Дэвид Линч писал об этом фильме - 'Это мой самый духовный фильм'. Эта фраза, на мой взгляд, ключ ко всему произведению. А еще события тех пяти лет его биографии, в течение которых он снимал этот фильм, и в результате которых обрел опыт медитации... Далее - мое понимание этой картины. ИМХО. Все, что творится в фильме, а, особенно, в комнате героя - метафора того, что творится в нашей голове. Наш разум рождает чудовищ, от которых мы, порой, не способны сделать ни шагу. Мы привязаны к ним, как к детям, и даже больше. Это - наши мыслеформы: 'важные насущные дела', установки, стереотипы, блоки, либо жизненные обстоятельства, которые появились в результате ошибки и тд. Они - дети нашего разума. Зачастую они уродливы, но мы заботимся о них, и выхаживаем их, даже, когда они 'болеют', и даже - любим их. Мы цепляемся за них, а они не отпускают нас. А что-то действительно важное, что приходит к нам из внешнего мира (как артефакт, который герой находит в почтовом ящике) - мы храним в драгоценном ящичке, прячем ото всех, включая нас самих. От суровой реальности мы уходим в мир иллюзий - на яркую сцену воображения, с которым тоже не в каждой голове все ладно. Каждая часть души способна проникать в другую, сплетаясь воедино, словно сон. И вот на сцену выходит наш самый главный страх - догадка о том, что мы - ничтожество, годное лишь на то, чтобы быть сырьем... К примеру, для ластиков. Мы - миллионы, которые не отличаются друг от друга, штампованные на одной фабрике. И вдруг (у каждого в жизни такое бывает) случается встреча, которая заставляет нас встряхнуться и захотеть принять важное решение - потонуть в чем-то прекрасном (поцелуй с девушкой из квартиры напротив), но мы вынуждены скрывать свое чудовище, и, в тот значительный момент, когда герой принимает решение и готов 'выйти в мир' - оказывается, что та, к которой герой потянулся, та неземная завораживающая красота (ее олицетворяет девушка из квартиры напротив) тоже не лишена недостатков, да и не было у нее того интереса - герой сам себе это придумал - это его мечта о чем-то возвышенном, о спасении из заточения его мрачного внутреннего мира. И испытав разочарование, мы обращаемся против себя - против того чудовища, которое вдруг стало виноватым во всех бедах и решаем уничтожить его. И что же? 'Не трогай - не завоняет'. Когда мы начинаем ворошить чудовищ своего разума - они становятся лишь больше. Говоря языком современных психологов, начинает 'бомбить'. Некоторых бомбит так, что наступает конец всей жизни. Главное объяснение фильма - в словах песни, которую поет девушка из батареи к концу фильма. Линч - художник, и этот фильм - ожившая картина, в которой существует не только двумерное пространство, но и развитие образов во времени. Удивительное, не имеющее аналогов повествование.
'Ученику известного профессора семиотики... понравился фильм «Полёты во сне и наяву». Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нём кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы — это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!» Из интервью с Романом Балаяном Утверждение французского теоретика и критика кино Жоржа Садуля о том, что сюрреализм как самостоятельное художественное течение исчезло из кинематографа сразу же после выхода на экраны 'Золотого века' Бунюэля, легко опровержимо творческим наследием эксцентричного Дэвида Линча, который хоть и не является подлинным адептом сего авангардного направления в искусстве, всё же не может быть верно анализируемый вне связи с ним. Дебютная работа режиссёра, представляющая собой калейдоскоп изобразительных метафор, визуальное воплощение иррациональных образов человеческого мышления, явно даёт понять, какими эстетическими принципами руководствовался Линч при создании сейчас уже культовой своей ленты, в то же время имеет относительно внятную сюжетную линию, что непременно указывает на её принадлежность к новой вехе новаторских движений. Существует безмерное количество трактовок данного произведения, естественно, в большинстве своём крайне противоположных, необходимых зрителю в силу овладевшего ним недуга - синдрома поиска глубинного смысла - но, как правило, даже косвенно не имеющих отношения к идейной составляющей фильма. Сам режиссёр уже не раз заявлял, что среди множества изощрённых предположений об истинном значении его иносказаний ещё ни одно не было близко к смысловой подоплёке картины, преимущественно являются лишь следствием субъективного восприятия того абсурдного мира, в коем так ярко прослеживается талант Линча к искусной мистификации, а посему попытки вычислить истинную глубину авторской мысли, доколе надлежащие измерительные приборы не будут изобретены, оборачиваются умышленным соавторством интерпретатора с её творцом. Воспринимать главных героев фильма полноценными персонажами - значит не замечать полное отсутствие причинно-следственных связей, намеренное пренебрежение логикой их поведения, в контексте столь фантасмагоричной истории обернувшихся воплощением агностицизма режиссёра. Не мене безрассудным оказывается и поиск причудливых сравнений, сопоставление художественных образов относительно внешней действительности, ибо символизм культового кинематографиста доступен пониманию исключительно его сознания, благо сулит зрителю не только напрасные мучения мозговых полушарий, но и замечательно переданную поэзию сновидений, как нельзя более лучше оттенивших трагические мотивы изображённых Линчем явлений и, что вероятнее всего, определяющих подлинную их суть. Учитывая, что основой творчества выдающегося авангардиста выступает не обнажённое подсознание, напротив, именно хитросплетение конкретных идей, вполне обосновано можно предположить, что данный кинофильм примыкает к такому современному направлению в искусстве как МОК-сюрреализм, которое хоть и сформировалось в России, всё же полностью соответствует особенностям эстетических принципов американского режиссёра. Стоит заметить, что одной из составных идеологии сего движения есть как раз-таки полное несоответствие проблемы способу её отражения, в случае с дебютной работой Линча оказавшееся неизгладимой причиной тщетных выискиваний некой философской мысли, возможно существующей, но по причине невозможности выявить содержание посредством самодостаточной формы, потерянной в интеллектуальном позёрстве мнимых эстетов.
8 из 10Впечатляющий режиссёрский дебют 31-летнего Дэвида Линча, мучительно снимавшийся долгих 4,5 года, производит неожиданный клаустрофобный эффект: столь мрачен, безысходен и, в прямом смысле, слова грязен мир, рисуемый автором. При всех многочисленных трактовках, в т. ч. и весьма точного наблюдения зрителей о виртуозно снятой сцене оплодотворения в начальных кадрах (червяк, похожий на сперматозоид, вылезает изо рта главного героя Генри и, по воле Божьей (в лице худого и покрытого язвами человека, наблюдающего за планетой Земля), плюхается в мутную лужу, символ женского лона), эта авангардная лента всё же поддаётся логическому объяснению. Действие происходит не просто в индустриальном городе, а вполне вероятно – в постапокалипсическом будущем. Загрязнённая экология порождает младенцев-уродов, а авторитарно-тоталитарная система без устали штампует людей-карандашей с ластиком. Чудовищное существование превращает семьи в подобие пациентов психиатрических клиник, а любовные чувства у молодых пар, скорее, подразумеваются, нежели на самом деле испытываются. Удушливая, зловонная атмосфера любого способна свести с ума. Линч творит крайне пессимистическую экзистенциальную фантазию в духе почитаемого им Франца Кафки, однако повествует вовсе не о борьбе маленького человека с Системой. В отличие от тонко чувствующих кафкианских персонажей, герой Линча кажется покладистым и недалёким, который и не догадается о бунте за свои права. И это Система хорошо понимает и ценит – в одном из своих видений-сновидений Генри снится, будто он теряет голову и из неё тут же делают десятки карандашей с ластиком. Генри только-то и нужно что комфорт – тепло и покой, чего не дают ему ни поспешная женитьба, ни незадачливое отцовство. И единственное, что доставляет ему подлинную радость – пухленькая белокурая певица из электрического радиатора с обвисшими комковатыми щеками, которая стеснительно давит падающих на неё червячков-сперматозоидов. Для Генри она – символ идеального существования, тогда как истеричная больная жена олицетворяет грубую, агрессивную реальность. Более того, супруга Генри – перевёртыш героинь неоднократно игравшей у Линча актрисы Лоры Дерн, которые за простоватой внешностью скрывают авантюрную и чувственную натуру, и предтеча школьницы Лоры Палмер из провинциального городка Твин Пикс, другой линчевской героини «с двойным дном», внешне добродетельной, а внутри – сущего беса. В таком контексте и несчастный уродливый младенец – результат не только загрязнённой экологии, но и дурных генов, и нестабильного состояния матери, и вообще всего отражения агонизирующей технократической эпохи. Возможно, «Голова-ластик» покажется несколько манерной, излишне метафоричной, раздражающей и медлительной, однако именно её интереснее всего пересматривать, поскольку всякий раз обнаруживаешь новый линчевский месседж. К тому же, в этой ленте отразились все основные мотивы его творчества. И один из сквозных элементов «Головы-ластика» – младенец-урод – отзывается не только в его следующей ленте «Человек-слон» (1980), повествующей о реально существовавшем мужчине с деформированной внешностью, но и практически во всех других фильмах Линча, с поправкой на то, что режиссёр в который раз применяет перевёртыш: он представляет людей-фриков просто непохожими на своё окружение, выделяющимися из толпы в силу своих внешних особенностей, тогда как страшными чертами характера наделяет вполне себе миловидных или, на крайний случай, просто неопрятных, неухоженных людей. 8 из 10
Это больше статья, нежели рецензия, посвящённая восприятию фильмов Дэвида Линча, и его крупному первенцу, фильму 'Голова-ластик'. Многогранность мира, его видений и проявлений не имеет границ. Увиденное и представленное, только мимолётная связь времён в настоящем хаосе вариантов. Которые имеют место в нашей жизни, показывая наши мысли и видения в различном ключе. Перечислять более знаменитых деятелей, особой надобности нет. Но в данном, определённом случае, можно остановится на сюрреализме и метафизичности, к примеру - Дэвида Линча. Есть множество подходов, трактовок и видов, как и чтения различных работ. Многие из них, рождают свои образы и наталкивают на разные мысли. Чем более запутанная картина мира, фильма, руководства, тем более упорядоченная модель влияет на хаос, делая его неизбежным в глобальном и массовом проявлении. В жанровом, как и стилистическом выражении, чем больше этих трактовок, видов, вариантов и даже мнений, тем сильнее по восприятию и воздействию данная работа. Многогранность намного выше универсальности, как и любая головоломка сложнее довольно плоской трактовки. Чем ценен, такой мир - Девида Линча, показанный в этой на первый взгляд сумасшедшей картине 1977 года – «Голова – ластик»? Ценен, прежде всего, многослойностью повествования. Символами и образами завуалированными, чуть ли не в каждом кадре. Многогранностью и «бесконечностью» трактовок. Это и страх мира, общества и конкретного человека. И фантасмагория человеческого сознания. Миры снов и различные наваждения психического характера. Во многом, тёмные, безысходные и угнетающие картины человеческого сознания в становлении и индивидуальном контакте, как и подходе в метафизику вселенной. С визуальной и внешней стороны, его послания говорят о форме и выражении тех «вещей», которые влияют на подсознание, заставляя нас задумываться и искать различные варианты ответов, которых может и не быть. Как может и не быть, правильного восприятия чего либо. Смысл и осмыслённость – «вещь» личная и определённая индивидуальностью. Чрезмерные или бесконечные поиски данной химеры, могут привести к сумасшествию. В определённых жанрах, стилях и направлениях – ценность автора и его творения выявляется в нетривиальной прочитке, загадочности и многочисленности всевозможных секретов. Сам Дэвид Линч намекает, что его фильмы имеют скрытый смысл, некое послание и «двойное дно». И данные творения, ни в коем случае ненужно настраиваться и смотреть как фильм, кино – в общем понимании. Только так можно достичь нужного состояния и внутреннего (душевного) равновесия, созерцательно абстрагироваться в понимании увиденного. Развивая аналитичность мышления, для дальнейшего продвижения. Как мир, так и эту картину, мы видим и понимаем по-разному, хотя и живём друг с другом, дышим одним воздухом и ходим под одним небом. И в моём понимании, он отображает в своих работах внутреннее «Я», и его проявления на внешний фактор окружающего мира. Определённый (данный) фильм можно увидеть и прочитать разносторонне. И так сказать, на своей волне каждый раз, акцентируясь на различные факторы в вашем сером веществе, которые будоражат ваше сознание. Оценивать такие работы (фильмы), как «Чёрный квадрат» Малевича – субъективно, сложно и в основном бессмысленно для понимающего человека. Но, всегда шкала ощущений и объективная правильность требует оценочную мотивацию. Которой мы все и поддаёмся. Конкретно по фильму. Фильм делится на эпизоды, фрагменты и маленькие части. Которые при раскрытии обретают, как в калейдоскопе, визуальную картинку внутреннего содержания. Так отваленная и принесённая голова на конвейер карандашной фабрики, показывает наше стремление и влияние массовой пропаганды. Человеческую голову сверлят разные мысли, разные влияния. Хомо сапиенс, как сырьё на безотходном производстве, мозги которого снова стирают в масштабах вселенной и делают тот же ластик. Или, например, карандаши с резинкой из мозгов и головы. Всё это показывается внимательному зрителю, как ребус, отгадать который, всёравно, что выйти с лабиринта. Далее идёт, закомплексованность человеческого сознания, его поступков и всевозможных правил. Науськаных урбанистическим строем, человек, не вправе своевольно распоряжаться даже свой жизнью. Так как, всё общество привыкло к указаниям. Как куклы на ниточках, в старом театре жизненного абсурда, управляемые высшей инстанцией, вплоть до земного масштаба. Что можно ещё сказать. Создание и передача взгляда, мира, атмосферы. Стирается грань между сном и реальностью. В самом жанре сюрреализма всё гипертрофировано, перевёрнуто в отражениях, и многое показывается как сон. Посмотрите, а хоть вспомните фильм великого французского режиссёра, классика формы – Ален Рене, «В прошлом году в Мариенбаде», 1961 года выпуска. Где сон во сне, игра теней и самая большая тягучесть действия в отражённой действительности. Также и у Линча, безысходность имеет причудливые выражения и мрачные тона. Видения посещают всё больше и больше. Постепенное сумасшествие главного героя. Выход страхов и места видений, как и места полного спокойствия. Выход видений и наваждение у Генри за батареей. Где оттуда он видит потусторонний мир, вечно зовущий всех в различных состояниях человеческой мятежности. Также мы можем увидеть проблемы семьи, воспитание и отношение друг к другу и к ребёнку. Жестокость социума, от мала до велика. Человеческий эгоизм и незащищённость беззащитных, неокрепших созданий. Рождаемость и аборты. Страх сковывающий душу человека в образе той исковерканной форме эмбриона с начинкой нечеловеческой плоти и потустороннего, мерзкого субстрата. До мозга костей мучающего внутренний мир человека и показывающего нам освобождение, только столь радикальным путём. Есть, также догадки и теория, что Дэвид Линч в столь первом фильме показал самого себя из страхов, комплексов и многого вышесказанного. Далее, зная уже, что за киноупрожнение тебе предстоит, ты специально настраиваешься, как на нужную лекцию, чтобы в данном посыле и выражении, увидеть нечто большее для себя. Можно в данном случае, почитать нужную информацию, сподвигая себя к данному просмотру. И если, просмотр тебе отвратительный, полная бессмыслица и выражение воспалённого разума – можно сильно не расстраиваться, заплевав весь экран проявлением несогласия, вы совершили просмотр, по нужной и простой причине – чтобы знать! Как очень часто бывает, режиссёр или автор сам порой не представляет как глубоко и сильно это даст резонанс. Его, автора понимание, на тот момент видело (видит) одну-две грани сказанного за работой (фильмом). Все грани или полный спектр, не видит никто. Бога оставим в покое. Человек же, что увидел, понял, так и передал. Он выражается. 7 из 10
Однажды Генри Спенсер (Нэнс) – угрюмый, замкнутый житель кошмарного индустриального города, получает весточку от своей бывшей девушки Мари (Стюарт), которая приглашает его на ужин. Генри знакомится с её родителями, неуклюже поддерживает беседу, соглашается помочь в разделывании цыплят, которые ни с того ни с сего начинают шевелиться и истекать кровью, а в конце концов узнаёт неожиданную новость. Оказывается, Мари родила ребёнка. Причём, родила раньше срока, и ребёнок больше похож на инопланетянина из спилберговских фильмов, нежели на человека, но Спенсер, как человек порядочный, или, скорее, как человек, припёртый к стенке в прямом и переносном смысле, соглашается на ней жениться. Мари и ребёнок-мутант селятся в его однокомнатной квартире… «Голова-ластик» – знаковое явление в кинематографе. Это первый полнометражный фильм режиссёра Дэвида Линча, известного своими сюрреалистическими, непонятными и завораживающими картинами. Фильм малобюджетный, с непрофессиональными актёрами (многих из них вы больше нигде и не увидите), снимавшийся в течение пяти (!) лет, и, тем не менее, завоевавший множество поклонников, среди которых Стэнли Кубрик и Джордж Лукас. Я не ожидал от «Головы-ластика» ничего особенного, потому что старое американское кино воспринимаю плохо. Даже столь любимый в нашей стране телесериал «Твин Пикс», снятый тем же Линчем в начале 90-х, показался мне устаревшим. Но оказалось, что «Голова-ластик» до сих пор смотрится очень неплохо. Этот фильм вполне мог бы снять какой-нибудь современный авангардист. Ребёнок-уродец, непонятно каким образом созданный Линчем, до сих пор производит гнетущее впечатление. Причёска Генри кажется не смешной, а, напротив, зловещей, как и было задумано тогда, тридцать лет тому назад. Конечно, говорить о том, что было задумано, очень сложно. Линч говорит, что за все эти годы никто так и не приблизился к истинному смыслу «Головы-ластика». Но в то же время это гораздо более простой фильм, чем, скажем, «Внутренняя империя», после просмотра которой оставалось только развести руками. Здесь каждому актёру соответствует один и только один персонаж, нет столь характерных для позднего Линча дву- и триединых личностей и жутко похожих друг на друга, сбивающих зрителя с толку молодых девушек. Есть зловещие, не вполне понятные сны, есть загадочные персонажи вроде Леди из Радиатора или Человека на Планете, но основная сюжетная линия выдержана довольно чётко. Кроме того, совсем нетрудно увидеть в замкнутом, одиноком Генри Спенсере, живущем в комнатушке с окнами, заложенными кирпичом, современного городского жителя. Очень показателен момент, когда отец Мари просит Генри рассказать чего-нибудь, а тот говорит, что на самом-то деле ничего и не знает. И продолжает молчать: не столько потому, что стесняется, а сколько потому, что сказать действительно нечего. Есть у Генри и «скелеты в шкафу», а точнее «червячки в шкафчиках», которые, вероятно, символизируют его прошлые грехи. Сложнее дела обстоят с ребёнком. Кто-то считает, что Линч отразил в этом фильме свой собственный страх перед отцовством. Мне во время просмотра показалось, что уродец – просто-напросто злобное, отвратительное существо, собирающееся убить Генри (и не надо говорить, что он маленький и беззащитный: вспомните, как он злобно хихикал, когда у Генри не сложилось с соседкой). И каждый раз, когда Генри засыпает, подсознание начинает твердить: «Он опасен! Он погубит тебя!» Многие другие говорят, что уродец – это некий внутренний демон Генри, воплощение какого-то из его грехов или даже он сам. И это тоже вполне вероятно. А Леди из Радиатора – по-видимому, смерть, которую Генри связывает с избавлением, искуплением грехов и переходом в лучшие миры. Говорить об актёрской игре, наверно, бессмысленно, потому что режиссёры уровня Линча подавляют в актёрах индивидуальность и полностью подчиняют их своей задаче. И всё же Джек Нэнс – молодец. Он, кстати, снимался практически во всех линчевских фильмах вплоть до своей смерти в 1996 г., в частности, играл бригадира лесопилки Пита Мартелла в «Твин Пиксе». Там он выглядит гораздо старше, но его нетрудно узнать по мимике и выражениям лица. Короче говоря, кино на удивление хорошее, в меру авангардное. Слабонервным не рекомендуется, смотреть его тяжело и неприятно (чего только стоит зловещая и абсурдная сцена на карандашной фабрике, которая и дала название фильму), но длится оно меньше полутора часов, так что выдержать можно. 8 из 10
В 1972 году как Эдвиж Фенек нежно обнимала черного как ночь котофея, так Линч метафорически прижимал к метафорическим грудям идею полнометражного чуда, воплощение которого потребовало от неопытного режиссёра долгих лет работы. Но его проект был совсем не похож на котеечку, имел странное бессмысленное название и коротенький сценарий, поэтому финансирования Дэвид не добился. А Линч не простой, поэтому нашел выход из положения. Поменяв название на Eraserhead(«Голова-Ластик») старина Дэвид, начал вкалывать на плебейской работе, разнося газеты, на потеху соседским старикам, ведь на тот момент ему был 31 год. На главную роль Линч выбрал актера Джека Нэнса, с которым не расставался на протяжении долгих лет. Кто знает, возможно именно это привело к его трагической гибели. Да чего уж там, первый оператор картины Херберт Кардуэлл спустя два года после начала съёмок умер во сне. Страшно представить, что могло ему сниться после работы с Дэвидом Линчем. На заработанные им гроши фильм снимался отрывками на протяжении 5 лет. Одни и те же декорации приходилось собирать и разбирать по нескольку раз, а сцена, в которой Генри входит в свою квартиру, была снята через полтора года после сцены, в которой Генри открывает дверь. Итак, Ластик хорош. Прекрасен и безобразен одновременно, такое редко бывает. Но почему он Ластик? Этот вопрос ставит перед собой большинство зрителей, и каждый волен решать за себя, ведь режиссер не дает однозначной трактовки. Я беру на себя смелость предложить вам свое видение этой картины. Мистер Спенсер живет в окружении невероятной мерзости, и я говорю не о мрачных тенях, или мелких неприятностях, а о чем то более глобальном. В первую очередь о рутине. Клятая рутина, скучная работа, жизнь “как принято”, девушка с ребёнком, её невыносимо отвратительное семейство, женитьба по залёту, совместная жизнь с нелюбимой женой, её побег, а самое главное — полное смирение Генри перед обстоятельствами, отсутствие хоть какого-то подобия борьбы за свою жизнь — всё это Паскудство(с большой буквы) и воплощает в себе безобразное порождение, которое орёт и хохоча _стирает_ то, что ещё оставалось от личности героя. Обратите внимание, в одном из кошмаров, этот самый Ластик “стирает” его голову, занимает её место и орёт. Вот-вот. То самое, из названия, и получается. И из снов, из-за батареи, приходит спасение. In Heaven everything is fine. Генри принимает единственно верное решение, приносит Ластик в жертву и освобождается. И граница сна и реальности исчезает. Уверены, когда Генри обернётся, то вместо выпотрошенного уродца в замкнутой комнатёнке увидит другой мир, полный красок. Жертва вообще имеет огромное значение(я не об этом фильме конкретно, а в целом). Впрочем Ластиком можно считать и Леди из-за батареи, которая “стерла” покорность судьбе Генри и позволила ему сражаться за свободу. А может Линч вообще для смеха это название придумал, чтобы бездельники вроде меня вечерами бредятину надумывали (и спасибо ему если так). А если не так — всё равно спасибо. В своих интервью Дэвид Линч называет «Eraserhead» своим самым «тонким» фильмом и принципиально отказывается комментировать его сюжет, заявляя, что зрители должны самостоятельно составить о нём своё мнение и постичь заложенный в эту картину смысл. Неудивительно, ведь этот человек в качестве ребенка-мутанта выпотрошил замотаный в тряпку эмбрион ягненка и и устроил ему пышные похороны. В то же время, фильм(как, впрочем, и любой авторский) восприняли неоднозначно, а многие критики после просмотра подозрительно стали коситься на Мистера Линча, который, однако, не тушил о них сигарет. А стоило бы. Но, маститые корифеи мира кино приютили его под своими нежными крылами, подарив неопытному режиссеру путевку в большое кино. В один конец. 10 из 10
Я посмотрел этот фильм совсем недавно. В целом, я уже достаточно давно интересуюсь артхаусом и поэтому к просмотру был полностью готов. Итак, что же нам показывает мистер Линч? Скажу, что фильм завораживает с первых секунд. Мы видим космос, в котором парит Генри, затем мы переходим на печальную планету, которой правит человек с обожжённым лицом. Он сидит в каморке с разбитым стеклом и двигает рычаги. Но вот мы попадаем в город. Унылый и печальный промышленный город, такой же унылый и печальный, как глаза Генри. Мы видим тёмные закоулки, где нет людей. Может даже показаться, что Генри-единственный обитатель этого грустного мира. Но это не так. Мы идём за ним в его дом, где он узнаёт от симпатичной соседки, что его девушка Мэри звала его к себе. Оказалось, что она родила ребёнка раньше срока. Ребёнок оказался совсем непохожим на человека, Мэри родила больного, вечно хнычущего мутанта. И начинаются заботы молодой семьи, но те не приносят им радости. Мэри покидает мужа и тот остаётся один. И с ним начинают происходить совершенно абсурдные вещи, которые закончились убийством ребёнка, смертью Генри и всего этого мира, вместе с его хозяином. Атмосферно, красиво и очень депрессивно. Ничего подобного вы больше не увидите. Мир, в котором жил главный герой словно отчуждённая зона вечного мрака и печали. Он почти не разу не улыбается за фильм, разве что пытается изобразить что-то похожее на улыбку, когда знакомится с родителями Мэри. Я читал что этот фильм такой страшный, что там всё ужасно и т.д. Я так не считаю. Фильм ни на каплю не показался мне страшным, наверное потому, что я уже видел по-настоящему страшный фильм под названием 'Порождённый'. Я бы не стал 'Голову-ластик' относить к фильмам ужасов, но то, что он абсурдный и грустный-факт. На многих моментах мне хотелось рыдать, но постарался себя сдержать. Чего только стоит сам образ Генри и его мечты, поющей девушки из радиатора отопления. Девушки, которая могла бы быть вполне симпатичной, если бы не её изуродованные щёки. О чём этот фильм вообще? Думаю, что этот фильм о негативных эмоциях человека: страхе, печали, отчаянии. Но это лишь одно мнение среди множества других, так как Девид Линч так и не согласился сказать о том, о чём же всё-таки фильм. Стоит ли его смотреть? Несомненно. Если вам одиноко, плохо на душе, если вы хотите новых впечатлений или просто хотите познакомится с творчеством великого американского режиссёра, то смотреть обязательно. Ведь этот фильм- о нас и каждый наверняка сможет увидеть себя в одном из любого персонажа фильма 10 из 10
Прежде чем переходить непосредственно к анализу данного фильма и характеристикам его главного героя, следует коснуться основной идей, концепта одного из первых творении прославленного Д. Линча. В целом же, основной сутью, направлением фильма является задача показать внутренний, духовный мир одного самого простого, неприметного (за исключением прически и коротких брюк) фабричного рабочего, его страхи, фантазии, мечты (работу бессознательного в целом) с максимальной эффективностью и отдачей, но в тот же момент сохраняя атмосферу 'гиперреальности' происходящего. Такие попытки уже не раз предпринималась за историю кинематографа (самые удачные у Бенюэля), но только для Линча обстоятельства в мире (всеобщее безумие, социализация, кибернетизация и т. д) сложились таким образом, что человеческое подсознание обернулось богатейшим материалом для кинематографистов, в то время как все остальное превратилось в банальность( см. Начало, Матрица, Шоу трумана и пр.). Все это очень ярко и красочно (хоть фильм и черно-белый) отражено в фильме глазами (а также внутренним оком) персонажа по имени Генри. На деле же, фильм вовсе и не о нем, а о жизни (от рождения до гибели) самого несчастного в этой ленте персонажа - маленького 'неизвестно человека-ли'. И начинается его жизнь с того, что некое существо, обитающее где-то внутри Генри (такое есть у каждого), и следящее за внешним миром из своего треснувшего оконца, дернув за рычаг заставило головастика мчаться навстречу будущему. Генри же вовсе не осознает, что в нем живет это нечто и координирует решающие для его жизни действия (такие как зачатие ребенка или измена жене). Его вечно жалостливое, удивленное выражение лица свидетельствует о том, что он всего навсего марионетка в цепких лапах как своего собственного внутреннего 'я', так и абсурдного, жестого, холодного 'реального' мира. Далее Линч как раз демонстрирует безумие, безысходность, пустоту и абсолютное безраличие современного индустриального общества путем введение в действие т.н. нормальных, цивилизованных членов семьи Мэри, а также наглядной демонстрацией пейзажей промышленной зоны. После рождения ребенка Мэри сбегает, оставляя Генри один на один с беззащитным, маленьким, вечно орущим, требующим внимания головастиком, обернутым в пеленки. Тут-то для Генри и начинается настоящая борьба. В целом, трактовать происходящие далее события однозначно не представляется возможным. Тем не менее, внутренний мир Генри представлен как сцена с поющей девушкой (изувеченная мечта), уродливым деревом (попыткой самостоятельного преображения) и-и-и...ВСЕ! Его погружение в себя оказывается малоэффективным, ибо реальность в виде все перерабатывающего, поглащающего конвейера добралась и туда. И переработала его мозги как сырье, предназначенное для производства определенной группы товара, а именно - стирательной резинки на карандаш. В действительности же - тщетные попытки поиска нового сексуального партнера в лице красивой соседки (что показательно она видит его так, как он видит своего сына - головастиком), привели его в отчаяние и он решается на отчаянный шаг - убить своего сына и расправиться, таким образом, с уродливым внешним миром, победить, преодолеть его и остаться один на один со своей (пусть и не самой красивой) мечтой. Как видно, фильм является своеобразным венегретом, соединением и синтезом всех социальных, духовных и метафизических проблем, выпавших на долю несчасного Генри. В отличие от прочих режиссеров новаторов, борющихся за идею, против системы, существующего общественного строя, Линч действует своими чрезвычайно результативными методами. Фактически, деятельность большинства современных нонконформистов (какой бы революционной та не была) не разрушает, но, напротив, поддерживает жизнестойкость т.н. 'системы'. Не то с Линчем - хитросплетения сюжета, действующие на подсознание, запоминающиеся образы, принуждение зрителя думать над увиденным (в противном случае фильм покажется собранием разрозненных эпизодов) в итоге дает сознанию чистую, простую, ясную идею (проповедуемую почти любой религиозной конфессией, но отрицаемую цивилизациями), идею о том, что этого мира, в общем, просто...НЕТ! А главную и определяющую роль в человеческой жизни играют его внутренние движения, эмоции, мечты, желания, фантазии, которые зачастую оказываются реальнее самой ужасной реальности. В итоге, несмотря на тщетные попытки общества (Голливуда в частности) превратить мысли в товар, всю жизнедеятельность в сценарии к глупому, абсурдному фильму, осмеять и унизить все попытки проявления свободы, человеческая 'внутренняя империя' имеет потенциал. И он огромен. В заключение цитата французского философа Ж. Бодрийяра, обращенная к тем, кто аппелирует к абсурдности, нелинейности, загадочности фильмов Линча и алкает нормальности во всем: 'Приют для умалишенных как бы растворился в социальном пространстве, потому что нормальность дошла до такой идеальной точки, где она сама обретает характерные черты сумасшедшего дома, потому что вирус заточения проник во все фибры «нормальной» жизни'
Много, кто знает такого известнейшего кинорежиссера, как Дэвид Линч, но мало, кто добирается до его самых первых работ в плане просмотра. Эти картины знаменательны своим периодом 70-х: своей прогрессивной индустриализацией, причинившей страдания самой природе, своим отношением к новому, своими манерами восприятия культа своей же личности. Это кино из тех, который должен посмотреть каждый. Не важно, где закончится для вас этот фильм: после 10 минут или 40, главное в том, что он произведет на вас тот самый эффект, которые так в себе скрывают многие. Линч — представитель американского независимого кинематографа. Не взирая на проблемы с финансами и личной жизнью, он до конца шел к созданию фильма, разработки которого ушли на 4 года в стагнацию. Из-за его видения ситуации по-своему многие спонсоры и киностудии предлагали ему изменить свою вариацию, но он, грубо говоря, посылал всех в лес и шел своим путем к финишу и своими силами. Не смотря на то, что возложили запрет на его фильм для трансляции на американском телевидении, так его еще и выпустили в ограниченном прокате. Кинотеатры, взявшиеся за это дело, называли «независимыми» — это арт-хаус по современным меркам. Я все время предполагал, что в фильме будет герой, чья голова будет извиваться, как желе. И не знаю, почему я так думал! Посмотрев же, я понял, что оно подразумевает стирание будущего жизненного пути главных героев. Девушка Генри забеременела и родила ребенка преждевременно. Генри в свою очередь об этом узнал от ее матери спустя 6 месяцев от зачатия. И с этого момента пара стала жить вместе под одной крышей обнищалой комнаты со своим детищем. Ребенок-мутант! Он отнял у них много времени, он стер ее, как будто так и надо. И с каждым моментом Генри мучает мысль об аборте, который Мэри не сделала в свое время и не избавила их от такой жизни. Я думаю автор хотел показать этим фильмом всех недовольных родителей своим положением по заботе над ребенком. Над его ухаживанием, кормлением, как рожденный тратит время и нервы родителей, что он превращает их жизни в рутину повседневности. Даже есть сцена, когда у Генри взрывается голова, и проходящий мимо мальчик подбирает ее и несет к своему папочке на завод по производству карандашей, где работник берет вещество из мозгов Спенсера и далее вставляет это в свою машину, как необходимый элемент по изготовлению. Затем он берет на пробу парочку готовых продуктов-карандашей и начинает их испытывать, стирая написанное, а волокна, оставшиеся от ластика он сметает со стола, тем самым делает акцент на их невозвратность в прежнее положение. Этот фильм целиком и полностью пропитан эпитетами и метафорами, связанными с новорожденным чадом, и, возможно, каждый посмотревший увидит для себя иной смысл специфичного повествования. Эта черно-белая картина лично у меня ассоциируется с цветной, но ч/б она стала из-за каждодневной рутины, что заставляет нас не обращать внимание на обычные вещи. Запыленные окна, темные от копоти подъезды, растения в доме, которые растут без горшков — все это представляет налет, грязный налет над прекрасным. А соседка, живущая напротив, представляет собой мечту, которую каждый порой представляет в своем свете, что также прослеживается в их любовной сцене, где они в своем ритме спускаются в воду. Вода является их утопией. Но когда Мэри бросает Генри, то у него возникают день ото дня ужасные мысли по поводу ребенка. Он не испытывает к нему любви и ласки, он относится к нему как к комнатной рыбке, которую ставят так для декоративного уголка. И он решает избавиться от такого гнета существования, где шлюха-соседка, закрывшая свою дверь в кампании с состоятельным человеком, напоминает ушедшую мечту. Генри берет ножницы и дает волю своим инстинктам самосохранения, разрезая при этом плоть младенца, которого он в первую очередь воспринимает, как мутанта. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что зритель, просмотрев этот фильм, найдет в нем свой смысл, свою тактику рассуждения над нахлынувшими впечатлениями. Да, эта картина местами мерзкая, но она красивая изнутри. «Голова-ластик» — легендарный фильм, открывший начало эпохе Возрождения в кино, в котором каждый автор может стать независимым по мере своих желаний. Удивила ли меня эта картина? Нет! Впечатлила ли меня? Да, именно впечатления заставят вас размышлять... Размышлять не о самом фильме, а о дальнейшей судьбе Генри и возможной альтернативной концовке. 10 из 10
Склонный к философским размышлениям человек и в обычной луже способен узреть целый океан, и окунание в него ботинка повлечет за собой нечто большее, чем промокший носок. Мысли блуждают в каком-то гигантском чулане, куда вход открывается по странному распорядку, а выхода нет вовсе. Разве можно назвать такое существование жизнью? Дэвид Линч и не называет, оставляя своих пустых как высохший овраг людей наедине с необъяснимым. Каждый шаг отдается в ушах потусторонним свистом, шум непонятного происхождения сушит мозг, оставляя обладателю лишь набор базовых функций, одной из которых остается реакция. Генри – человек-призрак, неприметный печатник, отчужденец от всего и вся. Из него никудышный опекун, ведь в адекватности его восприятия действительности есть большие сомнения. И такой человек получает на руки жизнь, в самой невообразимо уродливой и противоестественной форме. Если этот повизгивающий гуманоид – плод контакта мужчины и женщины – то с этим миром что-то не в порядке. Он не имеет вектора развития, в нем никто ни к чему не стремится, а сомнамбулическое состояние активной дремоты не отпускает все еще способное мыслить сознание. Имей Дэвид Линч желание показать, в какие лохмотья может превратиться душа - и ему бы хватило пары начальных кадров. Монохромный пессимизм столь объемлющ, что невольно ждешь зловещего смеха, венчающего неспособность людей-манекенов осознать глубины эмоционального вакуума, куда их отправил создатель. Генри так сильно таращит глаза на своего детеныша, что те не выкатываются из орбит лишь по недоразумению. Безобразный ребенок, жуткое и самое несчастное на свете создание, вызывает к себе отвращения ровно столько же, сколько и жалости. А самое страшное, что и у него есть душа. И она так же терзаема вымораживающей сознание действительностью, как и родительская. Беспрестанный плач этого существа подобен звонкой эпитафии по всему виду человеческому. Если таково лицо нежданно-негаданно пришедшей инволюции, то становится понятна реакция Генри. Это не испуг в привычном понимании, это растерянность, усиленная чувством покорности. Из таких людей, как печатник со стоящими дыбом волосами, не рождаются герои, да и ни к чему они были бы в таких мрачных условиях. Время прошло, шанс потерян, люди заслужили следующую ступень своего развития. Линч излишне гиперболизирует или непомерно жесток? Как посмотреть, благо автор не скупится на впечатляющие картины урбанистического запустения. На земле, где солнце давным-давно потонуло в гуще серых облаков, день почти неотделим от ночи. Необходимость спать доказывает, что в персонажах еще живо что-то человеческое, но это агония, перед которой одни капитулируют раньше, другие позже, но процесс необратим. Не зря Линч с самой первой ленты взял курс на ощущение плена сознания. Вся жизнь скукоживается до размеров неприглядной комнатенки, где каждая деталь говорит о давлении смерти. Мертвое дерево в комнате Генри, картина с ядерным грибом, покрытый гнойными нарывами младенец и наконец, старая батарея, в которой пока открыт портал в крохотный закуток рая. Растерзанная душа еще способна воспринимать нечто, что можно причислить к высокому. Необычная женщина поет о небесных кренделях, и уродливое лицо ее в этот миг роднее всех для Генри, в нем живы остатки эмоций. Тем страшнее антитеза с отвратным сексом, который утягивает любовников в мутный кратер. Человек, запутавшийся в подсчете целых зерен своего разума, все ближе и ближе по состоянию к собственному ребенку. Разумеется, кричать и плакать он не будет, однако и стоически принять незавидную участь отчего-то тоже не выходит. Манит бесконечно далекий, тонущий в пыли, грязи и испражнениях рай. Он страшен и не слишком отличается от ада, но пока человек еще не стал восковой фигурой, у него остаются цели и стремления. Даже такие нелепые. Граница между понятными событиями и сюрреалистическим буйством пересекается незаметно. Сравнительно небольшой хронометраж картины ускорил обращение Генри к самым жутким из своих кошмаров, но это лишь часть замысла Линча. Истинный ужас состоит в осознании нерушимости связи между отцом и ребенком. Неспроста так быстро изгоняется из кадра бестолковая мать. В ней сохранилось больше жизни, и она не нужна упивающемуся истязаниями автору. Рабская покорность мужчины – вот краеугольный камень, который сноровисто укладывается Линчем в основание уродливого монумента. Ни единого лишнего слова, никаких сбивающих с толку жестов, только медленное и неотвратимое угасание жизни, ее перемешивание с вязкой субстанцией, пришедшей на смену смерти. Судьба так распорядилась, что «Голова-ластик» рождалась в невероятных кинематографических муках. Но глядя на превращающегося в пустой сосуд человека и заплывающего гноем ребенка, понимаешь, что условия создания картины прекрасно подошли к ее содержимому. Линчу мила пошаговая деградация и планомерное запустение, так и кино сразу оказалось во власти ужасающей гармонии. Великий режиссер потому и стал таким, что выпутался из плетей обстоятельств и пошел верным эволюционным путем. Всему живому в «Голове-ластике» повезло гораздо меньше, но эта психоделическая притча изысканна в жути своего наполнения. Затухающими колебаниями маятника отдается в сознании лента, и о значимости ее для всего мира сюрреализма не скажешь новых слов. Культ вечен.
Один из самых атмосферных фильмов, что я видела в жизни. Он произвёл на меня неизгладимое впечатление! Этакий чёрно-белый сюрреалистический урбанистический постапокалиптический ночной кошмар. Сам Линч назвал его 'a dream of dark and troubling things'. Как написано о нём на одном занятном сайте, 'на седьмой минуте черепные коробки начинают трещать'. Если сравнивать его ещё с какими-то творениями Дэйва, я бы провела аналогию с Затерянным Шоссе или даже Внутренней Империей. Первый полнометраж Линча, который создавался в муках целых пять лет (!), несмотря на чрезвычайно маленький сценарий. Линчу долгое время не хватало денег, он по крохам собирал по друзьям-знакомым, только чтобы закончить его. В результате получилось нечто такое, что трудно описать, этот фильм демонстрировал своей съёмочной команде Стэнли Кубрик перед началом съёмок легендарного 'Сияния' с Джеком Николсоном, чтобы дать понять людям, какую атмосферу триллера он хочет создать. Недавно фильм был признан Конгрессом США 'эстетически, культурно или исторически важным' (как говорится в таких документах) и подлежащим сохранению для будущих поколений. Какой-то ещё режиссёр писал о 'Голове-ластике': 'Помню, когда нам впервые подключили кабельное телевидение, первым фильмом, который мы увидели, был Eraserhead. Мы подумали:'О! Что это за невероятное! Теперь мы будем смотреть кабельное ТВ круглосуточно!' И с тех пор 'щёлк-щёлк-щёлк'- переключаем с канала на канал- и ничего похожего на это не встретили'. Уникальный фильм. Конечно, как говорится, 'на любителя', потому что в нём присутствуют откровенно неприятные с эстетической точки зрения эпизоды, сцены и кадры, но для поклонников Линча 'Голова-ластик' стал вехой в истории и приобрёл статус культового. Вот что я имею сказать о данном фильме. Атмосфера, создаваемая Линчем в этом фильме, операторская работа, актёрская, саундтрек, состоящий из звуков, не относящихся к музыке как таковой (шум заводов, городские шумы, Линч со звукорежиссёром экспериментировали с самыми разными звуко-шумовыми эффектами вплоть до шипящей в воде таблетки и скрежета затачиваемого ножа)- всё это создаёт непередаваемый и невыразимый шедевр Дэвида Линча. О нём я могу говорить бесконечно, недаром он у меня в рейтинге на третьем месте. Может, я ненормальная, если мне понравился этот фильм. Но он мне реально понравился. Короткий, но 'затяжной', с малым количеством текста, с длиннююющими паузами между репликами, совершенно 'атмосферный' фильм. (остановите кто-нибудь меня, 'Остапа понесло') Посмотрите хотя бы минут пятнадцать. Не затянет- что ж, значит, не затянет. Поговорила о фильме- и захотелось пересмотреть! Пересмотреть, что ли? 10 из 10
Это не фильм, а кино-мусор. Как вообще это можно смотреть, а уж тем более называть 'Мировым шедевром всех времен и народов'? Перед тем как люди смотрят что-то, они задают вполне логичный вопрос: 'А о чем фильм'? Если они перевернут обложку DVD, или поищут информацию о фильме в Интернете, то вкратце 'он' им скажет, что 'фильм о 'нервном' Генри, который во время ужина с семьей своей подруги, узнает, что его подруга немного беременна, после чего, на повестке дня стоит вопрос о содержании этого... Просто этого'. Что я имею ввиду: у них рождается не ребёнок, а что-то не понятное, ублюдок. Почему же мне так не нравиться этот фильм? Да потому что все образы, которые построил Д. Линч, не такие уж и фантастические, а очень даже реальные, прямо из его жизни. То, что у них родилось 'Оно', это все го лишь кино-прием, маскировка. Имелось ввиду просто ребенок. То существо, что вы видите в фильме, это то как Линч видит новорожденного ребёнка. Иначе, попросту, он не давал бы ребёнку такой облик. Дело не в том что пара людей не может решить - что делать с недоразвитым ребёнком, в фильме вообще не идет об этом речь. Все дело в том что люди, которые не связаны брачными узами, вынуждены жить вместе и растить то, что они сотворили. О том, как у психически и морально-неполноценных людей, которые сами по себе одиноки и замкнуты в самих себе, появляются огромные обязанности. Все персонажи, сцены сюрреализма, диалоги и действия в фильме показаны в переносном смысле. Они довольно стереотипные, все они шаблонные: 1) Какой-то невменяемый (с одним и тем же выражением лица) человек, который живет совершенно один, и в итоге вариться в своем собственном одиночестве; 2) Подруга, которая тоже больная на всю голову. С больной семейкой. Такая же конченая, как и её родители; 3) Это вонючая и фантастически ублюдочная еда, и мерзкая обстановка в гостях у подруги Генри, которая ещё сильнее накаляется после новости про выкидыш; 4) Сцены плача маленького существа, и то как родители ссорятся из-за того что не могут заснуть из-за криков чудовища; 5) Сцена в 'батарее' (когда Генри мечтает в одиночестве): блондинка, которая с наполненными непонятно чем щеками, поет про секс, и давить ногами зародышей. Если перевести все эти сцены и символы, то вас точно вырвет. Это омерзительное видение всего образа Семьи в целом. Ненавижу этот фильм. Я без всякого хвастовства могу сказать что я очень много фильмов повидал, и в кино я разбираюсь. Так вот это не фильм, а полное уродство. Никогда его не буду пересматривать, и вам не советую. Мерзость. И почему он всем так нравиться? Моя оценка - один из худших фильмов в истории кино. 1 из 10
Почему «Голова-ластик»? Во-первых, потому что я люблю творчество старика Дэйва. И когда я говорю об этой любви, я делаю это не ради того, чтоб показаться продвинутой эстетствующей любительницей арт-хауса. Ничего подобного. Мне просто нравится эстетика линчевских фильмов. Во-вторых, я уже давно собиралась посмотреть этот полнометражный дебют маэстро, но постоянно испытывала то дефицит свободного времени, то хроническую нехватку подходящего под это дело настроения. И вот, одним холодным и тоскливым вечером я решилась-таки чуть-чуть взорвать себе мозг «Головой-ластиком». Ожидалось, что по окончании просмотра я пойму, что фильм мне жутко понравился, но старина Линч не так предсказуем. Начало. Очень атмосферно. Как всегда стильно. Тревожно из-за постоянного фонового шума. Линч - настоящий мастер визуального ряда, ему даже не нужны диалоги и сюжет. «Голова-ластик» запросто мог бы быть немым фильмом и притом ничего бы не потерял. Глаза у главного героя необыкновенные, давно я не видела таких страдальческих глаз. Почти сразу я перестала анализировать происходящее на мониторе. Я не пыталась познать смысл визуального ряда. Я просто наблюдала. Все это вдохновляет меня писать этот отзыв широкими беспорядочными мазками. Почему-то урбанистические пейзажи, среди которых тихо бродит наш потерянный герой, робко прижимающий к груди бумажный сверток, напомнили мне фильм «Метрополис» 1927 года. Вид из окна на кирпичную стену. Монетки в миске с водой. Это для того, чтоб возвращаться домой каждый вечер? Сухая ветка, воткнутая в земляную горку, насыпанную прямо на прикроватной тумбочке. Как должно быть ужасно, быть заживо замурованным маленьким винтиком, до которого никому нет никакого дела. Для меня стало открытием то, что щенки могут издавать такой мерзкий звук. Вообще в этом фильме многие, казалось бы, привычные звуки были доведены до абсурда, и очень давили на психику. Семейка Мэри, подружки Генри, это что-то. Использовать бабулю в качестве салатомешалки – это сильный ход. А что, просто так ее в хозяйстве держать что ли? Пусть старушка тоже приобщиться к общему делу. Папашка Мэри, который так любовно смазывает своих перепелок в процессе запекания. Он был бы совсем, как 'Голый повар' (поклонники Джейми Оливера меня поймут), если бы только из его мини-цыпленка не текла черная жижа. Семейство Мэри, конечно, приятно оттеняет происходящее с главным героем, но мораль из данной причудливой истории вытекает вполне обычная: брак по залету - это не самый счастливый брат, тем более, если ребеночек уж очень нестандартный. Плод вялотекущей любви Генри и Мэри - такая милашка. Вот только молодая мать сильно сомневается, ребенок ли это? Происходящее на мониторе, заставляет меня задуматься о том, что количество паразитоподобных существ в этом фильме ближе к концу начинает зашкаливать. Если понимать все буквально, создается впечатление, что смотришь очередной фильм об очередном инопланетном нашествии. Эта белая жидкость, которой была наполнена ванна-кровать супружеской измены, напомнила мне о клипе Lights группы Interpol. Щекастая Мэрилин – неподражаемо зловеща, чудный персонаж Концовка в духе «Чужих» несколько разочаровала. Ожидала большего Вместо заключения. До просмотра «Головы ластика» я не понимала, почему о первой полнометражке Линча столько отрицательных отзывов. Теперь, посмотрев этот фильм от начала до конца, я поняла, почему одни его любят, а другие ненавидят. И, как не странно, я могу понять и тех, и других, так как сама долго не могла решить, в какой цвет будет окрашена эта рецензия. «Голова-ластик» - это тот фильм, который стоит посмотреть, потому что он любопытен и необычен, и может быть интерпретирован как угодно. Но проблема, в том, что кино - тяжелое, оно оставляет после себя неприятное послевкусие: такое чувство, что во время просмотра ты на полную катушку заряжаешься чувством абсолютной безысходности. Все-таки этот отзыв - зеленый. Я не могу сделать его серым, так как «Голова ластик» не прошел мимо, а прочно засел в памяти, этот фильм мне не безразличен. Но и красный цвет не подходит, ибо я не могу сказать, что фильм плох и бездарен.
«Голова-ластик» - это фильм о мироустройстве. На чём держится жизнь каждого человека независимо от эпохи и страны, в которой он живёт? Что нами движет и управляет? На данные вопросы и пытается ответить режиссёр. И каково же, по Линчу, устройство мира & человеческого бытия? Его опорные элементы – Деторождение, Стремление к мечте, долгий, упорный и кажущийся ни к чему не ведущим Труд. Всё или почти всё, что происходит в фильме, является символом, метафорой. Мы понимаем, что речь идёт о «бессмысленности человеческих трудов и усилий», когда оторвавшаяся и переработанная в чудо-машине голова главного героя превращается в ластик, и им стирают карандашный набросок, а стёртую пыль сдувают. Символическая важность этого момента подчёркивается вдруг зазвучавшей музыкой и замедлением кадра. Очень понравился мне, и показался удачным тот кусочек, в котором главный герой в созерцательно-мечтательном настроении видит в пятне света за радиатором освещённую сцену и занавес: точно схвачено! Действительно, каждому, наверное, случалось, задумавшись, увидеть в окружающих мелочах «прорастание» каких-то образов, занимающих наше сознание. И уж конечно, сперматозоидоподобные черви в самом начале фильма и в других фрагментах не могут не вызвать ассоциации как с узко-сексуальными, так и расширительно-социальными символическими образами зачатия, вожделения (к своей цели), вынашивания (намерений). Некоторые эпизоды кажутся слишком долгими, медленными и нудными. Другие, хотя и не блещут спецэффектами, а может, именно благодаря этому, производят довольно сильное эмоциональное воздействие. Скажем, эпизод, в котором отрывается голова главного героя, и на её месте вырастает голова странного и отвратительного существа, - реально вызывает чувство ужаса, как и тот эпизод, в котором главный герой решает убить своего ребёнка-мутанта. Здесь зритель почувствует не только ужас, но и жалость, и отвращение. «Голова-ластик» стоит посмотреть тем, кто хочет чего-то необычного, а также тем, кто заботится о своём самообразовании. Ведь, как ни крути, этому фильму удалось-таки просочиться в разряд «знаковых» и «культовых». В целом мне нравится творчество Линча, но данный конкретный фильм явно перехвален и переоценён. И выставлять балл ему сложно из-за противоречивой ситуации: идея фильма и стремление режиссёра поговорить о «сущности бытия» - это хорошо и интересно, но как всё это подано – меня не вполне устраивает. Поэтому, объективности для и баланса ради, - 5 из 10
Дэвид Линч — универсальный творец. Он же и режиссер, и сценарист, и композитор, и оператором может быть, и деньги собирать. Почти всё это присутствует и в этой картине. Дебютная работа художника, которую он снимал на протяжении пяти лет, параллельно зарабатывая и воспитывая ребенка. Нелегко пришлось и главному герою Джека Нэнса, который в дальнейшем снялся практически во всех картинах Линча. Ему приходилось всё это время не менять прическу. 'Голова-ластик', кстати был любимым фильмом еще одного гения — Стэнли Кубрика. Он конечно не делал таких сюжетных ухищрений, но образами удивлял всегда, чего только стоят монолиты из 'Космическая одиссея 2001' или интерьер в 'Заводной апельсин' Черно-белая картина о цикличности (рождение, взросление, старость, смерть), мечтах, надеждах, желаниях и пороках с нотками мизантропии; конечно же с фирменной фишкой — абсолютной сюрреалистичностью и лишением каких-либо трактовок. Как и всякий зритель имею мысли по сюжету, и попытаюсь изложить их доведя хоть к какой-то точке; опуская очевидные образы вроде цыпленка с детородным органом и поручня кровати. Цель— дать пищу для размышления. Предупреждаю, будет сумбур, как в стилистике так и в... Plot Ч.1? Маленький Генри, очередной людишка вошел через огромные ворота в мир. Взрослел пока шел и подымался. Встретил девушку 16 лет, в свои 24. Познакомился с её семьей (мать не 'любят' уже давно, отца не ценят). У них родился ребенок, еще знать бы, что с ним делать. У Генри есть мечта, сцена с леди за батареей, может он хочет петь, или играть, кто знает, может и то, и другое. А самое главное, у него есть надежда, он хранит эту кроху в шкафчике. Он борется с паразитами по форме сперматозоиды, но они берут верх, и надежда уходит. Леди за батареей поет, что на небесах всё хорошо, каждому найдется утешение. Он любопытничает, и видит пустоту, бель на бели, та ничего нет. Всё, крах, внутренний ребёнок кричит. Немощный пожилой бедняк и шустрый парень, второй несёт голову-ластика на завод по изготовлению карандашей. Машина/станок работает. Карандаши сначала входят без ластика, а выходят с ним. Такие карандаши лучше. Они могут не оставлять следа, стираются, и остатки развеиваются, как прах по ветру не оставляя следа. Очередная единица готова. Толстый дядя в пиджаке доволен. Ч.2? Генри в ужасе просыпается. Мечты нет, никто не поет, он сломлен и решает сделать то же со своим ребёнком (убивает). Мир Генри рухнул. Появился озлобленный, жестокий урод, совсем похож на такого же, кто тянул за рычаг вначале и дал жизнь голове-ластику. В завершение советую послушать песню группы Pink Floyd — 'Welcome to the Machine', она была навеяна сценой со станком.
Сегодня я увидел фильм, который собирался увидеть ещё три дня назад, но как-то не удавалось. И вот я его посмотрел и, этим самым, подвел итог линчевской фильмографии, хранящейся на моём компьютере. Меня до сих пор передёргивает. Голова. Ластик. Линч. Вот уж действительно жуткий фильм. Жуткий и противный. Даже для такого любителя жести как я, для которого отрезание конечностей в «Пиле» это нормально. Житель промышленного города Генри (причёска у него классная=) на обеде с сумасшедшей семьёй своей бывшей девушки узнаёт о своём ребёнке от неё. Причём, видимо, это существо и стало причиной неадекватного поведения этой семейки. Потому что, это именно существо – человеком назвать это сложно. Своеобразный ребёнок мутант, который толкает Генри вслед за семьёй её девушки по пути бреда и сумасшествия. Хотя, галлюцинации у него начались ещё до шокирующей новости и, непосредственно, самой встречи с монстром (в сцене с жареной курицей, которую прослабило прямо у него на тарелке), так что, какова истинная причина его невменяемости нам не остаётся только гадать. Может быть длительное пребывание в одиночестве в столь странном и мрачном месте своего обитания? В общем, то ли экологическая обстановка отрицательно сказалась, то ли генно-модифицированные продукты дали о себе знать=), первенец (хотя кто его знает, может и не первенец) Генри родился мутантом не похожим на человека. Знаете, этим фильм мне напомнил «Человека-слона». В обеих картинах речь идёт об уродцах, попавших кому-то на попечительство, но в отличие от «Головы-ластика», «Человек-слон» отличается наряду с «Дюной» от прочих произведений Дэвида Линча отсутствием авангардных сцен и обилия замысловатых символов. В «Ластике» же мы видим классические штрихи старины Линча: начиная излюбленным приёмом влёта камеры в отверстие какого-либо предмета (три раза за фильм!) и заканчивая сюрреалистическими галлюцинациями-снами, разрывающими мозг. А галлюцинаций (или снов?) здесь достаточно, большинство их для меня не имеют смысла. Великая и ужасная «Википедия» мне поведала, что режиссёр ни каких комментарий по поводу смысла фильма не давал (дескать, догадывайтесь сами), более того, что никто так и не подошёл близко к истинному значению фильма. Я ещё как-то могу предположить, что сияющая безумным счастьем изуродованная «мерлин монро», топчущая зародышей, подталкивала этим самым Генри убить своего отпрыска, но больше я ни нашёл ни какой связи видений и событий реальной жизни. К чему этот пластилиновый червь? Что за страшный человек за рычагами появляется в конце и начале фильма? Что за невообразимая идея с головой, которую пустили в производство карандашей??? Объясните кто-нибудь, буду очень признателен. Кстати, для 76-го года, этот новорождённый монстр выглядит весьма убедительно, местами даже естественнее карпентерских пришельцев и чужого Ридли Скотта. Я не ожидал, никто не ожидал, что «Голова-ластик» получит столь высокую оценку по сравнению с прочими фильмами Дэвида Линча, что этот фильм почти поравняется с самим «Человеком-слоном». Меня пугали, что ужаснее его только «Внутренняя империя». Видимо триллерно-мистическая атмосфера, странный и пугающий сюжет и не столь «выносящие мозг» уместные видения авангардного вида, не дали мне задремать в отличие от «Малхоланд-драйв» и «Внутренней империи». Даже минимальное количество диалогов вылилось в плюс. Если раскидывать фильм по группам зрителей – он, конечно, для трёх последних, особенно для 4-й и 5-й. Поклонники Линча, вы не можете не посмотреть дебютной работы своего кумира – это преступление. РЕЙТИНГ: ни че так 3,5 из 10
Существует мнение, что поклонники фильмов Дэвида Линча - люди странные, чудаковатые, обладающие не совсем здоровым воображением и безумной фантазией. А те, кто считают, что понимают фильмы Дэвида Линча - так и просто сумасшедшие. Лечится ли это? Сомневаюсь. Да и нужно ли от подобных симптомов избавляться? И все же, эксперимента ради, вспомнив пословицу 'клин клином вышибают', я бы прописала сильнодействующее кино-лекарство 'Голова-ластик'. Название препарата: 'Голова-ластик'. Лекарственная форма: смесь из черно-белых снов, абсурдных галлюцинаций и пугающих фантазий. Фармакологическое действие: на полтора часа лишает ваш мир ограниченности, рамок, правил и закономерностей реальности. Погружает вас в напряженное состояние неопределенности, пугает непредсказуемостью, шокирует странностью происходящего. Вас охватывает нервозность, а в некоторых моментах даже отвращение, но вы смотрите дальше, восхищаясь каждым новым кадром, созданным с величайшим мастерством. Вас не покидает вопрос: что же может произойти дальше? Что еще предстоит увидеть? Предугадать невозможно. 'Голова-ластик' потрясающе оригинален. Вы не увидите ничего подобного ни в одном другом фильме. Эту жутковатую, давящую, тревожную атмосферу нереально повторить. Фильм ужасно отталкивающий и невероятно притягательный одновременно. Показания к применению: применяют при повышенной любви к необычности, решительном желании увидеть что-либо безумное, но завораживающее, а также при усталости от простоты и ясности. Противопоказания: боязнь не получить ответов на сотни 'Почему?', 'Что это было?', 'Что это означает?', 'Как это понимать?', привычка видеть на экране простые и близкие каждому переживания понятных, нормальных, рациональных людей. Побочные эффекты: возможны галлюцинации, бредовые идеи, головокружение, отстраненность от всего мира. Как заявил один из пациентов после курса лечения данным кино-лекарством: 'Это не просто вынос мозга, это транспортировка мозга на остров Бора-Бора'. Передозировка: признаки болезненной любви к Дэвиду Линчу, а значит, и все симптомы описанные в самом начале рецепта. Оценку этому фильму поставить крайне сложно. Ведь он как запутанный, жутковатый, но интересный сон. Вы просыпаетесь и помните странные детали, совершенно нереальные события, но никак не можете определить, было ли это яркое сновидение или ночной кошмар... Ваш кино-психоаналитик и по совместительству кино-псих. Доктор Карди.
'Голова-ластик' - самый одухотворённый из моих фильмов. Мало кто понимает меня, когда я так говорю, но это правда. (с) Дэвид Линч. И ведь действительно, на протяжении пяти лет снимался этот великий фильм. Пять лет - в горе и радости, рука об руку шли по жизни Дэвид и Генри. Фильм, не понятый от корки до корки. На него у Линча уходили все финансы, моральные и физические силы. Немаловажную роль сыграл Джек Нэнс, веривший в Линча, как ни кто другой. В будущем он будет отблагодарён Линчем приглашениями практически в каждый из фильмов; в плоть до того, как жизнь Джека не оборвалась. Человек, олицетворявший на экране гений Линча погиб. Впервые я посмотрел этот фильм около года назад, не придав ему огромного значения - пропустил мимо ушей то, что пропускать было нельзя. Я смотрел его как не обычный ужастик. Такие страшные слова, касающиеся кинематографа, как сюрреализм, абсурд, Линч - мне были практически не знакомы. И вот, спустя год, после изучения терминов на практике и в теории, после прочтения книги 'Поймать большую рыбу' - я могу заново пересмотреть этот, шедевр - как только сейчас я понял. Уникальный взгляд со стороны - не производит должного интереса на публику. Публика закрывает глаза и уши, ожидая при открытии их - увидеть весну и ребятишек, играющих с воздушными шариками. Забудьте, мы все прекрасно знаем, что приятные сказки нужно искать на поверхности. Там, где водится мелкая рыба. Когда я смотрю фильмы Дэвида, я чаще всего чувствую притягательность. Не знаю как объяснить чётко, но факт того, что я сижу просто таки привязанный к фильму - на лицо. Так вышло и с 'Eraserhead'. Хотя, если рассуждать логически: как может удерживать зрителя у экрана фильм, в котором - минимум диалогов, в котором - каждую сцену растягивают не понятно зачем, да и сюжет - честно сказать не связанный и видится целиком только как произведение Искусства Души Безобразной - такой себе психоделический рэп, без основной идеи и смысла - с максимумом мозговой нагрузки, и привязанностью. Как зомби, только в хорошем смысле этого слова. Тут всё загадочно. Хотя, в принципе - эти самые загадки, видимо, держат в напряжении и не дают расслабится, и уж тем более куда-то слинять от просмотра. Гениально! Что ещё можно сказать. Загадку фильма 'Голова-ластик' Линч так и не открыл, сославшись на то, чтобы зритель думал сам. Ни это ли главное в кино? Унести свой мозг с чужими мыслями - а вернуть уже со своими. Дэвид Линч - величайший мозголом в истории кино. И тут основная роль лежит именно на загадках в сюжете. Дополненные сюрреалистичными картинками в стиле Линча. Как это не абсурдно бы звучало. Идея, от куда, как я понимаю, вышло название фильма - просто поражает. Такой теории получения ластика - я ещё не видел. Хотя, естественно, понимаю, что не в пластике тут дело. Дело всё в мозге. По ходу фильма - Линчем два раза была дана команда к разрыву мозга. В первые: при получении того самого пластика; а дальше: в самом финале. Финальная сцена - это вообще нечто. Нечто - непонятно-классное. Я честно скажу, всю идею я не понял. Я понял, что в начале фильма - была олицетворение полового акта. Та самая сцена, после которой Генри появляется около арки. Не знаю, так ли это на самом деле - но, так уж я разглядел начало. Дальше было всё сложнее и сложнее. Я понимаю, почему у Линча столько всего намешано в фильме, но я как и он - когда-то - не понимаю, как связать всё во едино, и что всё это означает. В поисках истины... Не знаю, после какого просмотра я всё пойму, но надеюсь это будет не скоро. Просто по тому, что разгадай я все фильмы Линча, Келли и Кубрика, что я буду делать потом? Крайне не приятная ситуация сложится для меня. Выпутываться придётся создавая что-то самому.
«Сон о темных и тревожных вещах» - так охарактеризовал свой первый полнометражный кинофильм Дэвид Линч – культовая фигура в кино, непревзойденный мастер артхауса. Фильм вышел в 1977. А 2004 был признан Библиотекой Конгресса США «культурно значимым» и был выбран для хранения в Национальной библиотеке. Благодаря сюрреалистическому стилю, особому звуковому оформлению и общей пугающей атмосфере, фильм сразу приобрел культовое значение. Фильм называли и «самым опасным» и «самым необычным ужастиком», а сам режиссер сказал, что это его саамы «духовный» фильм. Разобраться, что происходит в фильме нелегко. Это и не удивительно. Он представляет собой не повествование, как это принято понимать, а погружение в сознание. Ты как будто видишь жуткий, а местами мерзкий, сон. Здесь все имеет значение. Все выверено до миллиметра. Декорации являются такими же участниками фильма, как и главный герой. Действия фильма разворачиваются в промышленном городе, среди шума и дыма. Не однократно Линч прибегает в своих фильмах к этим декорациям. Скорее всего, это послание, предупреждающее об опасности. Хоть фильм и выдуманный, но существует немало примеров рождение детей с отклонениями, физическими и умственными, в большинстве случаях медики называют причиной плохую экологию. Фильм снимался долгие пять лет. Финансирования практически не было, поэтому Линчу приходилось подрабатывать, развозя газеты. Все эти годы исполнитель главной роли Джек Нэнс сохранял прическу. За это ему можно похлопать. Мало кто может так отдаваться кино. Из-за сильной разбросанности в съемках фильма зачастую декорации приходилось собирать заново. Так сцену где Генри заходит домой сняли через полтора года после того, как он эту дверь открыл. Во время съемок от Линча ушла жена, учитывая, что до этого у них родилась дочь, некоторый считаю фильм автобиографичным. Все эти неприятности во время создание фильма только закаляли его. Кажется именно «так закаляется сталь». Фильм очень глубокий и тонкий. Понять его сложно. А сам режиссер не дает никаких комментариев, оставляя все на решение зрителей. Лишь в 2000-ом году он сказал, что никто так и не подошел близко к истинному значению фильма. Это фильм, созданный в мире без рамок. Это и страшная правда жизни, и пугающая пародия. Он не дает ответов, а лишь задает вопросы. Это фильм не для все, но для каждого. Фильм «Голова – ластик» стал любимым фильмом Стэнли Кубрика. Его он включал съемочной группе фильма «Сияние» (1980) перед работой, чтобы погрузить их в нужное состояние.
Я в первый раз пишу рецензию к фильму. Ибо еще ни один фильм так не затронул мое сознание, как «Голова-Ластик». Тяжелый психоделический фильм. Сюжет затягивает в себя. Это фильм ужасов, но не в привычном нашем представлении об этом. Это не классический ужастик, где какой-нибудь монстр хавает людей. Этот фильм гораздо сложнее. Это ужас человека, обычного отдельного человека. Ужасен не сам этот ребенок, у меня лично отвращения к нему не было, мне было его искренне жаль, потому что жизнь распорядилась так, что он должен жить ТАКИМ. Даже семья названа в оригинале семья «Икс», это уже намекает на всю драматическую сюрреалистичность сюжета. И члены семьи – это не обычные люди. Их необычность заключается в том, что они все сумасшедшие. И сумасшествие каждого проявляется по-своему. Например, Мэри, не выдерживает всего этого кошмара, и начинает ненавидеть собственного ребенка. И она покидает Генри. Весь ужас этого фильма проявляется в сознании Генри, когда он начинает сходить с ума. Его реальностью становится реальность в его голове, и он уже не может различить, что происходит на самом деле, а что – лишь плод его воображения. А эта страшная пародия на Мэрилин Монро. Эта девушка, конечно, наводит ужас, но вовсе не своей ужасающей внешностью, а чем-то другим, что исходит изнутри. Она как-будто зовет за собой в тот придуманный мир за батареей… Все в этом фильме наводит ужас, даже ветер за окном с видом на стену. Да саунд идеален для такого сюжета. В фильме очень много неприятных моментов, не зря его не рекомендуют смотреть «с бутербродом», мне даже воду пить было противно. Вообще, фильм поражает воображение обывателя. Он уникален. Таких фильмов я еще не видела. А что касается Линча. Наверное, этот человек отчасти сумасшедший. Ибо человеку с нормальной психикой в голову такое бы не пришло. Но, не стоит забывать, что все гении были сумасшедшими. Человек может быть абсолютно гениален в какой-то сфере жизни, но он может страдать крайне формой шизофрении. Я не знаю, насколько гениален Дэвид Линч, это первый фильм, который я видела из его работ. Но он без сомнения очень талантливый режиссер, ибо картина поражает воображение. Она чем-то схожа с «Фриками». Но здесь показаны скорее несовершенства человеческой души, чем тела. И в этом сюжет напомнил мне роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Линч смог соединить их. Ужасы человека и ужасы его мыслей. Проще говоря, что-то ужасающее воображение, уродливое и пугающее соединено с психическим расстройством, переходящим в сумасшествие. Это действительно захватывает. Это делает его необычным, ужасным, но притягивающим зрителя. Моя оценка 10 из 10