Прибрежная западно-ирландская деревушка разгара Первой мировой. Английская империя на континенте ведет самую кровопролитную войнушку в своей истории, но так уж повелось, что местные лопоухие ирландцы всей душой переживают исключительно за немцев. Ну и активно готовятся к своему всеирландскому восстанию. А между тем, в самой деревушке происходят не менее грандиозные любовные страсти. Молоденькая девчушка Рози, дочурка местного владельца кабака, по собственному настоянию вышла замуж за уже не молодого, но порядочно-правильного школьного учителя-вдовца Чарльза. Но первая же брачная ночь очень сильно разочаровала Рози. Оказывается, в реальности может быть не все так классно, как происходит в девичьих сладострастных мечтах. А тут на побывку в местный гарнизон прямо с фронта приезжает контуженный и хромой английский майор Рэндольф. И роман между англичанином и замужней ирландкой начался даже без традиционного «слова за слова», а с разбегу — со страстного поцелуя. А местным такое двойное предательство — адюльтер + трахи с богомерзкими англичанами — точно не понравятся. 62-летний Дэвид Лин после 5-летнего простоя попытался снять еще одно эпическое полотно, которое по антуражу несколько пересекается с его последним «Доктором Живаго». Любовь. Революция. Толпа. В общем, параллели проводить можно, вот только сюжетная канва, взятая Лином в этот раз, оказалась достаточно дряхлой. Любовный треугольник и революционные страсти, развивающиеся географически в одной деревушке. Режиссер нагнал в фильм визуальных красот в виде эффектно снятого шторма, живописных панорамных видов пляжа и прочих милот. Но все эти приемы исключительно обогащают картинку, но не сюжет. Смысловая начинка в фильме тянет на полуторачасовую историю, но точно не на три с гаком часа, с которыми монотонно измывается Лин над зрителем. Впрочем, забористо камерный сюжет скрашивает не плохо подобранный актерский состав, который пусть и не сверкает, но вполне себе фокусирует внимание. Роль ирландской Наташи Ростовой, которая запуталась среди двух деревьев — старого ирландского дуба и молодой английской сосны — досталась Саре Майлз. Для 29-летней Сары эта роль стала лебединой песнью в ее не самой яркой кинокарьере, хотя на оскаровскую номинацию, как по мне, она все же не наиграла. Зато засветила свои худосочные сиськи, что было очень модно и тенденциозно в начале 70-х. Кстати, мужем Майлз был как раз сценарист фильма Роберт Болт, который в этот раз со своей работой справился аляповато. А вот киношного мужа-учителя Майлз отыграл сильно постаревший 53-летний Роберт Митчем и роль ему удалась весьма средне. Все же, тщедушные персонажи-терпилы — это не профиль Митчема, который ассоциируется больше с мужественными и брутальными мужиками. Сюда бы какого-то Грегори Пека… но уж что было под рукой. Еще один интересный актер в этом фильма — 29-летний Кристофер Джонс, замкнувший любовный треугольник в сюжете. Актер с внешностью нашего Сергея Бодрова-младшего запомнился нам еще по футуристической сказке «Дикарь на улицах», и в целом, Джонс в роли контуженного майора выглядел очень годно. Но по сути, это стала его последняя роль в кино. В следующий раз он мелькнет на экране аж в 1996-м и, честно говоря, непонятно, чего он завязал с кинематографом. Недурственные ведь были задатки… Из другой публики отмечу уже пожилого Тревора Ховарда, которому досталась колоритная роль священника. Дэвид Лин этого актера вытянул в люди еще в далеком 1945-м, когда доверил неизвестному и неказистому дебютанту главную роль в любовной драме «Короткая встреча». С тех пор помнил о своей креатуре, и та его, как видно по этой работе, не подводила. Ну и единственный «Оскар» в своей карьере по итогу этого фильма отхватил 62-летний Джон Миллз, которому досталась самая яркая роль в этой скучноватой постановке — сумасшедшего юродивого. Миллз перебрал на себя весь колорит, скрасив монотонный сюжет веселыми появлениями беззубого и хромого дурачка. Главная проблема этого фильма — сюжет и режиссерская замашка. По сюжету эта история тянет на бюджетную полуторачасовую драму, но Дэвид Лин попытался из одного огурца, помидора и луковицы сделать салат-оливье. Не вышло, хотя форма, как и актерская игра, вполне удовлетворительны. 6,5 из 10
Картина грешит излишним хронометражем. Недостаточно раскрыта личность любовника. Главная героиня, простите, просто дурочка — не знает чего хочет и мечет бисер. Музыкальный ряд словно от иного фильма — порой казалось что смотришь комедию. А нет, это драма — эпичность возвещает, еще какая драма! Возникает когнитивный диссонанс. Положительных моментов в картине всего два — Роберт Митчум и Море. Это два главных лейтмотива при просмотре. До чего же красивое море снял Дэвид Лин, за такие волны можно все простить. Митчум же, словно Сизиф, осознав что кроме него тащить фильм некому — все взвалил на свои плечи. И сделал это превосходно. Чего стоит его вид после бессонной ночи на кухне. Или печаль в глазах при растерзании Розы толпой. Митчум глыба. В целом фильм качественный, всем веришь. И священнику — истинному ирландцу, и глупой толпе которая, на раз-два, готова осудить, дай малейший повод, и легко увлекшейся Розе-овечке. Когда не знаешь куда приткнуться — изменяй мужу. Она справилась. Отдельно хочу отметить вновь возникшее чувство потерянности и обреченности по мере просмотра картины. То ли подобные чувства возникают только у меня, то ли это мастерство Лина. Жизнь ушла — а волны пребудут вечно. 7 из 10
Будучи молодыми, многие люди хотят поскорее завести семью. Они влюбляются без оглядки, поспешно принимают решение быстрее пожениться, однако спустя время либо оба, либо один из них может разочароваться в проделанном, т. к. их мечта не стала соответствовать действительности. Кто-то, возможно, начинает искать утешение на стороне, особо не задумываясь о роковых последствиях, которые может повлечь этот поступок. Такая ситуация представлена в мелодраме «Дочь Райана». Синопсис Первая мировая война, небольшая прибрежная деревушка в Ирландии. Молодая и мечтательная Рози влюбляется в местного учителя Чарльза Шоннеси, за которого вскоре выходит замуж. Однако Рози разочаровывается в скучной семейной жизни. Неожиданно в деревню приезжает молодой герой войны, английский майор Дориан. На фоне ожесточенной борьбы ирландских республиканцев с англичанами между Рози и Дорианом завязываются чувства. Игра актёров В целом игра актёров мне понравилась, несмотря на простой сюжет. Сара Майлз, исполнившая роль Рози, воплотила образ юной, воспитанной на любовных романах девушки, чьи представления о любви и семейной жизни ограничены утопическими фантазиями, и которая по своей вине совершила роковую ошибку, почти стоящую ей жизни. Также хотелось бы отметить второплановую роль Джона Миллза, сыгравшего местного немого дурачка Майкла, безответно влюбленного в Рози. Режиссура Дэвид Лин, конечно, был талантливым режиссёром, который мастерски снимал масштабные блокбастеры и превращал обычные людские истории в нечто великое. С одной стороны, «Дочь Райана» — неплохое кино, которое отчасти повествует от тяжелых временах, когда на фоне страшной войны в стране царит беспорядки и угроза развала. Однако историческая канва служит лишь фоном, тогда на первый план выходит любовный треугольник Чарльз — Рози — Дориан. Причем эта история представлена так плоско и неоригинально, что обыденный зритель догадается, чем она закончится. Как мне кажется, в любовных историях Дэвид Лин слабоват, а вот в исторических драмах ему нет равных. Сценарий Как уже было сказано ранее, в центре сюжета находится любовный треугольник, образовавшийся на фоне противостояния ИРА, пользовавшейся поддержкой со стороны Кайзера, и англичан, упорно пытавшихся сохранить свою власть в Ирландии. Мечтательная Рози влюбляется в учителя, за которого вскоре выходит замуж. Однако, воспитанная на красивых романах, Рози разочаровывается в рутине настоящей семейной жизни и завязывает интрижку на стороне, к тому же с майором местного английского гарнизона. Понятное дело, что в любовные отношения вмешивается военные перипетии. Честно говоря, давая краткую характеристику сюжета фильма, я бы сказал, что в фильме речь идет об обыкновенной дуре, которая жила одним днем, не задумываясь о будущем. Итог В целом-то «Дочь Райана» — фильм неплохой. В нем есть своя мораль, свой глубокий смысл. Просто он построен таким образом, да еще и растянут на три с половиной часа, что зрителю будет тяжело с легкостью воспринимать происходящее на экране. Тем не менее, это лишь мое субъективное мнение, поэтому для личного убеждения советую самим посмотреть это кино. 7 из 10
Создатель «Дочери Райана» — английский режиссер Дэвид Лин — стал еще при жизни небожителем, который был удостоен признания как среди критиков и кинематографистов, так и среди зрителей. Среди его работ — проникновенная «Короткая встреча», потрясающая военная драма «Мост через реку Квай», величественный и завораживающий «Лоуренс Аравийский». Некоторые, однако, критиковали эпические полотна Лина, говоря, что в них собран «джентльменский набор» для «Оскара», упрекая за недостаток глубины в образах героев. Попытка рассказать мелодраматическую историю в декорациях русской революции («Доктор Живаго») обернулась противоречивым результатом — зрительский успех наряду с обвинениями в упрощении литературного материала и героев романа Б. Пастернака. Причина, возможно, кроется в том, что режиссер взялся за историю, не связанную с наследием и духом Британской империи, которым проникнуты его лучшие картины. Зрителям, впрочем, фильм понравился, и он стал видным событием в мире кино. Сценарий для новой картины Лина, вновь решившего снимать масштабную историческую мелодраму, написал Роберт Болт, с которым режиссер сотрудничал уже в третий раз. Первоначально Болт задумывал адаптировать для постановки «Госпожу Бовари», но Лин предложил ему переработать сюжет романа Г. Флобера, в результате чего и возник сценарий «Дочери Райана». Главная героиня — жительница ирландской деревеньки Роузи Райан (Сара Майлз), к своему несчастью, прочитавшая книг больше, чем все вместе взятые девушки местного прихода, думает, что найдет счастье в браке с единственным думающим человеком в округе — учителем Чарльзом Шонесси (Роберт Митчем). Есть, впрочем, еще один умный человек в местечке, но, увы, это пожилой священник отец Хью Коллинз (Тревор Хауард), мудрый духовный наставник Роузи. Советы святого отца, правда, она воспринимает не лучше, чем понимает ее неприязнь по отношению к себе местный дурачок Майкл (Джон Миллз), единственный человек из жителей деревни, который без показного лицемерия принимает авторитет отца Хью. Грубоватый и слегка вульгарный, уважаемый в деревне (благодаря наличию совместной фотографии с видным деятелем революционного подполья), но вполне безобидный трактирщик Томас Райан (Лео Маккерн) с готовностью выдает свою дочь за единственного, думается, не пьющего и жены не бьющего жениха. К сожалению, воспитанная на утонченных любовных романах девушка скоро разочаровывается в своем муже. И здесь так некстати появляется импозантный английский офицер майор Дориан (Кристофер Джонс), соблазнительный втройне, поскольку он молод, искалечен на войне, является врагом и оккупантом, наконец. И в тихую деревеньку на живописном атлантическом побережье вторгаются невиданные со времен покорения Ирландии страсти, тем более сильные, что именно в этот момент захолустное местечко становится центром борьбы ирландцев против британского владычества… Эпический размах, который придает величие этой деликатно рассказанной лирической мелодраме, был бы невозможен без неповторимого стиля, заданного потрясающей операторской работой Фредди Янга и великолепной музыкой Мориса Жарра, которые также не раз работали с Лином. Мастерство именитого постановщика отличают замечательные массовые масштабные сцены, которые чередуются моментами интимного уединения героев — и все это на фоне волнующего, необыкновенного, завораживающего атлантического берега Западной Ирландии. Вне сомнения, была проведена также тщательная работа с актерами. Существует знаменитое высказывание Роберта Митчема о достаточно жестком и дотошном характере постановщика: «Работа с Дэвидом Лином подобна сооружению Тадж Махала из зубочисток». Митчем, впрочем, признавал, что работа под началом Лина была опытом уникальным, а роль Чарльза Шоннеси считал одной из лучших в карьере. Актерская игра, на мой взгляд, в фильме превосходна; возможно, только Кристофер Джонс, конфликтовавший с Лином на съемочной площадке и, по слухам, испытывавший неприязнь к Саре Майлз, выглядел все-таки слишком нелюдимо и холодно (что, впрочем, вписывается в концепцию его героя). К сожалению, эта замечательная картина Дэвида Лина получила отзывы прохладные, даже язвительные; зрители, судя по кассовым сборам, более чем вдвое превзошедшим солидный бюджет ленты, отнеслись к ней более благосклонно. Эпическая драма, в центре которой находятся «маленькие люди», вызывала у некоторых недоумение. Реакция критиков негативным образом сказалась на карьере ряда актеров (сам Лин после завершения «Дочери Райана» не снимал 14 лет!). Кинообозреватели, люди, как правило, либеральных убеждений, были оскорблены изображением угнетенных ирландцев как бессердечных и невежественных деревенщин. Вокруг Лина сложился своего рода ореол певца Британской империи, хотя в его произведениях звучит не торжественный гимн в ее честь, а скорее печальный реквием по ее неизбежному и закономерному крушению. Странно, но мало кто заметил, что англичане в данной картине изображены еще непригляднее, чем ирландцы. Это относится и к трусливому офицеру, которого сменил на посту начальника военной базы майор Дориан, и к самому герою Кристофера Джонса, который не задумывался о том, чем грозит Роузи даже намек на адюльтер. Он образ «потерянного поколения» Первой мировой войны, чья жизнь была перечеркнута войной; после него и таких как он начнется Англия декадентская, Англия Дживса и Вустера. В новой Британии ему места нет, ему в ней и не жить. В свою очередь Роузи Райан в какой-то степени отражает судьбу Ирландии: несмотря на выпавшие на ее долю поругание и испытания, ставшие искуплением за собственные ошибки, она находит в себе силы и мужество начать новую жизнь. Достойно держится и ее муж, простивший и поддержавший свою жену. А толпа, конечно, везде одинакова. Но и у нее, возможно, есть какая-то надежда, покуда жив честный, прямолинейный и мудрый отец Хью.
Хронометраж этой картины может многих испугать. Но фильм заслуживает для того, чтобы быть просмотренным. Дэвид Лин показывает мастер-класс по постановке семейных драм. Итак: 1916 год. Британия активно участвует в Первой мировой, а в Ирландии все спокойно. Впрочем, спокойно ли? Британский протекторат явно раздражает местное население, которое тихо сопереживает немцам. Перед нами разворачивается история замужества простой девушки Рози Райан и сельского учителя Шоннеси. Он существенно старше ее, и она относится к нему с должным уважением. Но вскоре, начинает понимать что все идет не так. Она внутренне не испытывает радости. Вскоре в городок приезжает английский молодой солдат, герой войны. Он занимает должность представителя Британии в городке. Достаточно быстро они с Рози находят друг друга и начинается страстный роман. Ну а секретов в маленьком городке нет. Узнает обо всем и муж. Между тем, жернова интриги затягиваются все сильнее. Это фильм о весьма простой и банальной ситуации, но режиссерский талант Лина направлен на то, чтобы фильм был интересным и запоминающимся. Лин ни в коей мере не нравоучителен, об этом говорит концовка фильма, при этом он старается посмотреть на ситуацию с позиции как всех участников треугольника, так и со стороны окружающих. Отдельно нужно сказать об актерах. Все сыграли хорошо — а такое бывает редко. Сара Майлз просто превосходна — чувственна, точна, безрассудна. Тревор Ховард, исполняющий роль священника — создает очень точный характер. Резкий, грубый, но при этом человек умный, чувствительный и умеющий отстаивать свои принципы. Такая роль конечно же заслуживала Оскара. Замечательно сыграл и Роберт Митчум. Обычно он играл героев. Его невозмутимый взгляд и походка стали кинематографическим брэндом. Но в «Дочери Райана» все будет иначе. Митчум предстает обычным человеком: сомневающимся, переживающим, ревнующим, страдающим. В итоге: просто замечательный фильм в котором Дэвид Лин прекрасно воссоздает атмосферу ирландской деревни начала 20 века. В центре внимания роман жены сельского учителя с британским военным и последствия этого поступка. Несмотря на очень солидный хронометраж, кино смотрится весьма легко. 10 из 10
Невыносимые воспоминания. Война. Руки непроизвольно обхватывают воспалённую голову. Атмосфера тотального, всепроникающего хаоса, безнадежности. Да, это было жестоко… Но что это? Кто-то касается его руки. Их взгляды пересекаются. Её — нежный, дарящий любовь. Его — взгляд измученного человека, истосковавшегося по нежности, жаждущего любви. Женщина. Свет. Глоток свежей воды. Райан — трактирщик в баре, главным достижением в жизни которого стала его дочь — Роза. Трепетный цветок, чутко улавливающий каждое мгновение, событие и чувство. В ней — неисчерпаемый источник любви. Эта женщина восхитительна. Кажется, она способна чувствовать больше, чем все жители этой деревушки. Однажды наступает время, когда она понимает, что уже невозможно сдерживать своё желание дарить свет. Холодный пляж. Навстречу высокому мужчине, её бывшему учителю. Приветствие. Она трепещет от желания сказать ему о своих чувствах. Сдержанно выслушав её слова, он рассудительно говорит ей, что в этих отношениях, возможно, нет будущего и её чувства лишь бледное отражение того, что она должна испытывать. Она не согласна. Прикосновение его руки. Поцелуй. Свадьба. Скука. С передовой переводят английского майора, кажется, с намерением дать ему отдохнуть, разобраться в себе. Его душа и тело искалечены войной, порой он не способен себя контролировать. Однажды в трактире размеренный стук обуви умственно отсталого Майкла напомнит ему ту канонаду на поле боя. Воспоминания. Припадок. Роза протягивает ему руку. К сожалению, в этом мире слишком большое значение имеет цвет формы. Эта история, произошедшая в промозглой деревушке в Ирландии времён Первой Мировой войны, рассказывает о том, как человек, обладающий даром любви, продирается сквозь лес человеческих предубеждений, политических разногласий и собственных противоречий. Масштабный и продолжительный фильм удивительно благороден по своему посылу и по настоящему прекрасен в том, как режиссер показывает эту историю. Невозможно не отметить полную гармонии любовную сцену героев на природе. Изображения их тел на короткий миг сменяются кадрами природы: вот бежит ручеёк, вот ветер сдувает с одуванчиков пух, вот солнце проглядывает сквозь листья деревьев… Любить и дарить любовь — что может быть естественнее? В этот момент понимаешь насколько чисты помыслы героев, пусть они и нарушают некоторые библейские заповеди. Долой форму. Посвящается Той, которая так любит жизнь.
Конечно, если кино идёт 3 с половиной часа, что же мелочиться — и увертюру можно послушать, ну и всё остальное. С одной стороны, музыка эта настраивает на фильм, создаёт атмосферу, но с другой стороны, 5 минут рассматривать один фотопейзаж под приятную музыку — всё же не моё любимое занятие. Уважаемый режиссёр, видимо, из иной киноэпохи — «когда деревья были большими», жизнь текла неспешным потоком, и времени было не жаль. Сначала было просто о-очень скучно. Хотя актёры, конечно, играют отлично. Нельзя сказать, что герои схематичны или однозначны. Характеры персонажей обозначены совершенно конкретно и отчётливо. Отдалённым первоисточником сценария называют роман Гюстава Флобера. Читала «Мадам Бовари» давно, и, помню, совершенно не понравилась мне эта мутная история. Ну а что в фильме? «Принцесса» ирландской деревушки Роза — не такая, как все, особенная. Ей кажется, что она влюблена в деревенского учителя-вдовца. Мы-то, умудрённые жизненным и киноопытом зрители, конечно, знаем, это просто оттого, что никого особенного, не такого, как все остальные в деревне, кроме учителя, нет. Однако сам герой её романа убеждает Розу: «Ты ошибочно принимаешь отражение в дешёвом зеркальце за солнце». Но увлечённая Роза его не слушает, делает всё, как она сама желает, что и доказывает ещё раз постулат «бабы — дуры». Простые ирландцы, вроде бы, должны претендовать на симпатию. Ну, всё же они там выступают за независимость своего народа и т. д. Однако, если такие претензии были, то оказались совершенно необоснованными. Не вызывают никакой симпатии, с самой первой сцены с Майклом и омаром. Даже наоборот. Или режиссёр специально их такими отталкивающими изображает? Всех, за исключением священника, конечно. Вот он real man, ему так и О’Лири (тоже не очень-то привлекательный, даром, что герой) сказал. А самый пренеприятный — герой, упомянутый в заглавии, злосчастный папаша, живое подтверждение другого постулата «все мужики — …» (даже не знаю, как лучше закончить фразу, выберите на свой вкус). И ещё о музыке. Сначала ничего, а со второй трети фильма она начинала уже и раздражать. На мой взгляд, слишком часто музыка была неподходящей. Зачастую не соответствовали визуальному ряду ни разудалые марши, ни оптимистические, забавные музыкальные фрагменты. Например, музыка, сопровождающая прихрамывающую походку Майкла. Считай, всю вторую часть его появления на экране были связаны с какими-то драматическими событиями — к чему этот мажор? Короче, не понравилась мне эта история. Режиссёр считается мастером эпических полотен, а здесь прям «Есения» какая-то получилась. И поцелуй Майклу в финале вовсе не понятен, он, как приклеенная пятая нога. Хотя были и достаточно интересные моменты. Одной из самых захватывающих для меня была долгая сцена на пляже, когда муж прозревает обман и буквально ВИДИТ, как всё происходило. Снято и сыграно просто замечательно! 5 из 10
Первоначально сценарий этого фильма был адаптацией романа Флобера «Мадам Бовари». Однако Дэвид Лиин прочтя его не нашел ничего интересного для себя и предложил сценаристу Роберту Болту полностью переделать его, в результате чего и вышел фильм «Дочь Райана». Сюжетно с романом Флобера фильм пересекается пунктирно и берет лишь сюжетную линию адюльтера. Действие происходит в небольшой ирландской деревушке, во время первой мировой. Рози Райан, дочка местного трактирщика очень романтично настроенная девушка. Но вся романтика заканчивается после того как Рози выходит замуж за учителя Чарльза. Любовь оказывается всего лишь влюбленностью. И только по прибытию в деревушку нового британского офицера Рози испытывает настоящую страсть и любовь, несмотря на то что этот роман обречен изначально. А посреди страстей маленьких людей кипят другие более глобальные события — в мире идет война, а ирландское сопротивление набирает обороты… Дэвид Лиин мастер масштабных и эпических кинополотен. Именно на эпиках он и сделал себе, и большинство кинолюбителей ассоциируют его в первую очередь с «Лоуренсом Арависким», «Доктором Живаго» и «Мостом через реку Квай». «Дочь Райана» по размаху практически ничем не уступает другим эпикам Лина — прекрасные монументальные съемки, трагедии людей в жернове истории и очень большой хронометраж. Именно он может выбить из колеи. Ведь не все зрители настолько усидчивы, что бы за один присест осилить 3,5 часа (это конечно с интермиссиями и антрактовой музыкой). Лично мои претензии как раз к хронометражу. История эта не настолько эпичная, чем ее показали. К драматургической основе и игре актеров однозначно без претензий. Хоть на съемках и были конфликты между Лиином и Кристофером Джонсом, а Джонс еще и постоянно вздорил с Сарой Майлз на актерской игре это не сказалось. Единственный вопрос почему очень много времени посвящается сюжетно не очень значимому персонажу Джона Миллза? Хотя именно Миллз был удостоен премии «Оскар». Роль замечательная, но сюжетно абсолютно необязательная. Помимо Миллза фильм был удостоен «Оскара» за операторскую работу и отмечен номинациями за звук и женскую роль.
Красивые ракушки на ирландском побережье. Бурное море ласково шумит. Как приятно смотреть на небо голубое. Что может произойти в сельской глуши? Но события развиваются неожиданным образом: когда в браке разочаровалась своенравная Рози Райан, деревушку посещает таинственный офицер-красавец, что на войне получил тяжёлую контузию, обрекшую его на периодические приступы паники. Знала ли дочь Тома-трактирщика, обманывая пожилого мужа, чем обернётся её бегство в иллюзорное спасение? На фоне этого трагического любовного треугольника разгорается тайный саботаж, возглавляемый бескомпромиссным и в народе уважаемым Тимом О’Лири. Страсти бушуют, и спешит на помощь суровый священник Коллинз, и пытается простить жену-изменницу растерянный школьный учитель, и где-то сидит с динамитом местный дурачок, принимая его за игрушку. Надвигается шторм… Легендарные люди создали сей эпический фильм, пронзающий насквозь печальной поэтичностью образов, представляющий собой незабываемое сновидение, всплывающее в памяти вновь и вновь, не отпуская от себя зрителя поверженного. Кинематографический нокаут от маэстро Дэвида Лина. Поразительный художник за 83 года создал всего 17 картин, но навечно вписал своё имя в историю лишь несколькими из них. Киноман не сможет пройти мимо «Моста через реку Квай», «Доктора Живаго», «Поездки в Индию» и, конечно же, самой знаменитой его визитной карточки — бессмертного «Лоуренса Аравийского». Бессменные для его творчества оператор Фредди Янг и композитор Морис Жарр за свои работы трижды удостоились «Оскара», а сценарист Роберт Болт («Человек на все времена» и «Миссия») подарил миру классические сюжеты, не стареющие даже в эпоху набравших обороты телевизионных сериалов и всезнающего Интернета. Тысяча морских чертей, это великие, великие творцы, а мы ещё даже не добрались до потрясающего актёрского состава! Когда смотришь фильм, восхищаешься, восторгаешься, наслаждаешься выверенной неспешностью повествования, пейзажами симпатичными, возвышающейся над маленьким зрителем огромной символичностью, тонкой иронией, что отдаёт горечью, ибо при всей лиричности жизнерадостной это жестокая история об Ирландии и жителях её, о поступках роковых и ужасных последствиях, о нелепом равновесии отважной честности и трусливой лжи — «Дочь Райана» одновременно окрыляет и бросает в бездну. Но в любом случае, это картина, которую просто невозможно забыть. Это ирландский ответ валлийскому «Как зелена была моя долина» Джона Форда и ответ весьма достойный. Постаревший Роберт Митчум правдоподобно изображает смущённого, подавленного, брошенного мужа — в этом невыносимо грустном портрете практически не узнаётся привычный крутой парень, каких в молодости представлял на радость публике харизматичный актёр. Перед нами другой Митчум, совсем другой, и всё же в его герое есть нечто, заставляющее искренне ему сопереживать, в этом скромном перфомансе нюансов много, все за первый просмотр и не углядишь. Филигранная, образцовая работа. Не отстаёт от партнёра молодая, но дьявольски искушающая Сара Майлз — наверное, ради неё действительно нужно ввязываться в опасные игры, защищать от толпы бесноватой и нести невидимый крест за её грехи. Вторит её обаянию Кристофер Джонс — чей слабый офицер Рэндольф Дориан, хромая, дрожа от воспоминаний о бомбёжках на поле боя, на поверку оказывается истинным законом деревни, как является единой моралью её грубоватый, но справедливый отец Коллинз, старающийся сдержать исступление народное, его безумное скатывание в земной ад. С экрана тебя, точно рентген, сканирует цепкий взгляд Тревора Ховарда, и ты поневоле поёживаешься, припрятывая один и ещё один, и ещё один невесть где завалявшийся грех, дабы избежать праведного гнева священника. Бойкий Бэрри Фостер в роли предводителя восстания и добродушный Лео МакКерн в роли Томаса Райана привносят в картину своё очарование — обезоруживающую наглость и отчаянную жалость. Но при всём гении постановщика Дэвида Лина, виртуозности всей съёмочной группы, «Дочь Райана» делает незабываемой историей выдающийся перфоманс Джона Миллза, полжизни игравшего военных, и — бац! — на экране представ перед изумлёнными зрителями в образе немого рыбака-идиота, чья челюсть выдвинута так, что на него без содрогания не взглянешь, а походка столь причудлива, что непонятно, как этот маленький и поражённый болезнью человечек умудряется жить рыболовным промыслом, жить среди хихикающих девиц и ухмыляющихся парней, издевающихся над ним, считая не за человека, а за вещь, которую можно бросать как можно дальше. Ни слова не произнося за весь фильм, забавная фигурка Джона Миллза совершает путь непростой к зрительскому сердцу. Так смотреть вслед уходящему человеку, как смотрит Миллз… Хочется взять кувалду и переломать ноги жителям деревни. Дурачок Майкл, играющийся с динамитом, считающий своим другом молодого офицера, потому что тот тоже хромает, тщетно жаждущий добиться счастья с Рози Райан. Этот маленький человечек, не соображающий, что делает, хочет любить, быть любимым, и его смехотворные попытки показывают настоящее лицо человечества, дарящего цветы, которые давно умерли. О, «Дочь Райана», почему ты не оставишь меня в покое? Знаю, знаю твой ответ. Иногда романтизм убивает сильнее реализма. Но так медленно и красиво убивает… Проклятье! Посвящается: Movie addict, ежедневно похищающей нас беззаботными фразами.
Корректировка: не 21, а 22. Пропустил поначалу из общего списка «Спасти рядового Райана», который уже смотрел. «Дочь Райна» (везде Райаны) повествует о жизни девушки Рози, которая ищет своё счастье и пытается разобраться в своих желаниях. Фильм затрагивает события Первой мировой войны, что отражается на атмосфере сюжета. Мелодрама в картину вплетается постепенно, введя под руку личную жизнь девушки. Приятный и тихий городок, в котором все друг друга знают. Сюжет вводит несколько ключевых героев, которые выступают как сопровождение девушки на пути открытого сердца. Священник, который понимает все желания неприкаянной души. Отсталый в развитии Майкл, который сразу даёт понять, что сыграет в этой истории важную роль, а также трактирщик Райан. История начинает заворачиваться после экспозиции, когда зрителю сразу показывают разделение фильма на части. Хронометраж три с половиной часа, поэтому нас встречают и вступление, и антракт, и паузы. В некоторых изданиях фильм поделен на две части изначально, но полноценно история впитывается за один присест (с перерывами). Сюжет выстраивает приятную полноценную жизнь: желание, влюблённость, свадьба. Кажется, что замечательно складывается ситуация, но первые нотки сомнения наступают сразу же после свадьбы. Будто «карета превратилась в тыкву». Пляски, песни, пьянки — всё это осталось за бортом. Режиссёр Дэвид Лин проводит чёткую границу между брачной жизнью и прибытием молодого майора, так весьма кстати оказавшегося у дверей дружного ирландского городка. Военный акцент добавляет колорита британскому офицеру, делая ставку на отчуждённости, на изгое и презрении. Ты уже догадываешься, что должно произойти, поэтому знаки и намёки видны невооружённым глазом. Жалко Рози, но чем меньше внимания от мужа, тем больше случайных встреч с майором. Фильм постепенно вводит драматические переживания, открывает душу перед выбором девушки, одновременно прибегая к великолепным операторским планам: красивый лес, будто волшебный; лошадь, пьющая водичку. Мы видим развитие чувств, внимание, то, чего стало так не хватать героине. Автор показывает смену приоритетов, а временные рамки сами становятся судьями в этом деле — ведь общество не принимает неверность, измену. В ход вступает предсказуемая ситуация с умственно отсталым, отчего ты ждёшь взрыва эмоций, разоблачения, но пока только ловишь мелкие отсылки. Параллельно личной жизни Рози развивается партизанская война. Медленно и верно враги подготавливаются, чтобы нанести удар в самое сердце. Акцент на майоре и его истинных намерениях сталкивается с чувствами и отдачей Рози. Картина постепенно водит элементы сомнения. Когда зритель знает правду, мелкие детали разоблачения оказывают весьма эмоциональный эффект. Сама атмосфера городка и жителей отсылает к романам Чарльза Диккенса, когда быт и культура передавали положительные, поучительные черты. Окрылённое восприятие совмещает в себе и радость за интересное представление режиссёром Дэвидом Лином истории, и печаль от мучений девушки, от догадок мужа, от мелких расследований неверности супруги. Дэвид Лин любит длинные полотна, что «Лоуренс Аравийский», что «Дочь Райана» картины глубокие, проработаны персонажи, показан большой отрезок времени, за который герои меняются и идут на роковые поступки. «Дочь Райана» во второй своей части стремительно переносится от мелодрамы в драму, сопровождая партизанские вылазки сопротивлением и раскрытием истинной личности многих персонажей. Можно проводить параллель между майором, между мужем Рози, но отчётливо видны сравнительные характеристики, которые окажут больше влияние на осуждение и презрение окружающих, но никак не будут волновать чувств ближних своих. Отсюда и отражение поведения девушки на озлобленных гражданах. Именно понимание, что майор — враг, даёт отлично проработанную структуру отношения к девушке. Финальная часть заставляет пересмотреть свои взгляды на это место, а героям понять свои ошибки и смериться с клеймом. Картина медленно и размерено представляет нам желания девушки, мы следуем её тропой по опасным местам. На фоне общей обстановки жизнь Рози полна боли и внутреннего опустошения. Таким образом, можно ощутить весь кокон её эмоций и переживаний, стыд и борьбу с самой собой.