Дела совсем недавних дней - год 2005-й. Видимо, звёзды сложились так, что в это время появилась очередная картина со сказочным сюжетом, частично взятым из 'Сказа про Федота-стрельца' и его предшественников и резким креном в сторону исконно-славянского. Даже снимали не где-нибудь, а в музе-заповеднике национального зодчества. Так что все плохо освещённые хоромы в фильме реальны. Скорее всего, с финансами тоже, как и советской постановке 'Там, на неведомой дорожке', было негусто, однако, в новых условиях рыночной экономики это уже было для любой ленты серьёзным препятствием. Но желание создателей было непоколебимо - снимаем кино на национальные мотивы и всё тут. В итоге, так старались, что явно перестарались. При всём патриотизме коробит слух народный гусле-балалаечный 'саундтрэк' с плохо поставленными песнопениями (частично с подвываниями). В отдельных местах музыка ещё попадает в картинку, но кое-где просто удручает и мягко просит кино не досматривать. Неплохо поработала главная актриса, Мария Куликова. Естественно, актёрская школа у неё постсоветская, поэтому ворожба похожа на какой-то сектантский ритуал, совершаемый под действием психотропных веществ. Впрочем, если основная часть актёрской работы - сериалы типа 'Двух судеб', то подобные переигрывания можно простить. Ну, нет у молодых дарований учителей типа Станиславского, всё им приходится постигать методом проб и ошибок. А когда и режиссёр не знает, чего хочет от исполнителей, то дело швах. И лишь какие-то операторские находки могут вытянуть ленту. В принципе, белые сюрреалистичные палаты, где обитает Сват-Наум, перемещения в пространстве и времени - на это пожаловаться не могу, видны труды мозговой деятельности. Страшная Баба-яга как бы напоминает, что её добрый образ был лишь советской иллюзией, на самом деле нечистая сила не может быть приятной глазу (Лесная царевна Марья не в счёт - она обычная девушка, похищенная в детстве и воспитанная в лесных условиях). Особенно тщательно продвигали эту мысль через Кота-Баюна. Такого компьютерного красавца надо сразу в Doom III отослать и из плазменника огреть. Неужели нельзя было домашними методами сотворить диво дивное, чудо чудное? Ну, в общем, получилось двоякое представление от этой сказки. Наверное, 'Лесная царевна' доказывает, что сил на освоение жанра у национального кинематографа не хватает. Остаётся только посмотреть, что даст 'Книга мастеров'. Либо не зря организован поиск контактов с заокеанскими специалистами, либо всё, сказочные концепции надо отправлять на длительное переосмысление. Желательно без перегибов на национальной старославянской почве. 5 из 10 [Ну, тотального разочарования не последовало, однако, не ожидал, что так сильно изменятся ценности за двадцать лет]
Недавно в выходной на одном из российских каналов совершенно случайно наткнулся на эту сказку. Зацепило с первых же кадров, поэтому решил посмотреть, и – знаете что? – не пожалел! Фильм просто шедевральный! Надеюсь, всем знаком сюжет любимой с детства сказки про то, не знаю, что, поэтому пересказывать его здесь просто-напросто не вижу смысла. В фильме этот сюжет выдержан довольно чётко и очень близко к тексту. Но если в сказках Роу все герои были комичны на грани идиотизма, то здесь всё по-другому. Изменились времена, изменились и сказки. Вернее, сказки те же, а вот подавать их нужно уже совсем по другим соусом. В стране советов все жили как в сказке, никто ничего не знал наверняка, и сказки были такие же наивные и до боли простые, как и сама жизнь. Теперь же всё усложнилось, и сказки стали намного сложнее. В них стало больше цитат, которые просвещённый зритель истолкует правильно, они стали несколько сумбурнее, но, согласитесь, ведь и жизнь по сравнению с советской стала интереснее. Самое главное, что изменилось – у нас появился выбор: хотите – смотрите, не хотите – не смотрите! Конечно, тот, кто привык к классической советской сказке, возможно, отвернёт нос от экрана в порыве брезгливости, но, уверяю вас, теперешние дети, воспитанные совсем на других идеалах, воспримут эту сказку достаточно спокойно. Вероятнее всего, она им вообще покажется скучной, тогда как советскому человеку она покажется излишне суматошной. Но никого не оставят равнодушным великолепнейшие пейзажи моей родины – Архангельской области! Актёры невероятно красивы, колоритны, играют великолепно, а выглядят в национальных русских костюмах так хорошо и естественно, что аж дух захватывает. Компьютерная графика не является главным действующим лицом сказки, а лишь ненавязчиво и всегда к месту дополняет происходящие на экране события. Великолепно передано настроение волшебной сказки, особенно ритуалы перехода в иной мир и сами миры: наш и загробный. Отдельного разговора заслуживает проникающая в самую душу красивейшая музыка, которая сопровождает зрительные образы от начала и до самого конца. Наконец-то сказочное действо обрамлено сходной ему по духу и настроению музыкой, а не симфоническими произведениями «а ля сказка». Абсолютно всегда музыка точно передаёт чувства, возникающие у зрителя при просмотре, хватает и держит, не отпуская ни на мгновение. Сказке вернули этнику, если и не подлинную, то достойного продолжателя традиций, так как стоять на месте невозможно, всё должно развиваться. Итак, те, кто ещё не смотрел – смотрите! Ибо именно так и никак иначе выглядит волшебная сказка нашего времени: без излишней слащавости страны советов, ярко, зрелищно и незабываемо! 10 из 10
Начну с оценки: 9 из 10 Теперь о фильме. Понравилось. Очень. Вызвал огромное количество положительных эмоций, ощущение присутствия в сказке, из-за чего и смотрел не отрываясь (и пересматривал тоже). В целом хорошая игра актёров оставляет приятное ощущение и им веришь. Хотя Иван не всегда играет так, как ожидается, но на то он и Иван, и думаю, это только в плюс. Актёры, кстати говоря, подобраны очень хорошо. Во всяком случае ни один актёр не выглядит не соответсвующе своей роли, за что благодарность и костюмерам, и гримёрам. Марья - настоящая славянская красавица (почти влюблён). В любой сказке есть волшебство. А какое волшебство в наши дни без компьютерных спецэффектов? Правильно - никакое. Графика есть и не радует полной реалистичностью, но в этом её плюс, ибо это сказка, а не док. фильм. Всегда стереотипично думал, что избушка на курьих ножках, пыхтя и надрываясь, поворачивается, при получении голосовой команды, к источнику акустического сигнала, но оказалось... куда интереснее. Удивило, и в плюс пошло. Очень понравилась сцена, где Сват Наум поднял ветер. И в этой сцене всё происходящее на экране и музыка производят неизгладимое впечатление. Использован, кстати, подзабытый способ переноса зрителя к происходящему, и в отличие от привычного нам родственника, читающего перед сном сказку ребёнку/внуку, он, на мой взгляд, более интересен. В качестве минуса - поначалу ощущается натянутость, вялость всего проиходящего, но потом постепенно это чувство уходит и целиком окунаешься во все происходящее. О недетских сценах - их там нет. Где уж их там рассмотреть удалось одному из рецензентов? В общем, любителям трансформеров и всяких бэтменов не сюда, потому что это - настоящая русская сказка, качественно экранизированная. Советую всем.
Ожидала увидеть, наверное, привычный детский фильм об отважном богатыре и его злобных врагах из русских сказок, только с 'наворотами' в компьютерной графике и спецэффектах. Увидела нечто, что 'ни в сказке сказать, ни пером описать - не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка'... Нет, элементы сказки время от времени присутствовали, сюжет смутно просматривался... но в целом фильм смотрелся скорее как горячечный бред летчика Мересьева, сбитого в таежных лесах. Странные, вовсе не детские сцены, музыка, мрачность и тягучесть событий. Впечатление фильм произвел, но затрудняюсь определить, какое именно - недоумения, скорее всего. Из персонажей - больше всех понравился, наверное, Сват Наум - слуга-невидимка. Голос был очень приятный, терпеливый и все понимающий. 6 из 10
В случае с «Лесной царевной» очевидны устремления авторов сделать нечто аутентично русское народное и еще более очевиден их провал в этом направлении. Но в результате вышла намного более интересная штука – сюрреалистический фильм-курьез. Тут хватает странного и необычного. И эту необычность усугубляют дешевые спецэффекты. Такой вот это фильм. Невероятно халтурный по графике и нелепый по антуражу кот Баюн в железном шлеме, похож на кого угодно, но только не на кота Баюна – скорее, на персонажа из старой доброй игры American McGee’s Alice, перверсивной версии кэрролловской «Алисы». При этом Баюн практически не пригодился сюжету, если не считать почти анекдотичной концовки с его участием. В «Царевне» компьютерные «змеи» обвивают дерево с молодильными яблоками, спящие ведьмы вещают вокодером в стиле “Revolutions” Жана-Мишеля Жара, зловещий Антип перевозит людей на тот свет (русский Харон, ни больше, ни меньше), а Баба-Яга карикатурна и нелепа. Но все эти персонажи по-своему, по-трэшовому замечательны. Очень прикольно царское семейство, похожее на лубочных зажиточных крестьян. Правда, в силу малого бюджета никакой царской роскоши в фильме не наблюдается: кругом сплошная пейзанская идиллия, в среднерусской лесополосе идет поэтичное строительство деревянных изб, богатые хоромы принципиально отсутствуют, а могучая царская армия состоит из пары десятков человек, с которыми легко управляется невидимый «сват Наум». Актеры играют терпимо, Лесная царевна – ужасно, главный герой не играет вообще. Но что удивительно: при просмотре ощущаешь-таки «волшебство». Непривычное, сюрное, несуразное, какое хотите, но волшебство! Есть настроение, есть атмосфера. У этой составляющей картины имеется явный потенциал, который доказывает зловещую поэтичность и даже атмосферность русских сказок. Реализовать его надо было как-то по-другому. Но он есть! «Царевна» близка по стилю к картинам художника Константина Васильева, такому же псевдорусскому китчу с суррогатной патетикой, отсутствием живописности и мертвым колоритом. Однако киноманам я рекомендую «Царевну», потому что это необычный синефильский артефакт. Поставить такому фильму отрицательную оценку не поднимается рука.
Пересматриваю этот фильм раз в три-четыре года и каждый раз остаюсь в восторге. Нечастый пример, когда создатели взглянули на традиционную тему с нового ракурса и это сработало на все сто. Фильм меня зацепил прежде всего как человека, изучавшего фольклористику и антропологию. Некоторые рецензенты здесь неодобрительно писали, что в этой сказке они не нашли того, к чему их приучили «Смешарики». Так что, можно сказать, сказке и в самом деле повезло) Насчёт детскости-недетскости — скажу так, скорее этот фильм стоит посмотреть взрослому человеку и как следует над ним подумать. На фольклор вообще надо смотреть очень внимательно, чтобы понимать культуру в целом. В фильме есть много отсылок к сознанию именно взрослых людей. Но даже и без этого — любые НАСТОЯЩИЕ народные сказки гораздо более жизненные, философичные и трезвомыслящие, чем та телевизионная чушь, к которой мы, к сожалению, успели привыкнуть. Настоящая народная сказка не вуалирует водопадами прокисшей ванили факт существования смерти, и есть целые антропологические исследования, посвященные тому, сколько вреда психическому здоровью людей причиняли попытки сознательного игнорирования в культуре такового факта. Безусловное достоинство фильма «Лесная царевна» — по-настоящему страшная Баба-Яга. Я очень ценю творчество Георгия Милляра, но всё же при всём своём таланте он отвёл аудиторию несколько дальше от понимания, кем был этот персонаж для людей древних, зачем они это всё придумывали и пересказывали. Исконная Яга — «привратница» смерти, когда на её избушку набредает Иван, он умирает как личность более слабая и возрождается как личность более сильная, в фильме это показывается ну практически буквально. Герой встречается с самым большим страхом и побеждает его, и сама Яга здесь — не ужасная-кошмарная злодейка, которую надо изничтожать, а та, кто помогает ему совершить этот важнейший переход. Также обращает на себя внимание родство доброй и прекрасной царевны со всевозможной нечистой силой, и это тоже очень близко именно к той картине мире, в которой далеко не таким утрированным и топорным было деление на чёрное и белое, большее значение в таком контексте имеют поступки, а не некий готовый ярлык. То, что на фоне приключений Ивана звучат «нерусские» варган и барабаны — это чудесно. Понятие «шаманизм» ученые применяют ко всему языческому миру, и такое интересное художественное решение ещё раз это подчеркивает. Ну и, конечно, рассуждения о морали обращены не только к детям, но и к людям взрослым и умным, их стоит послушать и в 20, и в 30, и в 40 лет. И всё это изобилие подаётся отнюдь не по наезженным годами рельсам. На мой взгляд, сказка не понравится тем, кому нужен окаменевший радужный фон с кокошниками и петушками на палочках, совершенно ни над чем не заставляющий думать. Если же в голове у вас шевелится вопрос, почему вот это всё было, зачем и как это соединено с человеком современным — приятного просмотра)
Ужаснейшие впечатления остались после просмотра фильма! Красивые пейзажи - это наверное единственное, на что можно смотреть в этом фильме... Где производители взяли идею так изобразить КОТА-БАЮНА догадаться совсем не сложно... Этакая Смесь кота, мутирующего дракона, а также скорпиона!!! А вот грим Бабы Яги, вообще слизан с сериала 'Пещера Золотой Розы', и как минимум лет так на 20 отстаёт от современного кино... После ТАКОЙ Бабы Яги детям будут снится КОШМАРЫ! А костюмы просто нет слов, где красочные костюмы? Это же сказка! А Царь, вообще больше на простого мужика похож, бомжик , одним словом... Смотрите с детьми сказки А.Роу, приятнее проведёте своё время! 1 из 10