Заключительная серия девятичасовой эпопеи 'Условия человеческого существования' рассказывает о приключениях главного героя на войне и в плену. Как и предыдущие серии, страдает от излишнего сокращения первоисточника. Интересно, что в фильме (как и в романе) советские солдаты показаны гораздо более человечными, чем японские, а положение пленных японцев и сравнить нельзя с положением пленных китайцев в Японии. Но это вовсе не означает, что советские войска свободны от штампов. Как и в предыдущих частях, фильм отличает великолепная игра Тацуи Накадаи, но своё логическое завершение она находит лишь в последних минутах. Отлично подобрана музыка, но его игра чересчур драматична: он падает с таким видом, словно мир рушится. Итак, фильм закончен, и нельзя не сказать о фильме в целом. Эта антимилитаристская эпопея отличается своей жестокостью (в особенности книга, фильм не такой жестокий) и силой убеждения. На примере Кадзи Гомикава показывает миллионы порядочных людей, не нашедший место в жизни из-за войны. На примере Кадзи Гомикава словно грозит своему поколению: вот до чего доводит война, беспощадная резня, на которой неизвестно зачем гибнут миллионы людей. 9 из 10
Масаки Кобаяси во время Второй мировой войны служил в Квантунской армии, находился в Харбине (город был одним из мировых центров русской эммиграции), по принципиальным соображениям отказывался от повышений в чинах, затем попал в плен к американцам и год отсидел в лагере для военнопленных. Из этого жизненного опыта он вынес огромную неприязнь к японскому и прочим милитаризмам. Фильм начинается с того, что главному герою приходится, снимая советского часового с поста, зарезать его. Эйзенштейновские крупные планы лиц, деэстетизация насилия, тема человека, угодившего в жернова истории, человека, которому приходится убивать и страдать за дело, которому он вовсе не сочувствует. Существенную часть фильма занимают сцены страданий военнопленных в советском лагере. Он воссоздан более-менее корректно - в отличие от голливудских фильмов здесь нет грамматических ошибок в надписях, русских играют русские и говорят без акцента (видимо сказались харбинские впечатления и личные связи Кобаяси). Понятное дело, что достать для съёмок небольших батальных эпизодов советские машины и танки в те времена было невозможно, поэтому их роли 'играет' американская техника (хотя можно дофанатизировать, что герою встретились советские части, снабжённые ленд-лизовскими поставками). Всё это немного смазывает впечатление от просмотра, здесь вам не самураи с мечами, а мы глазами невольного противника с неизбежными стереотипами. И если в плане достоверности - фильм не дотягивает до высшей оценки, то в плане выразительности художественных средств, гуманистического содержания картина производит сильное впечатление и запоминается. Главное открытие, которое ждёт зрителя: самые сильные американские фильмы о Второй мировой войне последних 20 лет - 'Тонкая красная линия' Теренса Малика и 'Письма с Иводзимы' Клинта Иствуда отчасти представляют собой художественные вариации на темы 'Удела человеческого'. Причём у Иствуда, хоть мы его и любим, заимствование стиля съёмок совершенно беспардонное.