Продюсер Хенри Бланк выбрал для этой картины идеально захватывающий, сбалансированный, впечатляющий, я бы сказал стремительно разворачивающийся, эпизод одного драматического сражения второй мировой войны. Воспоминания об имевшем место быть в истории сверхсекретном инциденте возле линии обороны Зигфрида в дни войны послужили Роберту Пирошу основой для создания сюжета. Центральным персонажем всех происходящих событий «Ада для героев» является крутой, задиристый сержант Ривзз в исполнении легендарного и мною любимого Стива МакКуина, проявившего просто титаническую храбрость в бою, качество стойкого лидера и уникальную способность к импровизации в самой гуще жуткой и кажущейся безнадежной операции по сдерживанию превосходящих сил противника. Инициатива и сопротивление доводят сержанта до военного трибунала за превышение власти. МакКуин исполняет главную роль с завидно жесткой деловитой сдержанностью и самообладанием, хотя в игре чувствуется почти что звериная напряженность, сквозь которую чувствуется все-таки измученный, уставший, изнеможденный но не сдавшийся человек, постоянно готовый к броску, как свернувшаяся в кольцо змея. Чем-то этот образ до боли в душе напомнил мне о созданных им в последствии шедеврах «Мотылек», «Ле Ман», «Большой побег». Образ вечного, непримиримого бойца, готового бросить вызов любому, кто покусится на его свободу, принципы, идеалы стал этакой своеобразной визитной карточкой Стива. Есть что-общее, нечто похожее в этих краеугольных камнях его, увы недолгой, но яркой, и крайне интересной творческой жизни. По началу, с первыми кадрами фильм мне показался чуть ли не старой военной комедией на манер «Мистера Питкина», но ближе к середине события, резко закручивающиеся по неумолимой спирали сюжета не дают расслабится ни на секунду ! Каждый шаг, каждый вздох главных героев воспринимается с напряжением, оторваться просто не возможно. При всей своей драматичности, фильм смотрится на одном дыхании. Снятая, в довольно скромном, черно-белом формате, лента Дона Сигала лаконично, скромно, не спеша но жестко фиксирует роковую жестокость войны, ее жертвы, цену, за которую приходится платить вообще любой войне. Возможно, не в виде графических спецэффектов, но столь же эффектно, столь же напряженно как и Стивен Спилберг, тридцать шесть лет спустя воплотивший данный прием в своем знаменитом полотне «Спасти рядового Райана». Сигал не гнался в 1962 году за спецэффектами, ему это не было нужно. Да и собственно цифровые технологии не были пока на вооружении у даже самых маститых режиссеров, однако он сделал это искусно, тонко, ювелирно, также, как это сделал Спилберг в 1998 году. 8 из 10
Режиссер этого фильма Дон Сигел скажет: «Ни одна из сторон выигрывает войну. Как лицемерны воюющие народы. У обеих сторон есть свои священники и министры молящиеся одному Богу за победу. Война бессмысленна и бесполезна. Это правда, что ад для героев. Так же верно то, что для героев есть только ад». Черно-белый фильм Сигела, который нередко с документальной точностью фиксирует некоторые военные сражения и рассказывает о непредвиденных ситуациях, которые часто случаются на войне. Дон Сигел всегда рассказывал сюжеты, в которых личность одерживала верх над обстоятельствами, не стал исключением и этот фильм. Впрочем, иногда кажется что лучше бы в главной роли снялся (более органичный для Сигела) Клинт Иствуд, либо режиссером стали (более привычные для МакКуина) Пекинпа или Роберт Уайз. 7 из 10
Вторая мировая война, 1944-й год, американские войска во Франции. Рота пехотинцев находится на отдыхе, и солдатам сказано, что, скорее всего, они будут отправлены домой, в Штаты. Люди расслаблены, они радуются возможности отойти от войны. В этот момент одно из отделений роты пополняется новеньким солдатом — рядовым Ризом (очередная блестящая роль Стива МакКуина). Новенький меньше всего выглядит новобранцем: суровое, всё в морщинах лицо, хотя парень ещё достаточно молод (Стив МакКуин исполнял свою роль в возрасте 32-х лет), колючий взгляд, замкнутый, необщительный, немногословный, в его манере держаться ощущается готовность в любую секунду совершить прыжок, подобно кобре, — по всему видно, что солдат побывал уже в самых страшных боях. Кроме того, очевиден сложный и задиристый характер Риза: новенький не подаёт в ответ руку при знакомстве с капралом Хеншоу (ещё один звёздный актёр фильма — Джеймс Коберн) и посылает подальше другого солдата — весёлого и практичного Корби (Бобби Дэрин). Когда же сержант Ларкин (Гарри Гуардино) спрашивает Риза, почему тот опоздал с прибытием на целых 3 дня, тот отвечает: «Я просто друга встретил.» Дисциплина у рядового Риза — слабое место, и Стиву МакКуину удаётся очень чётко это показать и передать, потому, видимо, что сам МакКуин в детстве воспитывался в школе для трудных подростков, и сам отличался в ранние годы крутым нравом. Единственным человеком, кто встретил Риза на новом месте службы с искренной улыбкой, был сержант Пайк (Фесс Паркер) — очевидно, что раньше Пайку и Ризу уже приходилось воевать вместе, и Пайк знал, на что способен в бою этот мрачный неприветливый новичок. Ещё одно подтверждение всему сказанному про Риза — сцена в баре, куда солдат отправился в одиночку выпить. Барменша заявила, что военных они не обслуживают. На что Риз, не пророня ни слова, зашёл за барную стойку, и самовольно выбрав себе бутылку, стал пить её прямо из горла. В дальнейшем между барменшей и Ризом вспыхнула ссора, которую прервал приход в бар сержанта Пайка. Пайк и Риз поговорили по душам, и сержант признался Ризу, что роту отправляют сегодня ночью вовсе не домой, а наоборот — на передовую. Ночью американские войска были переброшены в заданные позиции на передовой, но на утро оказалось, что слева и справа от отделения Ларкина… никого нет! Соседи ушли намного дальше по обе стороны, и таким образом, сержант и 6 человек под его командой остались лицом-к-лицу одни против многократно превосходящего их противника. Что делать в такой ситуации? Если немцы узнают, что напротив них всего лишь малая горстка солдат, то это неминуемая смерть для отделения Ларкина. Жизненно необходимо найти какое-то решение, лежащее за пределами всевозможных шаблонов и устава, цена на кону — жизнь. Опытный солдат Риз предлагает именно такое нестандартное решение — крайне дерзкое и рискованное, но единственно верное, по его мнению. Начинается «ад для героев»… Очень сильный батальный фильм. Упор в нём не делается на спецэффекты и какие-то супер-зрелищные схватки, но от этого фильм захватывает внимание ничуть не меньше — напряжение и драматизм держат зрителя до последней секунды. Дон Сигел сделал свою картину чёрно-белой, и на мой взгляд, этот выбор мастера совершенно оправдан — качество картинки в полном порядке, а помимо этого, достигается нужная атмосфера. Самое главное, что автору удалось передать подлинный героизм простых солдат, лишённый всякого пафоса. В этом отношении «Ад для героев» напомнил мне картину «Железный крест» Сэма Пекинпа, друга Дона Сигела (кстати, и там, и там снимался Джеймс Коберн). Такие фильмы вдохновляют. 8,5 из 10