же ширину. Высокие бетонные стены с колючей проволокой под высоким напряжение, внутри завода-города размещены жилые помещения, столовая, склады с боеприпасами, лаборатории, аэродром, больница, тренировочный полигон, командный штаб и многое другое. Люди там жили, работали, занимались военной подготовкой, проводили опыты. И как раз опытам в фильме и уделяется больше всего внимания в фильме. Военные также разрабатывали химическое и биологическое оружие. Главнокомандующим военного завода-города был японский микробиолог, генерал-лейтенант Императорской армии Японии Исии Сиро. Игра актеров Актерская игра мне очень понравилась. Сыграть в роли пленных которых каким только опытам не подвергали и военных которые не считали пленных за людей и называли 'маруто' что по японски означает - бревно, на такие роли далеко не каждый актер и актриса решатся. Однако актерский состав был подобран очень подходящий. А в роли Исии Сиро снялся Ван Ган. Внешне который очень был похож на настоящего генерала-лейтенанта с тех далеких времен. Режиссерская работа Режиссер который снял этот фильм лично мне не знаком никакими другими работами. Но этот фильм получился я бы сказал по истине шедевральным в жанре хоррора. Сцены с насилиями и убийствами показаны очень реалистичными. Само действие фильма становится все более напряженной. Эпизод за эпизодом зритель наблюдает жуткие и шокирующие вещи. В конце фильма уже показано как закончилась история ужасного завода-города. Когда на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены атомные бомбы и Япония капитулировала. Главнокомандующий Исии Сиро дал приказ уничтожить все что связано с 'Отрядом 731'. Фильм фактически показал страшные события тех лет. Заключение В заключении добавлю, что фильм мне очень понравился. Да он жуткий и шокирующий, это на данный момент самый жестокий и жуткий фильм из всех какие я видел. Однако, это не вымысел, а реальная история произошедшая в годы Второй мировой войны. Фильмы по реальным событиями мне всегда интересно смотреть какими бы они не были. Это история и знать ее нужно. Фильм однозначно понравится тем, кто любит жестокие и жуткие фильмы которые рассчитаны на настоящих любителей ужасов. Предупреждение: фильм категорически не советую смотреть слишком впечатлительным и слабонервным. Сцены убийств и насилия показаны очень реалистичными и выдержать их не каждый сможет. 10 из 10
Так получилось, что для нас европейцев все ужасы Второй Мировой войны связаны с тем что гитлеровский режим устроил в застенках гестапо, гетто, и концлагерей. О том, что на Дальнем Востоке творили японские военные в 'белых халатах' известно лишь узкому кругу избранных, связанных с этой проблемой профессионально, или в силу собственного любопытства. Что поделать, историю пишут победители. Наверное именно поэтому фамилия доктора Менгеле известна каждому мало - мальски образованному человеку, а имя Сиро Исии ни скажет ничего. А ведь во многих отношениях японские ученики переплюнули своих европейских учителей. И тот же доктор Исии, не менее Йозефа Менгеле достоин носить звание 'доктора смерти'. Собственно этому дьяволу во плоти, и посвятил свой фильм режиссёр Тун Фей Моу. А точнее специальному отряду №731 который и возглавлял Сиро Исии. Созданный в 1932 году, этот отряд состоял из трёх тысяч человек, и дислоцировался на территории Китая в двадцати километрах южнее Харбина. В ходе 'Хабаровского процесса' 1946 года, согласно показаниям генерала Оцудо Ямады, бывшего командующего Квантунской армией, отряд №731 был организован с целью подготовки ведения бактериологической войны, главным образом против Советского Союза, и Китая. На процессе было доказано, что все свои опыты отряд №731 проводил на живых людях, которых японцы между собой называли 'маруто' - 'брёвна', на этих несчастных проводились и другие, жестокие и мучительные эксперименты. К примеру, вскрытия живых людей (детей в частности). Такое вскрытие состояло в том, что у 'брёвен' под наркозом, или под местной анестезией извлекали все жизненно важные органы. Изучались пределы выносливости человеческого организма в определённых условиях — например, при экстремально низкой температуре. Для этого людей помещали в барокамеры, обмораживали конечности, наблюдали течение заражения организма чумой. Всё это фиксировалось на фото- и киноплёнку. Сам Сиро Исии хвастался, что 'опытные образцы' никогда не покидали его лабораторию живыми. И всё это Тун Фей Моу воспроизводит на киноплёнке воистину с восточным трепетом к каждой мелочи в деталях. Иногда даже чересчур. И именно поэтому смотреть фильм очень тяжело, а от одной мысли что всё это происходило на самом деле, волосы встают дыбом. И именно поэтому смотреть слабонервным, и женщинам я не советую. А вот для всех остальных, я бы сделал просмотр этого фильма обязательным. Для того чтобы понять, что самыми страшными людьми на земле являются именно такие, тихие, интеллигентные, ничем не приметные люди. Которые преступили все возможные табу и запреты, и поставившие себя выше бога. Для которых люди - действительно являются 'мусором'. И которые, увы!!!, редко несут заслуженное наказание за свои злодеяния. Вот и Сиро Исии после бегства был сначала арестован американцами, но уже в 1946 году по личной просьбе генерала Макартура власти США прекратили его преследование, и гарантировали защиту от судебных преследований третьих стран. Разумеется это было сделано не бескорыстно, а в обмен на данные полученные в ходе деятельности отряда №731. Более того, доктор Исии продолжил свои исследования уже в американских лабораториях (надеюсь правда уже без 'брёвен'), а перед смертью перешёл в лоно католической церкви - правда надеюсь там, на небесах ему выставили счёт по заслугам, если здесь на земле этого не смогли (или не захотели) сделать. 9 из 10
Пропаганда - незащищенная форма интимных отношений государства в лице его СМИ со своим народом, которому всяческими разнообразными способами совершают анальные действия в мозг, не минуя при этом сфинктера, поскольку первейшая цель любой пропаганды, помимо безусловного контроля над разумом этих спящих овечек, это внушение страха до крайней степени, чтоб потребитель успел наложить целый кирпичный завод со свечным впридачу; промывка мозгов серной кислотой алогичной истерики на пустом месте вкупе с созданием как условного, так и вполне реального врага (или пробудив зверя старого) во имя мобилизации всех существующих ресурсов во благо кичующейся самой собой империи, построенной по привычке на костях и мясе ее апологетов и просто сочувствующих. Именно славный агитпроп, цветущий и пахнущий там, где имперское самосознание неоспоримо и неискоренимо: от нацистской Германии до всех ее сателлитов - способен мгновенно превратить любой культурный этнос в стадо каннибальствующих свиней, послушно повинующихся своему вождю, диктатору, солнцеликому, их богу на земле. Гадостный отходняк наступает после, когда уже слишком поздно...Когда дым пожарищ поднимается над домами, запах пороха и крови пьянит и сводит с ума, а печки концентрационных лагерей, что раскинулись панорамой мучительных смертей от оккупированных Киева и Минска до китайской Маньчжурии, где свои кровавые дела на ниве создания бактериологического оружия вершил Сиро Исии и его Отряд 731, растапливаются человеческими останками, еще действует яд тоталитарного обмана, и нет от него лучшего противоядия, чем неизбежное поражение. Несмотря на то, что последующую военную историю пишут победители, порой и проигравшим бывает есть что сказать, а если не сказать - то просто сделать. Примечательна в контексте последнего Япония, которая, в отличии от эксНСДАПовской Германии, покаявшейся за свой охальный гитлеризм (хотя кое-кто не шибко страдавший совестью предпочел скрыться в Северных и прочих Америках), свои ошибки прошлого признавать не торопилась (да и сейчас, впрочем, тоже не вполне их признала), оттого столь нервной была реакция японского руководства на выход военной драмы 'Человек за солнцем' - фильма, который и сам, однако, стал явлением в этом жанре слишком неоднозначным, по степени своего провокационного воздействия сравнимым разве что с вышедшем уже в 90-х годах невзоровским 'Чистилищем'. Расовый китайский режиссёр Тун Фей Моу - не слишком плодотворный ремесленник бэшного кинематографа, совсем не чета этим вашим Цуям Харкам и Ринго Ламам и далеко не кинохудожник уровня Пьер Паоло Пазолини и Лилианы Кавани, натура цветущая и созидающая - свое программное произведение, художественно-пропагандистский фильм 'Человек за солнцем' 1988 года снял в общем-то на стыке жанров: неумолимо военная драма, повествующая о превращении группы 15-летних мальчишек в самое жуткое орудие человекоубийства с применением той самой пресловутой пропаганды и военной муштры, сменяется кровавыми контурами натуралистичного хоррора, иллюстрирующего, не без очевидного эксплуатационного задора а la Ilsa, весь основной набор изощрений, применяемых Соро Исии на так называемых 'бревнах', причём режиссёр сам порой прибегает к пропагандистским ходам, адресованным в первую очередь не китайскому зрителю, но условному японскому, который вместе с направляющими его на верный путь национального самосознания политикунами на протяжении целых десятилетий не желал признавать за собой деяния пронацистски настроенной японской верхушки, так как у Страны Восходящего солнца была уже своя бередящая рана Хиросимы и Нагасаки. Китай конца 80-х, постепенно встававший с колен, требовал не столько отмщения, сколь признания горькой правды, тогда как сама ставшая жертвой уже американской системы сепарирования миропорядка Япония не желала признавать очевидного за собой греха. Но фильм не столько политическое, сколь общечеловеческое высказывание. Впрочем, его банальность перечеркнула экстремальностью визуального наполнения ленты, которая не стремится угодить идеалистам, пацифистам и прочим им подобным; лакированности здесь нет по определению, а концентрация невыносимой жестокости лишь служит неким парадоксальным доказательством иноприродности войны в целом. Глупо отрицать, что ничего такого не было, ведь даже насчёт Холокоста внезапно полно маргинальных сомневающихся, а фильм Тун Фей Моу всего лишь видится как нарочито броский вариант 'Ночи и тумана' и 'Обыкновенного фашизма'. 'Человеку за солнцем', меж тем, не присуще исключительно искаженное восприятие реальности. Жуткий репортаж из самых глубин ада, фильм Тун Фей Моу тем не менее не превращается просто в манипуляцию ради самой манипуляции. Зритель лишь наблюдает процесс расчеловечивания, который к финалу оборачивается катастрофой - не режима, но самого человека, внезапно понявшего, что за все совершенное им здесь, на территории концлагеря, придется отвечать. Если не перед трибуналом, то перед судом выше. Не жалко Соро Исии; мучитель такой породы, как он, не способен по-настоящему признаться в собственной бесчеловечности; но лишь чуть жалко этих 15-летних юнцов, которые в сущности всего лишь пешки, их легион, их миллион...
1. Начнем с самого интересного. Тот самый кот. Я теперь так и буду называть всех белых кошек - Маруто, в честь него, ибо заслужил. Притянуто за уши. Кому он нужен, когда можно безнаказанно издеваться над людьми? Имело место быть временами, никто не отрицает, но на фоне остальной картины смотрится глупо, само по себе, и еще глупее от типа крутой фразы 'беспощадного убийцы'. По задумке я должен был описаться в рейтузики, но подобного не произошло, я разочарован - как так, фильм ужасов, а они фигней страдают, котиков мочат. Эпичное клише мнимого превосходства. Надеюсь, китайцы (в данном случае именно они, а не японцы) и вообще нормальные люди от этого лечатся. Я к тому, что на животных обычно всем насрать. Кинули бы туда российский ЖЭК - смотрелось бы эффектнее. Смотрел эпизод внимательно. Сначала показалось, что он играет с обычными мышами (а не крысами). Разлили на пол краску, добавили звуковых эффектов и грамотно поиграли камерой - вот вам и 'убийство'. Но в конце животное подозрительно обмякло. Я так и не понял, что это было. Наигрался и уснул? Подобных вещей я насмотрелся в реальной жизни и наблюдать это еще и в кино под соусом 'жестокая реальность, не отворачивайтесь' или 'ты ничего не понимаешь в художественных ходах', конечно, не хотел бы. Да, жестокая. И да, в художественных ходах я правда ничего не понимаю, что касается и остальных кишок. Ненормальный интерес к кишечнику и его содержимому. Может перестанем туда лезть, обратимся лучше к неисчерпаемому внутреннему миру человека? Такая богатая тема - оккупация Маньчжурии, а поснимать кроме кота и дерьма как будто нечего. 2. Могут, когда хотят. Сцена с подушкой. Убитая горем девушка продолжала тянуть к ней руки, которые так и замерзли. Я поверил актрисе. Щемило сердце. Неудачная имитация оргазма в следующей сцене с ней подпортила впечатление от качественной игры до этого (наверно, это характерно для азиатского кинематографа определенного периода, так что тут не её вина, я бы просто списал на неопытность, сценарий изначально идиотский). 3. Старик, напевающий в крематории, пытается не сойти с ума. Или уже сошел с ума. Честный японский трудяга, добротно разделывающий трупы за скромную зарплату в два подзатыльника. Он бы рад сидеть в кресло-качалке и пить чай, глядя на внуков. А вместо трупов разделывать морковь и яблоки в салат. Но не вышло. Ситуацию добил уныло пьющий в углу солдат. Квинтэссенция личного горя и коллективного бессилия, вызванного животным страхом за свою шкуру. Тему предательства собственной совести считаю раскрытой. 4. Ну, и наконец, социальное программирование. 'Кто это? - Очень плохой китайский человек. -МАРУТА!' (пинок). Нам как бы намекают, что мы из себя представляем (не только китайцы, а вообще, самоирония такая). Кого в школе не воспитывали линейкой по рукам или книгой по голове? Я бы оставил эту сцену, а остальное вырезал. Получился бы классный воспитательный ролик о всей тупости войны, диктата, учебное пособие 'как не надо поступать ни при каких обстоятельствах, если вы себя уважаете'. Оставлю без оценки. Авторский замысел покрыт тайной за семью печатями, вроде как что-то наснимал, сам не понял что и зачем (насолить японцам, но японцы просто взяли и молча запретили его у себя, покрутив у виска), но смотреть можно.
Для начала остановлюсь на не самом важном: один из центральных эпизодов фильма снят совершенно неправдоподобно с психологической точки зрения. Это я о сцене вскрытия тела немого мальчика, точнее о том, что ей предшествует. Безусловно, понятно, для чего режиссёр решил сыграть на контрасте: ведь именно доверчивость жертвы делает деловое бессердечие палачей особенно омерзительным. Но не почувствовать ни малейшей тревоги среди чужих людей, даже когда тебя раздевают догола, укладывают на стол, да ещё в таком ужасном антураже и т.д. Да тут на инстинктивном уровне у любого человека волосы дыбом встанут. В общем, как говорил Станиславский, - не верю!. В фильме немало других ужасающих сцен. Несложно заметить, что режиссёр упивается жестокостью, практически смакует её, но я остановлюсь на том, что меня буквально потрясло, хотя, судя по оценкам и некоторым рецензиям, такие как я, к сожалению, не в большинстве. Это я о кошмарном эпизоде с несчастным котом – естественно, белым, ведь это самое «выигрышное» цветовое решение для задуманной казни. Разумеется, если бы всё, происходящее по ходу фильма, снималось в реале, то на фоне изуверских пыток подопытных узников о страданиях кошки можно было бы не упоминать. Но, господа! Мы же знаем, что все актёры не только остались целы и невредимы, но даже получили деньги за участие в проекте, а вот киску-то замучили всерьёз. И, в отличие от немого мальчика, она на самом деле ничего не подозревала, т.е. её доверие было цинично предано. Смотреть на любовно снятые в режиме реального времени - от начала до конца - чудовищные муки несчастного животного невозможно без содрогания. Пожалуй, если бы не это бесчеловечно спроектированное, хладнокровно осуществлённое и со смаком зафиксированное убийство, я мог бы написать совсем другую рецензию. Понятно, что ни в Европе, ни в Голливуде до такого никто и никогда не додумался бы. И для чего же был истерзан ни в чём не повинный кот? Всего лишь для того, чтобы один из палачей произнёс нелепую фразу: «Маленькая крыса может победить кошку»? Так фигушки вам, изверги, - не может! Мириады голодных крыс в замкнутом пространстве - могут, они и тигра сожрут, но что это доказывает? Современный философ Питер Сингер утверждает, что права животных нужно уважать. Я (и миллионы других людей) с ним полностью согласен. Позволю себе достаточно обширную цитату, так как лучше Сингера не скажешь: «Есть ли у животных права или нет, это философский вопрос, который можно оспорить. Сегодня большинство этиков сошлись на мысли, что права у них есть, хотя речь о равенстве с человеком всё же не идёт. Гораздо важнее понять, что у животных есть интересы, и факт того, что какое-то существо – это не человек, вовсе не даёт нам оснований придавать его интересам меньше значения, чем интересам людей. Там, где наши желания совпадают, - например, в желании избежать боли, - мы должны быть равноправными. Боль есть боль, и совершенно не важно, какой вид живых существ её испытывает. Точно так же, как мы должны одинаково подходить к страданиям мужчины и женщины, европеоида и негроида, мы должны относиться к страданиям собаки или шимпанзе». Пока ещё человечество не отказалось от убийства братьев меньших ради мяса и шкур, я и сам не вегетарианец, но, по крайней мере, это стараются делать (все, кроме садистов), не причиняя животным ненужных мучений, да и на камеру для всеобщего показа это снимать не принято. Я в курсе, что некоторые из военных преступников трепетно относились к своим собачкам и кошечкам, такое сочетание возможно. Но я точно знаю, что люди, которые могут с удовольствием мучить животных, теоретически способны на любые преступления (при условии гарантии их личной безопасности, конечно). Категорически не рекомендую этот фильм к просмотру.
'Человек за Солнцем'. По некоторым параметрам фильм Туна Фей Моу, можно отнести к тем, которые советуют друзья, любящие жесткие шутки или кого впечатлил 'Хостел', и они с удовольствием расскажут пару подробностей из сравнительно старого 'Отряда 731', с настоятельной рекомендацией перед просмотром запастись бумажными пакетами. Я бы отнес этот фильм к тем, которые посоветую в случае крайней необходимости, даже несмотря на то, что он мне показался чрезвычайно талантливым, важным и умелым. Тун Фей Моу, создав относительно стабильную карьеру на производстве трешевых мелодрам и боевиков, в 1988 году выстрелил единственным, более-менее известным фильмом в своем творчестве, посвященном геноциду китайского населения японскими войсками во время Второй Мировой войны на территории Маньчжурии. 'Отряд 731' - печально известный концлагерь, разрабатывавший бактериологическое оружие, стал тем самым политическим поплавком, укрепившим 'Человека за Солнцем' в статусе фильма культового и цитируемого. Конечно, это не Освенцима-Биркенау, однако материала для съемок у гонконгского режиссера было предостаточно. К тому же, большинство художников доселе ограничивались черно-белыми снимками жертв, или стеснительными кадрами мучающихся в душегубке людей. Тун Фей Моу в свою очередь, принял провокационное решение снимать максимально реалистично, и тем самым привлек к своему фильму еще больше внимания, нежели просто пнув Японию за старые гадости. И все же, если бы 'Человек за Солнцем' был тривиальным ужастиком с лужами крови и обглоданными кошками, вокруг него не сложилось бы той мрачной ауры, что сопутствует ему. Можно было бы отделаться легкой тошнотой. Когда мы говорим об этом фильме, то в первую очередь говорим о сильной военной драме, поднимающей такую сложную и актуальную тему как бесчеловечность. И после просмотра фильма Моу остается не просто тяжелый осадок, а ощущение, будто ты только, что вернулся из увлекательного путешествия по девяти кругам ада. Территория Маньчжурии, оккупированная японскими войсками. Из группы пятнадцатилетних мальчишек создают молодежный корпус отряда 731, занимающегося некими секретными разработками. Муштра и режим в военные времена, однако, оказываются для мальчиков испытанием куда более легким, нежели когда они наконец узнают, чем занимается их начальство, и какими методами японское правительство разрабатывает бактериологическое оружие. Люди позади Солнца - это 'марута' ('бревна'), местные жители, захваченные в плен, коих должно содержать в добром здравии. Юные герои вместе со зрителем, становятся свидетелями чудовищных экспериментов над людьми, и кто из воспитанников отряда 731 после школы концлагеря останется человеком, еще большой вопрос. 'Человек позади Солнца' опустошает. Многие зрители обвинили режиссера в отсутствии этики, в насилии над животными и в политической конъюнктурности. Это и правда чересчур. Не так страшны кадры насилия, как осознание того, что происходило чуть более шестидесяти лет назад в мире, во что превращались люди и куда мы все могли зайти, если бы, к примеру, мешок с блохами, зараженными бубонной чумой, свалился на какую-нибудь столицу, вроде Москвы или Пекина. Тун Фэй Моу выхватывает своего зрителя из уютного кресла и помещает прямо в центр жизни самого страшного, что было на земле за всю ее историю, чтобы зритель понаблюдал и сделал соответствующие выводы, что война и концлагеря, и геноцид, и опыты над людьми это антигуманно и опасно. Опасно это и для психики зрителя. Рамки между кино и реальностью стираются, и я оказываюсь, там, где совсем не хотел бы оказаться. Я думал, что это кино, но оно слишком пугающе близко ко мне. И остается после титров лишь прикидывать, а не зреет ли геноцид где-нибудь под боком, и насколько легко взрастить насилие в сердце человека, если подобные вещи показывают ему ежедневно с экранов и постеров. И что самое страшное, без смысла. 'Человек позади Солнца' несет в себе скорее неубиваемый пацифизм. Только вот средства донести его, мне показались чересчур прямыми. 9 из 10
Человек позади Солнца. Китайский фильм, 1988 год. Сюжет: Вторая мировая. Эскадрон 731 занимается секретными разработками биологического оружия. Исторический фильм про Вторую мировую войну. Про положение Японии в этой войне. Что я увидела: безразличие к страданиям живых существ. Особенное различение своих от чужих, собратьев от испытуемого материала; животный страх в глазах пленников; безумие - там же. Чего я не увидела: жестокости. Да, ее я почти не увидела. Лишь в одном случае - когда командующий подростковым отрядом засмеялся над мучениями белого кота. В остальных случаях - только интерес к происходящему, прекрасно выполняемая работа. действительно не увидела актеров. они живут - одним противно, другим безразлично. Порадовал момент, когда генералу сообщили, что русские объявили войну. неподдельное такое изумление застыло в глазах, даже как-то гордость пробрала за родимую страну. Еще был момент с трехстами килограммами зараженных блох.. вот да. наверно, хорошая вещь. полезная в хозяйстве. Итак, сама оценка. Работа оператора: было ощущение, что оператора не было. точнее, что он в объектив не смотрел. Я бы точно не стала смотреть на то, как из живого мальчика вытаскивают его органы. Хотя кто знает, возможно и им двигал чисто исследовательский интерес. В общем, работа оператора отличная, ничего от зрителя не скрывающая, главное - спокойная и ровная, без этой современно-модной дикой тряски а-ля 'бухал год не просыхая'. Сценарий: прописан до мелочей, пронизан символизмом (правда, в лишь некоторых местах) Тут я благодарна сценаристам за сцену отъезда эскадрона, за дождь, за роды (как символ зарождения новой жизни), за смерть оставшегося пленника (как отказ от пережитков прошлого), за утомленные изможденные лица). Так же благодарна за первые несколько сцен, когда мальчики только прибыли на службу и встретили бродягу-немого (а насколько я поняла, именно он и был немым, хотя я может и неправа).Благодарна я и за сцену утех генерала с гейшами, его изобретение биологической бомбы. Проще говоря, благодарна за мельчайшие отлично продуманные детали в фильме. За четкость, ясность изложения. Режиссура: я, вот так ее даже и не заметила. Как-то вот направления актеров, которое обычно задает режиссер, не было. Каждый работал по-своему, индивидуально, режиссер лишь корректировал некоторые их действия. Однако, именно режиссер создал атмосферу войны, военного лагеря и весьма, я должна сказать, удачно. Актеры: из актеров следует особо отметить генерала. Вот человек, мужчина истинно преданный своей стране, исполняющий свой долг, знающий его превосходно, уважающий государство (как и его тайны). Имени актера не знаю, к сожалению, может, и к лучшему, ведь теперь для меня он - Генерал Эскадрона 371. Так же хочу отметить вечно пьяного печника, засовывающего в свою печь части тел, и поющего себе под нос песни. Хоть роль его совершенно незначительна, однако без него вся работа бы пошла насмарку. Именно он человек пожилой, мудрый, повидавший в своей жизни уйму всего, и теперь спокойно работающий в военном испытательном 'крематории'. Мальчики все постарались на славу, были истинно молодыми солдатами. Напоследок я хочу сказать, что фильм мной увиденный, меня поразил своей живостью, естественностью, непорочностью, если так можно было бы выразиться по отношению к людям, жадно препарирующим людей, добывая органы, а потом еще после этого брасая шуточки. Безмерно благодарна за прекрасную возможность окунуться в мир прошлого, чтобы предотвратить возможность подобных происшествий в будущем.