Прокаженная: отзывы и рeцензии

Magdala Krista
Magdala Krista8 января 2010 в 18:38
И всё равно их любовь обречена...

Помню, как в 90-е годы мама с горящими глазами принесла из библиотеки, где тогда работала, дефицит – 'Прокажённую' Хелены Мнишек. Именно Хелены – перевод, где автор была названа Геленой и который мне с трудом удалось купить значительно позднее, разочаровал, хотя всё обаяние книги убить не смог. Помню, как мы с мамой взахлёб читали книжку и буквально отрывали её от сердца, возвращая в библиотеку... Помню, как плакала над финалом (а я, знаете, не часто плачу над книгами). Конечно, взрослея, видишь и сентиментальность книги, и приукрашенность главной героини, в 19 лет обладающей всеми мыслимыми и немыслимыми внешними и внутренними достоинствами, но это уже, как говорится, законы жанра... Помню, как потом мама в подробностях (чуть не по кадрам) пересказывала мне фильм, в который влюбилась ещё в 1970-е, когда училась в Москве, и с тех пор не видела. Говорила, что после каждого просмотра ходила, как пьяная... Она водила на фильм подружек, которые говорили ей: посмотри, Анна Дымна даже красивее Старостецкой – а мама не верила... Помню, как очень давно наткнулась в телепрограмме на этот фильм и как мама не поверила, что это он. Как мы смотрели его – канал показывал ужасно – и как я влюбилась вслед за мамой. Как мы через некоторое время 'поймали' этот фильм – на том же канале, с теми же помехами – записали его на кассету (купить не было никакой возможности) и пересматривали много раз ровно до того момента, как Вальди говорят 'с тебя мальчишник' – дальше перематывали на начало, потому что мама не могла видеть финал. Я купила этот фильм недавно – и первое, о чём пожалела, что мамы уже нет и она не сможет нормально его посмотреть, а как бы она обрадовалась! Фильм и книга очень разные, пожалуй, их можно рассматривать как самостоятельные произведения – но я впервые не могу ничему отдать предпочтения. Фильм, безусловно, очень красив – красивые, породистые актёры, великолепные костюмы, интерьеры, пейзажи... Респект Ежи Гоффману – обожаю его фильмы, хотя при их перечислении 'Прокажённую' обычно задвигают в угол... Хочу отдельно отметить Ольгу Гобзеву, которая озвучивала главную героиню, – поистине волшебный голос. Финал фильма... ну, что финал... Возможно, он более реалистичный, чем в книге: сердцу закона нет, но бытие определяет сознание... Вальдемар всё же сломлен – и женится на девице своего круга – кто же позволит, чтобы прервался древний род? У Вальдемара не было иных родственников, иного окружения, ему только показалось, что он сам себе хозяин и сможет сохранить своё место в обществе и стать счастливым, выбрав жену из другого круга, но это была иллюзия. Высший свет сурово покарал отступника. Уберёг бы Вальдемар Стефу на балу – до неё дотянулись бы позднее, но дотянулись бы обязательно. Пожалуй, в своём жанре – 10 из 10

Стефа
Стефа28 ноября 2009 в 15:42
Ей я поверила, а ему нет...

Я несколько раз читала роман `Прокаженная`, еще большее количество раз я перечитывала мои любимые моменты в книге: смерть Стефании, монолог Вальдемара на могиле и в портретной галереи...`Она преждевременно угасла, отравленная фанатизмом представителей высших кругов. Но жить в этих кругах она будет вечно`... Я полюбила эту историю, ибо жила ею и никогда не воспринимала ее как что-то придуманное, просто вымешленное для чтения. Я проживала вместе с героями все: радость и горе, и не жалела слез, просто потому что не могла не плакать....Спасибо автору, Гелене Мнишек, за возможность хоть на некоторое время стать частью любви Стефании и Вальдемара! Еще меня поразило с какой легкостью писательница описала природу. Она ее украсила и возвысила, сделав неотделимой частью романа! Мнишек создала настоящий гимн, рассказав не о банальной влюбленности, а о первой, преданной, вечной любви! Но если книга - олицетворение этого, то фильм - полная противоположность, который сохранил в себе только идею трепетных отношений между Стефой и Вальди. Все остальное: герои, сцены, чувства, сама трагедия - исчезло, потерялось. Возможно причина в актерах, или в сценарии, может во всем сразу, но, к сожалению, многое было упущено и не выражено. Своим словам могу привести в доказательство много примеров, но, по-моему, самый главный - финал: пустой, неполный, странный... В экранизации Вальдемар покидает могилу любимой со своими `заклятыми` друзьями - графом Барским и его дочерью Меланией...Такой поворот событий дает понять, что у этих троих есть общее будущее, но как?... Только прочитав книгу можно понять насколько судьбы героев трагичны, полна несправедливости, и насколько мало всего этого показано в киноленте! Мне очень жаль, что Ежи Гоффман, единственный, пока, режиссер, экранизировавший `Прокаженную` не сумел, даже наполовину, передать те чувства, о которых нам поведала Гелена Мнишек. Я всегда понимала, что все написанное невозможно оживить...Книга - очень сокровенно и неповторимо, как бы ты не старался. Но если ты выбрал из миллион книг свою, и решил ею поделиться со всеми, чтобы мир понял все ее богатство, то отдайся полностью, полюби так, как никто и никогда! Ведь, на самом деле, таких великолепных историй, да еще и так талантливо написанных... немного!..

OleMarishka
OleMarishka28 марта 2009 в 19:10
Если мужчина по-настоящему любит, то его любовь просто поражает своей безграничностью...

Это просто прекрасный фильм о любви. Фильм о невыносимой несправедливости, царящей в обществе того времени. Любовь дана всем, любить могут все. Она не выбирает, не смотрит на банковские чеки, на положение, статус...Всё это второстепенно и так должно быть. 'Прокаженная' дает урок нам о том, что чувства в себе невозможно убить, несмотря на чьи-либо предрассудки... Стоит смотреть всем чувствительным и тонким натурам. 10 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск22 января 2011 в 23:42
Что это за сила такая, 'воля рода'?!

Картина поднимает чрезвычайно серьёзную проблему, остро стоявшую во все времена существования общества и не теряющую свою актуальность и по сей день. Это проблема 'брак по любви' vs 'брак по расчету'. И это проблема не только аристократического, но и всего общества, социума в целом. В подтверждении тому мой собственный опыт: при просмотре 'Туриста' в кинотеатре на нижних рядах сидела группа девушек, которая то и дело злорадно хихикала над героем Джонни Деппа, достаточно ярко выражая тем самым свое отношение к тому, что показывали на экране, а именно 'не пристало всей из себя героине Джоли возиться с жалким учителем математики'. Да и в фильме этот момент не упущен: последняя реплика героини Джоли: 'Не мог сделать лицо посимпатичней'. И это лишь один пример из тысяч, когда люди вокруг лучше нас знают кто нам нужен, подбирая нам женихов и невест по каким-то идиотским правилам. Мне рассказывали, как мой дед женился на бабушке. Сваты шли в дом к какой-то семье просить руки их дочери для моего деда. Для этого дед совсем не нужен был, достаточно было предъявить его штаны: если они нравятся девушке, то играют свадьбу. Так вот идут сваты и по дороге встречают соседа. - Куда идете? - Сына женить на ***, вот штаны его... - А чего далеко ходить-то?! Вон за нашу дочь давайте... Так и женился мой дед...По крайней мере мне так рассказывали. Подобные истории мне рассказывали жители Ирана. Там жен покупают и продают и женщину даже не спрашивают, чего она хочет. Ошо говорил, что общество и близкие нам люди всегда будут против того, чтобы мы любили, любили по-настоящему. Именно поэтому вокруг идет столь активная пропаганда любви, снимаются Дом-2 и передачи Малахова... Нас учат любить...Все знают 'Ему она не пара', 'Она получила воспитание за границей и вообще красивая, а потому ему подходит'. Общество и все наши доброжелатели всегда будут, скрываясь под маской любезности, давать нам советы. Единственной ориентировкой, критерием 'подходит/не подходит' будут только лишь какие-то внешние признаки(статус, богатства, внешность, национальность, раса, вера и пр.) и 'Что о нас подумают', а совсем не внутренний мир человека. 'Это всего лишь учительница, как будто она человек'. Общество всегда будет нас обуславливать, иначе мы выйдем из-под контроля. Ведь влюбленный человек непредсказуем, а это им ни к чему. Вот они и всеми силами под названием 'воля рода', воля общества извращают смысл слова любовь. Они превратили любовь в отношения(посмотрите краем глаза Дом-2) и в формальность (ЗАГС), забывая, что любовь - это состояние души в первую очередь, это спонтанность и беграничность и как только ставится подпись в ЗАГСе, любовь превращается в формальность(такая редкость в наше время, когда свадьба - это следствие любви, а не ее цель), превращается в сделку, в вечную борьбу, кто кем обладает. Она обретает определенность, теряя спонтанность...Есть даже словосочетание 'брачный контракт'. Любовь становится бизнессом. Общество не допустит, чтобы любовь вышла за границы рассудка. А что это за любовь, ограниченная и обусловленная. Как это ни прискорбно, именно такая доминирует сегодня. Даже детям мы ставим условия 'делай то, а то я не буду тебя любить' Танец главных героев - это протест, это бунт!!! А всякий бунт, как нам говорит история, кончается плачевно. Это не героиня прокаженная, а в обществе ходит зараза. И прекрасен скорей тот, кто любит, а не тот, кого. И что ни делай голос сердца и этикет никогда не будут говорить одно и тоже...Увы!

Kira XS
Kira XS23 февраля 2014 в 21:12

Очень тонкий, красивый, нежный и в то же время жестокий в своей правдивости фильм... Казалось бы, столько уже об этом снято и написано, а всегда можно снять и написать немного по-новому, показать с какой-нибудь другой стороны. Чистая любовь главных героев, настоящая, готовая на все - и осуждение, неприятие социумом этой любви. Потому что невеста - не того кргуа. Причем будь главная героиня дурнушкой - ей бы, возможно, простили. Не приняли бы, но благополучно забыли. Но красивая, из низшего круга общества, и посмела выйти замуж за самого перспективного жениха в округе?.. Конечно, такое нельзя простить... И 'свет' себя покажет. Надо сказать, что даже сейчас, несмотря на все перемены, произошедшие в обществе, Надо сказать, что не так много фильмов есть, в которых бы так откровенно смеялись над царящими в высоком обществе нравами. И, пусть этот фильм по сути трагичен, но я получила море удовольствия в первой половине фильма от приема у Вальдемара. Так тонко и при этом явно был поднят на смех весь 'бомонд', что не оставалось ничего другого, как улыбаться очередному попаданию режиссера 'в точку'. 'В точку' - образно говорю, так как романа не читала. С тематикой знакома по другим произведениям, поэтому думаю, что в этом плане у Ежи Гоффмана действительно получилось. Над концовкой рыдала взахлеб. Очень искренний получился фильм, такой, что веришь в реальность произошедшего.. Странно, что 'Прокаженная' не так известна, как прочие ленты Ежи Гоффмана. Кому смотреть? Всем любителям просто хорошего кино. 9 из 10