Паскудная Вторая мировая идет своим ходом. Где-то на просторах Тихоокеанского ТВД славные морпехи США готовятся зачистить от японцев остров. Правда, и остров обороняют такие же славные японские солдатики. В общем, все с двух сторон славные, понятные и простые, а вот умирать приходится по-настоящему. А ведь не хочется. Хочется как раз другого – побыстрее домой, к своим женам/бабам и «маленьким» увлечениям. Эх, когда же она – мерзкая война – наконец-то закончится?! Корнел Уайлд после натуралистично-кровожадного забега-сафари «Голая добыча» снял еще более вызывающе-натуралистичный фильм о войне. И хотя события по легенде происходят во Вторую мировую, эта лента самым беспардонным образом является парафразом на Вьетнамскую войну, которая уже шла десять лет, конца и края ей видно не было и на которую в Голливуде было негласное табу на какое-либо ее освещение. Уайлд же взяв весь антураж Вьетнамской войны – джунгли, азиаты, даже схожая форма американских солдат, мало претерпевшая изменений за прошедшие 20 лет, сваял очень вызывающую антивоенную агитку, которая во времена маккартизма могла попасть очень легко под «завуалированную коммунистическую пропаганду». Но в конце 60-х обстановка в Штатах уже была иной – негры подняли голову, бабы обнажили на экране сиськи (в том числе и в этом фильме), а впереди ожидали своей очереди антивоенные выступления и педерастическая толерантность. И как раз своей антивоенщиной Уайлд не то, чтобы значительно, но несколько опередил свое время, обозначив один из векторов кинематографа в 70-е. А вообще, «Красный берег» Уайлда – это такое себе наше «Чистилище» Невзорова из середины 90-х, с очень кровавыми и скандальными сценами (оторванные конечности, прикрытие во время обстрела трупом своего же товарища, обгоревшие тела крупным планом и пр.), гипертрофированно завышенными потерями и бессмысленностью в плане военной логики поведения участников боя. Последнее особенно ярко проявляется в финале, когда толпы японских солдат (еще и переодетых в американскую форму!) бегут под обстрелом американских самолетов не в джунгли, а в море. Или японский Самый Главный Командир закидывает невероятно пафосную речь перед атакой своего подразделения (хотя кругом снуют американцы, давно уже высадившиеся на остров, и высокопарно говорить явно не самое подходящее время), а затем этот же командир отправляется в землянку, не принимая никакого участия в боевых действиях. Будет здесь и много лирического пафоса представленного в флэшбеках-воспоминаниях персонажей как американцев, так и японцев. В основном «воспоминания» касаются «старой-доброй довоенной жизни», которое проявляется исключительно через женское начало. Более солидные по возрасту герои вспоминают семьи, остальные телочек. Насыщает Уайлд кино и субъективными мыслями героев, лейтмотивом которых будет страх и бессмысленность войны. Но что поразительно, агитка режиссера в целом очень здорово цепляет. Уайлд снял одновременно и зрелищное кино, и эмоциональное с обязательным показным гуманизмом в финале. И какие бы истинные мотивы не двигали режиссером, спорить о том, что война – говно, все же бессмысленно. При всех своих агитационно-пафосных и логично-поведенческих недостатках, Корнел Уайлд снова поставил очень достойное кино, в котором же и сыграл одну из главных ролей. 7 из 10