Фильм на самом деле 1959 года, но два три года он пролежал на полке не выдержав войны с американской цензурой. Ибо считалось что уж много в кино жестокости, да и драка полуголых проституток не всем понравилась. Гениальный хирург Джейсон Эверс придумал особую сыворотку, позволяющую творить чудеса трансплантации. Сначала он её опробовал на коллеге, оставшимся в результате несчастного случая без руки, но рука плохо прижилась и вообще усохла. Потом были эксперименты по созданию человека из различных запчастей, тоже не очень хорошо закончившиеся. Но сыворотка совершенствовалась и тут появился уникальный случай проверить её в деле. Доктор угодил в ДТП, где его пассажирке и по совместительству невесте оторвало голову. Хирург привез башку в лабораторию, поместил в соляной раствор, при этом гражданка начала юморить и злорадствовать, а сам доктор оказался перед интересной задачей, ему теперь надо за 36 часов найти для подруги новое тело, желательно с волнительными формами. И доктор отправился по злачным местам да по знакомым. Ну такое кино, весь странноватое. Самый главный плюс это удивительная музыка Эба Бакера, что в нем играет, очень такой приятный джаз. Ну и хорошая гнетущая атмосфера триллера, пока доктор выбирает жертву - тело. Увы есть тут конечно и ляпы. Ладно, ошибку в том, что голова может разговаривать без легких, её ещё писатель Беляев как-то объяснил, в своей Голове профессора Доуэля. Но вот, что человек с оторванной рукой бегает по всему дому не оставляя и капли крови, это странно. Но в целом, вполне можно данный фильм посмотреть, он запомнится. 7 из 10
Я не знаю, читал ли Джозеф Грин роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля», но его фильм сразу вызывает с ним ассоциации. Главный герой фильма – молодой и честолюбивый врач Билл Кортнер. Он изобретает сыворотку, способную подавлять любые антитела и, тем самым, позволяет проводить трансплантации любых органов и тканей. Он увлечен своим открытием, при этом его не волнуют никакие морально – этические проблемы ни медицины вообще, ни жизни в частности. Его отец недоволен беспринципностью сына, ни во что не ставящего человека, пациента, его желания, жизнь, здоровье. Для сына они – лишь материал для его опытов. Свои опыты он ведет тайно, оборудовав лабораторию в загородном доме. Материал для опытов просто либо ворует из морга, либо собирает отрезанные органы и части тела оперированных больных. И опыты идут весьма успешно, разные части разных тел срастаются при помощи его сыворотки. Доктор грезит о славе и богатстве, которое ему принесет его открытие, а так же о счастливой семейной жизни – у него есть невеста, врач их больницы, они любят друг друга. Именно ей первой он решил показать результаты своего труда и приглашает на свою виллу – лабораторию. Но по дороге машина попадает в страшную аварию – девушка сгорает в машине, Кортнеру удалось спасти лишь её голову. Подсоединив к голове систему трубок и разных приборов, он оживляет её. Она может мыслить, говорить, видеть, чувствовать. Вот только у головы уже нет тела. Но для доктора это не проблема – нужно просто найти подходящую девушку с фигурой покрасивее и проблема решена. Именно поисками тела он и занимается, оставив ассистента следить за головой своей невесты. Но девушка, осознав, что произошло, что она стала лишь игрушкой самолюбия доктора, решившего посадить её голову на чужое тело, как будто она его кукла, которую сломали и надо просто починить, приходит в ужас. И преисполняется ненависти и желания мести. К тому же, на вилле есть третий – существо в чулане. Доктор собрал его из разных частей тел, проводя свои опыты. Еще один Франкенштейн, созданный доктором, который в душе – не меньшее чудовище. Этот монстр ужасен, силен, жесток и опасен, его держат под замком. Но голове удается установить с ним телепатический контакт и управлять им. У них обоих одна цель – отомстить тому, кто сделал их объектами своих опытов, не давая спокойно умереть. Изощренный ум и нечеловеческая сила и жестокость, которых объединяет жажда мести – это очень опасный тандем. Доктор же, перебрав несколько кандидатур, находит девушку с потрясающе красивым телом, но обезображенным от несчастного случая лицом и обманом привозит на виллу. Вот тут то и начинается настоящий ужас. Для всех, кто оказался на вилле. Надо сказать, что проблема, поднимаемая в фильме не нова, но тревожащая умы режиссеров и сценаристов и по сей день. Взять ту же «Химеру». Где та грань, за которой медицина и наука становятся не средством спасения человеческой жизни, а лишь способом удовлетворения извращенного самолюбия при полной безнравственности ученого, врача, для которого человек становится лишь подопытным материалом? Почему за этой гранью собственные амбиции зиждутся на презрении к человеку как к личности? Этика врача, клятва Гиппократа, уважение к пациенту – это уже отжившие понятия, которые должны отступить перед новыми открытиями, технологиями, и не мешать прогрессу двигаться вперед! – вот идеи, которыми руководствуется молодой врач Билл Кортнер. В то время как его отец, тоже врач, пытается говорить с ним о нравственном и безнравственном в их профессии. И о четком разделении одного и другого, потому как никакие открытия не могут оправдать преступного попирания норм человеческой морали. Эта идея проходит через весь фильм, свозит в диалогах самых разных персонажей. Этот посыл становится стержнем, на котором строится и развивается сюжет, наполняя его серьезной психологической и нравственной составляющей, сосредотачиваясь именно на этом, а не на монстрах, литрах крови и оторванных конечностях. Которые в фильме тоже есть, но сегодняшнего зрителя все это вряд ли шокирует так, как это шокировало его в 1959 году, когда и был снят этот фильм за несколько дней и за сущие копейки. Для того времени это все было настолько жестоко, что фильм три года не выпускали на экран, а в некоторых странах вырезали 12 минут экранного времени. Кроме монстра в фильме присутствовали полуголые стриптизерши, проститутки, танцовщицы, участницы конкурса красоты, манекенщицы, не склонные к монашескому поведению. Пуританскую Америку и цензуру того времени это пугало не меньше кровожадного монстра. Все это привело к тому, что картина мало известна зрителю, увы, и относится к разряду тех редких фильмов, которые легче встретить в коллекциях ценителей жанра, чем на полках магазинов. Вот как раз таким ценителям я его и советую посмотреть. Ведь это уже классика жанра. Кстати, музыкальное оформление фильма просто изумительное! 9 из 10