Меня смущает только год. 1972. Против года я вообще не имею ничего против, даже больше – я о нем ничего не знаю. Как и вообще ни о чем. Но настоящий мультфильм именно этого года. Через год начнется мировой экономический кризис, который вышел намного прикольнее настоящего. А до 72-го было странное время, когда все бухали, курили, постоянно тыкались друг с другом. Время людей на букву «х». Сейчас такие тоже ходят по улицам, мне лично они очень приятны. Как и вообще все маленькие субкультуры. Мультфильм, как не пытаться его воспринимать мультфильмом (конечно, для взрослых) о похождениях кота, с кучей персонажей, крайне характерных, настолько колоритных, особенно когда не слышишь исконно-русского перевода, что эмоции не хочется сдерживать, сидишь, хлопаешь, браво можешь выкрикнуть, как однажды это было со мной в набитом телами кинотеатре на короткометражке Тыквера в сборнике «Париж, я люблю тебя». Как ни стараешься воспринимать его мультфильмом, пусть и вновь нравоучительным и обличающим свое хипповское время, на которое можно по-разному смотреть, через минут 20-30 до тебя доходит, что тема у автора была одна – сиськи, наркота и …ну, музыка тут не рок-н-ролл по аналогии, обычный джаз. И те, кто любит находит в подобных штуках драму героя и вообще времени, хоть и могут получить свою дозу и мыслей и наслаждения, но, суть у мультфильма одна – он невыносимо грузный, депрессняковый и отдает той американской серостью улиц, которая будет в завершении показана в фотографиях, тех улиц, на которых и вырос по-видимому автор и с которых и взял реальность для создания уже мультипликационной реальности. По мне так, при отражении времени необходимо более разностороннее подавать приключения героя, пусть это и глупенький кот, а то так выходит обычное творчество, какого уже в этом мире больше чем мусора.
Ну что же, дамы и господа, перед вами настоящий мультипликационный ФИЛЬМ, который сочетает в себе отличную музыку, великолепную работу художника и конечно же искрометный юмор. И как раз юмором здесь пропитано буквально все. Каждый кадр. Великолепная история, рассказанная от лица кота, собрала в себя все пороки, все проблемы человеческого общества, которые актуальны и по сей день. Здесь присутствует доля эротических моментов, но они вставлены подобающим образом, дабы подчеркнуть всю комичность, в которой плескается Фриц. Это рассказ про обыкновенного студента, мечтающего вырваться из оков скучной учебы в университете, пуститься во все тяжкие, мешая свою жизнь с жизнью девушек легкого поведения, афроамериканцев, только и болтающих о 'травке' и убийствах. Его преследует полиция, явно не случайно изображенная в образе свиней. И в конечном итоге парень решается на революцию, столь характерную для общества 60-тых годов. В общем получилось захватывающе. 8 из 10, за идею, за звук, за атмосферу. Веселого просмотра.
Фриц - типичный представитель молодёжи шестидесятых (то есть именно тех, с кем потом её будут ассоциировать, типичный в идейном смысле): белый безработный студент, живущий, очевидно, на родительские деньги, балующийся мелкими правонарушениями, использующий риторику социального протеста и борьбы с угнетением, чтоб разводить тёлочек на секс, совершенно не представляющий реальную жизнь 'угнетённых классов' и 'революционеров', но при этом с юношеской пылкостью верящий во всю чушь, которую городит. У фильма почти нет сюжета - это скорее серия типичных эпизодов, объединённых разве что ростом социальной опасности поведения Фрица, который, всё больше увязая в противоправных действиях, скатывается от квартирников с групповушкой в ванной к бунтам в чёрных районах а потом и террористицеской деятельности каких-то байкеро-марксисто-нацистов... Сцены эти прекрасны и великолепны. С одной стороны, на экране - полный гротеск, с другой - мне представляется, что 'Кот Фриц' - вещь на редкость достоверная. Битник, спокойно читающий книжку в уголке ванной рядом со сплетёнными в агонии 'свободной любви' десятками тел, Фриц, бросающий чёрному бармену в негритянском кабаке (куда он пришёл поддержать чёрных братьев в борьбе с сегрегацией!) 'бой!', всё это мне кажется очень точными штришками. Не говоря уж про дивную галерею характеров и образов, среди которых нет не запоминающихся: троица просвещённых первокурсниц, радостно снимающих трусы при звуках невнятной современной поэзии, добродушный негр-бильярдист, показывающий Фрицу прелести ночной жизни в гетто, полицейский, оказывающийся наполовину евреем, строгая и рациональная колли-гёрлфренд, пытающаяся стать для Фрица материнской фигурой, заяц-байкер с остекленевшим от героина взглядом и свастикой на спине и его пухлопопая лошадь-подружка в косухе... Всех потрясающих находок Бакши и не перечислить. А ведь есть ещё и чисто абсурдистские, а не социально-сатирические, но при этом столь же гомерически смешные сцены. Вообще 'Кот Фриц' не только тонок и остроумен, но и вызывает искренний хохот почти беспрерывно. Анимация очень проста, чтобы не сказать - примитивна, рисунок напоминает стилистику простой карикатуры или комикса, какие бывают на последних страницах газет. Но это совершенно не важно, поскольку всё искупает и затмевает эстетика: построение мизансцен, монтажные переходы, просто спецэффекты - всё это сделано новаторски, остроумно и выразительно. Удивительно, но 'Коту Фрицу' не обязательно быть хорошо нарисованным, чтоб выглядеть очень хорошо. Просто поразительно, как Бакши, такой тонкий и так чувствующий кадр здесь, всего через несколько лет снял чудовищного 'Властелина колец'... В общем, если вы не ханжа и хоть немного интересуетесь мультипликацией, я очень, очень советую вам посмотреть 'Кота Фрица'. А для изучения эпохи битников и хиппи я бы назвал его строго обязательным к просмотру.
И мы катимся вниз по наклонной С точки зрения высших сфер. Молодежные группировки Берут с нас дурной пример. Где воспитательный фактор? Где вера в светлую даль? © 'Всё это рок-н-ролл' Это - кот Фриц... хотя, наверное, стоило бы начать с другого: это - шестидесятые. Сексуальная революция, научно-технический прогресс, первый полёт на Луну, конец эпохи 'золотого' Голливуда, рождение 'новой волны' в Европе, культ молодости, ослабление цензуры, 'холодная' война, независимость Африки, завершение хрущёвской 'оттепели'... распространение мини-юбок, наконец! Каждый найдёт в шестидесятых что-то своё, что-то, что непременно этот период характеризует. Довольно сложно оценивать объективно этот период, ведь шестидесятые - это не только творческий, идейный, научный взрыв, это ещё и стык между наивной и искренней верой в будущее пятидесятых и разочарованно-циничных семидесятых. Ведь именно в это время заканчиваются одни эпохи и начинаются другие (в кинематографе, литературе, культуре, политике, моде... мультипликации, в конце концов - ведь в конце шестидесятых умрёт Уолт Дисней), и, таким образом, это десятилетие многими воспринимается не как что-то самодостаточное, а как переходный период между эпохами послевоенного оптимизма и разочарованного цинизма. Именно этому посвящен вышедший в 1972 году мультфильм 'Fritz the Cat' - он же 'Приключения кота Фрица'. Итак, Фриц. Он - собирательный образ молодёжи шестидесятых, даром что кот: обеспеченный белый студент, живущий за счёт родителей, курящий травку, исповедующий (ну как ему кажется) идею социального протеста - во многом потому, что смутно представляет себе жизнь угнетаемых классов. Он кадрит девчонок, участвует в обкуренных квартирных оргиях, и постоянно влипает - то спонтанно становится организатором бунта в гетто, то оказывается замешан в террористической марксистко-байкерской организации непонятных сектантов, а то просыпается в объятиях полнокровной негритянской вороны-дилерши... И всё это перемежается смехотворными и псевдо-философскими размышлениями о месте человека в мире, о его социальной активности и будущем выпускников университета. Любопытно, что именно в начале семидесятых выходят картины, основанные на литературном материале, вышедшем в шестидесятые - и также любопытно то, что авторы оригинальных произведений (то есть, книг) в большинстве случаев были недовольны экранизациями. Это было с 'Пролетая над гнездом кукушки' Кена Кизи, и то же самое произошло с комиксами Роберта Крамба, которые и легли в основу мультфильма. Конфликт, правда, в основном был связан с авторскими правами, но разногласий со сценарием было не меньше, чем у Кизи: 'приключения кота Фрица' вышел намного более жестким и шокирующим, чем его сатирический, но менее зубастый первоисточник. Бакши эти изменения объяснял следованием законов кинодраматургии, которые, естественно, отличаются от законов литературы. Это, разумеется, справедливое замечание, однако - позволю себе небольшую ремарку - мне кажется, что это в принципе тенденция семидесятых, касающаяся экранизации произведений, вышедших в прошлом десятилетии. Это можно было бы объяснить банальной сменой конъюнктуры, ведь в семидесятых люди наконец осознали, чем опасен радостный призыв шестидесятников выпустить психов ('Кукушкино гнездо') и наркоманов ('Кот Фриц') на улицы, но объяснение всё-таки чуть более глобально - дело в смене мировоззрения вообще... В любом случае, 'Кот Фриц' - уникальный феномен мировой мультипликации вообще и отличная иллюстрация шестидесятых в частности. Первое подтверждается ролью мультфильма в истории мировой анимации - он вышел именно тогда, когда мультфильмы не позиционировались как искусство для взрослых (и это при этом, что мультипликация в принципе не сразу стала адаптированной для детей). 'Кот Фриц' долго не мог найти своего дистрибьютора из-за содержания, провокационного и шокирующего - в то время, когда Америка жила на инерции славы недавно умершего Уолта Диснея. Это потом Ральф Бакши будет снимать ещё более шокирующие взрослые фильмы, а тогда 'Фриц' был нонсенсом. Возвращение к ротоскопированию (пусть только лишь в декорациях, но тем не менее - сам великий Дисней долго и болезненно отказывался от этого метода, переходя на более экономичную ксерографию), ядовитая социальная сатира, рисунок, более напоминающий карикатуры с последней страницы какой-нибудь газеты, а не полноценный полнометражный мультфильм... да, 'Фрицу' определённо было чем шокировать своих современников. А теперь это - один из лучших мультфильмов семидесятых годов. Провозвестник 'взрослой' мультипликации, противопоставляющейся кризису студии 'Дисней' того периода и просто замечательный, умный, тонкий и гомерически смешной мультфильм с потрясающей галереей портретов и андеграундной, но всё-таки упаднической философией. Впечатляют не только персонажи и стиль (ах, этот монтаж, эти переходы, мизансцены!), но также и маленькие, но очень точные драматургические штришки, типа битника, спокойно читающего книжку рядом с оргией или разговоры ворон в 'чёрном' баре. Это одновременно очень выразительно и правдоподобно, даром что все герои - антропоморфные животные... 'Приключения кота Фрица' - это феномен в американской мультипликации и фильмографии самого Ральфа Бакши. Несмотря на то, что этот же человек выпустит целый ряд откровенных и провокационных фильмов, ни один из них не сравнится в язвительной и саркастической интеллектуальности 'Фрица'. В любом случае, ни в 'Чернокожих', ни в 'Огне и льде' нет зайца-героинового наркомана и полицейской свиньи-еврея, а это любой мультфильм делает хуже. 10 из 10
Кот Фриц, поэт, писатель, бунтарь, сжираемый страстями, бездомный, наркоман, распутник, не большее животное, чем каждый в этом мире, кто гордо поднимает подбородок, лишь заденут его эго сладкой лестью о том, как он начитан и умён. Во время просмотра этой неоднозначной картины чувствовал, как голова зажата в тисках ужасно родной (пусть, даже не пытавшейся осознанно сформироваться) точки зрения на счёт поднимаемых проблем. За ноги тянуло дальше от экрана порой ужасно пошлая 'обыденность' садомских будней (не пытаюсь даже сравнивать их с реальными, насущными, 'человеческими'). Но тело с содроганием цеплялось, что есть силы, руками в те самые тиски, чтобы не упустить ни кадра, ни одной патологически крылатой фразы. Оторваться было невозможно. Очень острая сатира, потрясающе уместные слова! Чего стоят только: 'Я готов отдать тебе мир, но у меня есть только мусорный ящик', 'Грош цена твоему просветлению, если оно не создано для людей'... До сих пор не могу отделаться от впечатлений, чего не очень-то и хочется... 10 из 10 Шедевр!