Я знаю польский язык, более того, смотрела этот фильм в оригинале, и мне совершенно не понятно, откуда такие неподходящие, неверные переводы названия, что русский, что английский? Зачем было ломать голову, придумывая какое-то название по смыслу, если оригинальное название подходит как нельзя лучше? 'Boż e skrawki ' - так этот фильм называется по-польски, 'Божьи крохи ' - вот и всё, и по смыслу и как в оригинале. Фильм о детях! О детях в период Второй Мировой войны, о том, как они воспринимают всё, чему становятся свидетелями, о том, как маленький Толо не играл в Господа Бога, нет, а о том, как окружающий мир и его страшные для детской (и не только) психики события находили отражения в его маленькой, еще не знающей пороков и всего ужаса голове. О том, как он хотел принять все муки своих родных и друзей на себя, пострадать за них, чтобы спасти их... И слезы наворачиваются на глаза, когда разыгрываются последние сцены. Да и не только последние. И нет в этом фильме ничего смешного...
Фильм в первую очередь о детях. Их мировоззрении, необдуманных поступках, глупых навязчивых идеях, любопытстве и искренности. Этим пропитан дух повествования. Очень многое касается религиозной темы. В этом 'отрицательная' заслуга сельского священника, который не поставил ребятам рамки дозволенного, а просто предложил им поиграть, вжиться в свои роли. Плохой из него воспитатель, раз не проследил за последующим развитием этой идеи. А зашло все слишком далеко... Рад, что фашисты здесь отодвинуты на очень дальний план, дав развернуться непростой деревенской жизни детворы. Хотя самые драматичные моменты связаны именно с оккупантами, что и правильно. Заметил, что много сравнивают 'Лики смерти' со 'Списком Шиндлера'. Это неправильно. Геноцид евреев здесь здесь не центральная тема, а лишь ее пролог и пара эпизодов, хотя довольно значимых в судьбе польской 'шпаны'. 9 из 10 Отличное кино с отличными актерами, заставляющий задуматься и переживать.
Истребление евреев в период второй мировой войны - тема трагическая и неисчерпаемая. Но этому фильму ничего ноового привнести в раскрытие этой темы так и не удалось. Картина всего лишь дань памяти миллинам замученным в концлагерях, но по художественному воплощению до "Списка Шиндлера" ей очень и очень далеко. Участие Осмента ленту не спасает.
Не секрет, что среди быта жителей осажденных городов находили детские рисунки и элементы творчества. В мирных или военных условиях дети должны играть, ведь они это делают не от праздности, а таким способом познают мир. Ромек делит обрезки гостии: «Это отец Владека, это родители Марии…» Но фильм о маленьком Толо. Трудно поверить, какая страсть к жертвенности, страданию, и принятию на себя вины жила в нем, и бог знает, как и когда проявилась бы, обойдя его семью война стороной. Но этого не произошло: усиленный детской впечатлительностью шок от увиденного расстрела соседей завел мину замедленного действия слишком рано, и оттого смотреть страшнее, а дальнейшие события лишь усугубляли уход в губительный ролевой мир. Не уследили, не поняли серьезности признаков поведения, а то и подыгрывали, а между тем, нет сильнее врага, чем внутреннее саморазрушение. Этот фильм больше психологический, чем социальный. Пересматриваю третий раз, и на этот раз задала в поиске название «Божьи крохи».
По-моему, фильм именно о войне. Ещё один из числа отличных фильмов о войне и человеке (тем более ребёнке) в этой войне. Многое о чём тут написано: - про «повышенное внимание религии» - «о ребенке с явно помутившимся рассудком» - про «истребление евреев во время войны» - и какие гадости делали отдельные поляки, пока фашисты бесчинствовали в крупных городах, отходит на второй план, и даже дальше. Фильм яркий пример того, как война может повлиять на ещё не созревшую и уже созревшую психику. Ведь вряд ли бы сосед Гнесио убил его из-за кабана в мирное время (пусть бы он и оставался крупной сволочью, но лишить семью кормильца это другое). Вряд ли бы Толло (самый малой) так помутился рассудком, если бы не видел смертей и убитого отца. Достаточно пересмотреть сцену с тем, как он обыгрывает сцену ловли свиней. Вряд ли бы не озверевшим от происходящего подросткам пришло в голову так грабить бежавших евреев. А попытка убить Ромака ?.. и так далее, и так далее … И всё это из-за военной грязи вперемешку с кровью льющейся на людей. Отличный фильм + игра главного героя. Фильмы именно такого рода показывают то, как важно, что эти 65 с небольшим лет мы умудрялись прожить, по большому счёту, без войны. 9 из 10
Интересно, как удается полякам снимать такие добротные фильмы. Хотя и у них проколы случаются. Например, мне всегда кажется, что их картины немного обрывочны и не имею целостности, будто несколько режиссеров дрались за право смонтировать конечный материал. Единственное исключение – «Камо Грядеши» режиссера Ежи Кавалеровича. «Лики Смерти» - в данном случае как раз попадает под категорию польского 'обрывочного ' кино. Снова скажу, что русское название не подходит, ибо Острие Господа звучит логичнее по отношению к сюжету. Так как фильм про вторую мировую войну, то возможностей сделать кино смотрибельным для зрителей существует всего ничего - смастерить зубастый экшен в стиле Спилберга или склеить очередной фильм про ужасных фашистов, которые всякую человечность потеряли. Юрек Богаевич выбрал второй путь, но внес в избитую тему кое-что свое. История Ромека - еврейского мальчика в маленькой польской деревне - облегченная версия Пианиста Романа Поланского. Только, к сожалению Ромек был ребенком, но никто не знал, что он еврей, а вот взрослому Владеку Шпильману с чисто иудейской внешностью пришлось тяжелее. В фильме «Лики Смерти» больше плюсом, чем минусов. Во-первых, актеры: простые поляки и Уильям Дефо в роли священника порадовали, а вот Хэйли Джоэл Осмент кажется, застрял в характере робота Дэвида из «Искусственного Интеллекта» - тоже потерянное лицо и заплаканные глаза. Немного избито для него. Лишь в сцене с камнями в подвале и при обыске евреем Хэйли смотрится гармонично. «Лики Смерти» - больше рассказывает о том, какие гадости делали поляки, пока фашисты бесчинствовали в крупных городах. Сосед придает соседа из-за денег, его мын насилует девочку и много такого. Хотя подлые фрицы пристрели одну престарелую пару за сокрытие трех поросят. Вспомнил еще два плюса: первое – шутка про секс по ночам, когда младший сын семьи, в которой жил Ромек, объяснял стоны матери за ночной кошмар. Я хохотал. Второе - этот же мальчик слишком близко к сердцу воспринял слова священника, игру в апостолов, и принес в себя в жертву, как Иисус. Игра превратилась в жизнь - опять предательство одного апостола и бесполезность жертвы. Или же он все-таки это сделал не зря?! Хорошее кино!
В самом деле, что оно означает? Понятно, что перевод вольный, но всё-таки. Тем более что оригинальный заголовок тоже весьма и весьма туманный. Загадка. Понятно, что решение кроется в диалоге об обрезках вафель, используемых при причащении, но, признаться, толку от этого мало. Уж очень там всё запутано. Я, собственно, это кино в свое время покупал по большей части из-за парнишки, сыгравшего главного героя, – очень он мне в «Шестом чувстве» приглянулся. А вышло так, что тут все детские роли сыграны очень даже здорово. Одно из немногочисленных достоинств картины. В целом же фильм получился, на мой взгляд, не очень. Раз-другой посмотреть и будет. Во-первых, немного раздражает повышенное внимание религии. С учетом того, что речь идет о католицизме, понять и прочувствовать всю глубину происходящего не удается. На откровенное помешательство мальчишки, возомнившего себя Иисусом, смотреть, прямо скажем, тоже не очень приятно. Неплохой финал у фильма, самопожертвование впечатляет, но учитывая, что речь идет о ребенке с явно помутившимся рассудком… Ценность эпизода падает вдвое. Можете считать это личной неприязнью к сумасшедшим. Если бы не эти два направления развития сюжета – как знать, может, кино смотрелось бы лучше. А так… Из того, что понравилось, не могу не отметить отменно раскрытую тему человеческой подлости, трусости и низости. Как ловко предприимчивые поляки наживались на беде своих же собственных соотечественников! Причем эта тема – она не первый раз затрагивается в американских фильмах о войне. Вот и в «Пианисте», помнится, был момент, когда польские евреи обвиняли во всем американских – дескать, те захапали себе все деньги, а помощи от них – ноль. Или сцена, когда уже, казалось бы, вовсю функционирует гетто, но деньги и там решают если не всё, то очень многое. Я к тому, что вот тебе и народное единство. В «Ликах смерти» всё еще изощреннее. Грабить спасающихся бегством евреев, угрожая им, и без того загнанным в угол, расправой – это сильно. В исполнении подростков – на порядок жестче. Я уже не говорю о таких мелочах, как слежка за соседом, не приютил ли он ненароком еврея и т.п. Собственная шкура – она, понятное дело, дороже всего на свете. Есть, одним словом, неплохие стороны у этого фильма, но общее впечатление, тем не менее, таково: картина оставляет желать лучшего – в первую очередь с точки возникающих в процессе е восприятия трудностей. Так что я, пожалуй, ограничусь двумя ее просмотрами с интервалом в добрых 4,5 года и не стану более к ней возвращаться: дюже она меня разочаровала. 6 из 10
Подозревал ли Олег Куваев, что крылатая фраза из его знаменитого мультфильма подходит сюда. Скорее нет. В самом деле, у какого переводчика поднялась рука назвать данный фильм подобным образом?! С его нелегкой руки в фильмографии актёров, снявшихся в данном фильме, появилась весьма странная номинация: снялся в 'Ликах смерти'. Как такое может быть, если одноименный фильм является по сути документальным. За фантазию при переводе названия фильма переводчикам ставлю минус. Теперь о фильме. Да, фильм так или иначе, прямо или косвенно затрагивает вещи 'с сексом связанные'. Это правда, пример одной из наивных фраз ребенка: 'Мама кричит по ночам из-за своих кошмаров.' или вот ещё: 'И что они делают, запершиеся вдвоём в сарае?' Ответ от более опытного старшего брата: 'Лежат друг на друге голыми!' Также здесь присутствует изнасилование, и расплата насильника, путем выстрела ему по причинным местам из пистолета. Общая сторона картины разворачивается вокруг религиозности, воспитание детей в вере в Бога. А также что может из этого выйти, если дети слишком наивно берут за правду любые слова более старших собратьев, а также взрослых. Детская наивность, переживания, которые по-свойски происходят у маленьких человечков, здесь показаны с правдивостью, которую только можно выжать из маленьких актёров. Не стоит забывать, что происходящие события были во время войны. А война - самое ужасное, что может быть для детей, непорочных и абсолютно невиноватых в том, чего заварили взрослые. Музыка, если и была в этом фильме, то она практически не замечена, была как фон. Помимо этого, возникает ощущение, что фильм снят на камеру среднего класса, которую носили на руках и постоянно трясли. Может быть, таким образом хотели погрузить зрителя в реальность происходящего, возможно. Весь фильм, при первом просмотре оного, было состояние напряжения. Буквально болел за героев! Однако, при игре Хейли Дж. Осмента возникло в процессе фильма довольно противоречивое чувство, когда фашисты заставили его героя, Ромека, обыскивать евреев, тогда и пришлось изумиться такому поведению его героя. Чего обычно от его героев не ожидал, так этого уж точно неожиданностью стало. В общем, неплохо. Фильм сравним с фильмом 'Мальчик в полосатой пижаме'. Происходящее на экране показало детскую наивность с той же степенью, как и там, но здесь, может быть кому-то покажется лучше. Смотреть можно, но 'на пару раз'. Да, и напоследок... 'Божьи крохи' подходящее название.