Что отличает хороший учебник от плохого? Не только грамотная подача материала, подробная библиография, обстоятельное содержание. Главное — качественные примеры, которые можно принять за основу для собственных выкладок и рассуждений. Этот фильм — одна из множества страниц неизмеримо огромного жизненного Учебника, в котором написаны судьбы, у которого нет конца и края. Он пишется с тех пор, как в мире появилась любовь. И хотя лично мне понравилась лишь первая новелла (в силу того, что меня саму что-то подобное еще только ожидает), три другие ничуть не блёкнут на её фоне. Просто они несколько печальнее. Что ж, всякое бывает. И не надо этого бояться. Надо решать проблемы по мере их поступления, а не опасаться потенциальных угроз. Фильм похож на французскую ленту «Они поженились и у них было много детей». В ней под разными углами рассматриваются несколько семей с обострёнными отношениями. Тоже измена, тоже кризис. Но почему-то итальянское кино приятней. Может быть, всепоглощающая французская меланхолия настолько глубоко въелась в сознание, что и в фильмах она всячески отравляет восприятие, тогда как говорливые итальяшки своей неугасимой экспрессией подавляют тоску собой, и на первый план выходят сами личности, о которых фильм, а не их проблемы… Я бы не сказала, что в безумном восторге от сего творения, но мне понравилось, как мягко перетекали друг в друга новеллы, как бегло и напористо общаются герои, как неподдельные их чувства, как искренне они пытаются разрешить неурядицы… Ведь это и есть жизнь, она никогда не останавливается, и всегда находится место и чему-то новому, и хорошо забытому старому, безумию молодости и классике. Фильм ничему не учит, он просто такой… по-европейски «какой есть». И в этом его ценность.
Фильм неплохой. Простой, добрый, жизненный какой-то. Но его главная проблема в том, что он уж очень сильно похож на «Реальную любовь». Те же несколько любовных историй, которые в той или иной мере связаны и переплетаются друг с другом. Но если в «Реальной любви» практически все истории были симпатичными и интересными, то в этом фильме понравились только первая и последняя история. Поэтому для меня этот фильм сохраниться в памяти, как неудачная пародия на произведение Ричарда Кертиса. 4 из 10
Потрясающе! Супер! В общем, моя в восторге и даже очень. Четыре истории любви. Чем-то разные, чем-то схожие. Но обе — повествуют об истинно-жизненных вещах, о таких, которые могут в один прекрасный момент коснуться любого из нас. Фильм был восхитителен. Ни драк, ни насилия, ни убийств, ни жестокости — в общем, ничего из того, что так часто происходит на больших экранах или того, что так любят снимать режиссёры, считающие такие фильмы колоссально-популярными среди народа и приносящими поэтому колоссальное количество денег. Грузчики, закончив тяжкий рабочий день, возвращаются домой к телевизору и смотрят фильмы про голливудских красавиц. Влюбляются в них, обвешивают плакатами стены скудной квартирки. Или другой вариант — какая-нибудь бедная в плане денег посудомойка, тащущая на своих плечах парочку сопливых подростков, втайне от матери мечтающих о роскошной жизни на какой-нибудь Кипрской вилле, бедная посудомойка, которая лет пять назад рассталась в мужем, в общем, простая рабочая женщина, несчастная как в плане работы, так и в плане личной жизни, короче, глядя на такую, запросто можно было сказать «Жизнь не удалась». И такая женщина, закончив работу, приготовив ужин, убравшись в квартире и уложив детей спать, садится и смотрит какую-нибудь «Красотку» или «Как стать принцессой» о нереальной и невозможной в жизни истории, восхищается главными героинями, представляет себя на их месте и даже немного завидует такой фантастической судьбе. Вот и все. Все. Голливуд кормит людей сладко-конфетными сказочками о несчастных людях, вдруг неожиданно изменившими все на 180 градусов, об историях, которые никогда не смогут случиться в реале, и пользуются беззащитностью таких людей, склонных к мечтам о прекрасной жизни, которая возможно никогда их не настигнет. А таких реальных, жизненных и простых фильмов, как «Учебник любви» гораздо меньше. Светлый. Простой. Приоткрывающий реальную истину реальной жизни реального человека. Все плохо. Нет, ужасно. Но что делает этот фильм… нет, он не превращает несчастную судьбу героев в какую-то необычную и сказочную, он освещает ее простым и банальным лучом света в темном царстве, таким лучом света, который может осветить любую жизнь — и жизнь дрочащего на Камерон Диаз мужика, и жизнь одинокой посудомойки без мужа, жизнь любого из нас, а не только выдуманную жизнь выдуманного персонажа выдуманной истории из разряда фантастики. Ещё одна крайне сильная сторона фильма — музыка. Яркие живые сцены ссор супругов, красивая жестикуляция и мимика, словно в реальной жизни, и при этом какая-нибудь зажигательная или печальная, сильная или не очень, но всегда цепляющая и соответствующая итальянская песня — это всегда изумительно смотрится на экране, кто видел и испытал — тот меня поймет. Gросто при прослушивании такой музыки так четко, так ясно и понятно в человеке бунтуют определенные чувства и неопределенные картины, что это восхищает. Вторая — приколы. Вроде бы вполне обычные жизненные ситуации — но авторы фильма так умело, так тонко дают зрителям увидеть в них смешное и прекрасное, что без сомнения со временем, посмотрев пару раз фильм, приобретут привычку видеть это и в своей жизни. А что? Этот фильм — простая жизнь, так умело отыгранная и заснятая на пленку, что ее вполне можно назвать «Учебником любви»! .. Или даже жизни..