На этот раз решил посмотреть фильм по тематике «современное черно-белое кино». И вспомнился мне один любопытный проект — фильм по Говарду Лавкрафту, по его каноничному произведению «Зов Ктулху». Фильм — любопытный эксперимент, который я считаю удачным. Попробовать снять фильм по Говарду Лавкрафту именно так, как его бы сняли в те времена, когда он писал. Этой идее подчинен весь фильм полностью, начиная от грима актеров, заканчивая музыкой. Фильм мало того что черно-белый и обработан эффектами поцарапанной съемки и мерцания, при этом еще и немой! Актерская игра тоже полностью подчинена идее «снять как тогда» — они активно жестикулируют, замирают в картинных позах, подчеркнуто акцентированно проявляют эмоции. Декорации разных экзотических мест тоже стилизованы под такую павильонно-театральную постановку, работу с миниатюрами на переднем плане и тому подобным. Немного местами в съемках на натуре и в бытовых помещениях предметы выглядят излишне аккуратными, как музейные экспонаты, но это мелочи. По сюжету — тут все просто: если читали Лавкрафта, то это вот самое оно. Немного разочаровывает, что тема взята самая стандартная для Лавкрафта, и персонаж тоже. Ктулху все таки давно стал «попсой». А так — таинственный культ, сходящие с ума люди, расследования старых дневников и судовых журналов, воспоминания и сны об ужасе, и путешествия по всему миру в поисках отгадки. Вот эта атмосфера путешествий там мне понравилась, эдакий уютный мир времен когда еще были английские колонии по всему свету. Можно в целом сказать, что фильм во главу угла поставил не свою художественную ценность именно как фильма, а мысль воплотить архетипичного Лавкрафта и его архетипичное произведение с архетипичным персонажем в архетипичном черно-белом немом фильме. Этому, повторюсь, подчинено всё. И это было бы недостатком фильма — но, он не успевает наскучить, т. к. длится всего сорок с небольшим минут. В целом, положительные эмоции, любопытный эксперимент, не шедевр, а скорее, эдакий любительский хорошо и с душой сделанный жанровый фильм. Настоятельно рекомендую читавшим Лавкрафта, так как атмосфера тех времен за счет манеры съемки передана очень хорошо, а остальным — рекомендую, как любопытный и не утомляющий эксперимент. За старание и смелость: 7 из 10 И да, как же без Лавкрафтовских финальных фраз! «и мы либо потеряем рассудок от увиденного, либо постараемся спрятаться от этого губительного просветления в покое и безопасности нового средневековья».
В 2005 году команда поклонников творчества Говарда Лавкрафта объединила усилия для съёмок фильма на основе рассказа, который даже спустя пятнадцать лет никак не обзаведётся высокобюджетной экранизацией. «Зов Ктулху», написанный в конце 1920-х, прославил Лавкрафта, как никакое другое произведение. Небольшой мистический рассказ с элементами детектива уже после смерти автора обрёл такую популярность, что появились даже подражатели, поклоняющиеся великому Ктулху. Впрочем, стоит заметить, что со временем оригинальный рассказ оброс домыслами подражателей Лавкрафта, и из-за этого фантастический древний монстр обрёл в Интернете славу, которая слабо состыкуется с образом из оригинального рассказа. Поэтому можно лишь порадоваться, что Эндрю Лиман снял фильм, основывающийся именно на «Зове Ктулху». К худу ли, к добру ли, но идеей режиссёра было стилизовать свой фильм под то состояние, в котором кинематограф находился в 1920-е гг: чёрно-белая картинка с помехами, отсутствие звука, пронзительная сопровождающая музыка и картонные декорации. Убедительно ли получилось? Что-ж, музыка действительно вышла удачной. Точнее, удачной для начала двадцатого века. В наши дни такое не создаст ни один здравомыслящий композитор. Если у вас слух повышенной чувствительности, то рекомендую при просмотре снизить громкость до минимума. А вот к качеству изображения с точки зрения стилистики кое-какие претензии есть: в некоторых сценах, особенно снимавшихся на улице, видно, что помехи наложены искусственно и изначально запись была на соответствующем уровне для 2005 года, когда цифровые технологии уже были в процессе активного распространения. Невольно вспоминается эпизод, снятый примерно тогда же командой Питера Джексона для дополнения к оригинальному «Кинг-Конгу» 1933 года — там тоже были искусственные помехи на чёрно-белом фоне. Но вернёмся к «Зову Ктулху». К чему действительно не придерёшься, так это к декорациям. Создатели вполне отчётливо представляли себе возможности кинематографа начала двадцатого столетия и продемонстрировали весьма любопытный взгляд на город с неправильной геометрией, а также самого Ктулху таким, каким его в самом деле могли бы показать в те годы. Актёры для фильма, вероятно, подбирались из сильной школы, которая учит демонстрировать своё состояние даже без произнесения слов. То, как это было реализовано, может лишь радовать: потрясение, страх, изумление, безумие — ни в чём сомнений не возникает. И только некоторые отличия от книги воспринимаются с неким разочарованием. Если отсутствие схватки с пиратами в открытом море ещё можно списать на нехватку бюджета, то образ Кастро, показанного дикарём-преступником, вводит в недоумение. Понятно, что режиссёр хотел сэкономить на хронометраже, но можно было придумать и другой способ. Тем не менее, если сравнивать с другими экранизациями последних тридцати лет, будь то «Парк юрского периода», «Война миров» и даже «Властелин Колец», Эндрю Лиман заслуживает все награды за бережное соблюдение девяноста пяти процентов содержания первоисточника. Основные персонажи, включая и Ктулху, полностью соответствуют задумке Лавкрафта. Неоднократно утверждалось, что при жизни писатель был бы рад увидеть подобный фильм. Пожалуй, к этим словам можно присоединиться. Эндрю Лиман и его команда создали фильм, который мог бы порадовать зрителей, и им это удалось. Остаётся лишь надеяться, что когда-нибудь Ктулху явит себя во всём своём ужасе в фильме, который соответствует духу уже третьего тысячелетия. 9 из 10
Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают. Мишель де Монтень Сновидения давно покинули меня. Нет больше магии вечной, не приходят по ночам чудеса запретные, не нащупывают тропы образы манящие. Ночь теперь — не царство грез, не алтарь мечтаний, а растянутый миг от заката до восхода, грустный и отощавший. Без всяких надежд, с пустым настроением смыкались глаза мои в раз очередной, как восстали с неведомых глубин призраки прошлого, и послышалась какофония звуков немилосердных. Они вогнали в дрожь, спровоцировали судороги, устлали лоб каплями холодными и заставили хватать слова, отыскивать в них ценность неведомую. Не определить было шедшего времени, тревога управляла сознанием и открывала дорогу страху дремучему. И слышалось имя Ктулху, и открывался мне ужас космический, и поднимался с приливом город угрюмый. Что же, Атлантида существует, пережила века и припасла в пилонах своих мучения потомкам? Ответов нет, а ступор все крепче стягивает меня. Кажется, до утра не дожить, да и нужно ли, если в голове сила таинственная повторяет фамилию нового властителя ночи — Лавкрафт. Очевидность потеряна, действительность утрачена, а впереди только груда свидетельств, фактов, слухов, поросших мхом шизофренического воображения. Немой экспрессионизм с настойчивостью незваного гостя вторгся сквозь годы в привычный уклад. Наэлектризовывают жилы беспокойные партитуры, обескураживают напуганные лица и озадачивают россказни, новые старых невероятнее. С глиняных барельефов и с металлических статуэток взирает кальмароподобный исполин. Его облик — не гротескное месиво из мифологических кусков, а средоточие фобий, концентрат страха перед сказаниями древности и таинствами предков. Ктулху велик, монолитен и свиреп, но легенды о нем значительно опаснее. Сраженным шепотом разносятся они среди посвященных. Недалек день возмездия, выходящего из стен мертвого града. Фантазии десятка одержимых не хватит описать архитектуру Р’льеха. Великодушен Лавкрафт, дозволил логовищу монстра обрастать непостижимыми строениями, рядом с которыми зиккураты кажутся куличиками. Слабеют слова, иссякают мысли, ужас парализует члены, спастись с гигантского погоста необходимо, а что случится дальше — приходящее утро рассудит. Не дождаться его так скоро, великолепием состаренной картинки не пресытиться, и завороженных слов о Ктулху не забыть. Смолкает его зов, но неизбежно сотрясет перепонки вновь. Ноги несут по болотистой почве, жуткие обряды и завывания наблюдают глаза мои. Предчувствие апокалипсиса сильнее визга сирены, заставляет постичь вымышленное и стараниями почитателей до мифологии развитое. В ужасах Лавкрафта не фонтанирует гейзерами кровь, не рычат зомби, не скалятся вампиры и не поблескивают под луной лезвия маньяков. «Зов Ктулху» — сгусток отрицательной энергии, в хаотичном полете слитый с пленкой. Наследие совершенно не кинематографичного писателя каждый год переживает очередную молодость и непринужденно вторгается в чужие сны. Видения, что несет оно с собой, не пестрят палитрой красок и не благоговеют надеждой. Они мрачны и пессимистичны, склизкими щупальцами покоряют свежие души, и не видно процессу окончания. Некоторым удается избежать, укрыться за щитом скепсиса или в кирасе отрицания. Счастливые это люди, и повезло ли им — боюсь, сам и мудрейший Ктулху не ответит. А мне теперь известно другое: лавкрафтова ночь рискует когда-нибудь окончится, но в моих силах оттянуть печальный миг, насколько получится…
Экранизация одного из самых знаменитых рассказов Г. Ф. Лавкрафта, предпринятая в 2005-м году Эндрю Лиманом решена в стилистике немого кино. Задумка хороша, но лишь задумка. Её исполнение вряд ли наречешь подобным эпитетом. Любой человек, посмотревший хотя бы десяток немых фильмов, поймёт, что эта короткометражка — лишь их жалкая и неумелая копия. Повествование в ней ведётся настолько быстро, что это начинает напрягать восприятие уже после первых десяти минут, некоторые ракурсы и приёмы съёмки явно выдают детище постнемого кинематографа, а кукла Ктулху попросту нелепа. Подобных монстров гораздо лучше делали сто лет назад. Да и вообще, весь фильм является практически дословной иллюстрацией к первоисточнику, не несущей при этом никакого нового и оригинального прочтения исходного материала. И, если честно, не видится особого смысла смотреть этот фильм, если вы уже прочитали рассказ. 6 из 10
Перечитывал я тут недавно Лавкрафта и подумал, что голливудские режиссеры и продюсеры не смогли бы пройти мимо столь изощренного безумия. Непременно должны быть экранизации этого шизофренического бреда. И что вы думаете, стоило мне лишь немного погуглить, как обнаружилось, что я недалек от истины. Фильмов нашлось не так много, но десятка два, а то и три наберется. И без сомнения первый из них это «Зов Ктулху» Эндрю Лемана. Чтобы восхищаться подобными фильмами, недостаточно быть просто преданным поклонником творчества Говарда Лавкрафта. Надо быть настоящим фанатиком, маньяком с трясущимися руками и горящим взглядом, у которого сборник Лавкрафта не пылится на книжной полке, а лежит на письменном столе, весь зачитанный до дыр, а по ночам спрятан под подушкой, чтобы жуткие монстры не томились от одиночества, но беспрепятственно проникали в сны, вызывая кошмарные видения, заставляющие просыпаться в холодном липком поту с криками и стонами. Для тех, кто решится это посмотреть, предупреждение. Картина черно-белая, немая, а в связи с тем, что бюджет фильма едва превосходит годовую зарплату среднего американца, декорации картонные, а монстра, похоже, вылепила из пластилина шестилетняя племянница продюсера. Авторы называют это стилизацией под старинное немое кино начала 20-го века, что, по мнению фанатов писателя, является лучшим способом экранизации его произведений.
С улыбкой представляю, как бы обогатили мир кинематографа экранизации произведений Говарда Филлипса Лавкрафта. «Так их же много», — скажите вы. Да, пожалуй. Но смотреть их будут только верные поклонники писателя, так как в своём большинстве это фильмы старые и малоизвестные простому зрителю, тем более они не такого уровня, как, допустим, экранизации Стивена Кинга. Я верю, что возьмись за дядюшку Лавкрафта умелый постановщик, то вышло бы не хуже того же «Сияния» (1980). Не так давно Гильермо дель Торо решился было снимать «Хребты безумия», но потом что-то случилось и проект так и застыл. За отсутствием интереса у других режиссёров к работам Лавкрафта, свои силы решил попробовать Эндрю Лиман, взявшись за самое, пожалуй, известное и каноническое творение мастера ужасов из глубин — «Зов Ктулху». Фильм стилизован под ленты 20х годов так грамотно, как если бы его снимали в то время. Безусловно, если бы его и вправду ставили тогда, то он стал бы культовым наравне с работами Тода Браунинга и Роберта Вине. Сейчас же можно только восхититься мастерством и храбростью создателей «Зова Ктулху», противопоставивших свой привет из прошлого современному хайтековому гламуру, который порой сгорает в своих же софитах. Иногда действительно нужно вспоминать откуда всё пошло, как зарождалось кино и направление ужасов в том числе. Съёмочная команда, возглавляемая Эндрю Лиманом, показала настоящий класс и утёрла нос многим сопливым хоррормейкерам, наивно полагающим, что всё за них сделают современные технологии. Не тут-то было. Зачастую в ужасах всё решает истинная любовь к жанру, из которой и вытекает всё мастерство, снимай ты хоть немое чёрно-белое кино. У авторов этой картины приверженность жанру чувствуется, и поэтому фильм, который впору своему стилю и первоисточнику идёт всего сорок семь минут, получился атмосферным и жутким. Постановщик лаконично ведёт в меру напряжённое и в меру разгоняющееся повествование, выливающееся под конец в долгожданную встречу с Ктулху. Актёры, не переигрывая и не халтуря, выразительно передают все чувства и эмоции без слов, подстать мастерам эры немого кино. Картина идёт чётко вровень с оригинальным рассказом, не подвергаясь приступам художественного вымысла и не коверкая события, описанные писателем. Что самое главное — авторам удаётся передать Лакрафтовскую атмосферу полусна и безысходного, неподвластного человеку древнего ужаса. От размокшего ила циклопических каменных городов, искусно перенесённых на экран будто из грёз самого писателя, так и веет этим страхом. И даже сквозь тёмную двухцветную призму, Ктулху — материальный сгусток первородного зла — затягивает зрителя своими перепончатыми щупальцами к себе в Р’льех.
Что может быть страшнее неопределённости, окружённой завесой тайн, домыслов, скрытой тёмной, морской глубиной? Говард Лафкрафт из вечных человеческих страхов, таких же старых, как и само человечество, сложил историю, заставляющую дрожать при наступлении ночи, боятся собственной тени. Данное творение превосходно передаёт атмосферу произведения. Грим подобран, чёрно-белые краски усиливают эффект. Страх к неизвестному нагнетается мимикой героев, музыка красноречивей всех слов. Смею предположить, что это лучшее, что когда-либо снимали и снимут на данную тематику. Цифровая графика со своими нуликами и единичками уничтожит загадочность, дорогостоящие спецэффекты развеют прохладу тёмного города, цвета испошлят и поставят Ктулху на одну полку с «Аватаром». Я бы назвал это в высшей мере искусством, где визуальная составляющая, привлекательность картинки, так ценимая в наше время, отошла на задний план. Чего только стоят глаза главного героя! Сердцеточящий страх перед неизученным, накрытый пылью времён, отражается в его глазах. Вся привлекательность в несовершенности, «бюджености» фильма. Это только красит его, передаёт характер произведения и автора. Некая недосказанность, по нынешним меркам, убогость, дают нашей фантазии сгладить шероховатости, «огрехи». Хотя, они то, «огрехи», и наполняют кадры лафкрафтовским ужасом. Не важно, снищет он вашу симпатию, взбудоражит омут почти отмершей фантазии, или заставит плеваться из отсутствия «поп-корновых» сцен. Пропасть, невесть откуда взявшаяся, в центре бушующего шторма, под шелест необъяснимо леденящих, таких таинственных и одновременно генетической памятью знакомых завываний, своими как смоль чёрными щупальцами вас коснётся, сведёт с сума и заставит вас сожалеть о том, что вы родились на этот свет…
Разбирая наследство покойного двоюродного дяди, учёный обнаруживает ведомый предком архив о таинственном культе Ктулху. Потихоньку разбираясь и сопоставляя сведения с датами, впечатлительный родственник узнаёт шокирующие подробности о таинственных обрядах и существах, живущих вне времени. Стоит похвалить поклонников Говарда Лавкрафта. На совсем небольшие средства своего фонда наследия творчества писателя, 50 000 долларов, у режиссёра Эндрю Лаймана получилась идеальная стилизация под немое ч/б кино 20-х годов. Картонные декорации, игра теней, синячный грим, рукоплескательная игра актёров, пластилиновые спецэффекты. Не скажи, что производство от 2005 года, никто бы и не догадался. Даже недавний «Артист» современней выглядит. А для ужастика данная старинность с перекошенными выражениями лиц, нагнетающей мрачной музыкой и монстрами, скрывающимися во тьме, по идее очень на руку. И тем не менее, похвастаться универсальным мрачным безумием ранних фильмов ужасов или чёрно-белых фильмов Дэвида Линча «Зов» не может. В чрезвычайной старательности авторов как раз и кроятся некоторые просчёты, так как в подобном оммаже очень не хватает тонких современных или хотя бы межвременных ноток, типа более жесткой натуралистичности, присутствующей, кстати, в рассказе, или спецэффектов уровня Рика Бэйкера и Стэна Уинстона (номинально естественно, что в этом плане можно соорудить на полтинник), которые бы смогли скрасить откровенно комичное поведение персонажей, присущее немецкому киноэкспрессионизму, придав чуть больше серьёзности происходящему. Жаль, но что было хорошо раньше, теперь уже не может выползать и вступать в противоборство с современными минимальными требованиями к жанру. Иначе получается такой вот любопытный, но всё же кукольный театр. 6 из 10
Бьюсь об заклад: они большие поклонники Лавкрафта. Но делать Ктулху из папье-маше и дёргать его за верёвки всё равно нельзя никому. Мастер космического ужаса, которому люди с благоговением и дрожью подают собственный жанр литературы, должен быть исполнен на экране так, чтобы люди сходили с ума от страха, либо не исполнен совсем. Я не понимаю, почему они выбрали именно этот жанр немого кино. Чтобы воссоздать дух старины? Якобы, отнести зрителя в тот ужасающий год-другой, когда сам Говард Лавкрафт строчил великие строки? Это не лучший вариант для картины, сюжет которой охватывает такие масштабы. Я не понимаю этого. «Дракула» Брэма Стокера была опубликована гораздо раньше, однако же никто не стал снимать по этой книге фильм, состоящий из карточек с изображениями? Хотя уж там, следуя по стопам Мурнау, можно было очень тепло устроиться в немой бесцветной стихии… Классические рассказы Лавкрафта потому и поражают воображение, что они вытерпят проверку временем, и это сразу ясно. Сидя у себя в кресле дома он относил читателя как в незапамятные времена древности, когда динозавров ещё не было в проекте, так и в невероятно далёкое будущее, а потому это — именно тот автор, с которым можно смело экспериментировать. Поставьте одно из его произведений в театре, экранизируйте с изюминкой, но если у вас нет бюджета на то, чтобы делать мало-мальски достоверного Ктулху (вариант, по которому всем понравится видение монстра вообще кем-либо даже не рассматривается), сделайте только его щупальца, тянущиеся в пространстве. Нет денег на щупальца — не изгаляйтесь вообще и оставьте его образ карандашным рисунком на бумаге. То, что показано нам в этом фильме — это неудачная попытка охватить необъятное, промашка в светлом стремлении стилизовать под старину. Может быть, у меня совершенно нет вкуса, но декорации нулевых годов совершенно жестоко режут глаз, когда их пытаются впихнуть в формат немого кино. Ретро-макияж, который использовался в оригинальных немых фильмах, должен отдавать стариной и атмосферой, но здесь и это не удаётся. Мне не хватило накала. С самого начала появилось дикое желание перемотать, в надежде, что в конце я увижу самого Ктулху и пойму, на что были брошены все усилия. Но глаз мой упал прежде всего на неубедительный шабаш, в котором сорок чуваков в простынях прыгают на фоне картонки, а статисты где-то там машут фонарями, чтобы изобразить блики огней. До смешного нелепая драка на месте богопротивного ритуала и вовсе походит на постановочный спектакль в очень средней школе. Город Ктулху картонный просто насквозь. Тем, кто читал рассказ, лучше вообще не трогать эту картину, потому что после прочтения о дверях, которые открываются вовнутрь и в то же время как бы уходят вверх и ещё непонятно куда, а пирамиды и статуи имеют причудливые формы, которые человеческий глаз не в состоянии воспринять рационально… да можно ли вообще такое снять? На месте режиссёра я бы отдала дань символизму и изобразила всё это туманно, намекательно, с долей авторства. А здесь мы видим грубо срезанный до примитивного восприятия город с разноэтажными башенками и гигантскую дверь, из которой на тебя вываливается громадная мочалка, шевелящая конечностями. Это вовсе не значит, что Лавкрафта невозможно снять, нет. У него есть и менее фантасмагоричные рассказы — тот же «Реаниматор». Взяли бы эти деньги и потратили их на то, что может вообще хоть как-то уложиться в мозгу, чем зря маяться с ктулху р’льех вгах’нагл фхтагн, который совершенно не зазорно оставить в распоряжение собственному воображению.
Лирическому герою вокалиста группы «Ляпис Трубецкой» приходилось нырять на самое дно, дабы узреть живое воплощение популярнейшего мема рунета. Нам же достаточно нажать кнопочку «Play» на плеере и внимать. Грех не сделать, не правда ли? Каждый из нас знает эту жестокую схему, конечным пунктом которой является профит. Поэтому зачастую творческие силы подносятся не на алтарь искусства, а на алтарь как раз-таки той самой выгоды. К счастью для нас с вами, встречаются исключения. И одним из таких исключений являются фанатские проекты, которые мне видятся ярким всплеском в потоке похожего продукта, причем в любой сфере. Ведь кто, как не фанат, бережно отнесется к вселенной, персонажам и авторскому замыслу. Яркий пример — экранизация «Зов Ктулху» 2005 года, снятая группой энтузиастов. Лавкрафт — писатель очень атмосферный. Помнится мне, как я читала «Реаниматора» в полном одиночестве, и мне прямо казалось, что вот-вот кто-то постучит в мою дверь. Кстати, этот самый «Реаниматор», экранизированный в 1985 году, изначально задумывался режиссером как черно-белый, но идея не реализовалась. «Зов Ктулху» не только черно-белый, но и вообще стилизован под старые фильмы 20-х годов. Так что атмосферность лавкрафтовского произведения неплохо передана через эту завораживающую стилистику, неумолимо вызывающую ассоциации с немецкими экспрессионистскими фильмами. И на самом деле, веяния экспрессионизма как нельзя лучше подходят там, где нужно продемонстрировать сны. Хотя и сам остров с монументами похож на порождение чьей-то больной фантазии. Разумеется, стилизация не закончилась картинкой. Перед нами немое кино. Так что вся ответственность за воспринимаемую зрителем звуковую информацию ложится на музыку. И это испытание с честью выдержано. Музыка, как живая, подстраивается под каждое минимальное действие на картинке, то едва трансформируясь, то резко меняясь. Она гармонична вплетена в фильм и служит дополнительным, и надо сказать, сильным, фактором, заставляющим нас прочувствовать все происходящее на экране, будто мы являемся непосредственными участниками событий. Актеры играют и выглядят совсем не так, как привычно современному зрителю. Гипертрофированные эмоции и отчетливо видный грим. Но это не относится к минусам. В заявленном стиле все выглядит к месту. И мне это показалось даже весьма интересным. Остается остановится на сюжете. Уже было указано вначале, что к нему отнеслись бережно, как и положено фанатам). Что касается самого Ктулху, то он выглядит как порождение явно не современных спецэффектов. И это хорошо. В этом отлично стилизованном фильме должно быть и соответствующее чудовище, и вряд ли монстр, созданный в лучших традициях современности, вписался бы. «Зов Ктулху» стоит посмотреть, если вам не жаль потратить 40 с лишним минут на чудесную экранизацию Лавкрафта, которая удалась как по форме, так и по содержанию. 9 из 10
Так сложилась судьба, что главным символом творчества писателя Говарда Филлипса Лавкрафта стал один из выдуманных им Древних Богов — Ктулху. Далеко не самый главный в пантеоне Богов, он стал объектом многочисленных фан-клубов, интернет-мемов, сувенирных материалов, появления большого количества людей, знакомящегося с ГФЛ исключительно из-за повести «Зов Ктулху». Конечно, рано или поздно эту повесть должны были экранизировать, но.. Всегда есть эти самые «но», ибо все прежние экранизации произведений Мастера уже одной своей никчемностью должны были пробудить Зверя, спящего в подводном городе Р`лайх, получше любых песнопений от вырождающихся сект дьяволопоклонников. Кому-то мешало отсуствие бюджета, кому-то отсутствие таланта, стремление угодить массовому зрителю, с неизбежным падением в стилистику дешевых молодежных хорроров. Но главной причиной был весьма своеобразный стиль самих произведений писателя, ведь очень трудно передать современным киноязыком ту непревзойденную архаичность его языка, нагнетание ужаса посредством внедрения витиевато-рваного слога, создание причудливо-сложной мозаики из десятков эпитетов в каждом предложении. Лавкрафт для многих зануден. Лавкрафт жутко энциклопедичен. Лавкрафт в нынешнем кино абсолютно несовременен. Именно поэтому творческий порыв энтузиастов из «Исторического общества Г. Ф. Лавкрафта», сделавших из экранизации повести «Зов Ктулху» фильм-стилизацию под искусство 20—30-х годов, вызвал такое большое ожидание и интерес среди поклонников. В чем можно было быть абсолютно уверенным, так это в том, что каноничный сюжет произведения будет перенесен на пленку с максимальной бережностью. История, состоящая из 3 частей, объединена единым стержнем — зловещими фактами, домыслами и слухами, блуждающими вокруг Древнего Бога Ктулху, спящего в бездонных пучинах морских, и вселяющего несказанный первобытный ужас одним лишь своим именем. Безумные дегенерирующие идолопоклонники, распевающие мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», принося очередную человеческую жертву, циклопические города Древних, приходящие в самых страшных сновидениях, спешно бегущие перед глазами строки дневников, написанных людьми на грани безумия, ну и, конечно, город Р`лайх со своим единственным жителем, при определенном положении звезд поднимающийся на поверхность моря. Повесть перенесена на пленку почти дословно, и в определенный момент становится ясно, что магия черно-белого немного кино безотказно действует. Что одна надпись огромными буквами в титрах «THEY» по отношению к Несказанному, во время бессвязной речи очередного безумца, жуткий саспенс от немигающего взгляда воспаленных глаз, тревожная беспрерывная музыка, фантасмагорические сны, производят эффект гораздо больший, чем какая-нибудь жесткая расчлененка новых Пятниц-13 и Криков-4, при этом подчеркивая внутреннюю сущность произведений Мастера. Киноверсия «Зова Ктулху» обладает своим особым шармом, не заметить который просто невозможно. Конечно, чтобы проникнуться им полностью, необходимо познакомиться с первоисточником, благо его малый объем это легко позволяет. Ведь если ты видишь на экране дурилку картонно-резиновую, но знаешь что: «Существо описать было невозможно — ибо нет языка, подходящего для передачи таких пучин кричащего вневременного безумия, такого жуткого противоречия всем законам материи, энергии и космического порядка. Шагающая или точнее, ковыляющая горная вершина. Боже праведный! Ктулху!!Ктулху!!! Йа!», то проникнуться происходящим гораздо легче, да и приятнее. Но даже не вспоминая про первоисточник, нельзя не отметить смелость такого эксперимента, проведенного со всей ответственностью и серьезностью. Немой «Зов Ктулху» — это попытка таки перенести фантастически-абсурдный мир Говарда Филлипса Лавкрафта на пленку. И попытка очень удачная, дающая надежду на то, что правильный стержень экранизаций писателя таки найден, и своего времени дождутся и остальные Древние Боги, Старшие Боги, и все те жуткие существа с именами и без, запертые в тесных черных строчках на страницах книг писателя. 8 из 10
На короткометражный фильм «Зов Ктулху» я «положил глаз» случайно. Решил посмотреть, есть ли в наши деньки черно-белые фильмы, да еще и ко всему, немые. Видимо, недавний шедевр Мишеля Хазанавичуса «Артист» наложил отпечаток в моем сознании. Конечно же, Эндрю Лиман в своем короткометражном ужастике подверг соблюдению основные каноны старого доброго черно-белого немого кино: пиксельная рассеянность в изображении (… ну это я на современный манер), субтитры «а-ля 20-е», движение кадров слишком скорое, непрерывное музыкальное сопровождение. Даже съемки драки полицейских с зомби шли в какой-то неспешной театральной манере. Чудище, погнавшееся за судном как будто тоже из «золотого Голливуда» и напоминает резиновых монстров, кропотливо сделанных для Кинг-Конга 33-го года. Психоделические постройки из снов молодого человека напоминают рисованные декорации из фильма ужасов про доктора Калигари. Даже начальная заставка похожа на заставку компании Universal тех лет. В техническом плане, — все О. К.! Не заглядывая на дату выпуска триллера, можно вполне воспринять, что смотришь какой-нибудь фильм ужасов 20—30-х гг. И все же, почему критики холодно отнеслись к задумке Лимана и его команды? Ведь могли же отправить фильм в список номинантов короткометражек на Канском фестивале. Может быть, и на Оскар. Но… Во-первых, фильм слишком длинен для короткого метра и узок для полнометражной картины по времени. И это создает некоторое замешательство — либо короткометражка затянута, либо авторы недосказали чего-то важного в своем фильме. С исследованием молодого доктора, в итоге, стало ничего не ясно (даже намек с последней его записью больше похож на устрашающую речь, нежели на логическую додумку для зрителя). Сюжет фильма прост, но непонятен в некоторых местах. Во-вторых, в отличие от того же полнометражного «Артиста», где одной из идей является «история зарождения звукового кино, как прародителя современного синематографа», то данный фильм не несет в себе как-либо даже новой подидеи. Просто удачный пародийный триллер на старинные ужастики. Хотя, в наши дни вспомнить об истоках кинематографа и создать по этому поводу небольшой фильм — уже великое дело, достойное уважения современников. Пламенное спасибо скромному Эндрю Лиману (который, кстати, снялся в одной небольшой роли в собственном творении) и его партнерам за этот оригинальный и универсальный фильм. «Зов Ктулху», в своем роде, призыв к сегодняшнему поколению и его потомкам. Призыв к тому, чтобы не забывать истоки такого искусства, как кино. 7 из 10
«Не мертво то, что в вечности живет; Со смертью вечности и смерть умрет» Экранизировать Лавкрафта — дело не просто опасное, почти подсудное. Непередаваемая атмосфера, характеризующая все его творчество, никогда не просилась на голубой экран, и уж тем более в эпоху однотипных страшилок, кричащей молодежи и солнечно-паршивых финалов. «Зов Ктулху» можно было бы снять весьма занимательным, методичным триллером о том, как человек, приближаясь к разгадке ужасной тайны, постепенно сходит с ума. Однако выглядело бы все это скучно, банально и совсем не по-Лавкрафтовски, в то время как творение Эндрю Лимана ни под один из вышеперечисленных критериев не подходит. Полулюбительский, снятый за три копейки, «Зов» тем не менее остается одним из образчиков своего жанра. Сухость действия или практически полное отсутствие такового отнюдь не характеризуют фильм, а художественный мир картины не изобилует мерзкими сценами, длинными темными коридорами и маленькими девочками, что хуже серийных убийц. Да и что-то поистине пугающее в оккультных ритуалах и компьютерном чудище найти не получается. Но кино все же отличное. Втягиваться в эту круговерть событий разного уровня непонятности стоит хотя бы потому, что концептуальное решение автора о стилизации под ленты времен «Носферату» и «Метрополиса», а также «дрожащий» саундтрек, в разы усиливающий эффект происходящего, есть залог не столько успешности, сколько достойности и кинематографической ценности «Зова Ктулху» как одной из лучших адаптаций культовой повести Говарда Филлипса Лавкрафта. Молчаливая хроника перемежается флешбэками и снами, чей характер не столько ужасен, сколько необъясним. И это, признаться, пугает пуще прочего. Невидимый до поры до времени Ктулху, заставляющий случайных моряков плакать кровавыми слезами, стократ реальнее и правдоподобнее, даже с учетом как будто пластилиновой графики, своих многочисленных последователей, отличающихся между собой разве что именем. Его образ, перекочевавший со страниц знаменитой прозы Лавкрафта, вклинился, скорее, не в мировой кинематограф в общепринятом смысле, но в сознания тех людей, чей разум оказался не в силах родить собственных чудовищ. Взгляд на прошлое глазами современного режиссера получился своего рода путешествием в мир, где эмоции не на словах, но на лицах, где антураж — не пустое слово, где равноценны форма и содержание, где музыка в самом деле тревожна, а страх еще настоящий. Такими картинами хочется не дырки в обоях закрывать, но умеренно восхищаться.
История знает множество примеров, когда гениальные люди удостаивались признания только после смерти. Их достижения, как всё великое, легче рассмотреть только на расстоянии прожитых лет. Так произошло с творчеством Говарда Лавкрафта, но вряд ли писатель рассчитывал, что культ Ктулху будет ассоциироваться с фразами «схавать моск» и тому подобным. Однако остались люди, у которых «Зов Ктулху» вызывает не смех, а ужас. Именно такие, настоящие фанаты, отдали должное своему кумиру и сняли потрясающую экранизацию! В то время, когда кинозалы заполняют, по сути, однотипные ленты, набитые шиком, лоском, пафосом, Эндрю Лиман и компания абстрагируются от мира и снимают аскетичную картину с прекрасной атмосферой. Хотя, если подумать, то тут на лицо ситуация, когда за неимением денег пришлось выкручиваться, как только можно. Но посмотрите — какой результат! «Замыленность» плёнки, выражение лиц главных героев, декорации, опять же, атмосфера! И это, друзья мои, называется бескорыстная любовь к тому, что ты делаешь. Да, игра главного героя немного карикатурна, но в техническом плане картина неповторима. Чего стоит только визуальный стиль, весь этот грим, игра света, операторская работа; лишь малейшие тонкости, такие как несвойственные ракурсы камеры и незначительные визуальные эффекты, намекают нам на фальсификацию старины. Думаю, не стоит рассуждать о чёткости цитирования произведения, ведь, читая романы Лавкрафта, каждый человек по-своему представляет персонажей картины и окружающий их ужас. Но главное, что удалось создателям фильма — это передача первобытного ужаса, перед чем-то немыслимым, не возможным… тем, чего не должно быть «Not dead which eternal lie Stranger eons death may die Drain you of your sanity Face the thing that should not be» Metallica — The Thing That Should Not Be
Чтобы в 21 веке, в эпоху спецэффектов и IMAX-кинотеатров, выпускать черное-белое немое кинополотно, нужно быть либо сумасшедшим, либо гением. Режиссер данной ленты Эндрю Лиман не является (пока) ни тем, ни другим, все-таки перед нами не шедевр всех времен. И все же, в данном случае, это наверное был самый подходящий способ качественно экранизировать книжный первоисточник. Мистические рассказы Говарда Лавкрафта не раз подвергались киноадаптации, однако большинство из них качественными не назовешь. Данная картина, несмотря на всю специфичность (как впрочем, и сами произведения именитого писателя) своей концепции, получилась просто великолепной экранизацией. Конечно, подобный подход вряд ли будет интересен массовому зрителю, и пусть мой отзыв положительный, это не меняет того факта, что люди, незаинтересованные данным сюжетом или попросту равнодушные к творчеству Лавкрафта от просмотра откажутся после первых десяти минут, так как в сегодняшнем мире немое кино смотреть достаточно трудно. Но благо, я ознакомлен с книжным первоисточником и очень его уважаю, а потому не посмотреть сие творение просто не мог. К тому же, благодаря подобной концепции зрители могут еще сильнее ощутить атмосферу начала 20-го века, когда и происходят события книги и фильма. Напряженная музыка, непрекращающаяся вплоть до самого финал отлично подходит под происходящие на экране события и позволяет не заскучать вовремя так называемых «немых» диалогов. Актерам тоже хотелось бы высказать свое восхищение. Не могу выделить кого-то одного, но сыграли все очень хорошо, правильно передавая своих героев и при этом, отлично стилизуя свое мастерство под манеру актерской игры тех времен, когда помимо немого кино, иного просто не существовало. Подобные эксперименты, лично я принимаю с большим воодушевлением. Единственное, что показалось неправильным, так это слишком уж смешной Ктулху. Разумеется, все дело в стилизации под старое кино, все дела… но именно в этом моменте можно было совместить стилистику тех лет, с современными возможностями. Согласитесь, ведь было бы просто потрясно увидеть весь фильм в старом стиле, а сцену побега от щупалец Ктулху сделать с вкраплениями новых, современных приемов. Все-таки это было бы куда лучше движущейся игрушки. Зов Ктулху — весьма примечательный кино-эксперимент и одная из самых атмосферных экранизаций работ Говарда Лавкрафта, которая наверное как-раз таки и понравится только любителям книжного оригинала. Остальные, скорее всего вряд ли смогут воспринять эту ленту благосклонно. Так что все поклонникам Ктулху, искренние рекомендации. P.S. Отдельное спасибо пользователю Доктору Лайтману за рекомендацию данной ленты. 8 из 10
Говард Лавкрафт, несмотря на свой талант, обрёл широкую известность лишь после смерти. При жизни популярностью избалован он не был, а потому писал книги именно так, как считал нужным. Безусловно, армия фанатов всегда подстёгивает автора к творчеству, но, к сожалению, это приводит к плачевным результатам. Если просто прочитать «Зов Ктулху», в отрыве от остальных произведений, то, скорее всего, удовольствия вы не испытаете, поскольку каждая история, описанная Лавкрафтом, является лишь фрагментом сложной мозаики. Большие вещи лучше разглядывать издалека. Поэтому, советую ознакомиться с несколькими произведениями. Кто есть Ктулху, сейчас знает каждый школьник, Интернет обеспечил это. Если по каким-либо причинам вам это имя ни о чём не говорит, с удовольствием просвещу вас. Ктулху являет собой одного из древних богов, который заточён в подводном городе Р`Льех. Он мёртв, но сущность его жива, и он проснётся, когда звёзды выстроятся в определённом порядке. Так гласит легенда. Звучит немного странно, но Ктулху просто чужд нашим понятиям о разуме и жизни вообще. По сути он инопланетянин, как и все остальные невероятные существа из мифов Лавкрафта, и лишь представитель своей расы, жрец. Пробудившись, он сможет открыть дорогу на Землю для своих сородичей. И тогда человечество погибнет. Фильм полностью повторяет рассказ, практически слово в слово. Это не может не радовать, ибо киношники очень любят коверкать готовые и полюбившиеся людям произведения на свой лад. Тут же снимали фанаты, и это чувствуется. Как-то я задумывался над тем, какой должна быть экранизация «Зова Ктулху», и понял, что полнометражной ленты не получится, в кино не покажут, значит и бюджет будет никакой и снимут непотребство. Однако фанаты сделали элегантный ход — и сняли немое кино. Лучше и придумать нельзя было! Посмотрите и убедитесь сами. Авторам я бы посоветовал продолжать в том же духе и экранизировать и другие произведения Говарда Лавкрафта, например «Шепчущий во тьме» или «Хребты безумия». Вот мои 9 баллов. Минус балл за то, что подкачали некоторые актёры и порой бросается в глаза то, что снимали всё-таки на цифру. 9 из 10
Был необычайно приятно удивлен тем, что в 2005 году решили снять авангардное немое кино. С «Ктулху» я уже знакомился ранее. Увлекался чтением Ховарда Лавкрафта (правда, одноименное произведение так и не прочел) — это вам и атмосфера и особенный стиль. А также играл в компьютерную игру под названием «Зов Ктулху: Темные уголки земли». По началу, признаюсь, несколько напрягало то, что нужно читать строчки немого кино. Но потом я настолько увлекся просмотром, что перестал это замечать. Оно уже, как бы, читалось само. И я пришел к выводу, что… сними они обычное кино — оно бы так не зацепило. А так передался ужас мореплавателей-экспедиторов. Да и костюмированный Ктулху совсем бы не испугал. А тут… 7 из 10
«Можно предположить, что еще сохранились представители тех могущественных сил или существ… свидетели того страшно далекого периода, когда сознание являло себя в формах и проявлениях, исчезнувших задолго до прихода волны человеческой цивилизации… в формах, память о которых сохранили лишь поэзия и легенда, назвавшие их богами, чудовищами и мифическими созданиями всех видов и родов…» (с) Начать с того, что есть большая вероятность, что сам Говард Филипп Лавкрафт представлял бы себе экранизацию собственного произведения именно так, ибо сам жил во времена, когда кино было немо, а актёрская игра заключалась в адском переигрывании. Поэтому неудивительно, что авторы делали, как мне кажется, основной упор не на сюжет, а на его визуальное воплощение — что есть достаточно реалистичная стилизация под кино начала тридцатых годов. Несмотря на забавность, неизбежно возникающую при восприятии «старого» фильма глазами нового времени, атмосфера в «Ктулху» есть. Причем достаточно хорошо выдержанная и жуть присутствует примерно в том же количестве, что и в книгах-первоисточниках. Этому немало способствует музыка. Тем более при отсутствии другого звукового сопровождения весь упор делается на неё. В общем, впору кричать «браво» тапёру! Фильм строится не на «физическом» запугивании резиновыми монстрами, а, по примеру книг, — на внутренней тревоге персонажей. Это, естественно, не отменяет того факта, что в конце напряжение «взрывается» появлением анимированного, грозно машущего кукольными щупальцами Ктулху, который, несомненно, мог бы служить гордостью реквизитора 1927 года. Опять же неизвестно, что стало бы с барышнями, падавшими в обморок от Носферату в 1922 году, увидь они это пластилиновое чудо. Возможно, в 30е годы двадцатого века стало бы на десяток заикающихся людей больше. Впрочем, не нам теперь судить. Ещё одной приятной «галочкой» этого фильма является попытка искривления пространства в лучших традициях старичка Эшера, когда морячок спрыгивает со скалы и падает в непонятную дыру невесть откуда взявшейся бездны. В итоге получается вполне удачный, в частности благодаря выбранному книжному первоисточнику, экспериментальный стилизованный фильм, способный, в бытность свою, воодушевить самого Эда Вуда.
Вселенная, созданная Г. Ф. Лавкрафтом как писателем по-настоящему не знает границ. Пожалуй, это первый писатель-фантаст, которому удалось столь широко раздвинуть рамки повседневной реальности, окружающей нас и позволить полной грудью вдохнуть этот свежий и прохладный воздух других миров, слегка отдающий безумством новых доселе неизвестных человеку познаний. Скажу откровенно, без утайки, что стал читать Лавкрафта около двух недель назад, наконец, решившись, так сказать серьезно ознакомится с его творческой жизнью. Конечно, начал свое знакомство с его знаменитых «Хребтов Безумия», которые, безусловно, произвели самое что ни на есть удивительное впечатление. Такого полета фантазии я в жизни не видел и не слышал, даже не мог себе представить. Самое интересное, что отметил для себя при прочтении его произведений — полную невозможность как-то стопроцентно опровергнуть, предложенное им Вселенское мировоззрение. Как-то уж очень все правдоподобно, это и пугает, кстати, больше всего в его творчестве. Доля правды. Доля неизвестной никому из смертных правды. Говоря об экранизации «Зов Ктулху», наверное, сперва хочется улыбнуться и помолчать несколько минут. Неожиданно! Вот, что хочется сказать. Оригинальная и в каком-то своем роде удачная идея создать эдакую расширенную короткометражку, стилизованную под «старину». Про бюджет и смелость создателей я вообще промолчу, все это уже сказано неоднократно в рецензиях других авторов, задолго до написания мною моего скромного мнения насчет данной картины. Особенно понравилась эта скорректированная направленность и отсутствие упущений — все снято точно по оригиналу. Да, конечно, соглашусь, что молодежь в широком смысле слова, воспитанную «Терминаторами», «Властелинами Колец» сюда вряд ли стоит пускать, не то, что даже спрашивать чье-то мнение, но тем, не менее, думаю, эта картина смело может понравится подавляющему большинству посмотревших, даже несмотря на то, читали они оригинал или нет. Все-таки, такие не банальные, интересные и противоречивые по своей природе сюжетные линии являются большой редкостью в современном кинематографе. Если кому-то это поможет, с удовольствием напишу некую краткую аннотацию по содержанию, может, кому-то поможет понять, о чем собственно говоря фильм-то был. Некий неизвестный зрителю молодой человек получает по смерти своего дяди наследство в виде его имения. Разбирая вещи усопшего, он обнаруживает странный сундучок, содержащий в себе факты и свидетельства, указывающие на существование какого-то древнего и таинственного культа Ктулху, пришедшего из глубины давно сгинувших веков и сохранившегося до наших дней. Отмечу, что Ктулху, это по сути могущественный демон или бог древности, когда-то спустившийся на Землю с далеких звезд. С этим существом, как ни странно, связано множество произведений Лавкрафта и стоит заметить, что его выдумка является, по-моему, одной из самых интересных идей в литературе вообще, а также и в вымышленной Вселенной писателя. Обязательно прочтите сначала, а потом посмотрите этот фильм. Вы не пожалеете. 10 из 10
А началось все совершенно случайно. Об этом фильме я узнал благодаря Интернету. Просто искал какой-то фильм (уже не помню какой) и тут наткнулся на это чудо. Удивился странному для 2005 года видеоряду и микроскопическому бюджету в 50 000 долларов. Тут же скачал его и надеялся посмотреть в скором времени. Но удалось это где-то спустя полгода после того дня. Просто и время и настроение совпали. Но как оказалось, можно было этого и не делать. Не отношу себя к поклонникам творчества Говарда Филлипса Лавкрафта, так как не читал ни одну из его книг. Возможно, именно это сыграло большую роль в восприятии этой ленты, так как сюжет остался для меня тайной за семью печатями. Так что оценивать его как экранизацию не могу. Так вот, видимо у этого писателя поклонники очень ярые. И однажды они вместе скинулись на экранизацию их любимого романа. Но денег набралось немного, но они не отчаялись. А взяли да сняли немой черно-белый фильм. За такое упорство и смелость им большущий респект и уважуха. На энтузиазме создателей фильм и держится. Режиссером является некий Эндрю Лиман, для него это дебют. В первую очередь радует экстравагантность и необычность. Но на этом достоинства заканчиваются. Вообще я не очень люблю немое кино, такой уж я человек, для меня самое главное сценарий, а в немом формате его очень трудно разглядеть. Да и раздражает меня то, что субтитры появляются после сказанной фразы, и то не всегда. Наверное, это и так негативно повлияло на впечатления от просмотра. Но для меня это невероятно скучный и мутный фильм. Я так и ни черта не понял из сюжета. Только потом, после просмотра я поискал в Интернете полный пересказ сюжетной линии, и тогда только дошло. Актерскую игру тут оценивать очень сложно. Так как сложно понять, кто есть кто, да и никто особо не выделялся. Все выглядело несколько наиграно, хотя снимались непрофессионалы, а для начала очень даже хорошо. Саундтрек неплохой, очень мрачная и подходящая к фильму музыка. Но уже минут через 20 просмотра уже жутко надоедает. Да и отдельно слушать желания не возникает. Видеоряд главное достоинство этого фильма. Очень необычный, но невероятно стильный, хоть и сделан за небольшие деньги. Особенно понравилось то, как сделан финал. И тут впервые была официально применена технология искусственного состаривания изображения под названием «Мифоскоп». Вывод: очень необычный и стильный, но все же невероятно скучный фильм. Но энтузиазму создателей можно только позавидовать. Смотреть можно, но необязательно. Оценка: 7 из 10