Женщины и черти неутомимы в своем коварстве и искушают души с немыслимым азартом и в промышленных масштабах. И в этот раз без дамы не обошлось. Несчастье приходит в самую святая святых, укромную и защищенную обитель - Аббатство Сан-Пьетро. Нежданная особа, учительница из церковно-приходской школы, прибывает в просветительски-экскурсионных целях в монастырь и веками спавшее древнее зло, заточенное в катакомбах (под монастырем) очухавшись от безделья выходит на дежурство - наводить порядок в этом богоугодном заведении. Такова сюжетная затравка. Действие фильма разворачивается исключительно на территории аббатства. При этом режиссер по-максимуму использует окружение, несколько раз можно увидеть итальянские высокогорья и приятные пейзажи. Место съемок - реально существующее аббатство в Италии - одно из удачных решений, которое создает достоверный и аутентичный антураж для сценария. Жизнь и быт братьев по вере, протекающая на принципах строгости и дисциплины далеки от идеала: регулярно они делают друг другу поблажки, прощают себе маленькие радости. Ничто человеческое им не чуждо. Маринус - вечно хмурый и суровый до идиотического абсурда аскет. Орсиний - монах-сладкоежка, замаливающий каждый съеденный Snikers.Монах-радиоман. Террел - умирающий монах старик, жалеющий об упущенных в молодости отношениях с противоположным полом. Орсиний - отец-настоятель. Отец Джон - молодой священник, прибывший в монастырь по каким-то духовным поискам. Элизабет - злополучная и смазливая гостья монастыря, учительница церковно-приходской школы из Америки. Все это братство, создает довольно ироничное впечатление и скорее понижают градус напряжения, чем нагнетают атмосферу. За всем этими сценками начисто забываешь о неком зле, незримо присутствующем над этой тихой, размеренной жизнью. И не мудрено ведь зло таиться в катакомбах, заманивая любопытных монахов по одному, и не торопит события. Непривычные к стрессам монахи гибнут один за другим под яркие и тревожные аккорды, приближая сюжет к развязке. Есть особо западающая в память сцена с оживающей статуей Иисуса Христа, которая в итоге распинает на кресте священника. Увы, лишь одна пряная изюминка на всю киноленту не оправдывает возложенных надежд. Ближе к развязке сюжетная телега паркуется на холостом ходу, уже не в силах вызвать ни толики удивления или восторга. Решающий поединок венчает вымученную и напрочь лишенную интриги и остроты концовку. Бодрое, внушающее интригу начало. Колоритные типажи убедительно сыгранные актерами второго плана, на фоне которых главные протагонисты заурядно мелькают в эпизодах, не даром их экранное время ужато. При всей мало-бюджетности неплохое внимание к деталям. Методы запугивания сравнительно в рамках традиционного набора клише. Можно ли назвать этот фильм увлекательным? От силы лишь первые 2/3 и это сугубо дело вкуса в том отношении, что фильм снят и собран в довольно ярко-индивидуальной авторской манере, имеет своеобразный юмор, подход, ритм (неторопливый, и даже с некоторой нехваткой динамики). И вообще фильм слишком заплывает за границы заявленного жанра, выхватывает элементов драмы. В актерском составе есть примечательные таланты, за которыми любопытно не без удовольствия понаблюдать. Суммируя все огрехи и достоинства, и забыв что этот фильм держит табличку 'Ужасы'. 6 из 10
С этим фильмом связаны два интересных момента. Первый заключается в том, что он принадлежит к франшизе «Проклятие» («The Curse»), однако, как и любая его часть имеет полную самобытность сюжетных идей. Но тут впору указать на второй факт, отчего заглавие звучит «Катакомбы» («Catacombs»). Как мы помним студия «Empire Pictures», занимающаяся выпуском и созданием лент категории Б, подверглась банкротству, так вот именно в момент завершения данной картины и произошёл кризис, посему ленте пришлось пролежать не у дел пару лет, пока Чарльз Бэнд (Charles Band) не зарегистрировал в принципе всё тот же былой творческий костяк под маркой «Full Moon», но уже в Штатах. Студийные неурядицы улеглись, сразу в прокат пустили прозябающее кино, правда, с отсылкой к франшизе до этого имеющей целых три эпизода, чтоб усилить зрительский интерес. Вот так из первоначальных «Катакомбы» рассказ назвался «Проклятие 4: Окончательная жертва» («Curse IV: The Ultimate Sacrifice»). История выстраивает мистическую базу о достаточно не новой теме зловещего монастыря, где сокрыто нечто ужасное. Здесь будет тихое аббатство со своей иерархией взаимоотношений меж братьями, куда прибудет учительница приходской школы в качестве экскурсии. Вскоре в катакомбах под землёй начнёт пробуждаться зло, сеющее смерти, ведь давным-давно инквизиция там заточила демона, ставшего завещанным проклятьем новым поколениям!.. От такой идейной пристани отплывает повествование вдоль хронометража. Пролог выдался весьма неплохой, умеющий создать мрачную атмосферу в обстановке угрюмых катакомб, где мистические силы бушуют в открытую. Зритель невольно настраивается на определённый лад, однако главное действо в современности не блещет значимым уклоном в хоррор. Режиссёр Дэвид Шмоллер (David Schmoeller) очень много отдаёт под знакомство с персонажами, вылепляя из общего монашеского фона парочку своеобразных героев, где, пожалуй, особенно запоминается настоятель, обладающий неиссякаемым чувством юмора. Вместе с тем, нельзя назвать глубоко продуманной центровую пару из женщины-учителя и запутавшегося в призвании священника, которые предельно односложно-клишированы без претензии на оригинальность. Из этого выходит, что большую часть фильма пред нами вполне будничные дела монастыря со своими маленькими радостями и заботами в окружении бегло прописанных действующих лиц, порой даже жанровый шлейф оттенён настолько, что теряется ощущение обязательной ауры ужаса. Лишь крайне сдержанными штрихами режиссёр внедряет проявление Зла, да с добавочной минимальной экранной кровожадностью и бутафорией, правда не без интересных жутких находок, как скажем, сцена с падением монаха в яму и последующим погребением живьём под обрушение земляных стен. Однако кадры с демоном, взявшим вид образа в терновом венце, сошедшего с креста, лично, на мой взгляд, является, по меньшей мере, не тактичным поведением авторов по отношению к некоторым зрителям, ведь без подобного вполне можно было обойтись, не снискав ущерба для постановки, но с наличием уважения к морально неприкосновенному религиозному символу. Из этого суммарно выходит, что начали неплохо, но пронести дальше не сумели. Какой-то интриги или детектива, к сожалению, не получается. Повествование не старается уходить во что-то неожиданное или же глубокое, и чем ближе кульминация, тем заметнее сценарная беспомощность, приводящая к вполне ожидаемому завершению, так же, кстати, не зрелищному или притягательному в идеях. На деле фильм в целом предсказуем и невыразителен. Любителям откровенных ужасов явно не принесёт удовольствия, но для предпочитающих сдержанную мистику временами не столь плох, тем более с учётом своей категории b-movie. Из положительных моментов следует выделить итальянские просторы с по-настоящему красивой цветущей природой и мрачным каменным аббатством для места съёмки с подземными лабиринтами катакомб, полными костяных захоронений. К тому же наличие композитора Пино Донаджо (Pino Donaggio), бесспорно, дарит отличное музыкальное сопровождение. 5 из 10
Финальная часть цикла 'The Curse' так же выходила по миру с иным именем, как и триквел. Данный фильм носит название 'Катакомбы', а сам по себе напоминает некую смесь таких лент как 'Церковь/Собор' (La Chiesa) и 'Крепость' (The Keep). Действие развернется в старинном аббатстве, где был заточен страшный демон. Разумеется, бестия выбралась наружу и мечтает отомстить монахом спустя несколько сотен лет. Сами же монахи личности очень разнотипные. Один помешался на серьезности, другой даже рясы не носит, третий обожает жвачку и сникерсы, иной ходит с плеером и в наушниках, еще один дружит с девушкой вопреки всем запретам и обетам, продолжать можно долго, но персонажи довольно схожего внешнего вида раскрыты своими характерами чрезвычайно мощно. Все действительно получились очень разными, колоритными и пестрящими изюминками да особенностями. В этот самый божий храм и приезжает главная героиня, приглашенная настоятелем. Одни на неё заглядываются, пуская слюни. Третий активно пытаются сдружиться. Иные называют её злом, и утверждают, что это она является источником всех бед аббатства. От всей этой многогранности фильм смотрится действительно интересно, напоминая нестандартные взаимоотношения внутри семьи в первом 'Проклятии'. Яркие запоминающиеся герои, раскрытые максимально в своих поступках и словах, откладывают в памяти след, а вот визуальными эффектами фильм на этот раз не порадует. Смертей здесь много, но как и в третьей части они все за кадром. При этом, если триквел очень радовал обилием крови и расчлененных тел, то здесь все будет довольно невзрачно и не эффектно. Пугать нас будут исключительно всякими мерзкими фишками, типа мохнатых пауков, змей, черепов и мрачных подземелий, напоминаяя отдельные сцены 'Призрака Оперы' от Дарио Ардженто 1998 года, снятого аж через десять лет после 'Curse IV: The Ultimate Sacrifice / Catacombs'. Фильм интересный, но практически не страшный. К тому же послабее своих аналогов, перечисленных выше. Да и намного слабее всех других частей 'Проклятия'. Главный антагонист на фоне колоритных монахов выдался совсем тусклым и совершенно не впечатляющим. Женские персонажи картины, которых довольно мало, совершенно не раскрыты, в отличие от мужских. А зрелищные сцены убийств просто отсутствуют. Удивительно, что фильм снял создатель 'Повелителя Кукол', 'Ловушки для туриста', 'Затаившегося' и 'Загробного Мира' - Дэвид Шмоллер. Для него данная работа вышла очень уж слабой и невзрачной. Не смотря на свои достоинства, перебитая обилием минусов и недочетов. Смотреть исключительно в контексте всего цикла. Не удивительно, что данная работа стала последней во франшизе. 5 из 10