Цикл фильмов о Шерлоке Холмсе в исполнении Бэзила Рэтбоуна, который снимал в 1940е годы Рой Уильям Нил на студии «Universal», всегда отличался неординарным подходом к текстам т. н. «Канона», то есть рассказам сэра Артура Конан Дойля. Осовременивание сюжетов и значительный комедийный элемент, как и усиление мистики, были неотъемлемой частью цикла. «Замок ужаса», один из последних фильмов цикла, сочетает все эти элементы в одной из самых замечательных в цикле пропорций. На сей раз создатели вновь решили оттолкнуться от оригинального рассказа сэра Артура, а именно «Пять зёрнышек апельсина», хотя взята, по традиции, только завязка и отдельные сюжетные мотивы. Кроме того, они вновь решили вернуться к поджанру классического детектива, причём в стилистике, характерной именно для времени, когда снимался фильм. Его сюжет скорее похож на произведения Кристи и — в особенности — её коллеги и современника Джона Диксона Карра. В шотландском замке на берегу моря живут семь пожилых джентльменов — членов своеобразного клуба «Добрые друзья». Поочерёдно каждому из них приходит письмо с зёрнышками апельсина в конверте, и получивший его вскоре погибает в каком-нибудь несчастном случае, так что не всегда сразу и опознаешь. А на всё это есть старинное шотландское поверье. Необычность казуса привлекает внимание Шерлока Холмса, и он вместе с доктором Ватсоном, заодно прихватив и инспектора Лестрейда, отбывает в этот замок. Но странные смерти продолжаются. Уже из вышеизложенного понятно, что сюжет «Замка ужаса» представляет собой традиционный классический детектив с постепенно сокращающимся числом подозреваемых и ярко прописанными характерами старичков, так что материала для размышления зрителю дают хоть отбавляй. Не мал и мистический элемент, ибо к этому располагает и место действия, и собственно обстоятельства таинственных смертей. Однако, несмотря на споро движущийся детективный сюжет, параллельно ширится и комедийный, как обычно сосредоточенный в деятельности доктора Ватсона (Найджел Брюс) и инспектора Лестрейда (Деннис Хоуи). И если Лестрейд — традиционная мишень в холмсиане, то столь комичный Ватсон — отличительная примета данного цикла. Здесь, к тому же, создателям удалось отыскать целый ряд свежих шуток и реприз. До самого финала сюжет бодро движется, ничуть не провисая и постоянно подбрасывая зрителю новые события и новый материал для размышлений о том, кто же загадочный преступник и есть ли он. Что же до разгадки, то она поистине внезапна и совершенно великолепна. В ней есть небольшие недоработки, недоговорённости и натяжки, ближе к концу сюжетная линия чересчур запутывается, однако сама идея искупает всё. При этом в формальном построении сюжета безупречно выдержан стиль Конан Дойла (что редкость в цикле Нила). На выходе получился великолепный детектив с комедийными элементами. И, что особенно важно, характернейшая для всего цикла вещь, своеобразная его квинтэссенция. Чудное кино (с ударением на первый слог), атмосферное, стильное и остроумное. И даже мелкие недочёты прощаешь за большие и жирные плюсы. 10 из 10
Когда я слышу звучное «мистер Шерлок Холмс»? мне на память приходят десятки произведений о приключениях этого величайшего и гениальнейшего сыщика, и потрясающие образы, воплощённые Василием Ливановым, Кристофером Ли, Питером Кашингом, Мэттом Фрюэром и т. д. Но сравнительно недавно я открыл для себя совсем другого Холмса — Бейзила Рэтбоуна, изучив порядка 10 фильмов о Шерлоке Холмсе с участием Рэтбоуна, я убедился в том, что были достойные вариации и до Василия Ливанова, недаром в кино истории бытует тот факт, что создание первого в истории удачного и по-настоящему запомнившегося дуэта Великого Детектива и его компаньона принадлежит Именно Рэтбоуну и его коллеге — актёру Найджелу Брюсу. В тех виденных мной девяти картинах (как я потом узнал существует аж 14 частей, выходивших в период с 1939 по 1946 г), что были сняты с участием этих двух актеров, были отчётливо видны личные взаимоотношения этих персонажей, а внешний облик актеров настолько точно совпал с представлениями публики о Холмсе и Уотсоне, что до сих пор многие зарубежные кинокритики образ Холмса ассоциируют именно с ролью этого замечательного британского актёра… Конечно были из этой «черно-белой» антологии и слабые фильмы, смотреть которые смогут только истинные поклонники Холмса, но есть и удивительно сильные, интересные проекты: Собака Баскервилей, Приключения Шерлока Холмса, Шерлок Холмс и голос ужаса, Женщина в зеленом, Шерлок Холмс в Вашингтоне и конечно же наш сегодняшний объект изучения, фильм режиссёра Роя Уильяма Нилла «Замок ужаса» Я подозреваю всех и никого Итак, фабула фильма представляет собой вольную экранизацию романа Артура Конан Дойла «Пять апельсиновых зёрнышек» (так уж получилось, что я сначала посмотрел фильм, а только потом прочел литературный первоисточник): Члены клуба «Хороших товарищей» один за другим получают письма с апельсиновыми косточками в качестве содержимого и последовательно погибают в несчастных случаях, собственно Холмс и Ватсон начинают расследовать это дело, но сталкиваются со многими несоответствиями и не стыковками, мешающими дальнейшему раскрытию этого загадочного явления. Конечно не скажу, что лента полностью основана на произведении, я бы отметил, что во многом в фильме лишь взята концепция, идея: Апельсиновые зёрнышки в письмах качестве предзнаменования неминуемой смерти, это единственное что связывает фильм и книгу, что касается остального: обстановки, места действия, хода событий атмосферы и даже персонажей (если в фильме в качестве «жертв» преступления выступают участники клуба, то в произведении от рук злоумышленников страдали члены отдельной семьи), то это два абсолютно не похожих культурных явления, которые не нужно сравнивать или объединять в один «культурный» ряд, их нужно рассматривать, как две совершенно разные реалии. Далее, что касается игры актёров, то несмотря на почтенный для фильма возраст (66 лет), работа актёров смотрится невероятно легко, ярко и интригующе (даже если брать во внимание тот факт, что некоторые диалоги в ленте выглядят несколько наивно и глуповато). Бэзил Рэтбоун, он же великий Шерлок Холмс — блестяще справился с возложенной на него миссией, хотя его персонаж и не так великолепен, как герой Ливанова, но он создал по-настоящему интересную личность: он скрытный, совершенно невозмутимый, уравновешенный, время от времени отпускает загадочные замечания, которые по идее должны навести его коллегу Уотсона на некоторые соображения, очень энергичный и внешне достаточно интересный и обаятельный, собственно эта его природная обаятельность и привлекает с самого начала фильма и не отпускает вплоть до финальных титров. Найджел Брюс он же Уотсон, единственный и преданнейший давнишний друг, помощник и напарник в нелёгком ремесле Холмса, сравнивать его с Виталием Соломиным я думаю не стоит, но с ролью он справился потрясающе, ещё бы чуть-чуть живости, чувственности и он смог бы конкурировать со своим советским аналогом. Интересны так же и персонажи Обри Мэтера (его Брюс Аластэр получился весьма комичным), Дэнниса Хоуи, Пола Кэвэна и Холмса Херберта хотя они и не несут большого влияния на общую визуализацию ленты, их персонажи делают течение сюжета более интересным и легкоусвояемым. Не справедливо будет и не отметить потрясающее музыкальное оформление Пола Соутелла, он настолько гармонично подходит к фильму, что кинопроизведение без него потеряло бы половину своих преимуществ. 10 из 10