Жалко что такой мощный, страшный и безумно красивый фильм не получил ни одного Оскара. Лично я бы их дал целый 4. За лучший сценарий американцу Роберту Орру, за лучшую женскую роль первого плана сербке Наташе Нинкович (Вера), за лучшую мужскую роль второго плана Дэннис Куэйд (Джошуа) и за лучший саундтрек. Раньше считал, что 'Список Шиндлера ' - самый тяжелый фильм о войне. Но после 'Спасителя ' я вообще какое-то время был в ступоре. Считаю из самых лучшим фильмом и добавил свою коллекцию. Фильм идеально выдержан. А в конце вообще не заплачет только бессердечный. Фильм не только о войне, он еще и об отцовстве. Фильм бьёт не в бровь, а в глаз. Браво! Я тоже советую всем почаще смотреть европейское кино! 10 из 10
Война глазами Джошуа - бойца иностранного легиона, оказавшегося в Сербии в период Гражданской войны. Потеряв много лет назад жену и ребёнка он сам умер не физически и превратился в машину смерти. Теперь ему наплевать-он готов убивать где-угодно и когда-угодно. Но волей случая, он, ещё не совсем озверевший, мучимый виной за убийство невинного ребёнка решает помочь молодой матери с новорождённой девочкой. Путешествие в безопасную зону и без того не лёгкое, в силу того, что попутчики не понимают язык друг друга осложняется смертельной опасностью, подстерегающей их на каждом шагу. Постепенно, между Джошуа и его попутчиками зарождаются особые отношения... Изначально некоммерческий проект, не получивший поддержки у крупных студий (конечно, на такой скользкой теме много бабла не срубишь, лучше ещё одного 'Гарри Поттера' снять) тем не менее, во многом благодаря Оливеру Стоуну всё же был снят, и хоть и остался незамеченным критиками, оказался сильнейшей лентой. Мощная актёрская игра (Деннис Куейд потрясающе перевоплотился, сцена на заброшенном катере-выше всяких похвал) и напряжённый сюжет держат зрителя у экрана, заставляя неотрывно следить за происходящим. 'Спаситель'-картина, гораздо ближе к отечественным фильмам о войне, нежели к 'прилизанной' Голливудщине, потому гораздо ближе нашему зрителю, чем американскому. Советую посмотреть.
Фильм производит сильнейшее впечатление. Кроме того что это качественный экшн, сюжет которого цепляет с самого начала и держит в напряжении, это ещё фильм с мощной гуманистической идеей, который ещё раз говорит нам о том, что нет ничего хуже войны, где судьбы попадают в такую мясорубку и где по большому счёту нет правых и виноватых. Фильм с очень жёсткими и с очень трогательными моментами. Считаю фильм одним из немногих, которые остаются в памяти навсегда, а не забываются через 2 минуты после просмотра. Те, кто любит правдивое, 'неприлизанное' кино - найдите фильм и посмотрите.
Это один из лучших фильмов, которые я видел! Смотрел его лет 7 назад, но до сих пор ни одна из просмотренных мною многочисленных картин не потрясла меня так, как эта! Фильм повествует о всех ужасах и жестокостях войны. Война - это самое страшное, что может быть. Но страшнее ее война гражданская. Когда некогда единый народ начинает резать друг-друга с такой жестокостью, что только диву можно даться. Почему так происходит - это загадка истории. И как раз одна из таких загадок показана в фильме 'Спаситель '. Показана добротно, реалистично, жутко и без прекрас. Картина трогает до глубины души! Можно еще написать множество предложений с восклицательными знаками и словами в превосходной степени, но предпочту остановиться и предоставить слово самому фильму. Смотрите и Вы не пожалеете! 10 из 10
В 1991 году Югославия распалась и ввергла сербов, боснийцев и хорватов в трехлетнюю ожесточенную войну. Широко известно, что в этой войне активно участвовали вооруженные силы НАТО, а также наемники со всего мира. Главным героем фильма 'Спаситель' 1998 г. является один из таких наемников - человек, который просто приехал убивать ненавистных мусульман... У ленты высокие рейтинги - 7,3 в IMDB и 7,7 в Кинопоиске. Однако он не получил ни одной кинонаграды и является малоизвестным широкой публике. И это не удивительно, ведь все, что касается наемников и частных военных компаний - это информация, о которой ни одно государство мира не хочет распространяться. Их существование - не скрываемый факт, но тщательно оставляемый в тени. История 'Спасителя' начинается с Франции. Сотрудник американских спецслужб, расследующих деятельность исламских экстремистов, сам становится жертвой радикалистов - его жена и сын оказываются убиты в результате теракта. Не долго думая мужчина берет оружие, отправляется в ближайшую мечеть и убивает всех, кто там находится. Так государственный чиновник превращается в теневую персону. Он становится контрактником и начинает свое шествие по абсолютно бессмысленным для него войнам в Африке. 'Ты хочешь ненавидеть тех, кого убиваешь?' - спрашивает главного героя товарищ. Ответ не прозвучит, но нет сомнений, что он утвердительный. Мужчина отправляется в Боснию, на войну, где было много ненавистных им мусульман. Но там вместо убийцы превращается в спасителя. Спасителя женщины и ее ребенка, изгнанных из родного дома. 'Спаситель' 1998 г. - суровый фильм. Хоть в основе его повествования архетипичная история про путешествие героя, он переполнен реалистичными деталями. Это так, потому что создатели картины являются непосредственными участниками Боснийской войны. Сценарист Роберт Орр до того как начать писать, работал фотографом в Боснии и Хорватии во время военных действий. Однажды он встретил бывшего снайпера Французского иностранного легиона. Тот рассказал, что за все годы военных действий он лишь однажды получил пулю, когда спасал ребенка-сироту. Именно эта история вдохновила Роберта Орра на написание истории 'Спасителя'. А сербский режиссер Предраг Антониевич во время этой войны был политическим заключенным. Главную роль в фильме великолепно исполнил Деннис Куэйд. А компанию ему составили Стеллан Скарсгард, Настасья Кински и Сергей Трифунович. 'Спаситель' - это голливудский фильм. Но это лента, которую практически сразу после войны непосредственные свидетели происходившего снимали впервые на территории новой Сербии. Тут мало геройства, мало слов и даже мало перестрелок. Тут много хаоса военного времени, много жестокости, ощущения безвыходности и много борьбы за выживание... Рекомендуем к просмотру 'Спаситель' 1998 г. - редкий фильм, показывающий, что на войне нет никаких наказаний, правил и законов. Есть лишь собственная совесть, везение и вера.
В 1990-ом году британский продюсер Грэм Кинг создал свою собственную кинокомпанию 'Initial Entertainment Group'. Некоторое время она, так сказать, заводилась, подыскивая выгодные с коммерческого и социального плана. Впоследствии это принесло свои дивиденды: так, например, Грэм Кинг в 2007-ом году получил заслуженную статуэтку 'Оскар' в самой главной номинации - за 'Лучший фильм' того года. Помимо 'Отступников' в его послужном стписке числятся такие известные картины, как 'Али', 'Банды Нью-Йорка', 'Авиатор', 'Кровавый алмаз', 'Город воров' и целой череды других. Но пока к Грэму Кингу и его 'Initial Entertainment Group' пришла такая известность, были и другие картины, закладывающие будущую основу для авторитета и престижности. Одним из таких фильмов стала военная драма 'Спаситель', выпущенная в 1998-ом году (одним из продюсеров, кстати, стал сам Оливер Стоун собственной персоной). Центральной фигурой в 'Спасителе' становится Джошуа Роуз (Деннис Куэйд). После трагических событий, связанных с его семьёй, он отправляется на Балканы, где полным ходом идёт разрушительная и кровопролитная война. Джошуа записывается в наёмники на стороне сербов и практически стирает все данные о себе, даже имени своего не называет. Несколько эпизодов картины нас знакомят с самим главным героем и той обстановкой, которая его окружает. Шокирующая своей смертоносностью, жестокостью и даже бессмысленностью, эта война ломает судьбы и уничтожает целые народности. Люди, далёкие от самой сути понятия 'война' уже по первым кадрам 'Спасителя' начинают представлять себе все её изуверские, кощунственные и уродливые очертания. И однажды Роуз столкнулся с совершенно непредсказуемыми моментами, когда на его пути вольного наёмника встречается сербская девушка на сносях... Ещё раз стоит подчеркнуть, что в 'Спасителе' война показана с ужасающих ракурсов на примере истории одного человека. Поэтому людям впечатлительным лучше даже не смотреть 'Спасителя', несмотря на то, что фильм, конечно, заслуживает зрительского внимания. Он разбит на несколько последовательных отрезков, объединённых одной общей истории. И одна из главных составляющих 'Спасителя' - это то, что предугадать, что же будет вслед за пройденной сцене. К тому же на подсознательном уровне визуальная часть фильма и его атмосфера как бы подсказывают, что каждый неверный шаг, каждая секунда могут принести с собой не только смерть, но и всю мерзость, накопленную и выплеснутую человеком в условиях ожесточённой резни и взаимной неприязни на кровном уровне, сформированной ещё со времён племенной иерархии. Вот этим всем пронизан насквозь 'Спаситель' без всякой обтекаемости, без романтизма и обтекаемых углов. Как уже упоминалось выше, роль Джошуа Роуза досталась Деннису Куэйду. Наверное, многие согласятся с тем, что большой звездой он никогда не был, но только из-за того, что СМИ не пиарили его в своих статьях. Куйэд последовательно, профессионально, чётко и талантливо делал свою работу. Одни из самых запоминающихся фильмов с его участием - это 'Враг мой', 'Уайатт Эрп', 'Радиоволна' (и ряда других, тут дело для каждого сугубо субъективное, какая же из ролей Куэйда лучшая). И в этот же список актёр может без обиняков добавить воплощение наёмника Джошуа Роуза, который с израненной душой выбрал путь страшнее которого не придумаешь - отправиться на войну, словно он сам ищет смерть. Но случайная встреча меняет его, меняет взгляды, но он всё же находится в самом чудовищном жерле и выбраться из него - практически неосуществимая задача. И ничуть не смутилась в паре с известным голливудским актёром Наташа Нинкович (одна из лучших актрис с постюгославского пространства). Опустошительная драматургия её персонажа вызывает горячее сочувствие... Серьёзный фильм, который надо посмотреть, но при этом хочется ещё раз отметить, что особо впечатлительным людям всё же не стоит соприкасаться со 'Спасителем'. 8 из 10
Из художественных фильмов, снятых на Западе, про войны в Югославии «Спаситель» самый бескомпромиссный и жестокий. Когда я смотрел его лет пятнадцать назад по ТВ, я был вне себя от рекламы, которая прерывала фильм, позже смотрел на кассете, чтобы погрузится в атмосферу без отвлечений. И вот недавно пересмотрел его снова. Этот фильм: боль человека, потерявшего в один момент семью, ненависть к другой вере, до саморазрушения, жажда убийства ради самого убийства. Гай ведь добровольный убийца ради мести, убивать мусульман смысл его существования и это путь, по которому он идет. Но недаром говорят, что у каждого есть шанс изменить что то в жизни, вопрос сумеет ли человек им воспользоваться. Гай среди ужаса и жестокости войны решил спасти ни в чем неповинного маленького человека, но как оказалось, спасая жизнь ребенку, он вышел на свой путь к иной жизни и собственному спасению. Фоном к действу является финальный аккорд Боснийской войны, когда сербы воевали с мусульманами, мусульмане с хорватами, иными словами шла война всех против всех. На раздираемой ненавистью и убийствами земле нет место состраданию, все несчастливы одинаково. Через Париж, с его взрывом и расправой в мечети, мы переносимся в горные села, где пленных берут, чтоб позже обменять на своих попавших в плен (причем и боснийцы и сербы действуют одинаково). Где ненависть межэтническая перемешивается к ненависти внутрисемейной, и ненависть к ребенку у матери с момента рождения (ибо ребенок плод насилия врага). Ближе к финалу зритель видит и «подвиги» хорватов по отношению к боснийцам. Гаю нелегко понять, почему так происходит, и сделав шаг дабы спасти ребенка, он встречает и иное мировоззрение, старик хорват приютивший на ночь немногословно, но точно определяет царящее вокруг безумие. Забрезживший свет человечности прерван кровавой расправой на реке, Гай, в очередной раз, спасая жизнь ребенка - получает уже шанс на искупление. После кровавых сцен на протяжении фильма, сцена на причале самая пронзительная, заставляющая комок подступить к горлу. Денис Куэйд (Гай) великолепно отыгравший весь фильм, в концовке выдал по полной - вся боль, что копилась годами, хлынула из него – одновременно потрясающая и трагическая сцена. Как актер он мне нравился всегда, но в «Спасителе» он сыграл на разрыв аорты. Все стороны боснийского конфликта получили по серьгам (никто не остался в стороне от бесчинств, ни сербы, ни мусульмане, ни хорваты), американцы оказались не носителями светлых идей демократии, а вполне обычными людьми, к тому же на стороне Сербской Краены противостоящие распространению этой демократии с оружием в руках. Количество кровавых сцен, и бессмысленных убийств в фильме предостаточно. В чем-то он получился депрессивным, где то жестоким, но все-таки стоящим, просмотр его заставляет задумываться. Спасибо Оливеру Стоуну, что спродюсировал это не политкорректное и жесткое кино. 9 из 10
Смешно говорить, что этот фильм достоин оскаровских наград вовсе не из-за откликов ничего не смыслящих в стоуновских фильмах зрителей, а в силу глубочайшего перформанса, неподотчетного ни политическим (точнее даже идеологическим), ни декоративным (экшн и эффекты) стандартам, эта киноработа не могла бы даже гипотетически на что-то номинироваться. Скажу даже так - это независимое кино. И если некто говорит про 'мерзкую пропаганду', то это обусловлено его личным непониманием, где заканчивается труп идеологии и начинается тело искусства. Этот фильм не понят по достоинству, ведь никогда раньше никто не осмеливался дать сразу два ответа на два фундаментальных вопроса: что такое война и что такое человек (старик Стоун это делал, но по-своему). Это бремя довольно громоздкое для среднего зрителя, требуется уяснить абсурд реальности, раскрой смысла осуществленных событий. Прежде всего, фильм глубоко символичен: главного героя зовут Джошуа (Joshua), т.е. Иисус, или Иешуа. Имя главной героини - Вера, первооснование в ряду божественных добродетелей указанных Аквинатом. Диалоги казалось бы навеяны рутинной ситуацией, но если вдуматься, то обнажится тесная связь персонажей с этой всеобщей бездной ужасающего ничто, неотвратимо поглощающей человеческие души, а уже бездушные люди спокойно и даже с извращенным подобием наслаждения лишают жизни прочих людей, еще имеющих надежду на освобождение. Это чудовищное безумие проверяет на прочность человеческое существование, ослепленное ненавистью, равнодушием, эгоизмом, жестокостью. Это место где человек больше не находит себя, в итоге подчиняется потоку ничтожения, или пассивно наблюдает, но возможен и другой исход: раскрытие в себе духовного существа, внутренней свободы от всего происходящего по ту сторону добра и зла. Правильнее сказать - по ту сторону добра, кто свободен делать зло? Никто не видит пределов, но может совершить выбор в пользу обнаружения себя. Что значит жизнь лишенная перспективы без войны? То же что значит война, уничтожающая перспективу такой жизни. Джошуа испытывает внутренний конфликт, требующий искупления, он как ученик Христа готов пойти на Голгофу, даже если это закончится смертью, ведь жизнь больше не принадлежит себе. Вера обретает в себе эту духовную веру, преодолевающую всеохватный абсурд происходящего, только так она понимает важность будущего для ее ребенка. Их объединяет сознание зависимости маленькой жизни от их выбора. И выбор сделан, назад нет пути. В этом смысле Джошуа не стал 'добряком', но понял, что если быть самим собой, то необходимо искупление, которое возможно в свою очередь через спасение другой жизни, это момент мощнейшего переворачивания ценностей. И добро становится выбором свободного человека. Второй пласт исключительно человеческий: никакой хаос, никакая война, никакие массовые убийства не смогут отнять любовь матери у ребенка, все эти зверства бессильны. И радость спасения не может терпеть убийства, мы видим вслед за этим искреннее покаяние. Так что в итоге герой входит не в 'рай', а в 'чистилище', получив возможность найти в себе человека.
На мой взгляд, фильмы про войну должны всегда что-то вносить в жизнь зрителя, давать понять какие-то новые вещи в жизни, указывать на то, чего нельзя делать, чего нельзя думать. Без этой силы на зрителя, фильмы с тематикой войны бесполезны, потому что тема, сама по себе, реальна, страшна и основана на том, что движет нами изнутри, как изнутри каждого человека, так и в массе целых народов. Тема войны в фильмах раскрывается по-разному у всех режиссёров, пробовавших себя в подобной тематике. Мне всегда интересны те фильмы, где о войне рассказывают с точки зрения конкретных людей, либо нескольких людей и т.п., где есть случайные переплетения судеб, разговоры случайных людей, как, например, здесь. Помню парочку фильмов, где играл Деннис Куэйд. Ни разу не отмечала его ролей чем-то необычным, но здесь... здесь он очень понравился мне в своей роли военного человека, изменившего ход своих мыслей на жизнь после страшного события: смерти жены и сына. Он не пошёл по пути мести, он пошёл по другой линии жизни, не приобретя холод и 'сталь' в сердце. Он, скорее, нашёл что-то выше этого. Также, хочу отметить роль Наташи Нинкович, никогда не слышала об этой актрисе, но мне, также, понравилась её игра. + Стеллан Скарсгард был эпизодическим актёром в этом фильме, но одно движение его руки, когда он закрыл рот от горя, увиденного перед собой (смерть семьи своего коллеги), меня уже впечатлил, как будто, я сама присутствовала там и невольно сопереживала этим людям. Также, актёр Сергей Трифунович воистину вызвал у меня жуткий гнев и ненависть, играя Горана - жестокого, совершенно бессердечного типа. Этот фильм, на мой взгляд, выделяется среди остальных, благодаря, безусловно, режиссёру и оператору. Очень ровно и реалистично передали состояния людей, их грусть и несчастье.
Фильм начинается классически - главный герой теряет всё и, что вполне логично, идет мстить. Зритель готов ожидать полтора часа стрельбы, несколько красивых фраз и мнимую справедливость в финале. Но вместо этого спустя несколько минут начинается ужасная, жуткая ложь. Стоит лишь сказать, что Джошуа (главный герой) спасает мусульманскую девочку, хотя за минуту до того показывают сцену, где он убивает мусульманского мальчика, а в начале фильма к тому же он и в мечети стрельбу учинил (мстил за семью). Неразбериха сюжета, отсутствие логичной морали и откровенная ложь ставят этот фильм в один ряд с прочими американскими фильмами о воинах, в которых им, американцам (победителям 2-ой мировой, как они считают) не довелось быть. В свете же последних событий картина и вовсе кажется грязной, мерзкой пропагандой. Навряд ли автор стремился именно к этому. Задумка фильма ясна - показать войну как она есть. Но фильм не удался, несмотря на все старания актёров и весьма сильную задумку. Кроме гнева это 'творение' ничего не вызвало.
Он был иностранным наемником на чужой войне, воевал, чтобы погасить огонь мести и в то же время, чтобы заполнить выжженную им пустоту. У него было непроницаемое лицо, твердая рука и палец всегда на курке. Чужая боль не чувствовалась, она была ничем по сравнению со своей собственной. Она точно знала на чьей стороне, но оказалась одна, потому что принадлежала миру, в котором люди осуждают и убивают других за то, что вполне позволяют себе. И маленькая новорожденная девочка, которая прошла через многое: жесткая камуфляжная ткань вместо пеленки, презерватив вместо соски. Она, как и ее бурлящая ненавистью страна, теперь сможет пройти через все: самое страшное уже произошло. Они помогли друг другу пройти длинный путь от своих и чужих, и чужие оказались не намного бесчеловечнее своих. Фильм сербского режиссера Предрага Антониевича получился весьма атмосферным: встречный ветер холодит кожу и мысли, хруст яблока разрезает воздух как треск взрыва. Вот она вся – Сербия с ее горами, узкими извивающимися дорогами и несущейся по бескрайней пустоте колыбельною. Великолепнейшая игра Наташи Нинкович, Вера которой получилась настоящей, раздираемой ненавистью к своей жизни и материнским инстинктом, действительно дарит чувство причастности. Хорошее кино, сумевшее избежать кричащего пафоса и скучного морализаторства. Просто война, где нет хороших, где плохие не заслужат прощения и где они все – просто люди, лишенные войной своей сущности.
«Спаситель» - военная драма, вышедшая под покровительством американского режиссера Оливера Стоуна и его имя соотносят с этим фильмом куда в большей мере, чем имя реального режиссера-серба Предрага Антониевича. Впрочем, стилистика настолько близка стоуновским фильмам, что картину можно считать еще одним из фильмов американского режиссера, обожающего социальные подтексты и иносказания. Здесь их достаточно много, и, пожалуй даже слишком много, учтиывая то, что качество фильма далеко не самая сильная из его сторон. И остался бы фильм простой малоприметной драмой, на которую он похож в первую очередь – масштабность крайне не велика, больших сражений нет, а самые массовые сцены в основном связаны с военными казнями, вот только за внешней неприглядностью скрыты сильные подтексты. Так, например, война здесь предстает периодом отчаяния американского солдата в Сербии между потерей семьи и последующим обретением дочери. Этот период проходит для героя без семьи и без имени, которое он сменил из-за инцидента в мечети, на время став чем-то наподобие фанатичного смертника и вышедшим из этого состояния в момент, когда смотрел в глаза парня, убитого им самим на мосту, труп которого течением принесло к нему. Метафора ответственности, следующей за героем хороша, однако жестокость, служившая опорой шестилетней службе в иностранном легионе показана довольно сжато в первых сценах, хоть и стоит отметить их глубину в сравнении с последующим образом добряка, возящегося с чужой девочкой. Одной из идей фильма послужило прощение: семья Джошуа погибает от рук мусульманской террористической организации, после чего он срывается на всех представителей этой религии, расстреливая мирную мечеть, а позже и записываясь в иностранный легион. Но взятая им под опеку новорожденная девочка появилась на свет в мусульманском лагере, потому и была обречена с матерью с позором покинуть родной дом. Слепая ярость, обращенная на Ислам, претерпевает изменения, столкнувшись с нереализованным семейным долгом. Происхождение девочки, отчасти, мусульманское, но на это уже не обращается внимания на волне демократического мнения, что дети за свое происхождение не отвечают. И именно на бегущую от военного преследования семью похожа троица героев, о чем постоянно напоминают эпизодические персонажи и именно формальную границу этих отношений режиссер ловко стирает под конец, давая солдату-наемнику «второй шанс». Отношения главных героев можно назвать, как серьезными драматическими, так и мелодраматическими, полярность возникает там, где режиссер позволяет Куэйду быть идеалистичным голливудским актером, что в стилистике жесткого фильма о войне в Сербии смотрится не слишком выигрышно. Особенно заденет некоторых тот факт, на нем, к счастью, не акцентировались совсем, что его герой не просто единственный «хороший» военный в этих краях, он еще и единственный американец, из чего по простейшей формуле следует, что все американские военные – хорошие. Но в некоторые моменты актер отлично вливается в жизненную историю, что позволяет считать это скорее неосознанным штампом, а не национальным пафосом. Но человечность олицетворяет не только герой-американец, но и некоторые местные жители, оказывающие посильную помощь, и «Красный Крест» возведенный здесь едва ли не в метафору райских врат, путь к коим тернист. Только вот не хватило у режиссера мастерства показать все это неброско, ведь не каждый поверит, что равнодушный наемник вдруг станет прилежным нянькой, а смывающие позор сербы вдруг развернутся, озаренные божьим проведением и пойдут домой, оставив в покое блудницу, которую должны были забить камнями. Складывается ощущение, и название ему в подтверждение, что режиссер в тайне мечтал поставить библейскую притчу в современном военном антураже. Увы, задумка эта распознается не сразу, и куда легче посчитать все происходящее просто неубедительным фарсом. Однако, если бы Антониевичу хватило бы внятности при реализации библейских отсылок, фильм, наверняка стал бы шедевром, а так он пока всего лишь хорошая военная драма, в которой даже не сразу поймешь, а что именно заставляет выделить ее из череды подобных фильмов, в отличии от которых «Спаситель» действительно цепляет. Итог: возможно, любопытная попытка создать библейский перифраз. А наверняка – неплохая военная драма, где, порой неважное качество фильма восполняется социально-философским подтекстом о человечности в условиях жестокого военного режима.
Я очень удивлён комментариям и рецензиям, оставленным на эту картину. Как можно фильм великого Стивена Спилберга «Список Шиндлера» сравнивать с этой второсортной драмой? В данной картине очень простой и банальный сюжет. По игре актёров скажу так: Кински меня удивила. Она роль отыграла на 5+, чего не скажешь о всех остальных. В фильме есть много ошибок, как в актёрской игре, так и в режиссуре. Например, вспомним начало фильма, где Джошуа прощается с семьёй и выходит из ресторана. Открывается дверь стеклянная, в которой видно отражение помощника оператора или световика. Далее самое маразматическое и смешное. Заходит женщина, за ней идёт Джошуа и тут Б-А-А-А-Х-Х. Первая вспышка. Актёры даже не повернулись на неё, как будто первый взрыв был без звука и взрывной волны. После последовала вторая вспышка, от которой Джошуа соизволил испугаться. На следующем кадре виден общий план, на котором 2 машины, 1 мёртвый человек и раненая шокированная женщина, ну и сам ресторан разрушенный. Если убрать множество ошибок в монтаже то в глаза бросается: 1) почему после 2-5 секунд после взрыва припаркованная машина красного цвета уже обгоревшая, но без огня? Почему у неё помят капот так сильно, если в соседнем здании и на самих машинах целые стёкла? Это французы такие капоты делают некрепкие, что они от взрывной волны в знак вопроса превращаются, или же стёкла в том районе бронированные? До смешного наивно выглядит огонь в взорванном ресторане. Вывод: первые 10 минут фильма уровня дешевого боевика. При этом драматичности в начале фильма нет. Операторская работа на протяжении всего фильма не выделялась ничем. Её нельзя было назвать ужасной, но напротив нельзя было назвать даже хорошей. Второй ляп я считаю всю вторую половину фильма. Джошуа - снайпер, который ненавидит мусульман всей душой. Он убил мирного мальчонку, когда тот вышел явно не подрывать блокпост. Он целый год делал свои нервы железными в той войне. И тут он увидел Настасию Кински (Веру). Далее сюжет складывается, как во всех подобных боевиках (драмах): есть крутой военный, и есть хрупкая девушка среди его 'работы', и он в неё влюбляется. Бросает всё, к чему стремился, что делал, и, рискуя всем, что у него есть, он решает её спасти. В данной картине убийства людей сделаны неграмотно и простенько. Лично у меня это создаёт эмоциональный порог, который не позволяет моим чувствам смотреть на происходящее с ужасом. Посмотрите, как убийства человека сделаны в 'Списке Шиндлера' в 'Спасти рядового Райена' 'Враг у ворот' и т.д. НОРМАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ драмах. Не говоря уж о фильмах Мела Гибсона. Я на все 100% поддерживаю критиков которые, даже критиковать эту картину не стали. Эта картина не заслуживает никаких наград на мой взгляд. Но. В ней есть и оложительные моменты. Самым главным плюсом картины является более менее правдоподобная связь с историей тех времён. 5 из 10
После просмотра фильм произвел на меня просто удручающее впечатление. В состоянии душевной депрессии я еще находился дня два, с одной стороны сожалея, что испортил себе настроение, включив подобное кино для просмотра на ночь глядя, а с другой понимая, что, не посмотрев 'Спасителя', я бы лишился возможности лицезреть удивительный киношедевр, обладающий мощной силой эмоционального воздействия. Картина спродюсирована Оливером Стоуном и меня не удивило бы, что неискушенный славой сербский режиссер Предраг Антониевич реально имел вес номинальной фигуры при ее постановке, настолько стоуновский стиль изложения материала явственно чувствуется в каждой сцене 'Спасителя', в каждом диалоге героев, а тревожная и напряженная атмосфера, наполняющая все действие фильма, кажется словно перенесенной из ранней работы Стоуна 'Сальвадор'. Деннис Куэйд, актер, обладающий многогранными актерскими способностями, в роли американского наемника по имени Джошуа, чьи чувства и эмоции атрофировались с момента гибели жены и сына от рук террористов, смотрится органично, играет очень профессионально, практически идеально вживается в свой образ. Его герой не интересуется политикой, ему чужды мотивы и причины, по которым он вынужден участвовать в вооруженном конфликте между сербским и хорватским народами, он четко отлаженный механизм, снайпер, нажимающий на курок. Будь то взрослый мужчина или совсем юный подросток, для Джошуа люди являются только мишенями. Все внезапно меняется, когда герой, повинуясь какому-то внутреннему импульсу, спасает от смерти молодую сербку Нину и ее грудного ребенка. С этого момента он сам становится мишенью для тех, с кем он еще недавно находился на одной стороне баррикад. Фильм не снискал успеха в американском прокате, в Америке имел довольно вялые кассовые сборы. Оно и понятно, поскольку Оливер Стоун из картины в картину с успехом привносит свои антагонистические по отношению к милитаристской внешней политике США настроения. Несмотря на то, что 'Спаситель' - кино относительно политкорректное и в нем создатели оставили без какого-либо права на существование попытки идеализации какой-либо из конфликтующей сторон (и сербские, и хорватские солдаты показаны с одинаково нелицеприятной стороны), антивоенные демарши Стоуна весьма противоречиво воспринимаются соотечественниками. 'Спаситель' - зрелое и сильное произведение, наглядно показывающее нам как война может сломать судьбу и жизненную позицию любого человека, превращая его в зверя, чувствующего только запах крови. Помимо этого 'Спаситель' несет в себе не просто посыл, а крик души создателей о бессмысленности того ужасного кровопролития, который творился на боснийской земле. 8 из 10