Еще одна безупречная хоррор-композиция от Антонио Маргерити. Правда, на этот раз он отказался от средневековой замковой атмосферы, фееричной Барбары Стил и мистических эскапад. Действие фильма проходит в наши дни. Загородная жизнь, насыщенные теплом и светом виды природы, молодые девушки и. .. уже понятно, что кровавые убийства. В этой реальности совсем не важно, кто именно является убийцей, важна атмосфера ужаса. Там, где предполагается стабильность и надежность, спокойствие и достаток, мы получаем ужас и кровь. И любые причины, объясняющие почему люди это делают окажутся невнятными. Фильм Маргерити выразителен. Он показывает спокойное течение жизни, которое неожиданно прерывается. Вот милая женщина решает принять душ. Итог уже ясен, как и цитата на известный фильм Хичкока. Милая безмятежность нарушена. Это действительно страшно. К тому же при всей сюжетной простоте Антонио Маргерити воздвигает весьма строгую композицию. Все актеры строго выполняют отведенные им роли, безупречна и работа оператора. Будто мы оказались в пространстве Марио Бавы. И это недалеко от истины - первоначально именно Бава должен был работать над этим проектом. Скажу больше, сейчас этот фильм может показаться уж совсем непритязательным. Сколько giallo и слэшеров было выпущено после него. Однако именно работа Маргерити была в авангарде. Этот фильм был один из первых, один из лучших и один из тех, на которые чаще всего ссылаются. Хотя, даже и в таком виде, даже в наши дни он никак не может затеряться на фоне однообразной жанровой продукции, собранной ровно за половину столетия. 8 из 10
Про этот фильм можно было бы сказать, что он представляет из себя классический джалло «золотой» поры жанра, если бы не некоторые (довольно незначительные) элементы американского молодежного триллера (точнее, учитывая время создания фильма – пра-элементы). Впрочем, они не только не мешают действию, но придают ему изюминку, без которой «Nude… Si Muore» выглядел бы вполне обыкновенно в ряду себе подобных «желтых» фильмов. А так, история таинственных убийств в элитной школе-интернате для девушек из богатых семей смотрится пусть и не самой оригинальной, зато очень и очень стильной. А ее финал, хоть и вполне привычным для жанра (его фанаты, наверное, давно подметили, что в подавляющем большинстве случаев здесь убийцей оказывается женщина), но в тоже время настолько хитровывернутым, что и канонам не изменил и последнее слово за создателями интриги оставил. Поверьте – по ходу действия вы переберете все возможные и невозможные кандидатуры на роль преступника и далеко не факт, что остановитесь на правильной. А что еще надо от детектива? Яркого образа сыщика? С этим не к джалло. Кстати, пара «сыщик-любитель / сыщик-профессионал», характерная для «желтого фильма» в «Nude… Si Muore» выглядит достаточно оригинально. Если профессионал (инспектор Дюран), как ему и полагается по законам жанра, ничего и нигде раскрыть не в состоянии и получает ответ на все загадки «на блюдечке с золотой каемочкой», то любитель в картине представлен юной воспитанницей интерната Джилл, помешанной на детективных историях разбитной девицей, которая в конце концов и выводит хитроумного преступника на чистую воду. Этот персонаж в довольно гротескном исполнении Салли Смит напоминает героинь женских детективов, да и в фильме в целом детективные черты преобладают над признаками триллера, хотя и рук в черных перчатках, тянущихся к беззащитному женскому горлу будет в достатке – как же без этого в джалло! С «шорохами и скрипами» тоже все будет в порядке: среди локаций имеются мрачный подвал, биологический кабинет с многочисленными чучелами невиенно убиенных тварей и школьный спортзал – любимые места героев американских слэшеров, но и персонажи итальянского джалло там тоже не прочь самозабвенно поорать во всю силу легких. Так что, несмотря на то, что пропорции откровенно смещены в сторону детективной интриги, про то, что нервы зрителю тоже необходимо пощекотать Антонио Маргерити не забывает. Если бы фильм снимал Марио Бава ужасов было бы наверняка больше, но и так тоже неплохо. Получился отличный (пусть и немного женский) детектив с непредсказуемой по ходу действия разгадкой и со стильной не совсем обычной для итальянского кинематографа атмосферой. Желать большего – значит требовать шедевра!
- Там внутри чей-то труп? - Да, чемодан довольно тяжелый... - Но ведь он может разложиться! Отнесите его в офис к директрисе. Она вампир 'Голая... если мертвая' - раритетный фильм ужасов известного итальянского режиссера с говорящим именем - Антонио Маргерити. Это тот режиссер, чьим именем прикрывался Жид-медведь из 'Бесславных ублюдков'... Итак 'Голая' - один из ярчайших представителей джалло (поджанр эксплуатационного кино, итальянский хорор) и один из самых штампованных фильмов, которые мне доводилось видеть. Синопсис: молодую девушку топят в ванной комнате (конечно… без 'Психо' не обошлось). Затем ее бездыханное тело кладут в чемодан со шмотками и отправляют на автомобиле в некий пансионат для девочек. Далее фильм приобретает черты вполне здорового фильма ужасов. Во все протяжение фильма девочек будут как-то неестественно душить то в подвале, то в ванной... Убийца будет неизвестен до самого конца, а сама 'Голая... если мертвая' по духу будет скорее напоминать скучноватый детективчик - из разряда тех, что выпускает издательство 'Эксмо'. Теперь поговорим о технической стороне: фильм цветной, даже очень... Красиво снят. Например, в одной сцене девушка Люсиль, напоминающая внешне Анн Вяземски в ее лучшие годы, целуется с парнем, и ее платье очень красиво контрастирует с зеленой листвой. Актеры играют очень средне, а режиссер немного перетянул кино. Изначально этот фильм должен был снимать гений ужаса Марио Бава. И он бы не подкачал. Я уверен, что он снял бы настоящий шедевр и нетленку. Но, увы, из-за разногласий с продюсерами режиссерское кресло занял Антонио. И в итоге мы имеем то, что мы имеем, а именно обычненький 'ретро-ужастик', со штампованным сюжетом и ситуациями. Правда мне понравилась операторская работа и финальная сцена с маньяком, а также шутливая фраза грузчика в конце: 'Этот толстяк наверняка весит тонну', в то время как в ящике находится молодая прелестница... В заключении хочу сказать, что фильм я смотрел без интереса, хотя он мне и понравился. Странно, правда?.. Скучный фильм, вторичный, третьесортный... а все равно впечатление положительное. Быть может из-за нестандартной атмосферы фильма?.. В любом случае ставлю: 7 из 10 (и окрашиваю свою рецензию в ярко-зеленый цвет)
Пред нами итальянское джалло, которое непременное включает в себя множественные «обязательные» составляющие, как например чёрные перчатки скрытного убийцы, поочерёдные смерти, красивых актрис, запутанный детективный сюжет, постепенное любительское расследование, и финальное неожиданное откровение личности, из-за которой собственно весь фатальный сыр-бор и начался. Надо сказать, что режиссёр Антонио Маргерити перечисленные инструменты использует достойно. Однако в его работе есть две чаши весов, которые не находятся в едином балансе меж собой, и одна сторона перевешивает вторую. В этом и стоит разобраться далее. Джалло получилось классическим. Следовательно – легко узнаваемым, словно по негласному шаблону своего «жёлтого» направления. Судите сами, персонажи, как на подбор и поданы с завидным постоянством упорно подводить зрителя к излишнему подозрению почти к каждому; все они, так или иначе имеют небольшие сценки, где можно легко углядеть недобрые скрытные взгляды на ровном месте. Пожалуй, особенно банально ожидаемым получается прямолинейная подача образа угрюмого садовника, натачивающего лезвие серпа. Собственно режиссёр часто грешит однобокостью и предсказуемостью, заведомо нехитро стараясь обмануть зрителей своим «секретом Полишинеля», который отгадает любой человек, мало-мальски использующий работу мозга по состыковке мелких подсказок из завязки и частых проскальзывающих разоблачающих кадров. То есть, игры в кошки-мышки не получилось, думаю для бывалых зрителей джалло тем паче. И ещё в воображаемую чашу неудач можно занести вялый детективный уклон фильма. Безусловно, сюжет будет распутывать клубок тайны, только к прискорбному сожалению, синьор Маргерити напирает на опять-таки очевидный поверхностный слой, где многое сводится к визуальному присутствию или отсутствию в кадре следующего персонажа, которого мы обязаны ставить в очередь косвенных экранных убийц. Да и само полноценное расследование начинается только после истечения пятидесяти минут, а о глупости полиции и речи нет. Однако, упомянув об не совсем благоприятных гранях произведения, которые вместе с тем не катастрофичны, мне бы желалось поведать об их противовесе в лице роскошного места проведения съёмки. Этот просторный в коридорах и кабинетах колледж с ночным садом, как нельзя лучше сопутствует детективному сюжету с его персонажами, где бушуют смерти. Основная людская база принадлежит молодым девицам – воспитанницам, проживающим в кампусе. Все они прелестны в своей невинной молодости, озорстве, и радужный красивый природный антураж с распустившимися цветами и насыщенно-зелёными травами лишь подчёркивает лёгкость повествования. Даже убийства в преобладающем большинстве не кровавы, чуть ли ни схематично условны. Возможно это случайная особенность конца 60-х, а не специальный упор, но в любом случае гармония наблюдается меж красочной летней «картинкой» и сдержанными смертями. Преподавательский состав наоборот получился, по-взрослому строг и элегантен, отчего персонаж девушки-выскочки, любящей детективные расследования, поистине забавит прописанной наивностью среди наставников, сдерживающих её порыв. Пожалуй, более всего в фильме ценно именно сочетание из беззаботной простоты некой воздушности и мрачного фундамента с убийствами, не воюющих друг с другом, а наоборот крепко слившихся в отличный общий результат. И юмор будет, такой частый, немного наивный, немного чёрный, но снова не вредящий рассказу о планомерном умерщвлении учениц и работников в колледже. Особый восторг заслуживают саркастические сценки с чемоданами, где спрятаны тела мёртвых, под самым носом у непосвящённых персонажей, случайно отвешивающих правдивые шутки в их адрес. Помимо рассматриваемое джалло хоть – как мной упоминалось в самом начале текста – и старается прятать шило в мешке с невероятно незащищённой для догадок личностью убийцы, однако на ожидаемом спаде завесы тайны произойдёт совсем непредсказуемое. Вроде и банально, но резкий «твист» корректирует выгодные подступы к зрительскому удивлению. За это необходимо похвалить старания режиссёра, так выкраивать новое из очевидного. Да и использование огнестрельного оружия тайной личностью тоже дорогого стоит в своём направлении особого итальянского триллера. Вот так суммируя перечисленное, со всей уверенностью могу сказать, что воображаемые весы, становящиеся мерилом оценки фильма «Голая... если мертвая», обязательно перевешивают в положительную сторону одну из чаш. И посему кино удалось, чтоб его рекомендовать любителям жанра. Ведь не всегда встречаются такие радужные забавные джалло, даже скорее софт-джалло, если позволять себе немного дружелюбной иронии к киноленте. 7 из 10