Как известно, — противоречивость оценок произведения есть один из признаков его незаурядности. Этот фильм знаменитого испанского «лироизвращенца» Педро Альмодовара получает оценки большей частью не противоречивые. А просто — как всегда, существуют два независимых лагеря. Те, кто может или должен смотреть, — заходятся восторгами. Кто не смотрит, — хулит насмерть по старой привычке. С почитателями и так все понятно. А вот хулители, возможно, и правильно делают, что не смотрят — ибо просмотр может закончиться апоплексическим кондратием. Сеньор Альмодовар и раньше-то баловался нестандартным человеческим материалом, но нетрадиционные людские (в основном, половые) пристрастия, ориентации и привычки на протяжении последних фильмов режиссера подкрадывались незаметно с сюжетной периферии и вот теперь — заполнили собой все. «Дурное воспитание» — это безусловная вершина, гимн перверсивной эстетики Альмодовара. В одном котле круто замешаны: фильм в фильме, гомоэротическая драма, критика католических институций, фильм воспитания, наркотрэш, детектив, триллер… Уф. Список можно продолжать. Нехитра, впрочем, наука накидать ингредиентов. Но вот знать точную щепотку соли-приправы, чтобы всё это было вкусно и съедобно, — это искусство. В дурном воспитании запросто могут заподозрить и самого автора — сцены взаимоотношений главных героев, смазливых и женоподобных молодых людей богемного круга, представлены на грани фола и общепринятых приличий. Диалоги провокативны, гениталии заряжены и не прячутся по засадам… Но неуловимым образом вся эта тыловая телесность отходит на второй план. А вернее — обнаженными оказываются не торсы и задницы, а души, которым плохо. …Знаменитый молодой режиссер Энрике Годед (Феле Мартинез) надеется выйти из творческого тупика благодаря таланту и любви нежданного гостя. «Человек без пола», неотразимый в своей непорочной смазливости Гаэль Гарсия Берналь играет Хуана, который теперь, правда, предпочитает зваться Анхелем. Они вместе воспитывались в католической школе для мальчиков, были дружны и потом взволнованы дыханием неизвестного доселе чувства. Но ростки любви (верный себе Альмодовар рассматривает любовь в чистом виде да с большой буквы, невзирая на обстоятельства и условности) буквально растоптаны греховной страстью директора школы воспитателя отца Маноло (Даниэль Гименез Качо) к сладкоголосому маленькому соловью Хуану. Под давлением обстоятельств маленький уступает большому… По судьбам нескольких людей проходят глубокие борозды. И всё дальнейшее — не всегда осознанные, но беспрерывные судорожные попытки выбраться из этой фатальной колеи. Героям «Дурного воспитания» иногда бывает хорошо, но в целом, как всегда у Альмодовара, им всем отчаянно плохо. К вящему удовольствию зрителя. И это не садизм. Это сострадание.
Фильмы Педро Альмодовара отличаются замысловатостью, и признаться, не везде она понятна и соответствует привычным нам законам логики. В его произведениях грань между безумием и здравомыслием настолько тонка, что кажется, ещё чуть-чуть, и твой мозг задымится и откажется понимать происходящее... вернее, откажется понимать, как такое вообще могло произойти. Но самые интересные истории всегда подбрасывает жизнь, стоит только попытаться распутать клубок чьих-то судеб, соприкасавшихся вроде бы только поверхностно, и наружу вылезает шокирующая правда. Не отходя от своих традиций, Альмодовар рассказывает запутанную историю нескольких судеб, не давая зрителю спокойно вздохнуть - настолько насыщены событиями чуть более полутора часов экранного времени. История эта начинается с того, что к молодому и удивительно самоуверенному режиссёру Энрике приходит одноклассник Игнасио, с которым они не виделись давным-давно и тот едва ли узнал бы его на улице, и приносит ему свой рассказ, оказавшийся почти биографией его жизни... Воспоминания детства всегда остаются самыми сильными, вероятно потому, что многие из них мы ощутили на себе впервые. Энрике зачитывается рассказом, и сюжет фильма не раз переносит нас во времени то назад, то вперёд. За это время предстоит узнать не мало тайн, познакомится со многими людьми, не отличающимися благочестием, зато умеющими любить и порядочно эгоистичными. Каждый имеет право на счастье, пусть даже оно равнозначно безумию. Любовь к себе - это не обязательно эгоизм, и такой на первый взгляд отрицательный персонаж, как падре Маноло, по ходу сюжета на фоне остальных уже открывается совсем с другой стороны и даже вызывает сострадание как человек, вечно вынужденный бороться со своими тайными желаниями, что очень непросто. Полная противоположность ему - Хуан, он любит только себя и для достижения целей готов пойти на всё, он умеет получать от жизни удовольствие, но счастья он так и не найдёт. Игнасио выглядит жертвой обстоятельств, которым сам же стал причиной и с которыми не в состоянии справится. Распутная жизнь и наркотики затягивают его всё больше, словно омут, из которого не выбраться; но в его душе, подобно цветку среди мусора, остаётся любовь, преданная и единственная, с самого детства, совершенно не зачерствевшая, чего не скажешь про Энрике. Гаэль Гарсия Берналь отлично справился со своими ролями, иногда даже не веришь, что это один и тот же человек. В результате каждый герой получил то, чего заслуживал... За время фильма благодаря насыщенности событиями кажется, что прошла чуть ли не вечность, а это всего-навсего чья-то история любви, рассказанная талантливым автором.
Фильм 'Дурное воспитание' скорее относится к жанру триллер, чем драма по стилю подачи материала. Сам же материал скорее драма, чем триллер. Сюжет, кто смотрел и так знают, кто не смотрел - интереснее будет. Фильм построен как фильм в фильме, что в принципе, довольно традиционно, нетрадиционна для нас сама тема. Гомосексуализм каждый воспринимает по-разному. Это зависит от отношения не к самому явлению, которое безусловно есть в нашей жизни и спорить с этим глупо, а (как это обычно бывает) из личностного отношения. Каждый волен говорить о том, что ему интересно. Педро Альмодовару интересен гомосексуализм по понятным причинам. И он говорит об этом. И здорово, хочу я вам сказать, говорит. Есть что-то такое в этом фильме, такое чисто в стиле Феллини. Это священники. Он тоже любил эту тему, ведь в южных странах очень строгая католическая церковь. Видимо, поэтому испанцы и итальянцы показывают нам священников и мальчиков, которые 'рукоблудят'. Только у Альмодовара смещен сам акцент. Здесь священник сам не прочь поразвлечься, причем с 10-м мальчиком. Мало того, что он гомосексуалист, так он еще и педофил к тому же. Вообще, как вы уже поняли, фильм довольно шокирующий. На первый взгляд все снято очень просто и понятно, но когда начинаешь представлять себе, что такое действительно возможно, волосы шевелятся на голове. Но это отступление от темы. Вернемся к фильму. Еще в фильме есть библейская тема. Это история Каина и Авеля. Один брат, пусть и чужими руками, но все же убивает другого. Только вот причина особо не ясна. Младший братец вроде как тоже мужичками не брезгует. Отчего же такая ненависть к своему любимому брату? Если вам интересно, то у меня возникла мысль, что Хуан-Анхель просто воспользовался всеми членами этой истории. Своим братом в качестве писателя, его первой любовью в качестве режиссера, бывшим священником в качестве киллера. Мне кажется, Берналь играл именно это. Может, я ошибаюсь. Тогда я чего-то не уловила. Актеры играют очень хорошо. Берналь, Мартинес, Камо... Все без нареканий. Режиссура первоклассная, но это само собой, когда в режиссерском кресле сидит сам дон Педро. Интересный и нетрадиционный сценарий. В общем, придраться не к чему. 10 из 10 Спасибо за внимание!
Пусть именитые рецензенты увлеченно выискивали в фильме недостатки и вроде бы даже их находили, я всё равно его люблю. За нежность напополам с горечью. За иронию, которая не даёт «Дурному воспитанию» стать излишне помпезным. За неповторимую интонацию режиссёра. Альмодовар здесь не изменил себе. Все его фирменные фишки на месте. Фильм очень музыкальный. Посмотрев его, невольно начинаешь мурлыкать медитативно-изысканное «ki sas, ki sas, ki sas». Не знаю, рассчитывал великий испанец на какие-то кинематографические аллюзии или нет, но мелодия сразу вызывает в памяти знаменитое «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая. И пусть фильмы совсем несхожи, возникает кайфовое ощущение. Примерно такое, когда в чужом городе вдруг встречаешь доброго и славного знакомого. Ещё один знаковый для меня момент: беззащитным, ранимым, способным на глубокую душевную привязанность в этом фильме оказывается самый странный персонаж. Как только не припечатали «Дурное воспитание» едкие критики! «Феле Мартинес напрасно таращит подведённые глаза, якобы выражая эмоцию». Назвать Энрике пустоглазым – парадоксально и даже чуточку забавно. Начнём хотя бы с того, что глаза у Феле Мартинеса от природы выразительные. А если серьёзно... Абсолютно лишён возможности чувствовать не Энрике, а Хуан. Берналь в роли сладенького плохиша смотрится очень органично. Единственное его желание — урвать со стола, который накрывает тётушка-жизнь, кусок пожирнее. Если для этого надо обманывать, поступать подло — пожалуйста. Прикарманить чужой рассказ, выдать себя за другого — нет проблем. Чужие чувства он примеряет как одежду, в которой пустят в элитный ресторан. Вот только костюмчик слегка не по размеру... Особенно явно это проявляется в сцене, где новообращённый Игнасио и Энрике едут в машине. Звучит музыка. Видимо, эта мелодия должна навеять общие воспоминания. Молодой режиссёр обращается к своему «другу»: «Помнишь?». Хуан-Игнасио отвечает недопонимающим, как раз-таки пустым взглядом. Здесь просится цитата из Земфиры: «Помнишь?! Да нет, ни фига ты не помнишь»... И дальше - пророческое в контексте фильма продолжение: «А мне же не очень-то нужно». Энрике - «обычный» демиург-эгоист. Очень реалистичный и понятный персонаж. Разве ему жалко мотоциклиста, который насмерть замёрз, спеша к кому-то, «кто больше не мог ждать»? Нет. Но как он загорается историей, как ему хочется её раскрутить, подать повкуснее! Он может прочувствовать эту историю, понять её. И пусть сейчас у него простой, но он ЖИВЁТ миром кинематографа. Увлечённость и жажда творить делают его более человечным, настоящим. Да, пожалуй, он мне симпатичен. Определённо симпатичен. С Хуаном-Игнасио Энрике пытается найти что-то общее, понять его. Но интуиция творца быстро выдаёт ответ: перед ним не тот человек. Не тот, за кого себя выдаёт. Не тот, который должен быть рядом. А перед обманщиком и лжецом совсем не стыдно закрыть дверь. Предусмотрительно забрав ключи, - мало ли... Жалко настоящего Игнасио. Сначала, когда режиссёр предъявляет этакого фрика воспалённому воображению, возникает разочарование. Мол, ждёшь-ждёшь, а тут… Потом понимаешь: нелепый герой в дурацком прикиде много лет лелеет воспоминания о полудетской нежности, сладкой любовной истоме. Надеется, ждёт. Но… Жизнь поманила и не дала ничего взамен. «Мне кажется, у меня получилось», - только и успевает напечатать он перед смертью. Какое счастье, что Игнасио так и не узнал: ничего у него не получилось. Ничего, кроме того, что умел любить. Искренне и на всю жизнь.
«Мне нравится думать, что эти кинозалы – хорошее убежище для убийц и одиноких людей» (Педро Альмодовар). Педро Альмодовар никогда не учился режиссерскому искусству, тем удивительнее становятся его работы, воплощающие в себе вершины сценарного мастерства. Травести-нуар «Дурное воспитание» 2004 года – его самый серьезный, мрачный и отточенный как лезвие фильм, в котором Альмодовар уже не представляется как лихой испанский весельчак с расширенными границами дозволенного, но мы видим его как гениального рассказчика и певца темных чувств, обуревающих людей, ведущих их сквозь зеркальные лабиринты к своей гибели. Повсеместно известно, что истории Альмодовара не поддаются пересказу и воспринимаются лучше со второго, а то и с третьего раза. Это актуально и для «Дурного воспитания», наиболее сложного и загадочного по структуре, где ограниченное количество персонажей, благодаря фантазии, подлогу и недосказанностям многократно увеличивается, а зрителю предлагается отделить правду от вымысла; того, что есть, от того, что хотелось бы тому, или иному герою. К режиссеру Энрике Годеду (Филе Мартинес) однажды приходит его старый друг и первая любовь Игнасио (Гаэль Гарсия Берналь – на момент начала фильма), ставший актером и принесший свой рассказ «Визит» для экранизации, основанный на их общих воспоминаниях детства. Игнасио сразу сообщает, что одна часть вымышлена, другая реальна – и отсюда следует вести отчет запутанным хитрым ходам Альмодовара, который с помощью Энрике проводит детективное расследование, чтобы узнать, что же произошло с его другом, после того, как тот подвергся изнасилованию в церковно-приходской школе. Потому что с тех пор, как он просит называть себя Анхелем, становится совершенно очевидно, что Игнасио-Анхель совсем не тот, за кого себя выдает. Несмотря на несколько рассказанных историй, представляющих собой «фильмы в фильме», «Дурное воспитание» гораздо прозрачнее и доступнее, чем аналогичные картины Дэвида Линча. Педро Альмодовару совсем не интересно путать своего зрителя и выставлять его дураком. Из многочисленных сценарных версий, режиссер отобрал одну и снял, не скрывая, что это лишь «контур Анд», а вся подноготная как раз скрыта в других версиях, для которой замысливался иной фильм, планировавшийся для релиза спустя полгода с тем же самым названием. И все же в том виде, какой мы знаем, «Дурное воспитание» сохраняет пленительную таинственность и заводящую интригу. Альмодовар никогда не снимал скучно. Его персонажи также никогда не страдали излишним морализаторством. Каждый раз это были сложноустроенные натуры, чаще всего женские или транссексуальные, взбалмошные, яркие, с выпуклыми, запоминающимися характерами. «Дурное воспитание» отличается прежде всего тем, что, на сей раз, практически нет любимых Альмодоваром актрис, и вообще настоящих женщин, разве что ассистентка Энрике Годеда и мать Игнасио и Хуана (Анхеля). Интриги плетутся мужчинами, страсть перетекает от мужчины к мужчине, или мужчине в обличии женщины. Кто-то скажет, что это вообще не мужчины, но Педро Альмодовар и с их помощью превращает «Дурное воспитание» в жесткое повествование о людях, которые способны на все. Так Гаэль Гарсия Берналь, этот ангелок, на деле оказывается традиционный для нуара femme fatale, и воплощением понятия «дурное воспитание». Амбициозный и жестокий, его герой идет по головам, в том числе и по своей, если того требуют обстоятельства. Когда Энрике Годед, наконец, понимает, что же это за человек, помимо влечения к Анхелю он испытывает еще и жгучее желание, узнать, что кроется в его прошлом, и как далеко он способен зайти. Дурно воспитаны и священники, совращающие учеников, и передающие им дурное воспитание. Дурное влияние оказывают на своих родственников и трансвеститы-наркоманы, дающие мастер-классы шантажа. Да что там, сам фильм Альмодовара настолько пленителен и раскован, что способен пробудить темную чувственность в своем зрителе, и уже не рассказать о дурном воспитании, а самому преподать урок как раскрыть в себе зачатки сексуальной беспринципности. 9 из 10
Странно было себе признаться, но Берналь даже в женском образе безумно сексуален. Такое небольшое лирическое отступление. От фильма ждала куда большего, если честно. Интересная задумка, подбор актеров просто на 5+, веришь в показанную историю, но. Но, мне показался излишним детективный ход сюжета, это раз. И, безусловно, сцена с оральными ласками в исполнении Берналя, заставила меня здорово призадуматься - а то ли кино я вообще смотрю. Мне было бы куда интереснее посмотреть фильм, где показана детская любовь, не различающая полов, обстановка школы для мальчиков и последующая их встреча (или не совсем их). Кажется, престарелый гомосексуалист-пастор стал для меня лишним в этой картине. Ничего не имею против геев - каждый вправе получать удовольствие так, как ему хочется, но в фильме эта линия слишком навязывается зрителю. Из положительного: самые красивые мужчины родом из Латинской Америки и Испании - давно проверенная истина! Глядя на игру Берналя и Мартинеса начинаешь завидовать геям и сочувствовать гетеросексуальным женщинам (пусть это даже просто игра). потрясная игра детей, которым веришь и веришь. Моим друзьям-мужчинам я бы не советовала посмотреть этот фильм - думаю, он не настолько гениально снят, чтобы гомосексуализм перевесил красоту искусства. А вот любителям - эстетам и ценителям кино - пожалуй, один раз посмотреть стоит. Для справки.
Я люблю Альмодовара. Не ко всем его фильмам я отношусь однозначно, но не думаю, что это вообще возможно. Слишком много в них провокационности, чтобы относиться к ним однозначно. Но я определенно поклонница его стиля. Он умело переплетает китчевые элементы и детали с общей реалистичностью и натуралистичностью всего происходящего на экране. 'Дурное воспитание' пример драматичного фильма в стиле Педро Альмодовара. Принято считать, что один из главных героев, кинодел Энрике Годед, является прототипом самого режиссера. Насколько это правдиво судить не могу, но это определенно делает сам фильм более интересным и вкладывает в него уже нечто иной смысл. Зная это, мы уже воспринимаем киноленту как некое откровение. Фильм нам показывает, как велико значение прошлого для нашего теперешнего. Оно никогда не сможет попросту исчезнуть не оставив свой отпечаток. Так в жизнь Энрике врываются его уже забытые воспоминания о первой любви в лице паренька представившего той самой любовью - Игнасио. И приходит 'Игнасио' не один. У него в руках рассказ 'Визит'. Именно этот рассказ служит связуешь между всеми действиями в фильме. Как всегда тут все не так просто. Это касается и сюжета и героев. В 'Дурном воспитании' нет позитивных или негативных персонажей. Вроде как мы имеем полное право осуждать поступки г-на Беренгера (в прошлом Падре Маноло) и Анхеля (в прошлом Хуана), но все же нам ясны мотивы их поступков. И к ним просыпается маленькое, но все сочувствие. Самого Игнасио очень трудно назвать положительным героем. Хотя его жалко более, чем любого другого персонажа. Наиболее правильным нам показан Энрике. Но в глубине души ты понимаешь, что и он отыграл свою роль в том, чтобы вся эта истории закончилась именно так, как закончилось, хоть напрямую нам об этом и не говорят. Главное достоинство всех этих персонажей и есть в том, что никто из них не является 'черным' или 'белым'. Каждый разный, яркий, запоминающийся и неоднозначный. Под стать сюжету. « - Тем более нет свидетелей. - А как же Бог? - Бог? Бог на нашей стороне.» © Отыграны герои хорошо. Гаэль Гарсия Берналь со своей фирменной мимикой и подачей хорошо подошел под роль. Тоже скажу и про Льюиса Омара - практически идеальное попадание в персонажа. Феле Мартинез меня еще ни в одной ленте не разочаровывал. Не скажу, что тут он был выдающимся, но он был на уровне с остальными, тут и говорить нечего. Что приятно удивило, так это игра юных актеров. Дети так часто раздражительно переигрываю в кино, что к этому уже начинаешь привыкать. Тут же оба мальчика ничем не уступали своим старшим коллегам. Не стоит отрицать, что 'Дурное воспитание' это квир-фильм. И он нацелен на определенную аудиторию, так что советовать его всем или вносить в 'обязательно_для_просмотра' не вижу смысла. Но все же считаю, что фильм вызывающий честные эмоции автоматически становится стоящим. И такие фильмы надо смотреть. 9 из 10
Это не просто картина, это произведение искусства. По началу может показаться, что сюжет простоват, и картины о воссоединении двух школьных приятелей мы видели уже много раз, но, погружаясь к картину, мы понимаем, что не так-то все просто.. Все герои картины до крайней степени эгоистичны, но, несмотря на это, они зависимы друг от друга целиком и полностью. Они повязаны до крайней степени, до невозможности и невыносимости. Вместе они создают настоящую паутину, в нити которой вплетены все человеческие пороки. Но, несмотря на это, картину нельзя назвать пошлой, отвратительной, аморальной. Картина- один 106 минутный бескомпромиссный оксюморон.
Альмодовар бесподобен! Он гениален! Каждый его фильм начинается как простая житейская история, но в конце оказывается клубком переплетённых змей. Ядовитых, несмотря на свою хрупкость и внешнюю красоту. Его картины сняты на грани фола. Альмодовар будто срывает всё наносное, оголяя уродливую реальность со всеми её язвами и пороками. Его фильмы подобны подъёму по крутой лестнице. С каждой минутой фильма ты будто становишься на следующую ступень, выше, чем предыдущая. Оглядываешься назад, анализируешь пройденный путь и делаешь какой-то определённый вывод, который уже на следующей ступени окажется ложным. Ощущаешь себя слепым котёнком, который тычется из угла в угол. Однако эта слепота расцвечена такими красками, насыщена такими эмоциями, что под конец очередного шедевра Альмодовара начинаешь задыхаться от нехватки воздуха. А после финальных титров чувство, будто выплыл на поверхность из глубины, но ещё помнишь давление толщи воды, когда грудь сжимает будто тисками, а вдох может стать для тебя последним. 10 из 10
Очередной хитросплетенный клубок человеческих судеб на фоне прекрасных пейзажей Испании предстает перед зрителем в киноленте Педро Альмодовара «Дурное воспитание», вышедшей на большой экран в 2004 году. Сюжетная основа фильма – это рассказ об однополой детской любви между воспитанниками католического интерната, разлучить которых пытается директор – падре Маноло, безумно вожделеющий одного из мальчиков. Но у испанского мастера интриг не все так просто… Один из юных гомосексуалистов – Энрике Годед становится известным режиссером. Однажды его офис посещает старый друг, тот самый Игнасио, и предлагает в качестве сценария к новому фильму свой рассказ под странным названием «Визит». Энрике, растроганный до слез историей их детской любви, твердо решает начать работу над новой кинолентой. С этого момента «Дурное воспитание» распадается на две параллельных реальности – одна действительно окружает героев, другая – создается на съемочной площадке. Грань между этими мирами настолько тонкая, что зритель некоторое время находится в замешательстве, но к середине фильма распознает подмену. Фальши в кинокартине Альмодовара, впрочем, как и всегда, огромное количество. Женщины, чувства, имена, поступки и желания – все нарочито выглядит искусственным и среди моря человеческой лжи и хитростей трудно определить кто прав, кто виноват. Но главная подмена – это сам Игнасио. Его младший брат Анхель прекрасно вживается в образ трансвестита и бывшего любовника Энрике, как в жизни, так и на съемках «Визита». «Дурное воспитание» (это свойственно многим работам Альмодовара) полностью развенчивает все стереотипы и представления, связанные с испанскими страстями. Герои Педро вовсе не скандалят и не устраивают сцен, они скрывают все внутри себя за тысячей замков, и только выражения лица, поступки говорят о многом. Казалось бы, как можно настолько тонко передать тот самый внутренний надлом? Но для великих режиссеров нет недостижимых целей, и Альмодовар как раз из их числа. Для «Дурного воспитания» он отобрал поистине блистательных актеров, по большей части уже известных зрителю – это Даниель Хименес Качо («Аллея чудес», «Полковнику никто не пишет»), Гаэль Гарсия Берналь («Сука любовь», «Письма к Джульетте»), Хавьер Камара («Поговори с ней», «Париж, я люблю тебя») и Мартинес Феле («Открой глаза», «Тьма»), который, кстати, был номинирован в категории «Лучший актер по мнению зрителей» за роль Энрике Годеда. Финал фильма, бесспорно, тоже лучший. Простой, но с маленькой «интрижкой на потом». Наверное, это и заставляет нас с нетерпением ждать новых творений Альмодовара – мастера драмы с тонким юмором и не менее тонким вкусом.
Альмодовар был человеком поразительно легко переносившим сумятицу, парадоксальность бытия, он даже был поэтом этого, ставя свои ранние модернистские драмы. Казалось это был человек во всем способный обыграть судьбу, то игнорируя ее, то посмеиваясь над ней, то по-детски плача, но перенося все испытания маниакально легко. Живой, эмоциональный, ранимый и безвольный, он не был игрушкой судьбы – он был ее обманщиком. В «Дурном воспитании» я нахожу то, что в общем-то и можно было ожидать от Альмодовара – триллер и все признаки депрессии. Судьба наложила на Педро свою лапу и этот ранимый, чувствительный беглец от зла почувствовал его власть. Напряжение, пауза, уныние, страх – все ноты зла прозвучали в ранее моцартовски оптимистичной симфонии его творчества. Наконец-то мы увидели Альмодовара, который неподдельно страдает, увидели искреннего Альмодовара если, разумеется, счесть депрессию правдой. Сочувствия ищет и, надеюсь, находит этот почувствовавший усталость и начавший ценить красоту классического мироощущения человек. Альмодовар обратился к классике? Да. Он начал ее чувствовать и фильм адресован прежде всего поклонникам Альмодовара – переломный в его творчестве, и, быть может, не вполне состоявшийся, он предвещает много нового в творчестве Альмодовара и интересен как пророчество. Фильм проникнут глубоким чувством и Альмодовар приближается к классической трактовке драмы… Дело в том, что Альмодовар был режиссером-модернистом высокого класса, осознававшим, что модернизм не мыслим без своих оснований. Дело в том, что есть плоские на мой взгляд художники-модернисты. Такие, например, в театре заявляют, что они «пишут пьесы», а в кино заявляют «мы пишем сценарии». А что это такое? А это вот «сюжет с диалогами». Доходят даже до того, что «сюжет» придумывают одни, а «диалоги» другие. Это вполне современное состояние дел и очень плоское… Конечно же, модернизм как большое направление «вырос» из драматургии. Я напишу это слово с большой буквы – Драматургия. И первоначальный модернизм состоял в том, чтобы переставить акценты, интерпретировать современным образом классику, переосмыслить ее. Вообще же, необходимым в «высокой драматургии» элементом было наличие шока, трагичности складывающихся обстоятельств. И Альмодовар был большим модернистом в «Все о моей матери», в «Женщинах на грани нервного срыва», в «Нескромном обаянии порока» всегда включая шок как впоследствии интерпретируемое. И всегда выделялся оригинальностью, современностью в расставлении акцентов, интерпритации драматургии (не «сценария», не «пьесы», не «сюжета с диалогами»). Другое дело, что до поры до времени он валял дурака, зачастую превращая драматургическое в фарс. А вот в «Дурном воспитании» не так. Мы не видим элегантного Альмодовара, гламурного Альмодовара, отшучивающегося Альмодовара – мы чувствуем по существу классическую драму. Чувствуется уже драматическое, трагическое. Альмодовар очень дорожил этим фильмом, испанский же кинематографический истеблишмент – нет, из-за вызывающей антиклерикальности фильма. Альмодовар начал создавать проблемы, набрав высоту драматически звучащего фильма. Пишут по привычке, что это триллер. Это не триллер. Это Драма.
Люди всегда с трудом понимали Альмодовара – излишняя откровенность и потусторонняя, но скрытая доля эротики затмевают глаза недалеких умов и не позволяет посмотреть на изначальную задумку режиссера. А она прекрасна во всех своих ипостасях, как кровосмешение нескольких жанров, вылившихся в катарсис, так и великолепное визуальное мастерство, признанное навеки поразить сердце любителя авторского кино. Но помимо глубоких нестандартных человеческих чувств и переживаний, тематику которых человечество боялось затрагивать в силу своего непонимания, Альмодовар касается и социальных проблем. В «Дурном воспитании» это тема педофилии. О том, как она повлияла на дальнейшую жизнь подростков, только-только познавшими истинное значение слова «страсть». Конечно, не стоит особо задумываться над тем, кем стали главные герои - Альмодовар никогда не искал легких путей, особенно в личностном становлении, а потому и затронул понятие «мужской женственности». В этой сфере ему не просто легче работать, нет. Он живет в ней, способен творить все, что ему заблагорассудится, потому-то фильм и получил рейтинг NC-17. Альмодовар изобразил вещи такими, какими они и должны быть по своей природе в силу сложившихся обстоятельств. Разумеется, не всем это понравится. Опять будут плевки в сторону мастера, грозные замечания яростных гомофобов в сторону псевдокритики и безнадежно унылое «фи», говорящее все, что необходимо знать об интеллекте субъекта. Стоит ли говорить, что герои его фильмов всегда были желанны, причем не только для женщин? Пригласить на главные роли двух секс-символов Испании, обладающих при этом весьма выдающимися актерскими способностями – определенно верное решение. Столкнуть их в равном поединке оказалось главной «фишкой» этого фильма, невозможно определить кто лучше из них справился с ролью. У каждого было «15 минут славы» и каждый показал все, на что он способен. Один – в любовных летаниях прошлого с поиском ответов на свои вопросы. Второй – молодой карьерист, готовый на все ради успеха и славы. Смешение нескольких жанров оказалось весьма приятным моментом. Драма, комедия, триллер, мелодрама, детектив – своеобразный фонтан из различных сценарных находок взорвался яркими красками и в финале оставил неизгладимое впечатление. Альмодовар всегда умел работать с исходным материалом, особенно со своим собственным, наполняя его не только смыслом, но и действием. Фильм оказался чуть ли не откровеннее своего автора. То, что Альмодовар не смог показать на экране, зрители додумывали в душе. Но немногие к сожалению смогут принять фильм таким, какой он есть. А на извечный вопрос - Что это было? – Всегда найдется достойный ответ - это был Альмодовар. 8 из 10
«Дурное воспитание», возможно, наименее типичный фильм Педро Альмодовара: в нем нет ни характерной для испанца склонности обращать драму в фарс, ни китчевой карнавальности, ни одного – что особенно странно – женского персонажа. Кажется, авторство выдает только яркая глянцевая картинка с точнейше выстроенными кадрами да то, что все персонажи гомо- и транссексуальны. По форме это серьезный (или, по крайней мере, старательно прикидывающийся таковым) детектив-нуар с многослойной интригой, которая скрыта частью в таинственном прошлом героев, а частью в пространстве художественного вымысла, поскольку прошлое это зритель узнает из неопубликованного рассказа и из фильма, который снимают по его мотивам. До определенного момента очень сложно понять, как соотносятся эти «слои», потому что герои на разных уровнях меняют не только имена и пол, но и лица, а хронология скручивается причудливыми узлами, следуя тому, как режиссер Энрике Годед узнает все новые факты о таинственном исчезновении своего школьного друга Игнасио и постепенно вписывает их в сюжет будущего фильма. Желание разделить реальность, рассказ и сценарий – каждый со своим финалом – вообще представляет интригу намного более увлекательную, чем сам детектив, потому что священниками, которые совращают мальчиков из церковно-приходской школы, вряд ли кого-то удивишь, тем паче в богоспасенной католической Испании. Другое дело – соотношение реальности и вымысла, завораживающий пластический процесс, когда автор произведения переосмысливает происходящее и конструирует свою версию действительности, которая для кого-то может стать более реальной. Альмодовар убедительно творит вещественные, осязаемые миры – и своего фильма, и фильма внутри фильма – так, что команда Годеда: «Стоп! Снято!» – звучит, как заклинание, разрушающее чары, и рутинный разбор декораций выглядит едва ли не концом света, разрушением ткани пространства. Все зависит от точки зрения. Мысль не самая свежая, но, при умелой реализации, всегда интересная. Если бы я в этой рецензии стала рассказывать историю болезненных отношений Энрике, Игнасио и падре Маноло, появился бы еще один уровень истории, и в нем убийцей, весьма вероятно, оказался бы режиссер, странно пренебрегающий своей первой любовью и не узнающий его ни в «реальности», ни в рассказе. «Дурное воспитание» отчасти автобиографично, и, как, наверное, все автобиографии, немного отдает самолюбованием. Годед, в котором часто видят сходство с молодым Альмодоваром, практически устранён из темной истории, в которой он был одним из главных действующих лиц. Ведь на судьбу злосчастного Игнасио, которого с детства все использовали, он оказал влияние не меньшее, а то и большее, чем откровенно неприятный падре, заявленный первоисточником дурного воспитания. Статичность и эмоциональная ограниченность Феле Мартинеса, исполнившего роль Энрике Годеда, в этом смысле даже идет сюжету на пользу, не позволяя назвать его самым симпатичным из героев. Он становится скорее архетипичным режиссёром, который в любом событии – и в странном самоубийстве женщины, бросившейся в бассейн с крокодилами, и в загадочной смерти своего друга – видит только подходящую или неподходящую историю для сценария, более или менее удачный образ. Другая сторона медали – Анхель, герой Гаэля Гарсии Берналя – сферический актер, для которого притворство становится единственной реальностью. У него бесконечное множество имен, лиц, характеров, и существовать он способен только в придуманных обстоятельствах. Если роль заботливого младшего брата категорически не удалась, можно стать эдакой гомосекуальной Лолитой, бездумно разгуливая в микрошортиках перед священником-педофилом. Потом примерить образ нуарной femme fatale, загадочной и томной, а в финале притвориться жертвой обстоятельств и мифического дурного воспитания (как будто Альмодовар когда-то мыслил категориями «хорошего» и «плохого»!). У него нет не то что принципов, но даже более простых человеческих привязанностей: смерть брата он, кажется, осознает только в тот момент, когда играет ее перед камерой. Хотя фильм завершается словом pasion, описывает оно вовсе не жизнь героев, а их привязанность к кино. В «Дурном воспитании» страсти не столько кипят, сколько сублимируются – естестественно, в творчество, которое требует все новых жертв и все новых историй. Энрике не спешил раскрывать известную ему истину, чтобы «посмотреть, что будет дальше», Анхель (Хуан-Игнасио-Сара), потерял всякую ориентацию, в том числе и сексуальную, и уже сам забыл, кто он такой. Альмодовара интересуют не столько конкретные герои, сколько более общие образы, стоящие за ними. Собирательный режиссер фактически насилует собирательного актера, оба страдают от недосказанности и намертво приклеившихся масок, но – что поделать – только так и получается (на)стоящее кино, только так вымышленный мир обретает рельефность и краски и становится новой реальностью. Предсмертной запиской, которая в конце концов попадает в руки Энрике, Альмодовар скромно сообщает героям и зрителям: «у меня получилось», завязывая все линии общим узлом и обрезая лишнее. Поиски новых тем и смволов – потом, а этот мир закрывается тяжелой металлической дверью. Стоп! Снято!
Бесстыдные звуки раскалывают гипнотический мрак, как раскалывает надвое черное грозовое небо электрическая стрела молнии, как раскалывает топор череп, в котором пустили корни мысли о традиционной любви. Бесконечный дикий вихрь стонов, причмокиваний, разгоряченных шёпотков – тот самый, что словно плетьми погонял сластолюбцев на втором круге «дантевского» Ада – теперь без устали погоняет гомофобов всех сортов, начиная от ярых противников педерастии и заканчивая тихими индивидами, страшащимися реальности «содомских» связей. В обществе, где над каждым маленьким мальчиком, как «дамоклов меч» навис детородный орган взрослого мужчины, нет запретов, нет ограничений, нет заблуждений и «зашоренных» воззрений. Есть только любовь, которая не имеет полов, поэтому нет ничего прекраснее, чем двое мужчин, ласкающих друг друга, это же так…естественно. Педро Альмодовар в своем «Дурном воспитании» доказывает естественность однополых отношений в два счета – он лишает мужчин альтернативы. В греховном кинематографическом мирке испанских страстей нет места женщине, ровно, как и за его пределами. Темный силуэт в шляпке в приходской школе или проходящие мимо длинноволосые девушки – не более, чем просто призрачные декорации, оттеняющие новый настоящий мир мужчин, не в смысле патриархальный, но в смысле – гомосексуальный. И лишь образ матери, до ужасного неловкий и смущающий, распахнувший дверь в собственную спальню в момент сыновней героиново-мужеложской оргии, неуклюже напоминает всем в округе о былых временах, когда «Ева» была так же любима, как и «Адам». Оставляя женщину за кадром, режиссер, однако, без стеснения эксплуатирует ее образ. Почти мифологическая химера, Игнасио – чудовище с телом мужчины и головой женщины, порожденное Тифоном – падре-великаном, демоном, укрывшимся в церковной обители, и Ехидной – его порочными желаниями, которые змеились клубком под сутаной. Некто искусственный, противный природе, заслуживающий порицания – единственная «она», которую Педро Альмодовар кидает на растерзание перерожденному социуму. Моральный калека Игнасио нарушает идеальное мироустройство «Дурного воспитания» своим стремлением быть кем-то иным, кем-то, кто противоречит принципам равенства и в душе, и в штанах. Альмодовар научил мужчин не стыдиться откровенных чувств друг к другу. Взяв в одну руку скипетр – фаллический символ, который отныне станет главенствующим в вопросах плотских утех, в другую – державу - символ сознания, освобожденного от пуританских оков, режиссер завещает общественности любить и придаваться страсти, а в ясных красивейших глазах Феле Мартинеса и Гаэля Гарсиа Берналя читается сомнамбулическая преданность и готовность следовать заветам господина. Имея на руках карт-бланш, герои занимаются сексом, убивают, шантажируют, снимают об этом кино и не подозревают, что получив абсолютное право на вседозволенность, над грехом не воспарили, потеряв к нему интерес, а увязли еще глубже. Оставшись наедине с самими собой, мужчины культивировали Его: обман, порок, шантаж, наркотик – и уничтожили Ёе – любовь. В своем стремлении изобразить повседневность и «безобидность» однополой любви Педро Альмодовар добился прямо противоположного эффекта. Помещая персонажей в центр почти детективной истории, режиссер собственноручно погубил «очарование» гомосексуализма, вытолкнув в центр круга его «аморальность». А краеугольным камнем всей картины становится вовсе не «Страсть!», а именно, что «Готов на все!». «Симпатия», которая возникает не от родства душ, а от сходства половых органов. «Влюбленность», которая измеряется не частотой пульса, но частотой фрикций. «Любовь», которая не способна создать новую жизнь, но вполне может привести к чей-либо смерти.
Каннский кинофестиваль 2004 года открывался фильмом Альмадовара «Дурное воспитание». Очередное творение испанского режиссера похоже на детективную историю, наполненную любовью, семейными ценностями и страстью. Сюжет киноленты, как почти всегда у мэтра современного кинематографа, состоит из хитросплетений неровных линий повествования. Следовательно, крайне сложен для пересказа. В центре истории творческая личность - Энрике Серрано. Режиссер находится в поиске сюжета для новой киноработы, когда на пороге его кабинета появляется молодой красивый юноша, представляющийся его школьным приятелем – Игнассио. И тогда начинается полная сильных чувств история о страсти, ненависти, убийстве и любви. Фильм наполнен излюбленными Альмадоварскими персонажами: геями, трансвеститами, транссексуалами и красивыми мальчиками; снят, в характерных для режиссера, ярких красках и каждый кадр способствует возникновению у зрителя отчаянного желания оказаться среди персонажей картины, среди идеальных интерьеров и будоражащих взгляд цветов. Феле Мартинес, Берналь, Даниэль Хименес Качо настолько хороши, что в течение всей ленты крайне сложно сдержать желание заняться любовью со всеми героями и с каждым в частности. Сказать, что Альмадовар привносит в сознание смотрящего уникально-новые мысли крайне сложно. Всемирно известный и любимый испанец, наверное, даже не пытается воздействовать на разум; он воздействует на чувства, пробирается в глубинно сознания, раскрепощая его; заставляя хотеть то, что раньше могло вызвать неприязнь. «Я думаю, что в этот момент я потерял веру: я больше не верил ни в Бога, ни в черта. А поскольку я перестал верить в черта, то мне стало не страшно, а когда не страшно, то ты способен на все». Педро Альмадовар уже давно не боится показаться пошлым, неуместным или непонятым. Он еще в предыдущих своих творениях заразил кинолюбителей вуаеризмом, поэтому в «Дурном воспитании» невольно трепещешь в ожидании. 10 из 10
Любовь — как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца. Режиссер Энрике (Феле Мартинес) ищет подходящую историю для своего нового фильма. Во время его трудных поисков его находит давний друг детства - Игнасио, ставший актером и сменивший имя на псевдоним (Габриэль Гарсия Берналь) и приносит с собой собственную повесть, рассказывающую о детстве обоих. Энрике, заинтригованный повествованием пытается разобраться прошлом своего друга и обнаруживает, что Игнасио не тот за кого себя выдает... Словами Классика Любовь одна — веселье жизни хладной, Любовь одна — мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец. А.С. Пушкин Это классическое жанровое кино четко передающее стиль Альмодовара, сложный по строению сюжет: несколько не связанных между собой историй в процессе просмотра сливаются в четкое повествование, умышленно разбитое автором на части сложной головоломки. Это, отчасти, объясняет то, что после просмотра очень четко всплывают в памяти детали и связующие фрагменты повествования. Эти нити при более пристальном внимании четко вплетаются в полотно повествования. Музыкальное наполнение по-прежнему ненавязчиво и в то же время в достаточной степени дополняет общие ощущения просмотра. Не могу не затронуть тему 'Любовного Настроения' Вонга Кар Вая в 'исполнении' Габриэля Гарсия Берналя - очень трогательно и искренне, создает стойкую ассоциацию с сюжетом 'Л Н' - поклонники Кар Вая поймут и не осудят. Именно таким образом должна воздействовать музыка кино на зрителя: через длительное время, вновь услышанная мелодия создает полное погружение в атмосферу давно увиденного фильма... Кино не для всех, но из категории смотреть обязательно. Пожалуй, шокирующая нас история, рассказанная красивым и правильным языком. Что ни говори, но это фильм о настоящей любви, которую Энрике приносит сквозь всю свою жизнь. О том, что любовь может соседствовать со жгучей ненавистью и при этом быть жертвенной и трогающей до слез... 10 из 10
Педро Альмодовар прославился тем, что всегда снимал театрализированные, гротескные и суперяркие фильмы. Кроме того, про что бы он ни снимал своё кино, оно всегда фонтанирует свободными от всяких условностей идеями и неистребимым оптимизмом даже в самых драматичных моментах. Но в 'Дурном воспитании' сеньор director пошёл дальше и, как мне кажется, был не очень-то понят даже своими самыми ярыми приверженцами. В истории Игнасио Родригеса и его окружения нет ни грамма от прежнего легковесного и воздушного испанца. Ну разве что Берналь в образе трансексуала томно надувает губки, стреляет глазками, открывая рот под 'Quizas, quizas, quizas...' и как всегда ярок Мадрид 80-х. А так...Атмосфера фильма довольно мрачновата, да и сюжет развивается в стиле древнегреческой трагедии - кругом паутина лжи, все не те, кем они кажутся, лучшие друзья и даже родственники готовы всадить нож в спину...Короче, если подумать, то Альмодовар снял настоящий нуар, не изменив своему слегка маскарадному стилю. К тому же, на мой взгляд, это кино есть настоящая отходная шоу-бизнесу. Мы ещё раз убеждаемся до чего же грязна и неприглядна оборотная сторона развлекательной индустрии, где люди готовы продать всё и пойти на предательство и даже убийство за одну возможность успеха. Не понравилось только, что Альмодовар походя прошёлся и по католической церкви. Уже обрыдло, чессно слово, что киноиндустрия так запросто поливает священнослужителей грязью - дескать раз ты в рясе, то непременно педофил с гомосексуальными наклонностями. Помнится, даже в 'Южном парке' эту тенденцию высмеяли: см. серию, где из уст Папы Римского звучит сакраментальная фраза - 'Трахать мальчиков - это старинная католическая традиция'. Пошто вы так с падре? Берналь, на мой взгляд, которого до этого фильма я воспринимала, как симпатичного и шустрого мексиканского тушкана, теперь претендует на лавры рокового мачо номер один (прощай, Антонио Бандерос!), причём для обоих полов. В парике и косметике он смотрится очень даже изыскано и вполне мог бы сойти за хорошенькую девушку, если бы не низкий голос. (Сравните Берналя в парике с Джульетт Льюис. Разве не одно лицо? Берналь даже поженственней будет). Забавно и то, что в фильме нет ни одной героини, все персонажи, как в средневековом английском театре, исключительно мужчины. И все поголовно с нетрадиционной ориентацией. Традиционной, впрочем, для всех фильмов Альмодовара. 10 из 10
В этой картине Альмодовар пользуется приёмом, который многим позже повторит в 'Боли и славе' - изящной подменой реальности на киноплёнку. Но что же говорить - на самой киноплёнке разве отличишь, где реальность, а где вымысел? Слой за слоем, переходя от одного формата кадра к другому, мы перемещаемся из одной истории в другую, из одного временного пласта - в предыдущий. Рассказанным историям можно ли доверять, ведь рассказчик ненадежен - тот хочет себя обелить, другой уже мёртв. Все в этой картине словно с червоточиной - обманы, педофилия, наркомания. Возможно, это должно высветить историю мальчишеской дружбы, которая хранится в сердце до конца жизни, как 'одна точка светлая там, назади, в начале жизни, а потом все чернее и чернее и все быстрее и быстрее' (Л.Толстой, 'Смерть Ивана Ильича'). 'Дурное воспитание' в этом случае состоит как раз в том, что дружбу эту пресекли. Но меня ее свет не задел, увы.
Тем, кто не любит фильмы о гомосексуалистах, смотреть не стоит, да и тем, кто относится к ним терпимо, тоже не рекомендуется. При всей своей толерантности, ласкающие друг друга мальчики меня покоробили. 'Дурное воспитание' показывает странный для восприятия мир, почти фантастический, населённый мужчинами, жёны которых остались за кадром. По улицам испанских городков разгуливают раскрашенные трансвеститы, вымогающие у священников средства на операцию по перемене пола, плетутся нешуточные интриги, Сара Монтьель пленяет красотой, а юный Игнасио терпит насилие, чтобы остаться рядом с Энрике. Несомненный плюс этой картины кроется в её названии, и, казалось бы, обличает виновных. Корень всех бед-падре Маноло, но почему же тогда мы не увидели состояния шока у мальчика, который подвергся подобному?..Случившееся больше походило на своеобразную конфирмацию, по меркам той реальности, которую создал режиссёр. Что ж, я не смогла до конца осилить этот фильм, потому что оказалась не готова к такому Альмодовару. А ещё потому, что если представить, что показанное хотя бы в чём-то совпадает с действительностью, становится дурно. И от методик воспитания-в первую очередь.
Фильм 'Дурное воспитание' знаменитого испанского режиссера Педро Альмодовара, вышедший в 2004 году, является, пожалуй, самым его автобиографическим произведением. История режиссера Энрике Серрано, в руки которого попадает сценарий, раскрывающий отношения Энрике и его друга по католическому приюту Игнасио, рассказана в присущей Альмодовару дерзкой и откровенной манере, отчего фильм в США незаслуженно получил рейтинг NC-17.Впрочем, фильм рассказывает не только о гомосексуализме и транссексуализме, но и о неформальных связях католических священников с детьми, о вреде наркотиков, о любви в самых необычных ее проявлениях и о силе инстинктов, способных разрушить жизни. Самым интересным и автобиографическим персонажем фильма является Хуан(Анхель или транссексуал Захара) в исполнении Гаэля Гарсия Берналя, в котором можно отчетливо разглядеть давнего друга и партнера Альмодовара, транссексуала, музыканта и актера Фани МакНамару, в группе которого в начале 80-х годов выступал режиссер. Именно этот странный персонаж является ключевым в интриге картины и на нем конструируются все события ленты. С визуальной точки зрения, фильм 'Дурное воспитание' является одной из самых гениально снятых картин 21 века. Фантастическая работа оператора Хосе Луиса Алькайне потрясает с первых кадров своей красочностью и символичностью. В картине большое внимание уделяется деталям, а потому смотреть ее надо очень сосредоточенно, ведь в сценарии немало сюрпризов. Саундтрек Альберто Иглесиаса создает в картине незабываемую мрачную атмосферу классического триллера. 'Дурное воспитание' - многожанровый, потрясающий фильм, который должен посмотреть и оценить каждый. Этот последний скандальный фильм Педро Альмодовара, конечно, понравится далеко не каждому зрителю, но если Вы любите лихо закрученные эротическо-психологические триллеры, то данная картина Вас не разочарует. 10 из 10