Роман бедного юноши: отзывы и рeцензии

ancox
ancox28 января 2017 в 17:38
Груз свободы

Я очень люблю такое кино: неспешная, закрученная в пружину рутинная драма, в которой всегда есть место абсурду. А еще, это один из последних фильмов моего любимого актера Альберто Сорди, который сыграл свою роль с блеском! У контейнера для мусора встречаются два одиночества: молодой неудачник Винченцо и старый романтик Бартолони. Винченцо – безработный филолог. Он живет с матерью, которая до того обеспокоена мнением соседей, что покупает порошок для давно сломанной стиральной машины, и делает вид, что каждое утро провожает сына на работу. Бартолони женат на малоподвижной толстухе, ревнующей к самой себе в молодости, и влюблен в молодую работницу ларька, которой, как ему кажется, нравятся его знаки внимания. За рюмкой-другой группы Бартолони просит Винченцо избавить его от нелюбимой жены, ведь у молодого человека не будет мотива, а, значит, на него никто и не подумает в случае чего. Филолог соглашается, но на условиях взаимной услуги: убийства матери. Кто из этих двоих шутил, кто говорил серьезно, влияла ли на слова и помыслы граппа – знает лишь тьма. А ее в фильме достаточно. Этторе Скола широкими мазками рисует разочарование, тоску о будущем и прошлом, большую печаль мужчин, так и не нашедших своего места ни в работе, ни в семейной жизни, ни в обществе в целом. Что старый, что малый хотели бы бежать. Но куда? На 52-м Международном Венецианском фестивале Изабелла Феррари получила приз за лучшую женскую роль второго плана. Да, ее персонаж обращает на себя внимание. Но он лишь оттеняет великолепную игру дополняющий один другого Роландо Равелло и Альберто Сорди. Кстати, Сорди свою награду за лучшую мужскую роль получил: Grolla d'Oro 1995. Еще один плюс фильма – музыка Армандо Тровайоли. 8 из 10

Виталий  Арсеньев
Виталий Арсеньев15 мая 2016 в 17:24
Честная конкуренция

Винченцо, выпускник филологического факультета, в течение семи лет после окончания университета не может найти постоянную работу. Он то кого-то временно подменяет, то дает частные уроки детям. Винченцо проживает вместе с матерью, и ее пенсия служит для него кое-каким подспорьем. Когда-то у покойного отца Винченцо был маленький магазинчик канцелярских товаров, который пришлось продать, чтобы рассчитаться с долгами и оплатить лечение отца, который долго перед смертью болел. Матери стыдно за нищету, в которой она оказалась после смерти мужа, и для соседей она продолжает создавать видимость того, что все осталось по-прежнему: покупает в бакалейной лавке порошок, хотя стиральная машина давно сломалась, требует, чтобы сын с утра уходил якобы на работу, раструбив всему кварталу, что Винченцо профессор в университете. Ее сыну нравится владелица прачечной Андреина, но он избегает контактов с влюбленной в него молодой особой, потому что испытывает страшный комплекс неполноценности. И в этой плачевной ситуации Винченцо знакомится с пожилым синьором Бартолони - соседом этажом выше. Герой Альберто Сорди проживает вместе с ненавистной, старой, растолстевшей женой, которая обращается с ним, как с рабом и мальчиком на побегушках. Старик влюблен в юную булочницу из киоска, и ему кажется, что девушка отвечает ему взаимностью. У омерзительной толстой алкоголички в коробке из-под шляпы припрятана крупная сумма денег, и однажды вечером, доведенный до отчаяния издевательствами супруги, Бартолони предлагает Винченцо убить свою жену в обмен на эту сумму. И через какое-то время старуха действительно падает с балкона, только вопрос о том, кто же ее убил, остается открытым… Великий итальянский режиссер Этторе Скола за свою многолетнюю карьеру с различным успехом работал в самых разных жанрах, но к жанру психологического детектива обращался довольно редко. В данном случае получилась сильная, с очень точными актерскими работами, психологическая драма с уклоном в детектив, финал которого окутывает некоторая «туманная спираль». Шедевр Эрипрандо Висконти приходит на ум сразу же после просмотра фильма. В обоих картинах их создатели предлагают зрителям в финале самим догадываться, что же произошло на самом деле, и потенциальных вариантов происшедшего оказывается как минимум три. Причем, чтобы разработать все эти варианты, зритель должен быть хорошим психологом. При этом оба фильма предельно пессимистичны. Пессимизм Сколы усилился после распада Итальянской компартии, однако из той депрессивной оцепенелости, в которой режиссер, похоже, пребывал на съемках предыдущего фильма, в «Романе» ему, слава Богу, удалось успешно выйти. Но пессимизм у коммуниста Сколы, скорее, социальный, ведь все проблемы общества определяются капиталистической системой, безработицей, отсутствием социальных гарантий, нищенской пенсией, неспособностью интровертивных филологов стать коммерсантами и так далее. А вот пессимизм у аристократа Висконти менее всего объясняется отсутствием денег и невозможностью устроиться на работу. Пессимизм племянника Лукино определяется тотальным человеческим одиночеством и некоммуникабельностью между мужчиной и женщиной, вечной человеческой скукой и чувством пустоты, невозможностью человека себя реализовать ввиду сурового и таинственно-непостижимого Божьего промысла, в результате чего человек погибает в серой пене вещей. Поэтому конкуренция между фильмами Сколы и Висконти в плане значимости для человечества была бы явно неравной для Сколы ввиду определенной социальной ангажированности его картины, однако Скола, как большой художник, смог придумать в финале парочку оригинальных и пронзительно-щемящих сюжетных ходов, в результате чего его фильм не так уж сильно уступает фильму Э. Висконти. Если их сравнивать, разумеется. 9 из 10