Осведомитель: отзывы и рeцензии

Aleks-Predator
Aleks-Predator28 октября 2022 в 11:57
Отчаяние и его последствия

«Осведомитель» попал в поле моего зрения из-за сразу четырех статуэток Оскара, среди которых были награды за Лучшую мужскую роль и Лучшую режиссерскую работу. Вообще фильм стал рекордсменом Американской киноакадемии в 1936 году, собрав такое количество наград. Сюжет достаточно интересный. Противостояние ирландцев угнетающим английским властям, дружба и предательство, любовь и отчаяние. В картине присутствует всего понемногу, но после просмотра я остался разочарованным. Картина не произвела впечатления, которого хотелось. Действие картины происходит в 1922 году. Актеры, локации — все передают ту далекую теперь эпоху. На первый же план выходят отношения между главным героем Джипо, которого играет Виктор МакЛаглен (что, собственно, и был удостоит Оскара за роль), и девушкой-проституткой Кэти в исполнении Марго Грэхам. Очередной разговор приводит к тому, что Джипо нелестно высказывается о профессии Кэти, а девушка в ответ буквально обвиняет мужчину в том, что тот не может сам заработать денег и погряз в нищете. Этот конфликт заставляет иначе взглянуть героя на его место в мире. Ведь происходящие вокруг события довлеют и угнетают молодого человека. И здесь идет явная попытка показать внутренний мир Джипо. Ведь он по сути один из многих, кто оказался в безвыходной ситуации происходящего, а выбраться из тяжелого положения нет сил. МакЛаглен старается открыть внутренний мир своего персонажа, но на мой взгляд, ему это не удается в полной мере. По крайней мере, Оскар выглядит несколько сомнительной наградой, особенно, если учесть, что в номинантах, кроме МакЛаглена, были актеры «Мятежа на Баунти» Кларк Гейбл и Чарльз Лотон, что выглядели куда выгоднее в своих ролях в том фильме. Лучшая режиссура. Оскар за работа постановщика получил Джон Форд. Его картина хороша, но не замечательна. В этом проекте можно наблюдать, как постановщик старается передать внутренний мир главного героя Джипо через поступки мужчины. Да, мы видим скрытую борьбу где-то в глубине души персонажа, но все-таки попытка передать весь спектр эмоций персонажа не увенчалась успехом лично для меня. Сопереживания герою я не испытывал, а картина в целом показалась мне серой. И, думаю, ответственность за вот такую недокрученность нерва картины лежит на Форде. Но свой Оскар он получил, опять же обойдя куда более интересную работу Фрэнка Ллойда над «Мятежом на Баунти» и вполне неплохие фильмы: «Одиссея капитана Блада» Майкла Кертица, «Жизнь бенгальского улана» от Генри Хэтэуэйа. История в картине идет своим чередом, главный герой неизбежно делает то, что собирается в отношении своего друга. Да. Эти действия можно оправдать складывающейся ситуацией, а можно и не оправдывать, решив, что настоящие друзья не могут идти на предательство. Но дело сделано, а муки совести так и будут вместе с Джипо. «Осведомитель» оказался лично для меня средним и серым проектом, который прошел мимо. Картина особо не запоминается, а громкие награды никак не вяжутся с тем, что довелось увидеть на экране. Может быть, кто-то назовет эту картину классикой Голливуда, но я точно не стану этим человеком. Для меня это проект на один просмотр с хорошим сюжетом, но слабой реализацией. 5 из 10

Akatos
Akatos29 января 2012 в 08:53

Дублин образца 1922 года. В городе, как и во всей Ирландии, происходит восстание против английской оккупации. Весь остров разбит на ирландцев-патриотов и «элементов», сотрудничающих с английской администрацией. У глуповатого верзилы Гипо (Виктор МакЛаглен) ситуация и вовсе подвешена. С одной стороны, ранее его погнали из повстанческого движения, и теперь ирландцы к нему относятся с недоверием. А с другой, Гипо сам ирландец, а потому ему уготовано вечное презрение от английской администрации. К тому же Гипо влюблен в проститутку Кэтти, которая мечтает собрать 10 фунтов стерлингов (несусветные деньжищи!) и уплыть в страну больших возможностей – США. Гипо, у которого за душой ни гроша, решается ради своей шлюшки на страшный поступок – он сдает англичанам своего друга-подпольщика Фрэнки МакФиллипа, за которого администрация дает вознаграждение 20 фунтов. При задержании Фрэнки убивают, и теперь его коллеги-подпольщики ищут осведомителя… Вот как на духу скажу, ранний Джон Форд меня как-то не впечатляет. Посмотрим, как пойдет дальнейшее восприятие этого признанного во всех аспектах режиссера Голливуда, но пока что ни его «Доктор Эрроусмит», ни «Потерянный патруль», ни сегодняшний «Осведомитель» какого-то придыхания не вызывают. Нет, фильмы все, по меньшей мере, толковые, смотреть их и можно, и при возможности, даже нужно. Но это еще даже в первом приближении классикой кинематографа не назовешь. Не плохие фильмы своего времени, и не более. Тем сильнее меня удивило 4 «Оскара» врученные «Осведомителю» (плюс еще две номинации). Виктору МакЛаглену (он у Форда главную роль в «Потерянном патруле» играл) в принципе «Оскара» дать можно было, актер убедительно выложился. А вот номинировать «Осведомителя» в категории «Лучший фильм», да еще и дать Форду «Лучшего режиссера»… считаю, это больше конъюнктурным веянием в Голливуде образца 1936 года, нежели реальной кинематографической заслугой. «Осведомитель» достаточно левацкое кино, что, собственно, и не удивительно, если учитывать, что фильм поставлен по одноименному роману писателя-коммуниста Лиама О’Флаэрти. При этом сам Форд акценты в экранизации кардинально перевернул. Если у О’Флаэрти в романе ирландские революционеры – это сущее отребье, готовое убить человека ради своих национальных идей, то Форд человеческое отребье сделал исключительно из главного героя (этакий опустившийся во всех отношениях люмпен), в то время, как сами ирландские подпольщики даже внешним видом (костюмчики, галстуки, выглаженные плащи, ухоженные бритые физиономии) больше напоминают честных чекистов и разведчиков, нежели повстанцев. Англичан в фильме и вовсе не трогали – они фоновая стихия, не более. В целом, Форд снял в очередной раз максимально упрощенное кино. Простенький сюжет, простенький образ врага, и просто невероятное количество пафоса. С финальной развязкой в церкви Форд переборщил даже с учетом специфики 30-х годов. Да и многие сцены в фильме (перестрелки, монологи-просьбы, слезные раскаяния) у Станиславского однозначно бы вызвали рвотный рефлекс. Да, МакЛаглен все-таки не плох, и в своем образе лучший на фоне остальной «этически правильной» публики. Сюжет, каким бы упрощенным и предсказуемым он ни был, все же держит внимание. В общем, фильм для ознакомления вполне годится (да и 4 «Оскара» наряду с именем Джона Форда подкупают), но это даже близко не та картина, о которой можно сказать – «безоговорочная классика мирового кинематографа». Вердикт – 20 фунтов и дурак навстречу. Сносная, но совершенно непонятно, за что так облюбованная критиками и академиками картина Джона Форда. Смотреть можно, восторгаться нет. 6.5 из 10

ars-projdakov
ars-projdakov11 сентября 2013 в 06:01

До свершения каких поступков можно довести человека, если он вынужден жить в условиях жесточайшей нищеты или полного унижения? Практически каждое государство на нашей планете может привести пример из своей истории, когда население было в крайне бесправном состоянии и было готово пойти на любой поступок, лишь бы выжить. Так, например, Ирландия в течение долгого времени страдала от деспотичного режима британского правительства. Потенциальная история одного из ее жителей была продемонстрирована в картине «Осведомитель». Сюжет Действие разворачивается в Дублине 1920-х годов, накануне ирландского восстания. Между обветшалыми домами, в пучине нарастающего гнева возникает любовь между парнем Джипо и проституткой Кэти. Джипо категорически против профессии Кэти, но та, не желая слушать Джипо, задевает его за самое живое, намекая на то, что он не умеет бороться с поглотившей всех нищетой. Оскорбленный этим заявлением Джипо идет на отчаянный поступок – он становится осведомителем в полиции и сдает своего лучшего друга. Игра актеров Кроме главного героя Джипо особо ярких персонажей в фильме не наблюдается, поэтому мне остается прокомментировать игру только этого актера. Виктор МакЛаглен воплотил на экране уникальный образ отчаявшегося человека, готового пойти на самые низкие поступки, которые сам презирает. Джипо, сыгранный МакКлагленом, это не просто трагический персонаж, это герой, который сгорает от своей совести, которая его разрывает еще до предательства своего друга. Режиссура Можно сказать, что Джон Форд создал новый тип фильмов, социально-психологических драм, в которых основное внимание заостряется на внутреннем мире главного героя. Больше всего в режиссуре мне понравилось, что Форд буквально показывал зрителю мысли Джипо. Так, например, впечатлила сцена, когда Джипо разговаривал со своим другом в ночлежке и представил под другом надпись с наградой за поимку. Таким образом, зритель становится ближе к герою, к его проблемам, к его душе. Сценарий Сюжет фильма повествует непосредственно о главном герое Джипо, а именно останавливает внимание на той ситуации, в которую он угодил. Чтобы хотя бы как-то объяснить причину, из-за которой ему пришлось пойти на это предательство близкого друга, излагается в самом начале. Мы видим холодный, темный, окутанный густым туманом Дублин, в котором жители словно загнанные лошади, не могут найти себе приюта. Вся эта обстановка и унижение, нанесенное возлюбленной, доводит Джипо до крайностей. Совершив этот поступок, в нем просыпается жгучая совесть, которая сводит его с ума. Итог Классику кинематографа всегда следует смотреть и пересматривать, потому что это – такой же кино, как и сейчас. «Осведомитель» - один из таких фильмов, которые производят сильное впечатление и оставляют приятный осадок на душе. 9 из 10

RondaMisspoken
RondaMisspoken6 апреля 2019 в 10:07

Данная кинокартина - типичный фильм американской классики, повествующий о разворачивающейся трагедии на фоне извечной борьбы Ирланди за независимость. Главный герой сего действа - Джипо Нолан уже давненько изгнан из повстанческих рядов и, как впрочем и все в этом Дублине 1922 года, голодает. Этим его попрекает подруга, занимающаяся проституцией, но, поняв, что перегнула палку, она предлагает ему найти где-нибудь 20 фунтов для покупки двух билетов на пароход до такой свободной и независимой Америки. И в этот момент неожиданно Джипо встречает своего старого сослуживца, за голову которого британское правительство объявило как раз те самые 20 фунтов. После недолгой борьбы с совестью и внутренним голосом главный герой является в отделение полиции и информирует властей о месте нахождения разыскивваемого преступника. Грубо говоря, вся остальная часть кинематографического времени отдана под внутренние терзания и сомнения главного героя, его не всегда удачные попытки оправдать себя не только в чужих, но и в своих собственных глазах. Относительно быстро Джипо переходит от нервных срывов при любом упоминании слова 'осведомитель' до убежденной в своей правоте обвинительной речи для совсем безобидного человека. К сожалению, в фильме так и не звучит та высокая идея, которую отстаивают повстанцы, за которую проливается кровь и вершится суд. Если не читать аннотацию к фильму, мало того, что нельзя понять о каких событиях идет речь, так и смысл фильма можно совершенно перевернуть. Это одна из причин, почему данная кинокартина не сможет конкурировать с более современными аналогами. Присутствуют здесь, несмотря на почтенный возраст фильма, и некоторые визуальные эффекту, естественно несущие определенный подтекст: плакат, сорванный Джипо, который постоянно ему мерещиться после предательства, таким образом возвращающий его в начало истории и заставляющий заново взвесить содеянное, а также говорящий о невозможности вернуться в начало истории, и, наоборот, приписка с того же плаката о сумме выплат в случае обнаружения, появляющаяся под реальной головой друга и змеем-искусителем толкающая его на совершение преступления. 7 из 10 Рекомендуется: любителям старого черно-белого американского кинематографа в стиле драмы. Опасно: любителям всего современного.

Andrei_Kupyra
Andrei_Kupyra6 февраля 2010 в 22:27

Этот фильм положил начало моему знакомству с творчеством величайшего режиссера кино - Джона Форда. Для самого же режиссера кинолента стала открытием своеобразной экспансии за престижную награду 'Оскар' в номинации 'Лучший режиссер'. К тому же лента демонстрирует прекрасное актерское исполнение Виктора МакЛаглена, который за роль в 'Осведомителе' так же был удостоен этой наградой. Но и это еще не все - свои премии получили известный своей музыкой к кинофильмам композитор Макс Стайнер и автор адаптированного сценария Дадли Николс. Поэтому можно по праву считать, что 'Осведомитель' стал знаменательным событием в кинематографии и в карьере людей, работавших над созданием этой картины. Фильм поставлен по одноименному роману англо-ирландского писателя Лиама О’Флаэрти, в котором автор отразил не столько само революционное движение за свободу Ирландии и ирландского народа, сколько описал эмоциональное и душевное состояние участников движения. Именно такой сюжет был реализован на экране режиссером, который максимально точно постарался передать обостренность ситуациии во время освободительных кампаний. Больше всего внимание при просмотре акцентируется на постановке, которая мастерски была воплощена Джоном Фордом, и актерской игре МакЛаглена, которому удалось изумительно передать образ своего героя. Отчаяние, смешанное с раскаянием, твердость характера, ослабленная сентиментальностью и детской наивностью. Сложно это натурально вместить в себе и изобразить одному персонажу, но МакЛаглен не только справился со своей задачей, но и, если так можно выразиться, перевыполнил план актерского мастерства. В целом получилась прекрасная лента, на которую стоит обратить свое внимание. 8,5 из 10