Конечно можно говорить об этом фильме, как о философской притче - полной метафор. Можно пойти в юнгианский анализ и сказать, что фильм рассказывает о поиске мужчиной его Самости. Но это все лирика. Фактически перед нами фильм - бенефис. Бенефис одного актера, который проводит, по сути весь фильм в одних плавках (иногда их снимая). Берт Ланкастер демонстрирует свою прекрасную фигуру и создает образ не очень успешного, пропащего человека, который задался целью переплыть все окрестные бассейны. Полагаю, что как отмечал Фазиль Искандер 'происходящее должно иметь сюжет существования'. Однако, я не могу понять о чем этот фильм. Можно предположить, что о страданиях душевно ранимого человека, но отношение главного героя с женщинами (особенно с молодой - вероятно несовершеннолетней) показывают, что тяжелых душевных ране у него нет. Если фильм о сумасшедшем, который похож на обычных людей - то тогда опять же - неинтересно. Не могу сказать ничего плохого ни об актерской игре, ни о режиссуре, но есть лишь один вопрос - зачем? Зачем снимать такие фильмы? Мне не понравился сюжет, равно как и сценарий (очень много пустых разговоров): характер героя раскрыт очень противоречиво, интрига практически отсутствует, страдания героя показаны очень ярко - но не полностью понятна причина (внутренние мотивы героя). 4 из 10
Фильм поразительный! Казалось бы простой и незамысловатый сюжет, но смотреть его нужно очень внимательно и вникать во все разговоры главных и второстепенных героев. Потому, что только из обрывков разговоров мы можем узнать о главном герое Недде Меррилле и то совсем немного. Недд Меррилл ( Берт Ланкастер) внезапно появляется у своих старых друзей в одних плавках и плавает в их бассейне,.при этом любуясь красотой окружающей природы. Он задается целью путем плавания в бассейнах знакомых добраться до своего дома, где он очень давно не был. Кто-то встречает Недда с радостью и дружелюбием, а кто-то с откровенным пренебрежением. И когда Недд оказывается на пороге своего дома, он видит,.что дом полуразрушен и там никто не живет. Мы видим как Недд страдает и его душевные муки при воспоминании о прошлых и счастливых днях, проведенных в этом доме со своей семьей. Фильм 'Пловец' -это психологическая драма. После просмотра я задумалась, кто этот Недд? Фантазер или человек, который потерял все в жизни и у которого не сложилась личная жизнь и распалась семья. На протяжении всего фильма Недд постоянно говорит о своей семье, как если бы она у него была на самом деле. Ясно одно, что он давно не видел свою жену и дочерей, которых помнит маленькими девочками. Недд вызывает жалость и сочувствие. Возникает много вопросов, на которые в фильме нет ответа и приходится задумываться, что же случилось с этим человеком и откуда он появился только в одних плавках. А больше всего в фильме меня поразил Берт Ланкастер. Про его исключительную игру я писать не буду. Его игра всегда на высоте. Здесь он предстает перед нами как греческий бог, как Аполлон. Его фигура, да и лицо -эталон мужской красоты. Он просто великолепен!Я смотрела и любовалась им не только как талантливым актером.,но еще и очень красивым человеком с задумчивыми синими, как небо, глазами. В течении всего фильма показывают его синие глаза крупным планом, его взгляд задумчив и прекрасен. Мы смотрим на него и думаем, о чем думает главный герой, какие душевные муки и волнения терзают его. Он заставляет сопереживать ему и думать о нем. Фильм очень -очень содержательный, несмотря на простой сценарий, я рекомендую смотреть обязательно, особенно поклонникам таланта Берта Ланкастера. 10 из 10
В год своего выхода 'Пловец' не был оценен ни критиками, ни публикой. Но сейчас его считают культовой картиной и даже выпустили про него документальный фильм. Этот фильм справедливо называют одним из самых странных из созданных Голливудом. В 2023-м году, когда Оскар за лучшую картину года завоевал очень странный фильм 'Все везде и сразу', самое время посмотреть 'Пловец', чтобы удостовериться - странность и оригинальность вовсе не обязательно требует летящих во все стороны блесток. 'Пловец' - это экранизация рассказа Джона Чивера. Он повествует историю человека, который летним днем появляется в плавках во дворе своих друзей. И он и они - представители высшего среднего класса. Мужчина мило беседует с друзьями, плавает в их бассейне, а узнав, что еще одни знакомые обзавелись бассейном, придумывает экстраординарный план. 'Я отправлюсь домой вплавь!' Он называет свой путь рекой Люсинды (в честь своей жены) и решает поплавать во всех бассейнах на пути к своему собственному дому. Странный план, который получает не менее странную метафорическую природу. По мере продвижения героя от одного бассейна к другому, мы понимаем, что мужчина сейчас вовсе не так благополучен, как был раньше. В его жизни несколько лет назад случился кризис и он уже вовсе не является полноправным представителем высшего среднего класса, как раньше. А его рассказы о жене и дочках, которые якобы ждут его дома, не соответствуют действительности... 'Пловец' - очень необычная смесь реализма с сюрреализмом, понять которую не сложно, а вот проанализировать ее галлюцинаторную сущность - сложная задача. В этой истории видят отсылки к Данте, Кафке, мифам об Одиссее и Святом Граале и многое другое. На постере фильма написан вопрос 'Когда вы будете говорить о 'Пловце', вы будете говорить о себе?' И если почитать крайне разнообразные рецензии на этот фильм, то окажется, что действительно - разные люди вкладывают в этот фильм настолько разные смыслы, что похоже больше раскрывают свои собственные представления о жизни, обществе и самих себе, чем о 'Пловце'. Сам автор рассказа честно признается, что 'Пловец' вырос из образа Нарцисса, любующегося на свое отражение в воде. Играя с этим образом, он решил, что его герой должен любить плавать. А когда в истории появились разные бассейны, то она быстро превратилась в критику благополучно прожигающих свои жизни людей, принимающих свое привилегированное положение как данность и не готовых к жизни за рамками этого благополучия. Помимо всего прочего 'Пловец' хвалят за великолепную актерскую работу Берта Ланкастера - одной из самых ярких звезд Голливуда на протяжении 1950-1980-х годов.
Сначала мы видим красавца, который полон сил и жизненной энергии. Далее путешествуя по бассейнам, он теряет и силы, и физическую мощь, да и всех окружающих. Кажется, в жизни у него уже не будет ничего светлого. Он, цепляется за любую возможность, чтобы доказать другим да и самому себе, что всё отлично, жизнь только начинается и всё возможно. Но каждый следующий шаг ведёт к одиночеству, непониманию и опустошению. Герой - обычный человек как и все мы. Он близок к нам. Он запутался... Иногда, он даже не помнит, что были за ситуации с женщинами и какая у него ситуация с деньгами. Он парит по водам потворствуя собственной упёртости, в достижении дома и семьи, которые его ждут. Фильм заставляет задуматься о наших отношениях с людьми и тем миром масок, которые мы видим вокруг и в которых мы погрязли сами. А главный вопрос - можно ли противостоять страху, одиночеству, болезням? Мой ответ не противостоять, а принять, прочувствовать и идти дальше! Это сложно, но возможно! Вперёд, приключения только начинаются! 8 из 10
В основе этих благородных рас просматривается хищный зверь. Похотливо блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия' Фридрих Ницше. Этот типаж в пятом классе отлюбила. В смысле, какой? Красавец-супермен, чье внешнее благородство не оставляет сомнений в благородстве внутреннем, а когда и оставляет - оправдаешь, он ведь так невыносимо хорош: Кирк Дуглас, Пол Ньюмен, Жан Маре, Марлон Брандо. Берт Ланкастер из той когорты. Ну что вы, разве можно принизить кого бы то ни было причислением к львиному прайду? Что, уникален? Как раз в этом не уверена. Чертовски хорош и довольно непосредственен. И, давно став взрослым, продолжает вовсю эксплуатировать очарование юности, свет медленной мальчишеской улыбки. И ему, на самом деле, интересно жить. Куда интереснее, чем абсолютному большинству окружающих. Да потому что где-то внутри, в глубине своего естества, он и есть Прекрасный Принц на Белом Коне. Убежденный в том, что наша жизнь - игра, в которой The Winner Takes it All и так уж вышло, что Победитель - именно он, Нед Мерилл. Мальчик из уважаемой, но небогатой или обедневшей семьи. Что с того? Красавец, спортсмен, мачо - уж он то непременно пробьется в жизни. Не тем, так иным путем. Иным - посредством брака студента мореходки с богатой наследницей. Ходить по морям-по волнам теперь без надобности, но былая любовь к плаванию помогает поддерживать тело в идеальном состоянии. Наслаждаясь жизнью. Любит жену и дочерей с оттенком 'боготворить', они на пьедестале и ничто низкое не может коснуться дивного семейного мира. А если позволяет себе время от времени кое-какие шалости, так ничего худого в том нет, правда? Тебе приятно, партнерше в радость и вообще: 'За нашу сладкую клубничку!' В этом, и правда, нет для героя ничего стыдного или предосудительного, а фильм и рассказ Джона Чивера. по которому он снят, точно резонируют с астрологическим знаком Рыб, чью эпоху оставляем позади. Помимо водной тематики в названии и хобби героя, и его профессии, есть еще обстоятельства знакомства с женой Люсиндой - на корабле. И менее очевидные, не столь осязаемые вещи: присущее Рыбам умение виртуозно уходить от ответственности; естественная, как дыхание, подмена понятий; двойные-тройные-полистандарты; искреннее сочувствие и милосердие, которые никогда не претворятся в сколько-нибудь реальную помощь. Произведение, точно попадающее в архетип, тем и хорошо бывает, оно перестает быть 'вещью в себе', становясь знаменем (или менее пафосно - вехой на пути, дорожным столбом) в пространстве общественного бессознательного. Хотя бы даже непонятое и осмеянное современниками. Потому что фильма не поняли. По голливудским стандартам чересчур мрачен; образный ряд перенасыщен символизмом; не вполне понятно, каким образом в течение одного дня лето сменяет холодная осень и вообще: он что, Рип ван Винкль? Жизнь ухнула под откос, а Нед и не приметил? А это тоже, дети, характерная особенность Эпохи Рыб - склонность к обману и самообману. Ну и, надо бы сказать в финале, что платить все равно приходится, как ни печально. Но вместо этого позволю себе еще полюбоваться серебряными высверками на рыбьей чешуе. Тем, как старательно янки-северяне, верхушка среднего класса, копируют стиль уничтоженного их предками быта южан-аристократов. Тем. как ласковая вначале вода бассейнов в поместях друзей, превращается в хлорированную переполненного муниципального бассейна и хлыстом бьющие струи дождя. Тем, как в самом конце герой замирает на пороге своего заброшенного дома в позе эмбриона (материнство - тоже один из символов Рыб). Эпоха сменяется, а фильм просто один из первых откликов.
Этот фильм не о кризисе американского общества 60-х, а о кризисе эгоцентричной личности 'хозяина жизни', всю жизнь пребывающего в дьявольской прелести самолюбования. И окончание этого пути абсолютно то же, что в 'Пловце' - отчаяние, из которого есть только два пути - к Богу, или в погибель. В этом собственно и состоит кризис среднего возраста, только Нед слишком заигрался в молодца, причём вполне успешно, поэтому кризис нагнал его уже при сединах, что вполне нормально, и даже особенно характерно для нашей с вами современности. И то, что судьба красавца Неда остаётся за кадром, абсолютно логично, потому что этот выбор перманентно находится и перед нашим собственным носом. И для того, кто идёт по пути безусловного исполнения похотей естества, которому наивно следовал Нед всю свою жизнь, покажется очень унылым и непонятным финал этого фильма, ибо и сам по себе такой ход событий обличает всю ложность этого пути и его неизбежный крах, что истинно и бесспорно также как и то, что человеческое естество без Духа Божьего - прах и в прах возвратится. Шикарный, гениальный, штучный экземпляр в кинематографе - на грани с откровением, но поймут его максимум 5% из посмотревших, ибо гордыня - это абсолютная слепота и мало кто когда-либо задумается а почему собственно слоган этого фильма звучит так: 'Когда вы говорите о 'Пловце', вы говорите о себе?' 10 из 10
Немолодой, но ловеласистый герой Берта Ланкастера, решает проплыть все бассейны в округе. Это позволяет судить о нем как о чудаке, которому бассейны интереснее людей, встречи с которыми и должны составить калейдоскоп путешествия. Но уже скоро река Лусинды увлекает зрителей, а история переходит в драму, сначала морально-этическую, позже социальную, любовную, и под конец трагедию жизни, экзистенциальную драму. Не слишком сложная задача героя — преодолеть десяток бассейнов у знакомых и незнакомых людей, оборачивается физически и морально сложной, абсолютно вымотавшей героя. Его унижают, бьют, бросают девушки, выгоняют хозяева. Настоящий ад его поджидает почти в каждом месте, особенно в общественном бассейне, который из-за хамства и толпы был бы адом для каждого. Я накинул фильму пару балов за сцену с бегом через препятствия в компании с очаровательной девчушкой (Джанет Лэндгард). Она потрясает. Последующие выяснения отношений с любовницей (красивая и яркая Дженис Рул) и финал подтвердили высокий класс и драмы и фильма. Герою как и всем нужна любовь. 9 из 10
Мускулистый красавчик Нед Меррилл – настоящий баловень судьбы. Его любят все в родных окрестностях фешенебельного пригорода, представляющего собой череду обширных участков с бассейном в качестве непременного атрибута – символа роскоши и благополучия. Пожилой плейбой Нед решает добраться до своего дома на холмах сквозь угодья соседей, переплывая один бассейн за другим. Все знают Неда. И он здесь свой человек. Благополучный, успешный, улыбающийся и такой же беззаботный, как меняющие друг друга хозяева разнообразных плавательных выемок, независимо от возраста и пола. Но так ли это на самом деле? Водное путешествие героя Берта Ланкастера длится меньше суток. Меньше, чем за сутки в жизнерадостном денди, вся одежда которого – плавательные шорты, мы увидим безграничную гамму человеческих переживаний. Полтора часа понадобилось создателям фильма, чтобы раскрыть в полной мере неоднозначный характер Неда Меррилла – «чужого среди своих». Ланкастер, как всегда, играет бесподобно. Гримаса показного благополучия рассыпается на лице героя от бассейна к бассейну в судорогах коченеющих мышц. Оператор точно подчёркивает пронзительное разочарование персонажа на фоне, не меняющийся до самого финала, жаркой погоды природного возрождения. Литературная основа Джона Чивера тонко адаптирована и располагает к обобщению. Избегая лобовых диалогов и обходясь без флэшбэков, фильм, можно сказать, сохраняет единство места, времени и действия и, при этом, не тонет в условности театральных клише. «Пловец» - изысканный эталон стиля качественного американского кино 60-х, посвящённого нравственному выбору на сломе этических ценностей. Но, «Пловец», с лёгкостью, переплыл мутные воды в бетонных ограждениях переменчивого времени, став универсальной притчей об одиночестве поджидающего каждого человека в самом конце длинной дороги жизни. 10 из 10