В прошлом веке режиссеры, пожелавшие сварганить фильм в фантастическом жанре, были ограничены не фантазией, но техническим прогрессом. В веке нынешнем, увы, наблюдается обратная картина, но не в этом суть. Лишь единицы, вроде Джеймса Кэмерона («Терминатор», «Чужие») или Джорджа Лукаса («Звездные войны») могли себе позволить полномасштабный блокбастер на заданную тематику. Остальным приходилось выкручиваться, извиваться и уповать на мастерство гримеров и каскадеров, ибо компьютерные технологии находились в зачаточном состоянии. Многие малобюджетные фантастические ленты 20-30-летней давности сегодняшним избалованным зрителем воспринимаются как объект ностальгии, не более. Тем не менее, подобно тому, как давнишние 8-битные игрушки превосходят нынешние супернавороченные графические экшны по геймплею, так и фантастика 80-х в плане сценария и смысловой нагрузки смотрится привлекательней, нежели большинство блокбастеров нулевых. За примерами далеко ходить не надо – в этот раз мы поговорим о картине Грэма Бейкера «Чужая нация» 1988 года. … В году 1991-м, где-то в песках североамериканской пустыни Мохаве приземлилась тарелка, под завязку набитая обездоленными пришельцами, сбежавшими со своей рабской планеты. Добрые американцы (читай – земляне), руководствуясь заветами демократии, обеспечили бывшим рабам приют, социальные льготы и равные права. Космические гости не преминули воспользоваться предложением и быстро обосновались на дружелюбной чужбине. Само собой, далеко не все коренные жители рады новым соседям, поэтому последние предпочитают жить в собственном гетто, хотя уровень развития их цивилизации позволяет пришельцам осваивать новые знания и навыки намного быстрее. Не все инопланетяне прибыли на Землю с добрыми намерениями. Приняв радушие жителей голубой планеты за слабость, они принялись творить темные делишки, правда, опять же в рамках своей общины. В ходе одной из таких местечковых разборок гибнет верный напарник сержанта полиции Сайкса. Коп и ранее недолюбливавший «понаехавших в нерезиновую», совсем окрысился. А тут еще начальство предложило ему взять в напарники одного из ненавистных им чужаков – детектива Сэма Франциско. Однако поборов свой гнев, Сайкс понимает, что только в паре с Сэмом, коего он для удобства именует Джорджем, он сможет найти убийцу своего сослуживца. Вместе новоиспеченные напарники принимаются за расследование, в ходе которого им предстоит лучше понять друг друга, и, может, стать настоящими друзьями… Вам это ничего не напоминает? Правильно, именно «Чужой нацией» (хоть он этого открыто и не признает) вдохновлялся молодой южноафриканский режиссер Нил Бломкамп, дебютировавший в большом кино фантастической картиной «Район № 9» (2009). Только Бломкамп, разумеется, воспользовался всеми прелестями неустанно прогрессирующих кинотехнологий, да к тому же знатно сдобрил свой опус злой социальной сатирой и элементами драмы, в то время как менее даровитый Грэм Бейкер просто штампанул коммерчески удачный клон. Спрашивается, чем руководствовался и откуда черпал идеи начинающий сценарист сериала «Сумеречная зона» Рокни С. О’Бэннон? И это тоже никакая не тайна – за год до выхода «Чужой нации» в прокате Америки отгремел мегахит, полицейский боевик Ричарда Доннера «Смертельное оружие». Автору оставалось лишь сместить акценты, добавить элементов sci-fi и поменять негра на инопланетянина. И все-таки эту ленту можно уверенно назвать примером удачного копирования. Иной режиссер возьмет хорошую задумку и все испоганит, но Бейкеру удалось отнестись к чужим наработкам уважительно, а посему его малобюджетный опус сумел не только получить хорошие критические отзывы, но и собрать более-менее достойную сумму в прокате. По итогам 1988 года «Чужая нация» занимает 41-е место в списке самых кассовых лент, обогнав по сборам более амбициозных и дорогостоящих конкурентов по жанру – сиквелы «Кокон 2: Возвращение» и «Короткое замыкание 2». Плюс ко всему творение Бейкера было номинировано на престижную профильную премию «Сатурн», вручаемую Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов с 1972 года и выиграло в 1990-м главный приз (в 1989 году церемония не состоялась). Авторы фильма все рассчитали правильно. Объединив на экране два популярных жанра, buddy-movie (кино про напарников) и фантастику, они пришибли одним ударом два сегмента целевой аудитории. Одни шли посмотреть на то, как авторы изощрились внедрить инопланетян в полицейский детектив, а другие наслаждались пикировками двух «вынужденных товарищей» и общей моралью о взаимном притяжении противоположностей. Сценарий не блещет неожиданными поворотами и интригой, а концовка просчитывается с первых минут, но в том-то и прелесть подобных бесхитростных киношек – добро извечно побеждает зло в любых ипостасях, эффектно и с юмором. Бейкер – отнюдь не новичок в кино. К моменту съемок «Чужой нации» он уже успел снять неплохой атмосферный ужастик «Импульс», а также поставил жирную точку в трилогии о пришествии Антихриста – его перу принадлежит «Последний конфликт», заключительная часть «Омена». Но даже его опытность не помогла бы, не будь к нему приставлен другой, куда более именитый кинодеятель. Речь идет о знаменитом создателе спецэффектов Стэне Уинстоне, чья команда работала над созданием облика пришельцев. Уинстон, ранее приложивший руку к успеху «Нечто» и «Человека со звезды», отнесся к задаче серьезно. Несмотря на то, что все пришельцы в фильме – гуманоиды с двумя руками и ногами, мейк-ап получился отличный и весьма правдоподобный. Во многом благодаря «Чужой нации» Уинстон позже вышел на принципиально новый уровень мастерства и был приглашен самим Джеймсом Кэмероном для участия в знаменитом сиквеле «Терминатора». Кстати, ходят слухи, что Кэмерон вносил коррективы в сценарий «Чужой нации», но в титрах его имя не упомянуто. Главную роль упертого и вечно недовольного полицейского Сайкса сыграл Джеймс Каан. Актер ранее опыта в фантастике не имел, но зато частенько участвовал в фильмах действия вроде «Элиты убийц». Звезда «Крестного отца», Каан четко исповедует традиционный шаблон крутого копа, у которого нет семьи, дом – халупа, а на уме одна лишь работа, на которой он живет и, если нужно, помереть готов. Ну чем не Мартин Риггс из уже упомянутого «Смертельного оружия». Его полная противоположность – добродушный «чужак» Сэм Франциско (все инопланетяне по фильму носят забавные прозвища, «взятые напрокат» у названий городов или имен реально существовавших людей), семьянин, ответственный работник и трудоголик. И снова параллель с персонажем Дэнни Гловера не кажется случайной. Правда, за сплошной маской лицо актера Мэнди Патинкина угадывается с трудом, как и личность Теренса Стэмпа, сыгравшего инопланетного главгада. Слава Богу, качественный грим не мешает первому быть забавным, а второму – зловещим. Самое интересное, что «Чужая нация» стала родоначальником долгоиграющей франшизы и даже короткого, в один сезон, но популярного телесериала. С 1994 по 1997 год с теми же персонажами было снято на телевидении целых пять фильмов. Правда, все они нашему зрителю практически неизвестны. Что и требовалось доказать – хорошие идеи не пропадают в никуда, а продолжают жить своей жизнью, вдохновляя на творчество все новых и новых деятелей от киноискусства. 7 из 10
Огромный инопланетный корабль производит вынужденную посадку на планете Земля. На корабле – около четверти миллиона особей внеземного происхождения, генетически созданных для различных работ. Земляне позволяют пришельцам ассимилироваться… Звучит знакомо? Подавляющее большинство скажет, что речь идет о «Районе 9», однако за двадцать лет до картины Нила Бломкампа свет успела увидеть «Чужая нация», в основе которой лежит та же самая идея, но на этом сходство заканчивается, т. к. у Грэхэма Бэйкера не было ни технологий двадцать первого века, ни малейшего желания, прикрываясь сай-фаем, рассуждать о серьезных вещах. «Чужая нация» при ближайшем рассмотрении оказывается ничем иным, как клоном «Смертельного оружия», где белого и черного полицейских заменили напарниками из разных уголков вселенной. Всевозможных штампов и клише жанра бадди-муви здесь предостаточно (даже для восьмидесятых). В начале фильма в яростной перестрелке (у плохих парней, ясное дело, огромные пушки и длинные плащи) погибает напарник главного героя. Вскоре место погибшего напарника займет новичок, да еще и инопланетянин (о присутствии всевозможных шуток на данную тему можно даже не упоминать). А дальше понеслось: один – дебошир и сорвиголова, второй играет по правилам; один – примерный семьянин, второй – холостяк, давным-давно разошедшийся с женой и т.д. Но вместе они (сюрприз-сюрприз) не разлей вода. Самое забавное наблюдать за плохими парнями, которые представлены в основном инопланетянами, но одеты по моде фильмов тех лет: обычные бойцы – либо длинные плащи, либо байкерский прикид; крупные шишки по одежде ничем не отличаются от яппи – всё те же сверхдорогие дизайнерские костюмы. Пришельцы, к слову, создавались по средствам грима, поэтому о CGI забудьте, и смиритесь с тем, что все они выглядят, как люди, зачем-то нацепившие странные маски на голову. «Чужая нация» - типичный представитель high concept, столь популярной в восьмидесятые, где весь сюжет умещался в одно предложение: бадди-муви, но только один коп – человек, а второй – инопланетянин. Жаль, что темы случайного инопланетного «вторжения» и процесс ассимиляции остались за кадром, т. к. с ними было бы куда веселее.
Фильм завлекает с головой от самого начала до самого конца. Я глаз от экрана оторвать не мог. Мне нравятся фильмы, в которых используют несколько жанров сразу. Здесь используют детектив и фантастику. Фантастику обсуждать много не приходится. Только пришельцы, которых очень интересно сделали. В этом фильме инопланетяне не какие-то монстры, а человекоподобные пришельцы, которые пьянеют от кислого молока и едят сырое мясо. Детективная сюжетная линия обычная для американских фильмов 80-ых годов, но интересная. Здесь и погони, и перестрелки, и наркотики для пришельцев, и расследование, сопроводжаемое диалогами между полицейскими. Советую посмотреть любителям американских боевиков и детективов 80-90-ых годов прошлого века. 10 из 10