Начну с того, что я знакома с творчеством Дзеффирелли — он один из известнейших оперных режиссеров, создавший культовые постановки и работавший с исполнителями первой величины, в том числе и с самой Каллас. Многие свидетельствуют непростом и упрямом характере Дивы и ее преданности искусству. Характер мы увидели, но насколько близка к реальности картинка? По тем же интервью Дзеффирелли, Каллас не любила Кармен, хоть и исполняла ее на концертах. В моей голове тоже образ Марии не очень вяжется с характером дикой цыганки, которую Ардан сыграла очень вульгарно, напротив Мария выглядит очень сдержанной и скромной, в ее жестах нет резкости, а на лице гримас, но она плавными движениями рук, улыбкой, сдержанной мимикой, а самое главное голосом могла передать все эмоции своего персонажа. Кроме того нельзя не отметить, что у Марии было чувство собственного достоинства (может, поэтому она и отказалась от реального предложения, чтобы не выглядеть смешно?). Она ушла достойно (в отличии от современных пенсионерок, которые уже ничего кроме визга из себя выжать не могут), хоть это и было для нее большим ударом и умерла она в одиночестве… Но что же мы видим в фильме, который создал приближенный к Диве человек? Престарелую тщеславную примадонну, которая хватается за соломинку да еще и заигрывает с мальчиками. Зрелище жалкое. Разве Она, звезда первой величины, могла бы согласиться на фонограмму, хоть и для съемок фильма? Ведь с ней нет ни одного фильма-оперы, только сами театральные постановки, и те урывками… Получилось ли почтить великую певицу этим фильмом? Я не уверена. Фильм мог бы понравиться, если бы был о вымышленной исполнительнице, а так это выглядит как попытка привлечь внимания, используя имя Каллас. Поставила 5 только потому что мне нравится Фанни Ардан, хоть это и не ее роль, и за любимые арии в исполнении Каллас. Мне не хочется верить, что в этом фильме было что-то еще реальное от самой Марии…
Честно говоря, фильм страшно разочаровал. От Фанни Ардан ожидала гораздо больше усердия и души, которая должна была быть вложена в персонажа таких эпических масштабов. Получилась пошлая, карикатурная и предсказуемая роль сумасбродной, вздорной и капризной примадонны, навроде Глории Свенсон, какой Мария Каллас в жизни никогда не была. Достаточно один раз посмотреть на оригинальное выступление величайшего в мире сопрано, на фантастический блеск ее глаз, на тысячу оттенков мимики лица во время исполнения сложнейших партий, сравнить все это с крупными планами безжизненной и тусклой Ардан, открывающей рот и раздувающей ноздри, как рыба, выброшенная на берег, чтобы раз и навсегда осознать, что между этими двумя женщинами нет ничего общего. Каллас была человеком удивительного обаяния, хрупкой, женственной, скромной, она, скорее, походила на Одри Хепберн своей мягкой улыбкой, грацией и жестами, деликатностью и достоинством. Ардан с ее лошадиным лицом никак нельзя назвать ни хрупкой, ни мягкой, ни обаятельной, ни скромной. Возможно, в том нет прямой ее вины и образ взбалмошной певички, окруженной сомнительной и развратной богемой, был продиктован ей режиссером. Кроме того, следует отметить, что это не автобиографическая драма, а полностью вымышленный эпизод, поскольку Каллас умерла в 77 году, от которого идет повествование, и никогда не принимала предолжений петь в игровом кино под фанеру. Лично меня удручает не только весьма спорная трактовка образа столь выдающейся фигуры в истории музыки, но и высосанная из пальца драматургия со всеми этими таблетками, скандалами, истериками, которым никогда не было места в реальной, публичной биографии певицы. Очень жаль, что это кинцо, претендующее на культовость, так бессовестно паразитирует на ее имени. Крайне сомнительно также, что Мария, идентифицировавшая себя прежде всего с музыкой Беллини, Россини и Доницетти, могла бы в реальной жизни выбрать для столь помпезной затеи Кармен Бизе. Но выбор съемочной группы, напротив, очевиден до банального. Набившая оскомину музыка, которую пользуют все, кому не лень, везде, где ни попадя — ее с первых нот узнают даже люди, далекие от оперы. Зачем мучить неподготовленные уши нудными и непонятными Нормой, Тоской или Травиатой, ведь Хабанера выручит всегда! А скольких сексапильных актеришек с томными глазками можно впихнуть в эту осовремененную лав стори! Ларри Келли, насколько я знаю, умер за несколько лет до Каллас и, возможно, перевернулся в гробу от пошлейшей игры Айронса. Не говоря уже о знаковом выборе для фиктивного сюжета персонажа-гея (из всех когда либо окружавших ее друзей, антрепренеров и коллег!). И о странной необходимости введения в фабулу его любовника. Простите, куда я попала? Это фильм о Каллас или об интимных предпочтениях ее агентов?!.. В заключение еще хотелось бы напомнить, что опера это грандиозный труд, требующий предельной сосредоточенности, воли, самодисциплины, изматывающий нервы, отнимающий и физические, и душевные силы. И даже гениям голос не дается просто так. Тут же мы видим какой-то пшик, «звезду в шоке» и вереницу ее капризов из-за неподходящих нарядов и причесок, смен настроения и молодых ухажеров. Удивительно, что режиссер уровня Дзеффирелли, который знал Каллас лично, опустился до такого примитивного раскрытия такой роскошной темы. Висящая на воротах Кармен в клубах сигаретного дыма, взирающая на Дона Хосе, как пьяная проститутка — это самая чудовищная, безвкуснейшая вульгарщина, какую мне только приходилось видеть! В жизни реальной Марии было предостаточно подлинных, осязаемых, печальных и трагических событий, достойных отдельной экранизации, но вокруг нее всегда собирались кривотолки, легенды, сплетни, будоражившие воображение публики куда сильнее. Ее большая любовная драма с Аристотелем Онассисом также экранизировалась, более удачно, на мой взгляд. Но действительно титанический труд проделал режиссер Том Вольф, снявший в 2018 году восхитительный документальный фильм «Мария до Каллас», основанный на ее интервью, обрывках съемок, выступлений, личных писем, ранее не публиковавшихся, и других уникальных материалов о жизни настоящей Марии. Настоятельно рекомендую всем ценителям оперы посмотреть именно этот фильм, после которого ни у кого не останется сомнений, где искусство, а где дешевка, где Мария Каллас, а где жалкая подделка. 3 из 10
«Каллас навсегда» — биографическая европейская музыкальная драма, которая получилась ярким и трогательным фильмом. Это кино раскрывает жизнь знаменитой оперной певицы, чей голос был целой эпохой прошлого века. Мария Каллас была очень интересной, очаровательной и талантливой женщиной, а ее голос был восхитителен и чрезвычайно сильным. Когда слушаешь ее постановки, то даже мурашки по коже. В этой биографической драме показано то, как она переживала самые драматические события своей жизни: измену и уход любви всей ее жизни к другой женщине и потерю голоса. Мы видим, как нелегко ей было, и после величайших взлетов, как больно падать. В этой истории был показан возможный лучик света и надежды в ее жизни, и перед нами достойная и чудесная биографическая драма, не посмотреть которую, означает действительно потерять многое… Роль Марии Каллас невероятно сложная, и ни каждая актриса смогла бы ее сыграть, но французская дива Фанни Ардан идеально сыграла и здорово вжилась в роль своей знаменитой героини. Мы смотрим на Фанни, а видим Марию Каллас, и это здорово, заслуга французской актрисы. Фанни играла чувственно и эмоциональна, и ее вдохновляющая игра чарует и покоряет. В ее глазах было столько печали, и заем надежд, и было приятно следить за игрой Фанни Ардан. Мне нравятся смотреть биографические фильмы, ведь они чистые и основанные на реальных событиях. Если говорить про данное кино, то оно несомненно несет с собой кинематографическую ценность и значимость. Посмотрите «Каллас навсегда», и эта драма унесет Вас в жизнь одной исключительной женщины, которая в свое время была королевой людских сердец, а ее голос исходил из самой глубины ее души… 9 из 10
После просмотра фильма Ф. Дзеффирелли «Каллас навсегда» тоже самое хочется сказать и о самом маэстро. Дзеффирелли не смотря на возраст (ему уже далеко за 80) остается великим режиссером, внесшим исключительный вклад в развитие мирового кинематографа — чего только стоит его знаменитая экранизация «Ромео и Джульетты». Талант Дзеффирелли безусловен, как и талант Каллас, что, возможно, и объясняет выбор режиссером тематики фильма. Стремление духа, страсть к свободе и счастью, любовь и ненависть, великий успех и ошеломляющий крах, вершина и бездна, сомнения и вера, постижение истины и обретение покоя. Фильм о редком таланте и удивительной судьбе женщины — «… имевшей всё или практически и всё», — женщины, несомненно заслужившей право на нашу память. Фильм рекомендован к просмотру тем, кто ценит в кино безупречную режиссуру, актерскую состоятельность, интересуется высоким искусством и способен оценить неподражаемый стиль итальянской вокальной школы бельканто. Это фильм для настоящих киногурманов с развитым вкусом и живым воображением, именно для них мастер искусно воплощает на экране живые, яркие и волнующие образы, стирая все границы условности, и передавая зрителю исключительное право на проникновение в тайну великого гения искусства. Каллас, как и настоящее кино — ЭТО НАВСЕГДА!
Женщина, которая изменила мир. Мария Каллас. Если Энрико Карузо являлся самой великой оперной звездой — мужчиной начала двадцатого столетия, то Мария Каллас пятьдесят лет позже унаследовала его власть над публикой и стала самой обожествляемой дивой театра. Ее называли «Циклон Каллас», «Ураган Каллас», «Тигрица», «Дьявольская Дива». И все эти ее прозвища были частью ее жизни и рассказывали историю этой безумно талантливой женщины. Этот фильм рассказывает о последних лет жизни Марии Каллас в Париже. Но до того, как я напишу свои впечатления о фильме, я хочу просто написать пару слов о жизни самой Марии Каллас, которая была полна неожиданностей — радостных и грустных. Детство, которое навсегда осталось в ее памяти. Мария Каллас (настоящее имя — Сесилия София Анна Мария Калогеропулос) родилась в Нью-Йорке 2 декабря 1923 года. До рождения Марии в семье Калогеропулос умер их сын, и все ждали, что родится мальчик. Когда Мария родилась, мать 4 дня не брала ее в руки. С таких грустных нот и началась жизнь этой великой женщины. Мария обожала отца и ненавидела мать. С самого детства Мария мечтала петь. В возрасте шести лет Мария попала в автокатастрофу в Нью-Йорке. Все думали, что она умрет. Но этого не случилось, и вскоре после того, как она выздоровела она стала просто «одержима» музыкой. Она день и ночь слушала классическую музыку, а вскоре сама начала брать уроки фортепиано и петь. Мария Каллас была эксцентричной натурой. Слишком эмоциональной и страстной. Люди никогда не знали, что ожидать от нее. Когда ей предложили роль в «Мадам Батерфляй», Мария просто сказала: «Опера по-английски звучит слишком глупо. Никто не воспринимает это всерьез.» Ее любили, обожествляли, ненавидели, уважали и презирали. Но даже те, кто ее ненавидел, признавали ее гениальность и что такого голоса, как у нее больше нет. Она всегда стремилась к совершенству. Вместе с тем, что она прекрасно пела, она еще и обладала страстным артистизмом на сцене. Жизни некоторых героинь, которых она играла на сцене, напоминали ей ее собственную жизнь. Мария говорила: «У меня нет соперниц. Когда другие певицы будут петь так, как я пою, играть на сцене так, как играю я, и исполнять весь мой репертуар, тогда они станут моими соперницами.» И, действительно, это было так. Каждую роль она играла по-своему, каждую оперу пела по-своему. Она ни на кого не была похожа. Настоящее биографическое кино должно быть таким, как этот фильм. Такие фильмы заставляют зрителя полюбить биографическое кино. Фильм просто снят на высшем уровне, актеры подобраны просто превосходно. О жизни Марии Каллас можно снять очень много фильмов, но этот особенный. Фильм рассказывает о последних годах жизни оперной дивы. Когда она потеряла ребенка и умер Онассис, она впала в жуткую депрессию. Аристо, как она его называла, был самой большой любовью всей ее жизни, ни смотря на то, что он обманул ей и испортил ее жизнь. Вместе с любовью она потеряла все, в том числе — голос. В это время она жила в Париже, и ее верный друг и продюссер — Ларри, приехав в Париж решает помочь Марии, предложив ей сыграть «Кармен». Мария всегда мечтала об этом, но никогда не знаешь, что ждать от нее. Сыграет ли она или откажется от этого в последнюю минуту, как она часто это делала? На этот вопрос может ответить только она сама. Фанни Ардан — после просмотра у меня просто не осталось слов, чтобы выразить свое восхищение. Вместе с тем, что Ардан просто прекрасно сыграла роль, она даже чем-то была похожа на Марию. Эти жесты, мимика — она, как будто, была настоящей оперной певицей. После того как я увидела Ардан в роли Марии Каллас, я думаю, что больше никого не смогу представить себе в ее роли, настолько она вжилась в эту роль. Такая же эмоциональная, страстная и прекрасная. Джереми Айронс сыграл в необычном для себя роли, но он, как всегда, был очарователен. Вместе с Ардан они составили просто прекрасную пару. Также я хочу отметить Габриэля Джарко. Этого итальянского актера я впервые увидела имеено в этом фильме и он покорил меня. Своей внешностью. Люди, которые ценят и любят творчество великой Каллас с достоинством оценят этот фильм. В фильме также можно слушать ее божетвенный голос, который на время заставляет забывать обо всем на свете и погрузиться в свои мысли и мечты. Мария Каллас достигла самой вершины совершенства и покорила мир оперы. Она покорила сердца миллионов людей — ее любят, помнят и будут помнить всегда. Ее голос вечен. Мария Каллас умерла 16 сентября 1977 года в Париже. Причина ее смерти до сих пор неизвестна. Голос столетия замолчал навсегда. L`amour est enfant de bohème, il n`a jamais connu de loi: Si tu ne m`aimes pas, je t`aime; si je t`aime, prends garde à toi! 10 из 10
Почему-то до фильмов, навсегда занявших первые строчки в личном кинорейтинге, добираешься в последнюю очередь. Может быть, потому, что подобрать нужные слова, чтобы описать всю красоту подобных картин, как «Каллас навсегда», очень и очень трудно. Раньше я думал, что фильмы-байопики, повествующие о жизни великих людей — это что-то скучное, неинтересное, близкое по жанру к документалистике. После «Каллас навсегда» я изменил свое мнение. Фильм открыл мне такого режиссера, как Дзефирелли, заставил заинтересоваться творчеством действительно великой греческой певицы. Я смотрел «Каллас навсегда» в пустом зале и понимал, что, кроме Франко Дзефирелли, так показать Париж и моменты жизни Каллас, пусть вздорной, пусть немного истеричной, но бесконечно обаятельной и харизматичной женщины в исполнении Фанни Ардан, не смог бы никто. Голос неземной, божественной красоты до сих пор звучит внутри и, как настоящее искусство, его нельзя уже ничем заглушить. 10 из 10