'Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся, — и нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать...' Эти слова Фёдора Ивановича Тютчева из стихотворения без названия 1869 года обычно цитируются как призыв быть осторожным со словом, поскольку оно может и оживить, и глубоко ранить. Мне больше импонирует глагол 'оживить', потому что лента Валерия Михайловского 'Тайная прогулка' - это своеобразный посыл в будущее 'визуального слова', которым для режиссёра является его фильм. Снятый в непростое для страны время, когда оправданная жёсткость Андропова, сменилась 'лояльностью' долго болевшего Черненко и закончившаяся наступлением 'эпохи Горбачёва' (начиная с марта 1985г.), фильм выглядит, как своеобразный 'прощальный привет' из того времени, когда республики ещё не начали разбегаться с тонущего корабля под названием СССР, и слово 'интернационализм' было объединяющим, а совсем не оскорбительным. Спустя почти 30 лет после выхода на экраны страны, фильм воспринимается уже не только героико-приключенческой лентой, но и своеобразным 'окном в прошлое', возврата у которому уже нет, но в котором надолго (если не навсегда) осталось что-то очень важное. То, что делало жителей разных республик ОДНИМ НАРОДОМ. Фильм 'Тайная прогулка' - именно об этом. О том, что нет отдельно ни Литвы, ни Киргизии, ни России, когда появляется враг, способный одним росчерком пера упразднить существование целых народов. Фильм снимался к 40-летию победы над фашистской Германией, и, естественно, в какой-то степени являлся идеологическим заказом показать, что война с фашизмом ещё больше сплотила народы Советского Союза. Для этого и сюжет подбирался соответствующий. Сентябрь 1942 года. Советское командование Западного фронта намеревается перебросить в тыл врага разведчика, и с помощью немецкого пленного офицера, внука одного из военачальников рейха, выйти на генерала фон Гёрлица. Для сопровождения «важного лица» создается спецотряд. Фильм совсем небольшой по хронометражу, но в нём почти каждый персонаж успел раскрыться в полной мере. Прежде всего, это касается двух 'названных братьев' - лейтенанта Николая Арефьева (Сергей Варчук) и Зарлыка Сманова (Мурат Мамбетов). Необычно было наблюдать за Ниёле (Мирдза Мартинсоне). Очень органично выглядел в роли настоящего старшины Михаил Розанов. Как всегда особым шармом Борис Новиков наделил своего колоритного персонажа - деда Игната. И даже отрицательный герой - Васька-полицай - в исполнении Виктора Мамаева запомнился своей неподражаемой 'фактурой'. В фильме много музыки, которая является как бы'фоновым отголоском' двух песен В. Баснера и М. Матусовского: 'Мы родом из разведки', которую в своей обычной манере 'с хрипотцой' исполняет Николай Каранченцов, и 'Книга памяти моей' - исполнителя мне узнать не удалось. Слова из первой песни - это своеобразный рефрен: 'И не случайно на войне заметил кто-то метко: такого друга надо мне - с таким пойду в разведку.' И в заключении. В фильме есть запоминающаяся сцена, когда Ниёле обращается к бойцам: 'Вы все - мои братья. Навсегда!..' Кто бы мог подумать, что пройдёт всего-то пара-тройка десятилетий и от торжественно воспетой 'дружбы навек' останутся только видеовоспоминания...