В пасторальных кущах средиземноморского курорта маленькая девчушка с симпатичной мордашкой лепечет под нос песенки. А вокруг цветочки, их много и солнышко сияет до неприличия ярко. А после на горизонте появляются ещё три несовершеннолетних силуэта. У детей одни родители. Как представители почтенного семейства Лакуров, они обожаемы всей округой. Вот только сами родители где-то в Ирландии по весьма важным делам, связь поддерживают через телефон и регулярно присылаемые видеопослания. В качестве контроля оставлены две девушки: француженка, иногда навещающая подопечных, и горничная, не понимающая по-французски. Её-то детки люто ненавидят, именуют презрительно «Авокадо» за иноземное происхождение и в угаре нескончаемых пакостей случайно убивают. Вот вам и цветки, солнышко, юные лица. Задолго до Триера и Ханеке, без пафоса обличительных манифестов, на экранах появились дети-монстры, выступающие символом кризиса цивилизации. В отличие от более радикальных коллег, Серж Леруа не подвергает своих героев циничной насмешке и заслуженному аутодафе. Он преподносит их жертвами обстоятельств и ищет избавительные пути духовного спасения. Консервативный подход европейского интеллектуала определяет корнем бед и причиной разобщения влияние домашней «индустрии развлечений». Именно ограничение на просмотр телевизора пробуждает злобу в отношении глуповатой служанки. Но возникающие в дальнейшем ситуации обнаруживают проблемы куда фундаментальнее «вредных» картинок пресловутого ящика. Проблема ребятишек, решивших счастливо жить дальше после циничного убийства, не в слабой психике, павшей жертвой дурного влияния, а именно в её закалённости. Телевизор научил не только врать, плести интриги и убивать. Он показал, как скрывать ложь, заметать следы после преступления и обращать дьявольские козни в ангельские деяния. Телевизор – стержень сюжета, но и его обманка; катализатор действия и камень преткновения. На деле – всё то же осуждение ценностей среднего (самого буржуазного из буржуазных) класса. А что есть главное сокровище обывателя, как не зомбический свет выпуклого кинескопа?! Малолетним барчукам всё сходит с рук не потому, что они такие умные, а из-за халатности окружения, патологически неспособного видеть очевидное и подозревать в чём-то ребёнка. Ну а если ребёнок из богатеньких… Мир немного изменился со времён дуанелевского бегства к морю. Старшие перестали загонять младших в угол педагогическими директивами, они дали им свободу, но свободу подконтрольную, построенную на потакании и развращении. Новое поколение сибаритов оправдывает скотским поведением затхлые идеалы благовоспитанной буржуазии. Леруа предлагает четырёх героев, четыре паразитические модели поведения «взрослых». Самые, самые – те, кого всегда много и с кем лучше не пересекаться. Марлен – самая старшая. Смазливая кокетка, отсылающая именем к куртуазной Дитрих, в какой-то мере копирующая поведение её персонажей. Мозг преступных операций, маленькая манипуляторша, готовая на всё ради достижения целей. Марк (которого все называют характерной кличкой Буль) – толстячок, жрущий всё, что только можно сожрать. Потенциальный сосисочный фабрикант, самый трусливый и гадкий в компании. Настоящий бюргер. Димитрий - самый омерзительный психотип, т. к. претендует на звание «мужчины – героя», склонен к рефлексии, проектирует песочные замки, но именно он упускает в море барахтающееся тело горничной. В его напускном героизме не меньше эфемерности, чем в кратковременной пляжной архитектуре. Летиции всего пять. То самое дитятко, от которого приходят в восторг родственники, прохожие на улицах и даже полицейские. Истинный цирковой урод, извергающий периодически ругательства, спекулирующий на выигрышной непосредственности. Отношения в семейном коллективе строятся на шантаже и подчинены инстинкту самосохранения. Так зарождалась цивилизация. Так она и сгинет. «Осторожно, смотрят дети» - всецело проект Алена Делона, хоть он и отвёл себе в фильме небольшую роль. Известный актёр всегда тяготел к историям взаимоотношений отцов и детей, привлекая в материал автобиографические элементы. Подобно другой замечательной картине продюсера Делона «Как бумеранг» Хосе Джовани, фильм Леруа провалился и одна из лучших европейских картин семидесятых практически неизвестна. Никто не захотел видеть в любимом красавце, короле экрана проходимца и бомжа. А ведь этот свидетель случайного злодеяния, расположившийся на правах хозяина в роскошном лакуровском особняке – единственный симпатичный персонаж. Он не имеет имени, инфернально загадочен, ведёт себя разбойником, но ему сопереживаешь. Жуткая сцена, где герой Делона подбрасывает маленькую Летицию, не вызывает страха или сожаления в отношении пятилетнего ребёнка. Саспенс возникает, едва нечаянные убивцы решают стать убийцами по желанию. Финал исключительно верен и безжалостен. Ален Делон как всегда грандиозен. Юные актёры великолепны. Можно бросать на фильм Леруа поверхностный взгляд и качать головой, обвиняя ТВ в смертных грехах, но герои и интуитивно не нащупывают путь спасения, не улавливают момент, когда стоит остановиться, скатываясь в фальшивые слёзы, фальшивые улыбки, в фальшивое раскаяние, фальшивые клятвы на Библии. Они заброшены не в первом рождении и мертвы давно. Виноват телевизор, виноваты родители, виновато общество, да мало ли кто виноват в отсутствии грани между добром и злом. И есть ли она, вообще. Конформизм всё равно победит. Не в этом, так в следующем поколении. Цветов смерти хватит на всех.
Красивый уютный дом, богатые интерьеры, в центре гостиной большой цветной телевизор. Экран горит ровным огнем, на экране стреляют, бьют друг друга, занимаются сексом, убивают персонажи различных фильмов. Перед экраном на диване сидят четверо детей, заворожено глядя туда, где происходит действо, при этом абсолютно механически поглощая продукты питания, вроде чипсов, печенья, конфет, шоколада, орешков, кока-колы и т.п. Гора фантиков, пустых пакетов и коробок перед ними неуклонно растет… Дети смотрят ТВ. Смотрят целыми днями все передачи подряд. Дорвались. Вот оно счастье! Правда, перед этим они случайно грохнули няньку… Ну не специально… Так получилось… Они хотели над ней всего лишь подшутить, как видели в одном фильме, но веселья не вышло… Зато теперь вот она свобода!!! Родители в отъезде. Телевизор и весь дом в полном их распоряжении! Делай, что хочешь, ешь, сколько влезет, спи хоть до обеда! Их четверо: Марлен, Димитрий, Марк и Летиция. Марлен – самая старшая, ей около 14, и, естественно, она самая смекалистая. Она – явный лидер, может убедить ребят в своем мнении и при случае надавить на самое больное. Димитрий – ему лет 11-12, обычный мальчишка для своего возраста. Грезит о рыцарских временах, строит замки из песка, машет шпагой… в принципе, может и заколоть, не исключаю такой вариант. Марк (Буль) – несчастный ребенок с ожирением третьей степени. Ест, когда ему хорошо, лопает, когда волнуется, жрёт, когда совсем хреново. Еда для Буля - нечто обязательное, неотъемлемое, святое… Он - самое слабое звено этой четверки, на мой взгляд, так как больше всех уязвим. Ну и, соответственно, получает он люлей не только от старших брата и сестры. Летиция – очаровательное белокурое создание… Ангелочек лет пяти. Но когда этот ангелочек открывает рот и начинает сквернословить, хочется заткнуть уши! Столько мерзких ругательств, какими сыплет девчушка, имеет в обиходе далеко не каждый взрослый. Отвратительное зрелище – девочка–дошкольница, матерящаяся, как пьяный сапожник. Вся четверка в сборе. Поклявшись на Библии (они это тоже видели в кино), дети дают обещание никогда никому не рассказывать о том, что произошло с их прислугой, и как они причастны к ее гибели. Вообще-то, если быть честными, они дружно ненавидели няньку. Авокадос плохо говорила по-французски, будучи сама испанкой. Она всегда выключала телевизор, когда по вечерам начиналось самое интересное, ругалась и гнала их спать, а в это же время сама приводила в дом мужиков, думая, что ей удалось распихать детей по спальням… и вообще эта испанка всегда была для них раздражающим элементом, мешающим жить. С ее устранением жить стало легче, жить стало веселее… И всё было бы просто супер, если бы не одно но… То, что случилось на пляже в тот злосчастный день, видел мужчина, стоявший в кустах. Он видел всё. И он теперь хочет поиграть с детьми в свою игру. Это вам не туповатый водитель школьного автобуса, которого можно обмануть, сказав, что няня сидит в туалете, это не вечно спешащая секретарша отца, которая слышит через слово то, что ей говорят, это не доверчивые родители, наивно верящие, что в тот момент, когда они звонят, Авокадос ушла в аптеку... Этот человек опасен. И что у него на уме, никому неизвестно. То ли он просто небритый бродяга, то ли вор-рецидивист, то ли вовсе маньяк-педофил? И наших юных преступничков он напугал не на шутку. Избавиться от него простыми путями невозможно. Что же придумают наши детки? Какой дьявольский план они составят в своих светлых головушках? Какой из увиденных ими триллеров они воплотят в жизнь? Вообще, детская психика весьма мобильна, а фантазия весьма специфична. И когда за ее развитием никто особо не следит, она принимает порой весьма извращенные формы, что мы с вами, как зрители, и будем наблюдать на протяжении полутора часов. Вроде казалось бы, поначалу детьми движет только острое желание скрыть непреднамеренное убийство из страха перед полицией и родителями… Но это желание постепенно трансформируется… Во что, Вы увидите сами. Телевидение в этом фильме представлено как непобедимая стихия, как очень мощно воздействующий на детскую психику фактор. Агрессия, льющаяся с экрана, насилие, кровь, выстрелы, трупы… и вообще преступления в целом перестают быть чем-то из ряда вон выходящим. Это всё становится обыденным, дети очень быстро пресыщаются этим и перестают на многое в реальной жизни реагировать адекватно. Если уж пятилетняя кроха впитала в себя, как губка, всю самую мерзость из взрослых разговоров, то, что говорить о тех, кто постарше??? Что мы увидим в конце? Разрушенное семейное гнездо или по-прежнему красивый уютный дом… Перевернутые вверх тормашками стулья, разбитые окна, паркет, залитый кровью? Или чисто вымытые полы и сияющие на солнце стекла? Трагедию, детские трупы или умытых причесанных четырех ребятишек, встречающих своих родителей с шариками и цветами? Посмотрите… И вы всё узнаете сами… Финал логичен, но весьма и весьма пробирает! В конце фильма вполне логично возникает вопрос: такие ли образцовые детишки живут в богатых домах, мимо которых мы проезжаем в машинах и автобусах? Что скрывается за кирпичной кладкой стен, особенно когда родители выходят за дверь? Ухоженные милые детки или горы трупов, распиханные по кладовкам? P.S. В следующий раз когда ваши детки сядут смотреть «Спокойной ночи, малыши», поглядите на них внимательно, не читается ли в их глазах мысль о том, что неплохо бы открутить хвост этому псу и зажарить этого зайца?! Растяпе с благодарностью за помощь в написании отзыва.
Сильный французский триллер с Аленом Делоном, с глубоким смыслом о вреде телевизора и его влиянии на детскую психику. Сюжет крайне оригинален и интересен: родители оставляют четверых детей со служанкой в большом особняке возле пляжа, а дети насмотревшись телевизора убивают вредную сварливую служанку, водящую домой мужиков, и становятся игрушками в руках единственного свидетеля убийства - противного незнакомца, с замашками педофила. Набор персонажей довольно колоритный. Разумеется в центре сюжета вовсе не персонаж проходимца, а четверо детей, ловко избавляющихся от всех ненужных им личностей. Лидером команды является паренек Димитри, однако лидерство постоянно выхватывает самая старшая из всей компании - Марлен, девчонка лет двенадцати, постоянно придумывающая очередной план, пытаясь перехватить лидерство в группе на себя. Вместе с ними еще двое. Полноватый закомплексованный Буль, в синей пижаме с надписью 'Я монстр', и очаровательная Летиция, которая в свои пять лет умеет сквернословить похлеще сапожника. Их стервозная и вредная няня-испанка, практически никогда не говорящая на их родном языке, вечно причитает на испанском и велит делать вещи, крайне неприятные и противные для детишек. В результате чего те с ней хлоднокровно расправляются. Поделом. Ко всей этой разношерстной компании вскоре добавляется и единственный свидетель убийства - безымянный незнакомец в исполнении Алена Делона. Пестрит фильм и многообразием ярких второстепенных персонажей. Здесь и сторож, и двое забавных полицейских, и помешанная на уборке и чистоте блондинка, и многие другие. Актеры свои роли сумели воплотить потрясающе. Даже игра детей не вызывает никакого сомнения в правдоподобности, а уж учитывая, что они только и делают, как смотрят боевики, вестерны и прочие фильмы по телевизору, то их коварные планы выглядят вовсе не преувеличенной историей, а жуткой реальностью, пугающей в различных смыслах бытовой жизни. А вдруг дети ваших соседей такие же? А сами вы еще не считаете себя вскормленным телевидением? Довольно линейный сюжет захватывает не смотря на отсутствие каких-либо ошеломляющих поворотов. Все довольно предсказуемо, но вполне атмосферно и интересно. Сценарий грамотный, напряженный, некоторые сцены получились особо сильными. Выделить хочется первое появление незнакомца в доме, когда тот нагло поедает содержимое чужого холодильника, и сцену расправы над ним, которая захватывает похлеще вестернов Клинта Иствуда. Смысл данного фильма во влиянии телевидения на психику, в частности на детскую. Причем в данной истории телевидение как раз спасает от жутких внезапных событий, когда ни в полицию обратиться, ни дать достойный отпор негодяю, вторгнувшемуся в дом. Делон сумел воплотить образ столь мерзкий, внушающий сплошное отвращение... Картине стоило бы иметь более жесткий финал... Впрочем, финал все-таки удался, и смотрится очень приятно. Фильм наполнен пугающими и напряженными сценами, в которых довольно сильно раскрываются характеры тех или иных персонажей. Поведение героев так же не вызывает какого-либо упрека, все довольно логично, адекватно и правдоподобно. Особо ярких эмоциональных сцен здесь нет, но все-таки фильм снят и не без чувств, просто те не выносятся на передний план повествования. Все зрелище в фильме очень часто сопровождается красивыми напевами детского хора, придающего фильму особую изюминку в оформлении. Красивый пляжный видеоряд способен согреть в холодную или ненастную погоду, действительно красиво снятое море, громадный замок из песка, солнечная ясная погода. Получилось очень даже хорошо и интересно. 7 из 10