В истории Англии не раз были периоды страшных потрясений. Но, казалось бы, как может произойти что-то подобное в наше время? В 1997г. мы убедились в том, что может, причем с легкостью. Самый выдержанный, невозмутимый, спокойный и достойный народ, с такой заботой охраняющий свои традиции, вдруг готов был отказаться от многовековой истории в пользу одного единственного человека. И имя этому человеку – Диана. Принцесса Диана. «Народная принцесса». Мое отношение к Диане всегда было отличным от общего. Отчего-то эта женщина виделась мне лживой и сотворенной, как хороший сценический образ. Может быть я слишком скептичен, циничен, да к тому же и консервативен, но лишь одна фраза Дианы, которая стала известна на весь мир, однажды бесповоротно испортила мое отношение к ней: «Мне бы хотелось стать королевой людских сердец…». Если быть откровенным, то коробит меня от этого высказывания до сих пор. С подобным взглядом на события конца XXв. мне было особенно интересно посмотреть «Королеву». Первоначально, мне показалось, что знаменитая история в «Королеве» (как и в большинстве работ, посвященных событиям тех лет) высвечена несколько однобоко. Но вскоре я понял, что взгляд и ощущение Фрирза полностью совпадает с моим. Если быть откровенным, то это подкупило. Безусловно, «Королева» - истинно английский высокохудожественный фильм, не смеющий претендовать на документальность… возможно, даже на объективность. Однако в королеву, созданную Фрирзом, Морганом и Миррен, я верю. Верю, что монарх, «посланник Бога», живой символ может любить, страдать, ненавидеть, плакать… чувствовать. Верю и знаю, что «всесильный» монарх не может препятствовать слепой, доверчивой толпе. А еще верю, что «свежий глоток», премьер от лейбористов может встать на защиту монархии. Верю и в то, что «народная принцесса» такой на самом деле не была. Вообще, «Королеве» я поверил. Оскароносной Хелен Миррен – тоже. И пусть прирожденная английская сдержанность мешает полноценно судить об актерской игре, но едкая, мало заметная усмешка на тонких губах и раздраженные, слезливые глаза покорили меня, как зрителя. Недаром, Золотой глобус и Оскар достались именно ей. К сожалению, я не могу назвать «Королеву» фильмом, который меня изумил. Однако две сцены, на каком-то внутреннем, непостижимом уровне, поразили. Это эпизод с разговором о похоронах «Тэй Бридж» и встреча с оленем. В первом нужно отдать должное Сильвии Симс, которая безукоризненно изобразила тот старческий испуг, когда пожилого человека лишают надежды на достойные проводы. Во втором – самой Миррен. Та самая английская сдержанность вдруг обернулась всеобъемлющим, безграничным, колоссальным эмоциональным взрывом, который с трудом сдерживали статусные рамки. Это было неподражаемо. Здесь нам представили не монарха, не королеву, а человека и женщину, всю жизнь боровшуюся за счастье других. Именно тогда, с той минуты нам и начинают рассказывать о человеке, которому приходиться переступать через себя, через свою честь и достоинство, чтобы сохранить веру. Начинают рассказывать об унижении и страдании. Однако все это ничтожно, когда маленький человечек, ребенок, чистый и честный, признает тебя. Это самая дорогая награда. Пожалуй, именно вышесказанным ценен фильм «Королева». Фильм, отражающий глубокие, внутренние, скрываемые чувства «узника» своей королевской судьбы, выполнил свою задачу – он еще раз заставил склонить голову перед «нашей матушкой». 9 из 10
'Отдельная личность не обязана быть мудрее целой нации'. Оноре де Бальзак. 31 августа 1997 года 'Мерседес' принцессы Дианы разбивается в одном из парижских тоннелей. Погибает любимица не только миллионов британцев, но и массы людей во всем мире. Погибает икона стиля, идеал современной деловой женщины, чей ум, красота и элегантность, несмотря на скандалы и слухи, завоевали народную любовь по обе стороны Ла-Манша. Горе, скорбь и печаль, словно утренний сизый смог над Темзой, окутывают Англию, и народ в едином порыве устремляет свой взор в сторону Королевы с жаждой услышать слова поддержки и утешения. Фильм Стивена Фрирза рассказывает о том, что происходило внутри королевской семьи на протяжении этих неприятных и тяжелых для страны дней. Какие чувства и эмоции скрывала от посторонних глаз первая женщина государства. Какую роль сыграл премьер-министр Тони Блэр в процессе примирения Королевы Елизаветы II и ее народа. На мой взгляд, в 'Королеве' есть момент, который стоит всего фильма. Это сцена с оленем. Поразительно, как сухая, серьезная и чисто по-английски чопорная женщина, оказавшись в полном одиночестве, вдали от политических страстей, от тягостных королевских обязанностей, внезапно становится живой, ранимой, беззащитной. Она поднимает глаза и видит оленя - прекрасное, статное, сильное, свободное существо. Взгляд Королевы в этот момент настолько выразителен и ярок, что доводит до дрожи, передавая весь спектр ее чувств и эмоций. Пожалуй, один этот взгляд снимает все сомнения в том, что 'Оскар' за лучшую женскую роль Хелен Миррен получила совершенно заслуженно. Несчастный олень - это не только художественный инструмент, с помощью которого режиссер показывает человечность и уязвимость Королевы. Для Елизаветы это и символ свободы. Свободы от тяжкого бремени ответственности, от многолетних обязанностей перед народом и государством. Это желание вдохнуть полной грудью, забыть о каждодневных проблемах большой страны, снять маску непробиваемого спокойствия и хладнокровного честолюбия. Это мечта о тихой, беззаботной жизни, которая будто разбивается вдребезги вместе со смертью оленя, сильного и благородного животного, у которого отняли свободу только потому, что так принято. Фильм наглядно показывает, какова цена информации в современном обществе и как можно посредством СМИ манипулировать настроениями народных масс. Он прекрасно демонстрирует, какую роль играет королевская семья, да и вообще монархия как таковая в жизненном укладе Великобритании. Кино затрагивает обстоятельства, связанные со смертью Дианы, и режиссер умело использует кадры хроники с ее участием, которые каждый раз выглядят абсолютно уместно. Но более ценен и интересен, на мой взгляд, тот психологический портрет Королевы, который виртуозно вырисовывается на экране благодаря умелой режиссуре и блистательной игре Хелен Миррен. Дотошно уделяя внимание каждой детали, актриса всецело вживается в роль, во всех красках раскрывая личность Елизаветы как человека, как женщины и как монарха. Майкл Шин, Джеймс Кромуэлл и Алекс Дженнингс составили хорошую компанию для главной героини. Все актеры оказались на своих местах, их образы получились характерными, но не вычурными. Особенно понравился Майкл Шин, который превосходно воспроизвел поведение, мимику и даже манеру речи настоящего Тони Блэра. Премьер-министр в его исполнении получился честным, отзывчивым, в чем-то даже немного забавным, вполне положительным персонажем. Несмотря на это, в действительности Тони Блэр запомнится миру и тем, что в свое время поддержал агрессивную внешнюю политику США. Так что, фильм дает хороший повод обратить внимание на эту личность тем, кто интересуется историей и политикой. 'Королева' снята очень качественно. Глаз радуют замечательные костюмы и декорации, а слух - удачное музыкальное сопровождение. Операторская работа тоже не вызывает никаких нареканий, кадр всегда отличается четким и гармоничным построением в чисто английской манере. Нужно признать, что этому кино все же не хватает некоего динамизма, зрелищных и ярких эпизодов. Его в определенной степени отличает та самая пресловутая английская чопорность. Однако фильм полностью выполняет свою задачу, раскрывая образ Королевы во всей его многогранности. Как и любому другому политику, Елизавете II сложно дать однозначную характеристику. Истинная преданность стране и народу могла сочетаться в ней с излишним самолюбием и консерватизмом, а быть абсолютно искренней, выставляя напоказ все свои чувства и мысли, не позволяло воспитание. Бесспорно одно, это выдающаяся и значимая личность, которая уже заняла почетную нишу в истории не только Великобритании, но и всего мира.
Конечно с самого начала картины мы готовим себя к тому, что она окажется чем-то на грани с точными биографическими данными монарха. Хелен Миррен, на мой взгляд, как с самого начала пронзила своей убедительностью, такой оказалась и до завершения истории, поэтому ее игра заслуживает высшей отметки. На самом деле в фильме мы видим не только королеву. Перед нами в лучшем свете раскрыт Тони Блэр со взвешенной собственной политикой и уважением к монархии. Радикальность его жены и по сценарию проигрыш ей королеве, когда речь будет о принятии тех или иных решений новым премьер-министром. И все же главное, что может увидеть зритель в картине, на мое мнение не сама королева, а британский народ, который поддерживает ее; народ символом которого она является, благодаря которому она - это она. Очень много моментов, когда идет дискуссия по поводу того, стоит ли вообще прислушиваться к монархам в современном обществе, стоит ли это выделенных материальных трат...? Смерть принцессы Дианы подливает 'масла в огонь' в обществе. Главная героиня становится будто 'человеком изнутри', когда режиссер делает эпизод про ее сочувствие и прощание с убитым оленем. И это как никогда уместно в ситуации, когда случалась трагическая смерть принцессы. Режиссер подводит к моменту осознания главной героиней важности чей-то жизни и момента прощания с ней. Жизнь оленя, на которого охотились и убийца признан в кругу охотников счастливчиком. И жизнь принцессы, которой желали долгих лет и процветания, и весь мир скорбит о ее смерти. С этими событиями королева принимает именно то правильное решение, которое привернуло на ее сторону народ - решение о публичных похоронах принцессы Дианы. Это женщина, которая умеет руководить, что она однозначно подчеркивает в начале фильма новому премьер-министру. Очень удачно получился эпизод со сломанной машиной королевы, ведь именно специальностью механик-водитель она обладает. Это выглядит как демонстрация настоящей растерянности женщины, которая стоит во главе традиций общества. Осознании, что какой-то механизм уже не работает...пора что-то переосмысливать, менять. Не без черного юмора обошлось, точнее моментов с двузначными намеками. Например, переживание матери королевы, что у нее забирают сценарий ее похорон, сделав при этом его более народным, чем официальным. Или момент, когда королева хочет помочь положить цветы (в память о Диане) девочке, а та дарит их королеве, что последняя не без трогательности принимает. В некоторых эпизодах героиня действительно сомневается - не устарели ли ее взгляды и может уже не время править. Но побеждает верность своему народу и компромисс с данью тенденциям времени. Такая откровенная и трогательная экранизация политических персон заслуживает наивысшей оценки. 10 из 10
Очень неоднозначный фильм. Актерская игра, безусловно, выше всяких похвал. Начиная смотреть этот фильм сейчас, через несколько лет после его выхода, я ожидала чего-то наподобие новенького 'Фрост против Никсона'. Еще больше я обрадовалась, увидев, что одну из главных ролей играет замечательный театральный актер Майкл Шин, который прекрасно изобразил Фроста в вышеупомянутом фильме. Ну что ж, актерская игра смогла привлечь мое внимание лишь на первые полчаса. Когда же в энный раз герои произнесли фразу 'они хотят похоронить ее на семейном кладбище...', мое терпение лопнуло. Никакая актерская игра, даже самая великолепная, не сможет спасти фильм, если сюжет провисает. Я не могла поверить, что в трех строчках аннотации умещается абсолютно все содержание двухчасового кино. И тем не менее, это было так. Все экранное время королева (и вся августейшая семья), олицетворяющие отживший английский консерватизм и Тони Блэр (и английская общественность), олицетворяющая новое раскрепощенное время, решали вопрос с похоронами принцессы Дианы. Товарищи, это все прекрасно, но есть большое НО. С первых десяти минут понятно, что режиссер решил сыграть на противопоставлении вчерашнего и завтрашнего дня, но дальше же должно быть Действие. А Действие не наступает. Никакой интриги, никаких особо сильных переживаний. Крайне сентиментальная, я бы даже сказала сопливая сцена, когда королева плачет посреди горной речки, рассчитана на наивных юных девушек, способных плакать навзрыд от фильма 'Легенды осени'. Ну не могу я поверить, что сейчас (а 1997 год - это в масштабах истории, все еще сегодняшний день) публичные люди, стоящие на вершине власти, с таким внимание относятся к заголовкам желтой прессы... Ах, бедная королева, пресса сказала, что у нее нет сердца, ну как тут можно не расплакаться! Да я вас умоляю, прожив жизнь под прицелом фотокамер, у таких людей напрочь отмирает всякая трепетность. В крайнем случае, они понимают, что черный пиар, это тоже пиар. А Тони Блэр! Человек, ставший премьер-министром Англии, сохранил в себе столько сочувствия и душевной теплоты, чтобы 'спасать из пучины отчаяния' притесняемую королеву! Не хочу сказать ничего плохого об этом человеке, но политиками просто-напросто не становятся столько тонкокожие люди. Премьер-министры не действуют под влиянием эмоций. Каждый свой шаг, тем более публичный, они обязаны десять раз продумать и согласовать с десятком своих советников. Поэтому резюмирую: актеры сыграли замечательно, но сценарий никуда не годится. Прописные истины подаются здесь как великие откровения, а характеры и поступки героев шаблонны и ходульны. Если уж начинать показывать жизнь королевы, стоило бы, на мой взгляд, написать гораздо более продуманный сценарий с большим действием. 6 из 10
Величественный олень, некогда безмятежно царствовавший в лесах Шотландии, висит неосвежеванной тушей под потолком, а в это же самое время Елизавета II тщательно пытается сохранить нет, не мину при плохой игре, но достоинство всей династии в практически патовой ситуации блестяще спровоцированной прессой народной истерии. Метафора предельно прозрачна: британская монархия в традиционном понимании находится на грани исчезновения, если уже не канула в лету, и неприступная Хелен Миррен, такая незначительная на фоне людского моря у стен Букингемского дворца, уже это поняла, или догадывается, или еще только предчувствует. Абсурдность ситуации, при которой каждый обыватель считал своим долгом указать королеве, что та должна чувствовать, подчеркивается личностью того единственного, кто, как кажется, понял ее мотивацию – потенциального заклятого врага-реформатора Тони Блэра. Тотальное непонимание обеих сторон, народа и правителя, привело Британию к нелепому балагану, предлагающему две трактовки происходившего: либо королева настолько безнадежно отстала от ритма жизни, либо она просто единственный неравнодушный к стране человек. Фрирз занял совершенно однозначную позицию солидарности с Елизаветой, при этом дипломатично намекнув, что и приверженцев иной точки зрения он не осуждает. Лавировал, лавировал и, представьте себе, вылавировал. Этот фильм рано или поздно должны были снять. И дело тут не столько в концепте взгляда на кризис девяносто седьмого года с позиций обвиняемой стороны, сколько в горькой иронии над ушедшим двадцатым веком – этой эпохой мифотворчества и безапелляционных героев с безупречной биографией и характеристикой. Блистательная Леди Ди, «народная принцесса» – все верно, все так и было, неблагодарная «королева» неблагодарных же сердец; женщина, швырнувшая в лицо венценосной свекрови все, что та ей предлагала, и последние несколько лет старательно разрушавшая все, что ей дорого – кумир нации, которая на поводу у жадных до крови СМИ была готова уничтожить тысячелетнюю традицию, составляющую один из пластов ее культурного наследия. Ажиотаж вокруг образа погибшей как еще один пример массового гипноза, так популярного в прошлом столетии – красивым сказкам верят везде, тем более, когда главную ведьму вот-вот сразит карающий меч vox populi. Картина Фрирза есть не что иное, как идеальной формы камешек, брошенный в ухоженный огород британского общественного мнения; завуалированная попытка развенчания культа личности – возможно, слишком завуалированная, чтобы быть увиденной. Подчеркнутая отстраненность королевского дома от данной ленты также не добавляет ей авторитетности, однако отсутствие официального опровержения, с другой стороны, недвусмысленно свидетельствует о том, что в Букингемском дворце показанное, как минимум, не считают неправдоподобным – уклончивость как национальная черта, ничего не поделаешь. В конце концов, правды, скорее всего, не узнают даже биографы. 8 из 10
Трудно понять и объяснить причины массовой истерии, охватившей Великобританию после трагической гибели их любимицы - принцессы Дианы. В чем же феномен 'Королевы сердец'? Сдается мне, народу казалось, что она как никогда близка к нему, что она, вся такая элегантная, стильная, непосредственная выбивается из общего ряда чопорных членов королевской семьи. А уж когда на весь мир прогремел скандал о разводе Дианы и Чарльза, ввиду измены последнего - народ и вовсе ополчился против монархов, полюбив принцессу еще больше, чем прежде, увидев в ней простую женщину, которая как и любая другая, может стать обманутой, преданной, брошенной. И понеслось. Власть монархов, и без того очень условная и эфемерная покачнулась в связи с новостью о смерти 'Народной принцессы'. Сложно поверить в то, что королеву, жизнь положившую на благополучие страны, можно подвернуть бесконечным нападкам со стороны простых людей, даже не знавших Диану лично, усомнившихся в наличии скорби королевской семьи по поводу ее ухода. Получается, народ готов предать(а то и свергнуть) королеву ради мертвой принцессы, о реальном характере которой вряд ли кто-либо знает лучше, чем те, с кем она жила? Королева предстает перед зрителем величественной, мудрой, но в то же время обычной женщиной со своими страстями и недостатками - тут режиссер явно действовал крайне осторожно, с ювелирной точностью вычисляя ракурс, с которого королевская особа покажется в высшей степени правильно. И то, что слепая, яростная толпа в конце концов сломила ее ( а что поделать, не терять же трон), лишь прибавляет королеве благородства, ей не откажешь в умении верно расставлять приорететы, жертвуя личными убеждениями и даже честью. Актерская игра не вызывает нареканий; символичная сцена с оленем, которой можно придумать тысячу и одну интерпретацию, в каждой из которых будет заключен глубокий смысл; очередное освещение конфликта, терзавшего умы всех заинтересованных; умело вставленные документальные кадры и видео, и тем не менее... сухо, вяло, безэмоционально получилось. К тому же, никто не может подтвердить достоверность истории: мало ли кого что не устроит, не о простой семье Ивановых же снимали, подтасовка фактов и умонастроений неизбежна, а потому фильм становится лишь 'еще одним из', не принося ответа на волнующие многих вопросы и даже не воздействуя на зрителя эмоционально.
I. Жила-была королева…: Стивен Фрирз, поставив в 2006 году «Королеву», истинно британский фильм, сумел убить двух зайцев, так как снял одновременно и злободневный, и лиричный фильм. Фильм о легендарной женщине и скандальной женщине, фильм о её свите и типичном бульварном окружении Дианы, фильм о достоинстве одной и низости миллионов, фильм о системе правления и жалких людишках, копошащихся в ней. Таков Фрирз – режиссёр крайне неоднозначный («Кидалы», «Опасные связи», «Грязные прелести»), ехидный и скептичный. Грозный сатирик и сноб до крайности. Тем не менее, профессионал своего дела. Слой первый – документальный. Здесь Фрирз, хоть и перчит сплетнями, и присобачивает что-то своё в общей и привычной схеме изображения королевской жизни, всё-таки он рисует вполне убедительную картину монархического строя в Великобритании, и показывает целый ряд любопытных деталей интерьера, одежды, определённых церемониальных правил и вообще традиций. Фрирз неукоснительно уважительно относится к королеве, хоть и мило подшучивает над ней, иронизирует по поводу её режима дня, неукоснительного соблюдения правил дворцового этикета, как бы подшучивал мальчишка в церкви над священником, проводящим службу. Фрирз втихую хулиганит, и это особенно видно в начальном эпизоде представления четы Блэров королеве. Феерическая по иронии сцена! Также удачен монтаж и совмещение документальных кадров с реальными съёмочными кадрами фильма. Слой второй – художественный. В данном случае Фрирз раскрывает образы персонажей глубже, копает под их психологию – положение царствующего и ответственного за нацию человека, увязшего в беспочвенных обвинениях толпы в смерти человека, которого он знал. Давление отовсюду: и со стороны вежливой прислуги, и со стороны близких, и со стороны беспощадной прессы, и со стороны негодующего народа. Главная героиня прежде всего королева, в любых обстоятельствах, и она снимает свою маску только в редкие моменты одиночества. Эпизод на лугу с оленем весьма показателен – очарование, мечтательность мудрости, трогательность, человечность выражения королевы блистательно отображён в фильме. Фрирз вставляет шпильку: когда королева проходит по коридору своей резиденции, виднеются по бокам стен оленьи головы. Монархию нещадно кромсают и спокойно выставляют в качестве трофея на эти самые стены – и кромсают её те, кому лень признать себя неудачниками. Они готовы обвинять самого главного в стране во всех бедах, и шпынять из-за смерти женщины, каждый шаг которой вызывал бурные газетные дебаты и шепотки между обывателями. 50 лет правления королевы – что это для британцев: пустой звук или достойный путь правителя нации? Это фильм о женщине, достойной королевских почестей. II. Жила-была Хелен Миррен…: Балом здесь рулит Хелен Миррен («Повар, вор, его жена и её любовник», «Госфорд парк»), которая заслуженно сорвала большой куш наград на Венецианском кинофестивале, на премиях «Золотой глобус» и «Оскар». Игра Миррен построена на нюансах мимики – это не кривляние Джима Керри и не халявный метод соблазнения зрителя Джонни Деппа, и даже не холодная и застывшая красота Дженнифер Коннелли, а именно прочувствованная игра на острие психологического исследования. Приподнятая бровь, с верным акцентом устремлённый взгляд, тонкие изменения положения губ касательно происходящих вокруг событий, изящный поворот головы. А уж про походку, жесты и поведение в целом и не рассказать – это необъятный набор игровых приёмов Миррен. Особенно запоминаются моменты, как она надевает очки и садится в кресло, как она поднимает телефонную трубку и подносит её к уху, выравнивает предметы на столе с дотошной и несколько рассеянной скрупулезностью, стоит при разговоре с несколькими собеседниками, как произносит фразы и как меняется тембр голоса в зависимости от собеседника, его положения в обществе – например, заметно, что с девочкой с букетом цветов на площади она говорила совершенно иначе, нежели с остальными – искренне и душевно, не играя на публику. Играя такой сложный образ, как королеву, Миррен понимала, что её главной задачей станет изобразить светскость и в то же время чуткость героини, что является непростым актёрским заданием. Но актриса блестяще справилась с ним. За что ей выражается огромная благодарность. III. Жила-была свита королевы…: Хорош весь актёрский состав. Это и Майкл Шин в роли забавного премьер-министра Тони Блэра. Очень, очень неплохая игра. Запоминающаяся и не теряющаяся на фоне Хелен Миррен. Думается мне, что Фрирз специально выбрал комического актёра на подобную роль – он выглядит наивно и смешно, как наш Чебурашка. Это и Хелен МакКрори (бывшая кандидатка на роль Беллы Лестрейндж в «Гарри Поттере и Ордене Феникса», уступившая Хелене Бонем Картер), сыгравшая в необычном биопике Черри Блэр, жену премьер-министра. В эпизоде встречи с королевой она сыграла впечатляюще. Пожалуй, стоит записать актрису в список любопытных актёрских надежд. Это и Джеймс Кромвелл, ветеран кинематографа, сыгравший в фильме мужа королевы – формально присутствующего, но не правящего. Бойкий старичок из него вышел, я даже чуть не уронил ручку в отдельном эпизоде фильма. Это и Роджер Эллам («V значит Вендетта»), сыгравший вежливого до ужаса слугу королевы – честное слово, было так хорошо сыграно, что хотелось собственными руками утопить в реке Темзе этого мерзавца скучного и масляного, как елей. Наконец, это и Сильвия Симс в роли матери королевы – достойная работа, очередная доля иронии в выборе Фрирза. Отдельно хвалю композитора Александра Деспла – музыка прекрасно позволяет проникнуться и духом современной монархии, и духом не сломленной годами королевы. IV. Жил-был вердикт…: Фильм Стивена Фрирза весьма поучителен в одном плане – не пишите вердиктов. За вас это сделают другие… Увы! А так - это фильм о Королеве. Человеке, который запомнится миру.
Фильм «Королева» режиссера Стивена Фрирза – одна из достойных и взвешенных кинокартин, рассказывающая о непростом времени для английской королевской семьи и нового премьер-министра Тони Блэра, когда трагическая гибель принцессы Дианы грозит пошатнуть народную веру в конституционную монархию, не желающую реагировать на тревожные заголовки прессы и выпуски новостей. В прологе фильма не зря стоит строчка из Шекспира. Но если шекспировские герои сражались с противником мечом и стрелами, то в наши дни битва ведется с помощью камер и микрофонов. Что тоже требует определенного мужества. Тайны конституционной монархии Англия… Сознание сразу же очерчивает некие образы и названия. Биг-Бэн. Тауэр. Букингемский дворец. Отель «Ритц». «Карлтон». Гайд-парк. Оксфорд. Альберт-Холл…Если же перейти к практической стороне «английского вопроса», то это двойственность исключительно британского свойства: чопорность, сознание собственного величия и вместе с тем радушие, и простота. Англичане вообще мастера сочетать подобные качества. Например, можно вспомнить искреннюю радость королевы, видящей, что красавец-олень скрылся от охотников, ее неподдельную грусть, когда она приезжает взглянуть на мертвое животное, и, наконец, ее равнодушие человека, проходящего мимо оленьих голов, украшающих стены дворца. Умение хранить в себе различные качества, не вступающие в конфликт, может объясняться колоссальным самоконтролем. Чтобы почувствовать его, стоит прочесть, к примеру, дневники императрицы Марии Федоровны (родной сестры английской королевы Александры), недавно изданные у нас в России, из коих можно почерпнуть примеры, что подобные люди не утрачивали дар не только мыслить, но и чувствовать. Правда, им приходилось делать это рационально. Такова и королева Елизавета II, без особого права вмешательства в политическую жизнь страны, но вынужденная принимать некоторые важные решения. Своим фильмом Стивен Фрирз решился затронуть несколько рискованную и неоднозначную тему. Рассказывая о своих современниках, он мог бы уклониться как в скандальность, так и в хвалебность. Фрирз предпочел третье, не самое простое из возможного, но наиболее правильное: не вынося оценок и шокирующих признаний, он раскрывает образы героев, ищет психологические причины происходящего «за закрытыми дверьми» после гибели принцессы Дианы. И нужно заметить, создает версию, правдоподобную в своем исполнении. Здесь королевская семья – это люди, действительно воспитанные в духе многовекового наследия и не желающие предавать огласке семейное дело, премьер-министр Тони Блэр – человек «новой волны», не славящийся консерватизмом, но уважающий монархию и чувствующий настроения вокруг, а народная любовь к Диане - также волна непонимания и осуждения в стремлении найти виновных в трагедии. Три разных силы, но можно ли осудить какую-либо из них в абсолютной неправоте? «Счастье быть пристрастным…» Хелен Миррен исполнила роль Елизаветы II, показав феноменальную игру, где одна приподнятая бровь говорит больше, чем множество красноречивых слов, за что и была награждена «Оскаром». Изящно, спокойно и самодостаточно актриса создала такой силы образ Елизаветы, что оставалось лишь поверить в него. Характерна сцена, когда королева остается наедине с собой, лишь тогда немного нехотя позволяя показать свои чувства: мудрость, смятение, усталость, задор… Она необычайно естественна, будь то непростой разговор с принцем Чарльзом, благодарность во взгляде на девчушку, подарившую ей цветы, прогулка с собаками на свежем воздухе или прием официальных лиц в залах дворца. Даже в последнем случае естественность не покидает Елизавету, - не выказывая своих чувств, она не надевает маску фальшивого благодушия подобно миссис Блэр. Роль новоиспеченного премьер-министра Тони Блэра играет Майкл Шин, причем, ничуть не затерявшись на фоне выразительной игры Миррен, не уступая ей. За счет личного вклада актера этот образ стал куда более обаятельным, чем можно было представить. Ясно, что Блэр не тот человек, которого бы королева желала видеть во главе правительства, стоит вспомнить ее брезгливое отдергивание руки при их первой встрече. В его лагере тоже не скупятся на острые шпильки в ее адрес. Тем не менее, Блэр, прекрасно понимающий силу воздействия СМИ в ущерб имиджу монархии, пытается выправить ситуацию, убедив королеву в том, что времена изменились и отныне горю верят только если выступить в прямом эфире. Следует сказать, что в целом актерский состав подобрали на редкость удачно. Амбициозная и импульсивная Черри Блэр, способная как льстить, так и гримасничать за дверью, исполненная Хелен Маккрори. Поддерживающий Елизавету в том, что не нужно идти на поводу у общественности, аристократичный принц Филипп, сыгранный Джеймсом Кромвелем. Алекс Дженнингс играет принца Чарльза, больше своей матери представляющего о влиянии прессы, от чего пострадал еще при жизни Дианы, а потому убеждающий хотя бы приспустить флаг над Букингемским дворцом. Резкую Королеву-мать играет Сильвия Симс. Преданный и бесхитростный слуга, беспокоящийся за свою королеву, исполненный Роджером Эламом. Удивительно слаженный ансамбль! Цветы у Букингемского дворца В память о принцессе Диане, могли ли они стать цветами, возложенными вере в монархию? Не исключено. Но, тем не менее, эта вера англичан, впитанная с молоком матери, достаточно сильна. Королеву, вышедшую к своему народу, встречают настороженно, но по мере шествия Елизаветы вдоль этих рядов колючих глаз, на лицах появляются улыбки, некоторые аплодируют, многие приседают в реверансах. Стоит заметить, что настоящие, документальные кадры с принцессой Дианой, присутствующие в фильме, удивительным образом дополняют эту историю, не нарушая общей целостности фильма. О принцессе дается ровно столько, чтобы почувствовать ее шарм, суметь представить любовь народа к ней, но не выносить прямое суждении о личности, а вместе с тем и понять намек, что не все так однозначно. Например, в фильме об отношении королевы к Диане можно услышать от третьих лиц, но не от самой Елизаветы. Фрирз поставил целью акцентировать внимание на происходящем после трагедии, а не на личности погибшей, снять картину о столкновении противоречий во времени и людях, приправив все это поистине красивой музыкой. Таким образом, это рассказ о качествах характера, а не политике как таковой. О том, что иногда представители прессы способны устроить настоящую травлю под знамена кричащих заголовков. А королева не только монарх, но женщина, всю жизнь боровшаяся за счастье других. «Часто говорят, что английская политика эгоистична. Альбион называют 'коварным другом', врагом всему миру, заявляют, что он рад чужим бедам и сам им способствует. Я политику ненавижу и англичан политически оценивать не хочу. Я видел, каков англичанин дома. Он радушный хозяин, большой барин и верный друг» Князь Феликс Юсупов знал, о чем говорил.
«Королева» - биографическая драма 2005 года о британской королеве Елизавете II. Данная картина режиссера Стивена Фрирза повествует о взаимоотношениях английской королевы Елизаветы II и премьер-министра Тони Блэра во время августа 1997 года, когда трагически погибла принцесса Диана. Данный биографический фильм получился шикарным, сильным кино, имеющим свою кинематографическую ценность и исключительность. Драма снята достойно и интересно. Она раскрывает самое тяжелое, эмоциональное время Елизаветы II. Лично я получил большое удовольствие от этой картины, и недавно ее с удовольствием пересмотрел. Ну, кто бы мог так достойно и чисто сыграть королеву Великобритании, как не британская актриса Хелен Миррен?! Она потрясающая и сильная актриса, которая мне давно очень нравится, и в этом фильме она сыграла, пожалуй, свою самую лучшую и престижную ролью. Роль самой нынешней королевы невероятно тяжелая, и на плечах актрисы лежала большая ответственность за работу, и Миррен сыграла просто потрясающи. Мы смотрим на нее, а видим Королеву Елизавету II. Надо заметить, что Майкл Шин в роли Тони Блэра смотрелся тоже весьма убедительно. Дуэт этих актеров мне понравился, и они создали чистую, биографическую атмосферу того драматичного периода времени британского народа. Я с гордостью советую к просмотру фильм «Королева», который в свое время собрал кучу престижных наград и номинаций, включая Оскар за лучшую женскую роль – Хелен Миррен. Эта биографическая история от первого и до последнего кадра правдоподобна и несет с собой все то бремя, которое несла королева Елизавета II. Шикарный фильм! Спасибо… 9 из 10
Все мы привыкли представлять вместо британской королевы пережиток старины или несколько комичный образ очень богатой, старой, аполитичной и немного наивной женщины. Даже в учебниках истории Великобритания именуется ограниченной, а точнее парламентской монархией, то есть формой правления, при которой монарх выполняет только представительские функции, или иначе - фактически является живым символом самодержавной власти в Великобритании. Всё это так, но на самом деле миссия королевы в современных реалиях куда более сложная и интересная, равно как и её жизнь. Яркой иллюстрацией этому факту может служить удивительный фильм 'Королева', который даже мне как историку открыл массу интересной информации. Давайте посмотрим, чем фильм 'Королева' может быть нам полезен и интересен. 1. Интересные исторические реалии и увлекательный сюжет, основанный на реальных событиях. Действие данной картины разворачивается в роковое и самое драматичное время в современной британской истории. Свое начало фильм берет от 31 августа 1997 года, дня трагической гибели принцессы Дианы. Но перед этим мы видим некую предысторию, насыщенную фактами и журналистскими материалами. В них мы видим, как менялись взаимоотношения между принцессой Уэльской и королевским двором во главе с королевой Елизаветой Второй. Мы понимаем, что их взаимоотношения были не самыми лучшими, но всё же, не такими кровавыми, какими их привыкли рисовать журналисты. Далее фильм переключается на личное восприятие этой трагической новости королевой, её двором. Главный идейный центр этой картины - это межролевой конфликт Елизаветы Второй как королевы с традиционными взглядами и как простой женщины, матери и бабушки. Королеве предстоит сделать непростой выбор, а зрителю на протяжении всего фильма будет очень интересно следить за эмоциями главной героини, за сменой её настроения и общим развитием сюжета. К тому же фильм очень интересен с политической точки зрения, так как в нем очень ярко демонстрируется работа британской политической системы, все её плюсы и минусы. 2. Масса полезной и доселе малоизвестной информации. После просмотра 'Королевы' оказываешься в неком культурном шоке, так как понимаешь, что до этого фильма ты знал о Великобритании только самую общую, поверхностную информацию. Этот фильм показывает закулисную сторону королевской жизни, приоткрывает занавес над воротами.. . дворца. Например, очень детально показывается процедура приема королевой её посетителей, все старинные ритуалы и принятые там нормы этикета. Но самое интересное - это демонстрация Елизаветы Второй без венка власти на голове. Удивительно, но эта недостижимая и удивительная женщина тоже спит, как и мы, причем в дурацкой розовой пижаме. Она носит обыкновенный халат и живет в обыкновенной комнате. А по своим владениям она ходит в кирзовых сапогах и охотничьей куртке, в общем, одевается ничуть не лучше российских дачниц. Она свободно ездит на внедорожнике и разбирается в устройстве автомобиля, трепетно любит своих внуков и животных, читает газеты и уважает мнение окружающих. К тому же, как выяснилось Елизавета - это не хилый политик и государственный деятель с достаточно широкой компетенцией. В общем, лично я смотрел этот фильм с неподдельным интересом и нашел для себя массу новой информации. 3. Гениальная актерская игра Хелен Миррен. Елена Васильевна Миронова, более известная как Хелен Миррен - одна из самых востребованных возрастных актрис 21 века. Она известна в первую очередь своими второстепенными, но очень запоминающимися ролями. В этом же фильме она играет главную роль, да ещё какую! Да ещё как играет! Она блестяще справляется с задачей и создает на экране восхитительный, точный и детально проработанный образ британской королевы Елизаветы Второй. Как известно, в актерской среде принято считать самой сложной ролью роль своего современника, то есть реально существующего и живущего параллельно с тобой человека, чьи чувства и эмоции ты должен отображать на экране. Удивительно, что Хелен Миррен играет очень смело, не боится своей героини и полностью отдает себя роли. Также интересно, что она блестяще перевоплощается даже чисто визуально: несмотря на то, что на момент съемок Хелен было 59 лет, она очень убедительно и естественно смотрится в роли 70-летней женщины. Конечно, в этом есть заслуга и гримеров, но игра Хелен Миррен просто великолепна. Неудивительно, что она получила столько наград за эту роль, включая 'Оскар' и, что немаловажно, BAFTA - престижную британскую кинопремию. Также есть смысл похвалить остальных актеров, а особенно – Майкла Шина, играющего Тони Блэра. 4. Объективное повествование и всемирное признание. Что ж, этот фильм действительно очень объективен и даже, можно сказать, исторически точен. В нем дана непривычная трактовка событий, многим уже набившим оскомину. Также он совершенен с точки зрения кинематографических канонов: он идейно цел, не затянут, он заставляет зрителя сопереживать героям и формирует эмоции, в нем блестяще подобраны актеры, музыка, в нем совершенная режиссерская и операторская работа и пр. и пр... Но самое главное - он всемирно признан. Его признали интересным, объективным и оригинальным как британские, так и американские кинокритики. Но, конечно, апогей признания - это поддержка и поощрение этого фильма самой Елизаветой Второй. Удивительно, что королева, известная своим классическим воспитанием и скептическим отношением к искусству в целом, одобрила такой смелый проект. Этот тот редкий случай, когда человек, о ком снималась картина, остался ею доволен. Свое признание Елизавета выразила тем, что пожаловала Хелен Миррен Орден Британской империи. Наверное, раз самому историческому персонажу понравился фильм о нём самом, то и нам - простым смертным тоже стоит обратить на эту картину свое пристальное внимание. В итоге мы получаем эмоционально сильный, интересный, правдивый и качественный фильм, показывающий известные исторические события под непривычным, максимально реалистичным и объективным углом. Я рекомендую эту картину всем ценителям исторических драм, биографических фильмов, сильной актерской игры, а также всем желающим приоткрыть завесу тайны над личной жизнью монаршей особы. За высочайшее мастерство актеров, режиссера и сценариста, а также за историческую объективность и информативность фильм 'Королева', как мне кажется, заслуживает высший балл. 10 из 10
Ах, как же много мне хочется сказать! Весь фильм меня мучил один вопрос - а королевская семья давала согласие на съёмки? Королева Елизавета здесь - чёрствая, думающая лишь о традициях и собственных интересах, Филипп - падкий на оскорбления эгоист, Чарльз - двуличный лицемер, работающий на собственную репутацию, Тони Блэр - прямо-таки святоша, ну а как здесь представлена Королева Людских Сердец Диана, я даже не могу описать словами. Я с детства изучала Британскую историю и монархию в том числе, и может оттого отношусь к подобным фильмам весьма критично и ревностно. Ну а уж Диана была моей любимицей ещё с тех пор, как мне едва исполнилось 6. Диана, Принцесса Уэльская, Королева Людских Сердец. Что можно сказать об этой женщине? Стал бы наигранный, неискренний человек так всецело отдавать себя людям - всем людям, в особенности тем, кто более всего в этом нуждается? Стал бы так посвящать себя благотворительности? Отчего-то никто не сомневается в искренности намерений Анджелины Джоли, но каким-то нелепым образом создатели посмели поставить под сомнение намерения Дианы. Дианы! Той, кто покорил людские сердца. Глупо полагать, что лживый и наигранный человек был бы способен покорить миллионы. Достаточно даже тех документальных вставок в фильме о ней, чтобы заметить, насколько искренни её глаза - в них всегда отражались все её чувства - будь то счастье, сострадание или горе. Неужто у создателей совершенно нет совести, чтобы вот так открыто обвинять покойную Принцессу? Что же касается её отношений с королевской семьёй - а как бы вы поступали в семье своего супруга/супруги, которая закрывает глаза на то, что ваш партнёр почти открыто имеет любовницу? В семье, которая пыталась лишить вас права выбора, права на счастье? Для Дианы не имело значения, монархи они или нет. Для неё они были теми, кто не позволил ей быть счастливой. Далее, Чарльз. Куда-то исчезла в фильме любовь всей его жизни Камилла Паркер (не беря в расчёт пару слов о ней из интервью Дианы). И весь он вдруг стал так стараться поддержать бывшую жену, отдать ей дань хотя бы после смерти. Не стану спорить, и в жизни говорили, что именно он настоял на королевских похоронах, но всё же, всё же. Также эта его параноидальная боязнь убийства, откровенно вызывает скепсис. Ну и, как я уже говорила, это желание заполучить одобрение публики (уточняю - не народа, публики). Даже грустно как-то. Королева Елизавета вызывает во мне симпатию лишь в сценах с несчастным оленем. Даже слёзы навернулись пару раз. Но в основных сценах она - чёрствый, чрезмерно консервативный и скупой на эмоции монарх, до последнего не сильно переживающий насчёт мнения собственного народа. Но стоит признать, что в целом (!) смотрелась она гармонично. Филипп же меня просто убил. Наповал. Что за резкий на высказывания, громогласный и совершенно не уважающий чужое мнение старичок? Не хочу даже развивать эту тему. Одно громкое 'фу' и точка. Хоть принцев не стали трогать, и на том спасибо. Видимо, не смогли придумать, как бы их похуже представить, молодые же ещё. Тони Блэр, несомненно, не вызывает негативных эмоций, и это... чересчур. Ну что за крайности? Не одно, так другое. Единственное, к чему у меня совершенно нет претензий - это игра актёров. Роли исполнены великолепно, с чувством. Особенно отличилась, конечно же, Хелен Миррен. Удивительная игра, действительно можно поверить в её принадлежность к британской монархии. Режиссёру же - огромный минус, минус, и ещё пару минусов. Из этой темы можно было бы сделать прекрасно-драматичный, отображающий то, что происходило в мире в то время - эту скорбь, горе, эту пустоту, когда даже совершенно отдалённые от королевского двора люди не могли унять слёз горя и печали от потери такого удивительного человека, как Диана. Можно было бы показать эту внутреннюю борьбу Королевы Елизаветы, разрывающейся между своей собственной честью, родными традициями и желаниями своего собственного народа. В итоге мы получили жалкую, порицательную версию происходившего. Эгоизм, тщеславие, лицемерие, ложь - вот доминирующие фрагменты фильма. Я не могу с уверенностью говорить о том, что было на самом деле, но невозможно представить, чтобы люди, находившиеся рядом с ней столь долгое время, люди, которым она подарила двух прекрасных детей/внуков/правнуков, не горевали о ней искренне хоть каплю, искреннюю и горькую каплю. О ней искренне горевал весь мир! А семья нисколько? Невозможно даже немного поверить в это. Грустно. Смотреть на это было откровенно грустно (а в некоторых моментах я не могла унять даже злость). Всё это просто не может не огорчать и дать мне хоть какой-то повод поднять свою оценку. 1 из 10
Фильм основан на реальных событиях, и это ко многому обязывает - реальные люди, реальные чувства... Но ощущение искусственности не покидает. Хелен Миррен - во истину королева! И дело тут не только во внешнем сходстве. Здесь и достоинство, и внутренняя наполненность, властность. Не будь её, пожалуй, фильм был бы совсем слабым. Работа сценаристов оставляет желать лучшего. Диалоги, оценки и реакции - довольно грубо сделано. Например, эта отсылка к прошлому Елизаветы II, когда она говорит человеку, усомнившемуся в том, что она верно определила поломку своей машины: 'Не забывай, что во время войны я работала механиком!' - слишком уж в лоб... В фильме реально два главных героя - это не только история королевы, это история её премьер-министра. И вот интересная вещь - все действующие лица на фоне убитой горем нации выглядят в итоге бессердечными лицемерами, чёрствыми лжецами, кроме этой пары. Вообще, складывается впечатление, что снимали всё это совсем не ради королевы (всё, что касается неё, благодаря Хелен Миррен, как раз видится абсолютно достоверным и правильным), а ради обеления и одобрения Тони Блэра. Такой вот фильм-агитка. По сути, выходит, что он - единственный человек, поддержавший Елизавету II, благодаря которому она нашла правильный выход из ситуации, он - спаситель монархии. Вот такой вот замечательный человек, и тут, наверное, должно было стать совестно всем тем, кто параллельно с выходом фильма в реальном мире критиковал политику его кабинета. Но, в принципе, этому фильму за красивые картинки и действительно заслужившую 'Оскара' главную женскую роль можно было бы простить и некоторую затянутость (да просто периодическую откровенную скучность), и такое вот условное, но уж очень навязчиво-явное разделение персонажей на хороших и плохих, если бы речь шла о некоей придуманной королеве, её сочиненных проблемах и гипотетическом окружении. Ну, или хотя бы, если бы произошло всё это хотя бы лет пятьдесят-шестьдесят назад - затёрлось, забылось. А о здравствующих и, тем более, находящихся у власти людях, об их неоднозначных оценках событий, потрясших миллионы людей во всем мире совсем в недавнем времени, снимать такой фильм было, на мой взгляд, некорректно! 7 из 10
Моя 'королевская' неделя продолжается. Не знаю, что именно на меня повлияло, но в последнее время мне нравятся исторические фильмы, которые раньше мне казались скучными и чопорными. Хотя я всегда с симпатией относился именно к британской монархии. Англичане по сути своей педантичны и строги к соблюдению традиций. Наверное, именно это мне в них нравится больше всего. Пару дней назад я восхищался фильмом 'Молодая Виктория', пришло время отдать должное другой королеве. Всегда интересно узнать то, что скрыто от наших глаз: как ведет себя королева в неофициальной обстановке, о чем говорят во дворце и т.п. Ведь мы знаем о монаршей семье только то, что нам дозволено знать. Этот фильм немного приоткрывает завесу тайны и показывает нам, что королева - такой же человек, как и мы с вами. Она так же болезненно воспринимает критику и ей так же неприятно осознавать, что кто-то ее ненавидит. Но имеет ли она право показывать свои настоящие чувства и эмоции на публике? Не думаю, что кому-то понравилось бы, если б на троне восседала импульсивная истеричка. Ведь если человек не может совладать со своими эмоциями, то как он будет управлять государством? Не мне судить, насколько достоверно изложены события фильма. Но мне нравится в первую очередь то, что он основан на реальных событиях, которые я застал. Трагическая гибель Дианы действительно была для многих шоком. Эта тема обширно обсуждалась в средствах массовой информации. Документальные вставки, которые были использованы тут, до сих пор смотришь с комом в горле. Поэтому интересно было взглянуть на знакомую ситуацию с другой стороны. После просмотра во мне остались противоречивые чувства. Конечно, принцесса Диана была любимицей публики. Могу сказать даже больше. Она заняла третью строчку в списке 100 величайших британцев, составленным в 2002 году, оставив позади себя всех остальных членов монархии (Елизавета II всего лишь на 24 месте). Но и поведение королевы можно понять. А все сразу кинулись осуждать ее. Стоит отметить великолепную игру Хелен Миррен, которой удалось воссоздать образ королевы. В ее внешности есть что-то благородное, что сразу подкупает. Обратил внимание еще на жестикуляцию, мимику и даже походку. Это уже говорит о том, что Хелен готовилась к роли добросовестно и старалась максимально соответствовать своему персонажу. Она заслуженно получила и Оскар, и мое уважение. Я люблю, когда актеры полностью вживаются в свои роли. Если пофантазировать, то я мог бы легко представить на ее месте Мэрил Стрип. Они мне всегда казались похожими. Совсем забыл про Тони Блэра, которого тут выставили спасителем нации. Но честно говоря, о нем не хочется ничего писать. Для меня он был всего лишь фоном. Реакция Елизаветы II на этот фильм лично мне абсолютно понятна. На ее месте я тоже не захотел бы его смотреть. А вот всем остальным рекомендую. Особенно тем, кто знаком с событиями, случившимися в конце 90-х. 8 из 10
Редкий фильм не вызывает никаких эмоций. Но вот фильм 'Королева' для меня оказался именно из таких. Я смотрела и все пыталась понять, что хотел нам сказать автор. Королева и вся королевская семья не любили Диану. Если честно, это было понятно и до фильма. А вот четкой причины этой неприязни в фильме и нет. В фильме вообще почти ничего нет, кроме как поначалу категорического отказа хоронить Диану публично и как члена королевской семьи до полной капитуляции под давлением народа. Согласна, это редкое историческое событие: мертвая принцесса победила живую королеву. Но это все, что есть в фильме. Нет четкой драмы, экспрессии, кульминации, взрыва эмоций. Не считать же за взрыв эмоций реакцию премьер-министра на недовольство его команды королевы. Я так и не поняла, в какой именно момент он начал ей симпатизировать. Да и его конечное восхищение ею, на мой взгляд, чрезмерно. Королева хотела сохранить свою власть, и она все для этого сделала. Никакой жертвенности в этом нет. Не спорю, она поступилась принципами, но бывают ситуации, когда нет выхода. Это одна из них. Единственный момент, который понравился, это когда ребенок подарил королеве цветы. Актриса великолепно обыграла этот момент. 7 из 10
Я никогда не интересовалась политикой. Когда происходили события, описывающиеся в фильме, я была слишком мала, чтобы как-то оценивать происходящее. Хочу заметить, с тех пор, как этот фильм оказался в моей видеотеке, прошло много времени. И все это время никакого желания посмотреть не возникало. Наверное, это в силу моей предубежденности. Ведь у королевских особ есть власть, влияние, деньги, казалось бы, что ещё нужно. И действительно, вряд ли простой человек среднего достатка когда-нибудь поймет, что это значит - быть Королевой. Этот фильм перевернул все мои представления. Женщину такой силы воли мне видеть ещё не приходилось. Актриса на главную роль подобрана просто идеально. Не зря сама Королева одобрила её игру. Это просто потрясающе, не каждая смогла бы вынести такого открытого оскорбления от своего народа, на благо которого служила всю жизнь. Радует момент, когда маленькая девочка дарит букет Королеве. Это говорит о том, что ещё не все потеряно. Народ всё ещё помнит и чтит свою Королеву. Просто пришло новое время. И нам всем придется меняться.
Сразу хочу сказать, что фильм произвёл на меня большее впечатление, чем я ожидала.. Вообще актерам бывает очень сложно передать внутренние мысли и чувства своих героев, их склад души, какие-то внутренние скрытые качества так, что бы зрители не слышали за заученным текстом фальши. Я не могу сказать какой королева Елизавета была в жизни, но по фильму мне кажется, что Хелене Миррен удалось очень точно передать самые тонкие оттенки характера её героини. Сложно сказать, что я почувствовала эпоху (ведь фильм несмотря на то, что биографический, является и историческим тоже), но задуматься над поведением видных, известных людей (в часности политиков) фильм всё таки заставил. В остальном фильм был просто хорош (он хорошо снят и поставлен, удачен актерский состав, музыка и вставки документальных сьёмок отлично дополняют картину). Я не хочу вызказать в адресс этого фильма высокопарных слов: Великолепно, Потрясающе, Восхитительно. Это будет не умесно, так как мне кажется, что фильм направлен больше на размышления, чем на восторженне овации. И говоря, что фильм хорош, я подразумеваю, что это один из лучших фильмов, которые я видела. 9 из 10
Первые несколько минут фильма у меня было впечатление, что это как-то не взаправду. Что-то наподобие 'Кукол' или других сатирических передач, где показываются действующие политики. И дело здесь не только в том, что фильм про людей, которые все еще живут и действуют, но и потому что образы представленные в фильме какие-то чересчур прямые. Королева - дитя прошлого века. Премьер - представитель века нынешнего. Конечно финальные сцены все немного меняют, но ощущение надуманности остается. Когда в конце фильма Тони Блэр просто кричит и взрывается на своих помощников, которые хотят 'потопить' королеву, то возникают интересные мысли. Есть что-то за пределами спора между либералами и консерваторами, республиканцами и монархистами. Есть ценности, которые должны признавать все. Но признают их меньшинство. И как ни парадоксально, носителями этих высших ценностей становится королева, которая на протяжении всего фильма выставляется сухой, непреклонной ретроградкой. Вот в этих моментах и выявляется ценность фильма. Есть и еще эпизоды, которые надо отметить. Поразительно то, что даже королева зависит от заголовков в передовицах утренних газет (в отличии, например, от нас, где на них, кажется, никто не обращает внимание). Влияние супругов на политиков: сухой король, тянет свою королеву в средневековье и либеральная жена премьера, игнорирующая все 'ненужные традиции'. Ну, а королева смотрящая на оторванный кардан джипа - это просто умиление.
Это всё очень интересно смотреть. Всё классно снято и очень классно сыграно. Однако быстро ловишь себя на том, что фильм - это вольная фантазия режиссёра. Королева предстаёт уж слишком холодной, принц Чарльз вообще тряпкой, ну а Тони Блер - прямо спаситель нации и монархии. Может, конечно, оно и так. Однако, настоящей правды не знает никто, окромя этих царственных и правлящих персон. Сцена с оленем - это вообще цирк! Хотя сама по себе очень символична. И смерть Дианы тут идёт как бы фоном (хотя так и должно быть,потому что фильм о королеве-то), и вместо трагедии мы видим разыгрывающееся шоу из человеческих слёз и царской принципиальности... Традиционные пляски на чужом несчастье. Хорошее кино, но неоднозначное. На месте королевы Елизаветы я бы не приглашала Хелен Миррен, хоть она и отличилась. Незачем это.
Давно я не получал такого чистого удовольствия, как после просмотра 'Королевы' Стивена Фрирза. Полагаю, что в этой оскаровской костюмной суматохе и политической конъюнктуре выведшей Скорсезе на пьедестал, найдется достаточно достойных соперников. Но если вы любите английское кино, посмотрите этот фильм. В нем идет речь о нескольких днях 'кризиса монархии' наступивших после смерти принцессы Дианы. Как известно королевская семья в последние годы старалась сохраняя лицо не комментировать поступки и слова Дианы Спенсер. Да и после развода с принцом Чарльзом она формально более не принадлежала к королевской семье. После её смерти у монархов возникла сложная дилемма - как отнестись к её смерти, проявив уважение и сохранив при этом уважение к себе. Как отреагировать на трагедию и реагировать ли вообще? По разному можно относиться к исторической составляющей и интригам сопутствовавших столь громкому событию, по разному можно относиться к роли Дианы как 'принцессы человеческих сердец', однако неоспоримым будет тот факт по настоящему всемирной скорби и внимания к её жизни и смерти. Фильм интересен еще и потому, что зритель будто попадает в совершенно недоступный близкий круг, а режиссер при этом обнажает детали быта современных Виндзоров. Очутиться там с чашкой чая и вправду было бы любопытно. Также представляет интерес поверхностное погружение в рутину отношений институтов власти и взаимоотношения с прессой, являющейся по настоящему третьей властью. Сравнение постсоветской демократии с английской (пусть и основательно прогнившей, как многие скажут) все равно не в пользу первой. Игра Хелен Миррен очаровывает с первых минут и вызывает финальный восторг в конце картины. Майкл Шин мне понравился меньше, но скорее не по игре, а по роли. Принц Филип в фильме очевиден и замечательно сыгран актером с не милой сердцу королевской семьи фамилией. Приятного просмотра любителям тонкого занудства. Я же теперь с большим вниманием отнесусь к другим не виденным мною по разным обстоятельствам картинам Фрирза: 'Опасные связи' и 'Грязные прелести'.
Елизавета Виндзор пропала с поля зрения. Никакой реакции. Никаких обращений. А нация скорбит о Диане. И негодует: «Где наша Королева?!». А королева в замке Балморал, не просто не знающая как реагировать на смерть столь заметного персонажа, но и не находящая в себе силы признать, что Леди Ди буквально оккупировала королевскую семью любовью каждого британца и сочувствующего. Но, что бы королева ни думала, ни чувствовала, нет больше матери будущего короля Англии, нет бывшей ее старшего сына, нет невестки. Диана, принцесса Уэльская, умерла. Примерно так и происходило в Лондоне 1998 года. И фильм это своего рода дань памяти «Королеве людских сердец», хотя и показывает нам жизнь главы клана Виндзор, Ее Величества Елизаветы II. На ее роль Стивен Фрирз пригласил Хэлен Миррен, британку с русскими корнями, достойную и острую на язык. Ее игра настолько 'британская', что даже реальная Королева, после выхода фильма, пригласила Хэлен на обед. Майкл Шин, второе узнаваемое лицо в фильме. В роли новоизбранного премьера Блэра он и пытается общаться с монаршей особой, и общение их сводится к двум аудиенциям и телефонным разговорам. Это общение, кстати, и повлияло на ход английской истории. В этом фильме нет героев и злодеев, а главную роль, кажется, играет сама Принцесса Диана. Героиня без играющей актрисы заставляет нас сначала осудить, потом оценить, и в итоге проникнуться к истинным причинам такого 'холодного' отношения к трагедии английского трона.