Как заметила главная героиня «Женщин на грани нервного срыва», перетаскивая тело заснувшей невесты сына ее любовника, для которого и предназначалось усыпляющее гаспачо: самые странные вещи случаются «вдруг». Случайность играет здесь важную роль, сводя персонажей друг с другом и доказывая одну из самых абсурдных теорий бытия: мир тесен. Кто бы мог подумать, что выброшенные женщиной вещи упадут рядом с телефонной будкой, где любовница как раз пытается дозвониться до мужа той самой женщины, что один и тот же таксист трижды случайно попадется под руку, и что любовный многоугольник сойдется возле одной квартиры. Не секрет, что задумка сюжета «Женщин…» взялась от небольшой пьесы Жана Кокто «Человеческий голос», в которой есть только одна актриса и на протяжении всего действия (пьеса из одной сцены) эта женщина, пытаясь казаться сильной, всячески наровит разжалобить бросившего ее любовника. Альмодовар изначально хотел снять фильм именно для одной актрисы – Кармен Мауры, верной музы, снимавшейся почти в каждой его картине, но последующее развитие сюжета – задумки Кокто на полнометражную ленту бы никак не хватило – оставило от «Человеческого голоса» только образ покинутый женщины у телефона. Только один нюанс – в рекомендациях к постановке пьесы, Кокто черным по белому написал: «автор рекомендует актрисе, которая будет играть эту роль, избегать даже намека на иронию, язвительность, колкость, свойственные оскорбленной женщине». Разумеется эта рекомендация осталась без внимания. Учитывая направленность фильмов Альмодовара и стремления показать сильную женскую натуру и развлечь зрителя сюжетными хитросплетениями, сентиментальной женской трагедии получиться конечно же не могло. Вообще трудно представить Кармен Мауру жертвой, собирающейся терпеть все лишения, однако, именно такой образ получился у нее в более раннем фильме режиссера «За что мне это!?». А вот в «Женщинах на грани нервного срыва» она, хоть и влюбленная без ума жаждет услышать голос любимого мужчины, вместе с тем еще и помогает подруге спасаться от полиции и шиитских террористов, соблазняет сына своего любовника, выбрасывает на свалку вещи и, в заветный миг, посылает любовь всей жизни к черту. Почти жертвенный образ. В этом фильме Альмодовар, видимо, почувствовав художественную независимость с собственной продюсерской компанией, смог опробовать несколько нехарактерных для себя приемов, как очень крупный план говорящих в микрофон губ, или концептуальной сцены, характеризующей отношения Ивана с женщинами. Здесь по-прежнему присутствует ощущение поп-арта, свойственное, более ранним работам, но ее место занимает уже куда подчеркнуто-эстетическая игра на контрастах, вроде обилия красного цвета в некоторых сценах, или кадр с макетами, который из-за круга, напоминающего солнце, не сразу можно отличить от подъезда настоящего дома. Еще хороший пример: признания в любви Ивана и Пепы, записанные для художественного фильма, который они поочередно озвучивали. Все эти мелочи, конечно большой роли не сыграют, но искусство дело тонкое, где внешне не значимые мелочи очень важны. Но что касается общих впечатлений, они по большей части все те же, ведь Альмодовар из тех режиссеров, которые либо сразу нравятся, либо нет, у которых есть собственная манера и других лавров им не нужно. В актерах режиссер ценит больше всего зрительную яркость, не обязательно красоту, а именно ту запоминающуюся внешность, которой обладают все женские образы в этом фильме, уже с первого взгляда заявляя об особенностях характеров. Но основная сложность тут делалась на грань между драмой и комедией, где актрисы должны были с комичной быстротой сплетниц проговаривать свои реплики и вместе с тем восприниматься всерьез. Даже Антонио Бандераса сейчас вряд ли можно представить в ином образе, нежели подаренном ему Голливудом, но у Альмодовара он часто играет персонажей неуверенных в себе, и даже слабых, физически и духовно, но не лишенных мужского обаяния. Кстати, по части актеров, тогда еще бывших неизвестными – где-то на сорок шестой минуте, когда Пепа приходит в офис к адвокатше, на пути к кабинету встречает такого малоприметного курьера - одна из первых ролей Хавьера Бардема. Итог: ироничная мелодрама о женщине у телефона, где эстетика Альмодовара чувствуется на порядки значительнее, чем влияние Жана Кокто.
Спустя четверть столетия пьеса великого французского кинематографиста Жана Кокто нашла своё полнометражное отображение в мелодраматической ленте испанца Педро Альмадовара. Это его 19-я картина по счёту. Она стала одной из лучших у него и весь мир признал гений уроженца Кастилии. Альмадовар - это тонкий ценитель женской души, все его картины посвящены прекрасному полу, но чтобы не скатиться к банальным драмам или мелодрамам, донПедро искусно вводит в сюжет неординарные ситуации, в которые попадают женщины. Это, естественно, относится и к ленте 'Женщины на грани нервного срыва'. Героиня фильма - Пепа (Кармен Маура) - недавно рассталась с любимым человеком. Стресс вылился в бессонницу и мы видим Пепу явно на грани нервного срыва. Но её личная драма отходит на второй план, когда её подружка оказывается замешана в деле по террористам. Она бросает всё и чтобы отдохнуть от мучающих её мыслей и решает помочь ей во чтобы не стало. Но ситуация становится намного насыщенней, когда на пороге дома Пепы объявляется сын бывшего любовника от другой женщины, да к тому же сын пришёл не один, а со своей девушкой. Он прочитал объявление, что Пепа сдаёт фазенду. В дальнейшем обстоятельства набирают такой ход, что оторваться от экрана нет никакой возможности. Несмотря на то, что фильму уже 22 года, он не теряет своей актуальности. А если это так, то фильм является уже классической лентой. И, поверьте, это действительно и без преувеличений именно так и есть. Не хотел бы обходить стороной блестящее исполнение главной роли Кармен Маурой (кстати, она снимется ещё и в ленте 'Возвращение' всё того же Альмадовара). Красивая, статная женщина с чарующим грустным взглядом. На экране не малую часть имеет нынешняя звезда Голливуда Антонио Бандерас. Он играет того самого сына мужчины, что бросил Пепу. На момент съёмок Бандерасу исполнилось 28 лет. Броская роль ему удалась. Таким дальше его никто не увидит, однако, исходя из оценок фильмам в его карьере, 'Женщины на грани нервного срыва' является одним из лучших и в этом его заслуга тоже есть. Безупречная лента, достойная аплодисментов стоя. Как режиссёру, так и основоположнику сценарию и великолепному актёрскому ансамблю. 10 из 10
С точки зрения жанра авторского кино работы Педро Альмодовара прямо-таки образцовые. В смысле, что в них прослеживается определенный авторский стиль, бережно пестуемый от фильма к фильму. Так что всем, кто считает себя ценителями киноискусства, какую-нибудь ленту этого режиссера посмотреть следует - чтобы определить отношение к этому стилю. Но если 'какая-нибудь лента' не понравится, вызовет отторжение, то усаживать себя силком за другую, пытаться пересмотреть свои взгляды и постигнуть Альмодорвара со временем, смысла нет. Просто потому, что пересматривать и постигать с энного раза здесь нечего - это краеугольная черта авторского почерка. Мое знакомство с доном Педро началось с 'Разомкнутых объятий'. На протяжении просмотра осознание, что это не близкий мне образ мира, присутствовало, но верх взял рассудок - слишком уж качественно и эстетски снято (оценил на 8 из 10). В 'Женщинах на грани нервного срыва' эти объективные критерии почти не действуют: двадцатью годами ранее испанский мастер еще не так отточил перо своего изящного стиля (в визуальном плане). Остается руководствоваться субъективным впечатлением. В самом деле, если Альмодовар апеллирует к эмоциям, почему я должен оставаться трезвым и холодным? Итак, что мы здесь видим? 'Женщины' до краев наполнены изобилием чувств и красок, испанского буйства и взбалмошности. Ну и, разумеется, исследованием женских характеров, коих дон Педро мнит себя знатоком. Здесь надо отметить, что знаток, в основном, концентрируется на внешних проявлениях характеров, то есть на последствиях неких поступков, а не на их мотивах. С мотивами все просто: 'Давайте поговорим о мужчинах' - 'Разве может быть что-то важнее?'. И все бы ничего, да только узка аудитория у таких фильмов. В основном, это представительницы слабого пола, которых прельщает увидеть в героинях, бегающих по Мадриду в растрепанных чувствах, отражение самих себя. Многим мужчинам, как и мне, фильм дастся тяжело - уверен. Немногим легче, чем нервный срыв возлюбленной. Ценной информации о взаимоотношениях полов я из 'Женщин' вынес ровно ноль (не говоря уже о других сторонах жизни: страсти-мордасти - вещь в себе). Понятно, что это комедия и не надо особо заморачиваться, но по меркам комедии остроумных, оживляющих моментов - кот наплакал (слишком специфический юмор). Помимо редкой возможности улыбнуться, в плюс фильму можно зачислить несколько операторских находок, а также обилие любимого Альмодоваром красного цвета, но всего этого мало, чтобы не считать время, потраченное на просмотр, потерянным зря. P.S. Поскольку этот просмотр состоялся в веселой компании, я упустил какие-то тонкости запутанных сюжетных перипетий. Обычно я в таких ситуациях занудствую и пересматриваю, чтобы судить максимально взвешенно, но тут, видит Бог, не хочется. P.P.S. Сделать рецензию отрицательной мешает только сознание своей крайней субъективности. Но одно могу сказать со всей ответственностью: для первого знакомства с творчеством Альмодовара 'Женщины' - не лучший выбор. 3 из 10
Мало кто из режиссеров умеет так ювелирно препарировать человеческую душу, как Педро Альмодовар. Не задумываясь об обезболивающем, он просто делает разрез и заглядывает внутрь. И мы заглядываем вместе с ним. И раз взглянув, уже не можем оторваться, потому что нет ничего интереснее этого спектакля даже в наш век, перенасыщенный всякого рода зрелищами. Сейчас стало модно придумывать к фильмам слоганы. Если бы возникла необходимость придумать слоган к фильму «Женщины на грани…», это было бы очень легко сделать, так как отправную точку и лейтмотив этого фильма давным-давно сформулировала народная мудрость в виде емкой и точной фразы «Любовь зла – полюбишь и козла». Вот только что делать дальше народная мудрость не говорит. Что делать с этой любовью, которая засела в душе, как заноза? А что делать с самим козлом, который преспокойненько жует капусту уже на соседнем огороде? А с его чемоданом что делать? А если, к примеру, козел оказался арабским террористом? Не сложные, на первый взгляд, вопросы. И ответы вроде бы лежат на поверхности. Но для женщин, находящихся на грани нервного срыва, вопросы эти обретают масштаб едва ли не более крупный, чем пресловутое «Быть или не быть?». А если нарисовать это все в фирменных альмодоваровских ало-синих красках, да приправить свойственной ему небольшой долей здоровой сумасшедшинки… Получится отличный коктейль, который с каждым следующим просмотром становится все более занимательным, потому что обнаруживаются новые вкусовые и смысловые оттенки. Приятного аппетита, уважаемые киногурманы!
'Женщины на грани' нервного срыва умиляет своей иронией и таким легким юмором. Происходящее в картине похоже на гонку несуразных ситуаций и всё это приправлено такими разнохарактерными персонажами, но похожими своей неоднозначной реакцией на происходящее, которые на радость нам не могут тихо и спокойно распутать этот клубок абсурда. То что это ещё и драма забываешь уже на первых минутах и вспоминаешь лишь изредка, когда едва заметные лирические отступления дают нам отдохнуть от, неумолимо напирающего и высмеивающего весь этот драматизм юмора. Маленькое наблюдение. Те кто смотрел ещё одну картину Альмадовара 'Разомкнутые объятия' узнают там некоторые сцены которые режиссер у себя же и позаимствовал из этой чудесной комедии, только в 'объятиях' они используются, как отдельно снятый фильм, и это тоже интересный ход. Я пишу всё на поверхности потому как, просто не нужно здесь ничего описывать, посмотрите это кино, и я вам гарантирую, что искушенный обыденностью современных комедий зритель останется удовлетворенным. 9 из 10
Фирменный стиль Альмодовара – модернистская драма. В обстоятельствах постмодернизма, в обстоятельствах критики неклассических ценностей Альмодовар остается последним модернистом, человеком экспериментирующим с драматургией. Фильм поэтичен и ингредиентами его поэтичности являются юмор, демократизм, даже вульгарность и терпимость к ним. Жизнь это суета, большая суета и таинство зачатия ребенка становится малозначительной деталью в этой большой и неразрешимой головоломке. Изменились нравы и изменилась поэзия и чуткий Альмодовар придает поэтичность суете, которая в лучшие времена называлась вульгарностью. Более суета не вульгарна, суета это предмет искусства и сумятицу уже не назовешь хамством. Глубокое переживание, таинство беременности … Альмодовара раздражают эти пафосные определения. Лишенные судеб, его герои живут в мире случая. Случайная половая связь, случайный ребенок, случайная жизнь… Вульгарен Альмодовар или поэтичен? Смотрите фильм. Я думаю, что и то и то – ведь границы между вульгарностью и поэзией у него стерты… Фильм, снятый в стилистике модерна, рассказывает о вульгарной жизни далеко не вульгарной в сущности героини, превращая сложные в общем-то проблемы героев фильма в комичные аттракционы. В России много пьют и многие заявляют, что в этом «корень всех зол», в фильме не пьют ничего кроме сока из помидоров, но суета, хаос, абсурд, неспособность донести до другого свою мысль царствуют в фильме едва не в большей степени. Сюжет фильма в том, что покинутая любовница хочет сообщить ему о том, что беременна от него, но им так в конце концов и не удается поговорить об этом. В фильме изображены активные люди, «социально адаптированные», занятые, но, несмотря на все это, что-то трудно счесть все это благом. Испания долгое время была архаично устроенной аграрной католической страной, Альмодовар же пытается снять фильм соответствующий представлениям мирового среднего класса – сумбурный и добрый, каковыми в общем-то являются большинство людей. Старина Альмадовар – поэт парадокса, поэт абсурда, -- сумбурный в своих чувствах эмоциональный человек, он избегает амплуа трагика, репутации интеллектуала и ему удается быть похожим на хорошего парня-рассказчика прорвавшегося к какому-то продюсеру с улицы и с хитом. Фильм маститого режиссера, который хочет оставаться энергичным и терпимым к людям, деликатным до легкомысленности, тактичным и модным до вульгарности, заслуживающий уважения.
Что отличает настоящее кино от ширпотреба? Умение рассказать тривиальную историю живым, не залипшим в клише и шаблонах, языком. Умение режиссера реализовать сценарий не топорно, лоб в лоб, а по диагонали. И главное, при этом не впасть в самолюбование, не потеряться в собственных фантазиях, а создать фильм, который будет тонко балансировать между, например, умной драмой и искрометной комедией. У испанца Педро Альмодовара это, несомненно, получилось. Может, не в целом, но местами точно. Его первая “не эротическая” лента вызвала фурор на международном кинорынке, а сценарные и режиссерские таланты по достоинству оценили как рядовые зрители, так и искушенные кинокритики. “Женщины на грани нервного срыва” (оригинальное название – Mujeres al borde de un ataque de nervios) стали визитной карточкой испанца. Европейская киноакадемия наградила Альмодовара за молодость, исполнительницу главной роли Кармен Мауру за профессионализм. В Венеции жюри приглянулся сценарий, да и американцы с англичанами не смогли пройти мимо, номинировав ленту на премии “Золотой глобус”, “Оскар” и приз британской киноакадемии. Прежние работы Альмодовара тоже были талантливыми, но слишком уж смелыми в плане демонстрации обнаженной женской натуры, что для широкого проката в ханжеской Америке было неприемлемо. Сумев угодить всем, Педро заложил фундамент своего сегодняшнего непререкаемого авторитета. Когда Антонио Бандерас заплакал на вручении премии Оскар “За лучший фильм на иностранном языке”, который достался его другу Педро за картину “Всё о моей матери” в 2000 году, американцы с трудом могли оценить его эмоции. Что и говорить, на родине Альмодовар считается вторым режиссером после легендарного Луиса Бунюэля. …Когда Пепа напросилась на разрыв со своим любовником Иваном, она была не готова к столь резким переменам в личной жизни. Хрупкий организм Пепы перепробовал все способы борьбы с неразделенной любовью: бессонницу, неожиданные обмороки, телефонное ожидание, незамутненную ярость по отношению к бытовым приборам и созерцание пожара в собственной квартире. Легче не стало. Более того, этот “мерзавец”, не желая выяснять отношения, старательно избегает бывшую любовницу. Отчаявшись отыскать “дорогую пропажу” и поговорить с Иваном по душам, Пепа решает проследить за его ревнивой женушкой. Тем временем, ее просторная квартира в центре Мадрида наполняется самыми различными персонажами. Начиная от телефонного мастера и заканчивая нервозной подружкой Пепы Канделой, которая переспала с шиитским террористом и теперь в панике ожидает гостей из полиции. Когда же в дом заявляется сын Ивана Карлос со своей невестой, его сумасшедшая мамаша Лусия и парочка полицейских детективов, то прежде спокойная берложка одинокой женщины начинает напоминать день открытых дверей в психиатрической клинике… Альмодовар нравится женщинам. Кто бы мог подумать, что мужчина может так тонко прочувствовать женскую натуру и выписать такие точные, емкие образы. Заметьте, что все мужчины в сюжете “Женщин на грани нервного срыва” представляют собой жалкое зрелище. Любвеобильный Иван – собирательный образ стареющего ловеласа, которому даже не хватает смелости забрать свои вещи у бывшей. Его странноватый сынок Карлос (Антонио Бандерас с невероятной прической), который готов целовать всё, что движется, окромя своей носатой и стервозной невесты-девственницы. Совершено крышесносящий таксист. Не говоря уже о двух нюнях-полисменах, которым предстоит хорошенько выспаться на полу гостиной. Авторы напрочь лишили сильный пол мужественности, предоставив женщинам право самим решать свои насущные проблемы. Лента Альмодовара проста лишь внешне. С одной стороны, это фарс чистой воды, типичная комедия положений, изобилующая забавными ситуациями и абсурдными поступками, характерными для этого жанра. Заголовок фильма говорит сам за себя. Однако в отличие от распространенного заблуждения, что женщины истеричны по сути, Альмодовар с успехом доказывает обратное. У каждой героини есть свой законный и оправданный повод, чтобы вволю понервничать. С другой стороны, перед нами умная и даже временами печальная история с явным феминистским уклоном. За что, кстати, режиссера изрядно «поклевали» критики, не сумевшие усмотреть, с какой любовью и трогательностью он относится к своим персонажам. Достоверно известно, что Виктория Абриль, вторая муза Альмодовара, с которой он познакомился на съемках своего фильма «Закон желания» (1986) отказалась от роли Канделы, подружки Пепы, которую в итоге сыграла Мария Барранко. Это мало повлияло на тот факт, что личные взаимоотношения режиссера со своей любимой актрисой Кармен Маурой на съемках «Женщин» сильно ухудшились. Настолько, что Маура наотрез отказалась работать с Альмодоваром в дальнейшем и нарушила свою клятву лишь единожды, спустя восемнадцать лет, снявшись в ленте с «говорящим» названием «Возвращение». Также не секрет, что на создание ленты Альмодовара вдохновила «Любовь» (1948) Роберто Росселлини, экранизация пьесы Жана Кокто «Человеческий голос». Американцы, что интересно, несмотря на свою нездоровую любовь к ремейкам европейских картин, не стали адаптировать комедию испанца к своим реалиям. По крайней мере, в кинематографе. Но выпустили на Бродвее одноименный мюзикл, который разделил театральных критиков на два противоборствующих лагеря. Пока одни номинировали шоу на многочисленные награды, другие (например, Бен Брэнтли из New York Times) признали постановку унылой и не впечатляющей. Для режиссера данная картина, несмотря на явно угадываемый визуальный стиль и смелость образов и диалогов, является нетипичной. Альмодовар больше тяготеет к драме, нежели к буффонадной комедии. Тем паче интересен опыт испанца в этом направлении, тем более что опыт этот удачный. После успеха на родине в Испании, американская компания Orion Pictures закупила фильм для проката в США, где картина собрала более 7 миллионов долларов. В те времена, для европейской ленты с бюджетом в 700 тысяч и с субтитрами, это был шикарный результат. Вердикт: один из ранних шедевров Альмодовара не разочарует поклонников его таланта. Яркая, красочная, не столько смешная, сколько ироничная работа мастера. 8 из 10
Педро Альмодовар создал невероятный испанский коктейль, в котором присутствуют все ингредиенты: колоритные испанки; безумство страсти; искрометный юмор; прекрасные пейзажи и яркие краски - всё это есть в 'Женщинах'. И именно это первый фильм Альмодовара с которого я начала ознакомление с его творчеством, но не первый снятый им фильм. Со многими его работами мне ещё предстоит познакомиться, но ясно одно комедийная драма 'Женщины на грани нервного срыва' сумела произвести на меня впечатление маленькой Хиросимы, которая взорвавшись вызвала бурные положительные эмоции, осветив великолепием образом. Получилась в какой-то степени классическая, но в тоже время своеобразная комедия положений: когда, в конечном итоге, судьбы всех главных героев переплетаются воедино. Нашу главную героиню бросает любовник, но это, поверьте, меньшая из печалей, что ей выпадает. А ведь всё на самом деле трагично, но Альмодовар преподносит это с таким невозмутимым безумством, что кажется по другому и не бывает. Небольшой налет театральности привносит в некоторые ситуации абсурдность, но это несколько не влияет на восприятие картины вцелом. Потому что режиссер очень точно чувствует женскую психологию или просто умело подаёт это зрителю: актрисы здесь харизматичны и немного сумасшедши, что придает им ещё больше пикантности. Добавьте к этому и то, что в фильме много красного цвета (т. е буквально), как будто некоторая символичность, которая определяет для нас страсть, бешенные чувства и приток нескончаемой энергии, бьющей через край. На мой вкус слегка гипертрофированно, но по сути главная героиня совершает типичные (для большинства женщин) поступки: собрать вещи бывшего и выставить за дверь, сломать телефон в порыве гнева и тут же вызвать мастера его чинить (ведь невозможно же пропустить звонок от своего бывшего, дабы выслушать его извинения!) и т.д. Впервые увидела здесь молодого Антонио Бандераса. Какой же он очаровательный! А в роли скромного и нерешительного ботаника в очках и вовсе неузнаваем. 'Женщины на грани нервного срыва' именно такой фильм в обществе которого можно скоротать вечер: как в одиночку, так и в компании подруг. 8 из 10
«Вы думаете, что жизнь – это веселье. Но жизнь – это страдание, и надо много, много страдать…» Женщины требуют от нас, мужчин, признаний в любви и громких сравнений с богинями. Но неужели они не понимают всей пошлости сего? А может, просто верят, что любому из нас, подобно уникальному Альмодовару, подвластно произносить банальные вещи искусней и филигранней «пестрошерстной» колибри, парящей над цветком?.. О, как же вы наивны, кудесницы!.. Так о Женщинах не говорил ни Пушкин, ни Есенин, ни Феллини, ни Шекспир… Педро Альмадовар умеет смотреть на Женщину так, как никто и никогда на нее не смотрел. И причина тому не его личный выбор (боже упаси вас вспомнить о нем!), а тончайший, шелковый талант гения. Глядеть в женскую душу – глядеть в калейдоскоп вверх ногами; рисовать женскую душу – бездумно копировать работу безвестного сюрреалиста; «лезть» в женскую душу – вслепую лезть рукой в бочку с иголками. Альмодовар, снимая непревзойденных «Женщин на грани нервного срыва», разобрался с калейдоскопом, познакомился с сюрреалистом и перебрал целую бочку игл. Проделав все вышеперечисленное, режиссер рассказал историю обычной необычной Женщины, ищущей грань того самого срыва в условиях жизни – сумасшествия по одной неблагодарной сволочи. Признаюсь, подобно юнцу-девственнику, не знающему как подступиться к девушке, я не знаю, как подступить к «Женщинам…» Альмодовара. Начать ли с того милого неповторимого безумия, вторящего внутреннему миру чудесного божьего создания, именуемого Женщиной? Начать ли с сочных, сладких, спелых цветов, свойственных лишь гению, познавшему женскую сущность? Начать ли с природно-девственного смысла, заложенного еще Леонардо, - смысла, призывающего просто любоваться девочкой в белоснежных носочках, хранительницей очага, седовласой мудрой ведуньей? Я не знаю… …Нет! Я не хочу знать. Описать и раскрыть тайну картин великого хирурга-портретиста Педро Альмодовара – значит раскрыть тайну Женщины. Того делать нельзя, невозможно и… не хочется. Ведь мы, мужчины, просимые Великими о чертовом букетике цветов раз в год, порою вовсе не желаем ломать образ, представленный нам. Просто верим, идем рядом, боясь подступиться, любим и считаем, что в любимой и в той «Женщине на грани нервного срыва» есть все; все, что делает ее единственной, желанной и малиново-персиковой – такой, в искренность и уникальность которой не верят критики, забывшие про прелесть женских пальчиков, сбрасывающих в томатный сок горсть таблеток для сна. Так много в бездарном отклике моем написано о Женщине и так мало о фильме… Или совсем наоборот? Разделить кудесницу от портрета, сотворенного неземным Альмодоваром, тонким Кокто, наблюдательным Алькайне, проницательным Бонецци и фантастической Муара, - неосуществимо. Любя одну, вы обязательно полюбите другую. Будете смеяться вместе с ней; плакать вместе с ней, сознавая, что без страданий не было бы жизни; вместе с ней и Ахматовой осознавать, что любовь есть мучение и спасение одновременно; вместе с ней будете танцевать и целоваться под «Puro Teatro»; и одиноко уходить, признавая собственную кобелиную натуру, лишь для того, чтобы видеть, как она прелестно разбивает окна, самоотверженно дерется за вас, а потом гордо прощается, прежде элегантно спася вам жизнь… Безумная, сумасшедше-фантастическая, театрально-искренняя Женщина на грани нервного срыва – что может быть прелестнее такого буднично-сюрреалистичного представления-исповеди? такого виноградно-клубнично-томатного напитка богов? такого пробуждающегося нагого портрета? такого нежного прикосновения небес? Ничего, ничего, ничего… Люблю и не стыжусь в том признаться. Посвящается Molinari, моей знакомой незнакомке.
Прежде чем что-то написать о фильме, просто не могу удержаться и написать пару слов о… Росси де Пальма. Да, да, именно о ней. Впервые ее увидел, так сказать, в деле, а не на фотографиях. У девушки очень, ну очень специфическая внешность. Но в данном фильме это как раз была вишенка на тортике состоящего из шикарнейшего сюжета и визуальных приемов. ну а теперь собственно о фильме. Сюжет, как я прочитал из информации о фильме, основан на пьесе Жана Кокто. Вообще я даже не знаю, как его описать. Есть мужчина по имени Иван, его в фильме очень мало, как впрочем, Альмодовар всегда обезличивал и не уделял им особого внимания, за редкими исключениями. Но именно Иван становится причиной всех нервных срывов или пограничных состояний тех самых женщин, ну и еще некие безликие террористы. И так, Иван расстается со своей любовницей Пепой и собирается уехать с другой женщиной. Пепа страдает, ненавидит, но по-прежнему любит Ивана. Затем в действие подключается подруга Пепе, сын Ивана и его невеста, и жена Ивана. А дальше все завертится как снежный ком, что может составить конкуренцию любой мыльной опере, по страстям и нелепым ситуациям. Смешения стилей от комедии абсурда и лирической мелодрамы, с нотками детективного сюжета, с невероятной цветовой гаммой и отсылками к классике кинематографа. Альмодовар как всегда сделал отличный кинококтейль, пытаясь угодить и простому зрителю и тем любителям кино, которые порадуются отсылкам к хичкоковскому «Окну во двор» или знаменитому «Волшебнику из страны ОЗ», а еще в фильме есть прямые ссылки на фильм с дивой американского кинематографа Джоан Кроуфорд или же плакат висящий на стене из фильма «Девушка с обложки». Я не очень много смотрел фильмов у Альмодовара, но те которые смотрел с сюжетной стороны были просто отличными. А теперь этот самый смешной фильм, который я видел от этого замечательного режиссера. И кстати, чуть не забыл, в фильме играет молоденький Антонио Бандерас, так что не пропустите. Еще стоит добавить, что фильм пользовался очень хорошим успехом не только на родине, но и англоязычных критиков, завоевал и номинировался на кучу престижных кинонаград. Так в копилке фильма номинации на лучший иностранный (неанглоязычный) фильм на премиях «Оскар», «Золотой глобус» и «БАФТА». А еще сайт «YAHOO MOVIES» включил фильм в список 100 фильмов обязательных для просмотра, а в списке британского журнала «EMPIRE» 500 величайших фильмов фильм Альмодовара занял 123 место.
Мы можем избавиться от болезни с помощью лекарств, но единственное лекарство от одиночества, отчаяния и безнадежности - это любовь. В мире много людей, которые умирают от голода, но еще больше тех, кто умирает от того, что им не хватает любви. Педро Альмодовар представляет нашему вниманию замечательную историю жини и любви 5ти совершенно различных по темпераменту и образу жизни женщин. Скорее это не просто история, а причудливое блюдо, приступим, попробуем всего понемногу. Густое и насыщенное ГАСПАЧО - Главная героиня Пепа (Кармен Маура) актриса, страстно влюблена в партнера по работе Ивана. Согласно женскй натуре совершает безумства - поджигает кровать, разбивает телефон по поводу или без... Кандела, подруга Пепы (Мария Барранко) - нежная МОЦАРЕЛЛА, юная и наивная модель попавшая в нелепую и пугающую ситуацию. Пряная и немного увядшая РУККОЛА -Люсия, бывшая жена Ивана (Джульета Серрано), экстравагантные наряды этой женщины останавливают на ней взгляд, но увядающая красота, да и безумный блеск в глазах отталкивает от неё не только бывшего мужа. Единтвенным понимающим её человеком остается горячо любимый сынок - Карлос (Антонио Бандерас) - юный начинающий покоритель женских сердец как горстка маслин и блюдо украшает и аппетит придает, а самое главное, чем больше ешь, тем больше хочется. Невеста Карлоса - Мариса (Росси де Пальма) БАЛЬЗАМИЧЕСКИЙ УКСУС - деспотичная, энергичная брюнетка связывает воедино переплетение жизненных нитей героев. И новая любовница Ивана и по совместительству адвокат Паулина Моралес (Кити Манвер) - СУШЕНЫЙ БОЛГАРСКИЙ ПЕРЕЦ - изворотливая феминистка и просто несчастная женщина, осознанно позволяющая себя использовать. Интересное блюдо получилось? Не желаете попробовать? Очень советую... 9 из 10
Ещё одно знакомство с знаковой работой испанского мастера страстей и женских драм. Чем больше смотришь его старые фильмы, тем больше появляется понимания об истоках фирменного стиля режиссёра. И в данном случае, как раз всё так и есть. Сочные персонажи, трагикомические ситуации, потрясающий визуальный стиль и игра с цветами, восхитительная операторская работа. Режиссёр филигранно балансирует на грани драмы и комедии, страсти и драмы, и этот роскошный симбиоз не перепутаешь ни с чем. Ближе к финалу Альмодовар отпускает тормоза и являет зрителю одно из шикарнейших и смешных погонь в истории кино, а учитывая изначальный посыл картины, смотрится это действо втройне неожиданно и смешно. Разумеется, куда без прекрасных артистов, коих здесь целый букет. Прима режиссёра Кармен Маура, выдающая невероятный спектр эмоций, её подруга очаровательная Мария Барранко, молодой и такой забавный Антонио Бандерас и прущая харизмой как танк Хульета Серрано. Весь этот ансамбль, и вместе и по отдельности, доставляет море удовольствия и радует взор — каждая сцена, диалог, эмоция в кадре — просто восторг! Одна из пиковых и легендарных работ Педро — эмоции, диалоги, переживания и виртуозная режиссура. Подлинный шедевр мировой кинематографии! 10 из 10
Знакомство с несравненным Альмодоваром я советую начать именно с этого фильма. Он у меня один из самых любимых: яркий, эксцентричный, одновременно комедийный и трагичный. Центральное место в картинах Педро Альмодовара занимают женщины. Матери, жены, любовницы, тореро… Весь киномир испанского режисера посвящен им. Он дает женщинам право голоса, право рассказать свою историю. Так и тут. В фильме «Женщины на грани нервного срыва» Альмодовар в очередной раз исследует силу и многогранность женских характеров. В центре сюжета Пеппа. Она умна, успешна, живет в Мадриде, работает актёром озвучки. Только ей не повезло с мужчиной. Любовник ее бросил и вот-вот уедет из города, возможно не один, а с кем-то. Его бывшая жена преследует её. А подруга вдобавок накинула своих проблем - связалась с террористами. В какой-то момент в квартире Пеппы появляется сын ее любовника с девушкой. И все это в один сумасшедший день. Пеппа разруливает не только свои проблемы, но и проблемы подруги, проблемы любовника, его бывшей жены, адвоката, его сына с новой девушкой и помогает полиции. Или не помогает? Именно женщины у Альмодовара правят сюжетом. Мужчины здесь уходят на второй план. Они бездейственны, совсем не берут на себя ответственности за свои поступки и слова. При этом именно из-за мужчин женщины Альмодовара попадают в трудные жизненные ситуации, где им приходится становиться сильными, помогать не только себе, но и другим женщинам. Уникален в фильме молодой Антонио Бандерас. Здесь он играет сына любовника Пеппы Карлоса. Карлос за сюжет фильма повторяет ошибки отца, желая не быть похожим на него. Он застенчив, а главное, как и отец, зависим от женщин. В начале фильма его девушка решает, что парню пора съехать от матери, поэтому они едут смотреть новую квартиру для совместной жизни, которой оказывается квартира Пеппы. Стоит его девушке оставить его на время. Его очаровывает другая, и теперь он не может уже жить без нее. Фильм вышел неординарным, интересным и ни на что не похожим. Альмодовар постоянно балансирует на грани комедии и трагедии. Обязательно посмотрите фильм, чтобы окунуться в мир сильных испанских женщин Педро Альмодовара. 10 из 10
Несмотря на то, что фильм, в общем и целом, мне показался крайне симпатичным, но осталось чувство мелкой досады. Досады на то, что во всем этом бедламе сходящих с ума женщин, смысла-то не наберешь и на пару кофейных чашечек. Скорее всего, мое разочарование связано с тем, что я слишком много ожидала от прославленного режиссера. Так вот, если абстрагироваться от этого эстетического когнитивного диссонанса, получим… неплохо проведенное время… и только… Немного положительных впечатлений: героини фильма очень радуют – такие живые и прелестные во всех отношениях. Понравилось, как нелогично, и в то же время совершенно логично, разворачиваются события. А еще понравился визуальный ряд – красочно и поэтично! И чуточку отрицательных: герои, в смысле, мужчины, смотрятся на фоне ярких и характерных героинь откровенно слабо, и смотреть на ннх неинтересно, даже на Бандероса в таком непривычном для него амплуа. Совершенно «мыльный» сюжет и высосанные из пальца обстоятельства дествия. А теперь резюме: занимательный фильм для вечернего просмотра за чаем в приятной компании.
'Женщины на грани нервного срыва' - восьмой по счету фильм П. Альмодовара. Это история женщины Пепы (Кармен Маура), которая рассталась со своим любовником Иваном. Фильм отличает обилие типично 'альмодоваровских' персонажей. Это и подруга Пепы - Канделла, и сын Ивана - Карлос (А. Бандерос), его невеста (Росси де Пальма), сумасшедшая жена Ивана - Люсия и др. В этом фильме Альмодовар раскрыл в полной мере талант своей постоянной актрисы 'раннего периода' - Кармен Мауры. Ее персонаж - центральный во всей этой истории. Сам же фильм напоминает театрализованный сериал, причем в фирменном стиле испанского режиссера. Это и постмодернизм, и китч вперемешку с мелодрамой, и яркие сочные краски, и тотальная нереальность происходящего. В общем, то на первое место у Педро выходит пресловутая форма (операторская работа, декорации и музыка), потому как весь сюжет 'Женщин' можно рассказать в трех-четырех предложениях. Я имею ввиду линию Пепы и Ивана, но деталей тут великое множество - все и не перечислишь. Единственное, что могу сказать, фильм получился очень ярким и нестандартным. Музыка как уже говорилось выше, играет тут далеко не последнюю роль. Режиссер вставляет по ходу действия отрывки из какой-то старенькой испанской песни. Мне запомнилась сцена, в которой героиня Кармен Мауры выкидывает пластинку с музыкой в окно и попадает прямехонько в голову вредной адвокатше Паулине. Очень здоровская сцена, как и погоня в последних сценах фильма. А завершаются 'Женщины' именно так, как и должны были завершиться... - Когда я вошла в эту квартиру я была девственницей, но теперь мне уже так не кажется...... Просто блеск! Подводя итог, хочу сказать, что данная работа далеко не лучший фильм Альмодовара, но уж точно один из самых важных в его творчестве. Именно 'Женщины' открыли дорогу Педро к западной публике. Заокеанские товарищи собирались даже сделать римейк этого фильма, но к счастью им этого не удалось... Моя оценка очень субъективная: 10 из 10
Мое пристрастие к работам Альмодовар не имеет границ. Фееричный, ироничный, легкий, поучительный фильм 'Женщины на грани нервного срыва' заряжает потрясающей положительной энергетикой. У режиссера продумана каждая сцена киноленты, нет ни одного лишнего кадра, сохранена последовательность и лаконичность повествования. Все актеры идеально подобраны и соответствуют своим ролям как нельзя лучше, особенно, что касается внешности. В фильме переплетено несколько историй, судеб разных женщин, но все они сводятся к одному красавцу-мужчине, уже немолодому, но все еще притягательному ловеласу. Из-за таких вот мужчин, как Иван, мы-женщины и сходим с ума, доводя себя до нервного срыва. Конечно, у каждого есть свой любимый режиссер, но мое предпочтение отдано без сомнения Альмодовар.
Пепе впала в депрессию, свалившуюся на нее, словно снежный ком из череды нелепых, странных и необычных событий. Пепе - натура страстная, испытывающая любовь так сильно, как это только могут испытывать знойные женщины Испании. Но только сегодня Пепе предстоит самый безумный день в ее жизни. Фильм 'Женщины на грани нервного срыва' 1988 года является, пожалуй, самым знаменитым и наиболее признанным кинопроизведением испанского режиссера. Сценариста и продюсера Педро Альмодавара, получившем массу престижных наград, в том числе и Оскар. Взяв за основу драматургического конфликта пьесу Жана Кокто, Педро Альмодовар создал удивительный фантасмагорический фильм, в котором Альмодовар в очередной раз проявил себя знатоком женских душ, психологии противоположного пола, создав и смешную, и грустную, и странную историю о превратностях любви, страсти, о тонкой взаимосвязи чувств и событий в жизни человека, о роли фатума, облачив в эстетическую эксцентрику и сатирический абсурд, типичные для практически всего творчества Педро Альмодовара. Сюжет в 'Женщинах на грани нервного срыва' хоть и закручен достаточно сильно, но при этом кажется сугубо вторичным на фоне большого количества ярких и харизматичных женских персонажей. Среди всего пестрого актерского состава особо хочется выделить Кармен Мауру, великолепно воплотившей в фильме роль Пепе, колоритную некрасивую красавицу Росси Де Пальму, харизматичную Марию Барранко и Кити Манвер. Мужских персонажей в данной картине чрезвычайно мало и они отодвинуты по сути на второй или даже третий план, хотя вокруг них или точнее одного, Ивана, и вертится закрученный в лабиринт сюжет картины. Очень запоминающийся персонаж получился у Антонио Бандераса, создавшего в картине весьма интересный образ. Снята картина оператором Хосе Луисом Алькайне в сочной и насыщенной красками манере. умело сочетая в себе комедийную легкость и драматическое напряжение и великолепно раскрывая суть персонажей через сильное внимание к персонифицированным метафорам, которыми фильм насыщен. Необычную атмосферу в ленте создает саундтрек, состоящий как из оригинальной и очень напряженной и красивой музыки Бернардо Бонецци, так и из прекрасно наложившихся на видеоряд фильма мотивов Каприччио и Римского-Корсакова. Я рекомендую этот восхитительный фильм всем поклонникам европейского авторского кино, ценителям творчества Педро Альмодовара и вообще всем без исключения. 10 из 10
Самый 'хичкоковский' фильм Альмодовара. Где дичайше перемешаны интрига, злодейства, напряжение, секс, кинематографические изыски и все сметающая на пути ирония. Все фильмы у него разные, каждый имеет свою уникальную перчинку. Специалисты также делят его творчество на периоды 'становления', 'признания', 'зрелости'... Оставляю специалистам подобные тонкости. Скажу лишь, что несмотря на самобытность каждого из его фильмов по отдельности, его стиль безоговорочно считывается в каждом из них: в каждом кадре, в каждом интерьере, в каждой реплике: в несравненных и обожаемых им актрисах (даже зная о его махровой ориентации), в жгучей испанской музыке и страстях, в ярких сочных декорациях, в эстетских псевдокитчевых титрах, во всякий раз неимоверно закрученном сюжете, и в любви к людям такими, как они есть... Женщинами на грани я практически закрыл всего классического Альмодовара: Все о матери, Поговори с ней, Возвращение, Кожа, Кика, Каблуки и остальные бриллианты самобытного европейского, испанского кино, кино большого мастера - кино Альмодовара как отдельный вид искусства. Смотрел все его фильмы довольно странным образом: не по хронологии и не по рейтингу, а как бог на душу положит. О, точно: смотрел его душой. А само знакомство с режиссером растянулось на целых 10 лет. И просмотр Женщин, который откладывал до последнего, оставлял вишенкой на торте. И был сполна вознагражден. И теперь, спустя 10 лет я могу не таясь признаться в любви к Альмодовару. Даже не самые сильные его ленты можно рассматривать отдельно с точки зрения художественной самоценности. Ну а главные его работы я поместил в золотой плейлист и обязательно вернусь к ним снова... Baddy Riggo, 29.01.2121
'Браво!' - первое слово, которое просится выскочить из уст, когда я слышу название этого фильма Педро Альмодовара. Эта картина великолепна, она искрится всеми гранями женского характера. Женщины в ней очень разные - влюблённые, покинутые, разочаровавшиеся, истеричные, сумасшедшие, наивные, резкие, порой стервозные, темпераментные... Водоворот страстей захватывает с первой же минуты экранного времени. Возможно, кому-то фильм покажется чересчур импульсивным, суматошным, морочащим голову. Кому-то он покажется лишённым смысла, но это совсем не так, ведь главное в этом фильме - так любимые Альмодоваром женщины, каждая из которых привлекает к себе внимание. Пепа, крайне импульсивная героиня Кармен Мауры, лихо поджигает кровать, швыряет телефон в окно и опаивает своих гостей гаспачо со снотворным, весь фильм пытаясь поговорить с оставившим её бывшим возлюбленным Иваном о чём-то очень важном. Несмотря на то, что она крайне оскорблена, к сыну Ивана, Карлосу, она относится крайне тепло. Кандела, её подруга, крайне неосмотрительна в своих любовных связях, но её очаровательная беззащитность и, простите, пустоголовость заставляет относиться к ней с некой долей снисходительности. Люсия, бывшая жена Ивана - взрывоопасная, обезумевшая синьора, готовая на всё, чтобы отомстить ему за свою не слишком удачно сложившуюся жизнь. Мариса, невеста Карлоса - девушка из тех, что не полезут за словом в карман и, скорее всего, не постучатся в дверь, собираясь заглянуть к вам в гости. Паулина, третья пассия Ивана - стервозная женщина-адвокат, однако её стервозность не та, что невольно притягивает к себе мужчин, а та, от которой тянет сварливостью и раздражающим брюзжанием... Фильм не лишён некой абсурдности, однако не досмотреть, чем же заканчивается весь этот спектакль, невозможно. А после просмотра некоторое время остаётся ощущение того, что Вы только что сошли с несшейся на умопомрачительной скорости карусели, Вас сопровождали заводные испанские мотивы, звуки стрельбы, звон разбитого стекла, а Вашими попутчицами были те самые женщины на грани нервного срыва. 10 из 10
Педро Альмодовар – плодовитый на оригинальные идеи режиссер. Его фильмы – это своего рода произведения искусства. Временами они слегка кичевые, манерные и абсурдные, но так или иначе находящие своего зрителя, который с умилением будет следить за происходящим. В тоже время нельзя не заметить парадоксальность его работ. Несмотря на то, что Альмодовар открыто заявляет о своей гомосексуальной ориентации, в своих фильмах он явно любит сильных женщин с мужским характером, иначе говоря феминисток, а если быть точнее он просто очарован ими. Вот и «Женщины на грани нервного срыва» не является исключением. Перед нами, не смотря на название, предстают довольно независимые, но в тоже время страстные женщины-героини. Действие в фильме происходит в своей собственной, особо фарсовой вселенной, где возмутительные совпадения являются лишь нормой, а логика подсказывает, что забытый в холодильнике блендер с гаспачо, должен быть выпит ненадлежащим лицом. При этом, в фильме исследуются, довольно остроумным способом, первичные стороны человеческой сексуальности. Всё это движется в безостановочном режиме на подобии мыльной оперы. «Женщины на грани нервного срыва», в целом, доброкачественная, смешная, энергичная испанская комедия, которая по чётко выверенному пути дьявольски умело крадётся между фарсом, абсурдом и трагедией, не следуя по голливудским правилам, касается часто более глубоких интимных уровней, преподнося всё временами с совершенно невозмутимым лицом. И без сомнения, в очередной раз доказывая, что Альмодовар – бренд европейского, и возможно самый известный режиссёр испанского кинематографа.