Соседство этого фильма по времени создания с программными и философски-масштабными «Грузом-200» и «Морфием» меня ничуть не удивляет и не коробит, более того, на мой взгляд, их нужно воспринимать в одной связке. Те фильмы наполнены глобальным отрицанием всех основ современной российской жизни. Но всё-таки Балабанов не Бела Тарр, он не может отмахнуться от вопроса: «А как же в таких условиях продолжать жить, сохранились ли какие-то истинные ценности?» Попыткой нащупать дно под ногами и является картина «Мне не больно». По отношению к явлениям социальной жизни Балабанов столь же беспощаден: и светская тусовка, и великолепно сыгранный Никитой Михалковым «папик» и его подручные, и само безграничное и аморальное всесилие денег – всё это присутствует, но постепенно оттесняется на периферию фильма. А на первом плане – качественно сделанная мелодрама, так сказать, наш ответ Ремарку, и по тому, что три товарища, и по стилю жизни, и по тому, сколько выпито, и по судьбе Таты, главной героини. Дело не в том, что Балабанов соскучился по зрительскому успеху, а в том, что искомые ценности: любовь, дружба, способность кулаком отстаивать нравственные нормы и противостоять злу, искреннее доверие, при котором можно выплакаться в жилетку первому встречному и вести себя абсолютно раскрепощенно, не задумываясь о возможном осуждении, – всё это по ведомству именно этого жанра. Дворовая мораль, ВДВшное братство, здоровая уверенность в том, что друзья выручат, да и сам не пропадёшь, юношеская бесшабашность, и способность сохранять молодую душу в любом возрасте (врач в блистательном исполнении Сергея Маковецкого) – всё это, как и в «Брате» - незыблемо свято. Нельзя не отметить, что и мелодрама строится умело и увлекательно. Первоначальные шаблонные ситуации: нищий «мальчик», который вынужден в постели ублажать скучающую барыню, «папик», содержащий экстравагантную красавицу, – очень умело выворачиваются наизнанку. За этим проглядывает живое и полнокровное: стремление Таты полноценно прожить оставшиеся месяцы, но и избавить Михаила от лишних страданий (такое исчезновение – вполне мелодраматический мотив – авторы смогли полноценно оправдать), всеобщая мечта о счастье и тоска от его недостижимости. Кажется, все в этом мире готовы кричать: «Мне не больно», чтобы скрыть тоску от несостоявшегося и мужественно держать удар, как учили во дворе, и только навязчивая спутница в поезде честно сознаётся, что на самом деле больно, так ведь это случайному встречному, которого больше никогда не увидишь (вагонная откровенность). Отдельно хочу остановиться на игре Ренаты Литвиновой. Мне кажется, что Балабанов наряду с Муратовой смог создать условия, в которых её необычность не воспринимается кривлянием и оригинальничанием, а вполне оправданна и ограничена вкусом, тактом и чувством меры режиссёра. На мой взгляд, именно такого доброжелательного, но трезвого и профессионального взгляда со стороны не хватило в создававшемся чуть раньше её собственном фильме «Богиня: Как я полюбила». При всей искренности и завораживающей страстности послания Литвиновой людям в её условно-притчевой форме особенно важны чувство меры и стиля, высочайшая культура на уровне Кокто, а её-то и недостаёт. P.S. Прочитал рецензию Кудрявцева. Он явно забыл, что мелодрама как жанр не требует принципиальных открытий, её жанровая задача – утверждение, что мир в целом устроен верно, несмотря на любые частные несправедливости. 8 из 10
В Питер приезжают три товарища: первый - интеллигентный Миша, сыгранный Александром Яценко, но говорящий голосом Евгения Миронова, второй - не очень интеллигентный десантник Олег в исполнении Дмитрия Дюжева, говорящий родным логопедически несовершенным голосом Дмитрия Дюжева, а третий – так и вовсе девушка Аля, разговаривающая по-мужицки и междометиями. Друзья затевают свой бизнес, решившись попробовать себя на дизайнерской ниве. И на этот раз не шибко добрый к приезжим балабановкий Петербург принимает чужаков почти как родных, согревая редким северным солнцем, обустраивая в полуаварийном старом фонде и подсовывая в карманы рубли, а в холодильник – утащенные со светского приема окорочка. Разумеется, если три товарища в наличии, должна появиться и условная Патриция. И она не заставляет себя ждать. Манерная Рената Литвинова той самой золотой рыбкой вплывает в кадр и заполняет его полностью своей уникальной энергетикой. Мертвенная бледность, взгляд с поволокой, фляжка коньяка за пазухой. Это Тата. Хрупкая и неземная полубогиня родом из Козельска. Неприкаянная и болезненная содержанка с причудливой копной вместо камелий. Что вообще за копна такая? Какой-то монструозный моток спутанных рыжих ниток, имитирующий стог сена. Нелепица, в то же время символизирующая трогательную необходимость обладать чем-то своим. То, что все героини Литвиновой отличаются большими и малыми (чаще - большими) странностями – факт давно известный. Тут интересно другое. Во «Мне не больно» все герои смотрятся весьма причудливо, несмотря на кажущуюся типичность, даже архетипичность. Десантник в алкогольной горячке то и дело возвращается на войну, выпадая из реальности. И это характерная черта ветеранов любых боевых действий, не умеющих приспособиться к мирной жизни. Девушка-дизайнер Аля на протяжении всей картины медленно выбирается из прочной скорлупы некоммуникабельности. Герой Никиты Михалкова, измотанный нелегкой жизнью сильного мира сего, может уснуть только на островке чистоты и непорочности – в квартире Таты. Все они такие… потерянные, блуждающие по чужому городу, ищущие среди его закованных в гранит набережных, в его подъездах с громыхающими старыми лифтами, в палатках-распивочных и в толпах пьяных ВДВ-шников то самое свое. Родное, близкое. В конце концов, как говорит Балабанов устами персонажа Сергея Маковецкого, главное в этой жизни - найти своих и успокоиться. Вот и герои фильма тянутся друг к другу, кучкуются, сбиваются в стаю. Так близко, так тепло, так не страшно. Вместе не так больно. Белый кролик стремиться занять свое место в тарелке спагетти под винным соусом. Здесь именно он бежит за своей Алисой в чудесатом рыжем парике. А она в свою очередь спешит пить, курить и шляться. Одним словом, жить. Ведь жизнь, она такая короткая. Мгновения безудержного счастья и токовые удары потерь, сменяя друг друга, делают наше существование осмысленным. Но все это так непостоянно и быстротечно: и богатство, и бедность, и боль, и дружба, и любовь. Осознание недолговечности и исключительности момента, заставляет судорожно цепляться за него. Успеть бы надышаться, не испортить чудо жизни своей скорбной рожей. Знаете, наверное, очень сложно быть Алексеем Балабановым. Это чревато ожиданиями, которые не всегда хочется оправдывать. А потом не хочется оправдываться, объяснять, зачем снимать «Сладкий ноябрь» или «Осень в Нью-Йорке», но только в родных питерских декорациях. Реакция на «Мне не больно» была такой, какой была бы, реши в свое время Достоевский вместо «Братьев Карамазовых» написать «Трех товарищей». И ведь все любят Ремарка, но прочесть что-то подобное в исполнении Федора Михайловича было бы странно. А, наверное, очень здорово уметь плюнуть на все это, собрать своих и снять кино. Простое и трогательное, но похожее вместе с тем на калейдоскоп, состоящий из множества цветных стеклышек, в которых отражается наша жизнь: прогулка в солнечный день по рекам и каналам, ароматный шашлык, приготовленный на заросшей травой лужайке перед развалюшкой-дачей, шоколадка, сунутая в карман нянечке в больнице, песни под гитару и пошловатые дружеские шутки. Десятый фильм Балабанова - это череда прекрасных мгновений, которые хочется продлить, остановить, задержать. Но они безвозвратно и так по-бунински проходят, прорастая корнями в благодатную почву тенистых аллей нашей памяти. Возвращаясь в свои счастливые дни, как Алексей Октябринович возвращался раз за разом на чем-то дорогой ему излом эпох, скитаясь между прошлым и новым, мы вновь и вновь ранимся об осколки когда-то разбитых сердец, судорожно пытаясь вернуть себе крылья, о которых то и дело напоминают затянувшиеся на спине шрамы. И остается только налить рюмку водки, выпить, поморщившись, и в очередной раз соврать, сказав: «Мне не больно».
Симптоматично, что лента 'Мне не больно' вышла накануне последнего мощного заплыва мэтра на глубины экзистенциального ужаса, откуда ему было уже не суждено вернуться живым. Действительно, признаем, «Груз 200», «Морфий», «Кочегар»: одна картина страшнее другой, пессимизм балабановского мировоззрения в них, кажется, достиг предельной концентрации. Однако, именно во «Мне не больно» - картине, довольно быстро стирающейся из памяти после первого просмотра (автор этих строк так и не смог вспомнить, видел ли он ее раньше, то есть до того, как начал писать эту статью), и где, наверное, как ни в каком другом фильме Балабанова, персонажи пьют не переставая, как законченные алкоголики, именно здесь впервые в карьере постановщика становится ясно, что он не ждет для своих героев, как, впрочем, и для зрителей, ничего хорошего. Поначалу история, рассказанная во «Мне не больно», кажется притчей о том, как гламур северной столицы соблазнил простых провинциалов. Вскоре, однако, героиня Литвиновой перестает быть просто глянцевой вывеской, ее образ усложняется, приобретает онтологическую глубину, становится столь же трагическим, как и ее персонажи в «Небо, самолет, девушка» и «Богиня: Как я полюбила». Некоторые комические акценты, связанные с присутствием в кадре Михалкова (мало отличимого в плане игры от того, что он делал до этого в «Жмурках»), и набором стандартных балабановских токсичных шуток, впоследствии смещаются, давая дорогу даже не столько лирической линии, сколько общей безысходной тональности. Жить в России трудно, ибо в ней решительно ничего не меняется, оттого в фильмах Балабанова герои так пьют, причем не только маскулинные ветераны боевых точек, но даже скромные интеллигенты вроде персонажа Яценко в озвучке Миронова (собственно, во «Мне не больно» такой тип появляется у Балабанова впервые, чтобы потом вернуться в «Морфии» и «Я тоже хочу»). По этой причине то, что Тата мало чем отличается от своих провинциальных двойников и антиподов (из которых особенно колоритна постоянно жующая девушка-архитектор в исполнении Инги Оболдиной), имея лишь некий лоск, социальную маску содержанки, за которой легко обнаруживается трепетно-теплое нутро, чрезвычайно важно для постановщика. Именно влюбленность в таких женщин, как героиня Литвиновой, вносит хоть какой-то смысл в жизнь нервных русских интеллигентов, задыхающихся в чуждой им атмосфере тотального мужланства. «Мне не больно» несмотря на легко узнаваемую конкретику середины нулевых – во многом действительно притча о России, жизни в ней и влюбленности в нее. По-настоящему глубок тот, кто может разглядеть в нашей стране за налетом гламура и светскости, которую придают ей Москва и Питер, ее трагическую участь. Быть может, ей действительно недолго осталось, и протекция бандитов на исходе. И пусть она, та «Русь моя, жена моя», о которой писал Блок, все еще продолжает нести свой груз ХХ века, при этом говоря: «Мне не больно», зато больно нам – всем влюбленным в нее, в ее Вечную Женственность, всем, не вписывающимся в контекст суровой мужицкости, которая только и может что «нагибать» и насиловать. Смотрящий сквозь очки Яценко во «Мне не больно» или в Бичевин в «Морфии» – не автопортреты ли это самого Балабанова, который лишь по какой-то странной случайности считается режиссером для «мужиков», на деле являясь настоящим русским интеллигентом, подлинно трагичным в своем искреннем патриотизме?!
Знакомство с работами А.Балабанова я еще не окончил. Но то, что этот выдающийся мастер был режиссером неровным, крайне разнообразным, себе самому неравным, я уже понял. Удивительно узнаваемые приемы, вроде длинных проходов протагонистов под музыку, или же одиноких трамвае, нарезающих круги по пустыне улицам, красной нитью связывает все его картина. Как сигнатура художника, как лейтмотивы, которые переходят из композиции в композицию. Да и чудовищно беззащитный, ранимый взгляд созерцателя, прячущегося за защитной тельняшкой не просто объединяют его картины, но образуют удивительную Вселенную Балабанова. Замкнутый мир, где на одной скамье подсудимых рядышком оказываются самые разные персонажи, все из которых ждут, пустят ли их в то самое Место Обетованное, о котором сам их создатель восклицает “Я тоже хочу!” И все-таки ряд картин Балабанова выходят из ряда вон. Несильно, но очевидно. Так, например, и романтичная - в более каноничном понимании этого слова - (мело?)драма “Мне не больно” (2006). Добрая, тонкая, и пронзительная. Любовь на грани смерти Вечная тема, занимавшая философов и метафизиков не меньше чем эстетов, романтиков, и поэтов. Есть в нашей жизни материи, которые проявляются особенно ярко на грани. Лучше примера тому не найти: когда в дверь постучалась кончина, любовь прекращает быть просто сильнейшим из чувств. Она становится питательной густотой, необходимостью, и дыханием. Тем самым, последним. Сюжеты о героях, что умирают влюбленными каждый из нас на спор вспомнит десятками за считанные секунды. Незабываемы и сюжеты, толкающие главную любовь в ее жизни с Титаника в хладные воды, или же в неизбежное и долгожданное облегчение (к примеру, “Английский пациент”, 1996г., реж.: Э.Мингелла). Можно припомнить и любовь к павшим родственником, вслед за которым в Вечность уходит условный “Гладиатор”. Но Балабанов затачивает стрелу Купидона по-новому: юный еще авантюрист, обаятельный и находчивый покоритель имперской столицы России влюбляется в обреченную. Ломкую до судорог в теле зрителя, беззащитную в своей внутренней силе, и на глазах испаряющуюся с экрана героиню Ринаты Литвиновой. Женщины молодой. Но вскоре уже неживой. Очень русская история Сама по себе заостренная драматичность основной линии в фильме - вечнa и не знает происхождения, национальности, или границ. А вот то обрамление, которое ее дарит создатель, меня лично едва не заставила обозначить картина как драмеди. Есть в удивительной смелости трех пареньком и девчонки-пацанки, которые выдают себя за элитное архитектурное бюро, опираясь на сообразительность и смекалку, а также способности к красноречию героя А.Яценко, нечто неподражаемо русское. Нет, это даже не ложь. Не обман. Это - игра. С этим я познакомился только в России. Сказочники и “Мюнхгаузены” здесь безусловно встречаются чаще чем в той же Германии. Но есть и такие вот авантюристы, дети со взрослыми лицами и умениями, которые выдают себя за специалистов в деле, которому не учились. И - самое интересное - среди них бывают такие, кто убеждают себя самих в - казалось бы - несуществующих таланте и опыте так, что дадут фору иному профессионалу. Был ли Рома(н) Михайлов писателем и режиссером? Он - математик. И выдающийся. Но и писатель он - впечатляющий. И режиссер - самый что ни на есть удивительный. Не удивился бы я и гениальному архитектору, который им не был. А учитываю разношёрстность этой четверки, ситуация приобретает все характерные абрисы комедии. Если бы не Любовь. Если бы не дыхание трагедии. Любовь, которая едва не кончается и распадом четверки, и опасностью для жизни героя Яценко. И даже инфарктом у зрителя, переживающего вместе со всеми, в частности, с самым несчастным из персонажей - обеспеченным и упакованным, но нелюбимым ни кем спонсором умирающей. Всемогущим, но импотентом - в исполнении С.Михалкова. Что останется после меня? Наверное, каждый настоящий творец трудится думая, в первую очередь, именно так. Что и кому я хочу завещать? У Балабанова это очень заметно во многих картинах. Ода Любви, хвала воли к жизни до последней черты - в этом фильме становятся заповедью. Нет больше путей к отступлению для посмотревших на такую Литвинову. Которая делает все как в последний раз. Которая любит наотмашь. Которая не боится уйти. Которая любит и потому не нуждается в анестезии. И если вы - как и я - полагаете, что Литвинова - не столько актриса, сколько живой арт-объект, посмотрите, что из нее сделал в этой роли маэстро. Сыграть эту роль убедительнее, пожалуй, нельзя. А молодой Александр Яценко - задолго до своих знаменитых ролей - показывает, что он может многое. Прекрасен и Михалков. Все в фильме гладко и трогательно. И пусть с точки зрения художества я бы сравнивал его с “Про уродов и людей”, “Груз 200”, и “Кочегар.” Фильм в этом и не нуждается: он добрый и человечный. А это, быть может, самое ценное. А после него остается только одно: любить. А жизнь к этому приложится сама по себе. Прямо сейчас в одном рукопожатии от меня ровно так проживает последние месяцы сильный мужчина. С тем же диагнозом, что и героиня: лейкемия. В самой страшной из форм. Ему 38. Наверное - навсегда 38. Я посвящаю все сказанное ему и его самым любимым. Пусть им будет не больно. Пусть лучше всплакну о нем я. Филипп | Из Германии да в Россию | Чел с Европы
Данный фильм подавался как весьма нетипичный для Алексея Балабанова. Где-то между 'Войной' и 'Грузом 200' затесалась мелодрама с Ренатой Литвиновой в главной роли. Собственно, возникает ощущение, что нам втирают какую-то дичь. Но не надо спешить. Алексей Октябринович как всё же весьма самый талантливый режиссёр постсоветской эпохи является не носителем данной формы, а её манипулятором. То есть на фабульном и уровне связей он отражает текущую действительность, а на самом деле в ней укладывает уже метафизическую концепцию. То есть существует жанр мелодрама, но есть и Алексей Балабанов, который этот жанр не ставит, а совершает операции с данным жанром. Препарирует историю несчастной любви в своих целях. Так возникает вопрос, а что же группа людей, понаехавших в Северную Пальмиру в поисках лучшей жизни тут делает? Ответ здесь довольно банален, но вполне укладывается в парадигму русской философии. Все здесь собрались для того, чтобы жить своей жизнью. То бишь тема жизни своей жизнью здесь является по сути объектом исследования. Иные источники называют это поиском счастья, но по сути здесь сквозит тема своего предназначения, человека, вида деятельности и прочего. То есть каждый ищет тот момент, когда ты и вроде не разочаруешь Ренату Литвинову, а при этом тебя ни охрана Сергей Сергеича не возьмём, ни водка, ни селёдка, ни прочая балалайка. И как показывает Алексей Октябринович таких моментов не так-то много, а длятся они очень и очень недолго, как чувство локтя в этом постмодерновом проектном бюро, как мимолётные проявления молодости, что ищет модернист-доктор Маковецкий и такая линия сквозит для каждого из героев. Выходит же, что у нас себя то и не так-то много в этой бесконечной рутине. И вроде бы всё начиналось со слова мелодрама, а приходим к тем проблемам философии, что закладывал ещё товарищ Валентин Распутин на пике карьеры. Но Балабанов метаморфозен по-своему. Вот вроде бы мелодрама, а вот 'А мне не больно' - это настоящая битва за право остаться живым, за право не чувствовать эту боль и разрушение где-то в чужом городе в сражении за кусок пирога, за свою Тайную вечерю, которая искупает грехи бренного существования.
Удивительно, насколько по-разному может восприниматься один фильм в зависимости от твоего состояния. Когда я только знакомился с творчеством главного русского режиссёра XXI века - Алексея Балабанова, - этот фильм не пришёлся мне по вкусу. Он сильно отличался от остальных его фильмов. Но вчера я пересмотрел его от начала до конца и пережил настоящий катарсис. Действительно, для некоторых фильмов нужно созреть. Теперь надо постараться не утонуть в море восхищения. А. Балабанов обычно снимал фильмы по своим собственным сценариям. Иногда они были шедевральны, а иногда удивительно посредственны. 'Мне не больно' одна из немногих картин Балабанова, сценарий к которой написал не он. Основной сюжет тут в духе девчачьих ромкомов, но со слегка смещёнными ролями, и, главное, обрамлённый атмосферой дружбы. Обычно мне не нравятся фильмы, где сюжет не имеет большого значения, но Балабанову удалось меня переубедить. Как и все его картины, 'Мне не больно' очень эстетская - простые, но красивые кадры пронизывают весь хронометраж насквозь. Герои этих кадров: Санкт-Петербург середины нулевых, роскошные и заброшенные интерьеры, балконы, природа и автомобили, - то, что и любил показывать Балабанов. Естественно, они сопровождаются изумительной музыкой. Впервые я услышал в картине Балабанова иноязычную песню, игравшую практически весь фильм. Но это невероятно красивая песня очень подходит к ритму и атмосфере, и надолго застряла у меня в голове. Несмотря на основную любовную сюжетную линию, всё-таки фильм не о любви. Для меня он стал ностальгическим аттракционом, погружающим зрителя в настоящую русскую атмосферу нулевых. Впервые за долгое время я отложил телефон в сторону и наслаждался просмотром. Очень спокойный, размеренный, полусонный ритм. Чрезвычайно нежная и трогательная картина, особенно для такого режиссёра как Балабанов, но при этом не лишённая его узнаваемого творческого подчерка.
Фильм 'Мне не больно' Балабанова - это 'Три товарища' конца 90-х. Сюжет о потерянных во времени трех молодых людей. У Ремарка была автомастерская, у Балабанова строительная фирма. Там и тут, только что закончивщшаяся война, после радикальных перемен в стране, все трое, не могут найти свое место в жизни. И прекрасная, неземная, чистая и смертельно больная Тата ( у Ремарка - Пат), она как бы завершающей чертой, своей трагической судьбой, подводит черту под всей безысходностью этой жизни, которая протекает вокруг. Единственное, что дает надежду на спасение - любовь. Только это чувство, скрасит последние годы жизни и придаст ей смысл. Фильм утопический, как и все творения Балабанова. Прекрасная интерпретация классического произведения. Рената Литвинова - космическая актриса. И конечно же во всех фильмах Балабанова - замечательный подбор актеров и саундтреки ко всем фильмам, создающие неповторимый и еще более утопический фон.
Каждый фильм Алексея Балабанова - это что-то странное и необычное. Но всегда со знаком плюс. Всегда в своем, 'балабановском' стиле. И фильм 'Мне не больно' не исключение. Когда я увидела в главных ролях Ренату Литвинову, то уже поняла, что фильм будет очень атмосферным. Всё, что я с ней видела, всегда оставляло свой след на душе. Это очень женственная актриса с тонкой душой, очень необычная, как раз то, что нужно для фильма Алексея. Саундтреком к фильму стала песня Вадима Самойлова (группа Агата Кристи) - 'Позови меня, небо', которую он писал специально к этому фильму. Песня замечательная (как, впрочем, и все песни Агаты Кристи), но иногда она звучала реально не к месту. Есть такой минус у Балабанова - пихать музыку там, где надо и не надо. А по скольку песня всего одна, то к концу фильма она начинает немного раздражать. Но это лишь маленькая ложка дегтя в бочке с медом. Повеселил меня Дюжев, который сыграл друга главного героя, а по совместительству вдвшника. Михалков, такое ощущение, что играл самого себя (на столько он был крут). А вот Яценко (главный герой) как-то не очень меня зацепил. И это тоже маленький минус фильму. Даже не знаю, чем он мне не понравился, возможно рядом с Литвиновой его образ попросту мерк. Но это лишь мое ощущение. Что мы получаем в итоге? Фильм цепляющий. Как и все фильмы Балабанова, оставляет внутри после просмотра какую-то пустоту, грусть, тоску и безысходность. Но в то же время надежду на лучшее. Многие пишут про предсказуемую концовку. Да, концовка предсказуема (хотя и не полностью), но это нисколько фильм не портит. Фильм чем-то напомнил мне 'Сладкий ноябрь', только в отличии от той мелодрамы здесь получилось более трагично, эмоционально и атмосферно. Ну а как еще может быть у Балабанова? Ставлю этому фильму 8 из 10
Звонит моя любовь, пожираемая приступами ностальгии по прошлому, впадающая в маникакально-деприссивное состояние по поводу настоящего, называя это философией разрушения, чтоб не вылететь очередной раз вцепившись якорем в меня и в сына, ладно, и говорит - ты не смотрела? убью! Смотрю. Я воспринимаю некоторые фильмы Балабанова, как предисловие. Смотришь картинку, говоришь фигня, встаешь, сплевываешь, идешь на кухню... и тут начинается. Персонажей и игру актеров даже оценивать не буду, хочу сказать как я вижу саму идею, которая палкой ударенной по жестяному ведру одетому на голову среди ночи (это цитата от отзыва прочтенного мной о другом фильме режиссера) вгоняет в раздумья. Она тоже хочет любви. она умирает, времени мало, она так и не любила никого и никогда. И она тычет пальцем в небо, на первого попавшегося мужчину, которого хитростью смогла заманить в дом, вопреки стараниям ограничить её во всем благодетеля..о о нем пару отдельных слов - типичный пример компенсаторика, который может только руководить, решать за кого-то, смотреть, слушать и нюхать (отличный персонаж, здорово выписан):. И классически начинает с ним роман. Свою любовь можно встретить где угодно, хоть в парке на скамейке, даже если и не хочешь этого, но чувства нельзя срежиссировать. И вот обутая в чувство любви как в новые туфли, она умирает и ей не больно, потому что они не жмут. Так вот, имхо, ей не больно не потому что любовь вроде морфия для смертельно больного, а потому, что её любовь так и не случилась и не болит. Вот хоть убейте, Не было там ни любви ни страсти.
Помимо великолепной игры великих актёров Михалкова и Маковецкого, хотел бы отметить чрезмерную Адекватность поведения всех персонажей. Адекватность настолько предельная, что приятно смотреть самые раздражающие любого мизантропа сцены, как например занятия любовью двух главных персонажей. Анти-попса - однозначно! Все мыслят чётко, конкретно и реально по нынешним временам. Психоз персонажа Литвиновой можно смело назвать вдумчивым. В этом фильме прекрасно абсолютно всё, от фирменного Дюжева со своими ремейками песен, до непонятного актёра Яценко. Балабанов, как обычно - на высоте!
От российского кино уже давно перестали ждать чего-то такого, лишенного чернухи. А этот фильм удивил: не отрываясь от обыденности - красота и неземная женщина. Бесспорно, в центре всего - Рената, остальные актеры дополняют и оттеняют. Инга Стрелкова-Оболдина уже не первый раз четко вписывается в одну картину с Литвиновой, просто молодец! Каждый чем-то запоминается - Маковецкий, Дюжев, Михалков, несмотря на уже несколько заезженные нотки. И всё опять крутится вокруг Ренаты. По-светлому грустно и прекрасно. В основном, благодаря ей... хотя так и задумано по сюжету было, что нить любовной инициативы идет от нее, а не от него. Если бы от двоих - было бы не больно, а очень больно. А получилось светло и душевно.
Алексей Балабанов, пожалуй, один из самых разноплановых режиссёров России. После просмотра «Мне не больно» трудно представить, что это снял один и тот же режиссёр, что и культовые «Брат» и «Брат 2», а также идиотские «Жмурки». Перед нами типичная мелодрама, с типичной историей трагической любви, отдаленно напоминающая «Мулен Руж», да и не только его… хотя для типичной мелодрамы здесь Малова-то слезовыжималки. Только в конце фильма можно пустить слезу, да и то не от жалости к героине Литвиновой, а от настроения самой картины, от костра, от природы и от музыки, как нельзя лучше подходившей в финале. Что же касается самой Литвиновой, то к ней невозможно, как уже было выше написано, проникнуться жалостью, невозможно даже поверить в её игру, хотя образ сумасшедшей кривляки ей прямо к лицу, но на смертельно больную она явно не тянет, даже в общипленном парике и с синяками вокруг глаз. Больше похоже на очередной выпендреж. Но все же, бесспорно, эта роль – лучшая за всю её карьеру. Хоть немного, по-настоящему, она входит в образ драматической актрисы. Глядишь, к пятидесяти годам раскроет весь свой актерский талант. 5 из 10
Один из самых потрясающих фильмов, что я видела. Очень сильное, светлое и искреннее кино! Уверена, что буду пересматривать его еще не один раз.
Фильм - так себе, Литвинова божественна. Поясню: сюжет не оригинален, концовка предсказуема где-то с середины фильма. Чисто балабановские лирические отступления 'про Россию': про десантуру, про русскую пьянку, про 'крестьянство'. Зачем это? затянуто слишком, пафос лишний, а актеры в этих сценах плохо сыграли. Особенно, 'пьяные' Дюжев с Маковецким - ну совсем не в тему. Если бы не эти капли дегтя, фильм бы был лучше. Намного. А режиссер еще от 'ура-патриотизма' не отошел. Смотрела только ради Ренаты.
Ощущение от фильма такое, что Балабанов создал свой идеал женщины. По счастливой случайности у нее много общего с Ренатой Литвиновой, потому, полагаю, она так вошла в образ Таты. Она сама по себе, хотя всегда окружена людьми. Она некрасива, у нее вздорный характер, но всегда будут те, кто будет любить Натэллу Антоновну. А ей никогда не будет больно, потому что она не знает, что то, что испытывает и есть боль. Ей кажется, что так и должно быть, что это нормально. Вот такой образ. А ведь это только центральный образ, а сколько еще таких же сильных персонажей. Не соглашусь, что не раскрылся герой Яценко, а может он таким и должен быть - обычным, человеком из толпы, которому просто повезло - в его жизни было то, что больше никогда не повторится, и вся жизнь дальше будет казаться лишь тенью тех необыкновенных дней. Полагаю, что актер вполне четко отразил свой типаж, ибо Балабанов просто не позволил бы схалтурить одному из главных героев своего творения. Проще всего было бы сказать, что фильм о любви. Но это было бы поверхностно - фильм не о любви (любви в нем даже мало), он о женщине, об уникальном в повседневном, о том, что значит 'ловить момент'. Посмотрев его, приходит понимание английского выражения 'Time of my life' - жизнь внутри жизни. Разницу между быть и жить. И это не больно, не страшно, разве что чуточку невыносимо...
' - Но мне не больно. - А мне больно... ' После успешных частей 'Брата ' и 'Жмурок ' Алексей Балабанов неожиданно для всех снимает мелодраму, которая не может быть по достоинству оценена бывшими его зрителями хотя бы из-за своего жанра. И в итоге о фильме большинство критиков отзывается как о скучном, случайном и проходном. История любви молодого человека (Александр Яценко) к взрослой женщине (Рената Литвинова), омраченная трагической развязкой. История первой любви для него и последней - для нее. Литвинова, заявлявшая о своем уходе из кино и о согласии на роль в 'Мне не больно ' лишь из уважения к режиссеру. Балабанов решил снять что-то абсолютно нетипичное для себя, без крови и насилия, без всей этой ново-русской философии. Это фильм-мечта. Мечта мужчины об идеальной женщине. Героиня Ренаты Литвиновой Тата - это воплощение этой мечты. Поначалу образ вызывает мягко говоря удивление - женщина, расхаживающая дома в салонных платьях и носящая рыжий парик аля Алла Пугачева. Но ведь все героини Ренаты немного 'странные '. И удивительно притягательные в этой своей 'странности '. 'Она может говорить о себе что угодно, но все равно никто не узнает о ней никакой правды. Она абсолютно загадочна '. Всякая любовь обречена на умирание, но лишь потеря первого чувства - самого яркого - оставляет незаживающие раны на сердце. Мише (Александр Яценко) трудно поверить в то, что любимая женщина умирает, уходит от него безвозвратно и ничего нельзя сделать. Ему не понять, что он уже сделал ее счастливой, наполнил ее жизнь смыслом - и поэтому ей не больно . И не страшно. Балабанов в очередной раз создал фильм, заставляющий задуматься. Мне стало немного горько после просмотра. Как горько бывает вспоминать то, что уже никогда не вернешь. Но - это было. И это самое главное. 'Знаете, о любви хорошее кино может снять только человек, который любил. Не влюблялся, а любил. А любить можно раз. Два. Три. ' (Рената Литвинова)
Балабановская мело-трагеди с Литвиновой, Яценко, Дюжевым, Михалковым и Маковецким. Главные герои - персонажи Литвиновой и Яценко. Ещё мне понравилась, как сыграла Инга Оболдина. Наверное, не лучшее кино Балабанова, но по-фирменному оригинальное и по своему хорошее. Естественно, тлен, меланхолия и страдания так же присутствуют. И есть какая-то незаконченность и недосказанность. У Балабанова любовь не спасает мир, а остаётся эпизодом в памяти. И чего больше приносит этот эпизод радости или страданий, не особо понятно. Чужая душа потёмки. Но очевидно, такие события наполняют жизнь каким-то смыслом. Возможно в этом и есть идея. Дружба проходит, а любовь навсегда остаётся в сердце. Нотки драмеди смягчают общее ощущение, но лёгкая печаль после просмотра остаётся. Сюжет. Начало 2000-ых. Три друга - два парня и девушка решают начать совместный бизнес по дизайну интерьера. Герой Яценко с хорошими навыками переговорщика и приятной внешностью знакомится с молодой клиенткой (Литвинова). Та им в итоге не платит, но подгоняет кучу богатых клиентов. Она мажорная тусовщица и содержанка. Между ней и героем Яценко разгорается роман, по сути не сулящий ничего хорошего. Но роман перерастает в любовь, а девушка скрывает трагичную информацию, которая придаст их связи больше горя, чем радости. Мне нравится специфическая игра Литвиновой и вайб Балабанова. Дюжев, кстати тоже хорошо сыграл, хотя и не отошёл от бандитского амплуа. Общая тема слишком отдаёт формализмом, но мне такое нравится. Вот и этот фильм понравился. Ну и да, рекомендую, если не видели.
Интересное кино о любви и дружбе. Настоящая дружба испытанная общими лишениями и деньгами… герои фильма очень похожи на персонажей Ремарка. Такой же влюбленный романтик словно Роберт из Трех товарищей, говорит и жизнь его совпадает со сказанным. Не силен, но смел и находчив. Его боевой друг смел, храбр и умен. И подруга, как доказательство дружбы между мужчиной и женщиной, такой какая есть. Понимающий все увидит. Их дружбу не испортили ни деньги, ни любовь. А любовь сильная и красивая, какие смелые поступки… в этом видишь жизнь в каждом шаге. Рискнуть всем ради любимой, не видеть ничего, жизнь ради ее жизни, которая… Балабанов снял в своем стиле: русский рок, Питерские пейзажи, только крови нет, такой романтический Брат! Несмотря на романтику, есть жесткость героев, сила и воля. Не все еще пришли с войны. Даже в маленькой Тате, есть большой и сильный Олег. Кино о вечном. Это вечное особенно хорошо понимаешь когда все это проживаешь вместе с героями, а может и прожил сам… Быть может Вы как и герой фильма, как Робби у Ремарка были настолько счастливы от любви и настолько же несчастны от последних объятий любимой. Когда предчувствие кричит больше этого не будет. Когда объятиями вырываешь из лап смерти. Не дай Бог… Помните о часе смерти. Когда борешься за жизнь, за родную жизнь. Независимо от исхода так седину увидишь. Каждый увидит и поймет свое. «Мы выросли вместе, но прожили разное». Если бы Ремарк жил в 2005 году в Питере, то три товарища были такие.
Компания из двух парней и одной девушки начинает заниматься проектировкой внутреннего убранства жилищных помещений. Дизайнер из их компании приглянулся одной загадочной особе. У них начинается роман, но девушка эта с большими странностями, поэтому начинается неразбериха. Пока у дизайнера роман с клиенткой, у двух его друзей появляются свои планы на жизнь. Кажется, что главной темой фильма является роман двух молодых. Но для меня красота этого фильма заключалась не в любви, а в медленном угасании жизни главного героя. В этом фильме безумно живая история о тлении бытия молодого парня. Самое лучшее, что есть в этом фильме – это то, что история чувствуется реалистично скучной. Были времена, когда я не совсем понимал, что за мир передо мной и как он работает. Поэтому многие вещи происходили со мной практически случайно. Такое же впечатление оставляет главный герой. Это та самая молодая глупость, то самое юношеское безрассудство и разложение искусственно созданных вокруг замков из песка. Так же, как другой фильм Балабанова «Про уродов и людей» был эстетически интересен, этот фильм цепляет своей атмосферой пустоты. Эта пустота в башке у главного героя, в башке у его подруги, у его друзей, в окружающем пространстве – во всём фильме эта хрень присутствует. Тем не менее, полноценного удовольствия я получить не смог. Морали нет, драма унылая, никого из пострадавших мне не жалко – больно они юродивые. Есть вот люди, которые прям чересчур «не от мира сего», и я просто не врубаюсь, что у них в голове творится. У меня эмпатия на таких плохо работает. Вот жалко вам будет если дельфина убьют? Конечно будет. А если креветку - уже не так сильно. Да? Поэтому практически на всё происходящее в этом фильме мне было по барабану. Только Михалков повеселил. Дюжев вообще классный мужик – сыграл самого приятного персонажа в этом фильме. А так это унылое кинцо про жизнь, про судьбу, про фигню всякую, но со своей атмосферой. 6 из 10
'Мне не больно' по прошествую времени можно рассматривать как фильм который не раскрыли. Кто-то сказал 'кино рождается трижды - за сценарием, на площадке и на монтаже'. Если обычно фильм кратко можно описать 3 словами, то в 'Мне не больно' для меня всё сложно. Вроде бы история о любви с секретом одного участника, но попутно значимую роль играют - бизнес, друзья, олигарх, ВДВ, которые иногда даже оттесняют эту любовь. Причём тут это всё? Думаю Балабанов запутался сам. Сегодня идея медленно уходящего партнёра отлично показана в 'Сладком ноябре' и ещё больше проплакано в 'Виноваты звезды'. Неравные сословия, тоже извечный сюжет со времён 'Моя прекрасная леди' и современным 'Алладином'. В России 00-х годов, когда мы становились людьми и начинали делать евроремонты, смешались эти направления. Тут талантливые актёры, вроде интересная завязка, но куда то всё пропадает и никуда не ведёт. Рената Литвина играет себя, появление Никиты Михалкова и его любви тоже нераскрыта до конца. Данный фильм не закрепился среди 'историй любви', а на фоне других фильмов Балабанова просто потерялся.