Дамиани великий. Как автор идей, как сценарист, как режиссер. В этом фильме не стоит ждать уличных перестрелок, мотоциклистов с пистолетами и нападений на комиссаров полиции. Здесь тема мафии и коррупции перенесена великим мэтром за колючую проволоку, что по сути еще ужаснее, потому как на закрытых территориях творить беззаконие и беспредел власть имущим намного проще, а простым смертным прямо пропорционально сложнее противостоять коррупционно-чиновничьей вседозволенности. Это противостояние, ставшее некой притчей во языцех в фильмах Дамиани, отображено в данной картине специфично и не менее трагично, чем в других его киношедеврах. На первый план выносится выживаемость человека в суровых условиях тюремной среды, где проявляются его худшие и лучшие качества. В данную картину уважаемый мною итальянский мэтр режиссуры снова привносит узнаваемые по его работам ощущения безысходности, бессилия и какой-то скрытой обречённости, что зрителю снова остается заочно «похоронить» тех или иных героев, но попутно гадать, какая же всё-таки участь их ожидает. Это одна из привычных, неотъемлемых идей в задумках Дамиани, заставляющая зрителя смотреть до конца, держать его в интриге, усиливать его сопереживание и сопричастность к происходящему на экране. Сценарий же — как кусок, взятый из реальной жизни и перенесённый в кинофильм. Во время просмотра я не нашел ничего, что можно было бы расценивать как несоответствие с реалиями или откровенное враньё. Также не увидел и «притягивания за уши» каких-либо моментов для удобства постановки или привлечения дополнительного внимания... Еще хотелось бы отметить Франко Неро, он как всегда хорош в главной роли. Фильм заслуживает высокой оценки уже только благодаря своей реалистичности, жизненности. А еще в нем есть и интриги, и созвучные с содержанием фильма философские изречения, и возможность додумывать некоторые моменты после просмотра, и в-общем - сильные глубокие впечатления. 10 из 10
Эта лента воплощает классический хичкоковский кошмар - за решеткой оказывается 'не тот человек'. Очевидно, что он не преступник и ему совсем не место в тюрьме. Но, время идет, а бюрократические процедуры требуют к себе внимания. Фильм концентрируется на том, как быть за решеткой честному и порядочному, успешному по цивилизационным рамкам человеку. В отличие от многих других фильмов, у Дамиани тюрьма совсем не представлена сборищем подонков и насильников, нет черно-белой стигматизации. С самого начала наш герой показывает себя вполне и вполне уживчивым. Нам не показывают ничего страшного, лишь бытовые тяготы. Впрочем, ряд случайностей приведут нашего мирного персонажа в такую позицию, когда он произнесет non servium. Тут и начнется начало личного ада для гражданина. Тут не будет ничего удивительного - его просто вовлекут в одну небольшую и вполне прогнозируемую игру. Наш персонаж проникнется идеалами добропорядочности и решит помочь одному правдоискателю. Тут самое время пояснить, почему столь высока оценка, за предсказуемый и незатейливый контент. Конечно, никто не отрицает, что Франко Неро был тогда неимоверно харизматичен, а Дамиани, на протяжении всей карьеры подтверждал талант интересного рассказчика. Однако, весь фокус в акцентах. Дамиани, при всей его пламенности, очень четко показал с какой легкостью меняются люди, чтобы выжить. Как они отказываются от идеалов, становятся сговорчивее и сходу готовы на самые бесчеловечные компромиссы со своей совестью. Такое, не часто показывалось в кино. Обычно, нам предлагали героя, окрашенного мужественностью Анри Шарьера. Тем ценнее те метаморфозы, которые претерпит персонаж Франко Неро. Материализованный Кафка, не иначе. 9 из 10
Вышедший в далеком советском прокате фильм Дамиани пользовался большой популярностью и словно бы предвосхитил идейный тренд отечественного кино уже девяностых годов с зонарской тематикой, показом тотальной коррупции. Право же, название лучше самого фильма, который ничем оригинальным в творчестве Дамиани не является. Все та же твердолобая манихейская борьба со злом, лишенная полутонов, с обязательной жертвенностью. Оборотней стороной идейных борцов Дамиано Дамиани является их непроходимая глупость, оборотней стороной которой является причинение боли и страданий родственникам и неслучайным людям. В тюрьме надо выживать, об этом написано и снято так много, что пафос борьбы за права и идеалы в условиях насквозь продажной тюрьмы в изложении режиссера не подкупает. Идейный стержень на фоне книг Шаламова, Солженицына, Шишкина выглядит ну совсем наивным. Обычный, рядовой фильм звучного, но достаточно посредственного в художественном плане режиссера социальной направленности запоминается разве что рядом ярких типажей преступников и веселого мафиози. 6 из 10
По нелепому стечению обстоятельств архитектор Ванци обвиняется в преступлении, которого он естественно не совершал. На время следствия он должен быт заключен в тюрьму. Но Ванци не следует расстраиваться, ведь итальянские тюрьмы прям как паста, пицца и тенора - самые лучшие в мире, с надзирателями, которым привили чувство гуманности. А Ванци еще и при деньгах. В таком случае тюрьма даже больше похожа на какой-нибудь из курортов краснодарского края. На Адлер, например. Но в тюрьме на Ванци, благодаря его новому сокамернику Пезенти, на которого точат зуб сильные мира сего, снисходит озарение, что вкусная жратва и сладкий трах не делают его жизнь в тюрьме сильно легче. Что проблема не в отсутствии женщин и в помойной тюремной похлебке, а в людях. Людях, которые тебя окружают. Тюрьма - это не только неадекватные убийцы, сопровождающие пердежом каждое упоминание твоего имени в слух или лысые, пузатые боровы. На шконке под лысым боровом спит обладатель двух орденов и примерный гражданин. Одна ошибка и ты выброшен на обочину жизни. А в соседней камере невинная жертва несовершенной итальянской судебной системы, которая не настолько безупречна, как итальянские тюрьмы. От сумы и от тюрьмы не зарекаются. Дамиани намерено превращает тюрьму в цирк, в карикатуру. Самый жестокий убийца - тщедушен и слаб. Самый грозный блатной - старый и дряхлый. Тюремный барон, богач и пахан выделяется разве, что улыбкой, как у нищих с окраин Рима в фильмах Пазолини. Смотрящие бегают за вином, стоит только постучать железной тарелкой по решеткам, да прокричаться во весь голос. Только за этой клоунадой человеческие судьбы, подчас трагичные, становятся видны все отчетливее. Ванци, которого сокамерники презрительно называют архитектором, будто это что-то плохое, что даже неловко становится за это благородное ремесло, явно не читал Шаламова. «Не верь, не бойся, не проси» - заповедь, которую обязан знать каждый заключенный. Архитектор и верит, и боится, и просит. За блондинку с сиськами в рентген-кабинете надо платить. Если ты уж попал в застенки тюрьмы - играй по ее правилам. Здесь у каждого своя правда. Разве можем мы судить старшину, который желает достойной жизни и счастливой судьбы своему сыну? Он, служивший честно своему государству и воспитавший своего сына должен образом, вынужден просить у какого-то блатного за свое дитя. Да и что такое жизнь какого-то заключенного со стремительно развивающейся паранойей, дни которого сочтены? Разве стоит жизнь этого сумасшедшего благополучного будущего своего сына? Для старшины ответ однозначен. Разве стоит ради правды и восстановления справедливости блаженному архитектору жертвовать своей свободой? Наказать подонков за смерти тысячи и одного. А смысл? Убитых не вернуть, а самому оказаться на последней странице районной газеты в разделе 'Извещения' не очень хочется. Только вот сложно признаться. Признаться самому себе. Признаться в трусости и малодушии. Старшина разражается пламенной речью в духе Кургиняна или Максима Шевченко, ну или в духе Михаила Леонтьева, о том, что не стоит жалеть, ведь такие, как Пезенти только и хотят разрушить и поломать все, что мы любим и во что верим, прикрываясь благими намерениями. А Ванци только и остается, что восклицать: 'Я ничего не знаю. Не знаю.'
Мой любимый фильм у Дамиани. Я вообще с большим почтением отношусь к его творчеству 70-ых - 90-ых гг. но 'Следствие...' для меня воспринимается, как потолок творчества великого режиссера. Нет, конечно, многие фильмы Дамиани стреляли, и даже громче. Но этот фильм лично в меня выстрелил не громче, а точнее. Пожалуй, всего три человека в этом фильме без какого-либо двойного дна - это Камполоне, Пезенти и его дочь. Начальник тюрьмы представлен этаким недалеким простачком. Старшина, в начале фильма представленный положительным персонажем, к концу вполне сознательно идет на сделку с дьяволом. Ну а главный герой и вовсе вызывает отвращение - хорошо начал свое 'путешествие', но закончил он его на самом дне - и это видно лишь в самую последнюю минуту фильма. Поэтому несмотря на то, что в фильме нет экшн-сцен, сюжет закручен и накален до предела, что просто невероятно для такого жанра. Отрицательные и нейтральные герои же здесь сыграны во всей красе - на них приятно смотреть. Чего стоит Сальваторе Роза в исполнении бесподобного Клаудио Никастро (озвучил Владимир Кенигсон)! Этакий чеширский кот, по одному взгляду которого понятно, что он бровью поведет - и его подручные тебя тихо удавят в камере. А Джон Стайнер в роли Биро - всю дорогу шаляй-валяй, но в финале предстает в образе стремительного и хладнокровного убийцы. В общем, фильм стоит посмотреть хотя бы ради этих двоих. Сначала будет даже весело, но чувство отвращения к главному герою, довольно бойко зашедшему в хату, но вышедшему из нее с таким чувством страха, что даже девушке-сироте врет про ее отца, в конце обязательно вас захватит. Это кино без всякого намека на хэппи-энд. Важное замечание! Фильм однозначно рекомендуется к просмотру, но именно в советской озвучке! Существует более современная - по моему глубокому убеждению, она фильм просто портит. Конечно, это субъективное утверждение, но советский дубляж придает картине такой неповторимый колорит, что его не переплюнуть. Из минусов - не везде переведены реплики. 9 из 10