Фильм абсолютно блестящ. Боб Хоскинс - совершенно идеальный типаж старообрядного главы мафии в меняющемся криминальном мире - нежелающего видеть и принять, что времена меняются, как и нравы людей, которые его окружают. Молодая Хелен Миррен невероятно хороша в разумно дозированной роли его умной, сексуальной и крайне сильной женщины. Одна сцена после убийства им своего помощника чего стоит, когда она усмиряет беснуюшегося его практически взглядом. А эта милая мордашка совсем юного Пирса Броснана... :-) просто ути-пути чистой воды. Нет хэппи энда, нет современных спецэффектов, нет шумихи и размаха - зато есть компактная ладно сбитая динамика и невероятный психологизм. Кульминация, на мой взгляд - в последних двух минутах. В лице человека, в глазах которого понимание ситуации сменяется готовностью бороться, осознанием, что это бессмысленно - и смирением с судьбой. Ради этих двух минут в конце и стоит посмотреть весь фильм. И даже пересмотреть.
Что может случиться в пятницу? Вроде бы, очередной день недели, последний будничный и предвестник всеми желанных выходных. Именно так и думали торчки из фильма «Пятница» и Гарольд Шэлд — неаккуратный в своих делах мафиози, маловероятно ожидавший столь страшных и необъяснимых событий на свою голову. Без купюр и пафоса, Джон Маккензи выстраивает «холодную» историю гангстера, вороны в павлиньих перьях, которой нечего делать в подпольном мире мафии. Сохранив в себе самые малые задатки, отдаленно напоминающие человеческие, Шэлд неизменно хладнокровен по своей сути и в шаге от беззаботности к бандитским делам, о чем он маловероятно соображает. Но у Шэлда есть одна особенность — он правда старается и надеется завершить дело до конца, с положительным для себя исходом. Его окружают относительно преданные друзья и знакомые, вкупе с верными сотрудниками. Как говорится, всё в шоколаде и движется к предсказуемому и ожидаемому акту, предвещающему эпичную перестрелку и впадающие в душу диалоги, что в свое время было со «Схваткой» Майкла Манна. Но нет, Британский кинематограф, вовсе не лоялен и невежлив со своим зрителем. Можно хоронить лучших друзей, безуспешно искать виновников торжества и прохлаждаться в постели с девушкой, являться к обидчикам с доброй порцией свинца, а потом, с широкой улыбкой жить дальше. И что, собственно, в итоге? Спешно двигающаяся машина, гениальные гримасы и то самое чувство, чувство того, что ты, несмотря на все тщетные старания, проиграл.
Криминальный авторитет Гарольд Шэнд ( Боб Хоскинс), фамилия которого, по причудливой игре слов и путем смены последней буквы, трансформируется в жаргонное название заточки ( Шэнк), лишний раз подчеркивая его характер, возвращается из заграничного вояжа с твердым намерением начать цивильную жизнь буржуя обыкновенного. Да вот только намерение это быстро идет прахом по причине раздолбайства подчиненных, втравивших организацию Гарольда в подпольную войну с Ирландской республиканской армией. А эти ребята, находящиеся в постоянном состоянии войны, миндальничать не привыкли, и значит прогремят взрывы. Много взрывов. Сумбурное начало фильма, интригующее своей загадочностью и недосказанностью, сменяется лихорадочным действием с первым же появлением Гарольда на экране. Его ярко подчеркиваемая многими деталями фильма элитность положения в криминальном мире Лондона, рассыпается в прах перед неумолимой кровавой машиной мести. Убьешь одного - у тебя убьют десятерых. Убьешь десятерых - потеряешь тридцатерых. Простая арифметика, используемая большинством повстанческих армий, сталкивается с упрямством и бычьим норовом криминального хозяина Лондона, не привыкшим так просто спускать обиды. Будничная реалистичность - вот главный инструмент воздействия на зрителя. Бандиты и их женщины, бойцы ИРА, наркодилеры, наглые мальцы, мелкие шестерки - все они настолько естественны в своих эмоциях, поступках, что волей-неволей втягиваешься в действие. Гарольд мстит за своих людей, пытаясь разобраться в причинах происходящего, ИРА мстит за своих людей, не особо пытаясь разбираться. Коса, камень.. Они нашли друг друга в эту прекрасную Страстную пятницу. Динамичность действия по-британски сдержана, но при этом не дает скучать. Насилия ради насилия тут не приветствуется, а вот насилие ради достижения цели - вполне себе желанный гость. Без восточных разлетающихся во все стороны брызг крови, без голливудского геройства и страданий - все строго и брутально. При хорошей насышенности брутальным действием 'Долгая страстная пятница' тонко балансирует между типично ганстерским кино и глубокой драмой со смыслом. Гарольд Шэнд, при всей своей прямолинейной криминальной сущности, совсем не прост. Обратная трансформация из почти сложившегося легального дельца в разъяренного волка, происходит не только на уровне поступков, а и на его лице. Возвращается звериный оскал, рычащие нотки в голосе, повелительность, заставляющая людей подчиняться - все те черты, сделавшие из него криминального короля, поднявшись наверх по чужим головам. И Боб Хоскинс проживает эту роль каждым дюймом своей актерской сущности, каждым словом заставляя верить себе. При прекрасном актерском составе, представленном в фильме, Хоскинс непринужденно отыгрывает роль главной скрипки, заставляя зрителя непроизвольно замирать в ожидании новых и новых действий 'Долгая страстная пятница', помимо всех своих прочих достоинств, обладает одним и самым важным - великолепной концовкой. Никакого пафоса и надумывания. Никакого лишнего рефлексирования. Завершить фильм так, чтобы зритель, с самого начала фильма видевший логичным именно такое окончание, поразился и остался соляным столпом наблюдать за финальными титрами - дорого стоит. 8 из 10
Шедевр криминального жанра. Режиссер Джон МакКензи, начинавший свою карьеру в середине 60-х, поначалу толком и не знал, что такое настоящее криминальное кино. До появления 'Крестного отца' Френсиса Форда Копполы, МакКензи занимался исключительно драмами. Но после 1972 года, в его карьере произошел перелом. Увлекшись гангстерской тематикой не на шутку, он снимает три фильма подряд повествующих о жизни мафии. Но из-за высокой конкуренции тех времен: Мартин Скорсезе, Форд Коппола, Ричард Уилсон, выбиться в большой прокат ему не удается. До появления 'Долгой страстной пятницы'. Мартин Скорсезе как-то признался, что если бы не '...страстная пятница' вряд ли ему стало бы известно, насколько широки границы гангстерского кино. По сюжету, насыщенности, актерской игре и реалистичной жестокости, фильм МакКензи, что-то среднее между упомянутым выше 'Крестным отцом' и 'Пилой'. Нельзя также не отметить сделанное актером - Бобом Хоскинсом. Это лучшая его роль. Что авторитетно подтвердила награда, врученная ему в 1982 году как лучшему актеру Британии, на Evening Standard British Film Award.
Есть фильмы, которые приходят и меняют ландшафт не только жанра, но и культуры. «Долгая Страстная пятница» — один из таких фильмов. Эта классика гангстерского кино оказала такое влияние на британский кинематограф, что его отголоски все еще ощущаются спустя десятилетия. Режиссер Маккензи отлично справляется со сплетением различных элементов, чтобы получился сложный, но совершенно захватывающий криминальный триллер. Отчасти детектив, отчасти гангстерский фильм, отчасти комментарий к кровосмесительной связи между преступностью и капитализмом, «Долгая Страстная пятница» столь же умна, сколь и интересна. Этот фильм о гибели человека, возомнившего себя богом в то время, когда Христос умер и воскрес, полна иронии. Но в один момент эта ирония рушится когда человека находят распятым на полу заброшенного здания О чем многие современные любители кино, возможно, не знают, так это о том, что выход 'Долгой страстной пятницы' был отложен на год, поскольку у Маргарет Тэтчер и ее помощников пошла пена изо рта из-за изображения в фильме ирландской республиканской армии. Это было в то время, когда ирландские проблемы достигли новых и ужасающих высот, и здесь, в этой картине, правительство почувствовало раскол, который мог бы послать неверные и кровавые сигналы ударной волной по Британским островам Главный герой картины Гарольд — крупная личность, возможно, самый большой гангстер в Лондоне, возможно, единственная сила, руководящая всем британским преступным миром, и за два дня — Страстную пятницу и Страстную субботу — его империя трещит по швам из-за серии загадочных смертей его подопечных. Персонаж Хоскинса - человек, который ясно верит, что он поступает правильно и делает все во благо другим, и как только это большое, хорошее дело будет завешено, он искупит прошлые грехи. Фильм жесток в том смысле, что убедительно доказывает его неправоту, вплоть до своего культового финала. Режиссер Джон Мак Кензи представляет Лондон, который совершенно не похож на шумный и оживленный мегаполис. Большую часть времени это место кажется совершенно пустым, улицы липкими и незнакомыми, как будто городская жизнь размазана тонким слоем. Даже смерть здесь не имеет величия. Всякие Гаи Ричи и ему подобная посредственность к сожалению вышли из этого гениального фильма, но никто даже близко не приблизился к нему. Настоящая классика, которую стоит посмотреть всем без исключения, у нее превосходный сценарий, выдающаяся актерская работа, а история и персонажи достаточно эпичны. Все это в совокупности создает ощущение по настоящему великой шекспировской трагедии
В 1999-ом году Британский институт кинематографии провёл масштабный опрос, где предлагалось выбрать сотню самых достойных фильмов за столетие, созданных британскими кинематографистами. После подсчёта эта великолепная сотня была отобрана и первое место занял нуар 1949-го года 'Третий человек'. А вот третий десяток открывал криминальный триллер 1979-го года 'Долгая Страстная пятница' от режиссёра Джона Маккензи по сценарию Барри Киффе с Бобом Хоскинсом и Хелен Миррен в главных ролях, а в нескольких эпизодах появился совсем ещё молодой и начинающий актёр Пирс Броснан. Барри Киффе, для которого работа над сценарием 'Долгой Страстной пятницей' стала первой и последней в полнометражном художественном кинематографе, получил от Ассоциации детективных писателей США премию Эдгара Аллана По. Боб Хоскинс за воплощение образа гангстера старой закалки Гарольд Шенда был номинирован BAFTA в категории 'Лучшая мужская роль'. А популярный канадский музыкант Нил Янг написал, что 'Долгая Страстная пятница' - это британский фильм, каким он должен быть. Если всё учитывать, то как же не заинтересует, что нам там приготовили авторы криминального триллера, если, конечно же, не смущает тот факт, что ленте уже более сорока лет (официально она датирована 1979-ым годом, но релиз произошёл на год позже из-за технических задержек). Итак, как уже было сказано выше, что главный персонаж 'Долгой Страстной пятницы' - это гангстер старой закалки в великолепном исполнении Боба Хоскинса. Но как любой криминальный босс он тонко учуял, что наступают перемены и он захотел перейти на более легальное положение, заключив крупный контракт по застройке с американцами, которые вот-вот должны прибыть в Лондон, чтобы утрясти последние детали сделки. Но в это время кто-то взрывает автомобиль Шенда, а также убивает его ближайшего друга и соратника. Гарольду приходится вспомнить все те вещи, которые вывели его на вершину криминального мира, вновь обратиться к своим 'боевикам', чтобы разыскать тех, кто бросил ему вызов. И, как он считает, за этим стоит кто-то и конкурирующей группировки, но с ними давно заключён шаткий мир... Действие всего фильма укладывается в один день, как раз в честь которого собственно он и назван. Но там столько всего происходит, что это не даёт зрителю заскучать перед экраном. Надо действительно внимательно наблюдать за тем как развиваются события, где каждый шаг, каждый поступок может запустить кровопролитный маховик и трупов будет немало. Но одна сторона вопроса - криминальная междоусобица, в которой уверен Гарольд Шенд, действующий как по наитию, и совсем другое дело, когда вмешиваются третьи силы, о которых никто не знает, но это ещё не самое основное, так как гангстерский король Лондона не может понять их цели. Пусть он и думает, что объявленная ему война направлена на срыв сделки с американцами, но с каждым часом он всё больше и больше убеждается, что что-то здесь не так, он столкнулся с кем-то непонятным и за что ему так изощрённо мстят - неизвестно. Но если бы он с самого начала внимательно пригляделся к покушению и убийству друга, то понял насколько профессионально и тщательно были подготовлены эти операции, словно за этим стоят военные... И всё же проницательность главного героя помогает ему и он начинает выходить на тех, кто замешан во всём происходящем, но это его даже пугает, потому что атака на него была произведена такой силой, с которой даже криминальному боссу Лондона не совладать при всех его возможностях. И тут надо обратит внимание потенциального зрителя на весьма интересный момент фильма и это игра Боба Хоскинса. Вначале мы видим его как типичного кокни, которому улыбнулась фортуна, но постепенно он возвращается к своим преступным истокам и становится настоящим хищником - свирепым и жестоким. Эта обратная трансформация наглядно демонстрирует силу таланта актёра, который образом Гарольда Шенда точно оставит о себе впечатление. Сильная роль и у Хелен Миррен, которая убедительно показала какой должна быть супруга криминального босса и заметно, что эта женщина со стержнем внутри. А ещё очень бы хотелось отметить операторскую работу Фила Мейхью, который в действии передал всё происходящее в 'Долгой Страстной пятнице', позволяя зрителю ощущать себя невидимым присутствующим. И всё это под нагнетаемую музыку от Фрэнсиса Монкмэна. Вердиктом к рецензии может послужить тот вывод, что 'Долгая Страстная пятница' - это действительно тот фильм, который заслуживает внимания. Конечно же, если Вам не претит его жанр. Но именно на основе 'Долгой Страстной пятнице' можно судить по поводу практически идеально сделанного фильма в формате британского криминального триллера в исконном его понимании. На протяжении всего фильма зрителя держат в напряжении, наращивая его. И это состояние можно визуально наблюдать, если внимательно следить за теми изменениями, которые происходят с Гарольдом Шендом в исключительном воплощении Боба Хоскинса. И к этому во всему ещё и подключается сильнейшая операторская работа, благодаря которой 'Долгая Страстная пятница' до сих пор смотрится со всей актуальностью и реализмом. 8 из 10
Поначалу все довольно запутанно и даже, пожалуй, скучновато. Мы видим какую-то чехарду событий, убийств, странных личностей явно криминального вида, которые что-то замышляют. В общем, этот фильм не из тех где сразу понятно кто есть кто - слишком много событий происходит параллельно. Но ближе к середине сценарий становится более-менее ясен - бывший мафиози хочет заключить многомиллиардную сделку, но какая-то непонятная сила мешает ему это сделать, убирая его людей. Выясняется также и что это за сила. И надо сказать, тут затрагивается весьма серьезная тема о столкновении различных мировоззрений, очень актуальная и в наши дни. Ближе к концу становится совсем уж интересно, динамика событий нарастает, взрываясь одной из самых ярких финальных сцен которые я когда-либо видел. Как говорится, неважно как ты жил - главное как ты умер - и твоя смерть может искупить все твои прижизненные грехи. Может быть, в кино тоже работает этот принцип - финал расставляющий все точки над i, меняет восприятие фильма в целом, ведь все что было в начале и середине - это только подготовка к нему, но... (впрочем, почему 'но', этого я говорить не буду, пусть каждый сам это увидит и услышит своими глазами и ушами). Как минимум на половину фильм и финальная сцена обязаны необычайно удачной музыке написанной основателем 'одной из самых недооцененных прог-рок групп 70-х'(с) - Curved Air, и да, я слышал что-то неуловимо знакомое в этих нотах, так что после просмотра сразу полез смотреть - кто же сотворил этот саундтрек. В общем, без финальной сцены и великолепной музыки я бы не поставил этому фильму максимальный бал, но благодаря ним, только... 10 из 10
Данная картина британского режиссера Джона Маккензи заслуженно получила культовый статус и была признанна классикой британского кинематографа в целом и гангстерского жанра в частности. К моменту выхода фильма на экран жанр криминальной драмы находился в самом расцвете, но был связан в основном с американским кино, были и знаковые французские ленты. Перед нами английский взгляд на жизнь мафии. Этот фильм не так известен у нас на родине, как его собратья по жанру, что безусловно является упущением. Джон Маккензи никогда не был выдающимся автором, однако он сумел создать одну из самых нетривиальных картин криминального направления. На первый взгляд перед нами классическая гангстерская драма, но на самом деле здесь всё гораздо сложнее. В центре сюжета Гарольд Шенд, криминальный авторитет и гангстер, сумевший подчинить себе весь преступный мир Лондона. Казалось, что мы увидим типичное построение сюжета про противостояние мафии и полиции, а также внутреннюю борьбу между преступными боссами. Однако режиссер сделал уникальный ход и противопоставил крупным мафиозным структурам экстремистов из ИРА (Ирландская республиканская армия). Мы видим своеобразное столкновение гангстеров и террористов. И это действительно нетривиальный шаг. Но и здесь не стоит ждать классического боевика и крутых сцен экшена. Это напряжённый триллер, который тесно переплетается с драмой одного человека. Главный герой одержим местью, но он не знает своего врага, тот невидим и действует военными методами. Ненужные разборки усугубляются грандиозными планами главного героя, реализация которых стоит на кону в эту Долгую Страстную пятницу. Человек, который всю жизнь жил по законам криминального мира, стал крупным бизнесменом, но прошлое не отпускает и посылает ему угрозу совершенно иного характера. Гарольд Шенд вынужден провести обратную трансформацию и вновь стать крутым гангстером. Однако здесь нет лишнего пафоса, действие напоминает суровую реальность, где всё обыденно и просто. Большую часть экранного времени занимают диалоги, временами действие и вовсе провисает, однако нехватка динамики замещается отменной актёрской игрой. У съемочной команды был маленький бюджет, но они сумели минимальными средствами добиться отменного результата. Изобретательная манера съёмки, оригинальный монтаж и великолепно подобранное музыкальное сопровождение служат главными достоинствами ленты. Главную роль исполнил Боб Хоскинс, именитый британский актёр исполнил возможно лучшую роль в своей карьере. Ему удалось создать образ хладнокровного гангстера, который старается держать всё под личным контролем. Но произошедшие события разбудили его внутреннего зверя. Неповторимая харизма позволила ему показать весь спектр эмоций. Его хорошо дополняет Хелен Миррен, представшая в образе жены главного героя. Примечательно появление в небольшой роли молодого Пирса Броснана. Долгая Страстная пятница это оригинальная, атмосферная и напряжённая гангстерская драма с элементами криминального триллера. Нетривиальный сюжет, изобретательный технические приёмы и великолепная актёрская игра позволили причислить данную ленту к классике гангстерского жанра. Действие развивается медленно, динамики практически нет, но любителям жанра необходимо ознакомиться с этим произведением. 8 из 10
Забавно что существуют режиссеры типа МакКензи, которые и до и после снимали весьма посредственное кино, но именно этот фильм стал настоящим открытием и сейчас я объясню почему. История повествует об очень перспективном британском криминальном бизнесмене Гарольде Шенте, который хочет расширить свое денежное состояние и, тем самым, подмять под себя весь криминальный Лондон, однако серия нарочито громких убийств его окружения заставляет его наколиться, словно реактор и таким же громким и непривлекательным образом выяснить, кто же его подставляет в глазах более серьезных вкладчиков, американских гангстеров. Пожалуй, это лучшая роль Боба Хоскинса во всей его кинокарьере! Помимо откровенной злобы и жутковатых ухмылок, на его лице периодически появляются полутона, что свойственно увы, только британской школе. Диалоги развеселят не только прожженного цинника, но и обычного зрителя, да и само действие ни коим образом не покажется жестоким для обычного зрителя, скорее крепким. Отдельно я бы отметил необычные углы съемки, отличный монтаж и незабываемую музыку Френсиса Монкмана, который по неизвестной мне причине больше нигде не работал. Ну и конечно же короткие и яркие появления молодого Пирса Броснана, многим бы актерам такой дебют. Кстати, о дебютах. Именно из Долгой Страстной пятницы и Убрать Картера появились такие парни, как Гай Риччи и Мэтью Вон. Операторские приемы, методику повествования и ернические диалоги они брали именно отсюда. Культовый британский фильм с великолепнейшим финалом можно справедливо назвать одним из шедевров мирового криминального кино и родоначальником Большого Куша и Слоеного Торта.
Мафия. Современные джентльмены удачи, которые решили поставить на кон все что у них есть, а как правило это самое «все» помешалось в маленькой комнатенке где-то в трущобах и попытаться ухватить удачу за хвост, дабы не выживать каждый день, а жить. Конечно же, если смотреть на мафиозные семьи суровым взглядом закона, то картина получается крайне неприглядной – рэкет, разбои, вооруженные разборки посреди улиц, а также периодические взрывы не делают чести разбойникам в деловых костюмах, но с другой стороны, а в чем разница между ними и полицией? Разве что в бляхе, так как полицейские занимаются тем же самым, только прикрываются чудесной фразой – «закон». Нет, конечно же, среди полицейских есть хорошие парни, для которых слова «служить и защищать» являются не пустым звуком… Таких ребят мы, как правило, видим в боевиках про, барабанная дробь, крутых копов. В тоже самое время, гангстеры тоже были не такими уж плохими ребятами, да жестокими, да их законы отличались от общепринятых, но у них была честь и репутация, которой они дорожили, а потому очень часто помогали простым людям в обмен на «маленькое одолжение». Действительно помогали, а не делали вид, что помогают, как это делали полицейские. И сегодняшний фильм посвящен гангстеру, у которого был как кодекс чести, так и сердце его еще не зачерствело и он хотел оставить по себе долгую память. Оставит? Уж будьте уверены! Итак, это – «Долгая Страстная пятница». Вот честно фильмы с участием такого замечательного актера, как Боб Хоскинс отдают неким фатализмом. Мрачная и гнетущая атмосфера, обстоятельства, что сильнее героев истории, а также старуха с косой что притаилась у угла дома и поглядывает на часы отмеряя последние секунды жизни что были отведены тому или иному персонажу, все это присутствовало в фильмах с участием Боба Хоскинса в той или иной мере, но вот только «Долгая Страстная пятница» довела это ощущение до абсолютно и раз за разом ловишь себя на мысли, что сердце замирает, а дыхание перехватывает даже в тех сценах в которых, казалось бы, ничего не происходит. И самовнушение что все увиденное в данной картине присутствовало где-то еще совсем не помогает. Так все же о чем фильм? О бандитских разборках? О том как хорошо быть плохим? О продажной полиции? Все это в фильме есть в изобилие, но он не об этом. «Долгая Страстная пятница» прежде всего фильм о человеке со сложным характером и не менее сложной судьбой. Это человек, который поднялся из самых низов, но в отличие от большинства своих «коллег» он не забыл свои корни и не стал снобом или лицемером. Ведь Хэролд Шэнд проезжая мимо бедных кварталов не морщит нос и торопливо отворачивается, а тяжело вздыхает и дает себе обещание что-то со всем этим сделать. Потом. Когда будет время. Герой Боба Хоскинса относиться к своим людям, не как к живому человекооружию, а как к верным и преданным друзьям. Да и большую часть времени мы будем видеть не Хэролда-бизнесмена, а Хэролда-человека. Уставшего человека, в простенькой одежде, со скорбной улыбкой на устах и грустью в глазах. Человека, который взвалил на себя огромный груз ответственности, который тянет героя Боба Хоскинса к земле. Также в этой картине присутствуют религиозные мотивы, о чем свидетельствует и само название, ведь Страстная пятница – это тот день, когда был распят Иисус Христа, и то что тут присутствует своего рода «тайная вечеря», и апостолы, и Иуде нашлось место, но я задавался вопросом как во время, так и после просмотра: А правильно ли сравнивать сына божьего, что умер за грехи людские и уставшего мафиози, который оказался втянут в очень опасную игру, в которой мало того что нет правил, так и ставке в ней куда больше чем жизнь? И… у меня нет ответа на этот вопрос, а потому решать актуально ли подобное сравнение или нет предстоит вам и только вам, уважаемый зритель. Остальные актеры? Я скажу удивительную вещь, но несмотря на то, что все внимание по ходу картины приковано к герою Боба Хоскинса, но остальные актеры не падают в грязь лицом и играет очень даже неплохо. А где им не хватает таланта или экранного времени, то на помощь приходит сам виновник торжества и подыгрывает им, да так, что веришь, отчего все остальные герои воспринимаются не как очередная группа актеров, отрабатывающие свой гонорар, а как живые люди со своими проблемами, мечтами и жизненными ценностями. И это очень важно. Итог? Очень тяжелое, мрачное и жестокое кино в котором веришь каждому из героев этой непростой истории, в которой операторская работа радует глаз, музыкальное сопровождение берет за живое, а история завораживает, но самое главное, что после финальных титров появляется стойкое желание жить. «Долгая Страстная пятница» один из тех фильмов, который должен увидеть каждый. Не для того, чтобы по новой взглянуть на жизнь. Не для того, чтобы увидеть нечто доселе невиданное. А затем, чтобы вновь почувствовать вкус к жизни. 9 из 10
Для начала – маленькое пояснение. Страстная пятница - самый скорбный день. В этот день Иисус был предан иудейским властям, совершил крестный ход на Голгофу, был распят и умер. Это единственный день в году, когда не служится Божественная Литургия. Главный герой фильма Гарольд Шэнди, конечно, далек от образа Христа. Он – главарь банды, преступный король Лондона, который еще лет десять назад расправился со своими последними конкурентами, с его рук едят местные служители закона. Теперь Гарольд хочет инвестировать деньги в гигантскую стройку, заручившись деньгами и поддержкой американской мафии. Но в день переговоров с американцами, начинаются страсти: людей Гарольда убивают одного за другим, бомбы оказываются в его казино и ресторане. Что происходит? Кто враг и где его искать? Кто осмелился перейти дорогу самому опасному человеку Лондона? Наверное, если бы не этот замечательный триллер Джона Маккензи, не случилось бы ранних работ Гай Ричи. История страстной пятницы Гарольда Шэндли стремительно набирает обороты, с удивительной легкостью балансирует на грани юмора и серьезности, проникает в психологию действующих лиц и позволяет насладиться великолепной игрой актеров. В итоге получился настоящий гангстерский фильм для взрослых. Боб Хоскинс – суперзвезда фильма. Сцены, когда его бешенство усмиряет героиня Хелен Мирон, или когда Гарольд читает жесткую отповедь американским мафиози, хрестоматийны. Их хочется пересматривать раз за разом. Но вершина всего – финальная сцена, которая начинается возгласом: «А где же Виктория?». Сейчас таких фильмов не снимают, нет. 10 из 10
Мафиози старой закалки... Мафиози новой закалки... Гангстеры, коррупция, рэкет, отмывание бабла и т. д и т.п... Но, ИМХО, фильм не об этом. Вернее - не только об этом. Познавший всю подноготную этого мира, мудрец начинает строить свой Град на холме. В силу своих познаний и устремлений, конечно. Но, к своему удивлению, вдруг обнаруживает, что стройплощадка, на которой он собирается строить 'Новый мир', уже занята. И занята абсолютными инопланетянами - мальчиками с мечтательными глазами и пистолетами в руках - которые этот мир видят совсем по другому. И, вот засада, их совсем не интересуют яхты, дворцы, роскошные женщины и мнение света. Поэтому они абсолютно не просчитываемы этим мудрецом. И эти мальчики запросто отрывают головорезам босса головы, с интересом поглядывая на их конвульсии. Они их просто отодвигают в сторону, как нечто досадно мешающее. А потом отодвинут и самого босса. Идеи правят миром! Идеи! А не бабло.
Блестящая картина. Смотрится на одном дыхании от первых до последних кадров. В 70-е этим фильмом Джон Маккензи сделал для английского криминального кино то, что позже повторил Гай Ричи своими 'Карты деньги' и 'Большой куш'. Это был серьёзный прорыв, поднявший криминальное кино на более высокий уровень. Сам фильм выиграл несколько наград на кинофестивалях, а исполнитель главной роли Боб Хоскинс был номинирован на престижную награду Британской киноакадемии BAFTA. Сюжет, музыка, стиль, диалоги, съёмки - всё сделано по высшему разряду. Это не просто банальная история о гангстере противостоящем ирландской республиканской армии. Благодаря всем выше перечисленным компонентам, картина действительно в разы отличается от других представителей данного жанра. Так как сделана очень качественно. Особо стоит отметить актеров. Боб Хоскинс сыграл гениально, особенно потрясают последние кадры с его участием. Он очень убедительно передал эмоции гангстера, загнанного в угол. Порадовала молодая и красивая Хелен Миррен, она смогла тонко и элегантно сыграть сподвижницу главного героя. Не может не вызвать улыбку и появление зеленого тогда ещё Пирса Броснана. Очень понравился саундтрек композитора Френсиса Монкмена, придающий происходящему на экране нужное настроение. Отличная картина во всех отношениях, стоящая на одном уровне с лучшими шедеврами криминального жанра... 10 из 10
Бенефис Боба Хоскинса в роли главы бандитского лондонского клана Гарольда, возмечтавшего вырваться из «грязи в князи» и стать законопослушным бизнесменом, приличным членом общества. Недооцененный в свое время фильм, был не совсем правильно понят и рассматривался как обычная, правда очень лихо и динамично снятая история о гангстере, развязавшем кровавую бойню с конкурентами и получившем «ответку». Это тоже есть, но главная мысль фильма, мне кажется, несколько иная — невозможно в одночасье переродиться, и забыть, как страшный сон, свое темное прошлое. Ну и о том, что за все надо платить. В странах, переживших бандитский беспредел и дальнейшее плавное перетекание нелегального мафиозного капитала в легальный бизнес (как в России, например), эта тема никогда не потеряет актуальность. Гарольд и в самом деле поверил, что еще шаг, еще пара-тройка инвестиций, и никто уже не вспомнит о его прежних делишках. Одна из сильнейших сцен фильма — его пафосный, проникновенный монолог перед предполагаемыми бизнес-партнерами о том, как он «обустроит» Лондон, как превратит его из паршивого, бедного городишки в новый центр мира. И ведь сбылось! Только усилиями других «гарольдов», родившихся, видимо, под более счастливой звездой.
Шикарнейший фильм! Мало таких кинолент 70-80х годов, которые держат тебя за 'одно место', обычно они скучны, наполнены сухими диалогами, и не выразительными сценами. Здесь же чувствуется работа мастера. Самое интересное конечно же мораль фильма, то самое послевкусие, которое не дает тебе спокойно заснуть, и на протяжении следующей недели крутится в голове. Первое - каким бы ты не был хитрым и маститым парнем, найдется еще более хитрый и маститый, а второе - это то что радикально партизанские движения не те организации, с которыми шутят. За музыкальное сопровождение хотелось бы отдельно поблагодарить создателей фильма, оно как ничто другое одновременно подчеркивает и связывает пролог и эпилог фильма. Всем истинным ценителям культового кино, желаю приятного просмотра!
Картина британца Джона Маккензи считается одним из лучших британских фильмов, созданных когда-либо, повествует о Гарольде Шенде – матером лондонском мафиози, вернувшемся из деловой поездки по США в уже не тот город из которого он уезжал. Неизвестные объявили ему войну. Фильм имел большой успех в США, даже, несмотря на то, что его не выпускали больше года на экраны британских кинотеатров. Некоторые критики даже называли его лучшим криминальным фильмом со времен «Крестного отца» Френсиса Форда-Копполы. Даже сегодня фильм пользуется успехом не только у публики, имея солидный балл на IMDB (7.8 из 10), но и критиков. На известном сайте Rotten Tomatoes фильм имеет 95 % положительных рецензий. Мастерски поставленное кино дебютантом в криминальном жанре Джоном Маккензи построено гармонично, с тонким, истинно британским чувством стиля и сценами жестокости. Актерское мастерство Хоскинса было отмечено Британской киноакадемией, пусть он и не получил приза 9.5 из 10
Мафиози бывают разные: Доны Корлеоны и не очень. Вот, Гарольду Шэлду 'посчастливилось' оказаться в той группе преступников, которую кто-то назовет 'ни рыба ни мясо', потому что на звание лучшего преступника ему метить не приходилось, но и аутсайдером его тоже не считали. На кануне важнейшей для него сделки внезапно происходят страшные события: один за другим погибают люди Гарольда... Для подобных мафиозных лент, в 'Долгой Страстной пятнице' совсем незамысловатый сюжет: убийства, деньги, предательства, все по списку. Но если смотреть картину до конца, то даже такой не любитель жанра 'криминал', как автор этой рецензии может воскликнуть от удивления. Если всмотреться в оригинальное название ленты - 'The Long Good Friday', то можно заметить, что каждое слово написано с большой буквы, следовательно, это должно что-то символизировать. 'The' рассматривать не будем, так как первая буква всегда большая. Слово 'Long' (долгая или длинная) означает то, как герой чувствовал себя в такой, казалось бы, обычной пятнице. Она казалась ему длинной, возможно, в какой-то момент даже бесконечной. Слово 'Good' написано с намеком на концовку. Ну, а 'Friday' вообще является одним из главных персонажей. Актерская игра заставляет сидеть, почти воткнувшись носом в экран, глядя на великолепие исполнителей ведущих ролей. Не смотря на всю крутость Боба Хоскинса, женственность Хелен Миррен запоминается чуточку больше. Ну, и нельзя не упомянуть про Пирса Броснана, который удивляет своим появлением. Фильм актуален с тех пор, как вышел на экраны и по сей день, смотрится достаточно легко.
Гарольд Шэнд лондонский мафиози среднего звена. Гарольд должен заключить крайне выгодную сделку с американскими «коллегами». Но в страстную пятницу все идет наперекосяк, кто-то упорно мешает этому – взрывает и убивает людей Гарольда. В честь 100 летия британского кинематографа Британский киноинститут опубликовал 100 лучших британских кинофильмов, «Долгая страстная пятница» попала на 21-е место. Очень отличный результат для британского гангстерского фильма. Если американский кинематограф был насыщен подобными фильмами, включая эпохального «Крестного отца» и работ Мартина Скорсезе, то в Британии подобные фильмы, если и снимались, то не получали мирового признания. Фильм Джона Макензи стал чуть ли не прорывом британской криминальной драмы, традиции которой спустя десятилетия продолжил Гай Ричи. Для меня фильм стал приятной неожиданностью. Я конечно о нем слышал, но сомневался, о том, что британский гангстерский фильм 80-х сможет меня чем-то зацепить, а тем более удивить. Но оказалось смог. Уже начиная со вступительного музыкального сопровождения фильм, начинает дергать за невидимые струнки, ну а когда появляется герой Хоскинса то я полностью растворился в фильме и его интриге. Хотя бандитские разборки были немного предсказуемы, а «ружье, висящее на стене» показанное в начале «выстрелило», финал отлично исправляет образовавшиеся огрехи. Хороша так же и Хелен Мирен. А для фанатов Пирса Броснана есть тоже сюрприз, небольшое появление будущего агента 007.
Жанр криминальной драмы в Британии развит слабо-в 70-е мне вспоминается только фильм Майка Ходжиса 'Убрать Картера' 1971 года. Пока в США снимали шедевры вроде Крестного отца, на Туманном Альбионе данный жанр редко встречался. Но в 1979 году вышел фильм Джона Маккензи ' Долгая Страстная пятница'-одна из самых известных британских криминальных драм. Главный герой картины-Гарольд Шэнд-крупный криминальный авторитет в Лондоне. Все дела у него шли хорошо:всеобщее уважение, коррумпированная полиция и чиновники в его руках, а еще и намечается многомиллионная сделка с американской мафией. В один прекрасный день он возвращается из поездки в США, полный надежд, как вдруг начинается террор. Его люди гибнут один за другим, взлетает на воздух его ресторан, а Шэнд даже не может понять, кто посмел выступить против него. Картина снята стильно: хорошая операторская работа, отличная музыка, неспешная, но весьма интересная режиссерская работа. Актерский состав: Боб Хоскинс здесь впервые играет главную роль и отлично справляется с ролью. Его герой жесток, но справедлив в какой-то мере. Он в душе мечтает улучшить состояние своего родного города. Такими чертами характера он напоминает Вито Карлеоне, но более вспыльчив и заносчив. Хелен Миррен неплохо справилась с ролью дамы босса гангстеров. Также хорошо играет Дерек Томпсон-актер мне мало известен, но он полностью на своем месте-дерзкий, изворотливый юнец, мечтающий стать боссом, он кажется полностью верным своему патрону, но хранит свои секреты... Также порадовал совсем молодой Пирс Броснан, хотя он и появляется только в начале и конце фильма и не произносит не слова. Атмосфера в фильме весьма неплохая, но все же британские гангстеры уступают своим заокеанским коллегам из Голливуда. Также фильм очень пессимистичен и снят в время всеобщей истерии и паранойи британского общества после череды терактов ирландских боевиков ИРА. Вот и даже британская организованная преступность не может устоять перед наглостью и непредсказуемостью гостей с Зеленого острова. А финал картины жесткий и сильный. 6 из 10
– Продажное правосудие можно терпеть, если ты подмазываешь его. Зритель, неравнодушный к британскому криминальному кино и желающий узнать, откуда растут ноги у Гая Ричи с его ироничными и наполненными действием фильмами, непременно набредет на эту ленту Джона Маккензи. Сюжет ее довольно незатейлив. Криминальный авторитет «старой школы» Гарольд Шэнд (язык не поворачивается назвать его мафиози – уж слишком велик контраст с итальянскими коллегами) налаживает мосты в честную жизнь. Так, он горит желанием заключить крупный контракт с американскими бизнесменами на застройку огромной территории для будущих Олимпийских игр. Но именно в тот момент, когда американцы приглядываются к будущему инвестору, оценивая его благонадежность, кто-то взрывает любимый паб Гарольда и чуть не взрывает его мать, а кроме того, подкладывает бомбу в казино и убивает друга детства и помощника Шэнда. Американцы ставят условие: контракт будет заключен только в том случае, если Гарольд со всем этим разберется, причем времени ему отводят меньше суток. Если обычно мнение о фильме нетрудно составить за первые десять-пятнадцать минут, то в случае «Страстной пятницы» этого делать не стоит: практически немое начало, чуть менее чем наполовину представляющее собой экскурс в язык красноречивых взглядов, которыми наделяют друг друга незнакомые мужчины, желающие переспать, лишь иногда прерывающееся ироничными диалогами, не дает верного представления о том, что будет дальше. Зато с началом динамичного и жесткого расследования, которое затевает Гарольд, лента сворачивает в другую сторону. Занятно, что несмотря на довольно высокий уровень жестокости, фильм может похвастаться своего рода «душевной атмосферой» – это частенько встречается в историях гангстеров старой закалки. Грамотный сценарий – это, разумеется, далеко не всё: половиной успеха картина обязана отличной игре Боба Хоскинса, которого невозможно забыть после роли неутомимого детектива, искавшего ответ на вопрос, кто подставил кролика Роджера. Поначалу может показаться, что он чересчур экзальтирован, но стоит привыкнуть к его темпераменту, и волей-неволей начинаешь любоваться, как ему удается тщательно сдерживаемая, но порой вырывающаяся наружу ярость. Хороша и Хелен Миррен: невзрачная на вид дама, наделенная недюжинным дипломатическим талантом, в том числе умеющая успокоить бушующего криминального босса путем избиения снятой с ноги туфлей. Остается только порадоваться, что лента увидела свет, несмотря на придирки цензуры – в то время тема IRA благополучно замалчивалась, хотя обладала глубоким кинематографическим потенциалом и соблазняла, вероятно, не одного только Маккензи. Возможно, современный зритель, умудренный опытом и искушенный, желал бы, чтобы действие было еще динамичнее, а шутки еще смешнее, но «Страстная пятница» – отличный фильм, и не только с пометкой «для своего времени». Даже любителям более круто замешанных историй стоит оценить те коренные отличия, что существуют между британским и всем остальным криминальным кино.