В мирный и спокойный лад обычной английской семьи внезапно врывается таинственный человек с полумистическим прошлым, который приоткрывает грани казалось бы неподдающиеся человеческому пониманию. Его необъяснимая харизма и статичная устрашаемость, несомненно, приковывает к себе внимание обоих членов семьи. То, что он принесет с собой уже никогда не отпустит тех, к кому он заглянул на огонек. Признаться, данная картина мне сюжетно напомнила «Теорему» Пазолини и «Возмутителя спокойствия» Алекса ван Вармердама (можно сюда было и добавить и «Посетитель Q» Миике, но там члены семьи уже изначально были конкретно свихнувшимися). Чересчур размеренный и медитативный лад фильма немного вводит в некий транс зрителя, чтобы порой резкими, словно вихрь звуками, внезапно вывести его оттуда. Несмотря на это, происходящее не кажется унылым, и небольшой хронометраж весьма способствует этому. Красивая операторская работа весьма живописно обнажает нам виды небольшого британского городка с его огромными горами и песчаными дюнами. По актерской игре никаких претензий нет. Алан Бейтс в роли загадочного Кроссли справился просто на ура. Его образ, полный мистификации и властности, как нельзя кстати придавал картине нужный шарм. Также следует отметить актрису Сюзанну Йорк и, ее коллегу по цеху, актера Джона Херта. Итак, фильм «Вопль» польского режиссера Ежи Сколимовского — это психологическая драма с явным налетом мистики, классными звуковыми дорожками и приятной операторской работой. К сожалению сценарная составляющая весьма линейна и до боли читаемая. Картина, которая безусловно приковывает к себе внимание. Но вместе с тем, не оставляющая никакую пищу для размышлений. «К сожалению, он считает, что его душа разбита на четыре кусочка…» 6 из 10
«Душа заключена в теле до тех пор, пока смерть не освободит её» Ежи Сколимовский. Человек, сделавший невероятный пируэт: из Польши в Европу, из Европы в Лондон и из Лондона в Штаты, а потом обратно в Польшу. Ставший поэтом в двадцать, классиком молодого польского кино — в тридцать, потерпевший ряд неудач, воскресший, пропавший на семнадцать лет, сделавший карьеру художника, чтобы вернуться и поднять на ноги Венецию в возрасте семидесяти одного года. Фильм снят по философской новелле известнейшего поэта и романиста Роберт Грейвса «Крик» Крик знакомит нас с пациентом психиатрической лечебницы Чарлзом Кроссли, обладающим невероятной способностью. Это крик способный убивать всё живое сводящий людей с ума. Звук как смертельный источник и вместилище зла. Ужас, овеществленный в звуке. «От моего крика погибают не только дети, — Мужчины могут обезуметь, и даже самых сильных он валит с ног. Это колдовской крик, меня обучил ему Главный Дьявол Северной территории, и я восемнадцать лет доводил его до совершенства, а использовал всего-навсего пять раз. Рассказывает нам Чарльз Кроссли. Сколимовский мастерски создаёт атмосферу зла и ужаса. Замечательная музыка George Banks одного из основателей прог-рок-группы Genesis усиливает мрачную картинку. И конечно сам Вопль снят безупречно.. . Чарльз как-то странно изогнулся, наклонясь вперед, выставив подбородок, зубы его обнажились, Лицо Чарльза,, внезапно затвердело, превратившись в каменную маску; мертвенно-бледное сначала, оно постепенно начало наливаться краской начиная со скул, пока не стало пунцовым почти до черноты, казалось, он вот-вот задохнется. Рот его открывался все шире и шире, и, когда он совсем разинул его словно пастью… дальше надо смотреть..!! Режиссер немного отошёл от книги предоставив нам самим разобраться кто есть Кроссли шаман или больной человек сознание которого расщеплено по его словам на 4 кусочка. Нити мистического сюжета тянутся в австралийские пустыни, к тамошним аборигенам. Фильм не для всех, но смотрится актуально и в наше время. 9 из 10
Фильм представляет собой рассказ пациента психиатрической клиники Чарльз Кроссли писателю Роберту Грейвзу. Чарльз буквально вторгается в жизнь зрелой супружеской пары, которая до этого была омрачена лишь бездетностью. Угостив гостя ланчем и дав ему ночлег, гостепримные хояева не могут, а затем и почему-то не хоят выставить малопричтного человека. Своими рассказами об убийствах детей-туземцев он повергает Энтони и Рэйчел в шок. В течение многих лет проживания в Австралии он получил от шаманов тайные знания — некий вопль, способный убить все живое в округе. Энтони — экспериментальный музыкант, извлекающий новые звуки из старых привычных предметов. Убийственный крик — это и страшно и одновременно ужасно притягательно. В который раз зло дает людям выбор: изгнать его или впустить, но искушение, увы, сильнее. Прекрасные, в своей безжизненности, английские пейзажи, опыты со звуком и присутствие сумасшедшего колдуна несомнено создают тревожную атмосферу. Да и сам сослагательный тон повествования оставляет открытым вопрос, как всё было на самом деле? Ведь доктор только что сообщил писателю, что душа Чарльза разделена на четыре части, а сам пациент клиники признается, что каждому слушателю он рассказывал свою историю по-разному. 7 из 10
Ежи Сколимовски снял заслуживающий внимания авторский фильм. В центре повествования рассказ о скромном английском композиторе, который живет в небольшом городке вместе со своей женой. Неожиданно уверенными шагами в его жизнь входит очень загадочный мужчина. По его признаниям он много лет прожил среди аборигенов и познал тайны магии. Он продесмонстрировал и то, что умеет убивать криком. Его инфернальный вопль является украшением фильма. Интрига возникнет вскоре, а причина ее очевидна — жена композитора. Далее события будут развиваться весьма непредсказуемо. Технически фильм снят на очень высоком уровне и нет ничего удивительного в том, что жюри Каннского фестиваля под руководством Алана Пакулы присудило ему Гран-При. Но, так сложилось что я смотрел это кино сразу же после «Последней волны» Уира. Поскольку тематики фильмов существенно пересекались, то и сравнений был не избежать. А сравнение «Вопль» полностью проигрывает. Унылые пейзажи, странная и слабая семья, полусумасшедший ученик шаманов — все это меньше всего производит впечатление философской драмы. Там где можно развить темы столкновения цивилизаций, семейной верности, реальности и сумасшествия — режиссер просто обозначает направление конфликта. Хотя, на мой взгляд, стилистически фильм сделан очень неплохо и при небольшой доработке (в первую очередь — сценарной) мог бы стать шедевром: философской мистической притчей. У фильма есть еще одно преимущество — достойная игра Сюзанны Йорк. В итоге: эта картина могла бы стать серьезной мистической притчей, но чего-то не хватило. Думаю, все дело в интересности и смотрибельности. Мне это кино пересматривать не хочется. 5 из 10
Весьма неплохое кино для любителей ужасов. Алан Бейтс здесь чертовски хорошо играет таинственного шамана (или медиума?), способного своим криком поражать всё живое на расстоянии. Чем мне запомнился этот фильм, так это необычным жанровым сочетанием мистики и ужасов. Тяжело к чему-то конкретному отнести. Но на современные ужастики он не похож. Во-первых, здесь виден интересный (хоть и слишком надуманный) сюжет; во-вторых, фильм без единого спецэффекта (ну, на то и 70-ые), а значит наблюдать за происходящим интереснее, так как не приходится постоянно говорить себе «очередная дешевая компьютерная подделка..». Часто, когда смотришь новые фильмы типа «Крипа» или «Пилы» уже заранее знаешь, что будет наперед. Это выдает и внезапно заигравшая тревожная музыка и беглый, испуганный взгляд главных героев, ходящих по туннелям и ищущим неприятностей на свою голову… В «Крике» лично я этого не увидел. Здесь много мистики, загадок, есть даже немного крови, эротики, но ужасов, в привычном для молодого зрителя понимании слова, здесь нет. Порой, конечно, бывает страшновато, но на фоне милой сельской местности, где живёт влюблённая парочка, всё это напряжение как то и не чувствуется, а потому смотрится достаточно легко, не напрягающее.