Боб Дилан. Не просто легенда, а одна из самых мистических музыкальных фигур всех времен. Его жизнь и перипетии творчества по сей день полны загадок и тайн. Мартин Скорсезе берется не только за самый пик творчества Дилана, но и за начало пути. Фильм охватывает всего 5 лет жизни Роберта Циммермана. И делает это очень детально: здесь и битники, стремительный старт в музыке, Джоан Баэз, сыгравшая значительную роль в том периоде жизни Боба, и многое другое, что Мартин Скорсезе тщательно выверил и отобрал для своего фильма. На протяжении всей картины сам Боб комментирует происходящее, демонстрируются фотографии и редкие записи с концертов и личного архива Дилана. Однако несмотря на старания Скорсезе, и вроде бы, готовность к диалогу Боба, зрителя все равно не покидает ощущение тайны. Почему Боб так вскользь сказал о своем родном городке и родителях? Почему так обошелся с Баэз? Что делал после аварии на мотоцикле, когда скрылся от всех? Фильм невероятно глубоко погружает в атмосферу песен и жизни Боба, но на выходе подкидывает еще больше загадок, чем было до просмотра. Заканчивается фильм переходом Боба на электрозвучание с традиционного фолкового, и отголоски его невероятного жизненного пути задерживаются в мыслях надолго – как затухающий звук электрогитары после последнего удара по струнам. Фанатам Боба Дилана – смотреть однозначно. На одном дыхании. Чувствуется рука такого маэстро, как Скорсезе. Желающим узнать о Бобе, как об исторической личности, фильм может показаться немного долгим, но поверьте, это того стоит.
Изучая творчество такой странной и противоречивой фигуры, как Боб Дилан, очень сложно наткнуться на что-то, что бы полностью отразило многогранность музыки и личности музыканта. Фильм 'Нет пути домой' (известный в российском прокате под названием 'Нет пути назад'), на мой взгляд, сильнейший из того, что о Дилане питались снять. Даже 'Меня там нет' Тодда Хейнса, который удивляет своей идеей передать личность Боба через шесть разных персонажей, которых, кстати, сыграли превосходные актеры, уступает этой документальной картине Скорсезе. Очень интересная кинохроника, дополненная интервью интереснейших людей того времени и друзей Дилана, через речь, поведение, высказывания Боба, пытается хоть чуть-чуть объяснить что-нибудь о этом человеке. Советую перед просмотром всё-таки немного изучить биографию музыканта и проникнуться простой и волшебной музыкой. И не спишите оценивать фильм после первого просмотра (если вы его таки досмотрели): я, например, лишь после второго просмотра, побольше изучив этого музыканта, смог оценить уникальность этой картины. 9 из 10
За что еще (помимо выдающихся художественных работ) я уважаю Мартина Скорсезе, так это за его стремление поведать миру истории великих исполнителей, исполнителей настоящей музыки, музыки, которая была когда-то… давным-давно. Мне кажется, очень необычно, что такой мастодонт Голливуда регулярно снимает подобные фильмы. Этот факт, а также частое использование в своих картинах песни «Gimme Shelter» от «Rolling Stones», говорит о наличии вкуса у маэстро Скорсезе, что весьма приятно. Перед нами рассказ о жизни Боба Дилана — личности без преувеличения выдающейся. Плевать на то, что он внесен в Зал Славы Рок-н-ролла, плевать на то, что он номинировался на Нобелевскую премию по литературе — Боб ценится другим. Чем? Каждый определят для себя. Для меня же его имя значит очень многое. Даже с оглядкой на принцип «не сотвори себе кумира», вынужден признать, что Дилан в какой-то степени для меня является кумиром. И кто скажет, чем именно он цепляет? Никто, и даже сам Боб смеялся в ответ на подобные вопросы. По видимому, the answer is blowing in the wind… Данный фильм очень насыщен, возможно, даже слишком. Дилан говорит о других музыкантах, другие музыканты говорят о Дилане. В историю одного исполнителя вплетены нити, ведущие к другим и окутывающие всю эпоху в целом, эпоху, которая оказала безмерное влияние на музыку и в то же время поддалась влиянию музыки сама. Из всего этого Скорсезе сварил довольно вкусный суп с одним небольшим «но». Фильм мне показался несколько отрывистым, неровным. Как ни странно, немного не хватает самого Дилана. Очень много других людей, сторонних рассказов и рассуждений, что создает впечатление, будто смотришь биографию целого музыкального жанра, а не конкретного исполнителя. С одной стороны это не плохо, своим построением напоминает фильм «Угол зрения: История панк-рока». Но в целом смотреть интересно, хоть и хронометраж выдающийся. Если сравнивать с художественным байопиком «Меня там нет», я бы предпочел данное документальное творение. Всем любителям Боба Дилана фильм к просмотру обязателен. … ✿ܓ … «The world would be a little bit better if piece of Dylan was in each of us».