Совместный советско-итальянский фильм, который рассказывает о судьбах итальянских солдат, воевавших с Советским Союзом на стороне Германии. При создании фильма авторы зачастую основывались на дневниках и воспоминаниях итальянских участников боёв на Восточном фронте. Нельзя не отметить, что оригинальное название — «Italiani brava gente» / «Итальянцы — славные ребята» пожалуй, намного лучше передаёт атмосферу фильма, чем слегка пафосное советское — «Они шли на Восток». Ну что сказать про итальянцев как солдат? История Второй мировой ярко и наглядно показала, как сильно не повезло немцам с союзниками. Как солдаты итальянцы были мягко говоря не очень (причём на всех фронтах Второй мировой, где бы они ни участвовали в деле), за редкими исключениями (например, берсальеры), которые только подтверждали основное правило. Ну и отношение к себе со стороны немцев как правило имели соответствующее, и вполне заслуженное. Фильм показывает итальянских солдат и офицеров весьма критично и не в лучшем свете — не армия, а недоразумение какое-то, в самом деле. Не удивительно, что в Италии он вызвал в своё время очень неоднозначную реакцию. Местами сильно даёт о себе знать «советская часть» фильма — немцы в основном изображены карикатурно, наши — пафосно. Ну, в такое время снимали, что ж поделаешь- штампов в фильме много. Но в целом фильм весьма интересен. Хотя бы тем, что даёт редкую возможность — позволяет взглянуть на войну на Восточном фронте глазами итальянцев — путь от Буга до Дона и Сталинградского котла. Путь в один конец… 7 из 10
О чем думал Гитлер, выбирая себе в союзники итальянцев, один Бог ведает. Нелепые. Чернявые. Потешные. Растерянные. Южные. Нездешние - эти люди, кажется, меньше всего были созданы для войны. И уж особенно для войны на Восточном фронте.. Совместный советско-итальянский фильм 1964 года рассказывает о судьбах солдат итальянских экспедиционных войск, воевавших с СССР на стороне Германии. «Сколько километров мы прошли, а конца не видно. Где же фронт? Говорят, немцы уже подходят к Москве, а мы… мы плетемся за ними». «В церкви — зерно, видимо, они совсем не боятся Бога эти русские». Создавая этот фильм, авторы во многом основывались на дневниках и воспоминаниях итальянских участников Восточного похода. В калейдоскопическом вихре военных страстей и судеб на экране промелькнут Жанна Прохоренко, Татьяна Самойлова, Эльза Леждей, красавцы Лева Прыгунов и Артур Кеннеди, молодой Питер Фальк и многие другие. Кстати, в итальянском варианте названия картины — Italiani brava gente — значительно меньше нравоучительного пафоса. Его можно перевести как «Итальянцы — бравые ребята», а можно и как «Простые итальянские парни». Маленькие ткачи, козопасы, пекари, бакалейщики, лудильщики и сапожники из Рима, Неаполя, Капуи, Палермо, Генуи, Вероны и… да мало ли откуда еще, под ураганным огнем противника будут форсировать Южный Буг и гадать, есть ли в городе хороший ресторан. В ледяном аду Сталинграда, посреди вавилонского столпотворения венгров, финнов, испанцев, румын и немцев, они отчаянно будут искать своих, чтобы встретить Рождество. Радоваться апельсинам на передовой. Они будут геройствовать и трусить, любить и ненавидеть, наступать и обороняться, а потом умирать и… умирать, потому что на войне иначе нельзя, даже если ты итальянец.
Странно, что об этом уникальном фильме никто не захотел высказаться… И хотя я не певец военной «романтики», не написать об этом уникальнейшем для советских времен совместном с буржуинами творчестве, не могу… Итак, мировая премьера этой военно-исторической драмы, состоялась 16 сентября 1964 года, являя собой один из последних всплесков «оттепели» перед сдвигающимся «железным занавесом». Как она была принята мировым сообществом, мне выяснить не удалось. Над сценарием, кроме нашего Сергея Смирнова, работали и итальянцы. В частности, один из наиболее плодовитых итальянских мастеров (автор сценария знаменитой «Красной палатки») Эннио Де Кончини и второй режиссер «Они шли на Восток» Джузеппе Де Сантис, которого мы знаем по отличной комедии «Дни любви» с Марчелло Мастроянни и юной Мариной Влади в главных ролях. Нашу советскую Родину было доверено представить в качестве режиссера Дмитрию Васильеву, снявшему к тому времени такие известные картины как «Над Тисой», «Жуковский», «Во имя родины», «Александр Невский» и «Ленин в Октябре». Ну, а что из этого совместного творчества получилось, лучше все-таки один раз увидеть: для любителей военных ляпов — это «именины сердца»… Вообще-то фильм интересный во многих отношениях. Прежде всего, тем, что показывает ту сторону военных процессов, охвативших Европу в 30—40-е двадцатого столетия, художественного киноосмысления которых современниками и участниками событий до наших дней почти не дошло… Уверена, что поклонники звезд той эпохи будет рады увидеть в эпизодах Жанну Прохоренко, Татьяну Самойлову, Эльзу Леждей, Бориса Кожухова, Валерия Сомова, а Льва Прыгунова — в образе итальянца из крестьян… Питер Фальк, Андреа Кекки и Артур Кеннеди умудрились блеснуть талантом даже в этом сляпанном наспех военном шедевре, который я-таки рекомендую посмотреть историкам, патриотам, заядлым кинолюбителям и особенно переводчикам (впрочем, и зрители, «языкам не обученные», поймут по ходу фильма, почему я выделила эту категорию). 8 из 10